дата установление дипломатических отношений между ссср и сша дата

Установлены дипломатические отношения между СССР и США

дата установление дипломатических отношений между ссср и сша дата. дата установление дипломатических отношений между ссср и сша дата фото. картинка дата установление дипломатических отношений между ссср и сша дата. смотреть фото дата установление дипломатических отношений между ссср и сша дата. смотреть картинку дата установление дипломатических отношений между ссср и сша дата.

Дипломатические отношения между Россией и США были установлены еще в 1807 году, а первый официальный контакт с одной из американских колоний произошёл в 1698 году. В 19 веке контакты между странами сводились в основном к вопросам, связанным с Аляской и другими владениями России в Северной Америке. В Первую мировую войну Россия и США вступили союзниками.

После Октябрьской революции 1917 года Соединенные Штаты отказались признавать Советское правительство. И в 1918-1920 годах американские войска приняли участие в иностранной интервенции, оказав поддержку Белой армии. В США была развёрнута борьба против коммунистического и социалистического движения — запрещалась деятельность организаций левого толка, из страны выдворялись опасные, по мнению властей, лица.

В начале 1930-х годов советское руководство стремилось избегать конфликтов и провокаций, поскольку страна находилась в процессе глубочайших преобразований. Усилия советской дипломатии были направлены на расширение и урегулирование отношений с другими государствами.

В свою очередь, крупнейшие капиталистические страны также были заинтересованы в сотрудничестве с СССР, который рассматривался как огромный потенциальный рынок. А рост нацизма в Германии создавал базу для сотрудничества между всеми европейскими державами. Немаловажную роль в реализации новой внешнеполитической программы сыграл М.М. Литвинов, в 1930 году занявший пост наркома иностранных дел СССР.

В конце 1933 года состоялся визит Литвинова в Вашингтон, где в результате переговоров с новым президентом США Ф.Д.Рузвельтом 16 ноября 1933 года были установлены дипломатические отношения между США и СССР.

По этому случаю в Овальном кабинете Белого дома крупнейший американский магнат-миллиардер Арманд Хаммер в присутствии наркома Литвинова преподнес президенту США Франклину Рузвельту «модель» великой русской реки Волги. Этот сувенир из платины, золота, серебра и бриллиантов был изготовлен в 1913 году в мастерской Карла Фаберже.

Источник

Дата установление дипломатических отношений между ссср и сша дата

Признание советского правительства,
с которым мы не поддерживали никаких отношений с 1918 г.,
по крайней мере косвенно и частично было мотивировано озабоченностью правительства США
в результате агрессии Японии в Азии и прихода Гитлера к власти в Германии.

Для того чтобы лучше понять необходимость установления дипломатических отношений США с Советским союзом, для начала нужно рассмотреть международную обстановку в целом, а также основные интересы сторон.

США в течение 16 лет не желали признавать Советский Союз, поскольку они не хотели считаться с фактом свершившейся Октябрьской революции и вызванными ею изменениями. Американская элита не могла смириться с существованием СССР не потому, что у них были большие государственные споры с Советским Союзом или потому, что они больше других пострадали от революционного законодательства, нет. На самом деле, они просто продолжали борьбу, которую провозгласили все капиталистические страны после Октябрьской революции против новой советской системы государства.

У США и Советского Союза были разные исходные позиции в нормализации двусторонних отношений. Советское правительство было заинтересовано во взаимовыгодных деловых отношениях с США, в налаживании торговли и экономических связей, в сотрудничестве для сохранения всеобщего мира. США хотели расширить торговые связи с Советским Союзом, а также использовать его в качестве противовеса Германии в Европе и Японии на Дальнем Востоке. В рассматриваемое время на отношения двух держав влияли тревожные перемены в мире, изменения в расстановке сил.

Причины установления дипломатических отношений

дата установление дипломатических отношений между ссср и сша дата. дата установление дипломатических отношений между ссср и сша дата фото. картинка дата установление дипломатических отношений между ссср и сша дата. смотреть фото дата установление дипломатических отношений между ссср и сша дата. смотреть картинку дата установление дипломатических отношений между ссср и сша дата.

Следующей причиной стал, несомненно, возросший авторитет СССР. Несмотря на определенные трудности, шло широкое развитие социализма, как в городе, так и в деревне. В стране была ликвидирована безработица. Однако успехи, достигнутые в Советском Союзе, резко противопоставлялись падению производственной активности в Соединенных Штатах. В 1932 г. там насчитывалось до 17 млн. безработных – что составляло почти половину рабочего класса того времени. Также в 1932 г в США наблюдалось общее падение промышленного производства на 41,2%! Таким образом, американским бизнесменам поневоле пришлось оценить значение советско-американской торговли. За 10 лет (1923-1932) товарооборот составил 621 млн. долл., при этом с 482 млн. долл. в пользу США. Кроме того, десятки американских фирм, причем достаточно солидных, таких как «Форд», «Дюпон де Немур», «Дженерал электрик» и другие, имели договоры или специальные контракты на предоставление технической и технологической помощи СССР, что приносило им определенную прибыль.

Также, одной из важнейших причин был неуклонный рост в США движения за признание СССР. По этому вопросу летом 1933 г. в США был образован Комитет по русско-американским отношениям. Комитет провел опрос: из 152 опрошенных крупных американских корпораций 78 высказывались за нормализацию отношений с СССР.

Желая поскорее урегулировать вопросы, связанные с урегулированием советско-американских отношений, что было очень важно с точки зрения сохранения всеобщего мира, Советское правительство пошло на односторонний отказ от всех претензий к США за совершенную ими в 1918 – 1920 гг. вооруженную интервенцию в Сибири.

Таким образом, 17 ноября 1933 г. было объявлено об официальном признании Соединенными Штатами Советского Союза.

дата установление дипломатических отношений между ссср и сша дата. дата установление дипломатических отношений между ссср и сша дата фото. картинка дата установление дипломатических отношений между ссср и сша дата. смотреть фото дата установление дипломатических отношений между ссср и сша дата. смотреть картинку дата установление дипломатических отношений между ссср и сша дата.

По случаю успешного завершения переговоров, и признания Советского Союза Соединенными Штатами по инициативе Американо-русской торговой палаты 24 ноября в Нью-Йорке был организован большой прием, на котором присутствовало более 2 тысяч человек.

Однако недолго длилась эйфория, связанная с признанием Соединенными Штатами СССР. Вопреки оптимистическим прогнозам, далее отношения между державами стали складываться сложно и напряженно.

Источник

«Противовес Германии и Японии»: как СССР и США установили дипломатические отношения

По стечению обстоятельств, история российско-американских отношений существует дольше, чем сами Соединённые Штаты как государство. В 1698 году в рамках Великого посольства царь Пётр I провёл в Лондоне встречу с Уильямом Пенном, основателем колонии Пенсильвания, которая в будущем стала одним из штатов США. Позднее, в ходе Войны за независимость Российская империя отказалась помогать британцам и, объявив о нейтралитете, негласно поддерживала американцев.

В 1809 году между Россией и Соединёнными Штатами были официально установлены дипломатические отношения. Несмотря на то что моряки и торговцы молодого государства не всегда дружественно вели себя по отношению к обитателям Русской Америки, в целом отношения между Санкт-Петербургом и Вашингтоном были достаточно спокойными. Россия и США подписали ряд двусторонних международных актов, а в 1867 году Соединённые Штаты выкупили у Российской империи Аляску.

Стремительно портиться отношения между Россией и США стали в 1880-е годы, когда американцы устремились на Дальний Восток и начали лоббировать там свои интересы. В американском обществе постепенно стало формироваться представление о России как о «несвободном» государстве. В начале ХХ столетия адмирал Альфред Мэхэн, бывший член Морского комитета по стратегии США, разработал планы по сдерживанию «континентальной» России путём создания мощного блока морских держав. В ходе Русско-японской войны Штаты оказывали активную экономическую, дипломатическую и военно-техническую поддержку Японии.

Революционный фактор

Потепление отношений между Россией и США наступило только в 1917 году — после Февральской революции и официального вступления Соединённых Штатов в Первую мировую войну на стороне Антанты.

Октябрьскую революцию официальный Вашингтон воспринял настороженно. Государственный департамент направил в американское посольство в России инструкцию, в которой содержалась рекомендация воздерживаться от прямых контактов с руководством большевиков. Однако при этом американские власти поначалу не разделяли позицию Англии и Франции, которые уже в конце 1917 года начали готовиться к интервенции и заочно делить Россию на зоны влияния. В начале марта 1918-го президент США Вудро Вильсон даже отправил приветственную телеграмму Всероссийскому съезду Советов в Москве. В Вашингтоне рассчитывали убедить большевиков в целесообразности союза с Антантой и совместных военных действий против Германии. Однако Советская Россия хотела мира любой ценой, чтобы восстановить силы.

Весной 1918 года Англия и Франция ввели свои войска на север России, а Япония — на Дальний Восток. 15 августа Соединённые Штаты официально отказались признавать государственность Советской России и высадили свой экспедиционный корпус во Владивостоке.

Несмотря на декларативный нейтралитет, американские интервенты отличались чрезвычайной жестокостью по отношению к русским — причём как к тем, кто действительно поддерживал большевиков, так и к тем, кого в этом обвиняли без всяких оснований. Мирных людей пытали, грабили, незаконно лишали свободы и убивали. Отчасти из-за американских интервентов множество российских крестьян, прежде политически нейтральных, перешли на сторону красных. Когда стало ясно, что у Белого движения в России нет никаких перспектив, власти США приняли решение об отзыве своего корпуса. В апреле 1920 года он был полностью выведен с территории России.

Ещё раньше, в сентябре 1919-го, Россию покинуло американское посольство. Послом России в США официальный Вашингтон вплоть до июня 1922 года считал назначенного Временным правительством Бориса Бахметьева. В 1918—1919 годах Совнарком предпринял две попытки установить дипломатические отношения с США, но Вашингтон их проигнорировал. Осенью 1922-го Соединённые Штаты официально аннулировали полномочия ранее существовавших на их территории российских консульств.

Республиканская заморозка

«Отказ принять факт создания в 1922 году Советского Союза был связан с идеологическими причинами. К власти в Соединённых Штатах пришли крайне консервативные силы. Частное предпринимательство было для них всем. И политика, не соответствующая данной установке, воспринималась как святотатство, как нечто совершенно невообразимое», — рассказал в беседе с RT руководитель Центра военно-политических исследований Института США и Канады РАН Владимир Батюк.

В 1921 году президентом США стал Уоррен Гардинг. С этого начался период двенадцатилетней гегемонии Республиканской партии в Белом доме.

«Несмотря на отсутствие дипломатических связей, в 1920-е годы торгово-экономические отношения между СССР и США существовали, однако развиваться нормально они не могли из-за политических препятствий», — отметил Батюк.

Официальный Вашингтон не только отказывался помогать американским бизнесменам сотрудничать с Советским Союзом, но даже начал на определённом этапе осознанно препятствовать таким связям.

«Республиканцы были убеждёнными антикоммунистами. Они рассчитывали на то, что Советский Союз не выдержит выпавших на его долю испытаний и развалится. Даже когда при них началась Великая депрессия, они думали, что это ненадолго, и не хотели корректировать свою внешнюю политику, хотя она объективно мешала экономическому развитию США. Администрация Герберта Гувера, пришедшего к власти в 1929 году, открыто препятствовала сотрудничеству американских коммерсантов с СССР», — рассказал в интервью RT главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев.

Незадолго до начала экономического кризиса, в апреле 1929 года, государственный секретарь США Генри Стимсон в ответ на призывы бизнеса установить дипломатические отношения с СССР официально уведомил Американскую федерацию труда, что Белый дом не планирует менять свою политику в отношении Советского Союза. В 1932 году Стимсон подтвердил данную позицию властей США в переписке с дипломатами и сенаторами.

Несмотря на то что в начале 1930-х Москва закупила 77% экспортируемых из США тракторов и 57% металлорежущих станков, а промышленная продукция по советским заказам изготавливалась сразу в 36 штатах, Гувер вводил для торгующих с СССР фирм новые пошлины, а республиканцы инициировали создание антисоветских следственных комиссий.

Рузвельтовская оттепель

«Отношение в США к Советскому Союзу начало меняться только после того, как пост президента Соединённых Штатов в 1933 году занял демократ Франклин Рузвельт. Он понимал, что кризис — это всерьёз и надолго, и поэтому политику нужно корректировать», — отметил Васильев в беседе с RT.

В 1933 году Москву посетил бывший руководитель миссии Красного Креста в России, известный американский общественно-политический деятель Раймонд Роббинс. Ещё в годы революции он хоть и не сочувствовал большевикам, но считал их приход к власти свершившимся фактом, а попытки отрицать политическую реальность — контрпродуктивными. Весной 1933 года он встретился с наркомом иностранных дел СССР Максимом Литвиновым, а затем был принят Иосифом Сталиным. Возвратившись в США, Роббинс донёс до окружения Рузвельта информацию о том, что советское руководство настроено на конструктивный диалог с Соединёнными Штатами.

Первый дипломатический прорыв произошёл 16 мая 1933 года, когда президент США, обращаясь к 53 иностранным государствам с предложениями по вопросам международной безопасности и экономического сотрудничества, адресовал их в том числе и Советскому Союзу. Председатель ЦИК Михаил Калинин предложения Рузвельта поддержал.

Однако позиция Белого дома поначалу не устраивала чиновников Госдепа. В июле 1933-го внешнеполитическое ведомство направило президенту США записку, содержавшую заведомо неприемлемые условия для переговоров с Советским Союзом: признание Москвой всех долгов царского и временного правительств, компенсации за национализированное после революции имущество и самое главное — «преодоление различий между социальной и экономической структурой СССР и США».

Американские дипломаты утверждали, что советское законодательство, монопольный характер внешней торговли в СССР и классовый характер государства делают невозможным развитие отношений между Москвой и Вашингтоном. В то же самое время представители экономического блока администрации президента убеждали Рузвельта в том, что диалог с СССР выстраивать нужно.

В начале октября 1933 года глава Госдепа Корделл Халл попытался настоять на том, чтобы сделать признание Москвой старых долгов условием для начала переговоров, однако Рузвельт эту идею не поддержал.

«Реальность была такова, что экономическому сотрудничеству между США и Советским Союзом нужно было придать, наконец, официальный статус. Кроме того, американская администрация была напугана приходом к власти в Германии нацистов и была вынуждена искать геополитический противовес Берлину», — отметил Васильев.

По словам Владимира Батюка, официальный Вашингтон также очень сильно беспокоился из-за возросшей активности Японии в дальневосточном и тихоокеанском регионах. По мнению части американских дипломатов, установление дипломатических отношений с Советским Союзом должно было сдержать внешнеполитические амбиции Токио. На этом фоне государственный секретарь Корделл Халл изменил свою позицию и на очередной встрече с Рузвельтом признал, что СССР — миролюбивая страна, поэтому стоит рассмотреть возможность сотрудничества с Москвой.

Параллельно кампанию в поддержку установления дипломатических отношений проводили представители бизнеса, имевшего прочные связи с СССР, и общественные организации. В США было создано Общество друзей Советского Союза, отделения которого в 1933 году действовали уже в 20 штатах. С петицией в поддержку сотрудничества с СССР к Рузвельту обратились также представители 268 американских высших учебных заведений.

Дипломатические отношения

10 октября 1933 года Франклин Рузвельт обратился к Михаилу Калинину с посланием, в котором назвал состояние двусторонних отношений ненормальным и призвал их урегулировать. Калинин инициативу Рузвельта поддержал. 7 ноября на переговоры в Вашингтон прибыл советский нарком иностранных дел Максим Литвинов.

Корделл Халл попытался поднять вопросы долгов, компенсаций, введения особого правового статуса для американцев в СССР и ограничения деятельности Коминтерна. Однако Литвин отверг претензии Вашингтона по всем пунктам и напомнил об ущербе, нанесённом Соединёнными Штатами Советской России в ходе вооружённой интервенции. К переговорам подключился и Рузвельт. Обсуждение с взаимных претензий перешло на международную ситуацию. Представители Москвы и Вашингтона согласились с тезисом о недопустимости распространения в мире милитаризма. Произошёл также обмен нотами о взаимном уважении суверенитета.

По итогам переговоров советская сторона согласилась удовлетворить часть экономических претензий Вашингтона в обмен на предоставление займа, а также сняла вопрос о денежных компенсациях за интервенцию. Рузвельт, в свою очередь, отказался от всех остальных условий, выдвинутых ранее Госдепом.

16 ноября 1933 года между СССР и США были официально установлены дипломатические отношения.

«На позицию Рузвельта по советскому вопросу, помимо желания поддержать американскую экономику советскими заказами и найти противовес Германии и Японии, повлиял тот факт, что новый американский президент имел достаточно левые взгляды. Его интересовал советский опыт решения глобальных социально-экономических проблем. И не зря именно при Рузвельте в Соединённых Штатах произошли политико-экономические преобразования в вопросах государственного регулирования экономики, труда и социальных гарантий населению практически социалистического толка. Однако после Второй мировой войны, из которой Вашингтон вышел в хорошем экономическом состоянии, в США победила реакция. Меры, предпринятые Рузвельтом в сфере сближения с Советским Союзом во время Великой депрессии, были расценены как чрезвычайные и свёрнуты. Началось противостояние с Москвой, воспринятое американской элитой как восстановление нормального состояния вашингтонской политики», — подытожил Владимир Васильев.

Источник

Этот день в истории: 16 ноября 1933 года — дипотношения между СССР и США

дата установление дипломатических отношений между ссср и сша дата. дата установление дипломатических отношений между ссср и сша дата фото. картинка дата установление дипломатических отношений между ссср и сша дата. смотреть фото дата установление дипломатических отношений между ссср и сша дата. смотреть картинку дата установление дипломатических отношений между ссср и сша дата.

16 ноября 1933 года в Вашингтоне, в Овальном кабинете Белого дома Нарком по иностранным делам СССР Максим Литвинов и президент США Франклин Рузвельт объявили об установлении дипломатических отношений между двумя странами.

Дипломатические отношения между Россией и США были установлены еще в 1807 году, а первый официальный контакт с одной из американских колоний произошёл в 1698 году. В XIX веке контакты между странами сводились в основном к вопросам, связанным с Аляской и другими владениями России в Северной Америке. А в начале XX столетия Россия и США вступили союзниками в Первой мировой войне.

После Октябрьской революции 1917 года Соединенные Штаты отказались признавать Советское правительство. Более того, в 1918—1920 годах американские войска приняли участие в иностранной интервенции, оказав поддержку Белой армии. Одновременно в США была развёрнута борьба против коммунистического и социалистического движения — запрещалась деятельность организаций левого толка, из страны выдворялись опасные по мнению властей лица.

В начале 1930-х годов советское руководство стремилось избегать конфликтов и провокаций, поскольку страна находилась в процессе глубочайших преобразований. Усилия советской дипломатии были направлены на расширение и урегулирование отношений с другими государствами.

В свою очередь, крупнейшие капиталистические страны также были заинтересованы в сотрудничестве с СССР, который рассматривался как огромный потенциальный рынок. А рост нацизма в Германии создавал базу для сотрудничества между всеми европейскими державами. Немаловажную роль в реализации новой внешнеполитической программы сыграл М.М. Литвинов, в 1930 году занявший пост наркома иностранных дел СССР.

В конце осени 1933 года состоялся визит Литвинова в Вашингтон, где в результате переговоров с новым президентом США Ф.Д.Рузвельтом 16 ноября 1933 года были установлены дипломатические отношения между США и СССР.

По этому случаю в Овальном кабинете Белого дома крупнейший американский магнат-миллиардер Арманд Хаммер в присутствии наркома Литвинова преподнес президенту США Франклину Рузвельту «модель» великой русской реки Волги. Этот сувенир из платины, золота, серебра и бриллиантов был изготовлен в 1913 году в мастерской Карла Фаберже.

Источник

История дипломатических отношений СССР/России и США. Справка

Госсекретарь США Хиллари Клинтон 12 октября в рамках своего европейского турне прибывает в Россию, где обсудит новую конфигурацию национальной ПРО, новый договор по СНВ и актуальные международные проблемы. Клинтон встретится с президентом России Дмитрием Медведевым, а также проведет переговоры с главой МИД РФ Сергеем Лавровым.

После Октябрьской революции 1917 года Соединенные Штаты Америки отказались признать советское правительство. Импульс началу нового политического диалога дали торговые связи, установившиеся между двумя странами в конце 1920‑х – начале 1930‑х годов. В нормализации отношений с Советским Союзом сыграла существенную роль заинтересованность деловых кругов США в торговле с Советским государством.

10 октября 1933 года президент США Франклин Рузвельт направил послание председателю Центрального исполнительного комитета СССР Михаилу Калинину по вопросу установления дипломатических отношений между США и СССР. Ответное послание было направлено в США 17 октября 1933 года.

16 ноября 1933 года народный комиссар иностранных дел СССР Максим Литвинов и президент США Франклин Рузвельт обменялись нотами об установлении дипломатических отношений между двумя странами. Первым полпредом СССР в США был назначен видный советский дипломат Александр Трояновский, а первым американским послом в Советской России стал Уильям Буллит.

13 июля 1935 года было заключено первое Соглашение о торговых взаимоотношениях между СССР и США.

4 августа 1937 года было заключено Соглашение о торговых отношениях между СССР и США, согласно которому стороны предоставили друг другу режим наибольшего благоприятствования во взаимной торговле.

В годы Второй мировой войны СССР и США были союзниками и активно сотрудничали в рамках Антигитлеровской коалиции. После нападения фашистской Германии на СССР 22 июня 1941 года американское правительство приняло решение об оказании экономического содействия Советскому Союзу в борьбе с фашистами.

В период Второй мировой войны США оказывали помощь странам‑союзницам по антигитлеровской коалиции, осуществляя поставки по ленд‑лизу (англ. lend‑lease, от lend ‑ давать взаймы и lease ‑ сдавать в аренду). Официально переговоры по ленд‑лизу с СССР начались 29 сентября 1941 года. Президент США Франклин Рузвельт направил в Москву своего представителя Аверелла Гарримана. 1 октября 1941 года Гарриман подписал первый протокол о поставках Советскому Союзу на сумму 1 миллиард долларов на срок девять месяцев. 7 ноября 1941 года Рузвельт подписал документ о распространении ленд‑лиза на СССР. Первые поставки в Советский Союз по ленд‑лизу начались уже в октябре 1941 года.

6 июня 1944 года англо‑американский воздушный и морской десанты высадились в Нормандии. Тем самым был открыт второй фронт. 25 апреля 1945 года подразделения 58‑й гвардейской стрелковой дивизии I Украинского фронта и 69‑й пехотной дивизии армии США встретились на реке Эльба близ немецкого города Торгау.

Огромное значение для решения вопросов ведения войны и послевоенного устройства мира имели Тегеранская (ноябрь 1943 года), Ялтинская (февраль 1945 года) и Потсдамская (июль – август 1945 года) конференции глав правительств СССР, США и Великобритании.

После завершения Второй мировой войны, когда мир фактически разделился на сферы влияния двух блоков с разными социально‑политическими системами, между СССР и США началась «холодная война», продолжавшаяся более 40 лет. Были созданы военно‑политический блок НАТО и организация Варшавского договора. Соперничество СССР и США неизбежно вело к наращиванию вооружений обоими блоками. Началась гонка ракетно‑ядерных вооружений, которая привела к крайнему напряжению экономики обоих блоков, а также к жесткой дипломатической конфронтации.

Наиболее драматичной страницей истории послевоенных советско‑американских отношений является Карибский кризис (октябрь 1962 года), который возник после размещения на Кубе советских баллистических ракет. Этот шаг рассматривался советским руководством в качестве ответа на размещение американских ракет в Турции и Италии, а также на угрозы вторжения американских войск на Кубу. Войска США и их союзников были приведены в боевую готовность. В ответ в боевую готовность были приведены советские войска. Кризис, поставивший мир на грань ядерной войны, был ликвидирован вследствие трезвой позиции, занятой высшими руководителями СССР во главе с Никитой Хрущёвым и США во главе с президентом Джоном Кеннеди.

Карибский кризис заставил лидеров сверхдержав осознать, что их противостояние может привести человечество к гибели. Подойдя к опасной черте, «холодная война» пошла на спад. СССР и США впервые заговорили об ограничении гонки вооружений.

В 1970‑х годах в ходе встреч на высшем уровне были приняты двусторонние обязательства по вопросам предотвращения ядерной войны, ограничения стратегических вооружений и разоружения.

В 1971 году было подписано Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США.

В 1972 году были подписаны Договор об ограничении систем противоракетной обороны, а также Временное соглашение между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ‑1).

В то же время в декабре 1974 года конгресс США принял поправку Джексона‑Вэника (The Jackson‑Vanik Amendment) к «Закону о торговле» США, в соответствии с которой запрещалось предоставлять режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставлять государственные кредиты и кредитные гарантии странам, которые нарушают или серьёзно ограничивают права своих граждан на эмиграцию.Формально эта норма была введена из‑за ограничений на эмиграцию советских граждан. После 1985 года и в условиях свободного выезда и эмиграции граждан СССР (а с 1991 года ‑ Российской Федерации) поправка утеряла свое значение, но официально не была отменена.

В июле 1975 года в рамках международной космической программы «Союз‑Аполлон» была осуществлена стыковка кораблей «Союз» и «Аполлон», которая стала первым крупным мероприятием в рамках российско‑американского космического сотрудничества.

После ввода советских войск в Афганистан в 1979 году администрацией США во главе с президентом Картером была разработана так называемая «доктрина Картера», состоящая из ряда мер политического и экономического воздействия на Советский Союз и его внешнюю политику. Были установлены эмбарго на поставки зерна в СССР; сокращался обмен в культурной, научной и технической областях; большинство западных держав бойкотировали Олимпийские игры в Москве 1980 года.

(«Энциклопедия российско‑американских отношений XVIII –XX века» М. «Международные отношения» 2001 г. с. 597, 648‑649; Дипломатический словарь. Издательство «Наука» М. 1986 г. стр. 536)

После провозглашения в СССР курса на перестройку в ноябре 1985 года в Женеве состоялся советско‑американский саммит, в ходе которого состоялась встреча руководителя СССР Михаила Горбачева и президента США Рональда Рейгана. По инициативе советской стороны две державы приступили к обсуждению конкретных формул радикального сокращения своего ядерного потенциала. Результатом переговоров стал Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности, выработка которого завершилась в 1987 году.

В 1991 году был также подписан первый Договор между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ‑1).

В декабре 1989 года Михаил Горбачев и новый президент США Джордж Буш смогли обсудить ситуацию фактического прекращения «холодной войны».

Черта под периодом «холодной войны» была окончательно подведена лишь в 1991 году после распада СССР.

В июне 1992 года состоялся первый государственный визит Президента России Бориса Ельцина в США. В январе 1993 года в Москве побывал американский президент Дж. Буш‑старший. Итогом переговоров стало подписание Договора о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ‑2).

В июне 1997 года в городе Денвер (штат Колорадо) состоялся саммит «Группы восьми», на котором Россия впервые была полноправным участником в обсуждении практически всех вопросов повестки дня.

31 октября 2000 года на созданной совместными усилиями международной космической станции (МКС) приступил к работе первый российско‑американский экипаж.

В ноябре 2001 года на встрече российского и американского президентов Владимира Путина и Джорджа Буша в США было зафиксировано вступление обеих стран на путь новых отношений и преодоление наследия «холодной войны».

В 2002 году Министерство торговли США приняло решение о признании с 1 апреля 2002 года рыночного статуса российской экономики по американскому торговому законодательству.

В мае 2002 года в ходе визита Джорджа Буша в Москву были подписаны Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов и Декларация о новых стратегических отношениях. Последовавшее вскоре формальное объявление о выходе США из Договора по ПРО не отразилось на состоянии отношений между двумя странами. Единственным последствием стало заявление России о том, что она не будет считать себя связанной условиями Договора СНВ-2. Однако тесное сотрудничество России и США в вопросе разоружения было продолжено.

3 июля 2007 года было принято Заявление о совместных действиях по развитию ядерной энергетики во всем мире и укреплению режима ядерного нераспространения.

6 апреля 2008 года после переговоров президента РФ Владимира Путина и главы администрации США Джорджа Буша была принята Сочинская декларация, в которой была подтверждена договоренность о намерении России и США выработать новое соглашение взамен договора СНВ. В принятом документе отмечается, что стороны намерены сотрудничать по ряду других военно‑политических вопросов: ДОВСЕ, распространению ядерных технологий, борьбе с международным терроризмом. В Декларации содержатся как принципы взаимодействия ‑ равноправие, взаимная выгода, учет интересов друг друга, так и конкретные сферы сотрудничества: продолжение экономического диалога, расширение возможностей для двустороннего инвестирования, вопрос о присоединении РФ к ВТО, отмена поправки Джексона‑Вэника, борьба с глобальным потеплением.

В Сочинской декларации отмечалось, что Россия и США «. полны решимости работать вместе, а также с другими государствами, для решения задач, связанных с глобальными вызовами 21‑го века, переводя российско‑американские отношения из состояния стратегического соперничества в стратегическое партнерство».

Поддержка Вашингтоном грузинской агрессии в августе 2008 года против российских миротворцев и мирных жителей Южной Осетии привела к осложнению российско‑американских отношений.

После избрания президентом США Барака Обамы из Вашингтона начали поступать сигналы о желании вернуть двустороннее сотрудничество в рабочее русло. C американской стороны были озвучены тезисы о необходимости осуществить «перезагрузку» российско‑американских отношений, готовности наладить полноформатное взаимодействие в решении актуальных проблем.

Первая личная встреча президентов России и США Дмитрия Медведева и Барака Обамы состоялась 1 апреля 2009 года на полях саммита «двадцатки» в Лондоне. Президенты обменялись мнениями по всем вопросам двусторонней и международной повестки, определили приоритеты и график работы на ближайшее время. По итогам встречи были приняты два совместных заявления – относительно переговоров по дальнейшим сокращениям СНВ и об общих рамках российско‑американских отношений.

6‑8 июля 2009 года президент США Барак Обама посетил Россию с первым государственным визитом.

Главным итогом визита стало подписание Россией и США рамочного соглашения по стратегическим наступательным вооружениям (СНВ), которое станет основой для нового договора по СНВ. Согласно параметрам будущего Договора, стороны намерены сократить почти в два раза количество ядерных боезарядов ‑ до 1500‑1675 единиц и их носителей ‑ до 500‑1100 единиц.

Важным достижением саммита также стало заключение соглашения о военном транзите в Афганистан, в котором идет речь как о наземном, так и о воздушном транзите. В соответствии с документом предполагается осуществление перевозок через территорию РФ различных грузов.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *