дата вступления в силу договора объединяющего фрг и гдр
Договор об объединении между ФРГ и ГДР
31 августа 1990 года в Берлине министр внутренних дел ФРГ Вольфганг Шойбле и парламентский статс-секретарь при премьер-министре ГДР Гюнтер Краузе подписали Договор об установлении германского единства между Федеративной Республикой Германией и Германской Демократической Республикой (Договор об объединении), предусматривавший воссоединение на основе механизма присоединения ГДР к ФРГ по статье 23 Конституции ФРГ.
Переговоры о возможности объединения ФРГ и ГДР и создания единого германского государства непрерывно, но безуспешно велись в течение сорока лет после окончания Второй мировой войны и возникновения на месте разгромленного Третьего рейха двух государств. Этому мешало много обстоятельств, в том числе такое существенное как противоположность социально-экономических и политических систем, на которых базировались эти два государства.
Правительства ФРГ и ГДР, а также держав-победительниц — СССР, США, Великобритании и Франции, несших в соответствии с послевоенными урегулированиями ответственность за «Германию в целом» и обладавшие соответствующими контрольными правами, не могли договориться по ключевому вопросу — каким будет военно-политический статус объединенной Германии. Западные державы настаивали на ее интеграции в НАТО. Советский Союз выступал за то, чтобы объединенная Германия не входила ни в какие военно-политические блоки и имела статус нейтрального или неприсоединившегося государства.
Уже в 1950-х годах было представлено несколько планов по объединению Германии, в том числе создание конфедерации двух немецких государств. Особое значение имела «Программа из десяти пунктов по преодолению раскола Германии и Европы» канцлера ФРГ Гельмута Коля от 1989 года, которая предусматривала создание конфедеративных структур с последующим объединением ГДР и ФРГ.
1 февраля 1990 года премьер-министр ГДР Ганс Модров выступил перед Народной палатой страны с концепцией германского единства, которая называлась «Германия — единое отечество». Конечной целью было провозглашение единого германского государства со столицей в Берлине. Был открыт путь к международно-политическому признанию неизбежности государственного объединения ГДР и ФРГ.
Основным вопросом в ГДР и ФРГ стал вопрос о способе предстоящего объединения. В преамбуле Основного закона ФРГ, принятого 23 мая 1949 года, была провозглашена идея национального и государственного единства немцев, обосновывалось их право на свободное самоопределение. Основной закон содержал две статьи, регулировавшие объединение Германии: статью 23 и статью 146. Статья 23 Основного закона гласила: «Этот Основной закон действует вначале на территории земель Баден, Бавария, Бремен, Большой Берлин, Гамбург, Гессен, Нижняя Саксония, Северный Рейн-Вестфалия, Рейнланд-Пфальц, Шлезвиг-Гольштейн, Вюртемберг-Баден и Вюртемберг-Гогенцоллерн.
В других частях Германии он должен вступить в силу после их присоединения». Статья 146 закрепляла следующее: «Этот Основной закон прекращает действовать в день вступления в силу Конституции, которая принята немецким народом путем свободного волеизъявления».
Путь к германскому единству в соответствии со статьей 23 значительно ускорял процесс объединения двух немецких государств, так как в этом случае не требовались предварительные переговоры о новой Конституции и предполагалось автоматическое распространение политических, правовых и экономических структур ФРГ на Восточную Германию.
Правовой основой процесса договорного урегулирования в отношении Германии стал целый ряд международно-правовых соглашений.
Первым крупным шагом на этом пути стал Договор о создании валютного, экономического и социального союза между ФРГ и ГДР от 18 мая 1990 года. ГДР утратила свой суверенитет в области финансовой и денежной политики. Вступление в действие Договора привело к денежной реформе. В результате марка ГДР была заменена немецкой маркой, ставшей единым платежным средством на территории еще параллельно существующих двух немецких государств. ГДР не только включалась в сферу действия дойч-марки, но и в Общий рынок Европейского сообщества.
Следующим шагом к практической реализации германского единства было приведение в соответствие административно-территориального деления ГДР и ФРГ. 22 июля 1990 года на территории ГДР было учреждено пять новых земель: Мекленбург, Бранденбург, Саксония-Ангальт, Тюрингия и Саксония.
Очередной ступенью на пути к немецкому единству стал договор «О подготовке и проведении первых общегерманских выборов немецкого бундестага» от 3 августа 1990 года, в котором были созданы предпосылки и единая правовая основа для общегерманских выборов, намеченных на 2 декабря 1990 года.
Завершение внутреннего процесса объединения Германии ознаменовал Договор между ФРГ и ГДР об установлении единства Германии (Договор об объединении), подписанный 31 августа 1990 года.
Договор представляет собой объемный документ, регулирующий все правовые аспекты создания единого германского государства.
Преамбула договора выражает мотивы объединения, а сущность договора определяется в 1-й статье: «С осуществлением вступления Германской Демократической Республики в Федеративную согласно статье 23 Основного закона 3 октября 1990 года земли Бранденбург, Мекленбург, Передняя Померания, Саксония, Саксония-Ангальт и Тюрингия становятся землями Федеративной республики Германии». В этой же статье установлено, что 23 района Берлина образуют «землю» Берлин, который является главным городом (столицей) Германии. Вопрос о пребывании правительства и парламента должен был решаться в особом порядке.
ФРГ брала на себя обязательство ввести в действие Основной закон на вошедшей в ее состав территории посредством принятия парламентом соответствующего правового акта. До присоединения допускались предусмотренные договором переходные и чрезвычайные положения.
Имущество и долги ГДР, в соответствии с документом, перешли к ФРГ.
Приложения к Договору об объединении регулировали вступление правовых норм ФРГ на присоединяемой территории.
Договор об объединении» от 31 августа 1990 года являлся международным договором. Федеральный конституционный суд в своем решении от 18 сентября 1990 года постановил, что Договор «имеет силу международного права, даже если по содержанию он регулирует не внешние отношения ФРГ».
12 сентября 1990 года в Москве министры иностранных дел Великобритании, СССР, США, Франции, ФРГ и ГДР подписали Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии, в котором Великобритания, СССР, США и Франция с одной стороны и представители обоих германских государств с другой стороны подтвердили создание объединенной Германии, включающей в себя территории ФРГ, ГДР и Западного Берлина.
3 октября 1990 года произошло официальное объединение ФРГ и ГДР. С 00 часов ГДР прекратила свое существование как государство,
Западный Берлин — как самостоятельная политическая единица с особым международным статусом. В соответствии с московским Договором от 12 сентября 1990 года Федеративная Республика Германия — объединенная Германия получила полный суверенитет в своей внутренней и внешней политике.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Министерство иностранных дел Российской Федерации
Навигация
ПРАВОВОЙ ДЕПАРТАМЕНТ МИД РОССИИ
ПЕРЕЧЕНЬ ДВУСТОРОННИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИЯ О НЕКОТОРЫХ ПЕРЕХОДНЫХ МЕРАХ
СПИСОК ДОКУМЕНТОВ ДОСТУПНЫХ ДЛЯ СКАЧИВАНИЯ
СОГЛАШЕНИЕ
между Правительством Союза Советских Социалистических Республик
Правительством Федеративной Республики Германии
о некоторых переходных мерах
Правительство Союза Советских Социалистических Республик и Правительство Федеративной Республики Германии,
учитывая достижение государственного единства Германии,
ссылаясь на Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Федеративной Республикой Германией об условиях временного пребывания и планомерного вывода советских войск с территории Федеративной Республики Германии,
ссылаясь на Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Федеративной Республикой Германией о развитии широкомасштабного сотрудничества в области экономики, промышленности, науки и техники,
исходя из того, что взаимно признанные принципы защиты доверия в отношении соглашений, заключенных между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Германской Демократической Республики, являются важным элементом для дальнейшего развития сотрудничества с его приспособлением к условиям рыночной экономики.
понимая, что настоящее Соглашение вносит дальнейший конкретный вклад, в рамках международных усилий, в развитие сотрудничества в Европе, который находится в русле позитивных европейских процессов,
договорились о нижеследующем:
(1) Договаривающиеся Стороны согласились с тем, что Советская Сторона на основе соответствующих договоров с Федеративной Республикой Германией несет расходы и затраты, связанные с временным пребыванием советских войск, их личного состава и членов семей:
— на территории федеральных земель Бранденбург, Мекленбург Передняя Померания, Саксония, Саксония-Ангальт и Тюрингия по состоянию на 3 октября 1990 года;
— и в приравненных к ним в смысле настоящего Соглашения территориях следующих городских районов федеральной земли Берлин: Митте, Пренцлауер Берг, Фридрихсхайн, Трептов, Кёпеник, Лихтенберг, Вайсензее, Панков, Марцан, Хоеншенхаузен, Хеллерсдорф по состоянию на 3 октября 1990 года, далее именуемых «территория пребывания».
(2) Договаривающиеся Стороны согласились в том, что в связи с введением немецкой марки в качестве законного платежного средства на территории пребывания советских войск создается специальный переходный фонд в немецких марках на период с 1991 по 1994 год. Этот фонд предназначен для оплаты расходов по содержанию и выводу советских войск, временно находящихся на территории пребывания.
Правительство Федеративной Республики Германии внесет в этот фонд с учетом вывода советских войск, который будет поэтапно завершен не позднее, чем к исходу 1994 года, общую сумму 3000 млн. немецких марок на период с 1991 по 1994 год.
В 1991 году из этой общей суммы будет выделена часть средств в сумме 1200 млн. немецких марок. Оставшаяся часть общей суммы распределяется на период с 1992 по 1994 год. Годовые суммы на 1992-1994 годы будут запрашиваться Советской Стороной в IV квартале года, предшествующего очередному календарному году.
Суммы месячных выплат из общей суммы на календарный год будут согласовываться компетентными органами Договаривающихся Сторон.
(4) Переходный фонд в немецких марках будет управляться органом, назначенным Правительством Союза Советских Социалистических Республик.
(1) Правительство Федеративной Республики Германии выделяет 1000 млн. немецких марок для покрытия транспортных расходов на поэтапный вывод советских войск с территории пребывания. В случае необходимости в рамках указанной суммы оно окажет техническую помощь путем предоставления железнодорожных транспортных средств и услуг на условиях, действующих в отношении германских вооруженных сил, для окончательного вывода советских войск и принадлежащего им имущества до советской границы или немецких морских портов, включая перевалочные расходы и портовые сборы, в соответствии со статьей 6 Приложения 1 Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Федеративной Республикой Германией об условиях временного пребывания и планомерного вывода советских войск с территории Федеративной Республики Германии.
(2) Определение годовых сумм и выплата месячных сумм из общей суммы на каждый календарный год будут согласовываться компетентными органами Договаривающихся Сторон.
(1) С целью частичной компенсации расходов, возникающих у Советской Стороны во время и после вывода советских войск с территории пребывания, Немецкая Сторона окажет Советской Стороне поддержку в осуществлении специальной программы гражданского жилищного строительства на территории Европейской части Союза Советских Социалистических Республик для выводимых советских войск, которая запроектирована Советской Стороной на период 1991- 1994 годов с целью сооружения 4 млн. кв. м жилой площади.
(2) Правительство Федеративной Республики Германии выделяет для финансирования этой программы в течение 1991-1994 годов в общей сложности 7800 млн. немецких марок. Эти средства предназначены исключительно для целевых проектов жилищного строительства в Европейской части Союза Советских Социалистических Республик, понимаемых как расширение городов и поселков городского типа, и сооружения в 1991-1992 годах 4 домостроительных комбинатов мощностью по 100 тыс. кв. м в год каждый.
Порядок зачисления предоставляемых Правительством Федеративной Республики Германии средств и порядок их использования будет урегулирован Договаривающимися Сторонами в отдельном протоколе таким образом, чтобы вышеназванная программа могла быть выполнена в установленный срок.
(3) В рамках суммы, предоставляемой Правительством Федеративной Республики Германии, и собственных вкладов Советской Стороны могут быть реализованы различные варианты строительства «под ключ» жилых домов, строительства и модернизации мощностей по производству домов, строительных материалов, а также поставок строительных машин, механизмов и строительных материалов. Целью программы является строительство возможно большего количества квартир за счет экономии затрат, в частности за счет использования уже существующей инфраструктуры, а также местных ресурсов во всем, что касается производства и поставок.
(4) Советская Сторона обеспечивает своевременное осуществление программы, включая все надежное планирование, получение необходимых разрешений. Она определяет советскую организацию, которая будет выступать в качестве заказчика.
(5) Будет организован Совместный управленческий комитет, который будет собираться на уровне соответствующих министров не реже одного раза в полгода. Задачей Комитета и лично входящих в его состав министров является содействие ходу и успешному завершению программы с учетом целей настоящего Соглашения.
(1) Правительство Федеративной Республики Германии в рамках своих возможностей окажет Правительству Союза Советских Социалистических Республик поддержку в осуществлении мероприятий, связанных с подготовкой и переподготовкой, в целях включения в трудовую деятельность уволенных в запас военнослужащих советских войск, выводимых в Союз Советских Социалистических Республик с территории пребывания, а также их возвращающихся супругов и детей.
(2) Эта поддержка должна быть увязана с существующими программами и проектами сотрудничества, в первую очередь с предусмотренной программой строительства жилья. Мероприятия должны содействовать введению и развитию рыночной экономики и предпринимательства, в особенности в приоритетных сферах народного хозяйства.
(3) Все программы и проекты подготовки и переподготовки будут осуществляться, по мере возможности, на базе имеющихся и, в случае необходимости, вновь создаваемых учебных центров по подготовке и повышению квалификации руководителей и специалистов, как правило, на территории Союза Советских Социалистических Республик.
(4) Правительство Федеративной Республики Германии в период с 1991 по 1994 год выделит для осуществления этих мероприятий 200 млн. немецких марок.
(5) Подробные условия реализации программ подготовки и переподготовки будут определены в рамках созданной для этих целей Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Федеративной Республики Германии смешанной рабочей группы в отдельных договоренностях на основе проводимого Советской Стороной анализа профессиональных и квалификационных структур выводимых с территории пребывания советских военнослужащих и их возвращающихся супругов и детей, а также с учетом потребностей советского рынка труда соответствующих профессий.
(1) С окончанием выплаты зафиксированных в статьях 1, 2, 3 и 4 настоящего Соглашения сумм вклад Немецкой Стороны, связанный с финансированием расходов на временное пребывание и поэтапный вывод советских войск, программу жилищного строительства и переподготовку, считается осуществленным.
(2) Договаривающиеся Стороны в ходе выполнения настоящего Соглашения могут производить согласованное перераспределение сумм между суммами, указанными в статьях 1, 2, 3 и 4, которое не должно противоречить целям настоящего Соглашения. Суммы, предусмотренные для жилищного строительства, не будут сокращаться.
(1) Договаривающиеся Стороны согласились в том, что в соответствии с Соглашением между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Германской Демократической Республики об экономических связях между СССР и ГДР от 18 июля 1990 года будет определено сальдо в переводных рублях, образовавшееся на текущих счетах в Международном банке экономического сотрудничества.
(2) Договаривающиеся Стороны в срок до 30 июня 1991 года согласуют порядок пересчета указанного в абзаце 1 сальдо в немецкие марки или другую конвертируемую валюту. Договаривающиеся Стороны на этой основе начнут переговоры об урегулировании задолженности, с тем чтобы в связи с этим в последующие 5 лет для Советской Стороны не возникли чрезмерные дополнительные финансовые и экономические обременения, и о порядке погашения этой задолженности после истечения данного срока.
(1) Договаривающиеся Стороны согласились в том, что определение состава и стоимости недвижимого имущества, построенного за счет средств Советской Стороны, владельцем которого она является, и остающегося на земельных участках, выделенных для использования советскими войсками на территории их пребывания, осуществляется специально создаваемой для этого советско-германской комиссией. Она также определяет формы реализации этого имущества.
(2) В своей работе Комиссия будет исходить из следующего:
а) Реализация имущества осуществляется на рыночных условиях. При этом будут рассматриваться предложения Советской Стороны. Если имущество представляет интерес для немецких властей, то оценка его стоимости производится в соответствии с действующими предписаниями для федеральных властей.
b) Комиссия принимает решения и в отношении возможных претензий по возмещению ущерба, а также в отношении других возможных претензий, возникающих в связи с использованием передаваемого недвижимого имущества.
с) Комиссия работает на паритетных условиях и вырабатывает свои правила процедуры.
(3) В той мере, в какой остаточная стоимость, определенная согласно абзацу 2″а», превышает ущерб, исчисленный согласно абзацу 2″b», сумма превышения предоставляется в распоряжение Советской Стороны. Если сумма ущерба превышает остаточную стоимость, то разница предоставляется в распоряжение Немецкой Стороны. Финансовое урегулирование, включая проценты, будет осуществляться, как только реализовано имущество и удовлетворены все связанные с его использованием претензии.
(4) Вплоть до момента передачи в соответствии со статьей 8 Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Федеративной Республикой Германией об условиях временного пребывания и планомерного вывода советских войск с территории Федеративной Республики Германии недвижимое имущество остается в распоряжении советских войск для дальнейшего использования на действующих условиях.
(1) Деятельность советско-германского акционерного общества «Висмут» будет прекращена с 1 января 1991 года. Ликвидация будет осуществлена в соответствии с Соглашением между Союзом Советских Социалистических Республик и Германской Демократической Республикой о продолжении деятельности СГАО «Висмут» от 7 декабря 1962 года.
(2) Совместная рабочая группа акционеров СГАО «Висмут» разработает порядок урегулирования возникающих в связи с прекращением деятельности общества «Висмут» вопросов на основе относящихся к СГАО «Висмут» действующих договорных документов и представит свои предложения обоим Правительствам.
Настоящее Соглашение вступает в силу в день, когда Правительство Союза Советских Социалистических Республик и Правительство Федеративной Республики Германии сообщат друг другу, что необходимые внутригосударственные процедуры для его вступления в силу выполнены.
Совершено в Бонне 9 октября 1990 года в двух экземплярах, каждый на русском и немецком языке, причем оба текста имеют одинаковую силу.
«Поглощение» ГДР и расширение НАТО: как объединение Германии повлияло на жизнь её граждан и безопасность Европы
30 лет назад Германская демократическая республика окончательно вошла в состав ФРГ. С тех пор 3 октября отмечается немцами как День германского единства.
Процесс интеграции двух государств основывался на Договоре об объединении, который был заключён 31 августа 1990 года. Свои подписи под ним поставили министр внутренних дел ФРГ Вольфганг Шойбле и парламентский статс-секретарь при премьер-министре ГДР Гюнтер Краузе.
Документ регулировал перенос политической и правовой систем Западной Германии на восток. Столицей единого немецкого государства вновь становился Берлин. Воссоединение происходило на основе механизма, прописанного в ст. 23 Конституции ФРГ. Всё это значительно ускоряло интеграцию.
До полной ликвидации суверенитета ГДР два государства в мае 1990 года подписали Договор о создании валютного, экономического и социального союза между ФРГ и ГДР, в результате единой денежной единицей стала западногерманская марка. Одновременно с этим Восточная Германия вошла в общий рынок Европейского сообщества.
В июле 1990 года в рамках реформы административно-территориального деления на территории ГДР появилось пять новых регионов: Мекленбург, Бранденбург, Саксония-Анхальт, Тюрингия и Саксония, а в августе была создана правовая основа для проведения общегерманских парламентских выборов.
Поглощение вместо объединения
Как говорят эксперты, объединение Германии происходило при согласии подавляющего большинства немцев, однако форсированный характер интеграции вызвал ряд серьёзных экономических и социальных проблем, многие из которых не преодолены даже спустя три десятилетия.
«После того как ГДР вошла в состав ФРГ, вся существовавшая на тот момент промышленность рухнула, были остановлены заводы, естественно, люди потеряли работу. На сегодняшний день Восточная Германия так и не смогла полностью восстановить экономику, поднять уровень жизни населения в этом регионе до показателей западных земель», — рассказал в беседе с RT профессор кафедры внешнеполитической деятельности России ФНБ РАНХиГС Сергей Фокин.
С точки зрения ведущего научного сотрудника Центра германских исследований РАН Александра Камкина, процесс объединения немецкого государства правильнее именовать «поглощением» ГДР. В комментарии RT он отметил, что власти ФРГ не учитывали особенности экономического уклада на социалистическом востоке. Это стало причиной закрытия множества предприятий и роста безработицы.
«В результате мы видим, что спустя 30 лет не удалось нивелировать разницу в уровне экономического развития на востоке и западе Германии. Отчасти отсюда и существующий на территории бывшей ГДР феномен «ностальгии» по временам социализма, когда у всех были рабочие места и социальные гарантии», — пояснил Камкин.
Мнение экспертов подтверждается статистикой, изложенной в так называемых докладах о германском единстве, которые ежегодно публикуются правительством. В документе от сентября 2020 года говорится, что экономические показатели в пяти восточных землях достигают лишь 73% от средних по стране.
Из отчёта следует, что Восточная Германия по-прежнему живёт хуже Западной и испытывает дефицит квалифицированной рабочей силы. Нерешённые проблемы авторы доклада списывают на последствия существования на востоке экономики планового типа.
Кроме того, в документе говорится о ментальной разнице между восточными и западными немцами. В частности, утверждается, что жители бывшей ГДР с большим скепсисом относятся к демократии и якобы менее толерантны к другим национальностям.
Именно ксенофобией в западных землях часто объясняют популярность на востоке страны правой партии «Альтернатива для Германии» (АдГ). Между тем российские эксперты считают, что первоочередной причиной поддержки данной политсилы стало несогласие с курсом правящей коалиции ХДС/ХСС и СДПГ.
Окончательное урегулирование
Помимо внутренних неурядиц, вхождение ГДР в состав ФРГ привело к серьёзной трансформации архитектуры европейской безопасности. Объединению Германии предшествовала серия переговоров между СССР, Соединёнными Штатами, Францией и Великобританией.
После падения Берлинской стены в ноябре 1989 года Советский Союз, державший в ГДР крупную группировку войск, согласился на восстановление единого немецкого государства. Против интеграции ФРГ и ГДР выступала британский премьер Маргарет Тэтчер. В число противников входил и французский президент Франсуа Миттеран, но немецким политикам удалось его переубедить.
12 сентября 1990 года в Москве представители СССР, США, Франции, Великобритании, ГДР и ФРГ подписали Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии. В соответствии с этим документом объединённое немецкое государство получило «полный суверенитет над своими внутренними и внешними делами» с обещанием проводить исключительно миролюбивую политику.
Договор предписывал советской стороне вывести к концу 1994 года все войска из восточной части страны. В свою очередь, ФРГ и западные страны обязались выполнять ряд рестрикций военного характера.
«Правительства Германской Демократической Республики и Федеративной Республики Германия подтверждают свои заявления о том, что с немецкой земли будет исходить только мир. Согласно Конституции объединённой Германии, действия, могущие и преследующие цель нарушить мир между народами, в особенности подготовка к ведению наступательной войны, являются антиконституционными и наказуемыми», — говорилось в документе.
В то же время договор не ограничивал право Германии участвовать «в союзах со всеми вытекающими из этого правами и обязательствами». В результате ГДР после объединения автоматически стала частью натовской военной машины. Кроме того, на территории немецкого государства остались американские войска. Сейчас численность контингента ВС США составляет около 36 тыс. человек.
Согласно обещаниям, данным Москве западными лидерами, включая канцлера ФРГ Гельмута Коля, Североатлантический альянс не должен был расширяться на восток.
Однако в середине 1990-х годов Брюссель при поддержке Вашингтона инициировал интеграцию стран бывшего соцблока. В 1999-м в состав НАТО вошли Венгрия, Польша и Чехия, в 2004-м — Болгария, Румыния, Словакия, Словения, Латвия, Литва и Эстония.
Нереализованный «австрийский сценарий»
Расширение альянса было воспринято руководством РФ как серьёзный геополитический вызов и угроза национальной безопасности. Россия приступила к созданию новых систем вооружений и повышению уровня боеготовности армейских соединений.
Сергей Фокин считает, что расширение НАТО, в том числе за счёт бывшей ГДР, привело к крайне негативным последствиям для безопасности России и Европы. По его мнению, единственный разумный вариант объединения Германии заключался в гарантиях непродвижения альянса на восток и нейтральном статусе немецкого государства.
Схожей точки зрения придерживается Александр Камкин. Он считает, что роста напряжённости в Европе и у границ России можно было бы избежать при распространении на Германию «австрийского сценария»: на протяжении последних 65 лет Вена придерживается военного нейтралитета, сохраняя со времён холодной войны дружественные отношения с Москвой.
«В итоге Германия, от которой должно было исходить только миролюбие, превратилась в форпост агрессивно настроенного блока, который к тому же пополнился восточноевропейскими республиками. Но такого сценария можно было избежать, если бы к Германии был применён опыт Австрии», — рассуждает Камкин.
Однако, несмотря на существенные разногласия, Москва и Берлин сохранили устойчивые партнёрские отношения. Как считает эксперт, современные политические противоречия России и Германии сглаживаются взаимовыгодным характером экономического сотрудничества.
«Конечно, разные взгляды на НАТО, украинский кризис, убийство в Германии бывшего полевого командира Зелимхана Хангошвили и ситуацию с Навальным осложняют диалог между Москвой и Берлином. Тем не менее взаимовыгодные экономические интересы способствуют сохранению стабильности в российско-германских отношениях», — резюмировал Камкин.