дайте характеристику патентному ведомству как участнику патентных отношений
2.1.4. Патентное ведомство РФ
Главными задачами Роспатента являются:
— совершенствование законодательства об охране интеллектуальной собственности;
— прием и экспертиза заявок на объекты промышленной собственности;
— выдача охранных документов и ведение государственного реестра объектов интеллектуальной собственности;
— регистрация лицензионных договоров;
— организация информационной и издательской деятельности в области охраны промышленной собственности;
— организация подготовки и повышения квалификации патентных работников;
— осуществление международного сотрудничества в области интеллектуальной собственности.
Для осуществления этих функций Роспатент имеет соответствующие основные подведомственные организации (см. рис. 6).
Апелляционная палата Патентного ведомства РФ. Патент в течение срока его действия может быть оспорен или признан недействительным в предусмотренных Законом случаях. В этом случае возражение против выдачи патента должно быть рассмотрено Апелляционной палатой.
Кроме того, в случае несогласия заявителя с решением экспертизы он может после вынесения решения обратиться с иском в Апелляционную палату. При несогласии с ее решением автор имеет право обжаловать ее в Высшей патентной палате.
Высшая патентная палата РФ в соответствии с Патентным законом и законом «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» призвана решать споры между заявителем и Патентным ведомством в том случае, если заявитель не согласен с решением Апелляционной палаты Патентного ведомства.
Патентный суд. Неотъемлемой частью патентной системы Российской Федерации должен был стать Патентный суд РФ, призванный выступать в качестве независимой и конечной инстанцией по разрешению патентно-правовых споров. В этой связи разрабатываются предложения по подготовке проекта закона о Патентном суде. Данным проектом предусматривается, что Патентный суд должен решать задачи Высшей патентной палаты в качестве специализированного суда, поскольку Высшая патентная палата не входит в настоящее время в систему судебной власти в РФ и не имеет права принятия окончательного
Рис. 6. Структурная схема Патентного ведомства РФ |
решения. Однако реализация этого предложения затруднена тем, что принятие закона о Патентном суде потребует внесения изменений в большое количество законодательных актов и кроме того, Патентный суд не предусмотрен действующей Конституцией Российской Федерации.
2.1.5. Некоторые особенности Патентного закона РФ
Патентное право, как уже отмечалось, регулирует имущественные и неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов и к тому же осуществляется в России единым законодательным актом, а именно Патентным законом РФ (рис.7).
Патентный законом РФ и другие законы в области охраны промышленной собственности, а также Патентное ведомства РФ представляют собой реализацию своих обязательств по Парижской Конвенции.
Основным отличием Патентного закона РФ являются:
-система отсроченной экспертизы, которая имеет ряд преимуществ;
-предоставления преимущественного права на изобретения работодателю;
-существенное изменение отношения между автором и патентообладателем, которые существовали ранее в СССР.
Патентный закон РФ относительно невелик по объему и структурно состоит из 8 разделов и 37 статей (рис.7), большинство из которых, в свою очередь, включает несколько самостоятельных норм и подавляющая часть из них является нормами прямого действия.
Патентное ведомство России Роспатент: функции, структура и особенности взаимодействия
Централизованное руководство техническим творчеством и изобретательством привело к созданию современной структуры национального патентного ведомства Роспатента. После образования Российской Федерации функции по патентным вопросам были закреплены за Комитетом по патентам и товарным знакам, который после переименований и реорганизаций получил статус Федеральной службы по интеллектуальной собственности, сокращенное название Роспатент.
Сегодня Роспатент располагает базой более 2,3 млн. зарегистрированных патентных документов на объекты патентного права и более 700 тыс. свидетельств на товарные знаки. В год службами ведомства рассматривается более 40 тыс. заявок на патенты и более 60 тыс. заявлений на товарные знаки и знаки обслуживания.
Основные функции и виды деятельности Роспатент
Роспатент является органом государственной исполнительной власти, основные функции которого состоят в следующем:
Патентное ведомство проводит прием заявок, выполняет экспертизы, регистрацию и выдачу охранных документов на товарные знаки, объекты промышленной собственности, авторские права, программы ЭВМ. Регламентирующими документами являются Конституция РФ и Федеральные законы, а также ведомственные стандарты — Административные регламенты службы.
Федеральная патентная служба вносит все официальные изменения в гос. реестры, осуществляет продление, восстановление или прекращение правовой защиты, а также контролирует уплату всех видов пошлин.
Роспатент регистрирует все сделки о передаче прав собственности по патентам и свидетельствам, лицензионные договоры и соглашения на уступки и отчуждения прав. Сведения о регистрации сделок публикуются в открытом доступе.
В Роспатенте проводится аттестация с последующей регистрацией патентных поверенных.
Структура Роспатента
Федеральная служба по интеллектуальной собственности представляет собой государственный исполнительный орган, состоящий из управленческих подразделений и подведомственных организаций. В составе службы четыре управления, выполняющие следующие функции:
В подведомственном подчинении Роспатента закреплены три организации:
Особенности взаимодействия с ФГБУ ФИПС
Являясь государственным учреждением, Роспатент не осуществляет всю работу самостоятельно. Практически все этапы до вынесения решения ведутся для Роспатент специальным бюджетным органом – ФГБУ ФИПС, который является ключевым звеном в структуре патентного ведомства и проводит всю подготовительную работу по обеспечению правовой защиты интеллектуальной собственности. В институте производится прием заявок на выдачу патентов или свидетельств, все виды экспертиз по заявленным объектам, а также рассмотрение всех документов, представленных на государственную регистрацию.
В составе ФГБУ ФИПС находится Палата по патентным спорам (ППС), регулирующая спорные вопросы по патентному праву, публикующая решения судов в данной области.
ППС, являясь структурным подразделением ФГБУ ФИПС, рассматривает вопросы, связанные с взаимодействием непосредственно Заявителя и Ведомства. Вопросы об отказе в регистрации, о присвоении товарному знаку статуса общеизвестного, о прекращении действия товарного знака в связи с прекращением действия юридического лица.
Так же как и с заявками на регистрацию товарных знаков и получения патентов, рассматриваемыми ФГБУ ФИПС, после рассмотрения дела в ППС, сотрудники передают материалы для утверждения их госслужащими Роспатент. Именно Роспатент принимает окончательное решение по подготовленной работе и предоставляет Заявителю – Патент, Свидетельство на товарный знак, или решение об изменении этих документов.
Как и в любой другой структуре, есть вышестоящие инстанции. Так, решения Роспатент о заседаниях ППС могут быть обжалованы в Суде по интеллектуальным правам (СИП).
ФГБУ ФИПС выполняет функции посредника между государством и изобретателями, поэтому все документы подаются в институт в соответствии с нормами действующих Административных регламентов, оплачивается пошлина в установленном размере. На каждом этапе заявителю сообщается результат проверок, а в случаях возражений и замечаний указываются сроки устранения. При нарушениях сроков также уплачиваются пошлины.
Взаимодействие с Роспатент по всем вопросам регистрации должно быть заранее подготовленным, а документы соответствовать всем требованиям, так как отказы и возражения экспертов – это дополнительные расходы на пошлинах, поэтому для ведения работы с Роспатентом лучше привлечь специалистов-патентоведов.
Бондарева Ольга
2.1.4. Патентное ведомство РФ
Главными задачами Роспатента являются:
совершенствование законодательства об охране интеллектуальной собственности;
прием и экспертиза заявок на объекты промышленной собст-венности;
выдача охранных документов и ведение государственного реестра объектов интеллектуальной собственности;
регистрация лицензионных договоров;
организация информационной и издательской деятельности в области охраны промышленной собственности;
организация подготовки и повышения квалификации патентных работников;
осуществление международного сотрудничества в области интеллектуальной собственности.
Для осуществления этих функций Роспатент имеет соответствующие основные подведомственные организации (см. рис. 6).
Апелляционная палата Патентного ведомства РФ. Патент в течение срока его действия может быть оспорен или признан недействительным в предусмотренных Законом случаях. В этом случае возражение против выдачи патента должно быть рассмотрено Апелляционной палатой.
Кроме того, в случае несогласия заявителя с решением экспертизы он может после вынесения решения обратиться с иском в Апелля-ционную палату. При несогласии с ее решением автор имеет право обжаловать ее в Высшей патентной палате.
Высшая патентная палата РФ в соответствии с Патентным законом и законом «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» призвана решать споры между заявителем и Патентным ведомством в том случае, если заявитель не согласен с решением Апелляционной палаты Патентного ведомства.
Патентный суд. Неотъемлемой частью патентной системы Российской Федерации должен был стать Патентный суд РФ, призванный выступать в качестве независимой и конечной инстанцией по разрешению патентно-правовых споров. В этой связи разрабатываются предложения по подготовке проекта закона о Патентном суде. Данным проектом предусматривается, что Патентный суд должен решать задачи Высшей патентной палаты в качестве специализированного суда, поскольку Высшая патентная палата не входит в настоящее время в систему судебной власти в РФ и не имеет права принятия окончательного
Рис. 6. Структурная схема Патентного ведомства РФ
решения. Однако реализация этого предложения затруднена тем, что принятие закона о Патентном суде потребует внесения изменений в большое количество законодательных актов и кроме того, Патентный суд не предусмотрен действующей Конституцией Российской Федера-ции.
§ 4. Патентное ведомство
1) разработка предложений по формированию единой государственной политики в области охраны промышленной собственности;
2) правовая охрана промышленной собственности на территории РФ;
3) обеспечение эффективного функционирования единой государственной патентной службы;
4) организация информационной и издательской деятельности в области охраны промышленной собственности;
ПиЛ. 1993. № 5—6. С. 19—21. Роспатент был образован Указом Президента РФ от 24 января 1992 г. и его статус первоначально определялся Временным положением о Роспатенте (ВИ- 1992. № 3—4. С. 8—Ю).
2 См,: Сообщение Роспатента от 1 февраля 1992 г. // Известия. 1992. » февраля.
5) организация подготовки специалистов в области охраны промышленной собственности;
6) содействие созданию правовых условий для развития научно-технического и художественно-конструкторского творчества в РФ;
7) осуществление международного сотрудничества в области охраны промышленной собственности.
Сравнивая указанные задачи с тем, чем занимался ранее Госкомизобретений СССР1, можно отметить, что ныне Патентное ведомство освобождено от функций планово-регулирующего органа, которые оно выполняло в условиях административно-командной системы.
Эти и подобные им функции, как более соответствующие их задачам, приняли на себя Федеральный фонд изобретений России, общественные организации изобретателей и дизайнеров, хозяйственные организации, специализирующиеся в данной сфере. Рассмотрим задачи и функции Роспатента более подробно.
Прежде всего Патентное ведомство выступает в качестве органа, формирующего и проводящего единую государственную политику в области охраны промышленной собственности. В этой связи им разрабатываются предложения по формированию такой политики, которые вносятся им в Верховный Совет РФ и в Правительство, готовятся государственные программы, направленные на совершенствование охраны промышленной собственности, вносятся предложения по совершенствованию законодательства РФ в области охраны промышленной собственности. Роспатент проводит работу по обобщению практики применения действующего законодательства в рассматриваемой области и на основе проведенного анализа издает разъяснения по его применению. Кроме того, в пределах своей компетенции Роспатент самостоятельно принимает правила и иные подзаконные акты, развивающие положения Патентного закона. Так, в соответствии
1 См.: Положение о Государственном комитете Совета Министров СССР от 19 октября 1976 г. № 852 // СП. 1976. № 23. Ст. 118.
с п. 3 ст. 15 Патентного закона РФ Роспатент определяет порядок аттестации и регистрации патентных поверенных, согласно п. 3 ст. 16) п- 3 ст. 17, п. 3 ст. 18 устанавливает дополнительные требования к заявкам на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, согласно ст. 25 определяет полный состав сведений о выданных патентах и т.д. В целях унификации и упорядочения работы с заявками, возражениями, жалобами и другими материалами Роспатент устанавливает единые формы документов, связанных с охраной промышленной собственности.
Предоставление правовой охраны на объекты промышленной собственности — основная и традиционная деятельность любого патентного ведомства. Она включает в себя целый ряд конкретных функций, связанных с проведением государственной экспертизы отечественных и иностранных заявок на выдачу охранных документов, регистрацию лицензионных договоров о предоставлении права на использование объектов промышленной собственности, договоров об уступке патентов и залоге прав на объекты промышленной собственности и т.д-
Правовая охрана объектов промышленной собственности немыслима без обеспечения эффективного функционирования государственной патентной службы. В настоящее время в России завершается процесс ее формирования. Хотя становление отдельных ее звеньев осуществляется не на голом месте, а на базе достаточно мощных бывших союзных структур, перед Патентным ведомством стоят большие задачи по их реформированию для работы в новых рыночных условиях. Роспатент и организации, которым поручено непосредственное выполнение отдельных функций, закрепленных законодательством РФ за государственным Патентным ведомством, образуют вместе с ним единую государственную патентную службу. В соответствии с постановлением Совета Министров РФ от 2 августа 1993 г. № 747 «Вопросы организаций, входящих в единую государственную патентную службу»1 в состав данной службы входят:
— Всероссийский научно-исследовательский институт государственной патентной экспертизы;
— Российская государственная патентная библиотека;
— Всероссийский институт промышленной собственности и инноватики;
— Управление прав промышленной собственности;
1 САПП. 1993. № 32. Ст. 3023.
— Всероссийский научно-исследовательский институт патентной информации.
— Центр патентно-информационного обслуживания «Информ-патент»;
— домоде^^дий производственный комплекс;
— производственное предприятие «Патент».
Указанные организации в совокупности со структурными подразделениям центрального аппарата Роспатента обеспечивают функционирование единой государственной патентной службы.
Одной из главных задач Патентного ведомства является организация инфляционной и издательской деятельности в области охраны промышленной собственности и постоянное ее совершенствование. В этих целях Роспатент обеспечивает комплектование государственно-патентного фонда, организует его хранение и осуществляв библиотечно-информационное обслуживание экспертов, других специалистов единой государственной патентной службы и читателей, осуществляет в установленном порядке международную обмен патентной документацией. Патентным ведомством издаются официальные бюллетени со сведениями, касающимися охраны промышленной собственности, а также выпускаются другие специализированные периодические издания и литературу по вопросам, относящуюся к его компетенции.
Задачей Роспатента является, д-далее, организация подготовки специалистов о области охраны гтромышленной собственности. Хотя по сраб^р??рз с другими бывпгиими республиками Союза ССР Россия с точ^и зрения наличия кадзцров патентоведов находится в несравнимо JjyqmeM положении, дагхнную за дачу следует признать чрезвычайно актуальной. Рефорьяада патентной системы России объективно ‘гпебует существенногсг-п увеличения числа патентоведов и повыцдр??д их профессион5:ального уровня. В этой связи Роспатент а установленном поря.ддке организует подготовку и повышение Квалификации специа-ллистов в области охраны промышленной собственности через с: систему входящих в его структуру учебна заведений и курсов=а, разрабатывает в этих целях учебные пл^ц^д программы, уче ебные и учебно-методические пособия и т.е^ Большое значение ииодеет и осуществляемая Роспа-тентом госудддственная аттестатгдия и регистрация патентных поверенных.
Наконец, Роспатент осуществляет международное сотрудничество по вопросам охраны промышленной собственности, представляет Россию в соответствующих международных организациях, принимает меры, направленные на выполнение обязательств Российской Федерации, вытекающих из международных договоров и соглашений, проводит мероприятия по международному сотрудничеству, организует изучение и использование зарубежного опыта в этой области. Роспатент наделен правом вносить в установленном порядке предложения о заключении международных договоров по вопросам охраны промышленной собственности, в пределах своей компетенции вести переговоры с соответствующими международными организациями и по поручению Правительства РФ подписывать указанные договоры, заключать соглашения о сотрудничестве с патентными ведомствами других стран и соответствующими международными организациями.
Указанные задачи являются главными и не исчерпывают собой всех функций Роспатента, Финансирование центрального аппарата Роспатента осуществляется за счет средств государственного бюджета; финансирование подведомственных ему организаций производится за счет патентных пошлин, ассигнований из бюджета и внебюджетных источников. Роспатент возглавляется председателем, который назначается на должность и освобождается от нее Президентом РФ.
§ 4. ПАТЕНТНОЕ ВЕДОМСТВО
Лишение Роспатента самостоятельного статуса не означает, однако, ликвидацию Патентного ведомства РФ как такового. Без последнего функционирование патентной системы стало бы просто невозможным. Поэтому независимо от статуса и названия274 Патентное ведомство решает, в сущности, одни и те же задачи.
Главными задачами Роспатента являются: 1)
разработка предложений по формированию единой государственной политики в области охраны промышленной собственности; 2)
правовая охрана промышленной собственности на территории РФ; 3)
организация информационной и издательской деятельности в области охраныпромышленной собственности; 4)
организация подготовки специалистов в области охраны промышленной собственности; 5)
содействие созданию условий для развития научно-технического и художественно-конструкторского творчества в РФ; 6)
осуществление международного сотрудничества в области охраны промышленной собственности.
Сравнивая указанные задачи с тем, чем занимался ранее Госкоми- зобретений СССР275, можно отметить, что ныне Патентное ведомство освобождено от функций планово-регулирующего органа, которые оно выполняло в условиях административно-командной системы.
Прежде всего, Патентное ведомство выступает в качестве органа, формирующего и проводящего совместно с заинтересованными феде- рольными органами исполнительной власти единую государственную политику в области охраны промышленной собственности. В этой связи им разрабатываются предложения по формированию такой политики, которые вносятся им в Государственную Думу РФ и в Правительство РФ, готовятся государственные программы, направленные на совершен- ствование охраны промышленной собственности, вносятся предложения по совершенствованию законодательства» РФ в области охраны промышленной собственности. Роспатент проводит работу по обобщению практики применения действующего законодательства в рассматриваемой об» ласти и на основе проведенного анализа издает разъяснения iio его применению. Кроме того, в пределах своей компетенции Роспатент самостоятельно принимает правила и иные подзаконные акты, развивающие положения Патентного закона РФ. Так, в соответствии с п. 3 ст. 15 Патентного закона РФ Роспатент определяет порядок аттестации и регистрации патентных поверенных, согласно п. 3 ст. 16, п. 3. ст. 17, п. 3 ст. 18 устанавливает дополнительные требования к заявкам на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, согласно ст. 25 определяет полный состав сведений о выданных патентах и т.д. В целях унификации и упорядочения работы с заявками, возражениями, жалобами и другими материалами Роспатент устанавливает единые формы документов, связанных с охраной промышленной собственности.
Предоставление правовой охраны на объекты промышленной собственности — основная и традиционная деятельность любого патентного ведомства.
Одной из главных задач Патентного ведомства является организация информационной и издательской деятельности в области охраны промышленной собственности и постоянное ее совершенствование. В этих целях Роспатент обеспечивает комплектование государственного патентного фонда, организует его хранение и осуществляет библиотечно- информационное обслуживание экспертов, других специалистов единой государственной патентной службы и читателей, осуществляет в установленном порядке международный обмен патентной документацией. Патентным ведомством издаются официальные бюллетени со сведениями, касающимися охраны промышленной собственности, а также выпускаются другие специализированные периодические издания и литература по вопросам, относящимся к его компетенции.
Задачей Роспатента является, далее, организация подготовки специалистов в области охраны промышленной собственности. Хотя по сравнению с другими бывшими республиками Союза ССР Россия с точки зрения наличия кадров патентоведов находится в несравнимо лучшем положении, данную задачу следует признать чрезвычайно актуальной.
Реформа патентной системы России объективно требует существенного увеличения числа патентоведов и повышения их профессионального уровня. В этой связи Роспатент в установленном порядке организует подготовку и повышение квалификации специалистов в области охраны промышленной собственности через систему входящих в его структуру учебных заведений и курсов, разрабатывает в этих целях учебные планы, программы, учебные и учебно-методические пособия и т.п. Большое значение имеет и осуществляемая Роспатентом государственная аттестация и регистрация патентных поверенных.
Содействуя созданию условий для развития научно-технического и художественно-конструкторского творчества, Роспатент разрабатывает, принимает и издает в пределах своей компетенции правила и разъяснения по применению законодательства РФ в области охраны промышленной собственности, проводит мероприятия по пропаганде роли и значения промышленной собственности и ее правовой охраны, организует оказание правовых и информационных услуг физическим и юридическим лицам по вопросам охраны промышленной собственности и т.д.
Наконец, Роспатент осуществляет международное сотрудничество по вопросам охраны промышленной собственности, представляет Россию в соответствующих международных организациях, принимает меры, направленные на выполнение обязательств Российской Федерации, вытекающих из международных договоров и соглашений, проводит мероприятия по международному сотрудничеству, организует изучение и использование зарубежного опыта в этой области.
Указанные задачи являются главными и не исчерпывают собой всех функций Роспатента, выполняемых последним в основном силами подведомственных ему организаций. К главным из них относятся: —
Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС), образованный путем слияния Всероссийского научно-исследовательского института государственной патентной экспертизы (ВНИИГПЭ), Управления прав промышленной собственности и производственного предприятия «Патент» и присоединения в качестве структурных подразделений Всероссийской патентно-технической библиотеки и Российского агентства по правовой охране программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем; —
Высшая патентная палата; —
Государственное унитарное предприятие «Информационно-из- дательский центр», в которое преобразован Всероссийский научно-ис- следовательский институт патентной информации (ВНИИПИ);
— Российский институт интеллектуальной собственности (бывший Всероссийский институт промышленной собственности и инноватики).
Финансирование центрального аппарата Роспатента осуществляется за счет средств государственного бюджета; финансирование подведомственных ему организаций производится за счет патентных пошлин, ассигнований из бюджета и внебюджетных источников. Роспатент возглавляется государственным директором, который назначается на должность и освобождается от нее Правительством РФ.