декларант физическое лицо формы контроля
Таможенное оформление физических лиц
Наша компания «Универсальные Грузовые Решения» проводит таможенное оформление физических лиц любых грузов и товаров в различных таможенных процедурах на любых таможнях Российской Федерации: в аэропортах, портах, ж/д станциях, автомобильных СВХ, на складах экспресс-перевозчиков! Мы помогаем физическим лицам как при вывозе (растаможке), так и ввозе (затаможке) товаров, предназначенных для личного пользования.
Физические лица могут ввозить через границу только товары, переназначенные для личного пользования. В этом случае платить за ввоз товаров не нужно. Товары для личного пользования – это товары, предназначенные для личных, домашних или семейных целей, которые нельзя использовать для коммерческих целей. Ввозить товары, предназначенные для коммерческих целей, могут только индивидуальные предприниматели или юридические лица, которые должны заплатить за это таможенную пошлину, налог, акциз и предоставить необходимую документацию. Если на таможне выяснится, что физлицо попытается провезти коммерческую партию, товар будет задержан и помещён на склад временного хранения. Будет составлен протокол об административном правонарушении и наложен штраф. Что бы забрать товар придётся выполнить все требования таможни и в качестве получателя нужно указать юрлицо или ИП.
Таможенник может установить назначение товаров:
Полезные документы:
Документы и информация для таможенного оформления
товаров и личных вещей физического лица в таможне
Нормы ввоза для физических лиц в 2020-2021 году
Действующие ограничения по весу и стоимости ввозимых товаров в 2021 году ничем не отличаются от 2020 и 2019 года (см. Таблицу 1), за исключением норм ввоза для физических лиц через экспресс-перевозчиков (экспресс почты и МПО, см. Таблицу 2).
Таблица 1. Ограничение на ввозимые товары физлицами
Воздушным транспортом
(сопровождаемым багажом)
Другими видами транспорта, включая пеший
(сопровождаемым багажом или через перевозчика)
Ограничение на ввозимые товары физическими лицами | ||
Товары для личного пользования их способ ввоза | Ограничения по весу | Ограничения по стоимости |
не более 25 кг | не более 500 евро |
Ограничения на вес и стоимость товаров, доставляемых экспресс-перевозчиком или отправляемых международными почтовыми отправлениями (МПО) в течение одного календарного месяца, в адрес одного физического лица.
Таблица 2. Ограничение на почтовые отправления (МПО) и товары доставляемые экспресс-перевозчиком в 2019-2021 году
Ограничение на почтовые отправления (МПО) и товары доставляемые экспресс-перевозчиком | |||
Период действия | Ограничения по весу (брутто) | Ограничения по стоимости товара | Единые ставки таможенных пошлин |
C 1 января 2019 г. | не более 31 кг | не более 500 евро | 30% от стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг веса в части превышения |
C 1 января 2020 г. | не более 31 кг | не более 200 евро | 15% от стоимости, но не менее 2 евро за 1 кг веса в части превышения |
C 1 января 2021 г. | не более 31 кг | не более 200 евро | 15% от стоимости, но не менее 2 евро за 1 кг веса в части превышения |
Ограничения на ввоз алкоголя и табака
Можно ввезти без оплаты не больше 3-ёх литров любых алкогольных напитков, включая пиво, на одного человека, достигшего 18 лет. При ввозе от 3 до 5 литров алкоголя нужно заплатить по 10 евро за каждый литр превышения. На ввоз табачных изделий тоже действуют ограничения. Без оплаты можно ввезти не более 200 сигарет или 50 сигарилл (сигар) или 250 г табака.
Разрешается ввезти до 5 литров этилового спирта, заплатив по 22 евро за каждый литр.
Сняты ограничения по вывозу из ЕАЭС алкоголя и табака для физических лиц
Согласно вступившей в силу новой редакции Решения №157, физлица, достигшие 18 лет, могут вывозить из стран ЕАЭС этиловый спирт, алкогольные напитки, пиво, табачные изделия без ограничений.
Внимание! Нормы ввоза в страну назначения определяются её законодательством.
Места таможенного оформления физлиц
Таможенное оформление сопровождаемого багажа должно происходить в специально оборудованных пунктах пропуска:
Таможенный контроль физических лиц
Таможенный контроль включает в себя:
Обязательное письменное декларирование
Обязательное письменное декларирование применяется в случаях, оговоренных ст. 260 ТК ЕАЭС, например, если общая сумма наличных денежных средств по текущему курсу больше 10000$, если на товары действуют запреты или ограничения, если товар доставляется в несопровождаемом багаже, если его доставляет перевозчик в адрес физического лица, если на товар применяются запреты и других, перечисленные в законе, случаях. В этих случаях необходимо заполнить пассажирскую таможенную декларацию.
Лица, не достигшие 16 лет, осуществлять самостоятельное декларирование не могут. В этом случае оформление производят сопровождающие их лица: родственники, родители, руководители групп.
Физическое лицо вправе по желанию декларировать письменно любые другие товары.
Система двойного коридора
Для декларирования товаров на таможенной границе используется система двойного коридора:
№ | Наименование пункта пропуска | Наименование таможни |
Воздушные пункты пропуска | ||
1. | Москва (Внуково) | Внуковская |
2. | Москва (Домодедово) | Домодедовская |
3. | Москва (Шереметьево) | Шереметьевская |
4. | Санкт-Петербург (Пулково) | Пулковская |
5. | Архангельск (Талаги) | Архангельская |
6. | Казань | Татарстанская |
7. | Нижний Новгород (Стригино) | Нижегородская |
8. | Самара (Курумоч) | Самарская |
9. | Пермь (Большое Савино) | Пермская |
10. | Уфа | Башкортостанская |
11. | Красноярск (Емельяново) | Красноярская |
12. | Иркутск | Иркутская |
13. | Новосибирск (Толмачево) | Новосибирская |
14. | Сочи | Сочинская |
15. | Ростов-на-Дону | Ростовская |
16. | Екатеринбург (Кольцово) | Кольцовская |
17. | Хабаровск (Новый) | Хабаровская |
18. | Калининград (Храброво) | Калининградская областная |
19. | Краснодар (Пашковский) | Краснодарская |
20. | Мурманск | Мурманская |
21. | Челябинск (Баландино) | Челябинская |
22. | Тюмень (Рощино) | Тюменская |
23. | Владивосток (Кневичи) | Владивостокская |
Морские пункты пропуска | ||
24. | Выборг | Выборгская |
25. | Большой порт Санкт-Петербург | Балтийская |
26. | Пассажирский порт Санкт-Петербург | Балтийская |
27. | Кубань | Краснодарская |
28. | Сочи | Сочинская |
Автомобильные пункты пропуска | ||
29. | Ивангород | Кингисеппская |
30. | Вяртсиля | Карельская |
31. | Люття | Карельская |
32. | Бурачки | Себежская |
33. | Убылинка | Псковская |
34. | Брусничное | Выборгская |
35. | Торфяновка | Выборгская |
36. | Светогорск | Выборгская |
37. | Лотта | Мурманская |
38. | Борисоглебск | Мурманская |
39. | Салла | Мурманская |
40. | Багратионовск | Калининградская областная |
41. | Мамоново (Гроново) | Калининградская областная |
42. | Мамоново (Гжехотки) | Калининградская областная |
43. | Гусев | Калининградская областная |
44. | Чернышевское | Калининградская областная |
45. | Троебортное | Брянская |
46. | Бугаевка | Воронежская |
47. | Новобелая | Воронежская |
48. | Полтавка | Уссурийская |
49. | Адлер | Сочинская |
50. | Весело-Вознесенка | Таганрогская |
51. | Новошахтинск | Ростовская |
52. | Донецк (Изварино) | Миллеровская |
53. | Куйбышево (Мариновка) | Таганрогская |
54. | Матвеев Курган | Таганрогская |
Железнодорожные пункты пропуска | ||
55. | Адлер (Веселое) | Сочинская |
Сроки и стоимость таможенного оформления физического лица
При этом стоимость услуги таможенного оформления товаров физического лица зависит от месторасположения таможни, сложности процедуры, типа и статуса перемещаемых товаров (например: личные вещи при переездах; товары купленные за границей и т.д.).
Таблица 3. Стоимость услуг таможенного оформления товаров физлица
Средняя стоимость услуги таможенного оформления товаров физического лица доставляемых: | |||
Автомобильным транспортом (на авто терминалах) | Воздушным транспортом (в аэропортах) | Морским транспортом (в морских портах) | Железнодорожным транспортом (на ж/д станциях) |
10000-30000 руб | 6000-15000 руб | 20000-30000 руб | 20000-30000 руб |
Данные цены могут быть скорректированы как в большую, так и в меньшую сторону, могут включать или не включать услуги склада временного хранения (СВХ).
Также при необходимости нашими специалистами предоставляется помощь в подготовке документов для самостоятельной подачи таможенной декларации, что существенно может сократить стоимость наших услуг!
Мы уверены, что станем для Вас надежным партнером!
Декларант физическое лицо формы контроля
Формами таможенного контроля являются:
1. Таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при таможенном оформлении товаров и транспортных средств в соответствии с настоящим Кодексом, в целях установления подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений, а также правильности их оформления.
2. Проверка достоверности сведений, представленных в таможенные органы при таможенном оформлении, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, в том числе по результатам проведения иных форм таможенного контроля, анализа сведений специальной таможенной статистики, обработки сведений с использованием программных средств, а также другими способами, не запрещенными законодательством Российской Федерации.
3. При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить дополнительные документы и сведения исключительно в целях проверки информации, содержащейся в таможенной декларации и иных таможенных документах. Таможенный орган запрашивает такие документы и сведения в письменной форме и устанавливает срок для их представления, который должен быть достаточен для этого.
4. Запрос дополнительных документов и сведений и их проверка не препятствуют выпуску товаров (статья 149), если иное прямо не предусмотрено настоящим Кодексом.
При производстве таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, должностные лица таможенных органов вправе проводить устный опрос физических лиц, а также лиц, являющихся представителями организаций, обладающих полномочиями в отношении таких товаров и транспортных средств, без оформления объяснений указанных лиц в письменной форме.
2. Пояснение оформляется в письменной форме. Форма пояснения устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
2. В зоне таможенного контроля таможенный осмотр товаров и транспортных средств может проводиться в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представителей, за исключением случаев, когда указанные лица изъявляют желание присутствовать при таможенном осмотре.
3. В случае установления в ходе проведения таможенного осмотра товаров и транспортных средств факта неверного указания количества товаров при их декларировании таможенный орган самостоятельно определяет количество товаров для таможенных целей.
4. По результатам таможенного осмотра товаров и транспортных средств должностными лицами таможенных органов может быть составлен акт по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, если результаты такого осмотра могут понадобиться в дальнейшем. По требованию лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, должностные лица таможенного органа обязаны составить акт либо проставить отметку о факте проведения таможенного осмотра на транспортном (перевозочном) документе, имеющемся у лица. Второй экземпляр акта о проведении таможенного осмотра вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств.
Таможенный досмотр товаров проводится после принятия таможенной декларации на товары. До подачи таможенной декларации на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, таможенный досмотр может проводиться в целях идентификации товаров для таможенных целей либо при наличии информации о нарушении таможенного законодательства Российской Федерации в целях проверки такой информации, а также проведения таможенного контроля на основе выборочной проверки.
2. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа, приняв решение о проведении таможенного досмотра, уведомляет об этом декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, если оно известно. При таможенном досмотре товаров и транспортных средств могут присутствовать, а по требованию уполномоченного должностного лица таможенного органа обязаны присутствовать указанные лица либо их представители. При отсутствии представителя, специально уполномоченного перевозчиком, таковым является физическое лицо, управляющее транспортным средством.
3. Таможенный орган вправе проводить таможенный досмотр товаров и транспортных средств в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, и их представителей в следующих случаях:
Таможенный досмотр товаров и транспортных средств в указанных случаях проводится в присутствии понятых.
4. Если таможенному досмотру была подвергнута часть товаров, указанных в таможенной декларации как товары одного наименования, результаты такого досмотра распространяются на все такие товары, указанные в таможенной декларации. Декларант либо иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, вправе потребовать проведения дополнительного таможенного досмотра оставшейся части товаров, если считает, что результаты проведенного досмотра не могут быть распространены на все товары.
5. В случае установления в ходе проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств факта неверного указания количества товаров при их декларировании таможенный орган самостоятельно определяет количество товаров для таможенных целей.
6. По результатам таможенного досмотра составляется акт в двух экземплярах. В акте о проведении таможенного досмотра указываются:
Форма акта утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Второй экземпляр акта вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, либо его представителю, если это лицо установлено.
1. Личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля может быть проведен по решению начальника таможенного органа или лица, его замещающего, при наличии оснований предполагать, что физическое лицо, следующее через Государственную границу Российской Федерации и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, запрещенные соответственно к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации и вывозу с этой территории или перемещаемые с нарушением порядка, установленного настоящим Кодексом.
Решение о проведении личного досмотра принимается начальником таможенного органа или лицом, его замещающим, в письменной форме путем наложения резолюции на рапорте должностного лица таможенного органа либо оформляется отдельным актом.
2. Перед началом личного досмотра должностное лицо таможенного органа обязано объявить физическому лицу решение о проведении личного досмотра, ознакомить физическое лицо с его правами и обязанностями при проведении такого досмотра и предложить добровольно выдать скрываемые товары.
Факт ознакомления физического лица с решением о проведении личного досмотра удостоверяется указанным лицом путем соответствующей надписи на решении о проведении досмотра. В случае отказа от совершения таких действий об этом делается отметка на решении о проведении личного досмотра, удостоверяемая подписью должностного лица таможенного органа, объявившего решение о проведении личного досмотра.
3. Личный досмотр проводится должностным лицом таможенного органа одного пола с досматриваемым лицом в присутствии двух понятых того же пола в изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям.
Доступ в это помещение других физических лиц и возможность наблюдения за проведением личного досмотра с их стороны должны быть исключены. Обследование тела досматриваемого должно проводиться только медицинским работником, который не вправе уклониться от исполнения решения начальника таможенного органа или лица, его замещающего, о проведении личного досмотра.
При личном досмотре несовершеннолетнего или недееспособного физического лица вправе присутствовать его законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители) или лица, его сопровождающие.
4. Личный досмотр должен проводиться в корректной форме, исключающей унижение достоинства личности и причинение неправомерного вреда здоровью и имуществу досматриваемого лица, в пределах, необходимых для обнаружения скрытых физическим лицом при себе товаров.
5. Досматриваемое лицо (его законный представитель) в ходе личного досмотра обязано выполнять законные требования должностного лица таможенного органа, проводящего личный досмотр, и имеет право:
6. О проведении личного досмотра составляется акт по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в двух экземплярах.
1. Таможенные органы осуществляют проверку наличия на товарах или их упаковке специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров, используемых для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
2. Отсутствие на товарах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров рассматривается как подтверждение факта ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации без производства таможенного оформления и выпуска товаров, если лицо, у которого такие товары обнаружены, не докажет обратное.
1. Осмотр помещений и территорий проводится в целях подтверждения наличия товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенных, на складах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур или таможенных режимов, предусмотренных настоящим Кодексом. Осмотр помещений и территорий проводится при наличии информации об утрате товаров и (или) транспортных средств, их отчуждении либо о распоряжении ими иным способом или об их использовании в нарушение требований и условий, установленных настоящим Кодексом, для проверки такой информации, а также на основе выборочной проверки.
2. Осмотр помещений и территорий, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, может проводиться таможенными органами в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в зонах таможенного контроля, созданных вдоль таможенной границы, а также у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами, при наличии информации о нахождении в помещениях или на территориях этих лиц товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с нарушением порядка, предусмотренного настоящим Кодексом, для проверки такой информации.
3. Проведение осмотра жилых помещений не допускается.
4. Осмотр помещений и территорий проводится при предъявлении предписания, подписанного начальником таможенного органа либо лицом, его замещающим, и служебного удостоверения. Перечень должностей должностных лиц таможенных органов, имеющих доступ в указанные помещения и на указанные территории, а также форма предписания определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Если федеральными законами установлен иной порядок доступа должностных лиц государственных органов на отдельные объекты, должностные лица таможенных органов вправе иметь доступ на указанные объекты в порядке, определяемом этими федеральными законами.
5. В случае отказа обеспечить доступ должностных лиц таможенных органов в помещения и на территории они вправе входить в помещения и на территории с пресечением сопротивления и вскрытием запертых помещений в присутствии двух понятых, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен иной порядок доступа должностных лиц государственных органов на отдельные объекты. Обо всех случаях вхождения в помещения и на территории с пресечением сопротивления и вскрытием запертых помещений таможенные органы уведомляют прокурора в течение 24 часов.
6. Осмотр помещений и территорий должен проводиться в минимальный период времени, необходимый для его проведения, и не может продолжаться более одного дня.
7. По результатам осмотра составляется акт по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Второй экземпляр указанного акта вручается лицу, чьи помещения или территории осматривались.
Таможенная ревизия проводится в общей и специальной формах.
2. Общая таможенная ревизия может проводиться таможенными органами у декларантов и лиц, указанных в статье 16 настоящего Кодекса и не выступающих в качестве декларанта.
Общая таможенная ревизия проводится по решению начальника таможенного органа или лица, его замещающего. Перед началом проведения ревизии копия такого решения вручается лицу, у которого она должна проводиться.
При проведении общей таможенной ревизии таможенные органы вправе получать доступ в пределах своей компетенции к базам и банкам данных автоматизированных информационных систем проверяемого лица с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите информации.
Проверка должна проводиться в минимальный период времени, необходимый для ее проведения, и не может продолжаться более трех рабочих дней. Проведение проверки не должно препятствовать осуществлению производственной или коммерческой деятельности проверяемого лица.
Повторное проведение общей таможенной ревизии в отношении одних и тех же товаров не допускается.
3. Специальная таможенная ревизия может проводиться таможенными органами:
Проведение специальной таможенной ревизии назначается начальником таможни или вышестоящего таможенного органа или лицом, его замещающим. Решение о проведении специальной таможенной ревизии принимается в письменной форме. Перед началом проведения специальной таможенной ревизии копия такого решения вручается лицу, у которого она должна проводиться.
4. При проведении специальной таможенной ревизии таможенные органы вправе:
5. Специальная таможенная ревизия должна проводиться в минимальный период времени, необходимый для ее проведения, и не может продолжаться более двух месяцев со дня принятия решения о проведении специальной таможенной ревизии. В указанный срок не включается период времени между вручением лицу требования о представлении документов и сведений и представлением указанных документов и сведений. В исключительных случаях вышестоящий таможенный орган может продлить продолжительность проверки еще на один месяц.
Повторное проведение специальной таможенной ревизии у одного и того же лица в отношении одних и тех же товаров не допускается.
6. Проведение таможенной ревизии (в общей и специальной формах) допускается только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
7. Для целей проведения таможенной ревизии (в общей и специальной формах) таможенные органы могут использовать результаты инвентаризации, проведенной лицом, обладающим полномочиями в отношении товаров или осуществляющим хранение таких товаров, либо контролирующими органами, аудиторские заключения, а также акты и заключения, составленные государственными органами.
8. Результаты проведения таможенной ревизии (в общей и специальной формах) оформляются актом по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Указанный акт составляется:
Второй экземпляр акта подлежит вручению лицу, у которого проводилась ревизия.
9. При обнаружении в ходе таможенной ревизии (в общей и специальной формах) признаков преступления или административного правонарушения в области таможенного дела проведение проверки в отношении установленных непосредственных объектов правонарушения завершается. При этом акт о результатах проведения таможенной ревизии составляется незамедлительно. Дальнейшие действия совершаются таможенным органом в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации или законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
1. Наложение ареста на товары при проведении специальной таможенной ревизии производится в случае:
2. Товары, на которые наложен арест, передаются на хранение их владельцу либо иному лицу, обладающему полномочиями в отношении таких товаров. Место хранения таких товаров объявляется зоной таможенного контроля (статья 362). Пользование товарами, на которые наложен арест, может быть разрешено начальником таможенного органа, назначившим специальную таможенную ревизию, либо лицом, им уполномоченным. В указанном случае передача товаров, на которые наложен арест, другим лицам, растрата товаров, их отчуждение либо распоряжение ими иным способом не допускаются.
3. Если товары запрещены к ввозу в Российскую Федерацию или обороту в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также при наличии достаточных оснований полагать, что арест товаров не является достаточной мерой для обеспечения их сохранности, таможенные органы производят изъятие товаров.
Изъятые товары помещаются на склад временного хранения либо в другое место, являющееся зоной таможенного контроля.
4. Изъятие товаров и наложение ареста на них могут не производиться, если лицо, у которого они обнаружены, предоставляет обеспечение уплаты таможенных платежей, которые могут быть взысканы, за исключением случаев, когда товары запрещены к ввозу в Российскую Федерацию или обороту в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо в отношении товаров установлены количественные ограничения при их ввозе в соответствии с законодательством Российской Федерации о мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами.
Исчисление таможенных пошлин, налогов для целей определения сумм обеспечения их уплаты производится в соответствии со статьей 327 настоящего Кодекса.
5. Изъятие товаров и наложение ареста на них производятся на основании мотивированного постановления должностного лица таможенного органа, проводящего специальную таможенную ревизию, в присутствии лица, у которого обнаружены товары, либо его представителя, а также в присутствии не менее двух понятых.
В необходимых случаях для проведения изъятия или наложения ареста приглашается специалист (статья 384).
Перед началом изъятия товаров либо наложения ареста на них должностное лицо таможенного органа обязано предъявить постановление об изъятии или о наложении ареста лицу, у которого производится изъятие или арест.
6. Об изъятии товаров или о наложении ареста на них составляется протокол. В протоколе либо прилагаемых к нему описях изъятые товары или товары, на которые наложен арест, подробно описываются с указанием их наименования, количества и индивидуальных признаков. Указанный протокол подписывается должностным лицом таможенного органа, проводившим изъятие или арест, лицом, у которого обнаружены изымаемые товары или товары, на которые наложен арест, либо его представителем, а также понятыми. Копия протокола вручается лицу, у которого обнаружены товары, либо его представителю.
7. Возвращение изъятых товаров и снятие наложенного ареста производятся не позднее дня окончания специальной таможенной ревизии, за исключением случаев, когда они могут быть конфискованы, потребоваться в качестве вещественных доказательств либо на них может быть обращено взыскание по уплате таможенных платежей. Временное хранение изъятых товаров осуществляется за счет лица, у которого товары были изъяты. Если в ходе проведения проверки не будет установлено, что в отношении таких товаров таможенное законодательство Российской Федерации нарушено, товары подлежат возврату их владельцу или снятие наложенного ареста производится незамедлительно, а издержки, связанные с временным хранением, относятся на счет федерального бюджета.
8. О распоряжении изъятыми товарами и товарами, на которые наложен арест, указывается в акте, отражающем результаты проведения ревизии (пункт 8 статьи 376).
9. Распоряжение невостребованными изъятыми товарами по истечении двух месяцев со дня окончания специальной таможенной ревизии осуществляется в порядке, предусмотренном главой 41 настоящего Кодекса.