дело оперативного учета подлежит прекращению в случае
Раздел III. Формирование дела оперативного учета
19. Основанием для заведения, регистрации и формирования дела оперативного учета является факт поступления в таможенный орган следующих документов:
1) решения суда по уголовному делу или делу об административном правонарушении при применении конфискации имущества;
2) судебного акта по заявлению (иску) таможенного органа или иного уполномоченного органа о признании имущества бесхозяйным либо об обращении изъятых товаров в федеральную собственность в случаях, предусмотренных Законом о таможенном регулировании;
3) акта приема-передачи товаров, обращенных в федеральную собственность на основании таможенной процедуры отказа в пользу государства.
20. В случаях, если в таможенный орган поступили исполнительные документы судебного органа об обращении в федеральную собственность товаров, находящихся под контролем другого таможенного органа, то не позднее трех рабочих дней со дня поступления таких документов таможенный орган, получивший указанные документы, направляет их в таможенный орган, под контролем которого данные товары находятся.
21. Регистрационный номер формируется согласно следующей структуре:
Основание обращения в федеральную собственность товаров
решение суда при применении конфискации имущества по делу об административном правонарушении
решение суда при применении конфискации имущества по уголовному делу
акт приема-передачи товаров, обращенных в федеральную собственность на основании таможенной процедуры отказа в пользу государства
судебный акт об обращении изъятых товаров в федеральную собственность в случаях, предусмотренных Законом о таможенном регулировании
судебный акт о признании товаров бесхозяйными
22. Документы (копии документов) по фактам обращения товаров в федеральную собственность, а также иные сведения по контролю их оборота, необходимые для заполнения всех граф Журнала учета, подшиваются в дело оперативного учета не позднее следующего рабочего дня со дня поступления данных документов в Подразделение.
В дело оперативного учета также подшиваются копии коммерческих, таможенных и иных документов, которые содержат информацию об Имуществе, в том числе о его собственниках, владельцах, стоимости и иных значимых характеристиках.
23. Каждое дело оперативного учета формируется в отдельной папке со скоросшивателем, на титульном листе которой указываются сведения о таможенном органе, в котором дело оперативного учета было заведено, его регистрационный номер, число, месяц и год его заведения.
24. Информация о каждом документе, подшиваемом в дело оперативного учета, должна заноситься в лист описи документов такого дела, который является его неотъемлемой частью, с обязательным указанием в нем следующей информации:
порядковый номер документов дела;
наименование документа и его реквизиты;
оригинал или копия подшиваемого документа;
дата внесения соответствующей записи в лист описи документов.
25. В случае, если в соответствии с установленным порядком из дела оперативного учета изымаются какие-либо документы, то делаются копии изымаемых документов, которые вместе с копией документа, на основании которого производится изъятие (протокол об изъятии и т.п.), подшиваются в дело оперативного учета.
26. Дело оперативного учета считается завершенным после составления и подписания сторонами акта приема-передачи Имущества уполномоченному органу.
По завершении дела документы по данному Имуществу, находящиеся в деле оперативного учета, должны быть систематизированы, пронумерованы по порядку и прошиты. На узел шнуровки листов на последней странице делается наклейка с оттиском печати таможенного органа. При необходимости дело оперативного учета формируется в несколько томов, в каждом томе должно быть не более 250-ти листов. На отдельном последнем листе дела (тома) оперативного учета сверху составителем должна быть сделана заверительная надпись, в которой указывают количество пронумерованных листов дела оперативного учета и листов описи документов. Заверительную надпись подписывает ее составитель с указанием расшифровки подписи, должности и даты составления, а также заверяет подписью начальника Подразделения либо лица, его замещающего.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Порядок заведения, ведения и прекращения дела оперативного учета
Дела оперативного учета заводятся при наличии оснований для их проведения и для решения задач, возложенных на них Законом об ОРД. Конкретный порядок ведения дел оперативного учета и их перечень определяются нормативными актами органов, осуществляющих ОРД (приказами соответствующих федеральных органов исполнительной власти).
О заведении дела оперативного учета оперативный сотрудник выносит соответствующее постановление, которое утверждается руководителем оперативно-розыскного органа.
Факт заведения дела оперативного учета не является основанием для ограничения конституционных прав и свобод, а также законных интересов человека и гражданина: для проведения соответствующих мероприятий все равно необходимо получать санкцию судьи.
После вынесения постановления о заведении дела оперативный сотрудник составляет план проведения мероприятий. В дальнейшем по результатам проведения этих ОРМ оформляются соответствующие документы, которые и подлежат внесению в дело и хранятся в нем в соответствии со специальной описью (описью документов, находящихся в деле).
Дело заводится на определенный срок; по истечении срока оперативный сотрудник выносит постановление о его продлении или прекращении, которое утверждается руководителем оперативно-розыскного органа.
Постановление о прекращении дела выносится в случаях, предусмотренных законом: в случаях решения конкретных задач ОРД, а также установления обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности решения этих задач.
Полученные в результате проведения ОРМ материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, хранятся один год, а затем уничтожаются, если служебные интересы или правосудие не требуют иного.
Фонограммы и другие материалы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров лиц, в отношении которых не было возбуждено уголовное дело, уничтожаются в течение шести месяцев с момента прекращения прослушивания, о чем составляется соответствующий протокол. За три месяца до дня уничтожения материалов, отражающих результаты ОРМ, проведенных на основании судебного решения, об этом уведомляется соответствующий судья.
39. ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ СРОКИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
Срок в ОРД – продолжительность времени, в течение которого лицо должно принять какое-либо решение или может совершать определенные действия.
Виды сроков:
1) в зависимости от правоотношений:
а) сроки проведения мероприятий: затрагивающих конституционные права граждан – не более шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении судьи. Срок действия вынесенного судьей постановления исчисляется в сутках со дня его вынесения, при этом течение срока не прерывается; при необходимости продления срока действия постановления судья выносит судебное решение на основании вновь представленных материалов; не затрагивающих конституционные права граждан – в соответствии с вынесенным оперативным сотрудником постановлением, утвержденным его руководителем;
б) сроки на уведомлениеполучение разрешения на проведение мероприятий: незамедлительно рассматриваются уполномоченным на то судьейматериалы об ограничении конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища при проведении ОРМ; без получения санкции судьи,но с обязательным уведомлением его в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения затрагивающего конституционные права граждан ОРМ орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении ОРМ либо прекратить его проведение (касается случаев, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающихугрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД); без получения санкции судьи, но с обязательным уведомлениемего в течение 48 часов (касается случаев возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме) в отношении прослушивания переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД;
в) иные сроки (сроки хранения материалов ОРД (один год, если служебные интересы или правосудие не требуют иного; за три месяца до дня уничтожения материалов с результатами ОРМ, проведенных на основании судебного решения, об этом уведомляется соответствующий судья), сроки льготной пенсионной выслуги для оперативных сотрудников и др.);
2) в зависимости от правовой регламентации – установленные нормативными правовыми актами (законом и ведомственными актами); определяемые самостоятельно;
3) в зависимости от субъекта – устанавливаемые судьей, прокурором, следователем, органом дознания, органом, осуществляющим ОРД, оперативным сотрудником, лицом, сотрудничающим с органами, осуществляющими ОРД.
40. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОРД
Под результатами ОРД понимаются фактические данные, полученные оперативными подразделениями в установленном Законом об ОРД порядке, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших правонарушение, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, а также о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.
Результаты ОРДотражаются в оперативно-служебных документах (рапортах, справках, сводках, актах, отчетах и т. п.). К оперативно-служебным документам могут прилагаться предметы и документы, полученные при проведении ОРМ.
В случае проведения в рамках ОРД оперативно-технических мероприятий результаты ОРД могут быть также зафиксированы на материальных (физических) носителях информации (фонограммах, видеограммах, кинолентах, фотопленках, фотоснимках, магнитных, лазерных дисках, слепках и т. п.).
Результаты ОРД могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения ОРМ по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших.
Результаты ОРД могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства РФ, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.
Результаты ОРД могут служить основой для формирования всех видов доказательств, создавать условия и предпосылки для их установления.
Представление результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, в порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке представления результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд.
Результаты ОРД в перечисленных в законе случаях учитываются при решении вопроса об их допуске к следующим видам деятельности:
1) о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну;
2) о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды;
3) о допуске к участию в ОРД или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления;
4) об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении ОРМ;
5) о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.
41. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫМ ОРГАНУ ДОЗНАНИЯ, СЛЕДОВАТЕЛЮ, ПРОКУРОРУ ИЛИ В СУД
Требования, предъявляемые к результатам ОРД, представляемым органу дознания, следователю, прокурору или в суд, определены Инструкцией о порядке представления результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд(2007 г.), в соответствии с которой:
а) результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно: сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены; при каких обстоятельствах имело место их обнаружение; сведения о лице (лицах), его совершившем (если оно известно), и очевидцах преступления (если они известны); о местонахождении предметов и документов, которые могут стать вещественными доказательствами; о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
б) результаты ОРД, представляемые для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, должны содержать сведения о местонахождении лиц, скрывающихся от органов предварительного расследования и суда; о лицах, которым известны обстоятельства и факты, имеющие значение для уголовного дела; о возможных источниках доказательств; о местонахождении предметов, перечисленных в ч. 1 ст. 81 УПК; о других фактах и обстоятельствах, позволяющих определить объем и последовательность проведения процессуальных действий, выбрать наиболее эффективную тактику их производства, выработать оптимальную методику расследования по конкретному уголовному делу;
в) результаты ОРД, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств; содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на ОРМ, при проведении которых получены предполагаемые доказательства, а также данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.
42. ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОРД ДОЗНАВАТЕЛЮ, ОРГАНУ ДОЗНАНИЯ, СЛЕДОВАТЕЛЮ, ПРОКУРОРУ ИЛИ В СУД
Результаты ОРД представляются в виде рапортаоб обнаружении признаков преступления или сообщенияо результатах ОРД, который составляется должностным лицом органа, осуществляющего ОРД, и регистрируется в установленном порядке.
Процедура представления результатов ОРД в виде сообщениявключает в себя: а) рассмотрение вопроса о необходимости рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, содержащихся в представляемых результатах ОРД, и их носителей; б) оформление необходимых документов и фактическую передачу результатов ОРД.
Представление результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору, в суд для осуществления проверки и принятия процессуального решения в порядке ст. 144 и 145 УПК, а также для приобщения куголовному делу осуществляется наосновании соответствующего постановления,утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД.
При представлении дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд результатов ОРД, полученных при проведении проверочной закупки или контролируемой поставки предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативного эксперимента, к ним прилагается постановление о проведении данного ОРМ,утвержденное руководителем органа, осуществляющего ОРД.
В случае представления дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд результатов ОРД, полученных при проведении ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина,к ним прилагаются копии судебных решений о проведении ОРМ.
Представление результатов ОРД, содержащих сведения об организации и тактике проведения оперативно-технических мероприятий, используемых при их проведении технических средствах, о штатных негласных сотрудниках оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений, должно в обязательном порядке согласовываться с исполнителями соответствующих мероприятий.
При необходимости рассекречиваниясведений, содержащихся в материалах, отражающих результаты ОРД, руководителем органа, осуществляющего ОРД (начальником или его заместителем), выносится постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей.
Способ фактической передачи результатов ОРДдознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд (пересылка по почте, передача с нарочным и другие способы) избираются органом, осуществляющим ОРД, в каждом конкретном случае с учетом требований нормативных правовых актов, регулирующих организацию делопроизводства.
К передаваемым документам могут прилагатьсяполученные (выполненные) при проведении ОРМ фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы, кассеты видеозаписи, носители компьютерной информации, чертежи, планы, схемы, акты, справки, другие документы, а также иные материальные объекты, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством могут быть признаны вещественными доказательствами.
43. СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ВЫНЕСЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ О ПРЕДСТАВЛЕНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОРД ОРГАНУ ДОЗНАНИЯ, СЛЕДОВАТЕЛЮ, ПРОКУРОРУ ИЛИ В СУД
Перечень руководителей (должностных лиц) органов, осуществляющих ОРД, имеющих право выносить постановления о представлении результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд, соответствует перечню должностных лиц, имеющих право подписи постановлений и утверждения заданий на проведение оперативно-технических мероприятий. Перечень указанных лиц может дополняться ведомственными нормативными правовыми актами.
При подготовке материалов необходимо учитывать, что сведения об используемых или использованных при проведении негласных ОРМ силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах ОРД, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках и о лицах, оказывающих (оказывавших) им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения ОРМ составляют государственную тайну.
В каждом конкретном случае возможность представления результатов ОРД, содержащих сведения об организации и тактике проведения ОТМ, используемых технических средствах, штатных негласных сотрудниках оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений, должна в обязательном порядке согласовываться с исполнителями соответствующих мероприятий.
Постановление о представлении результатов ОРДоргану дознания, следователю, прокурору или в суд состоит из трех частей:вводной, описательной и резолютивной.
Вводная частьвключает в себя наименование документа, место и время его вынесения, фамилию, имя, отчество, должность и звание (воинское, специальное) руководителя органа, осуществляющего ОРД, а также основания вынесения данного постановления.
В описательной частипостановления указывается, в результате какого ОРМ получены материалы и какие именно, для каких целей они представляются (использования в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовного дела, подготовки и осуществления следственных и судебных действий, использования в доказывании по уголовным делам), когда и кем санкционировалось конкретное ОРМ, наличие судебного решения на его проведение. Описательная часть постановления заканчивается ссылкой на соответствующую часть ст. 11 и ч. 4 ст. 12 Закона об ОРД.
В резолютивной частипостановления формулируется решение руководителя органа о направлении оперативно-служебных документов, отражающих результаты ОРД. Здесь же подробно перечисляются подлежащие направлению конкретные документы.
Постановление о представлении результатов ОРД подготавливается в одном экземпляре, подписывается руководителем органа и приобщается к материалам дела оперативного учета или соответствующего номенклатурного дела.
44. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОРД
В целях обеспечения государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников федеральных органов государственной охраны, осуществляющих функции, выполнение которых может быть сопряжено с посягательствами на их безопасность, а также создания надлежащих условий для отправления правосудия, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями в РФ существует система мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества указанных лиц и их близких.
В соответствии с ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» лица, осуществляющие ОРД, подлежат государственной защите.
Дело оперативного учета подлежит прекращению в случае
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 15 февраля 2011 г. № 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности»
В целях обеспечения эффективности осуществления прокурорского надзора за исполнением законов об оперативно-розыскной деятельности, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:
1. Первому заместителю и заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур обеспечить действенный надзор за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
3. Руководителям прокуратур определить лиц, ответственных за ведение делопроизводства по документам оперативно-розыскной деятельности.
Обеспечить наличие у уполномоченных прокуроров и лиц, на которых возложено ведение делопроизводства по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, оформленного в установленном порядке допуска к совершенно секретным сведениям или сведениям особой важности.
Копию приказа с перечнем уполномоченных прокуроров и лиц, ответственных за ведение делопроизводства по документам оперативно-розыскной деятельности, направить для сведения руководителям органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также руководителю вышестоящей прокуратуры.
4. При организации и осуществлении надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности обеспечить законные гарантии соблюдения прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, а также прав и законных интересов юридических лиц, установленных законом запретов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Обеспечить законность при проведении оперативно-розыскных мероприятий, в том числе тех, на проведение которых разрешение дано судом, принятии должностными лицами решений, представлении результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, соответствие законам правовых актов, издаваемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, соблюдение порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий, установленного законами и правовыми актами, принятыми уполномоченными органами и предусматривающими механизм реализации законов.
Деятельность прокуроров должна быть направлена на обеспечение соблюдения прав и свобод человека и гражданина, законности при решении задач оперативно-розыскной деятельности, в том числе по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц; их подготавливающих, совершающих или совершивших, осуществлению розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших; по добыванию информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации; по установлению имущества, подлежащего конфискации.
5. Проверки исполнения законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводить:
а) по обращениям граждан, юридических и должностных лиц;
б) по результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях или при поступлении информации о ненадлежащем исполнении поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания по уголовным делам и материалам проверки сообщения о преступлении или решения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, а также в связи с ненадлежащим исполнением требований уполномоченного прокурора;
в) в плановом порядке, в том числе по указанию вышестоящего уполномоченного прокурора;
г) в других случаях, с учетом состояния законности в этой сфере деятельности и отсутствия положительных результатов в работе по выявлению подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, при раскрытии преступлений, розыске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам и лиц, без вести пропавших.
Проверки по обращениям о нарушениях Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, при исполнении поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении и решения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, проводить уполномоченным прокурорам той прокуратуры, которой осуществлялся надзор за процессуальной деятельностью на досудебной стадии уголовного судопроизводства. Исключение составляют обращения, в которых обжалуются действия должностных лиц органов федеральной службы безопасности, связанные с оперативным сопровождением уголовных дел. Проверки по таким обращениям проводить уполномоченным прокурорам по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности с учетом установленного Генеральным прокурором Российской Федерации разграничения компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур.
Оперативно-служебные документы об осуществлении органами федеральной службы безопасности оперативно-розыскных мероприятий в рамках контрразведывательной деятельности проверять в порядке надзора только по поступившим в прокуратуру материалам, информации и обращениям граждан, свидетельствующим о нарушениях этими органами законодательства Российской Федерации.
В ходе надзорных мероприятий в Службе внешней разведки Российской Федерации и в органе внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации проверять только те оперативно-служебные документы, которые связаны с обеспечением собственной безопасности указанных органов.
6. Уполномоченным прокурорам при реализации надзорных полномочий также проверять:
а) соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности;
б) законность, обоснованность и соблюдение установленного порядка заведения дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, сроков и порядка их ведения, законность принимаемых по ним решений.
Учитывать, что в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» перечень дел оперативного учета и порядок их ведения, а также организация и тактика проведения оперативно-розыскных мероприятий определяются нормативными актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Строго следовать требованиям Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» о том, что дела оперативного учета прекращаются в случае решения задач оперативно-розыскной деятельности или установления обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности их решения;
в) законность и обоснованность проведения или прекращения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе тех, разрешения на проведение которых даны судом; наличие оснований, соблюдение установленных условий, порядка и сроков их проведения.
Учитывать, что срок действия вынесенного судьей постановления о разрешении проведения оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права человека, исчисляется непрерывно в сутках со дня его вынесения и не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении. Дальнейшее продление допускается по новому судебному решению на основании вновь представленных материалов;
д) законность представления результатов оперативно-розыскной деятельности;
е) наличие полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также принимающих решения о заведении, продлении сроков, приостановлении и прекращении дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, проведении оперативно-розыскных мероприятий, представлении результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд;
ж) соблюдение определенного Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» перечня оперативно-розыскных мероприятий;
з) соблюдение установленного порядка регистрации дел оперативного учета и других оперативно-служебных материалов, законность постановки и снятия с оперативного и иных видов учета лиц, в отношении которых заводились такие дела, в том числе находящиеся на архивном хранении;
и) соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности, а также соблюдение требования о недопустимости применения информационных систем, технических средств и веществ, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде;
к) своевременность уведомления судей органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, о проведении в случаях, предусмотренных частями 3 и 6 статьи 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, в том числе передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища; наличие оснований для проведения таких оперативно-розыскных мероприятий в указанных случаях.
Законность привлечения граждан к содействию на конфиденциальной основе и соблюдение при этом принципа добровольного сотрудничества с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, проверять исключительно при наличии жалоб граждан.
При осуществлении надзора учитывать, что сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, представляются прокурору только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.
7. При проверках законности оперативно-розыскных мероприятий, проводимых на основании поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении или решения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, в каждом случае рассматривать необходимость проведения дополнительных оперативно-розыскных мероприятий, направленных на раскрытие преступления и выявление причастных к нему лиц.
При наличии достаточных данных, свидетельствующих о нарушениях при проведении оперативно-розыскных мероприятий по указанным поручениям либо решениям, уполномоченному прокурору, помимо актов прокурорского реагирования, направлять руководителям органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, требования в целях обеспечения эффективного осуществления уголовного преследования.
8. В ходе изучения дел оперативного учета и других оперативно-служебных материалов, проверять наличие в них документов, свидетельствующих об укрытии преступлений, незаконном освобождении от уголовного преследования, фальсификации оснований и условий проведения оперативно-розыскных мероприятий (заявлений граждан, протоколов следственных действий, официальных документов и т.п.).
9. Установить, что уполномоченный прокурор в ходе и по результатам проведения проверок, а также при восстановлении нарушенных прав и свобод граждан и устранении иных нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязан:
а) знакомиться с представленными подлинными оперативно-служебными документами, включающими в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий;
б) получать письменные объяснения от должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по поводу выявленных нарушений закона;
в) требовать устранения нарушений закона, выявленных по делам оперативного учета и иным оперативно-служебным материалам;
г) опротестовывать противоречащие закону нормативные правовые акты органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также постановления и иные решения должностных лиц указанных органов;
д) по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства в соответствии с установленными уголовно-процессуальным законом полномочиями выносить мотивированное постановление либо требовать от уполномоченного органа передачи результатов оперативно-розыскной деятельности в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании;
е) вносить представления об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
10. Уполномоченным прокурорам пресекать нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, принимать своевременные меры к их восстановлению, возмещению причиненного вреда и (при наличии оснований) привлечению виновных должностных лиц к установленной законом ответственности.
11. Случаи незаконного отказа от выполнения требований уполномоченного прокурора в зависимости от обстоятельств рассматривать как воспрепятствование его законной деятельности и при наличии оснований принимать меры для привлечения виновных должностных лиц к предусмотренной законом ответственности.
12. Руководителям прокуратур и уполномоченным прокурорам обеспечить защиту от разглашения сведений, содержащихся в представленных документах и материалах об оперативно-розыскной деятельности поднадзорных органов.
Возложить на уполномоченных прокуроров персональную ответственность за соблюдение установленных ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющими государственную тайну.
13. Утвердить и ввести в действие с 01.01.2011:
отчет о работе прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности (форма ОРД) (приложение № 1);
Инструкцию о порядке составления и представления отчета о работе прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности (приложение № 2);
Инструкцию об организации в прокуратуре делопроизводства по документам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (приложение № 3).
14. Начальникам управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Главной военной прокуратуры, к компетенции которых отнесен надзор за оперативно-розыскной деятельностью, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур обеспечить контроль за организацией надзора за оперативно-розыскной деятельностью, составление отчета о работе по надзору за оперативно-розыскной деятельностью, систематически анализировать материалы проверок и оказывать подчиненным прокурорам необходимую помощь, регулярно организовывать проверки делопроизводства, учета и сохранности документов надзора за оперативно-розыскной деятельностью в подразделениях и органах прокуратуры.
15. Начальникам управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур информацию по итогам полугодия и года о состоянии законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности поднадзорными органами с результатами надзора в данной сфере (с дифференциацией сведений применительно к каждому органу, осуществляющему такую деятельность) представлять к 25 января и 25 июля в подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации:
Военным прокурорам окружного звена в те же сроки представлять докладные записки в Главную военную прокуратуру.
16. Структурным подразделениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Главной военной прокуратуры, к компетенции которых отнесены организация и контроль работы прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур, по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, не реже одного раза в полугодие осуществлять обобщение практики на этом направлении деятельности и представлять аналитические справки курирующим заместителям Генерального прокурора Российской Федерации не позднее 5 февраля и 5 августа.
В прокуратурах субъектов Российской Федерации и иных приравненных к ним территориальных специализированных прокуратурах функции по организации и контролю работы подчиненных прокуратур по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности возлагаются на соответствующие структурные подразделения соответствующим приказом.
В органах военной прокуратуры возложение на структурные подразделения функции по организации и контролю деятельности подчиненных военных прокуратур по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности определяется Главным военным прокурором.
18. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 21.12.2007 № 207 «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» считать утратившим силу.
19. Настоящий приказ опубликовать в журнале «Законность».
20. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, начальников управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации по направлениям деятельности, прокуроров субъектов Российской Федерации, городов и районов, других территориальных, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур.
Приказ направить первому заместителю и заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, прокурорам городов, районов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, а также в Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Федеральную службу охраны Российской Федерации, Службу внешней разведки Российской Федерации, Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральную таможенную службу, Федеральную службу исполнения наказаний, Следственный комитет Российской Федерации.
Генеральный прокурор Российской Федерации действительный государственный советник юстиции | Ю.Я. Чайка |
Настоящее приложение вводится в действие с 1 января 2011 г.
Приложение № 1
к приказу Генеральной прокуратуры РФ
от 15 февраля 2011 г. № 33
Секретно (по заполнении)
Форма ОРД
Отчет
о работе прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности
по_______________району (городу), области, краю, республике
Раздел 1. Проверка оперативно-розыскных материалов
Всего | В том числе в оперативных подразделениях | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
органов внутренних дел | органов федеральной сслужбы безопасности | федеральных органов государственой охраны | таможенных органов | Службы военной разведки | органов Федеральной службы исполнения наказаний | органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ | внешней разведки Минобороны России | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Проведено проверок | 1 | |||||||
Из строки 1 | по обращениям граждан и организаций | 2 | ||||||
законности ОРМ, проводимых в целях установления имущества, подлежащего конфискации | 3 | |||||||
законности при проведении с п. 7 ч. 2 ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розысковой деятельности» | 4 | |||||||
исполнения законодательства о противодействии коррупции | 5 | |||||||
Количество ДОУ, находившихся в производстве в отчетный период | 6 | |||||||
Количество иных оперативно-служебных материалов, находившихся в производстве в отчетный период | 7 | |||||||
из находившихся в производстве в отчетный период ДОУ и иных оперативно-служебных материалов по коррупционным преступлениям | 8 | |||||||
Проверено ДОУ из числа находившихся в производстве | 9 | |||||||
Проверено иных оперативно-служебных материалов из числа находившихся в производстве | 10 | |||||||
из проверенных в отчетный период ДОУ и иных оперативно-служебных материалов по коррупционным преступлениям | 11 | |||||||
Выявлено нарушений законодательства об ОРД | 12 | |||||||
из строки 12 | в сфере противодействия коррупции | 13 | ||||||
незаконных решений должностных лиц органов, осуществляющих ОРД | 14 | |||||||
из стр. 14 | о заведении ДОУ | 15 | ||||||
о прекращении ДОУ | 16 | |||||||
о проведении ОРМ | 17 | |||||||
Принесено протестов | 18 | |||||||
Направлено требований | 19 | |||||||
Вынесено постановлений о направлении материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании | 20 | |||||||
из них в отношении сотрудников, осуществляющих ОРД, за преступления по службе | 21 | |||||||
Внесено представлений | 22 | |||||||
По представлениям прокурора привлечено лиц к дисциплинарной ответственности | 23 |
Раздел 2. Рассмотрение жалоб на действия и решения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
Всего | В том числе в оперативных подразделениях | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
органов внутренних дел | органов федеральной службы безопасности | федеральных органов государственной охраны | таможенных органов | Службы внешней разведки | органов Федеральной службы исполнения наказаний | органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ | внешней разведки Минобороны России | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Рассмотрено жалоб прокурором | 1 | |||||||
Разрешено жалоб прокурором | 2 | |||||||
в том числе удовлетворено | 3 |
Исх. №______________ Прокурор___________________________
(фамилия и номер телефона исполнителя)
Настоящее приложение вводится в действие с 1 января 2011 г.
Приложение № 2
к приказу Генеральной прокуратуры РФ
от 15 февраля 2011 г. № 33
Инструкция
о порядке составления и представления отчета о работе прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности
Отчет о работе прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности предусматривает отражение:
сведений о результатах работы прокуроров по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;
данных о результатах проверки поступивших в прокуратуру материалов, информации и обращений граждан о нарушениях законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, установленного порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий и законности решений, принимаемых руководителями органов, осуществляющих такую деятельность.
В прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратурах отчет составляется руководителями подразделений, на которые возложен надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и передается прокурорскому работнику, на которого возложена обязанность по составлению сводных статистических отчетов для составления сводного отчета по региону.
Сводный отчет визируется начальниками соответствующих подразделений, несущими ответственность за полноту и достоверность отчетных данных, обязаны их контролировать и принимать необходимые меры для устранения искажений в отчетности.
Сводный отчет по региону подписывается прокурором субъекта Российской Федерации и представляется в отдел информационного обеспечения информационно-аналитического управления Главного организационно-инспекторского управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
В управлениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главной военной прокуратуры, к компетенции которых отнесен надзор за оперативно-розыскной деятельностью, отчет составляется руководителями подразделений и до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляется в отдел информационного обеспечения информационно-аналитического управления Главного организационно-инспекторского управления.
Военные прокуроры гарнизонного звена отчет представляют в военные прокуратуры окружного звена до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Военные прокуроры окружного звена сводный отчет представляют в Главную военную прокуратуру не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Датой представления отчета считается дата его поступления в вышестоящую прокуратуру.
Раздел 1. Проверка оперативно-розыскных материалов
В этом разделе указываются количество проведенных проверок исполнения законодательства об оперативно-розыскной деятельности, количество дел оперативного учета (ДОУ) и иных оперативно-служебных материалов, находившихся в производстве в отчетный период, в том числе проверенных прокурором, количество и характер выявленных при этом нарушений, данные об осуществленном реагировании.
В строке 1 отражается общее количество проведенных уполномоченными прокурорами проверок в органах, указанных в графах 2-9.
В строке 2 отдельно выделяется количество проведенных проверок по обращениям граждан и организаций.
В строке 3 указывается количество проверок законности оперативно-розыскных мероприятий, проводимых в целях установления имущества, подлежащего конфискации.
В строке 4 отдельно выделяется количество проверок законности оперативно-розыскных мероприятий, проводимых в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», в том числе мероприятий, проводимых на основании запросов высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, поступивших в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению».
В строке 5 указывается количество проведенных уполномоченными прокурорами проверок исполнения законодательства о противодействии коррупции.
В строке 6 отражается общее количество дел оперативного учета, находившихся в производстве поднадзорных органов, указанных в графах 2-9, в отчетный период.
В строке 7 отражается общее количество иных оперативно-служебных материалов (оперативных подборок и т.п.), находившихся в производстве поднадзорных органов, указанных в графах 2-9, в отчетный период.
В строке 8 отдельно выделяется количество дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов (оперативных подборок и т.п.), находившихся в производстве поднадзорных органов, указанных в графах 2-9, по преступлениям коррупционной направленности в значении, данном в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В строке 9 указывается общее количество проверенных уполномоченными прокурорами дел оперативного учета из числа находившихся в производстве в отчетный период.
В строке 10 указывается общее количество проверенных уполномоченными прокурорами иных оперативно-служебных материалов (оперативных подборок и т.п.) из числа находившихся в производстве в отчетный период.
В строке 11 отдельно выделяется количество проверенных уполномоченными прокурорами дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов (оперативных подборок и т.п.) по коррупционным преступлениям.
В строке 12 отражается общее количество выявленных уполномоченными прокурорами нарушений законодательства об оперативно-розыскной деятельности.
В строке 13 отдельно выделяется количество выявленных нарушений законодательства об оперативно-розыскной деятельности в сфере противодействия коррупции.
В строке 14 указывается количество выявленных незаконных решений должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
В строке 15 отражается количество выявленных незаконных решений о заведении дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов.
В строке 16 указывается количество выявленных незаконных решений о прекращении дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов.
В строке 17 отражается количество выявленных незаконных решений о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
В строке 18 указывается количество протестов, принесенных прокурорами в порядке реализации полномочий, предусмотренных ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (на противоречащие закону нормативные правовые акты органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также незаконные постановления должностных лиц данных органов о проведении оперативно-розыскных мероприятий, заведении, продлении сроков ведения, приостановлении, прекращении дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности и др.).
В строке 19 отражается количество направленных руководителям органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, требований об устранении нарушений закона (о прекращении проведения незаконного оперативно-розыскного мероприятия, о принятии мер по выполнению задач, предусмотренных ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», в ходе производства по делам оперативного учета и иным оперативно-служебным материалам и др.).
В строке 20 указывается количество постановлений о направлении материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании, вынесенных прокурорами в порядке реализации полномочий, предусмотренных п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ.
В строке 21 отдельно выделяется количество постановлений о направлении материалов в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании, вынесенных прокурорами в отношении сотрудников, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, за преступления по службе.
В строке 22 указывается количество представлений об устранении выявленных нарушений законодательства об оперативно-розыскной деятельности, внесенных прокурорами в порядке реализации полномочий, предусмотренных ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.
В строке 23 отражается количество сотрудников, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привлеченных к дисциплинарной ответственности по результатам рассмотрения представлений прокурора.
По графам указанные в строках сведения распределяются в следующем порядке:
Раздел 2. Рассмотрение жалоб на действия и решения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
В разделе 2 учитываются все поступившие в прокуратуру жалобы, заявления и иные обращения граждан и организаций, содержащие сведения о нарушении законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
В строке 1 указывается общее количество рассмотренных прокурором жалоб на нарушения законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий.
В строке 2 из общего числа рассмотренных жалоб и обращений указывается количество разрешенных прокурором, то есть удовлетворенных, отклоненных, а также любых других жалоб, по которым прокурором даны разъяснения либо принято иное решение по существу.
В строке 3 из числа разрешенных указывается количество жалоб и обращений, которые удовлетворены и по которым прокурором приняты меры к устранению нарушений законодательства об оперативно-розыскной деятельности.
Перечень подлежащих проверке контрольных и логических равенств в отчете по форме ОРД
Раздел 1. Проверка оперативно-розыскных материалов
Сумма показателей граф 2-9 во всех строках должна быть равна показателям графы 1.
Во всех графах показатели строки 1 должны быть больше или равны показателям строки 2.
Во всех графах показатели строки 1 должны быть больше суммы показателей строк 3-5 или равны ей.
Показатели строки 8 меньше суммы показателей строк 6 и 7 или равны ей.
Показатели строки 11 меньше показателей строки 8 или равны им.
Показатели строки 11 меньше суммы показателей строк 9 и 10 или равны ей.
Показатели строки 12 должны быть больше суммы показателей строк 13 и 14 или равны ей.
Показатели строки 14 должны быть больше суммы показателей строк 15-17 или равны ей.
Показатели строки 21 меньше показателей строки 20 или равны им.
Раздел 2. Рассмотрение жалоб на действия и решения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
Показатели графы 1 по всем строкам должны быть равны сумме показателей граф 2-9.
Настоящее приложение вводится в действие с 1 января 2011 г.
Приложение № 3
к приказу Генеральной прокуратуры РФ
от 15 февраля 2011 г. № 33
Инструкция
об организации в прокуратуре делопроизводства по документам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
Общие положения
2. Делопроизводство ведется работником режимно-секретного подразделения (РСП).
3. Документы оперативно-розыскной деятельности не подлежат разглашению. Работа с ними допускается в отдельных служебных кабинетах, оборудованных пожарно-охранной сигнализацией. Переговоры по открытым средствам связи (телефон, радио), передача указанных документов телеграфом, телетайпом, факсом и по электронной почте запрещаются. Разглашение секретных сведений, утрата документов и носителей, содержащих такие сведения, влечет установленную законом ответственность.
4. Ответственность за состояние делопроизводства в структурных подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратурах субъектов Российской Федерации, военных, транспортных и иных специализированных прокуратурах и прокуратурах городов и районов несут их руководители.
Прием, регистрация, прохождение документов
1. Документы, в том числе доставленные непосредственно работниками органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, принимаются уполномоченными работниками.
В районных и приравненных к ним прокуратурах прием документов осуществляется прокурором.
2. Оперативно-служебные документы, а также жалобы на действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, регистрируются в соответствии с требованиями общего и секретного делопроизводства.
Листы регистрационного журнала должны быть пронумерованы, прошиты и опечатаны печатью РСП.
3. Зарегистрированные документы и жалобы рассматриваются и разрешаются в соответствии с общими правилами, установленными организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации, с соблюдением требований общего и секретного делопроизводства.
Составление документов, формирование их в дела и надзорные производства
1. При составлении документов необходимо ограничиваться минимальными, действительно необходимыми секретными сведениями. Запрещается использовать закрытую информацию в несекретной служебной переписке.
При определении степени секретности следует руководствоваться перечнями сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти, руководители которых распоряжением Президента Российской Федерации от 16.04.2005 № 151-рп наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне.
2. Гриф секретности присваивается документу его исполнителем на основе тщательной оценки степени секретности сведений, содержащихся в этом документе. Гриф проставляется на первом (титульном) листе в правом верхнем углу.
При проставлении грифа на документах «особой важности» и «совершенно секретно» ниже грифа секретности под чертой указывается номер пункта развернутого или отдельного перечня сведений, подлежащих засекречиванию, на основании которых он установлен.
В случае, если носитель сведений, составляющих государственную тайну, полученный из другой организации, подлежит засекречиванию или гриф секретности ему присвоен неверно, следует сообщить об этом отправителю с обоснованием необходимости засекречивания или изменения грифа секретности указанного носителя сведений.
3. Ответственность за правильное присвоение грифа секретности документам несут исполнители и руководители, подписывающие или утверждающие эти документы.
4. Рассекречиванию подлежат документы только на основании постановления руководителя органа, уполномоченного на осуществление оперативно-розыскной деятельности.
5. Жалобы, принятые к производству, и другие материалы группируются в надзорных производствах (делах). По одному и тому же делу (вопросу) заводится одно надзорное производство (дело).
6. Надзорное производство (дело) ведется и учитывается по правилам ведения секретного делопроизводства, предусмотренным Инструкцией по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2004 № 3-1.
7. Для ведения записей, содержащих секретные сведения, выписок из документов исполнителям выдаются учтенные в РСП рабочие тетради.
8. Печатание документов производится непосредственно исполнителями либо поручается машинистке, имеющей соответствующий допуск к секретным сведениям. Использование средств вычислительной техники (СВТ) допускается после выполнения требований по обеспечению безопасности информации. Использование СВТ, имеющих выход в открытые коммуникационные сети, запрещается.
Ответственность за обеспечение защиты секретной информации возлагается на работника, производящего ее обработку с использованием СВТ.
9. Исполненные документы пересылаются секретной почтой либо вручаются под расписку сотруднику органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
Обеспечение сохранности документов
1. Документы, номенклатурные дела, надзорные производства, книга учета хранятся в сейфах у уполномоченных прокуроров и работников, которые обеспечивают их сохранность.
В нерабочее время сейфы и кабинеты опечатываются личными номерными печатями.
Хранение документов, дел и надзорных производств в письменных столах запрещается.
2. Лицам, командируемым в другие организации, запрещается иметь при себе в пути следования документы, содержащие секретные сведения. Такие документы должны заранее пересылаться в адрес РСП организации.
Как исключение лицу, направляемому в другую организацию в пределах данного населенного пункта, разрешается брать с собой для подписания или работы документы, содержащие секретные сведения. Доставка таких документов производится на специально выделенном транспорте.
Работники должны выполнять требования режима секретности, установленные в организации по месту их командирования.
3. Срок хранения надзорных производств устанавливается соответственно срокам хранения уголовных дел и материалов, по которым проводились оперативно-розыскные мероприятия. Книги учета хранятся не менее 5 лет.
Уничтожение документов и книг учета производится комиссией уполномоченных прокуроров и работников с составлением соответствующего акта. После его подписания все документы уничтожаются путем сжигания либо с помощью специально предназначенных для этого технических средств, исключающих возможность восстановления и прочтения текстов или их фрагментов.
Учет работы прокуроров
1. Делопроизводство по документам оперативно-розыскной деятельности является основой для составления статистического отчета о работе прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
2. Документами первичного учета работы прокурора служат: книга учета (приложение № 1), надзорные производства, а также дела, формируемые на основании примерной номенклатуры дел по документам оперативно-розыскной деятельности (приложение № 2), материалы проверок, акты прокурорского реагирования и иные документы.
3. Данная система первичного учета ориентирована на ведение его в управлениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратурах городов, районов, субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах.
Едиными для всех звеньев органов прокуратуры являются: книга учета работы прокурора по надзору за исполнением законов об оперативно-розыскной деятельности (приложение № 1) и статистическая карточка на жалобу.
Приложение № 1
к Инструкции об организации в
прокуратуре делопроизводства по
документам органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность
Секретно (по заполнении)
(печатается с разворотом на двух листах)
Книга
учета работы прокурора по надзору за исполнением законов об оперативно-розыскной деятельности
Номер проверки | Наименование органа, в котором проводилась проверка | Дата выполнения действия к № дела | Проверено оперативно-розыскных материалов | Количество выявленных нарушений | По выявленным нарушениям | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
принесено протестов | подготовлено письменных требований об устранении нарушений законов | вынесено постановлений о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания, из них: | в отношении работников, осуществляющих ОРД, за преступления по службе | внесено представлений | по представлениям наказано в дисциплинарном порядке работников | результаты рассмотрения протестов, представлений | примечание | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
Приложение № 2
к Инструкции об организации в
прокуратуре делопроизводства по
документам органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность
Примерная номенклатура дел
по документам оперативно-розыскной деятельности
1. Переписка с вышестоящими органами прокуратуры по вопросам надзора за оперативно-розыскной деятельностью.
2. Переписка о состоянии прокурорского надзора за соблюдением законности в оперативно-розыскной деятельности, справки о результатах проверок органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
3. Акты прокурорского реагирования (представления, протесты), требования об устранении нарушений, информационные письма о выявленных нарушениях и ответы на них, постановления о направлении материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании и переписка по ним.
Примечание. В зависимости от документооборота возможно ведение либо единого дела по всем органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, либо отдельно по каждому органу.
4. Статистические отчеты о работе по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности:
5. Книга учета работы прокурора по надзору за исполнением законов об оперативно-розыскной деятельности.
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 15 февраля 2011 г. № 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности»
Приложения, утвержденные настоящим приказом, вводятся в действие с 1 января 2011 г.
Текст приказа официально опубликован не был
Обзор документа
Органы прокуратуры должны обеспечить надзор за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности (ОРД). Должны быть назначены уполномоченные прокуроры.
Уполномоченные прокуроры и лица, ведущие делопроизводство по надзору в названной сфере, должны быть допущены к совершенно секретным данным или сведениям особой важности.
Необходимо следить за соблюдением прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, жилища, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, а также прав и законных интересов юрлиц.
Проверки исполнения законов при осуществлении ОРД проводятся по обращениям граждан, юридических и должностных лиц, по результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях, при поступлении информации о ненадлежащем исполнении поручений. Также они осуществляются в плановом порядке.
Указано, что необходимо проверять при реализации надзорных полномочий. Речь идет, в частности, о соблюдении конституционных прав и свобод человека и гражданина, законности и обоснованности проведения или прекращения оперативно-розыскных мероприятий, о своевременности уведомления судей.
Установлены обязанности уполномоченных прокуроров.
Утверждены отчет о работе уполномоченного прокурора, инструкции о его составлении и представлении, об организации делопроизводства по документам органов, осуществляющих ОРД.
Приказ, ранее регулировавший данный вопрос, утратил силу.