детский сад форма собственности
Статья 23. Типы образовательных организаций
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 23 настоящего Федерального закона
1. Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.
2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 238-ФЗ в пункт 3 части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона внесены изменения
3. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:
4. Образовательные организации, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 238-ФЗ в пункт 3 части 4 статьи 23 настоящего Федерального закона внесены изменения
Информация об изменениях:
5. Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.
6. В наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).
Как открыть детский сад: инструкция и подробности
С чего начать, чтобы открыть свой детский сад? С блокнота и ручки! Сначала нужно честно ответить на целый ряд вопросов и все тщательно рассчитать. Ведь цена ошибки очень велика – это и благополучие детей, и ваши деньги.
Вопрос первый: правильный выбор места
Казалось бы, все очевидно: изучите рынок того района, где собираетесь открыть бизнес. Достаточно ли детей, сколько конкурентов и муниципальных детсадов. В идеале это микрорайон, где много молодых семей с детьми, но нет муниципального детского сада и пока еще нет конкурентов. Но оказывается это далеко не все.
Татьяна Штайдо, руководитель сети частных детских садов «Разумейка», врач-педиатр, бизнес-тренер на рынке частных детских садов 11 лет. Она рассказала еще несколько нюансов, которые нужно учитывать при выборе места для частного детского сада:
– Нельзя открывать его рядом с оживленной автомагистралью. Во-первых, выхлопные газы как раз на уровне роста малышей, а во-вторых, это шумно и опасно – есть риск, что ребенок выскочит на дорогу.
– Предпочтительнее открывать детский сад в отдельном частном доме. Если садик все-таки находится в многоэтажке, то у него обязательно должна быть отдельная отгороженная площадка на улице, иначе готовьтесь к массе недовольных соседей.
– При садике на 35 детей необходимо иметь рядом парковочные места минимум на пять машин. Важно, чтобы это были не соседские места. Занятая парковка – это главный триггер для соседей.
– К садику должна вести хорошая дорога и удобный подъезд, не более чем в десяти минутах ходьбы от него должна быть остановка – часть персонала и бабушки будут ездить на общественном транспорте.
– Когда выберете место, поинтересуйтесь соседями. Практика показывает, что есть категория вечно недовольных людей, особенно тех, кто весь день дома, которые начинают жаловаться на шум от детей, писать жалобы и выживать детский сад.
И еще важный момент. Помещение нужно будет внести в лицензию на ведение образовательной деятельности, и если менять адрес садика, то потом все круги лицензирования нужно будет проходить с новым помещением. Поэтому сразу арендуйте его на длительный срок.
Все нормативы, которым должно отвечать помещение, прописаны в правилах пожарной безопасности и СанПин. Учитывать нужно все вплоть до ширины дверных проемов, количества помещений, санузлов и раковин.
Вопрос второй: как попасть в целевую аудиторию
Как бы ни были прекрасны частные детские сады, но 95% родителей все равно выберут муниципальное дошкольное учреждение. А значит, оставшихся 5% родителей надо убедить, что именно ваш частный детский сад – то, что нужно их детям. Но кто эти родители? Что ими движет?
Татьяна Штайдо считает, что есть пять основных причин, по которым родители выбирают для своих детей частный детсад:
Первая – родители изначально убеждены, что в муниципальном детсаду при количестве детей в группе 35–50 ребенку будет некомфортно и что качество присмотра и образования страдает. Они ищут самые качественные услуги, придирчиво изучают образовательные программы, но и денег не жалеют. Если садик выбрали, то будут с ним до конца.
Вторая –ребенок получил негативный опыт пребывания в государственном садике.
Третья – ребенок имеет ментальные особенности развития. Родители, как правило, на первоначальном этапе не готовы принять тот факт, что их ребенок нуждается в коррекции и специальном подходе, поэтому часто не сообщают об этом руководству детсадов. И на этапе планирования предпринимателю нужно понять, будет ли он готов работать с этой аудиторией, нанимать психолога, дефектолога, логопеда и т.д.
Четвертая – дети, которые посещали группы раннего развития при садике. Родителям понравился детский сад, ребенок уже прошел мягкую адаптацию к нему, поэтому мамы принимают решение в пользу частного детского сада. Поэтому стоит открыть пару групп таких «развивашек» и у себя.
Пятая – отсутствие мест в муниципальном детском саду. Мамы приводят детей на время, пока не подойдет их очередь. Да, они могут быстро уйти, но у вас всегда есть возможность их переубедить! И чтобы это сделать, нужно уникальное торговое предложение (УТП).«Это то, чем ты отличаешься от других, грамотно разработанное УТП очень важно, – считает президент Тюменской региональной ассоциации детских развивающих центров, основатель сети детских садов и развивающих центров речевой направленности «Ступеньки» Марина Бакулина. – Какие сейчас на рынке востребованы предложения? У родителей появился запрос на безопасность детей. Другая тема – профилактика и укрепление организма, уход за детьми с ослабленным иммунитетом, с логопедическими проблемами, аллергиками, «особенными» малышами. В такие «профильные» садики всегда пойдут клиенты, но вам нужно будет найти грамотных и высокооплачиваемых специалистов».
Наталья Петрова, учредитель сети детских развивающих центров «СЕМА», сети частных детских садов «Вундеркинд», Образовательного комплекса «Новая школа» в Иваново считает, что «родителей сейчас привлекают какие-то практичные вещи. Это может быть профилактика и укрепление организма ребенка, изучение иностранных языков, обилие дополнительных занятий, как в наших детсадах, логопедия».
Вопрос третий: с лицензией или без
Непосредственно на открытие частного детского сада лицензия не нужна. В правовом поле есть две разных услуги: «уход и присмотр за детьми» – не требует лицензии и «дошкольное образование»– только по лицензии.
Образовательной деятельностью, по словам Натальи Петровой, считается даже изготовление поделки ребенком в группе. Существует много теневых частных детсадов, которые работают без лицензии, но все равно оказывают образовательные услуги. Риск при этом и для детей, потому что учат их абы чему и абы как, и для предпринимателей, которых могут поймать на нарушении.«Да, можно работать без лицензии, занимаясь только присмотром и уходом за детьми, – говорит Наталья Петрова. – Но для родителей важны образовательные услуги. А как только в рекламе появляются слова «занятия», «педагоги «, «допобразование» – это уже требует лицензирования. Да и не выгодно сейчас работать без лицензии – она дает возможность субсидирования. Есть и другой путь оставаться в правовом поле. Можно получить лицензию на дополнительное образование, это проще, но она уже права на субсидирование не дает».
Чтобы получить лицензию, нужно доказать соответствие помещения действующим СанПиН и нормам пожарной безопасности, получить заключения соответствующих инстанций, написать заявление в департамент образования для получения лицензии на ведение образовательной деятельности и предоставить программы, которые соответствуют ФГОС.
Вопрос четвертый: форма собственности
Форма собственности частного детского сада может быть любой: ИП, ООО, АНО, ЧОУ, НОУ. Разница будет в налогообложении (патентная система для ИП самое простое), возможности работать в жилом помещении и претендовать на субсидию от государства (например, индивидуальные предприниматели имеют право работать в жилом помещении, но претендовать на субсидию – нет).
«Закон разрешает использовать средства материнского капитала на оплату образования детей, в том числе и в частных детских садах. И к нам были такие запросы от родителей, которым не нужно улучшать жилищные условия, но хочется дать ребенку хорошее детсадовское образование. Но это возможно только в том случае, если ты работаешь по лицензии и являешься юридическим лицом с любой формой собственности, кроме ИП, – советует Татьяна Штайдо. – Если будет принят законопроект «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере», то потребитель сможет выбрать любой детский сад, где его ребенку лучше. Я надеюсь, что после этого роль частных детских садов увеличится».
Вопрос пятый: финансовая модель
«Нужно очень честно и дотошно просчитать финансовую модель и операционные процессы. Задать себе вопросы: сколько будет детей, сколько персонала, какая будет зарплата, понять ценообразование, стоимость рекламы и оборудования помещения под требования СанПиН и пожарной безопасности и т.д.,– говорит Наталья Петрова. – Не забудьте продумать вопрос с питанием. Готовить самим в пищеблоке дешевле, вкуснее, и есть возможность контроля качества питания – это плюс. Еда привозная – это дороже, но снимает много головной боли».
По словам Марины Бакулиной, при открытии нужно иметь сумму, необходимую для аренды помещения на 3–6 месяцев, выплат заработной платы персоналу и ресурсы для погашения кредита на этот же срок. Получается с учетом лицензии под миллион рублей, если не больше (все зависит об количества групп и площадей). Даже если речь о небольшой группе детей, все равно это будет несколько сотен тысяч рублей. Снять часть финансовой нагрузки могут механизмы поддержки: льготные кредитные программы, беспроцентные займы, гранты для социальных предпринимателей и т. д.
Кстати, открывать детсад лучше всего в сентябре или марте, запуская рекламу за месяц или два, советует Татьяна Штайдо. Это пики обращений, когда наполняемость групп будет максимальной.
Но не всегда социальные предприниматели, а детские сады зачастую открывают бывшие педагоги, могут грамотно рассчитать финансовую модель, учесть все эти переменные, доходы и расходы. «Это очень специфический бизнес, бывает, что и опытные воротилы, открывшие в надежде заработать легких денег, быстро его закрывают, – рассказывает Марина Бакулина. – Те, кто привык «купи-продай», стопроцентно закрываются. И зачастую вперед вырываются именно бывшие педагоги, которые пошли учиться, научились считать деньги и – что самое сложное – научились продавать себя! Для них, как правило, это очень стыдно – брать деньги, продавать услуги, рекламировать себя. Секрет успешного детского сада прост и сложен одновременно: надо любить не просто бизнес, как источник дохода, а гореть своей миссией – воспитать счастливых детей, внести свой вклад в их жизнь. Здесь мотивация – не денег заработать, она в любви к детям – вот и весь секрет».
Фото предоставлено детским центром «Ступеньки», сетью частных детских садов «Разумейка» и сетью частных детских садов «Вундеркинд».
Лаборатория социального предпринимательства:
Так все таки являются муниципальные детские сады государственными детскими садами? Какие есть в РФ формы собственности?
Так все таки являются муниципальные детские сады государственными детскими садами?
Какие есть в РФ формы собственности?
Ответы на вопрос:
2. К субъектам гражданского права, указанным в пункте 1 настоящей статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Статья 214. Право государственной собственности
2. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
3. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
4. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
5. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
Статья 215. Право муниципальной собственности
1. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
2. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
3. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования».
Детский сад форма собственности
В соответствии с действующим в настоящее время законодательством об образовании:
в детских садах оказываются услуги по основным образовательным программам дошкольного образования;
в связи с этим к деятельности детских садов предъявляется ряд специальных требований.
п. 1 ч. 3 статьи 12 «Образовательные программы» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «Об образовании в Российской Федерации»
Частный детский сад может открыть:
гражданин (физическое лицо);
гражданин и юридическое лицо совместно;
юридическое лицо, в т.ч. объединения юридических лиц.
ч. 7 статьи 22 «Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
В соответствии с этой же статьей запрещается открывать частные детские сады иностранным религиозным организациям.
Для открытия частного детского сада потребуется выполнить ряд последовательных действий.
Во-первых, определиться с организационно-правовой формой частного детского сада и пройти его государственную регистрацию
В соответствии с действующим законодательством об образовании частный детский сад может быть открыт:
Статья 22 «Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций», статья 23 «Типы образовательных организаций», статья 32 «Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Частные детские сады относятся к дошкольным образовательным организациям:
ч. ч. 1, 4 статьи 22 «Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций», п. 1 ч. 2 статьи 23 «Типы образовательных организаций» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Организационно-правовые формы некоммерческих организаций приведены в п. 3 статьи 50 «Коммерческие и некоммерческие организации» Гражданского кодекса РФ.
Как правило, частные детские сады открываются в форме:
частного учреждения:
основные положения о частных учреждениях приведены в разд. 2 пар. 7 главы 4 «Юридические лица» Гражданского кодекса РФ;
автономной некоммерческой организации:
основные положения об автономных некоммерческих организациях приведены в разд. 3 пар. 7 главы 4 «Юридические лица» Гражданского кодекса РФ.
пп. 8, 9 п. 3 статьи 50 «Коммерческие и некоммерческие организации» Гражданского кодекса РФ
Основные отличия форм частного детского сада:
Форма частного детского сада
Учредители частного детского сада
Отношение к имуществу частного детского сада
Ответственность по обязательствам частного детского сада
Частное учреждение
Автономная некоммерческая организация
Одно или несколько лиц (соучредительство), в т.ч. граждане и юридические лица
Учредители не сохраняют право собственности на переданное имущество
Учредители не отвечают по обязательствам автономной некоммерческой организации
Частный детский сад в форме автономной некоммерческой организации
Некоммерческие организации регистрируются Минюстом РФ.
Для регистрации частного детского сада в форме автономной некоммерческой организации надо предоставить следующие документы:
заявление по форме № Р11001;
документ об уплате государственной пошлины;
сведения о месте нахождения постоянно действующего органа организации.
Место регистрации частного детского сада в форме автономной некоммерческой организации:
Срок регистрации частного детского сада в форме автономной некоммерческой организации:
не позднее 3-х месяцев со дня принятия решения об учреждении организации;
Частный детский сад в форме частного учреждения
ч. 1 статьи 32 «Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Регистрацию ИП осуществляет ФНС России по месту жительства гражданина – ИП.
п. 3 статьи 8 «Сроки и место государственной регистрации», статья 22.1 «Порядок государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя» Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ред. от 27.12.2018)
Для регистрации частного детского сада в форме частного учреждения (ИП) предоставляются следующие документы:
заявление по форме № Р21001;
с 01.01.2019 госпошлина не уплачивается при направлении документов в форме электронных документов;
справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям;
Не допускается регистрация в качестве ИП и оказание услуг частного детского сада лицами, которые по трудовому законодательству не допускаются к педагогической деятельности или отстраняются от работы, в частности:
лишенные по вступившему в законную силу приговору суда права заниматься педагогической деятельностью;
имевшие или имеющие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (прекращенному по не реабилитирующему основанию) за преступления в соответствии с перечнем, приведенным в ст. 331 ТК РФ;
имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти.
Статья 331 «Право на занятие педагогической деятельностью» Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019)
Во-вторых, подобрать помещение для размещения частного детского сада
Данный этап может реализовываться параллельно или до первого этапа.
У частного детского сада не зависимо от формы (некоммерческой организации или ИП):
должно быть в наличии на законных основаниях помещение для размещения частного детского сада;
помещение может находиться в собственности или, например, арендоваться (договор аренды);
требования к устройству, содержанию и организации режима работы детского сада содержатся в СанПиН 2.4.1.3049-13 (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (ред. от 27.08.2015));
требования к инсоляции и солнцезащите площадок детского сада установлены СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.10.2001 № 29 (ред. от 10.04.2017)).
Требования к количеству детей и площади частного детского сада
Подбор контингента разновозрастной (смешанной) группы:
должен учитывать возможность организации в ней режима дня, соответствующего анатомо-физиологическим особенностям каждой возрастной группы;
п. 1.9 СанПиН 2.4.1.3049-13
В-третьих, подобрать персонал частного детского сада, разработать образовательную программу, получить лицензию на образовательную деятельность
Для подбора персонала частного детского сада:
требуется разработать штатное расписание, определиться с численностью работников, специалистами, которые потребуются для реализации образовательных программ, иной деятельности детского сада;
все работники независимо от их должности и специальности должны пройти предварительный (при приеме на работу) медицинский осмотр.
ч. 2 статьи 213 «Медицинские осмотры некоторых категорий работников» Трудового кодекса РФ
Педагогические работники частного детского сада:
отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и/или профессиональным стандартам.
ч. 1 статьи 46 «Право на занятие педагогической деятельностью» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Образовательная деятельность в частном детском саду осуществляется:
на основании образовательной программы, которая разрабатывается и утверждается детским садом;
Примерной основной образовательной программе дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 20.05.2015 № 2/15).
ч. 6 статьи 12 «Образовательные программы» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Лицензия частному детскому саду
Образовательная деятельность в частном детском саду подлежит лицензированию:
ч. ч. 1, 2 статьи 91 «Лицензирование образовательной деятельности» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 (ред. от 29.11.2018) «О лицензировании образовательной деятельности»
для получения лицензии частному детскому саду надо обратиться в орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере образования (департамент, отдел, министерство образования и т.п.);
предоставление услуги по лицензированию такими органами осуществляется на основании Приказа Минобрнауки России от 17.03.2015 № 244 «Об утверждении Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности».
Для получения лицензии частному детскому саду надо предоставить:
заявление, заполненное в соответствии с ч. ч. 1 и 2 статьи 13 «Порядок представления соискателем лицензии заявления и документов, необходимых для получения лицензии, и их приема лицензирующим органом» Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. от 01.03.2019);
реквизиты документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта) в каждом из мест осуществления образовательной деятельности;
подписанную ИП или руководителем организации справку о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, а также справку о наличии разработанных и утвержденных организацией образовательных программ;
иные документы, указанные в п. 12 Административного регламента по лицензированию образовательной деятельности;
заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган непосредственно или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
также документы можно направить в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
Срок принятия решения по предоставлению лицензии частному детскому саду:
ч. 1 статьи 14 «Порядок принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии» Закона о лицензировании;
абз. 1 п. 9 Административного регламента по лицензированию образовательной деятельности
Выданная лицензия частному детскому саду на осуществление образовательной деятельности:
ч. 4 статьи 9 «Действие лицензии» Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»