деятельность школ здоровья является формой проведения профилактики

Рекомендации

Методологические аспекты организации модели проведения школ здоровья

организации модели проведения школ здоровья

Среди причин, негативно отражающихся на состоянии здоровья населения, большое влияние оказывает снижение качества жизни большей части населения (низкий уровень заработной платы, ухудшение условий жизни, труда, отдыха, состояние окружающей среды, качество и структура питания), чрезмерные стрессовые нагрузки, снижение общего уровня культуры, в том числе санитарно-гигиенического, что способствует распространению вредных привычек и нездорового образа жизни.

Учитывая, что здоровье человека на 50% определяется образом жизни, то есть поведением и отношением его к собственному здоровью и здоровью окружающих, одним из приоритетных направлений деятельности в охране здоровья является формирование у людей навыков здорового образа жизни, увеличение уровня санитарно-гигиенической культуры.

В последнее время медицинские специалисты обращают внимание на тот факт, что все достижения современной медицинской науки могут оставаться нереализованными на практике, если между врачом и пациентом не будет сформирован партнерских отношений и истинного сотрудничества. Ни для кого не секрет, что в конечном итоге только сам больной выбирает, что и как ему предпринимать, следовать ли только рекомендациям врача по приему лекарств, изменить ли свое питание в сторону оздоровления, повысить ли физическую активность, отказаться от вредных для здоровья привычек. В этом обоюдном процессе роль врача и пациента неотделима. Только партнерский союз врача и пациента даст позитивный результат и обеспечит приверженность пациентов к лечению. Одним из путей формирования партнерства «врач-пациент» является обучение в Школах здоровья

Хорошо спланированные и организованные мероприятия по формированию здорового образа жизни среди населения в Школах здоровья способствуют снижению заболеваемости и смертности, так как хронические неинфекционные заболевания имеют общие факторы риска поведенческого характера, то и подходы к их профилактике не являются ресурсоемкими, но могут давать ощутимый социально-экономический эффект.

Школа здоровья – это организационная форма профилактического группового консультирования (гигиенического обучения и воспитания). При групповом методе консультирования процесс профилактического консультирования облегчается и повышается его эффективность, пациенты не только получают важные знания, но и необходимую им социальную поддержку.

Школа здоровья для пациентов, лиц с факторами риска является организационной формой профилактического группового консультирования (гигиеническое обучение и воспитание – по МКБ-10 в классе XXI, Z70-76), является медицинской профилактической услугой, оказываемой пациентам или лицам с факторами риска в первичном звене здравоохранения.

Школы здоровья для пациентов включены в отраслевой классификатор «Сложные и комплексные медицинские услуги» (приказ Министерства здравоохранения РФ от 16 июля 2001 года № 268 «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации»).

Основная идея обучения – обучить не болезни, а тому, как сохранить здоровье, как уменьшить ее проявление, снизить риск развития осложнений, обучить практическим навыкам по самоконтролю за состоянием здоровья, по оказанию доврачебной самопомощи при обострении заболевания.

Цели школы здоровья:

— повышение информированности пациентов о заболеваемости и факторах риска развития заболеваний и осложнений;

— повышение ответственности пациента за сохранение здоровья;

— формирование рационального и активного отношения пациента к своему здоровью, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению;

— формирование умений и навыков по самоконтролю и самопомощи в неотложных ситуациях;

— формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих, управляемых факторов риска.

При групповом методе консультирования процесс профилактического консультирования облегчается и повышается его эффективность, пациенты не только получают важные знания, но и необходимую им социальную поддержку.

Обучение в группе усиливает действенность обучения – создается атмосфера коллектива, нивелируется чувство одиночества, улучшается эмоциональный контакт. Эффективность повышается за счет обмена опытом между пациентами, примеров из их жизни и прочие.

Школа здоровья, как форма группового консультирования позволяет в полной мере обеспечить эффективную реализацию основ углубленного профилактического консультирования – при групповом обсуждении создаются условия для более эффективного применения основных принципов и приемов обучения взрослого человека с учетом психологии изменения поведения и поведенческих навыков.

Основные принципы проведения Школ здоровья:

— формирование «тематической» целевой группы пациентов с относительно сходными характеристиками: например, больные с неотложным течением артериальной гипертонии, ишемической болезнью сердца, пациенты с высоким риском сердечно-сосудистых заболеваний без клинических симптомов болезни и т.п. Такие формирования групп создают атмосферу социальной поддержки, что немаловажно для эффективного консультирования и получения долгосрочного устойчивого результата;

— для избранной целевой группы проводится цикл занятий по заранее составленному плану и по согласованному графику (план и график утверждается руководителем лечебного учреждения); одно из основных требований – посещение всех циклов занятий;

— численность целевой группы пациентов не должна превышать 10- 12 человек;

— Организация группового консультирования должна проводиться в специально оборудованном помещении (стол, стулья, демонстрационный материал, раздаточный материал и т.д.).

При организации Школы здоровья необходимо избегать наиболее распространённой ошибки. Школа здоровья – это не лекторий, где врач читает пациентам лекции, чаще всего с непонятными медицинскими терминами, это цикл структурированных занятий. Каждое занятие включает информационный материал и активные формы обучения, направленные на развитие навыков и умений у пациентов. Все занятия должны быть заранее хронометрированы, иметь четкие инструкции по ведению.

Информационная часть проводится в течение каждого занятия дробно, не более 10-15 минут, что бы избежать лекционной формы обучения (психологи считают, что материал, который читается одним человек более 20 минут перестает усваиваться слушателем, а воспринимается как монотонный фоновый звук).

Активная часть занятий содержит активную часть работы с пациентами, которая может проводиться в разных формах:

— проведение расчетов и оценок;

— обучение практических навыкам – измерение артериального давления, подсчета пульса и др.

— знакомство со справочными таблицами.

Психологические факторы и личностные качества врача играют важную роль в эффективном профилактическом консультирование могут, как повышать его результативность, так и создавать барьер для восприятия пациентам рекомендаций.

Факторы, влияющие на результативность и эффективность Школ здоровья, неразрывно связаны с качеством профилактической медицинской помощи в целом. Их можно разделить на несколько групп:

1. Факторы межличностных отношений между работниками и пациентами (взаимопонимание и сопереживание, умение объяснить, убедить).

2. Факторы профессиональной компетенции медицинских работников (знание основ понятий риска, уровней факторов риска, разумная повседневная интеграция лечения и долгосрочных мер по профилактике осложнений и улучшению прогноза);

3. Факторы организации профилактической работы в целом, которые определяют и ее качество (обсуждение с пациентом проблем здоровья, а не только болезни, простота и доступность рекомендаций и их реалистичность для конкретного пациента, наличие письменных инструкций и памяток, формы и методы обучения, обстановка и оснащение помещения, где проводится обучение).

Учет пациентов, обучающихся в Школе здоровья, осуществляется в отдельном журнале для каждого вида Школы. В журнале заполняется таблица на каждый вид занятий. Отметка о присутствии пациента на занятии должна сопровождаться полной подписью фамилии медицинского работника, проводящего занятие. Целесообразно перед началом первого занятия предложить пациентам заполнить анкеты для получения информации согласно графам таблицы 2-4.

В амбулаторной карте должны быть записи о начале обучения в Школе здоровья, даты и теме каждого занятия, заверенные медицинскими работниками, проводящими занятие.

Оценку деятельности Школ здоровья можно оценить по нескольким критериям, это:

— объем и полнота профилактической помощи;

— организация и качество обучения в Школе;

— оценка уровня знаний, приобретенных пациентами за время прохождения обучения.

Показатели объема и полноты оцениваются ежегодно.

Занятие в Школе здоровья проводятся не чаще 1 раза в неделю, группами не более 10-12 человек, следовательно, в одной Школе здоровья максимально за год могут обучиться не более 600 человек.

— менее 30 баллов – неудовлетворительная работа;

— 30-40 баллов – удовлетворительная оценка;

— более 40 баллов – хорошая работа.

Оценка уровня приобретенных за время обучения в Школе знаний дает возможность получить информацию о достижении поставленной цели обучения. В качестве примера может быть использована анкета Школы здоровья по артериальной гипертонии, приведенная на слайде. Анкетирование необходимо проводить на первом и на последнем занятии, что бы увидеть динамику первоначальных и приобретенных знаний и скорректировать на дальнейшее свои занятия и формы обучения.

Также вашему вниманию предлагается вопросник по оценке знаний слушателей Школы здоровья по сахарному диабету II типа.

История создания школ здоровья (или Школ пациентов) в нашей стране насчитывает историю в более чем 10 лет, накоплен достаточный опыт, разработаны методические рекомендации. Предлагаемый Вам список литературы поможет разработать школы здоровья в соответствии со всеми требованиями и рекомендациями.

Так же на сайте Областного центра медицинской профилактики размещены рекомендации по организации Школ здоровья, разработанные нашим центром, которые Вы так же можете использовать в своей работы.

Информация подготовлена для выступления на совещании 08.10.2013г. в департаменте здравоохранения и социальной защиты населения области.

М. Ичева – заведующая редакционно-издательским отделом.

Список используемой литературы:

1. Школа здоровья: артериальная гипертония. Руководство для врачей/под ред. Р.Г.Оганова.-М:-Гэотар-Медия,2008. – 192с.

2. Школа здоровья: факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний. Руководство для врачей/под ред.Р.Г.Оганова.- М.:-Гэотар-Медиа, 2009. – 160с.

3. Школа здоровья: избыточная масса тела и ожирение. Руководство для врачей/под ред. Р.Г.Оганова. – М.:-Гэотар-Медия, 010.-112с.

5. Михайлова Н.В. Качество медицинской помощи. Школа здоровья для пациентов – важнейший фактор качества медицинской помощи. / Калинина А.М., Олейников В.Г. и др// Врачебная газета.2004.- № 1

Источник

Деятельность школ здоровья является формой проведения профилактики

от 06 февраля 2017 года N 209

О совершенствовании эффективности деятельности Школ здоровья пациентов в медицинских организациях Республики Крым

1.1. Положение о Школе здоровья (приложение N 1).

1.2. Перечень учетно-отчетной документации для Школ здоровья (приложение N 2).

1.3. Требования к составлению и оформлению программы Школы здоровья (приложение N 3).

2. Руководителям медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Крым, организовать:

2.1. работу по созданию новых и обеспечить эффективную работу действующих Школ здоровья на базе кабинетов (отделений) медицинской профилактики, центров здоровья, дневных стационаров амбулаторных отделений медицинских организаций и (или) специализированных стационарных отделений медицинских организаций (терапевтических, кардиологических, эндокринологических, пульмонологических), а так же в санаторных учреждениях;

2.2. предоставление информации о работе Школ здоровья в ГБУЗ РК «Центр медицинской профилактики».

3. Главному врачу ГБУЗ РК «Центр медицинской профилактики» Вохминцеву Н.М. обеспечить:

3.1. методическое и информационное сопровождение Школ здоровья на базе медицинских учреждений Республики Крым с выездом в города и районы, в соответствии с графиком выездов специалистов (приложение N 4);

3.2. предоставление анализа деятельности Школ здоровья на территории Республики Крым в департамент организации медицинской помощи Министерства здравоохранения Республики Крым.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Заместитель министра
А.А. Шаклунов

06 февраля 2017 года

Приложение N 1
к приказу М3 РК
от 06.02.2017 г. N 209

Положение о Школе здоровья

Хронические неинфекционные заболевания (сердечно-сосудистые, онкологические, хронические бронхо-легочные заболевания, сахарный диабет) в России являются причиной 75% всех смертей взрослого населения. Эти заболевания тесно связаны с образом жизни и факторами риска (курение, неправильное питание, низкая физическая активность, артериальная гипертония, стресс и др.) В этих условиях возрастает роль профилактики заболеваний и их осложнений, что может существенно продлить жизнь пациента и повысить ее качество.

Решению указанных задач способствует создание в системе первичного звена здравоохранения Школ здоровья. Обучение в Школе здоровья определяется как помощь пациентам в приобретении и поддержании навыков, необходимых для максимального управления их жизнью в условиях хронического заболевания, либо в определенные периоды жизни (беременность, кормление новорожденного) Это лечебно-оздоровительный процесс, являющийся полноправной областью здравоохранения, составной и непрерывной частью ведения пациентов.

Терапевтическое обучение сориентировано на пациента, создано с целью оказания помощи пациентам и их семьям в понимании своего заболевания / состояния, эффективном лечении, ведении здорового образа жизни, обучении уходу за собой, сотрудничестве с младшим персоналом, что в конечном счете ведет к улучшению качества жизни пациента.

1. Общие положения

1.1. Школа здоровья создается на базе амбулаторно-поликлинического отделения (учреждения), в том числе центра (кабинета, отделения) медицинской профилактики, центра здоровья, дневного стационара или специализированного (терапевтического, кардиологического, эндокринологического, пульмонологического) отделения стационара учреждения здравоохранения, санатория.

1.2. Школа здоровья организуется приказом главного врача медицинской организации для каждого вида Школ здоровья в рамках штатного расписания. В приказе утверждается руководитель Школы здоровья, порядок и формы направления пациентов на обучение, график проведения Школы здоровья на год, помещение, где будут проходить занятия и перечень необходимого оборудования. В приказе также утверждается расчет заработной платы сотрудников Школы здоровья.

1.3. Руководство Школой здоровья осуществляет врач или медицинская сестра, имеющая специальность «Управление сестринской деятельностью» и необходимую специализацию, в том числе по гигиеническому обучению и воспитанию населения.

1.4. Обязанности руководителя Школы здоровья:

— обеспечение регулярной деятельности Школы здоровья;

— контроль уровня знаний, приобретенных пациентами в Школе здоровья;

— оценка организации и качества обучения в Школе здоровья;

— координация деятельности со специалистами других подразделений;

— ежеквартальное и ежегодное представление отчета о работе Школы здоровья.

1.5. Работа Школы здоровья осуществляется в соответствии с настоящим Положением (приложение N 1).

1.6. Пациенты направляются на занятия в Школу здоровья лечащим врачом, врачом центра здоровья или специалистами любого профиля.

1.7. Учет работы и отчетность по работе Школ здоровья проводятся в соответствии с перечнем учетно-отчетной документации (приложение N 2).

1.8. Наполняемость группы пациентов максимально 8-10 человек.

1.9. Каждая Школа здоровья работает по программе, утвержденной главным врачом медицинской организации.

1.10. Продолжительность занятий не должна превышать 1-2 академических часов (45-90 минут). На каждое занятие представляется соответствующая разработка.

В соответствии с тематикой Школы здоровья и конкретного занятия могут принимать участие участковый (семейный) врач, кардиолог, диетолог, врач или инструктор по ЛФК, пульмонолог, эндокринолог, акушер-гинеколог, психотерапевт или психолог и др.

2. Основные цели задачи школ здоровья

2.1. В доступной популярной форме информирование населения о причинах и механизмах развития заболеваний. Ознакомление населения с различными факторами (неуправляемыми, частично управляемыми, управляемыми) и их ролью в формировании заболеваний.

2.2. Повышение ответственности человека за сохранение своего здоровья

2.3. Формирование рационального и активного отношения человека к здоровью, мотивации к оздоровлению приверженности к лечению выполнению рекомендаций врача.

2.4. Формирование у пациентов населения умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризисов.

2.5. Формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих, управляемых факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек).

2.6. Формирование у пациентов практических навыков по анализу причин, факторов, влияющих на здоровье и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления.

2.7. Повышения взаимопонимания и сотрудничества между врачом и пациентом и всеми членами его семьи в вопросах профилактики заболеваний.

2.8. Ориентирование населения на успех в укреплении здоровья только через формирование здорового образа жизни.

3. Организация занятий в Школе здоровья

3.1. Контингент слушателей для занятий в Школе здоровья отбирается врачом (фельдшером) на основании данных анамнеза, результатов клинико-инструментальных и биохимических исследований с учетом возраста, состояния здоровья и сопутствующих заболеваний.

3.2. Не привлекаются к занятиям в Школе пациенты с нарушением когнитивных функций, наличием острых заболеваний или хронических заболеваний в стадии обострения или декомпенсации.

3.3. Занятия в школе носят циклический характер и проводятся в интерактивной форме.

3.6. Структура занятий:

4. Оборудование помещения для проведения занятий

Занятия в Школе должны проводиться в отдельном, специально- оборудованном для данных целей помещении, площадь учебного помещения должна быть в расчете 4 кв.м. на 1 место, общая площадь не менее 24 кв.м..

Оборудование помещения, где проводятся занятия в Школе должно обеспечить возможность реализации основных целей обучения, а также возможность демонстрации материала. Оборудование может быть условно разделено на обязательное и дополнительное (желательное).

4.1. Обязательное оборудование Школы здоровья:

— стол и стулья в достаточном количестве;

— проектор (мультимедиа или оверхед), компьютер, экран;

— Информационные материалы для пациентов (муляжи, дневники, памятки, буклеты, плакаты и др.).

4.2. Дополнительное (желательное) оборудование Школы:

— принтер, ксерокс, программное обеспечение для создания и обновления базы данных на прошедших обучение пациентов;

— аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеоматериалы;

— тренажеры, зал для занятий лечебной и оздоровительной физкультурой.

4.3. Обязательное оснащение в зависимости от профиля Школы здоровья:

— Школа для пациентов с артериальной гипертонией: тонометры (не менее 5 штук, желательно автоматические), фонендоскопы (при наличии механических или полуавтоматических тонометров), напольные весы, ростомер, сантиметр для измерения окружности талии, препараты для лечения гипертонического криза и приступа стенокардии.

Источник

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

деятельность школ здоровья является формой проведения профилактики. деятельность школ здоровья является формой проведения профилактики фото. картинка деятельность школ здоровья является формой проведения профилактики. смотреть фото деятельность школ здоровья является формой проведения профилактики. смотреть картинку деятельность школ здоровья является формой проведения профилактики.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Школа здоровья создается на базе: кабинета (отделения) медицинской профилактики центра здоровья дневного стационара специализированного (терапевтического, кардиологического, эндокринологического) отделения стационара медицинской организации, санатория-профилактория, санатория.

Деятельность Школ здоровья отражена в: Приказе Минздрава России от 16.07.2001 г. № 269 «О введении в действие отраслевого стандарта «Сложные и комплексные медицинские услуги» Приказе Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 г. №1664н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг».

В соответствии с Номенклатурой медицинских услуг проводятся следующие школы: 1. B04.037.003 Школа для больных с бронхиальной астмой 2. B04.040.001 Школа для больных с заболеваниями суставов и позвоночника. 3. B04.057.003 Школа для пациентов с трансплантированным органом. 4. B04.058.001 Школа для эндокринологических пациентов с нарушениями роста. 5. B04.025.001 Школа для пациентов, находящихся на хроническом гемодиализе. 6. B04.015.001 Школа для больных с артериальной гипертензией. 7. B04.015.002 Школа для больных с сердечной недостаточностью. 8. B04.012.001 Школа для пациентов с сахарным диабетом. 9. B04.001.003 Школа для беременных

Пациенты направляются на занятия в школе: лечащим врачом врачом центра здоровья специалистами любого профиля. Занятия в школе имеют право проводить: врач фельдшер. Медицинская сестра участвует в проведении практической части занятий: обучает навыкам самоухода измерению артериального давления измерению уровня глюкозы в крови правилам пеленания грудного ребенка и т.д.

В соответствии с тематикой школы здоровья и конкретного занятия в нем могут принимать участие: участковый (семейный) врач кардиолог диетолог врач или инструктор по ЛФК пульмонолог эндокринолог акушер-гинеколог психотерапевт или психолог.

Основные задачи Школы для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями: — повышение информированности пациентов о заболевании и его факторах риска; — повышение ответственности пациентов за сохранение своего здоровья; — формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к оздоровлению; — формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю состояния здоровья, оказанию первой помощи в случаях обострений; — формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих факторов риска; — формирование у пациентов практических навыков по анализу причин факторов, влияющих на здоровье, и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления.

Основные задачи Школы психологической подготовки семьи к рождению ребенка: — информирование семьи о психологических аспектах протекания беременности и родов; — формирование отношения женщины к родам как к естественному физиологическому процессу; — снижение уровня тревоги женщины за исход беременности и родов; — мотивация женщины на грудное вскармливание ребенка; — повышение информированности будущих матерей об особенностях психофизического развития, питания и ухода за ребенком первого года жизни; — укрепление внутрисемейных отношений.

Основные задачи Школы для желающих бросить курить: — повышение информированности слушателей о влиянии компонентов табачного дыма на здоровье, об эффективных методах отказа от курения; — определение курительного статуса; — повышение мотивации к отказу от курения; — разработка индивидуального плана по отказу от курения; — повышение ответственности слушателей за сохранение своего здоровья; — поддержка выпускников школы.

Результатом деятельности Школы здоровья должны быть: — стабилизация хронических процессов у пациентов; — снижение числа осложнений после проведенного обучения; — улучшение качества жизни пациента и ухаживающих за ним родственников (как следствие снижения эмоциональной напряженности в семье).

Дополнительное (желательное) оборудование школы: — проектор, компьютер, экран; —принтер, ксерокс, программное обеспечение для создания и обновления базы данных на прошедших обучение пациентов; — аудио- и видеоаппаратура и аудио- и видеоматериалы; — зал ЛФК.

Пикфлоуметр – это небольшой по размерам прибор, который предназначен для измерения максимально возможной скорости выдоха. Его нужно использовать пациентам, у которых диагностирована бронхиальная астма, а также другие обструктивные болезни легких. Измерение пиковой скорости выдоха важно при контроле артериального давления при гипертонических патологиях или повышенном уровне глюкозы в крови.

Спейсер- это вспомогательное устройство для ингаляций, камера, которая служит промежуточным резервуаром для аэрозоля лекарства. Лекарство из баллончика ингалятора поступает в спейсер, а затем вдыхается пациентом.

Небула́йзер (от лат. nebula — туман, облако) — устройство для проведения ингаляции, использующее сверхмалое дисперсное распыление лекарственного вещества. Применяется при лечении муковисцидоза, бронхиальной астмы и респираторных заболеваний. Небулайзеры бывают как стационарными, предназначенными для работы в ЛПУ, так и переносными, использующимися астматиками самостоятельно для предупреждения и снятия приступа бронхиальной астмы. В зависимости от способа распыления различают компрессорные и ультразвуковые небулайзеры.

Школа психологической подготовки семьи к рождению ребенка: кукла, набор пеленок и одежды средства для ухода за кожей ребенка ванночка для купания, полотенце памперсы, салфетки очищающие, набор для утреннего туалета новорожденного бутылочки, соски

Школа для желающих бросить курить: газоанализатор окиси углерода в выдыхаемом воздухе с определением карбоксигемоглобина или смокелайзер загубники картонные одноразовые.

Особенности организации образовательного процесса в условиях Школы здоровья В основе процесса формирования мотивации к оздоровлению поведения лежит понимание пользы и важности тех или иных профилактических мер (все «за» и «против», усилия, польза) для конкретного индивидуума или группы пациентов. При проведении Школы здоровья используются принципы групповой рациональной терапии. Формируется коллектив пациентов, который постепенно сам оказывает лечебное воздействие на участников. В условиях коллектива усиливаются внушаемость больного, мотивации и ответственность за свое здоровье. В ходе занятия используются интерактивные формы обучения, ролевые игры.

Для эффективного обучения пациентов в школах помимо клинических знаний необходимы дополнительные профессиональные знания и умения: — нужно знать основы коммуникационного процесса (процесса эффективного общения), владеть техникой обратной связи; — необходимо знать и учитывать психологические принципы формирования поведения (привычек) и их изменений; — обязательно использовать активные формы обучения для повышения его эффективности.

Выбор методов и форм гигиенического обучения и воспитания зависит от: количественного состава аудитории степени ее однородности по возрасту и полу уровня готовности лиц выполнять рекомендации, знаний о заболевании и навыков самоухода мотивации на изменение образа жизни.

Психологические трудности организации учебного процесса в Школе пациента Любое серьезное заболевание, тем более хроническое, сильно меняет восприятие человека, снижает самооценку, часто заставляет занять оборонительную позицию и использовать защитные психологические механизмы для уменьшения тревоги из-за ухудшения качества жизни. Модель принятия заболевания влияет на способность пациента воспринимать информацию и выполнять рекомендации медицинских работников

На эффективность обучения, принятие рекомендаций влияют факторы: — достоверность представлений пациента о своем заболевании (стадия, прогноз, возможные причины, осложнения); — представления пациента о возможности воздействия на собственное заболевание с целью улучшения качества жизни; — объем и эмоциональная окраска предшествующего опыта обучения; — личностные особенности человека (характер, темперамент); — возраст.

На эффективность обучения сильно влияет фактор, который можно назвать готовностью к изменениям в поведении. В 1983-1986 гг. Дж. Прочаска и К. Ди Клементе обосновали так называемую спиральную модель процесса изменения поведения. Именно на ее основе строится стадийность изменения поведения человека, который пытается отказаться от определенных пристрастий или перейти к другому, более здоровому образу жизни.

Специфика обучения пациента с учетом спиральной модели изменения поведения Стадия Отношение пациента к необходимости перемен Тактика обучения Безразличие Не подозревает о необходимости перемен в привычном поведении или же психологически не готов к ним Необходимо акцентировать внимание на зависимости факторов риска от конкретных вредных поведенческих привычек Размышление Оценивает персональные возможности последствия перемен в поведении, активно ищет информацию о своем заболевании Помочь пациенту взвесить все «за» и «против», подтолкнув к принятию решения изменить собственное поведение

3.9.17 Стадия Отношение пациента к необходимости перемен Тактика обучения Подготовка к переменам Начинает переходить от абстрактных размышлений к конкретным действиям (например, записывается в Школу пациента) Содействовать в начале перемен, ставить конкретные, краткосрочные цели, активно хвалить пациента за успехи Действие Активно изменяет поведение, постепенно приходя к самоконтролю своего состояния Предложить наиболее эффективную стратегию действий, предоставить достаточный объем информации, поддерживать уверенность пациента

3.9.17 Стадия Отношение пациента к необходимости перемен Тактика обучения Поддержание новой формы поведения Правильное поведение пациента и самоконтроль становятся стабильными, но при определенном социальном окружении, ослаблении мотивации к поддержанию стабильного состояния здоровья возможен регресс с возвращением на предшествующие стадии Преподавание стратегии профилактики рецидива

Для эффективного обучения в Школе здоровья необходимо выработать структурированную программу обучения. Программы обучения должны быть строго дифференцированы в зависимости от больных. К примеру, при организации Школы сахарного диабета при формировании учебных групп учитывают тип сахарного диабета, возраст пациентов, характер терапии (диетотерапия, таблетированные сахароснижающие препараты, инсулинотерапия), сопутствующие заболевания или состояния (гипертоническая болезнь, беременность и др.).

Планирование предусматривает: — общее количество занятий; — их продолжительность; — примерное количество человек, желающих пройти обучение; — возможное количество в одном потоке; — определение тем занятий; — необходимое наглядное оснащение каждого занятия; — необходимый раздаточный материал для каждого занятия (памятки, рабочие тетради пациента).

Медицинская сестра должна участвовать в разработке памяток, презентаций, рабочих тетрадей пациентов. Ряд материалов уже существует, они используются в работе центров здоровья. Рабочая тетрадь пациента, дневник пациента конкретной Школы здоровья включают доступно изложенную информацию о заболевании, его основных опасностях и симптомах. В тетради приводятся советы и рекомендации по самоуходу, профилактике осложнений, лечению, описаны действия при резком обострении заболевания. Пациентам также предлагаются контрольные задания, правильность выполнения которых оценивает медицинская сестра.

Пример оформления рабочей тетради пациента

Пациенту необходимо последовательно предоставить следующие блоки информации. 1. Информация о причинах заболевания 2. Лечение 3. Профилактика 4. Факторы, влияющие на качество жизни 5. Коррекция психоэмоционального статуса пациента и его родственников

Успешному профилактическому консультированию способствуют: доверительная атмосфера общения медицинского работника и пациента взаимопонимание и чувство сопереживания эффективная обратная связь (умение слушать, обсуждать, четко разъяснять цели обучения и пр.). Советы воспринимаются пациентами лучше и действуют более убедительно, если: они проводятся с акцентом на положительные ассоциации не содержат трудновыполнимых рекомендаций советы сопровождаются письменными рекомендациями, выдачей памяток, брошюр, рецептур рекомендуемых блюд, наглядных, хорошо иллюстрированных таблиц, схем и т.д.

При проведении занятия в школе здоровья теоретическая часть (например, понятие о гипо- и гипергликемии) обычно реализуется врачом, а практическое обучение проводит медицинская сестра (например, обучение самоконтролю уровня сахара в крови).

Учетно-отчетная документация: 1. Журнал регистрации больных, прошедших обучение в школе. 2. Амбулаторная карта с записями, отражающими течение заболевания и дни обучения (форма № 025у «Медицинская карта амбулаторного пациента»). 3. Талон амбулаторного пациента (для поликлиник). Форма № 039у «Ведомость учета врачебных посещений в амбулаторно-поликлинических учреждениях, на дому» 4. Годовая отчетная форма № 30 «Сведения о лечебно-профилактическом учреждении» 5. Годовой отчет о работе Школ здоровья.

На школу заводится единый журнал Журнал хранится у заведующего отделением (кабинетом) медицинской профилактики, центром здоровья. В данном журнале регистрируются следующие сведения: — дата начала обучения; — ФИО пациента; — возраст; — адрес; — категория населения — давность основного заболевания; — инвалидность по основному заболеванию; — кратность обучения (1-е, 2-е и т.д.) — фамилии медицинских работников, проводивших обучение.

В амбулаторной карте делается запись о течении заболевания, с развернутым клиническим диагнозом и уточненными факторами риска, указывается дата начала занятия в Школе пациента, полное название школы. Каждое занятие Школы пациента оформляется как посещение с указанием параметров состояния здоровья (артериального давления, гликемии, показаний пикфлоуметра, массы тела, данных ЭКГ и т.п.), а также темы занятия, проставляется шифр по МКБ (раздел Z).

Показатели объема и полноты профилактической помощи оцениваются ежегодно : — количество пациентов, обученных в школе; — процент обученных пациентов от общего количества пациентов, состоящих на учете (для медицинских организаций, имеющих прикрепленное население).

Цель создания школ пациента (школ здоровья) – сделать пациентов партнерами врачей и медсестер по лечению, реабилитации и профилактике, привлечь их к взаимовыгодному сотрудничеству. Прежде всего пациент и/или его родственники должны знать: диагноз (предварительный/предполагаемый – при поступлении больного в ЛПУ и окончательный – при выписке); информацию о предстоящих диагностических обследованиях: инвазивных или неинвазивных процедурах; подготовке к той или иной процедуре; последствиях диагностических процедур, включая возможные осложнения; степени доступности (стоимости) обследования; информацию о лечении с ориентацией на пациента, а именно: схему применения медикаментов, правила проведения манипуляций и процедур, сведения об эффективности лечения, стабильности достигнутого результата, реабилитации и профилактике.

Обязанности медицинской сестры в работе школ пациента При организации таких школ значительную часть работы с пациентом целесообразно возлагать на медицинских сестер. Они могут объяснить, расписать схему принятия пациентом назначенных врачом препаратов и проконтролировать своевременный их прием; предложить форму дневника, который больному необходимо вести для самоконтроля; рассказать, как нужно готовиться к предстоящим процедурам; обучить правилам и технике самостоятельного ухода.

В задачи, стоящие перед школой правильного медицинского ухода, входит обучение родственников и других лиц осуществлению ухода за больным в стационаре и на дому, а именно: методам контроля над изменением состояния его здоровья; принципам общего ухода; профилактике осложнений; методам дезинфекции; простым медицинским манипуляциям; методам самообслуживания и самоконтроля; использования технических средств реабилитации и малой механизации; обеспечению безопасной домашней среды, профилактике травматизма.

В школах правильного медицинского ухода проходят занятия по следующим темам: «Гигиена кожи. Профилактика пролежней»; «Инконтиненция. Методы лечения и подбор индивидуальных средств гигиены»; «Профилактика гипертонической болезни и ее осложнений. Техника самоконтроля АД»; «Обеспечение безопасной домашней среды для тяжелобольного пациента».

Работа школ пациента нацелена на достижение следующих результатов: оптимального уровня жизни тяжелобольного в привычной для него домашней обстановке; наиболее благоприятной психологической атмосферы в семье; достаточного уровня медицинской грамотности родственников и других ухаживающих за больным лиц; уменьшение случаев увольнения родственников больного с работы в связи с необходимостью осуществления ухода за ним.

Работа школ пациента усиливает эффективность здравоохранения, способствует уменьшению затрат на лечение и уход за больными, повышает качество жизни каждого конкретного пациента, благоприятно влияет на обстановку в его семье и впоследствии приводит к позитивному изменению общественного сознания, а именно к осознанию ответственности каждого за свое здоровье и за здоровье членов своей семьи.

Благодарю за внимание!

деятельность школ здоровья является формой проведения профилактики. деятельность школ здоровья является формой проведения профилактики фото. картинка деятельность школ здоровья является формой проведения профилактики. смотреть фото деятельность школ здоровья является формой проведения профилактики. смотреть картинку деятельность школ здоровья является формой проведения профилактики.

Курс повышения квалификации

Охрана труда

деятельность школ здоровья является формой проведения профилактики. деятельность школ здоровья является формой проведения профилактики фото. картинка деятельность школ здоровья является формой проведения профилактики. смотреть фото деятельность школ здоровья является формой проведения профилактики. смотреть картинку деятельность школ здоровья является формой проведения профилактики.

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

деятельность школ здоровья является формой проведения профилактики. деятельность школ здоровья является формой проведения профилактики фото. картинка деятельность школ здоровья является формой проведения профилактики. смотреть фото деятельность школ здоровья является формой проведения профилактики. смотреть картинку деятельность школ здоровья является формой проведения профилактики.

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

деятельность школ здоровья является формой проведения профилактики. деятельность школ здоровья является формой проведения профилактики фото. картинка деятельность школ здоровья является формой проведения профилактики. смотреть фото деятельность школ здоровья является формой проведения профилактики. смотреть картинку деятельность школ здоровья является формой проведения профилактики.

Школы здоровья для лиц с факторами риска и пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями, а также школы ориентированные на потребности региона.

Цели, задачи, базы школ,

Тематика и оснащение школ.

Документация и обязанности медицинских сестер.

Специфика обучения пациентов.

Номер материала: ДБ-1314509

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

деятельность школ здоровья является формой проведения профилактики. деятельность школ здоровья является формой проведения профилактики фото. картинка деятельность школ здоровья является формой проведения профилактики. смотреть фото деятельность школ здоровья является формой проведения профилактики. смотреть картинку деятельность школ здоровья является формой проведения профилактики.

деятельность школ здоровья является формой проведения профилактики. деятельность школ здоровья является формой проведения профилактики фото. картинка деятельность школ здоровья является формой проведения профилактики. смотреть фото деятельность школ здоровья является формой проведения профилактики. смотреть картинку деятельность школ здоровья является формой проведения профилактики.

Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ

Время чтения: 1 минута

деятельность школ здоровья является формой проведения профилактики. деятельность школ здоровья является формой проведения профилактики фото. картинка деятельность школ здоровья является формой проведения профилактики. смотреть фото деятельность школ здоровья является формой проведения профилактики. смотреть картинку деятельность школ здоровья является формой проведения профилактики.

Систему ЕГЭ сделают независимой от Microsoft

Время чтения: 1 минута

деятельность школ здоровья является формой проведения профилактики. деятельность школ здоровья является формой проведения профилактики фото. картинка деятельность школ здоровья является формой проведения профилактики. смотреть фото деятельность школ здоровья является формой проведения профилактики. смотреть картинку деятельность школ здоровья является формой проведения профилактики.

День преподавателя высшей школы будет отмечаться 19 ноября

Время чтения: 1 минута

деятельность школ здоровья является формой проведения профилактики. деятельность школ здоровья является формой проведения профилактики фото. картинка деятельность школ здоровья является формой проведения профилактики. смотреть фото деятельность школ здоровья является формой проведения профилактики. смотреть картинку деятельность школ здоровья является формой проведения профилактики.

На Госуслугах ввели запись детей на кружки и секции

Время чтения: 2 минуты

деятельность школ здоровья является формой проведения профилактики. деятельность школ здоровья является формой проведения профилактики фото. картинка деятельность школ здоровья является формой проведения профилактики. смотреть фото деятельность школ здоровья является формой проведения профилактики. смотреть картинку деятельность школ здоровья является формой проведения профилактики.

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

деятельность школ здоровья является формой проведения профилактики. деятельность школ здоровья является формой проведения профилактики фото. картинка деятельность школ здоровья является формой проведения профилактики. смотреть фото деятельность школ здоровья является формой проведения профилактики. смотреть картинку деятельность школ здоровья является формой проведения профилактики.

Вузам Москвы и Подмосковья рекомендовали с 8 ноября ввести смешанный формат обучения

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *