диаграмма когнитивной концептуализации бланк
Когнитивная концептуализация в терапии
Когнитивная концептуализация задает терапевту рамки для понимания пациента, его конкретной ситуации, свойственных лично ему убеждений и поведенческих схем.
Она формулируется уже при первом взаимодействии с пациентом и совершенствуется при следующих встречах.
Вы выдвигаете в отношении пациентов определенные гипотезы, основанные на формулировке случая в рамках когнитивной теории и предоставленной пациентом информации. Вы подтверждаете, опровергаете или изменяете свою гипотезу по мере накопления информации о пациенте. Поэтому концептуализация — явление динамическое.
В определенные стратегически важные моменты вы будете напрямую сверять свою гипотезу и формулировку с пациентами. Обычно, если концептуализация верна, пациенты с ней соглашаются, представленная терапевтом картина находит у них отклик.
Чтобы запустить процесс формулировки терапевтического случая, вам нужно задать себе следующие вопросы:
Затем нужно сформулировать гипотезу о том, как у пациента развилось конкретное психическое расстройство:
Терапевту крайне важно научиться концептуализировать трудности пациента в рамках когнитивного подхода, чтобы понимать, каким образом продолжать терапию: когда работать над определенной проблемой или целью, автоматической мыслью, убеждением или поведением; какие техники выбирать; как улучшать терапевтические отношения. Вот какие основные вопросы нужно себе задавать:
Важно уметь ставить себя на место пациентов, проявлять эмпатию в отношении того, что им приходится переживать, понимать, как они себя чувствуют, — иными словами, видеть мир их глазами. Когда вы разберетесь в истории пациента и выявите набор присущих ему убеждений, его восприятие, мысли, эмоции и поведение обретут ясный смысл.
Полезно рассматривать терапию как своеобразное путешествие, а когнитивную концептуализацию — как карту. Вместе с пациентом вы обсуждаете задачи терапии — цель путешествия. Достичь этой цели можно разными способами: например, двигаясь по шоссе или по проселочным дорогам. Иногда приходится менять первоначальный план и выбирать объездные маршруты.
По мере того как вы наберетесь опыта, вы научитесь замечать наиболее важные элементы карты и станете работать эффективнее. Однако логично предположить, что в самом начале вы не будете самым успешным и эффективным терапевтом. Точная когнитивная концептуализация поможет вам находить самые ровные дороги и самые удачные способы путешествовать.
Вы начнете формулировать когнитивную концептуализацию уже в ходе первой встречи с пациентом и продолжите совершенствовать ее на протяжении всего курса лечения. Такой естественный, эволюционный подход к формулировке помогает планировать эффективную терапию.
Организовывать данный мыслительный процесс обычно помогает диаграмма когнитивной концептуализации (Cognitive Conceptualization Diagram)
Публикуется по книге «Когнитивно-поведенческая терапия. От основ к направлениям». Джудит Бек (Judith S. Beck, 2011).
Когнитивная терапия. Полное руководство (35 стр.)
КОГДА БЛАНК РДМ НЕДОСТАТОЧНО ЭФФЕКТИВЕН
Как и с любыми другими техниками когнитивной терапии, не следует преувеличивать эффективность бланка РДМ. В какой-то момент большинство пациентов отмечают, что заполнение бланка не принесло ощутимого облегчения. Подчеркивая не только общую пользу работы с бланком, но и возможность возникновения подобных «тупиковых ситуаций» (каждую из которых можно рассматривать как шанс продолжить обучение и углубить свои навыки), терапевт предотвращает появление у пациента самообвинительных автоматических мыслей, а также негативных автоматических мыслей, касающихся терапии в целом, терапевта или работы с бланком РДМ.
В некоторых случаях пациенту следует привести объяснения, почему работа с бланком РДМ оказалась неэффективной. Как описано в предыдущей главе,
оценивание автоматических мыслей (с помощью бланка или другим способом) может быть менее эффективным, чем ожидается, в следующих случаях.
• Если пациенту пока не удается адаптивно отвечать на свои автоматические мысли.
• Если автоматические мысли пациента являются в то же время его глубинными убеждениями (или активизируют глубинное убеждение).
• Если оценивание автоматических мыслей и/или формулировка ответа на них оказались поверхностными.
• Если пациент не верит в эффективность оценивания автоматической мысли.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБЫ ПОИСКА ОТВЕТОВ НА АВТОМАТИЧЕСКИЕ МЫСЛИ
В этой главе говорилось, что на автоматические мысли лучше отвечать в письменном виде. Однако это не касается каждой автоматической мысли. Некоторые пациенты (особенно страдающие обессивно-компульсивным расстройством личности) склонны переусердствовать с применением бланка РДМ, и их необходимо вовремя «переключать» на другие техники. Другие пациенты вовсе отказываются (или не могут) выполнять письменные задания. Вот альтернативные методы поиска ответов на автоматические мысли, которые не требуют письменной работы.
1. Мысленное заполнение бланка РДМ.
2. Чтение ранее заполненного бланка РДМ или записей, сделанных во время терапевтической сессии, которые содержат автоматические мысли, аналогичные тем, что присутствуют в данный момент, или схожие с ними.
3. Диктовка содержания бланка РДМ кому-нибудь или просьба прочитать ранее заполненные бланки (в случае, если пациент не может читать или писать самостоятельно).
4. Перечитывание копинг-карточек (см. главу 12, раздел «Копинг-карточки»).
5. Прослушивание аудиозаписи терапевтической сессии или ее части.
Наконец, иногда вместо оценивания автоматической мысли полезнее попытаться решить конкретную проблему. Например, Салли сообщает о наличии у нее автоматической мысли «Я никогда не подготовлюсь к контрольной работе по экономике». Задавая ей осторожные наводящие вопросы терапевт делает вывод, что если Салли продолжит готовиться в том же духе она, скорее всего, действительно не усвоит материал в достаточной степени. В этом случае целесообразно уделить часть терапевтической сессии на помощь пациентке в решении ее реальных проблем, включая обращение с просьбой (одолжить конспект) к сокурснику или к преподавателю, конспектирование прочитанного материала, занятия вместе с подругой и т.д. Подводя итог, следует сказать, что терапевт обучает пациента различным способам поиска ответов на его искаженные мысли. Своевременное введение в работу бланка РДМ и доходчивое разъяснение всех нюансов, связанных с применением, повышает шансы на то, что пациент будет самостоятельно применять этот важный метод работы с автоматическими мыслями. Однако не следует забывать и о том, что существуют иные способы ответа на автоматические мысли, особенно полезные в тех случаях, когда нет возможности применить бланк РДМ.
ГЛАВА 10 ВЫЯВЛЕНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ УБЕЖДЕНИЙ
Как подчеркивалось в главе 2, убеждения можно разделить на две категории: промежуточные (включающие отношения, правила и предположения) и глубинные (абсолютизированные, обобщенные, укоренившиеся представления пациента о себе и окружающих). Изменить промежуточные убеждения труднее, чем автоматические мысли, но все же они более гибкие, чем глубинные убеждения.
Эта глава состоит из двух частей. В первой части описана когнитивная концептуализация (первоначально представленная в главе 2) и показан процесс построения диаграммы когнитивной концептуализации. Значимость когнитивной концептуализации постоянно подчеркивается в данной книге. Это главное средство терапевта в планировании терапии, приобретении опыта в выборе подходящего вида вмешательства и преодолении «тупиковых ситуаций» (возникающих, когда стандартное терапевтическое вмешательство не приносит ожидаемого результата). Вторая часть этой главы посвящена выявлению и изменению промежуточных убеждений пациента. Представленные техники также используются для выявления и изменения глубинных убеждений, работе над которыми посвящена следующая глава.
КОГНИТИВНАЯ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ
Вначале целесообразно заполнить нижнюю часть диаграммы когнитивной концептуализации. Терапевт предлагает пациенту обсудить три типичные ситуации, в которых тот испытывал или испытывает отрицательные эмоции. Вместе они выявляют и записывают ключевые для каждой ситуации автоматические мысли, значение этих автоматических мыслей для пациента, сопутствующие эмоции и поведение (если есть). В том случае, если по каким-то причинам терапевт не желает напрямую интересоваться значением для пациента его автоматических мыслей, он либо записывает свое предположение
Концептуализация: как делать и использовать
Обновлено 4 ноября 2021
При погружении в когнитивно-поведенческую психотерапию сразу сталкиваешься с понятием когнитивная концептуализация. Без неё тут никак: собрался на супервизию — неси концептуализацию. Хочешь работать по протоколу — тоже составляй концептуализацию.
В начале практики я думала, что я никогда не пойму, что это такое, как делать концептуализацию, а главное — зачем. Было неясно, как её использовать, и почему я должна тратить время на непонятные упражнения.
TL;DR / Вы прочитаете здесь:
Концептуализация = описание кейса
Когнитивная концептуализация, простыми словами — диаграмма, которую составляют клиент и терапевт совместно, и которая иллюстрирует психологические проблемы клиента.
Если ещё проще, то концептуализация описывает, ЧТО происходит у клиента, КОГДА, ПОЧЕМУ и ЧТО происходит потом.
Помните, как ослик Иа-Иа? «А всё почему? И по какой причине? И какой из этого следует вывод?»
Важно подчеркнуть 2 момента:
Три варианта концептуализаций
Концептуализации можно делать:
Быстрый способ — самый простой и понятный. Зарисуйте то, на что жалуется клиент, его собственными словами в виде схемы: что следует за чем и что происходит потом. Обращайте внимание на мысли, эмоции, поведение и последствия. Покажите клиенту и спросите, всё ли так, ничего важное не упущено? Дополните, если надо.
Пример быстрой концептуализации
Клиент рассказывает: «Когда я замечаю, что у меня как-то странно бьётся сердце, мне становится страшно. У меня же может быть сердечный приступ! Мне становится ещё страшнее, я пью успокоительные, гуглю симптомы. Через некоторое время проходит, конечно, но…Я хожу по врачам, но никто ничего не может найти, а мне реально плохо. Я стараюсь без лишней необходимости не выходить из дома — вдруг приступ случится, когда я буду на улице. Если так пойдет и дальше, то я буду сидеть дома, не смогу ездить на работу и буду только тратить деньги на врачей.»
Вот быстрая концептуализация словами клиента.
Когнитивная концептуализация — развивающаяся вещь. Со временем станут известны другие факты или обстоятельства. Например, что клиент постоянно сканирует своё тело на предмет, не появились ли симптомы сердечного приступа, или что его дядя по матери умер от сердечного приступа прямо в электричке, а клиенту было тогда всего 6 лет, и это событие произвело на него огромное впечатление. Тогда это можно будет добавить в концептуализацию.
Концептуализировать можно весь кейс в целом, отдельный эпизод или даже отдельную типичную автоматическую мысль. Но это может быть избыточно.
Пример концептуализации на базе когнитивной модели
Мы все знаем, что разработана куча когнитивных моделей, то есть теоретических предположений, как функционирует то или иное расстройство. Например, к той же панике ⏫ когнитивная модель такова:
Держа её в голове, можно точно так же найти ключевые пункты в рассказе клиента и записать их по этой схеме.
Когнитивные модели и порочные круги разработаны для панического расстройства и эпизода паники, для социальной тревоги, для общей тревоги, депрессии, управления гневом, расстройств пищевого поведения и т.п. Но для неклинических запросов их нет — поэтому используем первый быстрый способ, записывая со слов клиента, что происходит.
Пример концептуализации по Беку
И последний вариант когнитивной концептуализации, подойдет под любой случай, но занимает время, да и думать надо. На сессии гораздо лучше использовать быстрый способ.
Значимые события из прошлого или из детства — не значит все события, а только те, которые непосредственно связаны с заявленной проблемой.
Глубинные убеждения — устойчивые представления клиента о себе, например, «Я недостоин любви» или «Я плохой».
Промежуточные убеждения — сопутствующие убеждения и предположения, дополняющие глубинные. Обычно формулируются в связке «если-то» и словами «нужно или должно». Например: «Если тебя кто-то негативно оценивает — это ужасно» или «Если задача слишком трудная, я должен отказаться, и тогда всё будет ок».
Копинг-стратегии — правила поведения, которые помогают клиенту справляться со всей этой историей. Например, «Я перепроверяю всё по несколько раз» или «Я не хожу на вечеринки, где больше 3-х человек народу».
Дальше расписываем конкретные ситуации, которые могут быть разные.
❗️Для проверки концептуализации взгляните на связанные блоки «Глубинные убеждения» & «Значение автоматической мысли», а также «Копинг-стратегии» & «Поведение» (видите, я их отдельными цветами отметила) — если всё сделано правильно, то между ними есть понятная логическая связь. Если глубинное убеждение никак не соотносится со значением АМ, значит, тут что-то неправильно.
Скачать шаблон
По кнопке открывается шаблон когнитивной концептуализации по Беку. Запрашивать разрешение не нужно, скачивайте файл к себе.
Кнопка для донейшена за шаблоны и картинки ⏬
И ещё раз: невозможно с первой встречи с клиентом заполнить концептуализацию на 100%. Она будет уточняться и дополняться, и это правильный путь. Мы возвращаемся и дописываем когнитивную концептуализацию после каждой сессии.
Использование концептуализации
Теперь важный вопрос — и куда её прикладывать, эту концептуализацию?
Начинайте с быстрого способа — прямо на сессии записывая словами клиента ЧТО, КОГДА и ПОЧЕМУ происходит, и ЧТО ПОТОМ.
Ну а дальше можно осваивать остальные варианты.
КОГНИТИВНАЯ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ
Вначале целесообразно заполнить нижнюю часть диаграммы когнитивной концептуализации. Терапевт предлагает пациенту обсудить три типичные ситуации, в которых тот испытывал или испытывает отрицательные эмоции. Вместе они выявляют и записывают ключевые для каждой ситуации автоматические мысли, значение этих автоматических мыслей для пациента, сопутствующие эмоции и поведение (если есть). В том случае, если по каким-то причинам терапевт не желает напрямую интересоваться значением для пациента его автоматических мыслей, он либо записывает свое предположение
в соответствующем поле (помечая его знаком вопроса), либо, что предпочтительнее, на следующей сессии применяет технику падающей стрелы (см. ниже в этой главе, раздел «Выявление промежуточных убеждений») и определяет значение для пациента его автоматических мыслей.
Значение каждой автоматической мысли должно быть логически связано с глубинным убеждением (соответствующее поле расположено в верхней части диаграммы). Например, из диаграммы когнитивной концептуализации Салли (рис. 10.2) ясно видно, что ее автоматические мысли и их значение для Салли тесно связаны с ее глубинным убеждением в собственной неспособности.
Чтобы заполнить верхний блок диаграммы, терапевт определяет (и, возможно, обсуждает с пациентом) следующее.
• Как возникло глубинное убеждение и за счет чего оно поддерживалось?
• Какой жизненный опыт (особенно детский) мог способствовать возникновению и поддержанию данного глубинного убеждения?
Значимые события детства могут, однако, быть и не столь масштабными. Например, детская уверенность (возможно, не соответствовавшая действительности) в том, что родители больше любят другого ребенка; детская самокритика в отношении своего (возможно, мнимого) несоответствия брату или сестре; чувства ребенка, подвергшиеся осмеянию со стороны сверстников; представления ребенка, что он не оправдывает ожидания родителей, учителей или других значимых для него людей.
Затем терапевт определяет, каким образом пациент справляется со своим глубинным убеждением и какие он выработал промежуточные убеждения (то есть отношения, правила и предположения).
Идеи Салли представлены в иерархическом порядке на рис. 10.3. Поскольку у нее много промежуточных убеждений, которые можно классифицировать как отношения и правила, особенно полезно было составить перечень ключевых предположений в блоке, расположенном ниже блока «Глубинное убеждение»
Чтобы заполнить следующее поле диаграммы когнитивной концептуализации, «Компенсаторные стратегии», терапевт определяет, какие поведенческие стратегии выработал пациент, чтобы справиться с неприятным для него глубинным убеждением. Обратите внимание, что главные предположения пациента часто связывают его компенсаторные стратегии с глубинным убеждением: ‘Если я [использую свою компенсаторную стратегию], тогда [мое глубинное убеждение не станет реальностью]. Однако если я [не использую свою компенсаторную стратегию], тогда [мое глубинное убеждение может стать реальностью]». Салли применяла следующие компенсаторные стратегии: ставить перед
собой завышенные цели, прилагать слишком много усилий в любой работе чересчур старательно готовиться к экзаменам и выступлениям, проявлять повышенную бдительность к своим недостаткам и неудачам и не обращаться за помощью (особенно в тех ситуациях, когда, по ее мнению, просьба о помощи может открыть окружающим ее несостоятельность). Поступая подобным образом, Салли старалась защитить себя от неудачи и скрыть от окружающих свою «ущербность». Она верила, что, отказавшись от такой линии поведения непременно потерпит неудачу, а ее «неспособность» станет явной для всех окружающих.
Компенсаторные стратегии другого пациента могут оказаться прямо противоположными стратегиям Салли: отказ от настойчивости в работе, заниженные цели, недостаточная подготовка к важным событиям и чрезмерная надежда на помощь других людей. По какой причине компенсаторные стратегии бывают столь разными? Возможно, потому, что люди от природы наделены разными когнитивными и поведенческими стилями. Во взаимодействии с окружающей средой они вырабатывают разные промежуточные убеждения, которые усиливают характерные для них поведенческие стратегии. К примеру, второй, гипотетический пациент, мог из-за своего детского опыта иметь такое же глубинное убеждение в собственной неспособности, что и Салли, но справляться с ним с помощью другого набора убеждений: «Если мои цели будут незначительными, я с большей вероятностью достигну их, и даже если мне это не удастся, я меньше потеряю», «Если я не стану усердствовать [в том или ином деле] и меня постигнет неудача, ее можно будет считать результатом недостатка усилий, а не моей никчемности», «Если я буду рассчитывать только на себя, у меня ничего не получится. Поэтому лучше зависеть от других людей». Такому пациенту терапевт также может объяснить, что подобные убеждения и соответствующие компенсаторные стратегии возникли под влиянием обстоятельств его детства и наследственной предрасположенности. В любом случае следует подчеркнуть, что с помощью терапии пациент сможет отказаться от своих дисфункциональных убеждений и преодолеть пагубные поведенческие стратегии.
Обратите внимание, что иногда компенсаторные стратегии являются мольными и даже оптимальными способами реагирования на обстоятельства. Однако ошибка многих пациентов заключается в том, что они применяют эти компенсаторные стратегии гораздо чаще, чем это необходимо, и забывают о других, более функциональных способах поведения. На рис. 10.4 представлены примеры стратегий, применяемых многими пациентами для совладания с болезненными глубинными убеждениями.
Подводя итог, следует сказать следующее. Диаграмма когнитивной концептуализации должна быть понятной как терапевту, так и пациенту. Ее необходимо постоянно уточнять и исправлять по мере поступления новых сведений. Терапевт представляет диаграмму пациенту в качестве техники, позволявщей
разобраться в актуальных для него реакциях и ситуациях. Вначале рекомендуется представить пациенту только нижнюю часть диаграммы, отложив на некоторое время работу с верхней частью. Некоторые пациенты интеллектуально и эмоционально готовы к работе с верхней частью диаграммы уже на ранних этапах терапии, другим (особенно тем, которые пока не установили прочный терапевтический альянс с терапевтом или не доверяют когнитивной модели) необходимо представить ее позднее (если вообще представить). Как упоминалось ранее, всякий раз, представляя пациенту свою версию, терапевт просит пациента подтвердить, опровергнуть или уточнить его гипотезу.
Отказ от негативных эмоций
Демонстрация ярких эмоций (для привлечения внимания)
Стремление к совершенству
Намеренное представление себя некомпетентным или беспомощным
Принятие на себя чрезмерной ответственности
Отказ от ответственности
Уход от близких отношений
Стремление к неподходящим близким отношениям
Поиск признания
Избегание внимания посторонних
Уход от конфронтации
Провоцирование других людей
Желание полностью
Противодействие контролю со стороны окружающих контролировать ситуацию
Инфантильное поведение
Авторитарное поведение
Желание угодить другим людям
Дистанцирование от окружающих или желание угодить лишь самому себе
Рис. 10.4. Типичные компенсаторные стратегии
Когнитивная концептуализация и составление плана терапии
Когнитивная концептуализация
Когнитивная концептуализация обеспечивает терапевту точку отсчета для последующего глубокого понимания клиента. Терапевту следует концептуализировать трудности клиента в когнитивных терминах. Это даст ему возможность определиться в отношении дальнейшего хода терапии, сформулировать цели, успешно работать с автоматическими мыслями, убеждениями или поведением клиента; выбирать подходящие техники и формировать терапевтический альянс. Концептуализация случая необходима для того, чтобы определить наиболее целесообразный и эффективный способ терапии, а также проявить по отношению к клиенту эмпатию – главный компонент, необходимый для установления хороших рабочих отношений.
Главные вопросы, которые должен задать себе терапевт:
«Почему этот человек сидит передо мной?
В чем он уязвим?
Как он компенсировал свои слабости, как справлялся с ними?
Какие жизненные события (травмы, опыт, взаимодействие) оказали на него влияние?
Какие автоматические мысли возникают у него и какими убеждениями они вызваны?»
Другие вопросы, помогающие осуществить концептуализацию, таковы:
Каков диагноз клиента?
Каковы текущие проблемы клиента, как они возникли, за счет чего существуют?
Что привело к развитию расстройства у клиента?
Благодаря каким автоматическим мыслям, образам и поведению существует это расстройство?
Что происходит в жизни клиента в настоящее время и как он это воспринимает?
Каковы типичные ошибки в мышлении этого клиента?
Терапия окажется успешной лишь тогда, когда учтена личная история клиента и система его убеждений, приняты в расчет особенности его восприятия, образ мыслей, эмоций и поведения.
Чтобы проявить по отношению к клиенту эмпатию – не только понять, что он чувствует, но и донести это понимание до клиента, — терапевт должен взглянуть на мир его глазами.
Если относиться к процессу терапии как к путешествию, то концептуализация выполняет функцию дорожной карты. Вначале терапевт и клиент обсуждают цели терапии («пункт назначения»). Туда ведет множество путей и дорог; например, можно двигаться по скоростной трассе или по проселочным ухабистым дорогам. Иногда, столкнувшись с препятствием, приходится менять первоначальный план путешествия и идти в обход. Приобретая опыт в концептуализации, терапевт постепенно наносит на «карту» мелкие детали, делает ее более подробной и точной, чем добивается большей целесообразности и эффективности терапии.
Концептуализация начинается с первой сессии и уточняется (дополняется) на каждой последующей, вплоть до завершения терапии. Основываясь на первоначально предоставленной ему информации, терапевт формулирует гипотезу относительно клиента. Сформулировать гипотезу помогают вопросы:
Какие установки, усвоенные в раннем возрасте, пережитый опыт и генетические факторы способствовали возникновению проблемы?
Каковы глубинные убеждения клиента, его промежуточные убеждения и типичные мысли?
За счет каких позитивных и негативных когнитивных, эмоциональных и поведенческих механизмов клиент уравновешивает свои дисфункциональные убеждения?
Как клиент воспринимает (воспринимал) себя, окружающих людей, свой внутренний мир и свое будущее?
Какие стрессовые факторы могли способствовать возникновению его психологических проблем или нарушить его способность разрешить эти проблемы?
На основе новых данных он подтверждает, опровергает или корректирует гипотезу. Концептуализация, таким образом, не является жесткой структурой, она подвижна.
На определенном этапе терапевт представляет свою гипотезу клиенту, и просит оценить ее достоверность. В большинстве случаев, если гипотеза правомерна, клиент подтверждает ее: соглашается, что картина, нарисованная терапевтом, соответствует истинному положению дел.
Концептуализировать проблемы клиента помогает «сведение проблем» или опознание проблем с одинаковыми причинами и их соответствующая группировка. А.Бек приводит в качестве примера женщину с множественными фобиями: лифтов, тоннелей, гор, замкнутых пространств, поездок в открытой машине, полетов на самолете, купания, быстрой ходьбы или бега, сильного ветра и жарких, душных дней. Общее в этих фобиях — страх перед удушьем. Таким образом, в фокусе терапии оказывается следующая мысль: «Я легко могу задохнуться».
Когнитивная концептуализация логически объединяет выявленные у клиента автоматические мысли с более глубокими структурами мышления – убеждениями. В противном случае, если терапевту не удается увидеть более широкую картину, шансы на успех терапии понижаются. Ошибка многих начинающих терапевтов заключается в том, что они часто переключаются с обсуждения одного убеждения на другое, вместо того, чтобы выявить ключевые идеи клиента и последовательно над ними работать. Поэтому, как только терапевт получит данные о типичных автоматических мыслях, эмоциональных реакциях, способах поведения и убеждениях клиента, ему следует начать построение диаграммы когнитивной концептуализации.
Диаграмма когнитивной концептуализации
В диаграмме проблемы клиента представлены в четырех блоках:
1) В первом блоке терапевт приводит три примера ситуаций, вызывающих определенные эмоции или определенное поведение. Здесь описывается сама проблемная ситуация, а также автоматические мысли, значение автоматических мыслей, эмоция и поведение в этой ситуации. Заполняя этот блок, терапевт отвечает на вопросы: Какова проблемная ситуация? О чем клиент думал в проблемной ситуации? Что это значило для него? Какая эмоция сопровождала клиента в этой ситуации? Каковы были действия и поступки клиента?
2) Во втором блоке описываются промежуточные и глубинные убеждения клиента, стоящие за автоматическими мыслями, а также сопутствующие предположения/отношения/правила. Заполняя этот блок, терапевт отвечает на вопросы: Каково ключевые убеждения клиента о себе, других и мире? Каковы предположения, ожидания и правила клиента, т.е. промежуточные убеждения? Как убеждения клиента проявляются в различных жизненных ситуациях и делают его уязвимым, подверженным данному расстройству? Какие промежуточные убеждения помогали клиенту справляться с глубинным убеждением?
3) В третьем блоке терапевт описывает ранний детский опыт, в котором сформировались установки клиента. Заполняя этот блок, терапевт отвечает на вопрос: Как возникло глубинное убеждение и за счет чего оно поддерживалось? Какой жизненный опыт клиента (особенно детский) привел к возникновению и поддержанию данного глубинного убеждения? Каковы в жизни клиента были значимые события, опыт и взаимодействие с окружающими?
4) В четвертом блоке терапевт описывает компенсаторные стратегии клиента. Обычно главные предположения (убеждения «если…, то…») клиента связывают компенсаторные стратегии клиента с глубинным убеждением. Например: «Если я буду хорошо выглядеть, я буду удерживать мужчин». В этом случае компенсаторная стратегия – забота о своей внешности. Заполняя этот блок, терапевт отвечает на вопрос: Какое поведение клиента помогало ему справиться с глубинным убеждением?
С помощью диаграммы, помимо прочего, можно наглядно увидеть взаимосвязь между глубинными убеждениями, промежуточными убеждениями и текущими автоматическими мыслями клиента. Это своего рода когнитивная карта психопатологии клиента, позволяющая структурировать дальнейшие поступающие от него сведения.
Вначале терапевт заполняет первый блок диаграммы. Терапевт может владеть информацией, позволяющей заполнить только часть диаграммы. В этом случае некоторые поля можно оставить незаполненными или же отметить в них свои предположения, помечая их знаком вопроса, чтобы в дальнейшем проверить их. Получая новые сведения о клиенте, терапевт исправляет или подтверждает свои предположения, постепенно заполняя все поля диаграммы. Стремясь показать клиенту более широкую картину его трудностей, терапевт обсуждает с ним некоторые пункты концептуализации, в некоторых случаях – устно, в других – строит диаграмму вместе с клиентом или же знакомит его с диаграммой, заполненной ранее. Свои собственные предположения терапевт называет гипотезами (или догадками) и просит клиента подтвердить их или опровергнуть.
Диаграмма когнитивной концептуализации должна быть понятна как терапевту, так и клиенту.
Трудности, с которыми клиент сталкивается при выполнении домашних заданий, терапевт использует как возможность улучшить концептуализацию. Он определяет, вызвана ли неудача в выполнении домашнего задания практическими сложностями клиента или его психологической проблемой, которая маскируется под практическую. В этом случае можно предположить перфекционизм (нетерпимость к своим ошибкам), наличие у клиента негативных предсказаний, переоценку усилий, необходимых для выполнения домашних заданий, актуализацию глубинных убеждений при необходимости выполнять домашнее задание.
Составление плана терапии
По ходу терапии психолог постоянно держит в уме вопрос: «Какова проблема клиента и чего я пытаюсь достичь?»
Терапевт стремится добиться ремиссии расстройства и предупредить рецедив, обучить и мотивировать клиента на продолжение самостоятельной работы после завершения терапии.
Терапевт разрабатывает как общий план терапии, так и план каждой сессии.
План терапии основывается на видении клиента терапевтом, на его симптомах и расстройствах, на сформулированных клиентом целях. План терапии помогает составить анализ проблемы клиента, который состоит из описания типичных проблемных ситуаций, дисфункционального поведения, когнитивных искажений и формулировки терапевтических стратегий. План пересматривается и изменяется по мере необходимости согласно индивидуальным потребностям клиента.