диалектика организационных форм современных предприятий
Диалектика организационно – правовых форм современных предприятий
Автор: Юлия Хмельницкая • Январь 8, 2020 • Курсовая работа • 10,345 Слов (42 Страниц) • 181 Просмотры
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра управления персоналом, сервиса и туризма
по дисциплине «Теория организации и организационного проектирования»
Диалектика организационно – правовых форм современных предприятий
ОГУ 38.04.03. 3018. 026 ОО
______________ Воробьев В.К.
студент группы 18 УП(м)УЧР
заведующий кафедрой управления персоналом, сервиса и туризма
_______________Е. В. Шестакова
на выполнение курсовой работы
студенту Белоноговой Юлии Сергеевне
по направлению подготовки 38.04.03 «Управление персоналом», профиль «Управление человеческими ресурсами»
по дисциплине «Теория организации и организационного проектирования»
1 Тема курсовой работы «Диалектика организационно – правовых форм современных предприятий»
2 Срок сдачи студентом курсовой работы «____»______________2019 г.
3 Целью работы является изучить функционирование организационно-правовой формы для предприятия и их диалектику.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
4 Исходные данные к работе: научные труды отечественных и зарубежных исследователей по изучаемой проблеме, учебные пособия, официальные Интернет–ресурсы, нормативные документы.
5 Перечень вопросов, подлежащих разработке:
6 Перечень графического материала: таблицы, рисунки, приложения
Дата выдачи и получения задания
Руководитель «___»_______________2019 г. ___________В.К. Воробьев
Студент «___»_______________2019 г. __________Ю.С. Белоногова
Курсовая работа на тему «Кадровый потенциал организации: проблемы формирования и развития» посвящена изучению аспектов формирования и развития кадрового потенциала организации.
Цель работы – теоретических и практических аспектов формирования и развития кадрового потенциала организации.
Работа состоит из введения, трех глав, списка литературы, содержит 45 листа текста.
В первой главе изучаются теоретические аспекты формирования и развития кадрового потенциала организации, методы и принципы анализа кадрового потенциала, проблемы его формирования и развития.
Во второй главе рассматривается анализ механизмов формирования развития кадрового потенциала организации на примере транспортной компании ООО «ПЭК».
В третьей главе описаны направления по повышению эффективности кадрового потенциала организации.
1 Теоретические основы формирования и развития кадрового потенциала организации 8
Диалектика организационных форм современных предприятий 2
Пример готовой курсовой работы по предмету: Экономика
Содержание
1. Основы функционирования предприятия как субъекта хозяйствования
1.1. Предприятие как основное и первичное звено экономики
1.2. Цели и задачи функционирования предприятия
2. Особенности функционирования различных организационно-правовых форм предприятий
2.1. Хозяйственные товарищества и общества
2.2. Другие организационно-правовые формы
Список использованной литературы
Выдержка из текста
Диалектика организационных форм современных предприятий
Список использованной литературы
Список использованной литературы
1.Конституция РФ / Федеральный конституционный закон РФ от
1. декабря 1993г. // Российская газета.– 1993. —
2.Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФА, 2012.
3.Баранников, А.Ф. Теория организации [Текст]
: учеб. для вузов. — М : ЮНИТИ, 2012.
4.Волков О.И. Экономика предприятия (фирмы): Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 432с.
5.Горфинкель В.Я. Экономика предприятия: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 336с.
6.Грузинов В.П.Экономика предприятия. Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2011.
7.Медведев, В.П. Теория организации [Текст]
8.Мильнер, Б.3. Теория организации [Текст]
: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2011.
9.Синенко А. В. Динамика развития организационно-правовых форм предпринимательства // Научные труды аспирантов и докторантов / ФНПК МосГУ. Вып. 46. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2012. С. 12– 23.
10.Смирнов, Э.А. Основы теории организации [Текст]
: учеб. пособие для вузов. — М. : Аудит : ЮНИТИ, 2010.
11.Смирнов, Э.А. Теория организации [Текст]
: учеб. пособие. — М. : ИНФРА-М, 2011.
12.Теория организации : учеб. для вузов [Текст]
/ М-во образования РФ; под общ. ред. В.Г. Алиева. — 4-е изд., стереотип. — М. : Экономика, 2012.
13.Теория организации [Текст]
/ Т.Ю. Иванова, В.И. Приходько. — СПб. : Питер, 2011.
Диалектика организационных форм современных предприятий
Пример готовой курсовой работы по предмету: Экономика
Содержание
1. Основы функционирования предприятия как субъекта хозяйствования
1.1. Предприятие как основное и первичное звено экономики
1.2. Цели и задачи функционирования предприятия
2. Особенности функционирования различных организационно-правовых форм предприятий
2.1. Хозяйственные товарищества и общества
2.2. Другие организационно-правовые формы
Список использованной литературы
Выдержка из текста
Диалектика организационных форм современных предприятий
При проведении исследований и разработке конкретных вопросов использованы научные методы исследования, такие как: сравнительный, статистический, а так же совокупность элементов метода бухгалтерского учета. Информационной базой исследования послужили: материалы государственного комитета по статистике Нижегородской области; организационно-распорядительная документация, включая различного рода методические инструкции, указания и т.п., регламентирующие учетный процесс в период реорганизации, первичные документы, регистры бухгалтерского учета, отчетность организаций АО «СУ № 2».
Организационные формы коммерческих предприятий, особенности и характеристика
При проведении исследований и разработке конкретных вопросов использованы научные методы исследования, такие как: сравнительный, статистический, а так же совокупность элементов метода бухгалтерского учета. Информационной базой исследования послужили: материалы государственного комитета по статистике Нижегородской области; организационно-распорядительная документация, включая различного рода методические инструкции, указания и т.п., регламентирующие учетный процесс в период реорганизации, первичные документы, регистры бухгалтерского учета, отчетность организаций АО «СУ № 2».
Тема курсовой работы «Организационные формы инновационных организаций» актуальна для исследования, так как разнообразие инновационных компаний весьма обширно, а методической основой классификации инновационных организаций выступает не только их профиль деятельности, уровень специализации или количество стадий жизненного цикла инноваций, но и размеры этих инновационных компаний.
В связи с прогрессирующим разделением и кооперацией труда, умножением числа и усложнением инноваций на основе познания законов природы, развитием общества и повышением его требований к широкому внедрению во все сферы жизни эффективных технологий создания и использования инноваций.
При написании бакалаврской работы были использованы следующие методы исследования: системный анализ, финансовый анализ деятельности компании, графические методы, классический анализ документов, метод наблюдения.
Теоретической основой курсовой работы являлись научные положения теории рыночной экономики, исследования отечественных и зарубежных ученых в области создания и управления совместными предприятиями.
Совершенствование управления организационной структурой торгового предприятия
Список использованной литературы
1.Конституция РФ / Федеральный конституционный закон РФ от
1. декабря 1993г. // Российская газета.– 1993. —
2.Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФА, 2012.
3.Баранников, А.Ф. Теория организации [Текст]
: учеб. для вузов. — М : ЮНИТИ, 2012.
4.Волков О.И. Экономика предприятия (фирмы): Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 432с.
5.Горфинкель В.Я. Экономика предприятия: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 336с.
6.Грузинов В.П.Экономика предприятия. Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2011.
7.Медведев, В.П. Теория организации [Текст]
8.Мильнер, Б.3. Теория организации [Текст]
: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2011.
9.Синенко А. В. Динамика развития организационно-правовых форм предпринимательства // Научные труды аспирантов и докторантов / ФНПК МосГУ. Вып. 46. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2012. С. 12– 23.
10.Смирнов, Э.А. Основы теории организации [Текст]
: учеб. пособие для вузов. — М. : Аудит : ЮНИТИ, 2010.
11.Смирнов, Э.А. Теория организации [Текст]
: учеб. пособие. — М. : ИНФРА-М, 2011.
12.Теория организации : учеб. для вузов [Текст]
/ М-во образования РФ; под общ. ред. В.Г. Алиева. — 4-е изд., стереотип. — М. : Экономика, 2012.
13.Теория организации [Текст]
/ Т.Ю. Иванова, В.И. Приходько. — СПб. : Питер, 2011.
Реферат «реферат » Диалектика организационных форм современных предприятий»»,
Экономика
реферат » Диалектика организационных форм современных предприятий»
предмет: теория организации. тема: Диалектика организационных форм современных предприятий. все остальные требования есть в документе оригинальность не важна объем 15-20 страниц
Закажите подобную или любую другую работу недорого
Вы работаете с экспертами напрямую,
не переплачивая посредникам, поэтому
наши цены в 2-3 раза ниже
Последние размещенные задания
Решение задач, юридическое право
Срок сдачи к 13 нояб.
Решить два примера
Решение задач, Высшая математика
Срок сдачи к 11 нояб.
Решить 4 пункта курсовой
Срок сдачи к 14 нояб.
Тест дистанционно, ТОЭ
Срок сдачи к 11 нояб.
Биологическое действие ионизирующих излучений на организм человека
Срок сдачи к 16 дек.
Контрольная, Теория машин и механизмов
Срок сдачи к 22 нояб.
сделать облако тегов
Решение задач, Психология и педагогика
Срок сдачи к 12 нояб.
решить две итоговые работы (3 задания)
Срок сдачи к 13 нояб.
Написать курсовую работу на тему:»развитие самомтоятельности младших школьников в системе внеурочных занятий». Правка мой курсовой по всем требованиям. Поднятие оригинальности. Довести до ума.
Срок сдачи к 15 нояб.
Решить 3 примера вариант 22.задание 2
Решение задач, Математика
Срок сдачи к 12 нояб.
Курсовая, методика профессионального обучения,педагогика
Срок сдачи к 15 нояб.
Необходимо написать часть Ввведение и Содержание к уже имеющейся лаб
Лабораторная, Программирование на Pascal
Срок сдачи к 13 нояб.
Разработка бизнес плана коммерческой компании
Срок сдачи к 28 янв.
Здравствуйте. Необходимо сделать расчётную часть.
Контрольная, Токсация леса
Срок сдачи к 12 нояб.
Объем 20-25 страниц. Введение, заключение, источники
Доклад, Деловые коммуникации
Срок сдачи к 2 дек.
Реферат, Психология Проф Образования
Срок сдачи к 16 нояб.
Любая из тем: 1. Стресс-факторы в процессе учебы студентов и средства.
Срок сдачи к 19 нояб.
Решение задач, Термодинамика
Срок сдачи к 11 нояб.
обратились к нам
за последний год
работают с нашим сервисом
заданий и консультаций
заданий и консультаций
выполнено и сдано
за прошедший год
Сайт бесплатно разошлёт задание экспертам.
А эксперты предложат цены. Это удобнее, чем
искать кого-то в Интернете
Отклик экспертов с первых минут
С нами работают более 15 000 проверенных экспертов с высшим образованием. Вы можете выбрать исполнителя уже через 15 минут после публикации заказа. Срок исполнения — от 1 часа
Цены ниже в 2-3 раза
Вы работаете с экспертами напрямую, поэтому цены
ниже, чем в агентствах
Доработки и консультации
– бесплатны
Доработки и консультации в рамках задания бесплатны
и выполняются в максимально короткие сроки
Гарантия возврата денег
Если эксперт не справится — мы вернем 100% стоимости
На связи 7 дней в неделю
Вы всегда можете к нам обратиться — и в выходные,
и в праздники
Эксперт получил деньги за заказ, а работу не выполнил?
Только не у нас!
Деньги хранятся на вашем балансе во время работы
над заданием и гарантийного срока
Гарантия возврата денег
В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем
возврат полной уплаченой суммы
С вами будут работать лучшие эксперты.
Они знают и понимают, как важно доводить
работу до конца
С нами с 2017
года
Помог студентам: 10 893 Сдано работ: 10 893
Рейтинг: 81 157
Среднее 4,94 из 5
С нами с 2018
года
Помог студентам: 7 541 Сдано работ: 7 541
Рейтинг: 67 645
Среднее 4,87 из 5
С нами с 2019
года
Помог студентам: 2 390 Сдано работ: 2 390
Рейтинг: 25 593
Среднее 4,84 из 5
С нами с 2018
года
Помог студентам: 2 053 Сдано работ: 2 053
Рейтинг: 12 671
Среднее 4,87 из 5
1. Сколько стоит помощь?
Цена, как известно, зависит от объёма, сложности и срочности. Особенностью «Всё сдал!» является то, что все заказчики работают со экспертами напрямую (без посредников). Поэтому цены в 2-3 раза ниже.
Специалистам под силу выполнить как срочный заказ, так и сложный, требующий существенных временных затрат. Для каждой работы определяются оптимальные сроки. Например, помощь с курсовой работой – 5-7 дней. Сообщите нам ваши сроки, и мы выполним работу не позднее указанной даты. P.S.: наши эксперты всегда стараются выполнить работу раньше срока.
3. Выполняете ли вы срочные заказы?
Да, у нас большой опыт выполнения срочных заказов.
4. Если потребуется доработка или дополнительная консультация, это бесплатно?
Да, доработки и консультации в рамках заказа бесплатны, и выполняются в максимально короткие сроки.
5. Я разместил заказ. Могу ли я не платить, если меня не устроит стоимость?
6. Каким способом можно произвести оплату?
Работу можно оплатить множеством способом: картой Visa / MasterCard, с баланса мобильного, в терминале, в салонах Евросеть / Связной, через Сбербанк и т.д.
7. Предоставляете ли вы гарантии на услуги?
На все виды услуг мы даем гарантию. Если эксперт не справится — мы вернём 100% суммы.
8. Какой у вас режим работы?
Мы принимаем заявки 7 дней в неделю, 24 часа в сутки.
Реферат: Диалектика формы и содержания общественного производства
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учереждение
Высшего профессионального образования
«Кубанский государственный университет»
Кафедра теоретической экономики
Курсовая работа
По теоретическому анализу экономических систем на тему:
«Диалектика формы и содержания общественного производства».
Студенкой 4 курса экономического факультета (ОДО),
Специальность 080101 «Экономическая теория»
Дата написания: ___________________
Дата поступления работы на рецензирование: _______________
Глава 1. Методология исследования общественного производства.
1.1 Общественное производство и его роль в жизни общества.______ 5
1.2 Диалектика развития общественного производства. __________ __7
Глава 2. Закономерности развития общественного производства.
2.1 Общественное производство и условия его организации._______ 12
2.2 Стороны общественного производства: диалектика производительных сил и производственных отношений._____________________________ 16
Глава 3. Современное состояние функционирования общественного производства.
3.1 Результаты функционирования общественного производства.__ _20
3.2 Центральные проблемы хозяйственной деятельности и способы их разрешения в разных экономических системах._____________________ 24
Список использованных источников._______________________________34
Каждому этапу развития общества соответствует определенный способ производства. Способ производства определяется как слагаемое производительных сил и производственных отношений. Что бы понять диалектические взаимоотношения между производительными силами и производственными отношениями, нужно, прежде всего, иметь ясное представление об основных понятиях: что такое производительные силы? Что такое производственные отношения? Производительные силы существуют, функционируют и развиваются всегда только в диалектической взаимосвязи с производственными отношениями. Когда производительные силы трактуются обособленно, мы всегда имеем дело с абстракцией, однако такая абстракция не скроет от нас действительной картины общественной жизни, если мы всегда будем помнить о живой связи производительных сил и производственных отношений в рамках определенного способа производства.
Понятие общественного производства является одним из всеобщих определений общества, однако оно не тождественно понятию общественной жизни. Процесс общественного производства людьми своей жизни, включает в себя, прежде всего материальное производство, ибо без производства и воспроизводства материальных условий и средств жизни невозможна сама жизнедеятельность людей во всем ее
Анализируя производство, становится ясно, что люди вступают между собой в определенные производственные отношения, которые имеют объективный характер и не зависят от их воли и желания. Эти отношения очень сложны. Различают, например, организационно-экономические отношения, которые складываются в процессе организации производства по поводу разделения труда, специализации, комбинирования; социально-экономические отношения, которые характеризуют присвоение выгодных условий, средств и результатов производства, а также общественный способ соединения производителя со средствами производства и соответствующие ему отношения в самом производстве, распределении, обмене и потреблении результатов производства.
Все это побудило меня выбрать данную тему и рассмотреть вопросы, касающиеся сущности общественного производства, методологии исследования, а также подробно рассмотреть закономерности развития.
Глава 1. Методология исследования общественного производства.
1.1 Общественное производство и его роль в жизни общества
1.2 Диалектика развития общественного производства.
Общественное производство изучается различными науками. Та его сторона, которая характеризует процесс взаимодействия человека с природой, изучается естественными и техническими науками. Они рассматривают свойства предметов труда и их изменение в процессе производства, закономерности создания и эксплуатации орудий труда. Таким образом, предметом исследования этих наук являются вещественные отношения, складывающиеся в процессе производства. Производственные отношения в целом изучаются экономической теорией. Она рассматривает все общественное производство, формы проявления и механизм действия экономических законов общественного производства на различных ступенях его развития на уровне единого народнохозяйственного комплекса. Объект конкретной экономической науки предполагает необходимость изучения специфических форм проявления общих экономических законов.
Общественное разделение труда определяет необходимость распределения деятельности и обмена ею, а на основе распределения, обмена и потребления в условиях конкретного способа производства проявляются производственные отношения.
Производственные отношения обусловлены разделением труда, а форма и характер их выражения связаны с формой собственности. При капитализме они выступают в виде отношений эксплантации, принимают форму конкурентной борьбы, при социализме являются отношениями взаимопомощи, планового распределения и обмена деятельностью между различными производителями.
Как известно, общественное производство представляет единство производительных сил и производственных отношений.
Исторический опыт развития способов производства показывает, что разделение труда оказывало и оказывает исключительно большое влияние на развитие производительных сил и производственных отношений. В свою очередь производительные силы и производственные отношения не остаются пассивными по отношению к разделению труда (обратные связи), поэтому разделение труда является особой формой, особым моментом не только производительных сил и производственных отношений, но и всего способа производства.
По своей сути общественное разделение труда обусловливает формы организации производственного процесса. Его специфика как процесса, заключается в том, что оно определяет внутреннюю организацию, строение, структуру общественного производства, направления количественных изменений в нём, готовит предпосылки его перехода в новое качество. В этом главное значение разделения труда как внутренней пружины взаимодействия производительных сил и производственных отношений, т.е. оно является источником развития способа производства.
Таким образом, специализация и кооперирование являются сторонами единой категории разделения труда.
К. Маркс, показывая развитие разделения труда на основе диалектической связи двух его сторон: специализации и кооперации – обосновывает необходимость перехода от мануфактурной формы организации производства к формам организации производства при широком использовании машин. Опираясь на это положение, можно заключить, что разделение труда по своей сути есть диалектический способ органического соединения труда людей в процессе общественного производства. Такой вывод важен в методологическом плане, ибо позволяет проанализировать диалектическое развитие форм организации производства и управления.
В обобщенном виде можно заключить, что формы организации производства и управления выступают источником развития специализации и кооперирования, но поскольку последние являются сторонами разделения труда, то в свою очередь обуславливают развитие производительных сил, производственных отношений и способа производства в целом.
Совокупность взаимосвязей и источников развития общественного производства как сложной динамической системы можно представить графически (рис.1).
Название: Диалектика формы и содержания общественного производства Раздел: Рефераты по экономической теории Тип: реферат Добавлен 18:04:20 04 июня 2011 Похожие работы Просмотров: 295 Комментариев: 21 Оценило: 3 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать |
Способ производства |
Производительные силы | Производственные отношения |
Общественное разделение труда
Формы организации производства и управления
Рис.1. Взаимосвязи и источники развития общественного производства.
На определенном этапе развития общественного производства принятые формы организации производства и управления разовьют и углубят разделение труда и, исчерпав свои возможности, породят новые противоречия, «противоречие же есть корень всякого движения и жизненности; лишь поскольку нечто имеет в себе самом противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью[5] ».
Только прогрессивные формы организации производства и управления могут обеспечить процесс развития общественного производства. Определение же новых форм организации производства и управления должно базироваться на закономерностях общественного разделения труда, на раскрытии многообразия проявления его сущности в реальной практике.
Глава 2. Закономерности развития общественного производства.
2.1 Общественное производство и условия его организации.
В ходе развития экономической науки было доказано, что основой жизни человеческого общества является производство. В самом общем виде производство определяется как целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей. Результатом производства является создание материальных и нематериальных благ, выступающих средством удовлетворения разнообразных человеческих потребностей.
По мере развития разделения труда, совместной деятельности людей производство приобретает общественный характер, т.е. оно получает новое качество. Во-первых, весь процесс производства осуществляется не изолированными субъектами, а в обществе, на основе разделения труда. Во-вторых, участникам процесса производства нужно постоянно решать, на каких условиях они будут производить тот или иной продукт, на каких принципах он будет распределяться, как будет осуществляться обмен «личными» долями произведенного продукта и в каких формах он будет потребляться.
С учетом этих обстоятельств можно говорить о термине «производство» в двух смыслах:
Далее, в рамках моей работы, речь будет идти о производстве во втором значении, т.е. как об общественном производстве.
Организация общественного производства основана на двух фундаментальных проблемах:
Побудительным мотивом организации общественного производства являются потребности людей. В экономической литературе существует несколько трактовок потребностей. Наиболее распространен следующий подход: потребности человека – это состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Есть и другие точки зрения – это осознанные запросы или нужды в чем-либо; объективно необходимые условия жизни и др.
Поскольку человеческие потребности разнообразны, поэтому необходима их классификация. Можно выделить следующие критерии классификации:
Классификацию потребностей людей с учетом стадийности общественного развития предложил американский ученый А. Маслоу.
Потребности людей не являются неизменными, они развиваются в процессе эволюции человеческого общества. Немецкий ученый Э. Энгельс установил связь между денежными доходами населения и структурой потребления, известную как закон Энгельса. Его суть в том, что чем выше качество жизни людей, тем меньше их спрос на продовольственные товары. Одновременно увеличивается спрос на промышленные товары широкого потребления, а при дальнейшем повышении уровня жизни людей возрастают покупки товаров и услуг повышенного качества.
Потребности людей и производство взаимно влияют друг на друга, что находит свое выражение в законе возвышения потребностей. Он выражает объективную необходимость роста и совершенствования потребностей людей по мере развития производства и культуры.
Существует три варианта соотношения потребностей и производства:
Таким образом, первым условием организации общественного производства является наличие потребностей, которые являются побудительным фактором. Однако наличия потребностей недостаточно, для общественного производства еще нужны ресурсы. В самом общем понимании ресурсы (от франц. ressource – вспомогательное средств) – это денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов. Обычно особо выделяют экономические ресурсы – все то, что необходимо для процесса производства.
Следует отметить, что наряду с понятием «ресурсы производства» в экономической литературе часто как синоним используется понятие «факторы производства». Фактор (от лат. factor – делающий, производящий) – причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты.
На сегодня в экономической теории принято разделять факторы производства на три группы:
2.2 Стороны общественного производства: диалектика производительных сил и производственных отношени й.
Поскольку общественное производство осуществляется в форме совместной деятельности людей, возможно выделение двух его сторон:
Первая сторона общественного производства, которая означает отношение людей к природе, внешне выражается в процессе труда.
Труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой. В современном понимании труд есть целесообразная деятельность человека, направленная на преобразование предметов и сил природы в целях удовлетворения его потребностей. Труд является основой процесса производства.
Основными элементами процесса труда являются:
Воздействие человека на предмет труда осуществляется с помощью «средств труда». Средствами труда называют вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда и которые выступают проводником его воздействий на этот предмет. Средства труда разделяются на две группы: природные, или естественные (земля, лес, вода и т.д.) и произведенные, или технические, созданные людьми (машины, оборудование, здания, сооружения). Предметы труда и средства труда в совокупности называют «средствами производства», и они образуют вещественный (объективный) фактор производства. Рабочая сила рассматривается как личный (субъективный) фактор производства. Средства производства и рабочая сила человека составляют производительные силы.
Производительные силы – одна из ключевых категорий марксистской политической экономии. Приблизительный аналог этой категории в экономикс – «факторы (ресурсы) производства». Следует заметить, что в марксистской политической экономии приоритет признавался за «рабочей силой», в экономикс – утверждается равенство всех факторов производства (труд, капитал, земля).
В процессе производства люди не только воздействуют на природу, но и вступают в определенные отношения друг с другом. Взаимоотношения людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления называются производственными отношениями.
Глава 3. Современное состояние функционирования общественного производства.
3.1 Результаты функционирования общественного производства.
Результатом функционирования общественного производства выступает продукт, измеряемый с помощью различных статистических показателей.
Основными показателями являются валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП). Их особенность состоит в том, что они:
Различие между ВНП и ВВП состоит в следующем:
Для исключения многократного повторного счета ВВП и ВНП должны выступать как стоимость конечных товаров и услуг и включать в себя только стоимость, создаваемую (добавляемую) на каждой промежуточной стадии обработки, т.е. добавленную стоимость, (стоимость, созданную в процессе производства на данном предприятии и включающую реальный его вклад в создание стоимости конкретного продукта, т.е. заработную плату, прибыль и амортизацию). Суммирование величин добавленной стоимости по всем отраслям и производствам позволяют исчислить итоговые значения ВВП и ВНП, освобожденные от повторного счета.
ВНП отличается от ВВП на сумму так называемых факторных доходов от использования ресурсов данной страны за рубежом (переведенная в страну прибыль от вложенного за рубежом капитала, имеющейся там собственности, заработная плата граждан, работающих за рубежом) за минусом аналогичных вывезенных из страны доходов иностранцев. Фактическая разница между ВНП и ВВП невелика – для ведущих стран Запада не более 1 % от ВВП.
Стоимость любого товара можно определить двумя способами: определив величину, которую затрачивает потребитель товара на его покупку или сложив издержки производства и прибыль на единицу товара. Аналогично можно определить величину ВНП, используя либо способ суммирования всех расходов на покупку всего объема произведенной в данном году продукции (расчет по расходам), либо посредством сложения всех денежных доходов, полученных от производства всего объема продукции данного года (расчет по доходам).
Для более точного измерения объема производства, предназначенного для потребления и накопления, используется показатель чистого национального продукта (ЧНП), который определяется из ВНП путем вычета того объема производства, который предназначен для замещения потребленного капитала, т.е.:
ЧНП = ВНП – амортизационные отчисления
Единственным компонентом, не отражающим вклада экономических ресурсов в ЧНП, являются косвенные налоги (налог с продаж, акцизы, НДС), которые предприниматели относят на издержки производства, увеличивая таким образом цену товара. Если из величины ЧНП мы вычтем косвенные налоги, то получим показатель национального дохода (НД):
НД = ЧНП – косвенные налоги
Национальный доход – это вновь созданная стоимость, характеризующая, что прибавило производство данного года к благосостоянию общества.
Таким образом, в условиях рыночной экономики основными показателями результатов общественного производства являются ВВП и ВНП, которые учитывают все товары и услуги, проведенные за год. Из ВВП/ВНП можно получить и другие показатели – чистый национальный продукт (ЧНП), национальный доход (НД).
В нашей стране переход к показателям ВВП/ВНП начался перед 1990 гг. и проводился путем пересчета совокупного общественного продукта (СОП) и национального дохода (НД). Показатель СОП определялся как совокупная стоимость всего объема произведенных товаров и услуг в сфере материального производства с включением в нее затрат на сырье, материалы, топливо и др., т.е. имел место повторный счет. В стоимостном выражении СОП распадается на перенесенную на продукт стоимость израсходованных средств производства и вновь созданную стоимость, представляющую собой национальный доход (НД). Показатель НД в нашей стране также рассчитывался по отношению к сфере материального производства.
Производство – это единичный акт движения продукта по фазам собственно производства, распределения, обмена и потребления. Подобное пофазное строение экономики обусловило возникновение проблемы определения приоритетности одной из четырех фаз в системе общественного производства. Каждая фаза имеет свих сторонников и противников. Рассмотрим коротко аргументы каждой из сторон:
В общем понимании эффективность есть количественное отношение полученного результата к осуществленным затратам для его получения. Оценка эффективности осуществляется в различных показателях – натуральных и денежных, но это всегда отношение, всегда относительная, а не абсолютная величина.
3.2 Центральные проблемы хозяйственной деятельности и способы их разрешения в разных экономических системах
Заключение. В курсовой работе мы познакомились с основными понятиями, такими как: способ производства, производительные силы, средства производства, предметы труда, средства труда, производственные отношения. Также разобрались, какое место в общественном способе производства занимает человек. Узнали, что в законе соответствия, производственные отношения должны соответствовать уровню и характеру производительных сил. Также узнали, что диалектика производительных сил и производственных отношений заключается в том, что производственные отношения должны быстро реагировать на рост производственных отношений. В заключительной части мне бы хотелось коснуться тенденций эффективности производства.
Материальное производство составляет основу общественного, ибо без производства материальных условий и средств жизни невозможна и сама жизнедеятельность людей. Но помимо материального производства, общественное включает в себя также духовное производство, производство потребления, производство людей и производство всей системы общественных отношений, которые в своей совокупности составляют социальную «ткань» общества. Они обслуживают производство и воспроизводство человека как вершины в этой своеобразной иерархии.
Список использованных источников:
1. Бородин Е. Т. «Общественное производство как предмет философского исследования». М., 1989.
2. Гегель В. Ф. «Наука логики».
3. Демченко М. Г. «Специализация и производительность труда». М., 1980.
4. Ермишин П. Г. «Основы экономической теории». М., 2004.
5. Коневских П. М. «Эффективность специализации промышленного производства». М., 1986.
6. Лавриненко А. Г. «Общество как система». М., 2001.
7. Самуэльсон П. Э. «Экономика». (пер.1964).
8. Смит А. «Богатство народов». 4., гл.2.
9. Филлиповский Н. А. «Общественное производство и окружающая среда». М., 1980.
10. Эйххорн В. «Диалектика производительных сил и производственных отношений». М., 1977.
- диалект относится к литературным формам существования языка
- диалектическое отношение обучение воспитание направлено прежде всего на