дифференцированные формы умственной отсталости
Дифференцированные формы умственной отсталости
В зависимости от глубины психического дефекта при олигофрении выделяют три степени психического недоразвития: дебильность, имбецильность и идиотию, что имеет важное практическое значение для определения возможности обучения и социальной адаптации таких детей. Соотношение дебильности, имбецильности и идиотии примерно 75%, 20%, 5% (М.С. Певзнер, 1973).
Дебильность – легкая степень психического недоразвития (IQ=50-70). При хорошем внимании и хорошей механической памяти дети способны к обучению по специальной программе вспомогательных школ, основанной на конкретно-наглядных методах обучения, овладевают определенными трудовыми навыками и могут проявлять самостоятельность в несложных трудовых процессах. Обычно умственное недоразвитие с годами становится менее заметным.
Как отмечает С.Я. Рубинштейн (1986), в дошкольном возрасте присутствует примитивный замысел в игре, возможность ее простейшей организации; в школьном возрасте – определенная оценка конкретной ситуации, в простых практических вопросах. В речи употребляется фразовая речь, но фразы их примитивны, речь часто страдает аграмматизмами, косноязычием. Словесные определения, не связанные с конкретной ситуацией, воспринимаются медленно. У таких детей повышается уровень отвлеченного мышления, логических процессов, ассоциаций, обиходная речь становится мало отличимой от речи интеллектуально полноценных детей и подростков. Все это способствует приобретению определенного запаса сведений, овладению навыками чтения, письма, счета.
Мышление детей-дебилов имеет наглядно-образный характер. Подлинное образование понятий оказывается недоступным. Очень слаба способность к отвлечению и обобщению. Плохо понимается смысл прочитанного. Правильно воспринимая предметы и их изображения, дети, страдающие дебильностью, затрудняются в их сравнении, установлении существующих между ними внутренних связей. При обучении счету дети с трудом усваивают понятие количественного содержания числа, смысл условных арифметических знаков. Без предварительного разъяснения часто не понимают условие несложной задачи. При ее решении «застревают» на предшествующем способе действия. С трудом усваивают правила правописания.
С интеллектуальным недоразвитием тесно связана незрелость личности. Отчетливо выступают несамостоятельность суждений и взглядов, отсутствие любознательности, слабость инициативы. При общей достаточной сохранности эмоциональной сферы нет сложных оттенков переживаний. Отмечается недостаточность тонких, дифференцированных движений, выразительности мимики. Довольно часты разрозненные неврологические знаки, дисплазии телосложения, нередки цереброэндокринные расстройства (С.Я. Рубинштейн, 1986).
Но в то же время, по мнению большинства исследователей (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, 1973; С.Я. Рубинштейн, 1986; С.Д. Забрамная, 1995; Б.П. Пузанов, 2003 и др.), при правильном воспитании и обучении, своевременном привитии трудовых навыков, отсутствии нервно- психических расстройств, осложняющих интеллектуальный дефект, социальный прогноз в формировании личности детей, страдающих дебильностью, благоприятен.
Имбецильность – средняя и выраженная степень умственной отсталости (IQ =20-50). С.Я. Рубинштейн (1986) указывает, что мышление имбецилов конкретно, непоследовательно, туго подвижно. Образование отвлеченных понятий по существу недоступно. Запас сведений и представлений ограничен узким кругом сугубо бытовых, повседневных вопросов. Отмечается резкое недоразвитие восприятия, внимания, памяти. Речь косноязычна и аграмматична, словарный запас беден и состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений.
Имбецилы необучаемы по программе вспомогательных школ. При относительно хорошей механической памяти некоторые из них могут овладеть буквами и порядковым счетом, но пользуются ими механически. Недостаточноть зрительного и слухового анализа и синтеза отчетливо проявляется в затруднениях при запоминании букв, сходных по написанию или звучанию, при слиянии звуков в слоги и слогов в слова. Чтение носит механический характер; понимание смысла прочитанного отсутствует. Возможно обучение порядковому счету в пределах первого десятка, механическое заучивание таблицы умножения. Отвлеченный счет, понятие о числе недоступны. Им доступны навыки самообслуживания и элементарные трудовые процессы, но к самостоятельной трудовой деятельности они в большинстве случаев неспособны. Синкинезии, медлительность, вялость, неловкость движений усугубляют трудности овладения письмом, физическим трудом.
Жизнь олигофренов в степени идиотии протекает на инстинктивном, безусловнорефлекторном уровне. У них не развиваются навыки опрятности и самообслуживания. Они постоянно нуждаются в постороннем уходе и надзоре.
В соматическом статусе больных олигофренией часто отмечаются признаки физического недоразвития, дисгенезии и дисплазии, многие из которых соответствуют эмбриональным этапам развития органов и систем. В ряде случаев они дают возможность судить о времени воздействия патогенного фактора, а их типичное сочетание позволяет выделять отдельные дифференцированные формы олигофрении (болезнь Дауна, микроцефалия и др.). Физическое развитие больных олигофренией часто отстает от возрастной нормы и характеризуется непропорциональностью строения туловища и конечностей, искривлениями позвоночника, признаками церебрально-эндокринной недостаточности (ожирение, недоразвитие половых органов, нарушение темпа и сроков формирования вторичных половых признаков) (С.Я. Рубинштейн, 1986).
В заключение необходимо сказать, что при некоторых формах олигофрении структура психического недоразвития неравномерна и не исчерпывается только основными, характерными симптомами слабоумия. В связи с этим выделяют атипичные и осложненные варианты олигофрении. К атипичным формам относят случаи олигофрении с неравномерной структурой психического дефекта, проявляющейся либо в одностороннем развитии какой-либо психической функции, либо в признаках парциального психического недоразвития. При осложненных формах в структуре психического недоразвития наблюдаются дополнительные психопатологические синдромы, неспецифичные для олигофрении (астенический, эпилептиформный, психопатоподобный и др.) (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, 1973).
Список литературы:
Дифференцированные формы умственной отсталости
T. Meynert (1892) и D. Bournewille (1894) выдвинули анатомический принцип классификации олигофрении. Они различали состояния психического недоразвития, связанные с гидроцефалией, по врожденному отсутствию некоторых отделов головного мозга, «склерозу» всего мозга или отдельных его частей. Эти классификации представляют сейчас только исторический интерес.
В дальнейшем основные классификации стали строиться на основе оценки глубины интеллектуального дефекта. В большинстве их выделяются в порядке нарастания психического дефекта дебильность, имбецильность и идиотия. Это деление сохраняется до сих пор, хотя чаще всего как дополнительная клиническая характеристика в рамках той или иной классификационной категории.
По этиологическому принципу впервые классифицировать формы психического недоразвития стал В. Айрленд (1880), который выделял психическое недоразвитие травматического, воспалительного происхождения, а также вследствие дистрофических нарушений.
В последующем многие исследователи [A. Tredgold, 1956; G. Jervis, 1959; L. Pe n-rose, 1959; C. Kohler, 1963; H. Bickel, 1976] подразделяли умственную отсталость на «первичную» (наследственную) и «вторичную» (экзогенную). Внутри каждой группы проводится дальнейшая дифференциация по клиническим проявлениям и степени интеллектуального недоразвития.
К числу наиболее детально разработанных этиологических классификаций относится группировка умственной отсталости, предложенная G. Jervis (1959). Он выделял физиологические и патологические формы, а патологические в свою очередь делил на экзогенные и эндогенные. Эта классификация — одна из наиболее подробных (включает более 40 форм).
В нашей стране наиболее распространена классификация олигофрении, разработанная Г. Е. Сухаревой (1965, 1969). В ее основу положены критерии времени поражения и особенностей патогенного воздействия. В зависимости от времени воздействия этиологического фактора все формы олигофрении Г. Е. Сухарева делит на 3 группы: первая группа — олигофрения эндогенной природы, обусловленная поражением генеративных клеток родителей; вторая группа — эмбрио- и фетопатии; третья группа — олигофрения, возникающая в связи с различными вредностями, действующими во время родов и в раннем детстве. Внутри каждой из названных форм Г. Е. Сухарева проводила дифференциацию в зависимости от особенностей клинической картины, включая степень глубины интеллектуального дефекта.
Клинические классификации умственной отсталости основываются не только на глубине интеллектуального дефекта, но и на особенностях личности, темперамента больных, а также ведущем психопатологическом синдроме [Фрейеров О. Е., 1964; Долл Е. А., 1946; Michaux L, Duche D., 1957; OConnor G., 1966, и др.]. Так, на основе особенностей темперамента частично построена классификация О. Е. Фрейерова (1964).
Ряд авторов [Мнухин С. С., 1961; Певзнер М. С., 1966; Исаев Д. Н., 1976; Clausen G., 1966, и др.], стремясь установить зависимость между синдромами умственной отсталости и недоразвитием определенных структур мозга, в основу построения своих классификаций положили принцип корреляции клинических и патофизиологических данных. М. С. Певзнер (1966), например, выделяет 5 клинических форм олигофрении: 1) неосложненную форму без выраженных нарушений эмоционально-волевой сферы и без грубых выпадений функций анализаторов; 2) осложненную гидроцефалией; 3) сочетающуюся с локальными нарушениями слуха и речи, пространственного синтеза, двигательных систем; 4) с недоразвитием переднелобных отделов головного мозга; 5) сочетающуюся с поражением подкорковых структур мозга. С. С. Мнухин (1961) в зависимости от состояния физиологического тонуса выделяет астеническую, стеническую и атоническую формы олигофрении. Д. Н. Исаев (1982) к этим основным формам добавляет дисфорическую форму психического недоразвития. Дальнейшая дифференциация форм этими авторами строится на основе дополнительного психопатологического деления: астеническая форма подразделяется на дислексический, диспраксический, дисмнестический, основной и брадипсихический варианты; атоническая форма включает аспонтанно-апатический, акатизический и мориоподобный варианты; стеническая и дисфорическая формы олигофрении подразделяются на «уравновешенный» и «неуравновешенный» варианты.
В МКБ-10 умственная отсталость в главе, касающейся психических и поведенческих расстройств, составляет отдельную рубрику: F7 «Умственная отсталость» с подразделением по тяжести на легкую (F70), умеренную (F71), тяжелую (F72), глубокую (F73), другую (F78), (F79). При этом предусмотрено введение четвертого знака, обозначающего тяжесть поведенческих расстройств: минимальные поведенческие нарушения (0), значительные (1), другие (8), не уточнены (9). Если известна этиология умственной отсталости, то используют дополнительный код, обозначающий соответствующее заболевание, например Е72 + FOO (врожденная недостаточность йода). Понятием «другая умственная отсталость» (F78) обозначают состояния психического недоразвития, осложненные слепотой, глухотой, немотой и тяжелой соматической инвалидизацией, когда определение глубины интеллектуального дефекта затруднено или невозможно.
Составители МКБ-10 признают, что раздел, посвященный умственной отсталости, является несколько упрощенным, и считают, что более полная классификация нуждается в специальной разработке.
Соотношение клинических определений умственной отсталости с глубиной психического недоразвития (IQ) представлено в табл. 7.
Таблица 7. Соотношение клинических и психометрических оценок тяжести умственной отсталости (IQ)
IQ (по тесту Векслера)
Определение степени умственной отсталости по МКБ-10
Другие градации умственной отсталости
Пограничные с нормой задержки развития
Прежде чем перейти к изложению классификации умственной отсталости, в соответствии с которой далее излагаются отдельные ее клинические формы, следует остановиться на широко используемых понятиях «дифференцированная» и «недифференцированная» умственная отсталость, разграничение которых достаточно сложно.
Дифференцированные и недифференцированные формы умственной отсталости. До последнего времени существует несколько упрощенный подход, в соответствии с которым к «дифференцированным формам умственной отсталости» принято относить этиологически установленные варианты болезни, а к «недифференцированным» — расстройства неустановленной причины. Поэтому рассмотрим этот вопрос более подробно.
Понятие «дифференцированные формы умственной отсталости» не идентично понятию «этиологически уточненная умственная отсталость». Эти определения лишь отчасти совпадают, но в принципе они отражают разные стороны изучения патологии, обусловливающей психическое недоразвитие. Так, например, может быть достоверно известно, что у ребенка интеллектуальный дефект возник вследствие перенесенного менингоэнцефалита, однако данное поражение трудно назвать специфической «постэнцефалитической формой олигофрении». В то же время известно много весьма специфических, клинически четко очерченных форм интеллектуального недоразвития, этиология которых остается полностью неясной. Наконец, существует «клинически недифференцированная олигофрения», которая в этиологическом аспекте представляет собой совокупность моногенных дефектов [M orion N. et al., 1977]. Таким образом, «недифференцированная олигофрения», «дифференцированные формы» интеллектуального недоразвития — это в первую очередь клинические, а не этиологические дефиниции. Вместе с тем вполне понятно, что сам процесс дифференциации умственной отсталости основан на использовании и клинико-патогенетических, и биологических методов, направленных непосредственно на выявление причин поражения мозга.
Дифференциация отдельных нозологических форм более успешно проводится среди контингента больных с выраженной умственной отсталостью.
В настоящее время известно несколько сотен различных наследственных болезней, так называемых элементарных нозологических генетических единиц, сопровождающихся интеллектуальным дефектом, и продолжают выделяться новые наследственные формы.
Можно отметить несколько путей выявления этих заболеваний. Во-первых, цитогенетическое и биохимическое обследование разных контингентов умственно отсталых лиц. Выявляемая при этом хромосомная или биохимическая аномалия позволяет говорить об этиологическом факторе, вызвавшем интеллектуальный дефект, а сопоставление клинических особенностей у пораженных дает основание в ряде случаев сделать заключение об определенном клиническом синдроме. Во-вторых, тщательное исследование соматоневрологических особенностей больного с последующим выявлением сходных признаков у нескольких пораженных в одной семье или выявление этих признаков у неродственных умственно отсталых лиц. На основании такого сопоставления также иногда можно выделить определенный клинически диагностируемый симптомокомплекс.
Выделение отдельных форм или синдромов только по своеобразию клинической картины в отличие от биохимической или цитогенетической дифференциации еще далеко отстоит от решения вопроса этиологии поражения. Между дифференциацией синдрома по клиническим признакам и выявлением причин, обусловливающих это клиническое единство, нередко проходит очень большой срок. Достаточно вспомнить, что роль хромосомных нарушений в этиологии болезни Дауна, описанной более 100 лет назад, была установлена лишь в 1959 г. Новым этапом изучения этиологии этого поражения являются поиски причин, которые вызывают лежащее в основе патологии нерасхождение хромосом. Вместе с тем уровень познания этиологии болезни Дауна, достигнутый на сегодняшний день, дал очень много для практики: позволил выделить транслокационные формы с высоким риском для других детей в семье, показал влияние возраста родителей на возникновение нерасхождения хромосом, дал возможность разработать методы пренатальной диагностики, предотвращающие рождение детей с этим тяжелым заболеванием.
В группу дифференцированных олигофрений входят в первую очередь нозологически самостоятельные заболевания, для которых умственная отсталость является лишь одним из симптомов, хотя, как правило, самым тяжелым.
Чаще это генетически обусловленные нарушения, реже — клинически очерченные синдромы, этиология которых еще неясна. К дифференцированным формам принято относить также те варианты интеллектуального недоразвития, которые выделяют по какому-то одному клиническому симптому, отражающему общее патогенетическое звено поражения мозга, при всем разнообразии этиологических и патогенетических механизмов, вызывающих это нарушение, например микроцефалию, гидроцефалию и др. К этой же группе относят и некоторые экзогенно обусловленные нарушения при наличии определенной специфичности клинической картины этих нарушений: алкогольную фетопатию, последствия ядерной желтухи, врожденный токсоплазмоз, сифилис и др.
При этиологическом подходе среди всех клинически дифференцированных форм умственной отсталости можно выделить 3 основные группы: наследственно обусловленные, экзогенно обусловленные и клинико-патогенетические, которые могут вызываться как наследственными, так и экзогенными факторами.
Остановимся теперь на понятии «недифференцированная» олигофрения, которое частично обсуждалось в разделе «Этиология и патогенез».
Некоторые авторы используют его как синоним этиологически неясных случаев интеллектуального недоразвития. Но, с нашей точки зрения, этиологическая неясность и клиническая недифференцированность — разные стороны проблемы. Рассмотрим, например, определение A. Dekaban (1970). По мнению автора, к «недифференцированной» умственной отсталости относятся все те случаи, когда «ни клиническими, ни лабораторными методами не выявляется субстрат поражения мозга, ответственный за возникновение интеллектуального недоразвития». Вместе с тем невыявление «субстрата поражения мозга» еще не означает, что такого субстрата нет. Чем тщательнее проведено обследование, тем выше вероятность обнаружения поражения мозговой ткани и вместе с тем такое поражение не всегда может быть связано с умственной отсталостью, т. е. встает вопрос об их патогенетической связи. Если при целенаправленном соматическом обследовании выявляются несомненные признаки общего искажения эмбриогенеза, то есть все основания предполагать наличие и искаженного формирования мозга, даже в тех случаях, когда клиническими методами «субстрат поражения мозга» не выявляется.
Клинически «недифференцированная умственная отсталость» — это главным образом «семейная недифференцированная умственная отсталость». В эту группу входят относительно легкие формы интеллектуальной недостаточности, возникающие в семьях, характеризующихся накоплением случаев умственной отсталости и наличием микросоциальных условий, способствующих ее развитию.
A. Benton (1952) выделяет 2 варианта «семейной недифференцированной умственной отсталости»: более глубокую — «семейную олигоэнцефалию», в происхождении которой главную роль играют генетические факторы, и семейную умственную отсталость как крайний вариант низкого интеллектуального уровня у биологически полноценных лиц, т. е. «физиологическую умственную отсталость». Здесь можно привести аналогию с вариантами аномалий личности: нормальные варианты личности — акцентуация характера — психопатии. При умственной отсталости: нормальные варианты интеллекта — пограничная умственная отсталость — олигофрения.
Многие случаи недифференцированной умственной отсталости, будучи легкими по своим проявлениям, рассматриваются как задержка психического развития.
Умственная отсталость: причины, симптоматика, виды, особенности протекания
Психические отклонения – это бич современного общества, где на сегодняшний день очень важно быть адаптированным, приспособленным к разным жизненным условиям. Ученые в области психиатрии классифицировали несколько видов умственной отсталости (интеллектуальной инвалидности, олигофрении, малоумия, когнитивной недееспособности).
На протяжении длительного периода времени к людям с такими отклонениями относились отчужденно, безразлично. В настоящее время поведенческая концепция изменилась – на потребностях умственно отсталых личностей стали концентрировать больше внимания. Это существенно упрощает их жизнь, делает более защищенными перед агрессивным социумом.
Определение понятия «умственная отсталость»
Отклонения психического развития – далеко не всегда вина самого субъекта. Физиологические и психологические особенности, которые наблюдаются у людей с интеллектуальной инвалидностью, не всегда превращают их в полностью недееспособных личностей, не отдающих отчет за свое поведение.
Под умственной отсталостью подразумевается ряд значимых ограничений в практических навыках, наличие которых является необходимым для психически полноценного индивидуума в обычной жизни. Субъекты с диагнозом «интеллектуальная инвалидность» испытывают трудности и неудобства при взаимодействии с окружающим их социумом: у них возникают проблемы в области коммуникации и адаптивного поведения.
Основная часть общепринятых практических навыков формируется, как правило, до наступления совершеннолетия. Поэтому если на протяжении этого периода человеку будет оказана необходимая поддержка, которая носит персонализированный характер, качество его дальнейшей жизни будет значительно лучше. Отдельные ведущие специалисты-психотерапевты не признают когнитивную недееспособность психическим заболеванием, а называют ее отклонением от нормы.
Важно дифференцировать разные виды типы умственной отсталости от инвалидности по развитию. Второй термин имеет более объемный смысл, включает не только интеллектуальную инвалидность, но и паралич головного мозга, нарушения аутистического характера.
Симптоматика и диагностика малоумия
Диагностику такого отклонения проводят с учетом личностных индивидуальных особенностей, а также окружения индивида. В отдельных случаях внешние факторы определяют решающую роль в адаптации человека с психическим отклонением в социуме.
Согласно пятому изданию Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам, определять малоумие следует по таким признакам:
Трудности с ведением социально-общественной деятельности проявляются через:
Факультативные и сопровождающие симптомы расстройства нейроразвития
Несвоевременное социальное формирование, запаздывание с процессами развития моторики речи. При тяжелой форме интеллектуальной инвалидности такие признаки можно заметить на начальном этапе жизни ребенка, при легкой – в начале процесса школьного обучения. Когнитивное развитие умственно отсталые люди проходят в том же порядке, но за более продолжительное время. Взрослый олигофрен с тяжелой моделью отклонения может размышлять и выстраивать формулу своего поведения, как маленький ребенок.
Заторможенность интеллектуального развития генетического характера нередко сопровождается характерным внешним видом.
Приобретенное малоумие может проявить себя сразу после перенесенного инфекционного заболевания (менингит, энцефалит) или механических травм головы, которое может быть нанесено также при внутриутробном развитии.
Люди с таким диагнозом в несколько раз чаще, чем здоровые члены общества, страдают от сопутствующих заболеваний, носящих неврологическую, физическую, умственную этиологию. Проблемы состояния их психики характеризуются высокой степенью распространения – у них чаще наблюдаются расстройства сна, тревожные состояния, шизофренические проявления.
Больные больше подвержены таким физическим отклонениям и болезням, как лишний вес, нарушения уровня сахара в крови (диабет), деменция, эпилепсия и др.
Олигофрены с легкой степенью хорошо выговаривают слова, владеют адекватной речью. Чем тяжелее тип отклонения, тем больше нарушений наблюдается в области языковой деятельности.
Нарушения поведения, вызванные разными факторами: дискомфортом общения, сложностью выразить свои чувства или эмоции. В результате субъект демонстрирует неадекватное поведение – нервозность, чрезмерное волнение, фрустрацию. Такие проблемные действия в дальнейшем оказывают негативное влияние на субъективное формирование индивидуума, возможность участия в окружающей общественной жизни.
Виды умственной отсталости и их характеристика
Современная диагностика малоумия дает возможность разделить ее на следующие уровни:
Данная дифференциация базируется на оценке IQ (коэффициента интеллектуальных способностей), которую определяют с помощью тестирования. Средний показатель IQ нормального человека составляет от 90 до 110:
Интеллектуальная отсталость легкой формы (дебильность)
У субъектов с данным типом отклонения развития психики наблюдается нарушение абстрактного мышления и когнитивной гибкости, при этом обиходная речь развита достаточно хорошо. Память носит кратковременный характер, что усложняет функциональное применение таких элементарных навыков, как чтение, возможность самостоятельного распоряжения личными денежными средствами и т.п.
Больной способен усваивать специальные программы, методика которых предусматривает использование конкретно-наглядного обучения. В результате такие люди заканчивают специализированные школы, профтехучилища, и в дальнейшем самостоятельно ведут активную трудовую деятельность.
По сравнению со своими ровесниками в социальной сфере такой индивидуум выглядит незрелым, слабо ориентируется в общественных взаимодействиях, с трудом формирует собственные суждения. Это в значительной степени увеличивает риск попадания его под чужое, часто негативное, влияние. При выполнении непростых повседневных вопросов человек с легкой степенью интеллектуального малоумия нуждается в посторонней помощи.
Характеристика умственной отсталости умеренного типа (имбецильность легкой и средней степени)
Личность с данным характером патологии для выполнения обыденных заданий нуждается в беспрерывном контроле и руководстве им со стороны. В некоторых случаях близкие люди вынуждены взять на себя часть его обязательств, например, письменно заверить сознательное согласие больного на проведение терапии.
Устная речь, которая выступает одним из основных инструментов общения между социальными элементами, у индивидов примитивная, однако они в состоянии поддерживать беседу. Они нередко неправильно интерпретируют конкретные общественно принятые условные знаки и сигналы. С целью формирования благоприятных условий для межличностных отношений люди с относительным типом малоумия нуждаются в посторонней поддержке и понимании.
В результате длительного обучения и помощи окружающих олигофрен с умеренным типом имбецильности способен развивать разные навыки, которые дают возможность ему выполнять базовые трудовые функции. Больные максимально адаптируются в хорошо знакомых им условиях, но при любом отклонении от привычной обстановки попадают в затруднительное положение.
Тяжелая форма интеллектуальной инвалидности (тяжелая имбецильность)
Характеристика умственной отсталости тяжелой формы:
Малоумие глубокой формы (идиотия)
При данном типе олигофрении моторные и сенсорные функции не позволяют больному использовать предметы согласно их функциональному предназначению. Концептуальные навыки очень ограничены, и могут затрагивать физические процессы – больной с патологией развития не может самостоятельно передвигаться, стоять.
Он может владеть минимальным визуально-пространственным опытом, например, указывать на что-то. Речь состоит из нескольких простых слов или не сформирована вообще.
Олигофрен с глубоким типом психической патологии понимает исключительно простые инструкции, может демонстрировать базовые потребности и желания при помощи примитивной невербальной техники – жестикуляции. Однако основные такие навыки остаются очень ограниченными.
В повседневной жизни такие люди полностью зависимы от окружающих, в особо тяжелых случаях не понимают обращенную к ним речь, не узнают близких людей, неспособны развивать представление о пространстве, вкусах, запахах и пр. Выполнение ими базовых действий возможно только при отсутствии сенсорных и моторных нарушений. Тип поведения варьируется от вялого и малоподвижного до возбужденного, сопровождающегося однотипными движениями.
Причины возникновения умственной инвалидности
Факторы, провоцирующие начало развития интеллектуальной инвалидности, могут быть разными, начиная от генетических отклонений, и заканчивая нарушениями, вызванными внешними раздражителями. Психотерапевты объясняют причину возникновения психического отклонения воздействием на индивида социальных, поведенческих, образовательных и биомедицинских факторов. Данные риски могут передаваться от родителей к детям и присутствуют на протяжении всей жизни человека.
Причины пренатального характера,
возникающие в период внутриутробного развития плода
Генные и хромосомные нарушения, врожденный синдром и возраст родителей
Начало преждевременной родовой деятельности, ранние роды, механические родовые травмы у ребенка
Черепно-мозговые травмы, некачественное питание, инфекционные или дегенеративные заболевания,
Недостаточный уход родителями (опекунами) за ребенком
Отсутствие взаимодействия между ребенком и родителями
Злоупотребление родителей вредными веществами (алкоголем, табачными изделиями, наркотическими препаратами)
Отказ от ребенка одним или двумя родителями
Общественная изоляция, жестокое обращение, недостаточные меры безопасности
Неподготовленность родителей к воспитанию ребенка, их когнитивная недееспособность
Недоступность медицинских услуг после рождения ребенка
Поздняя диагностика, недостаток воспитания, педагогическая запущенность, некачественное медицинское обслуживание
Группы умственной отсталости
В зависимости от этиопатогенеза олигофрению разделяют на несколько групп состояний:
Дифференцированные формы умственной отсталости относятся к разряду заболеваний, имеющих самостоятельный характер, имеют установленный врачами этиопатогенез и соответствующие клинические проявления. Нередко в данном случае олигофрения – это лишь один из симптомов сопутствующего тяжелого психического отклонения. В некоторых случаях определить этиологические факторы возникновения отклонения невозможно, поэтому их определяют, как недифференцированные типы.
Формы умственной инвалидности
Самым ощутимым проявлением олигофрении является интеллектуальная несостоятельность, которая представляет собой часть общего недоразвития психики. Известный врач-психиатр, профессор Исаев Д.Н. в зависимости от особенностей нарушений в эмоционально-волевой области выделяет следующие степени малоумия:
Развитие интеллектуальной инвалидности
У каждого человека олигофрения развивается по-разному. Современные исследования дают возможность проводить раннюю диагностику малоумия, что позволяет начать корректирующее медицинское вмешательство на самых ранних сроках развития патологии.
Люди с данным психическим отклонением нуждаются в постоянной поддержке со стороны окружающих. Помощь должна носить персонализированный характер и основываться на проведенной специалистом предварительной оценке потребностей и индивидуальных особенностей субъекта. Несмотря на одинаковый диагноз, интеллектуально отсталые люди нуждаются в разных методиках терапии и их интенсивности.
На сегодняшний день приоритетом является разработка специальной системы поддержки людей с психическими патологиями, которая проектируются на основании индивидуального подхода к каждому субъекту. Для повышения общего качества жизни психически отсталых индивидуумов учитываются их желания, потребности, жизненный опыт, сильные стороны.
Динамика и терапевтические прогнозы олигофрении
Согласно наблюдениям врачей-психиатров, в большинстве случаев больные олигофренией пребывают в относительно стабильном (непрогредиентном) состоянии. Ситуацию в худшую или лучшую сторону могут изменить внутренние и внешние факторы, играющие важную роль в динамике протекания патологии.
В случае легкой и умеренной интеллектуальной инвалидности, при условии своевременного и активного проведения воспитательных и медицинско-корректирующих мероприятий, больной может вести достаточно активную трудовую и общественную деятельность. Под влиянием терапевтических мероприятий, а также благодаря возрастной эволюции у них наблюдается уменьшение двигательной расторможенности, количества астенических состояний, периодов выраженного негативизма и пр.
Отрицательную динамику патологии могут спровоцировать такие дополнительные патогенетические процессы, как поражения коры головного мозга, алкоголизм, неблагоприятное социальное окружение, возрастные кризисы и т. п.
Диагноз «умственная отсталость»– далеко не приговор и не повод для того, чтобы полностью изолировать человека от общества. Современные медикаментозные и психологические методики дают возможность максимально купировать прогресс психического отклонения. Необходимо помнить, что большое значение для больных с патологией психики играет ближайшее окружение: такие люди крайне чувствительны и ранимы, поэтому нуждаются в помощи и поддержке близких.