диссертация пособие по временной нетрудоспособности
Особенности начисления пособия по временной нетрудоспособности
Пособие по временной нетрудоспособности – это компенсация от государства работнику, временно лишенному заработка по причине болезни и некоторым иным причинам. В статье будут рассмотрены вопросы начисления и выплаты пособий, законодательная база таких выплат, отражение их в учете.
Законодательная база и страховые случаи
ТК РФ статьей 183 устанавливает гарантии работающим гражданам при временной нетрудоспособности в виде пособий, выплачиваемых работодателем. Порядок выплаты пособия регулируется ФЗ-255 от 29/12/06 г. «Об обязательном социальном страховании».
Временная нетрудоспособность оплачивается в случаях:
Обратите внимание! ФЗ-255 от 29/12/06 г. относит в одну категорию пособия по временной нетрудоспособности и пособия в связи с материнством: в том и другом случае работник лишается возможности получать трудовой доход (ст.1.3 ФЗ-255).
Получатели пособия и оплачиваемые периоды
Пособие получают застрахованные в ФСС, если граждане:
Их полный перечень содержит ст. 2 ФЗ-255:
Длительность выплаты и условия зависят от страхового случая.
Заболевание или травма оплачиваются до момента выхода на работу. Продолжение лечения в санаторных условиях компенсируется за 24 дня, кроме туберкулезного случая. Если результатом заболевания или травмы стала инвалидность работника, больничные ему оплачиваются только 4 месяца подряд (или 5 месяцев в году). Туберкулезные больные, вместе с тем, могут рассчитывать на пособие до выздоровления или присвоения им другой группы инвалидности, связанной с туберкулезом.
Если сотрудник заключил контракт сроком до полугода и заболел, в период контракта ему будет оплачено не больше 2,5 месяцев.
Нетрудоспособность может наступить не только вследствие личных проблем со здоровьем работника, но и при необходимости ухода за детьми. Сроки выплат здесь тоже разнятся:
Уход за прочими родственниками, кроме детей, компенсируется на срок одной недели по каждому больничному. Общий годовой «лимит» — месяц. Пособия в связи с необходимостью протезирования, по случаю карантина положены по закону застрахованному за все время, когда он нетрудоспособен.
Важно! О предельных сроках выплат говорится в ст. 6 ФЗ-255.
Порядок выплат
Основанием выплат служит больничный лист установленной формы. Он заполняется лечебным учреждением и отдается получателю пособия на руки. Больничный лист предъявляется:
Трудящийся по совместительству гражданин имеет право на получение пособия не только у основного работодателя. Порядок выплат зависит от условий совместительства (ст. 13 ФЗ-255) и его сроков. К примеру, если гражданин два предшествующих года перед тем, как заболеть, трудился у одних и тех же нанимателей, он может получить компенсацию по всем местам работы.
С 2017 года пациентe медучреждения может по желанию, выраженному в письменной форме, выдаваться электронный лист нетрудоспособности, полностью заменяющий привычный всем бумажный документ. Он заверяется ЭЦП и размещается в электронной системе, к которой подключены медучреждение и организация-страхователь.
Механизм начисления пособия зависит от действия в регионе пилотного проекта ФСС. Если регион не попал в данную категорию, начисление и выдача больничных полностью производятся в организации, а далее ФСС перечисляет компенсацию фирме с 4 дня болезни сотрудника. Действие пилотного проекта предполагает, что фирма выплачивает пособие за первые три дня, а оставшийся период покрывает ФСС прямой выплатой на счет работника (ст. 3 ФЗ-255 п. 2-1).
Заметим, что аналогично выплачивается и пособие по беременности и родам, по уходу за членами семьи, но с первого дня: оно полностью покрывается бюджетом через выплаты ФСС прямым перечислением на счет либо компенсационными выплатами организации, которая ранее выплатила сотруднику деньги.
К сведению! Расчетный период в текущем году остался прежним – 2 предшествующих года (730 дней). Среднедневной заработок определяется по этому периоду делением заработанной суммы на число дней.
Величина пособия зависит от стажа. Страховые периоды, включаемые в расчет, берутся из приказа №91 от 6/02/07 г. Минсоцразвития на день наступления нетрудоспособности. Прежде всего, это работа по договору у работодателя. Кроме того, включаются:
В понятие «иные» входят периоды, поименованные в ст. 16 ФЗ-255 и в приказе №91: работы в качестве ИП, частного нотариуса, священнослужения и пр. О них подробно шла речь выше. Проценты выплат от среднедневного пособия остались прежними: менее 5 лет – 60%, от 5 до 8 – 80%, свыше 8 – 100 %.
Оплачивается весь период по больничному листу, кроме указанных в ст. 9 ФЗ-255. Это отпускные дни (больничный в период ежегодного трудового отпуска все равно оплачивается), простой, арест и др.
Законодательством установлено максимальное и минимальное среднедневное пособие. Минимальное не может быть меньше рассчитанного из МРОТ (с 01.01.2019 МРОТ 11 280 руб., следовательно, среднедневной заработок — 730,85 руб.), а максимальное ограничивается предельной базой для начисления взносов за 2 предыдущих года и составляет 2 150,68 руб. в настоящее время.
МРОТ при неполном рабочем дне применяется пропорционально отработанному времени. ИП и иные граждане, добровольно застраховавшие себя, ведут расчеты с Фондом, базирующиеся на МРОТ, следовательно, пособия им будут начислены исходя из минимального размера трудовых выплат.
Для получения пособия необходимо предъявить в организацию либо в ФСС документы. Помимо больничного листа, застрахованным оформляется заявление в ФСС установленной формы (прил. к прик. №578 от 24/11/2017 г. ФСС). Документ содержит сведения о характере пособия, способе его выплаты, сведения о получателе, данные листка нетрудоспособности, сведения о назначении пособия.
Данные заявления должны быть документально подтверждены: справкой о доходах за предыдущие годы, если работник трудился в другой организации, сведениями о стаже — они берутся из трудовой книжки (справок, иных документов, если данные не отражены в трудовой книжке), копиями документов, подтверждающих личность, и пр. Документы, с помощью которых можно подтвердить стаж, поименованы в приказе №91 (ч.2). К заявлению прилагается больничный лист, по которому производится расчет выплат.
Сроки назначения и выплаты пособия такие (по тексту ст. 15 ФЗ-255):
В пилотных регионах документы, предоставленные сотрудником, в ФСС организация предоставляет в течение 5 дней, а выплату ФСС осуществляет затем в десятидневный срок (п. 3,9 положения о пилотном проекте №294 от 21/04/11 г.).
Пособия в учете
Отражение в учете пособий по временной нетрудоспособности зависит от того, участвует ли регион в пилотном проекте ФСС. С суммы пособия должен быть исчислен НДФЛ.
Если регион не относится к участникам проекта, применяются такие проводки:
Выплаты за 3 дня ложатся на затраты фирмы, а последующие – на расчеты с ФСС, которые затем будут закрыты перечислением из Фонда.
Если в регионе запущен пилотный проект, организация учитывает только выплаты за 1-3 день:
Пособие по временной нетрудоспособности
Subbotina Anna / Shutterstock.com |
Данное пособие по сути является компенсацией работнику заработка, утраченного из-за болезни или по некоторым другим причинам. Узнать, на сколько денег вы можете рассчитывать и что нужно для их получения, вы сможете, прочитав эту страницу.
Кто имеет право на пособие по временной нетрудоспособности
Застрахованное лицо имеет право на пособие по временной нетрудоспособности в случаях:
В каких случаях выплачивается пособие по временной нетрудоспособности
Пособие выплачивается, если нетрудоспособность наступила в период работы, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования (ч. 2 ст. 5 закона об обязательном социальном страховании).
С 1 июля 2017 года медицинские организации вправе по выбору пациента и с его письменного согласия выдавать больничный лист в виде электронного документа, подписанного лечащим врачом и медучреждением с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (Федеральный закон от 01.05.2017 № 86-ФЗ).
Выплачивается оно по общему правилу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности или установления инвалидности (ст. 6 закона об обязательном социальном страховании).
Застрахованному лицу, признанному инвалидом (за исключением заболевания туберкулезом), пособие выплачивается не более четырех месяцев подряд или пяти месяцев в календарном году.
Если был заключен срочный трудовой договор на срок до шести месяцев, а также если заболевание или травма наступили в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением заболевания туберкулезом) выплачивается не более чем за 75 календарных дней.
Больным туберкулезом в двух последних случаях пособие выплачивается до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности).
Пособие по временной нетрудоспособности при необходимости ухода за больным членом семьи выплачивается за определенный законом срок. Подробнее об этом – в таблице 1.
Таблица 1. Срок выплаты пособия по временной нетрудоспособности при уходе за больным членом семьи в зависимости от его возраста и заболевания.
Возраст и заболевание члена семьи
Срок, за который выплачивается пособие
З а весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационаре, но не более чем за 60 календарных дней в году по всем случаям ухода за этим ребенком.
Этот срок увеличивается до 90 дней в году, если ребенок страдает заболеванием, включенным в специальный перечень (приказ Минздравсоцразвития России от 20 февраля 2008 г. № 84н). К таким болезням относятся многие виды рака, инсулинзависимый диабет, артрит, шизофрения, аутизм, эпилепсия, астма и т. д. В перечень включены также травмы (например, внутричерепные травмы и травмы внутренних органов), ожоги, обморожения и т. д.
З а период до 15 календарных дней по каждому случаю амбулаторного или стационарного лечения ( если родитель ложится в больницу вместе с ребенком).
При этом максимальный срок не должен превышать 45 календарных дней в году
Р ебенок-инвалид в возрасте до 18 лет
З а весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении. Но не более чем за 120 календарных дней в году по всем случаям ухода за этим ребенком
Д о 18 лет, если ребенок ВИЧ-инфицирован либо страдает от поствакцинального осложнения либо раком ( включая злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей )
З а весь период совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении без максимального ограничения срока
В остальных случаях ухода за больным членом семьи при амбулаторном лечении
Н е более чем за семь календарных дней по каждому случаю заболевания, но не более чем за 30 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим членом семьи
Есть еще два случая выплаты пособия по временной нетрудоспособности. Первый касается ситуаций, когда вводился карантин. На пособие могут рассчитывать те, кто контактировал с инфекционным больным или сам является носителем бактерий – на весь период отстранения от работы в связи с карантином. А если под карантин попали дети до семи лет, посещающие детский сад, или недееспособные члены семьи, пособие будут выплачивать их законным представителям на протяжении всего периода карантина.
Второй случай – это протезирование по медицинским показаниям в условиях стационара. Пособие должны выплачивать за весь период освобождения от работы по этой причине, включая время проезда к месту протезирования и обратно.
Когда нужно обратиться за пособием по временной нетрудоспособности
Обратиться за выплатой следует не позднее шести месяцев со дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности) либо окончания периода освобождения от работы в случаях ухода за больным членом семьи, карантина, протезирования и долечивания (ч. 1 ст. 12 закона об обязательном социальном страховании).
Если есть уважительные причины, то срок может быть продлен. Решение о продлении должен принять территориальный орган ФСС России. Перечень уважительных причин содержит следующие:
Размер пособия
Размер пособия исчисляется исходя из среднего заработка за два календарных года, предшествовавших году наступления нетрудоспособности (ч. 1 ст. 14 закона об обязательном социальном страховании). То есть если работник болел в 2020 году (неважно, в январе или ноябре), средний заработок должен считаться за 2019 и 2018 годы.
За 2020 год можно учесть заработок в размере, не превышающем 912 тыс. руб. (даже если он фактически больше), а за 2019 и 2018 годы – в размере, не превышающем 865 тыс. руб. и 815 тыс. руб. соответственно (постановление Правительства РФ от 6 ноября 2019 г. № 1407, постановление Правительства РФ от 28 ноября 2018 г. № 1426, постановление Правительства РФ от 15 ноября 2017 г. № 1378).
Обратите внимание, что пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемые за периоды нетрудоспособности, приходящиеся на период с 1 апреля по 31 декабря 2020 года, исчисляются с особенностями в части определения их минимального размера.
При этом в расчет среднего заработка будут включены только те суммы, на которые начислялись страховые взносы. К примеру, отпускные облагаются взносами, а вот на выплаты по гражданско-правовым договорам взносы в ФСС России не начисляются (п. 2 ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»).
По общему правилу пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, при карантине, протезировании по медицинским показаниям и долечивании в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения выплачивается в следующем размере:
Страховой стаж – это суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов. В страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В страховой стаж входит помимо этого время военной службы, службы в полиции, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, а также в Росгвардии (ч. 1-2 ст. 16 закона об обязательном социальном страховании).
Рассчитаем размер пособия по временной нетрудоспособности для работника, который трудится в компании с 2013 года по настоящее время. Его общий трудовой стаж составляет на момент назначения пособия семь лет и два месяца. Зарплата работника за 2019 год составила 850 тыс. руб., за 2018 год – 850 тыс. руб.
Предположим, работник болел с 15 по 21 января 2020 года включительно (семь календарных дней), что подтверждается больничным.
Для начала сравним годовую зарплату работника с максимальными значениями. Вознаграждение за труд в 2018 году превышает установленную на этот год предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС России (815 000 руб.), поэтому при расчете учитывается только 815 000 руб. Заработок за 2019 год вписывается в установленное на этот год ограничение (865 000 руб.).
Таким образом, заработок за два года составит:
815 000 руб. + 850 000 руб. = 1 665 000 руб.
Теперь эту сумму нужно разделить на 730, чтобы определить средний дневной заработок:
1 665 000 руб. : 730 = 2280,82 руб.
Размер пособия по временной нетрудоспособности будет равен:
2280,82 x 7 x 80% = 12 772,59 руб.
Есть случаи, когда пособие рассчитывается исходя из МРОТ, их два: если работник за расчетный период вообще не получал заработок или если его заработок оказался ниже МРОТ в пересчете на дни. В этом случае для определения суммы пособия будет использоваться МРОТ на день наступления страхового случая, то есть на день заболевания (ч. 1.1 ст. 14 закона об обязательном социальном страховании).
Средний дневной заработок определяется по формуле: МРОТ х 24/730 (12 130 х 24/730 = 398,79 руб.). Затем по аналогии с расчетом из примера выше нужно определить сумму пособия в зависимости от времени, на которое был выдан больничный, и стажа.
Кто выплачивает пособие по временной нетрудоспособности
Пособие по общему правилу выплачивается работодателем по месту работы.
Если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей и в течение последних двух календарных лет трудилось у них же, пособия назначаются и выплачиваются ему по каждому месту работы.
Если работник трудится в нескольких компаниях, а в течение последних двух лет работал тоже в нескольких организациях, но уже других – пособие будет выплачено по одному из последних мест работы по выбору работника. В этом случае ему надо будет принести справки от остальных работодателей о размере зарплаты у них и о том, что они пособие не назначали.
Если же гражданин работает у нескольких работодателей, а в течение прошлых двух календарных лет работал как у них, так и других – пособие будет выплачено либо по всем местам работы либо по одному по выбору работника (ч. 2-2.2, ч. 5.1 ст. 13 закона об обязательном социальном страховании). В последнем случае также понадобятся справки от работодателей.
Лицам, утратившим трудоспособность в течение 30 дней после увольнения, пособие выплачивает либо работодатель по последнему месту работы, либо территориальный орган ФСС России. К слову, в Фонд могут обратиться и иные застрахованные лица, к ним относятся самозанятые (адвокаты, ИП, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, частные нотариусы, иные лица, занимающиеся частной практикой), а также члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера. Но претендовать на выплату все эти лица могут только в том случае, если добровольно уплачивали взносы в ФСС России – обязанности производить отчисления у них нет (ч. 3 ст. 2 закона об обязательном социальном страховании).
Кроме того, обратиться в ФСС России за назначением и выплатой пособия могут обычные работники, если:
Данное пособие назначается и выплачивается только на основании листка нетрудоспособности (больничного листа) (ч. 5 ст. 13 закона об обязательном социальном страховании).
Пособие по временной нетрудоспособности (Правовые вопр.) Гарипов Рафик Садыкович
Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении
Содержание к диссертации
Глава I. Теоретические основы правового регулирования пособий по временной нетрудоспособности
& 1. Понятие пособий по временной нетрудоспособности 9
& 2. Функции пособий по временной нетрудоспособности 34
& 3. Принципы правового регулирования пособий по временной нетрудоспособности 43
Глава II. История и ближайшие перспективы развития законодательства о пособиях по временной нетрудоспособности
& 2. Развитие законодательства о пособиях по временной нетрудоспособности в период управления социальным страхованием профессиональными союзами (период 1933-1992 г.г.)
& 3. Современное состояние проблемы дальнейшего развития законодательства,
регулирующего обеспечение пособиями по временной нетрудоспособности 103
Глава III. Проблемы правового регулирования пособий по временной нетрудоспособности
& 1. Право на пособие по временной нетрудоспособности 123
&2. Исчисление пособий по временной нетрудоспособности 152
& 3. Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности 172
Актуальность исследования определяется значением пособий по временной нетрудоспособности как основного вида обеспечения из средств социального страхования, затрагивающего интересы абсолютного большинства трудящихся граждан Российской Федерации.
Действующая система обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности сложилась в 80-е годы, то есть в предшествующем историческом периоде, причем значительная часть правовых норм основополагающего характера, определяющих право на пособие, исчисление непрерывного стажа и размеров пособий по временной нетрудоспособности, были установлены в еще более ранние годы. В целом прогрессивные для своего времени, сейчас эти нормы в своем большинстве устарели. В них отсутствуют правила, регулирующие право на пособие и учитывающие особенности исчисления и выплаты пособий многих категорий трудящихся, самостоятельно обеспечивающих себя работой; действующие правила исчисления пособий ориентированы на государственное нормирование заработной платы и не пригодны к использованию в условиях формирующейся рыночной экономики. Участие представителей, застрахованных в обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, расходовании средств социального страхования, носит урезанный и формальный характер; что же касается субъектов Российской Федерации, а также представителей работодателей (страхователей), то они полностью отстранены от решения данных вопросов. До сих пор не принято единого кодифицированного законодательного акта по вопросам обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности. Это единственный вид пособий, правовое регулирование которых осуществляется подзаконными актами, причем в основном актами профессиональных союзов, либо ведомственными актами Фонда социального страхования.
Указанные обстоятельства обусловливают необходимость кардинальной реформы правового регулирования пособий по временной нетрудоспособности, что влечет потребность в соответствующих научных исследованиях.
При проведении исследования автор опирался на научные работы общетеоретического характера и специальные работы по трудовому праву Александрова Н.Г., Бугрова Л.Ю., Булатова В.А., Молодцова М.В., Маврина СП., Орловского Ю.П., Пашкова А.С., Попова В.И., Смирнова О.В., Скобел-кина В.Н., Сыроватской Л.А., Шахова В.Д., праву социального обеспечения Андреева B.C., Батыгина К.С., Зайкина А.Д., Захарова М. Л., Ивановой Р.И., Симоненко Г.С., Тучковой Э.Г., Шайхатдинова В.Ш. и других. Этими авторами, в той или иной степени, затрагивались проблемы правового регулирования пособий по временной нетрудоспособности. Вместе с тем, исследования монографического характера по данной тематике долгие годы не проводились.
Вопросам обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности были посвящены диссертационные исследования Скободянюка Г.С. (1964 г.), Купиной Н.А. (1982 г.). Эти вопросы рассматривались в докторской диссертации К.С.Батыгина (1975 г.).
Указанные работы не утратили научной ценности, однако содержащиеся в них выводы и предложения нуждаются в критической оценке и переосмыслении с учетом происшедших политических и экономических изменений. Необходимость пересмотра ряда основополагающих начал, на которых строится правовое регулирование пособий по временной нетрудоспособности, определяется также предстоящей реформой законодательства о социальном страховании в целом и, в частности, законодательства о пособиях по временной нетрудоспособности. При этом требуются новые подходы к определению понятия, функций и принципов пособий по временной нетрудоспо-
собности, нуждается в кардинальных изменениях регулирование права на пособие, порядка его назначения, исчисления размеров и выплаты.
Все эти вопросы должны получить принципиально новое теоретическое и прикладное освещение в комплексном монографическом исследовании. Настоящая диссертационная работа является попыткой осуществить это. Цели и задачи диссертационного исследования.
Цели данного диссертационного исследования заключаются в рассмотрении теоретических проблем правового регулирования пособий по временной нетрудоспособности, изучении истории и определении перспектив развития законодательства о пособиях, разработке предложений по совершенствованию законодательства, а также правотворческой и правоприменительной деятельности.
Эти цели конкретизируются следующими задачами:
Выявить специфические особенности и уточнить понятие пособий по временной нетрудоспособности, определить их роль в системе социальных пособий и иных выплат социального характера.
Определить место правовых норм, регулирующих обеспечение пособиями по временной нетрудоспособности, в системе права социального обеспечения; раскрыть структуру указанной совокупности норм и регулируемых ими общественных отношений;
Установить функции пособий по временной нетрудоспособности с определением приоритетных, сформулировать принципы соответствующего правового института, раскрыть их содержание и значение для совершенствования законодательства.
Провести исторический анализ развития законодательства о пособиях по временной нетрудоспособности, дать характеристику нормативных правовых актов, как регулировавших обеспечение пособиями в прошлом, так
и действующих, наметить пути совершенствования законодательства о пособиях.
5. Исследовать проблемы правового регулирования пособий по временной нетрудоспособности в современный период.
Методологической основой диссертации являются общенаучные методы исследования, а также частно-научные методы: исторический, сравнительно-правовой, системного анализа и технико-юридический метод.
Научной базой диссертации являются труды по общей теории права, конституционному, административному, гражданскому, трудовому праву, праву социального обеспечения, философские, экономические и медицинские исследования.
Нормативную основу исследования составили документы Организации Объединенных Наций, Конвенции и Рекомендации Международной Организации Труда, федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты Президента и Правительства Российской Федерации, Федеральных министерств и ведомств, ведомственные нормативные акты ВЦСПС и Фонда социального страхования РФ. Исследовались также декреты и постановления СНК СССР и РСФСР, постановления Совета Министров СССР и РСФСР, ведомственные нормативные правовые акты Госкомтруда СССР за период с 1917 года.
Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые в российской юридической литературе проведено комплексное исследование правового регулирования пособий по временной нетрудоспособности.
В настоящей работе, в частности:
1) уточнены понятие и специфические особенности пособий по временной нетрудоспособности, определены их роль и значение в системе социальных пособий;
проанализировано содержание и определена структура общественных отношений, возникающих при обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности;
обосновано наличие в системе отрасли права социального обеспечения самостоятельного правового института пособий по временной нетрудоспособности, раскрыта его структура;
установлены функции пособий по временной нетрудоспособности, выявлены внутренняя соподчиненность и их соотношение с системой функций социального обеспечения;
предложена система принципов правового института пособий по временной нетрудоспособности, раскрыты их содержание и значение для совершенствования законодательства;
проведен исторический анализ нормативных правовых актов о пособиях по временной нетрудоспособности, дана их характеристика;
на основе критического анализа действующего законодательства сделаны предложения по его совершенствованию. В частности, обоснована необходимость принятия Федерального закона «О пособиях по временной нетрудоспособности», предложена его структура; обоснована необходимость разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в сфере правового регулирования пособий по временной нетрудоспособности;
проанализированы вопросы права на пособие, исчисления пособий, их назначения и выплаты;
намечены тенденции и сделаны конкретные предложения по совершенствованию правового регулирования пособий по временной нетрудоспособности. В частности, обоснована необходимость и предложены правовые решения для создания юридического механизма реализации конституционного права на обеспечение пособиями по временной нетрудоспособности для всех трудящихся граждан, независимо от формы реализации трудоспо-
собности (в том числе в течение определенного времени после прекращения трудовой деятельности), изменения порядка его исчисления, определения минимального и максимального размеров пособий, усиления гарантий прав застрахованных при назначении и выплате пособий.
Практическая значимость проведенного исследования определяется тем, что содержащиеся в нем выводы и предложения по совершенствованию правового регулирования пособий по временной нетрудоспособности могут быть использованы в законотворческой деятельности при реализации Программы социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02 1997 г. 1 правоприменении, в учебном процессе, а также при подготовке учебной литературы по праву социального обеспечения.
Апробация результатов исследования.
Диссертация выполнена на кафедре социального права Уральской академии государственной службы и обсуждалась на заседаниях кафедры. Материалы исследования применялись автором в учебном процессе.
Основные положения работы опубликованы в 3 научных статьях и в учебном пособии.
Объем и структура работы. Диссертационная работа выполнена в объеме, соответствующем установленным ВАК требованиям.
Структура диссертации обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1 Собр. законодат. РФ 1997.№ 10. Ст. 1173.
Понятие пособий по временной нетрудоспособности
В юридической литературе неоднократно предпринимались попытки дать единое понятие пособия путем конструирования ряда общих признаков, позволяющих, по мнению авторов, произвести их отграничение от смежных видов социального обеспечения. Так, В.С.Андреев определял пособия как все иные денежные выплаты, кроме пенсий, имеющие алиментарный характер и представляющие собой помощь гражданам в установленных законом случаях.1 Р.И.Иванова акцентирует внимание на таком признаке, отличающем пособие от пенсии, как ограничение длительности, периодичность выплаты2. В.С.Сазонов дополнительно формулирует такие признаки, как общая целевая направленность пособий на оказание денежной помощи нуждающимся гражданам, независимость обеспечения пособиями от других источников доходов; назначение пособий, как правило, в твердых размерах3. Считают возможным выработать единое понятие пособия и такие авторы как Э.Г.Тучкова1, К.С.Батыгин, В.П.Галаганов2.
Данные признаки, однако, вряд ли могут быть применимы к пособиям по временной нетрудоспособности.
Равным образом представляются неприменимыми к пособиям по временной нетрудоспособности и признаки независимости обеспечения пособиями от других источников доходов, назначение пособия в твердых размерах. В отличие от других видов пособий, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в качестве возмещения утраченного заработка, что исключает возможность его получения наряду с оплатой труда или заменяющими ее выплатами. Вместе с тем пособие по временной нетрудоспособности может выдаваться независимо от получения пенсий и некоторых иных пособий.
Размер пособия по временной нетрудоспособности установлен в зависимости от фактического заработка. В твердой сумме ( 90% минимального размера оплаты труда) определяется лишь минимум пособия1.
Что же касается выдвигаемого в качестве характерного для пособий по временной нетрудоспособности признака ограничения длительности выплаты, то он, как представляется, также нуждается в уточнении.
Функции пособий по временной нетрудоспособности
При исследовании понятия пособий по временной нетрудоспособности важное значение имеет рассмотрение вопроса о их функциях. Согласно методологии системного подхода функция есть проявление свойств, качеств системы во взаимодействии с другими объектами1. Данное взаимодействие осуществляется на нескольких уровнях, поэтому для функционирования тех или иных явлений характерна полиструктурность, наличие разноуровневых функций2.
Исследование развития законодательства о пособиях по временной нетрудоспособности в историческом аспекте позволяет выявить основные факторы социального, политического и экономического характера, влияющие на сущность и содержание правового регулирования пособий. Опыт законодательства предшествующих лет подтверждает либо опровергает сделанные выше теоретические выводы и обобщения, являющиеся основой для определения тенденций дальнейшего развития системы правовых актов, регулирующих условия и порядок назначения пособий.
Однако, эти законы имели существенные недостатки: рабочие не получали достаточного материального обеспечения в случае потери трудоспо собности, кроме того, их полностью отстраняли от управления страховым делом.1
История советского законодательства о пособиях по временной нетрудоспособности берет свое начало с так называемой ленинской страховой программы, изложенной в резолюции «Об отношении к думскому законопроекту о страховании рабочих»2. В ней утверждалось, что наилучшей формой страхования рабочих является государственное страхование, причем все застрахованные должны вознаграждаться по принципу возмещения полного заработка, а все расходы по страхованию должны падать на предпринимателей и государство.
Радикальность и четко выраженная социальная направленность этой программы очевидны. Данная программа была основой и политической платформы большевиков в период, непосредственно предшествующий их приходу к власти. Об этом свидетельствует тот факт, что уже 13 ноября 1917 года было обнародовано Правительственное сообщение о социальном страховании3. В нем говорилось, что Рабоче-крестьянское правительство немедленно приступит к изданию декретов о полном социальном страховании на основе рабоче-крестьянских лозунгов: 1. Распространение страхования на всех без исключения наемных рабочих, а также на городскую и сельскую бедноту. 2. Распространение страхования на все виды потери трудоспособности, именно на случай болезни, увечья, инвалидности, старости, материнства, вдовства и сиротства, а также и безработицы. 3. Возложение всех расходов по страхованию на предпринимателей. 4. Возмещение, по меньшей мере, полного заработка в случае утраты трудоспособности и безработицы. 5. Полное самоуправление застрахованных во всех страховых организациях.
Как видим, эти лозунги в основном соответствовали идеологии ленинской страховой программы. Вместе с тем нетрудно заметить, что в них бремя расходов по социальному страхованию целиком возлагалось на предпринимателей. Государство ввиду отсутствия экономических возможностей в данный период оказалось неспособным осуществлять данную функцию.
Значение этой программы для дальнейшего развития законодательства о социальном страховании и, в частности, законодательство о пособиях по временной нетрудоспособности, весьма велико.
Право на пособие по временной нетрудоспособности
В юридической литературе право на пособие по временной нетрудоспособности рассматривалось исключительно как субъективное право работника, составляющее основное содержание конкретного правоотношения по поводу обеспечения пособиями. При этом предметом рассмотрения являлись условия возникновения права на пособие, а также его содержание, заключающееся в конкретных правомочиях застрахованного лица на получение пособия в определенных размерах \
Такой подход к исследованию права на пособие по временной нетрудоспособности вряд ли можно признать достаточным. Изучение данного вопроса на уровне конкретных правоотношений дает возможность выявить лишь частные недостатки или пробелы в существующей системе правового регулирования пособий по временной нетрудоспособности. Однако, данная система нуждается в коренном пересмотре в связи с произошедшими существенными изменениями как в общественной организации труда, так и в правовой системе в целом. В связи с этим представляется необходимым исследование права на пособие по временной нетрудоспособности производить с учетом указанных обстоятельств.
В теории права различаются как отраслевые, так и общие (общерегулятивные) правоотношения. В отличие от отраслевых правоотношений, выражающихся в определенных законодательством данной отрасли права правомочиях субъектов, общерегулятивные правоотношения характеризуются тем, что охватывают весь круг участников данных отношений и содержат общие для них правомочия.1 Соответственно право на пособие по временной нетрудоспособности может рассматриваться и как общее, и как конкретное правомочие.
В наиболее общем виде права граждан закрепляются на конституционном уровне. При этом следует учитывать, что соответствующие конституционные нормы обладают прямым действием, а нормы законодательных и подзаконных актов не могут противоречить им и ограничивать или сужать установленные Конституцией права и свободы граждан.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случае болезни и в иных случаях, установленных законом. Анализ данной конституционной нормы позволяет сделать вывод о том, что право на социальное обеспечение в виде пособия по временной нетрудоспособности в случаях заболевания или иных установленных законодательством случаях временной утраты трудоспособности принадлежит всем гражданам Российской Федерации. Всеобщий характер права на пособие по временной нетрудоспособности означает недопустимость его ограничения как в отношении отдельных граждан, так и каких-либо их категорий.
Вместе с тем очевидно, что само понятие временной нетрудоспособности предполагает наличие у гражданина определенных признаков или условий, при которых возможна реализация права на пособие. В частности, таким общим условием, на наш взгляд, является факт реализации способности к труду, поскольку именно ее временная утрата, влекущая невозможность исполнения трудовых функций и получения заработка или дохода, служит основанием для возникновения права на пособие.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время реализация способности к труду возможна в различных формах. В соответствии со статьей 37 Конституции государство гарантирует свободу труда. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Таким образом, гарантируемая Конституцией свобода распоряжения трудоспособностью предполагает многообразие правовых форм ее реализации. Граждане участвуют в общественной организации труда как в качестве наемных работников, вступая в трудовые отношения с предприятиями, организациями, учреждениями различных организационно-правовых форм и форм собственности, а также с отдельными гражданами, так и в качестве членов хозяйственных товариществ, обществ и производственных кооперативов, основанных на личном трудовом участии. Способность гражданина к труду может быть реализована и в форме индивидуальной предпринимательской деятельности, труда в крестьянском ( фермерском ) хозяйстве, а также в иных формах индивидуальной трудовой деятельности ( частные врачи, детективы, нотариусы, юристы и т.п. ) Наконец, гражданин вправе вступать в договорные отношения гражданско-правового характера, предметом которых являются в той или иной степени результаты его личного труда. Характерно, что наряду с традиционными видами таких договоров (подряд, поручение, комиссия ) новое гражданское законодательство предусматривает целый ряд новых, либо конкретизирующих названные, договоров, стороной которых может выступать гражданин, реализующий способность к труду ( договоры аренды транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации, возмездного оказания услуг, на выполнение научно-исследовательских работ, опыт но-конструкторских и технологических работ, бытового подряда, агентирования и др.). Это свидетельствует о том, что данная форма реализации гражданами способности к труду приобретает довольно распространенный характер.
Таким образом, Конституция и действующее трудовое и гражданское законодательство предполагают многообразие правовых форм реализации гражданами способностей к труду. При этом, как справедливо указывает С.П.Маврин, прямое действие статьи 37 Конституции РФ означает, что закрепленный федеральным законодательством правовой статус работника стал сегодня обязательным в части минимума трудовых прав всех фактически трудящихся физических лиц независимо от вида их труда и организационно-правовой формы их допуска к трудовой деятельности.1 Аналогично этому на конституционном уровне закреплено также право каждого гражданина, реализующего свою трудоспособность, на получение социального обеспечения в случае болезни и иных, установленных законодательством, случаях. Исходя из этого, представляется, что право на пособие по временной нетрудоспособности как общее правомочие должно принадлежать всем гражданам, участвующим личным трудом в общественной организации труда, независимо от формы реализации ими своей трудоспособности.