для достижения какой цели используются все виды и формы контроля в овд

от 15 апреля 2002 г. N 355

Инструкция по обеспечению особого контроля в системе органов внутренних дел Российской Федерации

2. Особый контроль устанавливается как в целом за деятельностью органов внутренних дел, так и за отдельными направлениями их служебной деятельности, влияющими на состояние оперативной обстановки и действенность выполняемых ими задач.

3. Целью особого контроля является повышение эффективности деятельности органов внутренних дел по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка, обеспечению общественной безопасности.

4. Задачи особого контроля:

4.1. Выработка на основе комплексного анализа деятельности подконтрольных органов оптимальных управленческих решений, направленных на улучшение оперативной обстановки на обслуживаемых территориях и объектах, устранение причин, условий и иных обстоятельств, послуживших основанием для постановки их на особый контроль.

4.2. Обеспечение контроля за реализацией управленческих решений, направленных на совершенствование деятельности органов внутренних дел в целом и по отдельным направлениям.

4.3. Оказание практической, методической и иной помощи подконтрольным органам в улучшении результатов их деятельности.

5. Особый контроль устанавливают:

II. Порядок установления особого контроля

6. Особый контроль устанавливается продолжительностью на один год по итогам служебной деятельности органов внутренних дел за полугодие, год либо по результатам инспекторской проверки.

7. Основанием для установления особого контроля является:

7.1. Ухудшение оперативной обстановки и снижение уровня защищенности прав и свобод человека и гражданина на обслуживаемых органами внутренних дел территориях и объектах.

7.2. Неудовлетворительная оценка фактического состояния деятельности органов внутренних дел по итогам инспекторской проверки.

7.3. Значительные недостатки и упущения в организации работы подразделений органов внутренних дел по отдельным направлениям служебной деятельности, влияющие на состояние оперативной обстановки и действенность выполняемых ими задач, требующие принятия неотложных комплексных мер по их устранению.

8. На основе анализа фактического состояния деятельности органов внутренних дел:

8.1. ГОИУ МВД России в соответствии с предложениями, представленными управлениями координации служб МВД России, подразделениями центрального аппарата МВД России, главными управлениями МВД России по федеральным округам и другими подразделениями, непосредственно подчиненными МВД России, согласованными с заместителями Министра внутренних дел Российской Федерации, а также результатами инспекторских проверок, готовит проекты решений Министра внутренних дел Российской Федерации об установлении особого контроля в целом за служебной деятельностью МВД ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) ГУВДРО СОБ МВД России.

8.2. Управления координации служб МВД России, подразделения центрального аппарата МВД России и подразделения, непосредственно подчиненные МВД России, управления координации и анализа главных управлений МВД России по федеральным округам готовят проекты решений заместителей Министра внутренних дел Российской Федерации об установлении особого контроля за отдельными направлениями служебной деятельности МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.

8.3. Штабные подразделения ГУВДТиС СОБ, ГУВДРО СОБ МВД России готовят проекты решений начальников ГУВДТиС СОБ, ГУВДРО СОБ МВД России об установлении особого контроля за отдельными направлениями служебной деятельности подчиненных подразделений.

8.4. Штабы МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД ГУВДРО СОБ МВД России по согласованию с иными подразделениями аппаратов названных органов внутренних дел готовят проекты решений соответственно министров внутренних дел, начальников ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД ГУВДРО СОБ МВД России об установлении особого контроля в целом за деятельностью горрайлинорганов внутренних дел.

8.5. Подразделения МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД ГУВДРО СОБ МВД России готовят проекты решений соответственно заместителей министров внутренних дел, начальников ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД ГУВДРО СОБ МВД России об установлении особого контроля за отдельными направлениями служебной деятельности горрайлинорганов внутренних дел.

9. Решение об установлении особого контроля принимается в форме приказа (распоряжения) соответствующего руководителя, где указывается основание для установления особого контроля, определяются задачи, которые необходимо осуществить в целях устранения причин, условий и иных обстоятельств, явившихся основанием установления особого контроля за органами внутренних дел.

III. Порядок осуществления особого контроля

10. Основные мероприятия по осуществлению особого контроля включают:

10.1. Сбор, обобщение и анализ информации об оперативной обстановке на территориях и объектах, обслуживаемых подконтрольными органами, прогнозирование путей ее развития, оценка адекватности принимаемых мер по ее улучшению, разработка соответствующих управленческих решений, нормативных правовых актов, осуществление контроля за их исполнением и реализацией.

10.2. Контроль и проверку фактического устранения органами внутренних дел причин, условий и иных обстоятельств, явившихся основанием для постановки их на особый контроль.

10.3. Оптимальное использование подразделениями всех находящихся в их распоряжении сил и средств для оказания практической и методической помощи подконтрольным органам внутренних дел.

10.4. Заслушивание на заседаниях коллегий, оперативных совещаниях отчетов руководителей подконтрольных органов о выполнении ими мероприятий, направленных на устранение причин, условий и иных обстоятельств, явившихся основанием постановки их на особый контроль.

10.5. Подготовку информационно-аналитических и справочных материалов, докладных записок, а также иных документов с оценкой хода осуществления особого контроля и предложениями по повышению эффективности реализуемых в его рамках мероприятий.

10.6. Обучение руководителей подконтрольных органов передовым формам и методам совершенствования служебной деятельности.

11. Руководители подразделений центрального аппарата МВД России, непосредственно подчиненных МВД России подразделений, а также МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) ГУВДРО СОБ МВД России:

11.1. Доводят в форме приказа (распоряжения) до сведения подчиненных сотрудников решение об установлении особого контроля, в котором: конкретизируют с учетом специфики и направлений деятельности задачи особого контроля, планируемые мероприятия и ответственных исполнителей по их осуществлению; закрепляют за подконтрольными органами должностных лиц и вносят соответствующие коррективы в их функциональные обязанности; отражают порядок взаимодействия подчиненных подразделений; указывают сроки подготовки и представления документов с оценкой хода осуществления особого контроля и предложениями по повышению эффективности реализуемых в его рамках мероприятий.

11.2. Осуществляют постоянный контроль за состоянием оперативной обстановки на территориях и объектах, обслуживаемых подконтрольными органами, комплексный анализ результатов их служебной деятельности, при необходимости принимают дополнительные меры управленческого воздействия по отношению к ним.

11.3. Организуют в рамках осуществления особого контроля регулярный взаимный обмен оперативной и иной информацией с органами, подразделениями и учреждениями системы МВД России по вопросам повышения эффективности деятельности подконтрольных органов.

11.4. Обобщают и анализируют публикации и выступления в средствах массовой информации по вопросам деятельности подконтрольных органов.

11.5. Принимают меры по совершенствованию организации и осуществления работы в подконтрольных органах по учету и рассмотрению писем, жалоб и заявлений граждан.

11.6. Рассматривают не реже одного раза в квартал на оперативных совещаниях (коллегиях) состояние работы по осуществлению особого контроля и результатах служебной деятельности подконтрольных органов, заслушивают отчеты закрепленных за ними должностных лиц, принимают решения о совершенствовании форм и методов особого контроля, оказании органам внутренних дел конкретной практической и методической помощи.

11.7. Обеспечивают по направлениям деятельности в приоритетном порядке выделение подконтрольным органам необходимых материально-технических и иных средств.

12. Руководители подразделений центрального аппарата МВД России, подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, представляют до 20 числа месяца, следующего за кварталом, в ГОИУ МВД России докладные записки о ходе осуществления особого контроля в целом и по направлениям деятельности, достигнутых при этом результатах работы подконтрольных органов, а также предложения о целесообразности оказания им комплексной или целевой помощи.

13. Руководитель органа внутренних дел, взятого на особый контроль:

13.1. Организует в двухнедельный срок после принятого решения о постановке его на особый контроль разработку и утверждение у руководителя, принявшего это решение, комплексного плана организационно-практических и оперативно-профилактических мероприятий, направленных на устранение причин, условий и иных обстоятельств, явившихся основанием постановки на особый контроль.

13.2. Заслушивает еженедельно на оперативных совещаниях отчеты руководителей подчиненных подразделений о выполнении плановых и иных мероприятий, реализуемых в рамках особого контроля.

14. В Инспекции ГОИУ МВД России, подразделениях центрального аппарата МВД России, подразделениях, непосредственно подчиненных МВД России, штабах МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД ГУВДРО СОБ МВД России (при осуществлении особого контроля за деятельностью горрайлинорганов внутренних дел), в целях накопления, обобщения и систематизации информационно-аналитических, справочных материалов и иных документов, образующихся в ходе обеспечения особого контроля, формируются и ведутся установленным порядком номенклатурные дела.

15. ГОИУ МВД России при осуществлении особого контроля:

15.1. Обобщает и анализирует поступающие из подразделений центрального аппарата МВД России, подразделений, непосредственно подчиненных МВД России докладные записки и иные сведения о фактическом положении дел в подконтрольных органах, оценивает эффективность принимаемых ими по осуществлению особого контроля мер, вносит предложения руководству МВД России об оказании подконтрольным органам комплексной или целевой помощи.

15.2. Принимает участие в выработке и согласовании предложений, связанных с решением вопросов о переводе по службе, поощрении, отстранении от должности, понижении в должности, наложении дисциплинарных взысканий в отношении руководителей органов внутренних дел, находящихся на особом контроле МВД России в целом.

15.3. Организует при необходимости не позднее чем за месяц до окончания срока особого контроля для оценки изменений, наступивших в результате принятых мер, выезд сотрудников подразделений центрального аппарата МВД России, подразделений, непосредственно подчиненных МВД России в органы внутренних дел, находящиеся на особом контроле МВД России в целом.

15.4. Готовит по окончании срока особого контроля докладную записку Министру внутренних дел Российской Федерации о результатах работы МВД России по осуществлению особого контроля в целом за служебной деятельностью МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) ГУВДРО СОБ МВД России.

Аналогичную работу выполняют штабы соответствующих МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД ГУВДРО СОБ МВД России при осуществлении особого контроля за деятельностью горрайлинорганов органов внутренних дел.

16. По окончании срока особого контроля руководители подконтрольных органов отчитываются перед руководителями, принявшими решение по установлению особого контроля, об устранении причин, условий и иных обстоятельств, вызвавших необходимость особого контроля. При отсутствии положительных изменений в деятельности органов внутренних дел, взятых на особый контроль в целом, ГОИУ МВД России, штабы МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД ГУВДРО СОБ МВД России вносят предложения руководителям, приявшим соответствующее решение, об укреплении руководства подконтрольных органов, а также о привлечении к дисциплинарной ответственности руководителей соответственно подразделений центрального аппарата МВД России, подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД ГУВДРО СОБ МВД России за отсутствие должного контроля и неоказание необходимой помощи подконтрольным органам по направлениям деятельности.

Аналогичная работа осуществляется подразделениями центрального аппарата МВД России, подразделениями, непосредственно подчиненными МВД России, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД ГУВДРО СОБ МВД России по окончании срока особого контроля за отдельными направлениями служебной деятельности органов внутренних дел.

IV. Порядок снятия особого контроля

17. Основанием для снятия особого контроля является устранение причин и обстоятельств, вызвавших необходимость принятия решения об установлении особого контроля за органами внутренних дел.

18. Решение о снятии особого контроля принимается должностным лицом, его установившим, на основании предложений, подготовленных соответствующим штабом или отраслевым подразделением в форме докладной записки. Решение о снятии с особого контроля оформляется приказом (распоряжением) и может приниматься в отношении всех подконтрольных органов либо части из них.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Общественный контроль деятельности ОВД РФ

Наряду с государственным контролем и прокурорским надзором в отношении полиции осуществляется общественный контроль.

Данное положение закреплено в части 1 статьи 50 Федерального закона от 7 февраля2011 г. № 3-ФЗ «О полиции». В частности, в ней сказано, что граждане Российской Федерации и общественные объединения осуществляют общественный контроль за деятельностью полиции в соответствии с федеральным законом.

Общественный контроль за деятельностью полиции осуществляют непосредственно граждане, общественные объединения, а также Общественная палата Российской Федерации, общественные наблюдательные комиссии и, общественные советы, формируемые при МВД России и его территориальных органах.

Нормативно-правовое закрепление данной формы контроля в виде отдельной статьи обусловлено его значимостью для деятельности полиции. Провозглашая и формируя новый тип взаимоотношений между органом правоохраны и обществом, конкретным гражданином, законодатель делает полицию открытой для такого контроля.

Общественный контроль за деятельностью полиции со стороны граждан является производным от их права, закрепленного в статье 33 Конституции Российской Федерации, обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы.

Контроль Общественной палаты Российской Федерации за деятельностью полиции осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля2005 г. № 32-Ф3 «Об Общественной палате Российской Федерации». Среди основных форм такого контроля можно выделить следующие: проведение гражданских форумов, слушаний и иных мероприятий; выдачу заключений о нарушениях законодательства Российской Федерации; проведение экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов; приглашение руководителей МВД России на пленарные заседания Общественной палаты; направление членов Общественной палаты для участия в заседаниях коллегии МВД России; направление запросов Общественной палаты в МВД России по вопросам деятельности полиции.

Контроль общественных наблюдательных комиссий и их членов за деятельностью полиции осуществляется на основании Федерального закона от 10 июня2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» и имеет целью проверку обеспечения прав граждан в местах их принудительного содержания.

Еще одной, новой группой субъектов, наделенных правом осуществления общественного контроля за деятельностью полиции, выступают общественные советы при МВД России и его территориальных органах.

Часть 7 статьи 2 Федерального закона от 7 февраля2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» предусматривает создание при МВД России и его территориальных органах общественных советов, призванных обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции. Обозначены основные направления их деятельности.

Свою конкретизацию положения названной нормы нашли в Указах Президента Российской Федерации от 23 мая2011 г. № 668 «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах» и от 28 июля2011 г. № 1027 «Об утверждении Положения об Общественном совете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации».

Источник

Методические рекомендации по подготовке и принятию управленческих решений

«Управлять – значит принимать решения и организовывать их исполнения».

От качества управленческих решений, состояния контроля за тем, как они реализуются на практике, от того, насколько они соответствуют складывающейся оперативной обстановке и приоритетным задачам, стоящим перед органами внутренних дел, в значительной мере зависит успех борьбы с преступностью и правоохранительной деятельности в целом.

Управленческую деятельность любого руководителя, можно считать успешной только в том случае, если он умело и профессионально грамотно организует разработку, принятие и исполнение решений.

Понятие управленческого решения.

Требования к управленческому решению.

Применительно к ОВД управленческое решение можно определить как основанный на законах и подзаконных актах, анализе и оценке оперативной обстановки волевой акт соответствующего руководителя, содержащий постановку целей, обоснование путей и средств их осуществления, имеющий директивный характер, принятый в установленном порядке и обеспечивающий организационную устойчивость и совершенствование деятельности ОВД при решении возлагаемых на него задач.

Сложность и разнообразие функций и задач, стоящих перед ОВД, обусловливают необходимость принятия в ОВД множества самых различных решений. Чем больше задач приходится решать одновременно, тем выше потребность решать их во взаимной увязке. В этой связи для руководителей и должностных лиц ОВД, участвующих в разработке управленческих решений, важным является системное видение управленческих решений. Оно позволяет:

— оценивать приоритеты целей в условиях конкретной оперативной обстановки уже на начальных стадиях разработки решения, т.е. действовать целеустремленно, обеспечивать цикличность, преемственность решений, ритмичность и планомерность процесса их разработки и принятия;

— рассматривать каждое из них как звено в общей цепи постановки и реализации целей деятельности органов внутренних дел.

Условия эффективности управленческого решения

(требования, предъявляемые к управленческому решению).

Надлежащее информационное обеспечение – одно из первых и непременных условий выполнения вышеуказанного требования, позволяющее своевременно выявить проблемы и установить причины их возникновения. Также, оно дает возможность обосновать цель, пути и средства ее достижения, оперативно регулировать процесс реализации решения.

Следующее условие эффективности решения – его своевременность. Правильное и обоснованное решение, но принятое с опозданием, равносильно ошибке. В органах внутренних дел принятие решения часто происходит в условиях постоянно меняющейся оперативной обстановки и жесткого лимита времени. Важнейшими факторами в достижении этого требования выступают оперативность в принятии решения и гибкость реакции на меняющиеся события.

Решение эффективно, если оно актуально. Факт актуальности решения в какой-то мере связан со своевременностью решения. Однако, это далеко не тождественные понятия. Актуальны те решения, которые направлены на разрешение актуальных задач, которые необходимо выбрать среди большого количества имеющихся проблем путем оценки их значимости. Поэтому, когда имеется много вопросов, требующих решения, необходимо учитывать, были ли они оценены по степени актуальности и принимались ли по ним решения в порядке их важности.

Вместе с тем, результативность решения во многом зависит от адаптации его к исполнительскому уровню, от того, какие условия созданы для его исполнения. Нереальные и явно завышенные планы, непосильные задачи, поставленные перед отдельными сотрудниками или службами, подрывают веру в людей в собственные возможности, снижают их инициативу и активность.

С другой стороны, явно облегченные решения, умышленно заниженные планы, обязательства, также дают отрицательный эффект. Они расслабляют сотрудников и резко снижают эффективность труда.

Решение эффективно, если оно исчерпывает, т.е. разрешает проблему полностью или на длительный срок. На практике часто встречаются решения, принимаемые как бы в ответ создавшейся ситуации, но не разрешающие ее до конца. Как правило, это является следствием неглубокой оценки обстановки, недостаточного анализа причин, породивших данную ситуацию. Повторные решения по одному и тому же вопросу требуют больших затрат сил, энергии и времени.

Эффективное решение отличается преемственностью, т.е. оно не противоречит принятым решениям, является как бы логическим продолжением общих стратегических установочных решений (концепций).

Нельзя не учитывать и то обстоятельство, что решение будет эффективным при условии, если оно имеет общественную мотивацию и соответствует общим целям ОВД. Сотрудники всегда должны знать, какими мотивами руководствовался руководитель, принимая то или иное решение, и какие цели будут достигнуты в итоге его выполнения.

Наконец, к условиям эффективности управленческих решений ОВД следует отнести оперативность их оформления. Оно предполагает осуществление комплекса мер по обеспечению четкого и быстрого оформления принятого решения, что представляется здесь весьма важным.

Общая характеристика управленческих решений ОВД.

Характеристика управленческих решений связана с определением их видов, форм, структуры и содержания.

В условиях большого количества разнохарактерных управленческих решений, действующих и периодически разрабатываемых ОВД, большое практическое значение имеет их классификация.

Применительно к аппаратам МВД целесообразно выделить следующие виды управленческих решений.

По целевому назначению можно выделить стратегические и тактические решения. При этом необходимо отметить, что цели управления всегда относятся к двум категориям – это развития (или, по другому говоря, совершенствования) и стабилизации (или обеспечения организационной устойчивости).

К стратегическим управленческим решениям относятся: пятилетние, годовые планы работы, установочные приказы о задачах органов внутренних дел на очередной год, комплексные программы совершенствования деятельности органов внутренних дел на очередной год, комплексные программы совершенствования деятельности органов внутренних дел по отдельным проблемам борьбы с преступностью и охраны общественного порядка и т.п.

Тактические решения призваны стабилизировать деятельность органов и подразделений путем своевременного внесения корректив в работу и устранения отклонений от целей стратегических решений. К таким решениям относятся приказы, указания, решения коллегии или оперативного совещания, а также планы, принимаемые в процессе повседневного управления.

По признаку юридических свойств выделяются индивидуальные и нормативные решения.

Индивидуальные решения имеют, можно сказать, разовое назначение, т.е. после реализации они прекращают свое действие. Исполнение предписаний решения нормативного характера в одной ситуации не прекращает его действия в других подобных ситуациях.

Нормативные решения закрепляют основы организации и деятельности ОВД и тем самым обеспечивают их развитие и организационную устойчивость. К ним относятся: положения об органах и подразделениях, инструкции об организации деятельности аппаратов МВД и их подразделений. Такие решения рассчитаны на многократное, долговременное их использование и по своей сущности являются нормативными актами в узком юридическом значении этого слова.

По охвату проблем и задействованных в их решении сил и средств выделяются общие и частные решения.

Общие носят общесистемный, многоцелевой, комплексный характер, охватывают все направления деятельности и все службы и подразделения. При их разработке используется весь имеющийся информационный потенциал ОВД.

Частные решения связаны с выполнением отдельных задач по одной или нескольким проблемам. Разрабатываются они одной или несколькими службами и подразделениями. К ним относятся решения по вопросам:

— организации и проведения комплексных операций различного масштаба и направленности;

— организации охраны общественного порядка и борьбы с преступностью в связи с особыми событиями общественно-политического характера;

— анализа различных сторон деятельности органов внутренних дел и принятия мер по устранению недостатков в работе;

— изучения, обобщения и распространения передового опыта работы;

— организации воспитательной и учебно-методической работы с личным составом и укрепления исполнительной дисциплины и законности в деятельности органов внутренних дел.

По свое форме такие решения – это, как правило, приказы, указания, планы.

По принадлежности используемых в решении задач борьбы с преступностью и охраны общественного порядка сил и средств решения делятся на собственные (ведомственные) и совместные (межведомственные).

В первом случае поставленные в этих решениях задачи реализуются собственными силами служб, подразделений органов внутренних дел с использованием имеющихся в их распоряжении средств, форм и методов.

Совместные же решения применяются для выполнения стоящих перед ОВД задач, которые в той или иной мере решаются с использованием сил и возможностей других ведомств, органов, организаций.

Наиболее типичными формами этого вида решений являются комплексные планы профилактики, планы совместных мероприятий по профилактике правонарушений несовершеннолетних, совместные решения коллегии МВД и других государственных органов и общественных организаций.

Основные решения являются исходным, начальным пунктом в процессе решения той или иной задачи, в ряде случаев открывают временные циклы деятельности ОВД (год, полугодие, квартал).

Итоговые решения связаны с моментом завершения определенного периода работы или моментом реализации конкретного управленческого решения, например, приказ об итогах работы за полугодие, об итогах проведения конкретной операции и т.д.

Очень часто в процессе решения одной проблемы возникает необходимость в разработке и принятии нескольких управленческих решений. В этом случае наряду с основным (исходным) и итоговым по данной проблеме решением появляются дополнительные (промежуточные) решения. Так, к примеру, при наличии приказа об усилении борьбы с организованной преступностью (основное решение), решение коллегии МВД о ходе выполнения органами внутренних дел этого приказа будет являться дополнительным (промежуточным) решением. Итоговым решением по данной проблеме может быть приказ или решение коллегии МВД об итогах выполнения основного решения.

По времени (моменту) реализации поставленных задач выделяются перспективные и текущие (оперативные) решения.

К первому виду решений относятся годовые планы деятельности органов внутренних дел республики, комплексные программы, приказы, инструкции, уставы, наставления, регламентирующие те или иные вопросы управленческой деятельности (организацию контроля и проверки исполнения, порядок подготовки и проведения коллегии или оперативного совещания, разработку и принятие управленческих решений и т.д.).

Текущие управленческие решения возникают и реализуются в рамках текущего управления или в определенный в самом решении срок, но в пределах текущего года. Как правило, эти решения вытекают и связаны с реализацией годовых планов работы МВД. В то же время необходимость немедленного решения тех или иных задач борьбы с преступностью и охраны общественного порядка, своевременного реагирования на изменения оперативной обстановки определяет систему оперативного управления, в процессе которого принимается и реализуется большое число управленческих решений. Эти решения могут быть связаны с резким ростом числа совершаемых преступлений в отдельных городах или районах, совершением отдельных тяжких преступлений, серьезными дорожно-транспортными происшествиями, грубыми нарушениями законности со стороны сотрудников ОВД.

По форме выражения выделяются устные и письменные управленческие решения.

Наибольшую сложность представляет подготовка письменных управленческих решений, имеющих организационно-распорядительный характер, которые классифицируются на: нормативные (приказ по личному составу, положение, указание, инструкция, предписание, решение оперативного совещания) и ненормативные (должностная инструкция, функциональные обязанности, план работы).

Структура приказов по общим вопросам состоит из двух частей: констатирующая и распорядительная.

В первой части излагаются причины, послужившие основанием к изданию приказа, цели и задачи предписываемых действий. Если приказ издается «во исполнение», в констатирующей части указываются наименование директивного указания, дата и его номер. Констатирующая часть приказа может быть опущена, если распорядительная не нуждается в обосновании.

Положения могут быть типовыми и индивидуальными. Индивидуальные разрабатываются на основе типовых положений. Типовые положения, как правило, утверждаются вышестоящими органами управления.

Обычно структура положения состоит из следующих разделов: общие положения, задачи, функции органа (подразделения), права и обязанности его руководителя и т.д.

Весьма распространенной письменной формой управленческого решения является инструкция. Она представляет собой документ длительного действия, содержащий систематизированные нормы по организации деятельности органов, подразделений, должностных лиц. Структура инструкции существенно различается в зависимости от ее вида.

Решение коллегии (совещания) является особой формой нормативного или индивидуального акта, регулирующего деятельность органа и подразделения по частным или общим вопросам, принятого в особом порядке на основе коллективного обсуждения тех или иных вопросов организации и деятельности ОВД.

Организационное обеспечение и технология разработки и реализации управленческих решений.

Процесс разработки и принятия управленческих решений, как правило, требует организации коллективной работы руководителя и большого числа сотрудников ОВД.

Организовать разработку управленческих решений это значит:

— обеспечить плановость подготовки и принятия решений;

— осуществить четкое распределение обязанностей и закрепление необходимых прав служб и подразделений, а также конкретных сотрудников, участвующих в разработке решений;

— обеспечить необходимой информацией службы и подразделения, ведущие разработку проектов решений;

— обеспечить координацию и контроль всего процесса подготовки и принятия решений;

— привлечь специалистов других ведомств и учреждений, если в этом возникает необходимость.

Организация разработки управленческих решений возлагается на руководство ОВД, начальников штабных, функциональных и отраслевых подразделений.

Разработка и реализация управленческих решений ОВД представляет ряд логически и последовательно взаимосвязанных стадий:

— стадия «осознания и выявления проблем» заключает следующие этапы: поиск и распознание проблемной обстановки; анализ проблемной обстановки; определение целей; формулирование проблем и их ранжирование; анализ проблем; предварительная постановка задач по решению проблем;

— стадия «информационной подготовки решения» включает следующие этапы: сбор и передача данных; восприятие информации; анализ и оценка информации; точная формулировка задачи;

— стадия «реализации решений» включает следующие этапы: уяснение управленческого решения; определение наличия необходимых организационных предпосылок для реализации решения; детализация решения и разработка организационных мероприятий (плана); подбор исполнителей; доведение решения до исполнителей; обеспечение работы исполнителей; оперативное руководство исполнением решения; контроль исполнения решения; подведение итогов выполнения решения; информирование (отчет) о выполнении решения.

Приведенный алгоритм разработки и реализации решений ОВД осуществляется в полном объеме при решении наиболее сложных комплексных задач управления. Вместе с тем его элементы в той или иной мере могут быть использованы руководителями при решении простых задач.

Организация исполнения управленческих решений

Вопросы своевременного и качественного исполнения управленческих решений, механизма их реализации имеют исключительно важное значение. Пагубны не только ошибочные и неэффективные решения, но и их несвоевременное и некачественное выполнение или неисполнение их вообще.

Именно на стадии реализации проверяется пригодность управленческого решения в конкретной оперативной обстановке. При этом даже самые верные решения могут не дать желаемых результатов при несвоевременности либо низком качестве их выполнения.

В этой связи, эффективность любого управленческого воздействия обусловлена четкой организаторской работой по реализации принятых решений, достижению поставленных в них целей. Между тем именно это звено часто выпадает из поля зрения руководителей, а организаторская работа по исполнению принятых решений носит формальный характер.

Под исполнением управленческого решения понимается деятельность руководителей, организованная в соответствии с определенными требованиями и направленная на достижение поставленных в решении целей и задач с помощью различных методов и форм управления с учетом условий конкретной оперативной обстановки.

Организация реализации решений возлагается на начальника ОВД. В этих целях он назначает конкретных исполнителей, формулирует им задания, устанавливает сроки исполнения, организует инструктажи и обучение подчиненных, проводит совещания, создает необходимые условия исполнителям, обеспечивает необходимыми средствами, осуществляет контроль за выполнением плановых мероприятий, определяет время, порядок, формы контроля и информирования об исполнении планов.

Руководитель не должен стараться сделать все сам лично, тем более при реализации сложных, ответственных решений. Однако контроль, основных этапов и конечного результата реализации решения он должен и обязан обеспечить.

Важную роль в процессе реализации управленческих решений играют штабные аппараты ОВД, осуществляющие разработку и организационное обеспечение исполнения решений, имеющих комплексный характер. Они должны систематически анализировать ход выполнения принятых решений, эффективность расстановки сил и средств, задействованных в их реализации, уровень исполнительской дисциплины, вносят руководству ОВД предложения по корректировке деятельности в случае возникновения такой необходимости.

Для организации исполнения отдельных решений могут создаваться временные органы со специальными полномочиями: штабы, рабочие группы. Их компетенция ограничивается вопросами организации исполнения решений локального характера.

Формы реализации управленческих решений разнообразны. К ним можно отнести проведение различного рода совещаний, целевых рейдов и операций, выезды в служебные командировки для оказания помощи и т.п.

Существуют различные формы контроля исполнения управленческих решений: контрольные и целевые проверки; заслушивание руководителей служб и подчиненных им сотрудников о проделанной работе; истребование письменных отчетов; анализ информации о ходе выполнения планов работы и заданий.

Важным этапом реализации управленческого решения является подведение итогов и оценка выполнения поставленных задач. При подготовке к подведению итогов выполнения управленческих решений необходимо тщательно проанализировать всю проделанную работу по их реализации, конечные результаты этой работы и сопоставить их с основными целями и задачами, вытекающими из решений, с мероприятиями, разработанными по их реализации.

Решение считается выполненным, если цель, поставленная в нем, достигнута полностью.

Могут быть использованы различные формы подведения итогов выполнения управленческих решений: обсуждение итогов на совещаниях, издание приказов, обзоров и т.д.

Эффективная реализация управленческих решений возможна только при наличии хорошо отлаженного механизма их исполнения и контроля.

Штаб МВД по Республике Марий Эл

ПО МВД по Республике Марий Эл

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *