для эффективного взаимодействия при дистанционной форме обучения необходимо использовать
О взаимодействии и требованиях к общению в процессе ДО
Автор: В.В. Яковлева, методист МОУДПОС Центра информационных технологий
С точки зрения взаимодействия, образовательный процесс с ис-пользованием ДОТ представляет собой многоплановую и разнообразную систему, компонентами которой являются:
Учащийся общается с виртуальным преподавателем с самого начала учебных занятий и на протяжении всего курса. Первое знакомство с учащимися и налаживание обратной связи – важный момент для сетевого преподавателя. В начале курса он может написать общее обращение ко всем учащимся с просьбой ответить на некоторые вопросы. По мере поступления ответов преподаватель может предварительно оценить степень коммуникабельности учащихся и уровень владения ком-пьютерными технологиями. Другой вариант первого знакомства с учащимися – аналогичные письма не по списку рассылки, а индивидуально каждому на его электронный адрес. Вероятность получить ответное письмо от каждого учащегося увеличивается. Завязываются первые контакты преподавателя с учащимися.
Групповая работа – это, прежде всего, общение, обсуждение вопросов, совместное принятие решений и т. д. Существует понятие групповой сплоченности – взаимной симпатии в межличностных отношениях. По мере развития группы происходит распределение ролей среди ее участников, например, выделение лидера, экспертов и т. д. На эффективность работы группы в целом влияет удовлетворенность участников группы своими ролями, и это важно для группового принятия решений. Имеет место групповое обсуждение имеющейся проблемы, в результате которого группа принимает определенное решение.
Особенностями взаимодействия участников учебного процесса в дистанционной форме обучения являются совместные виды деятельности учащихся в малых группах сотрудничества, систематические обсуждения всей группой рассматриваемых проблем в интерактивном режиме. Объединение учащихся в малые группы для совместного выполнения заданий, участие каждого и всей группы в обсуждении проблемных вопросов в форумах, чатах, регулярные консультации с преподавателем – все эти виды деятельности основаны на общении каждого учащегося с другими членами группы и всего учебного коллектива. Учащийся не чувствует себя одиноким в процессе обучения, он посещает виртуальный класс в удобное для него время, ощущает оп-ределенную свободу действий, которые зависят от него самого; он является хозяином своей траектории обучения и в то же время постоянно чувствует присутствие единомышленников, друзей, на-ставников.
Если взаимодействие и общение обучающихся между собой подчиняется обычным правилам этикета, общежитейского и сетевого, то общение учителя и учащегося является выражением обратной связи в дистанционном обучении. Поэтому такая обратная связь должна осознаваться и тщательно планироваться преподавателем.
Специфика общения учителя и учащегося в дистанционном обучении определяется следующими моментами.
Во-первых, в центре процесса обучения находится не учитель, а учащийся. В дистанционном обучении центральная роль учащегося проявляется наиболее ярко, поскольку оно предполагает большую степень самостоятельности, чем традиционное очное. Помимо отказа от центральной роли преподавателя, дистанционное обучение предполагает переход к более демократическим, доброжелательным отношениям в процессе обучения. Обучающиеся весьма чувствительны к от-ношению преподавателя, его стилю поведения и преподавания. Несомненно, что контакт с преподавателем необходим не только для прояснения возникших вопросов, но и для поддержания мотивации к учебе и сотрудничества друг с другом.
Во-вторых, учитель остается невидимым для учащихся, что позволяет ему создавать любой желаемый образ. Дистанционное обучение позволяет преподавателю скрыть свою реальную личность за ролью учителя. Эта роль должна внушать доверие обучающимся, предполагая доброжелательность и ненавязчивую мудрость.
В-третьих, большинство современных способов взаимодействия с помощью компьютерных сетей предполагает наличие времени задержки между вопросом и ответом. Даже если преподаватель пользуется для общения с обучающимися одной из систем мгновенного обмена сообщениями (ICQ), у него есть время обдумать ответ, увидеть его на экране в напечатанном виде и внести необходимые коррективы.
Следует помнить, что при взаимодействии с помощью сетевых технологий остается полная запись полученных сообщений. Обучающийся всегда может обратиться к этим сообщениям и прочитать их повторно. Поэтому преподавателю по возможности следует избегать фактических ошибок. Эти ошибки с большей вероятностью, чем при очном обучении, будут замечены учащимися.
Новая роль преподавателя в процессе дистанционного обучения связана с тем, что он является не просто преподавателем, а тьютором, модератором, фасилитатором (от англ. «facilitate» – способствовать, облегчать). Сообщения, отсылаемые учителем, не должны содержать готовых ответов, а должны стимулировать самостоятельную деятельность учащихся. При этом основная функция учителя – развивать такие личные отношения с учащимися и создавать такой климат в процессе обучения, чтобы естественные тенденции самоактуализации обучающихся принесли свои плоды.
Карл Рэ́нсом Ро́джерс – американский психолог, один из создателей и лидеров гуманистической психологии, рассматривает ряд условий, необходимых для успешного осуществления роли учителя-фасилитатора:
Внутренним условием возникновения позитивного контакта между учителями и учащимися является проявление искреннего, подлинного уважения друг к другу, понимание психологического состояния другого человека, сопереживание и толерантность. Внешним проявлением контакта является общение.
Исследования, проведенные в British Open University, позволили определить требования к общению дистанционного преподавателя и обучающихся:
Психологическая поддержка ребенка
Несмотря на то что при дистанционном обучении информационные технологии дают возможность легкого расширения контакта, увеличения количественной стороны коммуникативной активности, необходимо помнить о качественной стороне общения. Здесь основную роль в качественном становлении социально-эмоционального контакта между учащимися и преподавателем играет психологическая под-держка учащегося.
Психологическая поддержка – это особый вид социально-педагогической деятельности, при котором преподаватель концентрирует внимание на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки, помогает поверить в себя и свои способности, избежать ошибок и поддерживает его при неудачах.
Существуют и ложные способы, так называемые «ловушки поддержки». Это гиперопека, создание зависимости учащегося от учителя, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками.
Для того чтобы научиться поддерживать учащегося, педагогу необходимо сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что он делает. Поддерживать учащегося – значит верить в него! Педагог должен иметь мужество и желание забыть о прошлых неудачах учащегося, помочь ему обрести уверенность в том, что он справится с поставленной задачей; т. е. «позволить начать сначала», опираясь на веру в него, в его способность достичь успеха, помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.
Важно позаботиться о том, чтобы создать учащемуся ситуацию с гарантированным успехом. Возможно, это потребует от педагога некоторого изменения требований к обучаемым, но дело того стоит. Например, учитель может специально смоделировать такую ситуацию, которая поможет развить у учащегося чувства адекватности и самоценности, помочь школьнику выбрать те задания, с которыми он, с точки зрения учителя, способен справиться и затем дать ему возможность продемонстрировать свой успех.
Позиции, принципы психологической поддержки учащегося:
Существуют слова, которые поддерживают обучающегося, и слова, которые разрушают его веру в себя. Например, слова поддержки:
Поддерживать можно как посредством отдельных слов: «красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперед», «продолжай», так и высказываний: «Я горжусь тобой», «Мне нравится, как ты работаешь», «Это действительно прогресс», «Я рад твоей помощи, спасибо», «Все идет прекрасно», «Хорошо, благодарю тебя», «Я рад, что ты в этом участвовал», «Я рад, что ты пытался это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал». Педагоги часто путают поддержку с похвалой, поощрением. Похвала может быть, а может и не быть поддержкой. Например, слишком щедрая похвала может показаться учащемуся неискренной. В другом же случае она может поддержать его, опасающегося, что он не справится с поставленной перед ним задачей.
Эффективное и неэффективное поощрение (по П. Массену, Дж. Конджеру и др.):
Эффективное поощрение | Неэффективное поощрение |
1. Осуществляется постоянно | 1. Осуществляется от случая к случаю |
2. Сопровождается объяснением, что именно достойно поощрения | 2. Делается в общих чертах |
3. Учитель проявляет заинтересованность в успехах учащегося | 3. Учитель проявляет минимальное формальное внимание к успехам учащегося |
4. Учитель поощряет достижение определенных результатов | 4. Учитель отмечает участие в работе вообще |
5. Сообщает учащемуся о значимости достигнутых результатов | 5. Дает учащемуся сведения о его достижениях, не подчеркивая их значимости |
6. Ориентирует учащегося на умение организовать работу с целью достижения хороших результатов | 6. Ориентирует учащегося на сравнение своих результатов с результатами других, на соревнование |
7. Учитель дает сравнение прошлых и настоящих достижений учащегося | 7. Достижения учащихся оцениваются в сравнении с успехами других |
8. Поощрение для данного учащегося соразмерно затраченным этим учащимся усилиям | 8. Поощрение независимо от усилий, затраченных учащимся |
9. Связывает достигнутое с затраченными усилиями, полагая что такой успех может быть достигнут и впредь | 9. Связывает достигнутый результат только с наличием способностей или благоприятных обстоятельств |
10. Учитель воздействует на мотивационную сферу личности учащегося, опираясь на внутренние стимулы: учащийся с удовольствием выполняет задание, потому что оно интересное, или хочет развить соответствующее умение, то есть получает удовлетворение от самого процесса учения | 10. Учитель опирается на внешние стимулы, а учащийся старается лучше выполнить задание, чтобы заслужить похвалу или победить в соревновании, получить награду и т. д. |
11. Обращает внимание учащегося на то, что повышение успеваемости зависит от реализации потенциальных возможностей учащегося | 11. Обращает внимание учащегося на то, что его прогресс в учебе зависит от усилий учителя |
12. Способствует проявлению заинтересованности в новой работе, когда прежнее задание выполнено | 12. Вторгается в процесс работы, отвлекает от необходимости постоянной работы |
Таким образом, в целях осуществления дистанционной педагогической деятельности педагогу следует положительно относиться к себе и строить учебный процесс в виде диалога с учашимся, ориентированный на его личностный рост. Учителю важно отказаться от силы власти старшего и знающего, от претензии на безошибочность, от авторитарной позиции. Это означает «взращивание» в себе человека, способного к преодолению собственных негативных установок и взглядов, готового к совместным усилиям с учащимися для конструи-рования обучающей среды, в которой последний не утрачивает своего личного опыта и связи с жизнью, доверия к себе и учителю.
Взаимодействие с родителями
В системе дистанционного образования меняется многое: структура и содержание учебного процесса, позиция педагогов и учащихся, микроклимат их взаимоотношений, методика и техника урока, подходы к изучению учебных предметов. С момента начала обучения имеет место так называемый «педагогический треугольник»: учитель – ученик – родители, с его трудностями и противоречиями, требующими особого взаимодействия. Как сделать отношения в этом «треугольнике» предельно доброжелательными и конструктивными?
Начнем с того, зачем вообще в дистанционном обучении выстраивать какие-то отношения с родителями? Во-первых, это необходимо для выработки единого взгляда на сущность обучения как на процесс организации жизнедеятельности учащегося с целью создания оптимальных условий для развития и самоактуализации его личности, наиболее эффективной и рациональной расстановки сил по разностороннему, гармоничному его развитию, организации его психологической поддержки.
Во-вторых, в целях наилучшего изучения учащегося с разных позиций, под разным углом зрения: эмоционально-чувственного – со стороны родителей, и интеллектуально-познавательного, нравственного – со стороны педагогов, для того чтобы рационально организовать учебно-воспитательный процесс: выработать общую методику и технику, стиль и тон необходимых воспитательных воздействий на учащегося, способы координации и корректировки этих воздействий в процессе обучения; наконец, установить эмоционально-положитель-ные взаимоотношения. Общеизвестно, что процесс обучения протекает успешно в доброжелательной, радостной атмосфере взаимопонимания и расположенности к взаимоприятным контактам – формальным и неформальным.
В этой связи можно выделить следующие функции работы с родителями (они определяют и содержание взаимодействия педагога и родителей):
Успешность педагогического взаимодействия преподавателя и семьи во многом определяется правильно избранной позицией педагога, стилем и тоном его отношений с родителями. В основу любого общения педагога с родителями (будь то индивидуальная, групповая встреча или дистанционное взаимодействие) должны быть положены следующие пять обязательных элементов:
Как и посредством чего может осуществляться взаимодействие педагога и родителей в дистанционном обучении? Очевидно, что традиционные очные встречи возможны не со всеми участниками процесса дистанционного обучения (например, с сетевыми педаго-гами). Кроме того, использование только этой формы взаимодействия заметно обедняет процесс общения, делает взаимодействие менее мобильным и др. Мониторинги, проводимые в ходе проекта «Социальное образование» выявляют, готовность родителей активно использовать Интернет в контактах с преподавателями и хотели бы с помощью Интернета:
Все эти потребности должны найти отражение в организации взаимодействия педагогов и родителей. Использование Интернет-технологий в практике работы с родителями позволит способствовать развитию компетентности родителей и выстраиванию отношений на качественно новом уровне. Это может быть как локальная работа, в зависимости от обстоятельств и возможностей педагогов, так и глубоко продуманная стратегия, направленная на развитие сотрудничества с семьями, а значит, и повышение качества образования ребенка. Второй вариант представляется гораздо более продуктивным, поскольку он позволяет сделать родителей приятными союзниками в вопросах обучения.
Говоря о конкретных технологиях использования Интернета в практике работы педагога с родителями, можно отметить следую-щие возможности:
Подводя итог, следует отметить, что эти несложные, но конструктивные принципы и способы взаимодействия учителя с родителями, ставшие нормой, постепенно меняют отношения, делают их более продуктивными, приводят к гармонии сторон в рамках «педагогического треугольника». Практика показывает, что наиболее благоприятные условия обучения школьников с использованием дистанционных образовательных технологий складываются тогда, когда непосредственными участниками образовательного процесса являются родители учащихся. Всесторонняя поддержка родителей в освоении учащимися новой образовательной среды создает предпосылки для достижения учащимися высоких образовательных результатов, максимальному развитию их социально значимых компетенций, в том числе адекватной самореализации во взаимодействии с окружающим миром.
Статья по теме «Методы и формы работы с обучающимися в режиме дистанционного обучения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Методы и формы работы с обучающимися в режиме дистанционного обучения.
В работе я хотела бы поделиться своим опытом работы, некоторыми формами и методами, которые помогли мне организовать процесс обучения дистанционно.
Условно можно выделить три варианта дистанционных уроков:
Второй вариант заключается в том, что учитель и ученики находятся в одном классе, а информационные ресурсы, которыми они пользуются в течение урока, от них удалены.
Третий вариант дистанционных уроков – это размещение учебной информации на учебном сайте, учитель составляет план урока, в котором рекомендует ученикам самостоятельно пройти тему и познакомиться с информацией. Как видим, большинству наших школ пришлось выбратьпервый и третий вариант.
Столкнувшись с тем, что опыта работы дистанционно у меня совсем нет, я должна была научиться планировать уроки, придумать формы знакомства с новым материалом, повторения, контроля знаний. Научиться строить урок так, чтобы материал и структура занятия были доступными и понятными для учеников.
Социальная сеть ВКонтакте наиболее популярна у школьников, многие ребята зарегистрированы в этой сети и дополнительная регистрация им не требуется. Регистрация бесплатна, что привлекательно для многих пользователей. Платформа позволяет работать с документами, фотографиями, что позволяет поддерживать обратную связь с учениками. Голосовые мгновенные сообщения, видео и аудиоматериалы, ссылки – все это существенно облегчит проведение вашего урока.
В социальной сети каждый классный руководитель создавал «беседы» учителя-предметника и всех учеников своего класса, а так же общий чат класса.
В «беседе» начинался урок, который каждый учитель строил по своему плану, используя определенную форму урока:
Урок-чат: урок, осуществляемый с использованием социальных сетей, в которых есть возможность мгновенных аудио и текстовых сообщений. Урок проводится синхронно, все участники имеют одновременный доступ к беседе.
Урок с использованием готовых видеолекций или презентаций: для самостоятельной работы над материалом урока ученики используют различные обучающие фильмы и презентации, подобранные учителем каждый обучающийся может выбрать для себя оптимальную траекторию изучения материала, удобный темп работы.
Урок на закрепление и повторение материала : для проверки знаний учитель использует различные сайты с тестами, самостоятельными работами, которые предусматривают мгновенную оценку и комментарий.
При подготовке к уроку, нужно четко представлять цели и задачи занятия и при помощи чего, можно достигнуть этих целей. Например, удобно построить урок через интерактивные учебные материалы, содержащие инструкции, учебный контент (видео, текст, презентации, рисунки) тесты, самопроверку и т.д. при помощи таких материалов ученик изучает тему самостоятельно.
Очень удобна была и работа с учебником, в таких ситуациях, когда у некоторых ребят было неустойчивое Интернет-соединение. Они работали по плану, задания в котором составлены на основе учебника.
К учебным материалам я добавляла инструкции по работе (так, как если бы урок проходил очно), указывала время, которое требуется для работы над заданием и по изучению материалов, необходимые стратегии, рекомендации и подсказки.
Часто использовала уже готовые учебные материалы, созданные кем-то другим, создавала сама. Самым простым вариантом была презентация в программе MicrosoftPowerPoint.
Если урок проводился в виде онлайн-конференции, ребята получали ссылку, в которой указывалось время, когда будет проведен прямой эфир.
Некоторые трудности, с которыми я столкнулась при проведении урока в такой форме:
Ученики, которые никогда не работали на обычных уроках, не начинали учиться и дистанционно. Для кого-то сработает совместная работа с одноклассниками, для кого-то учебный материал, поданный иначе, для кого-то индивидуальная консультация с учителем и т.д. Никакие строгие меры не помогут, временно это может помочь заставить кого-то работать, но для долгосрочной перспективы это неудачная стратегия. Желание учиться у этого ученика так и не появится.
На создание учебного материала у меня уходило много времени. Ведь учебный материал создается не для проверки памяти учеников или умения решать, а для того, чтобы их научить. Одно дело, когда мы в классе передаем ученикам то, что очень хорошо знаем, другое дело — сделать так, чтобы это знание появилось в их голове, когда они работают дома.
Контроль знаний. Много времени тратилось на продумывание работы, которую ребята будут выполнять на оценку. Ведь у них перед глазами различные поисковые системы и помощь одноклассников в беседе ВКонтакте. Поэтому работа на оценку должна быть такой, чтобы не было возможности где-то подсмотреть или получить помощь друга. Для этого я использовала тестовые задания на время, многие работы делала разноуровневыми, 7 и более вариантов. А иногда задания были идентичны, а тексты подобраны разные, что усложняло ребятам задачу списать или подсказать кому-то.
Так как я учитель русского языка и литературы, мне было сложно с проверкой домашней работы, я просила учеников фотографировать задания и присылать на электронную почту.
Таким образом, можно сделать вывод, что дистанционное обучение имеет свои плюсы и минусы, такая форма организации образовательного процесса с одной стороны облегчает усвоение учебного материала, предоставляет новые возможности для развития творческих способностей одаренных учеников, постоянно стимулируя их личностный рост. Также дистанционные технологии помогают учителю повысить качество образования по предмету, сформировать универсальные учебные действия в современной цифровой коммуникационной среде. Но адаптироваться к новым условиям учителям и ученикам достаточно сложно, особенно не имея технического оснащения и навыков работы с различными видами интернет ресурсов.
«Дистанционное обучение как форма сетевого взаимодействия»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр внешкольной работы с детьми, молодежью и взрослыми
Центрального района Санкт-Петербурга
« Дистанционное обучение как форма сетевого взаимодействия »
Ромахова Марина Геннадьевна, концертмейстер,
г. Санкт-Петербург
2019
Актуальность дистанционного обучения………………………………….3
История дистанционного обучения………………………………………..6
Системы дистанционного обучения……………………………………. 11
Формы сетевого взаимодействия………………………………………….13
Методы дистанционного обучения………………………………………..14
Информационно образовательная среда образовательного учреждения.19
Информационно образовательная среда педагога………………………..21
Информационно образовательная среда обучающегося…………………24
Техническое обеспечение учебного процесса…………………………….26
Требования к участникам сетевого взаимодействия……………………..35
Критерии оценки эффективности сетевого взаимодействия…………….37
1.Актуальность дистанционного обучения
В настоящее время наступила эпоха информатики. Сегодняшний этап ее развития можно охарактеризовать как телекоммуникационный. Это область общения, информации и знаний. В информационном обществе существенным образом меняется стратегия образования, важнейшей его чертой является широкое использование информационных технологий (ИТ) в дистанционном взаимодействии.
Одним из условий обеспечения высокого качества образовательных результатов в соответствии с потребностями инновационного развития страны и требованиями ФГОС является формирование образовательных сетей, разработка и внедрений сетевых программ и проектов для организации доступности образования. Решение данной задачи предполагает развитие и широкое использование дистанционных технологий и совершенствование сетевого взаимодействия.
Дистанционная форма обучения становится актуальной в различных сферах образования. Она дает возможность создавать новые системы массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от того, где вы находитесь, в каком временном и пространственном поясе.
Дистанционное обучение призвано решать специфические задачи, относящиеся к развитию творческой составляющей образования и затрудненные для достижения в обычном режиме обучения:
-усиление активной роли обучающегося в собственном образовании: в постановке образовательных целей, выборе доминантных направлений, форм и темпов обучения в различных образовательных областях;
-резкое увеличение объема доступных образовательных массивов, культурно-исторических достижений человечества, доступ к мировым культурным и научным сокровищам для детей из любого населенного пункта, имеющего телесвязь;
-получение возможности общения обучающегося с педагогами-профессионалами, со сверстниками-единомышленниками, консультирование у специалистов высокого уровня независимо от их территориальной расположенности;
-увеличение эвристической составляющей учебного процесса за счет применения интерактивных форм занятий, мультимедийных обучающих программ;
-более комфортные, по сравнению с традиционными, условия для творческого самовыражения ученика, возможность демонстрации учениками продуктов своей творческой деятельности для всех желающих, широкие экспертные возможности оценки творческих достижений детей;
-возможность соревнования с большим количеством сверстников, расположенных в различных городах и странах при помощи участия в дистанционных проектах, фестивалях, конкурсах, олимпиадах различного уровня.
Востребованность дистанционной формы обучения в дополнительном образовании обусловлена следующими факторами:
Заметно растет количество обучающихся, желающих изучать тот или иной предмет образовательной программы, не являющийся для них профильным.
Очевидна необходимость такой формы обучения для детей-инвалидов и других категорий обучающихся, не имеющих возможности обучаться в очной форме.
Весьма полезна дистанционная форма обучения для системы профильного обучения.
Дистанционная форма обучения могла бы помочь в подготовке к поступлению в средние и высшие учебные заведения.
Наконец, дистанционная форма обучения могла бы дать возможность обучающимся ликвидировать пробелы в знаниях или наоборот углубить свои знания в интересующих их областях.
В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в нашей стране особо актуален перевод учреждений дополнительного образования на дистанционное обучение. Дистанционный формат обучения с использованием дистанционных образовательных технологий не только поможет сохранить здоровье детям и педагогам, но и позволит в период самоизоляции в ограниченном пространстве продолжить развитие творческих способностей, повысить уровень знаний, умений и навыков.
2.История дистанционного обучения.
В Европе в конце XVIII века, с появлением регулярной и доступной почтовой связи, возникло «корреспондентское обучение». Учащиеся по почте получали учебные материалы, переписывались с педагогами и сдавали экзамены доверенному лицу или в виде научной работы.
В России данный метод появился в конце XIX века.
Начало XX века характеризуется бурным технологическим ростом, наличием телеграфа и телефона. Но достоверных фактов об их использовании в обучении, нет.
В то же время, продолжается эпоха «корреспондентского обучения», множество ВУЗов во всем мире вели и ведут его до сих пор.
В 1969г. в Великобритании был открыт первый в мире университет дистанционного образования – Открытый Университет Великобритании, он был назван так, чтобы показать его доступность за счет невысокой цены и отсутствия необходимости часто посещать аудиторные занятия. Другие известные университеты с программами дистанционного обучения за рубежом: University of South Africa,1946. FernUniversität in Hagen(Германия, 1974). Национальный технологический университет (США, 1984)(программы ДО по инженерным специальностям), Открытый университет Хаген (Германия), INTEC-колледж Кейптауна (ЮАР), Испанский национальный университет дистанционного обучения, Открытая школа бизнеса Британского открытого университета, Австралийская территориальная информационная сеть.
В конце 80-х доступность персональных компьютеров дала новую надежду, связанную с упрощением и автоматизацией обучения. Компьютерные обучающие программы появились на первых компьютерах в виде различных игр.
В 1988 был реализован Советско-американский проект «Школьная электронная почта». Пионерами спутниковых технологий дистанционного обучения в 1990-х стали Международная ассоциация «Знание» и ее коллективный член Современная гуманитарная академия.
В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования.
В XXI веке доступность компьютеров и Интернета делают распространение дистанционного обучения еще проще и быстрее. Интернет стал огромным прорывом, значительно большим, чем радио и телевидение. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого ученика, где бы он ни находился.
3.Цели и задачи дистанционного обучения.
Для перехода на дистанционное обучение необходима перестройка образовательной деятельности, поиск новых форм работы с обучающимися, новых моделей, позволяющих обеспечить познавательные запросы, интересы каждого ребенка, способствующих развитию индивидуальных способностей, помогающие полностью освоить дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу.
Главная цель дистанционного обучения- создание условий обучающимся для свободного доступа к информационным ресурсам и получения качественного образования с помощью дистанционного обучения.
Поэтому основные задачи, которые сегодня стоят перед педагогами ДО, применяющими дистанционные технологии, следующие:
— создание условий обучающимся для освоения новой информационно-образовательной среды;
— обеспечение доступа к полноценному образованию в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
— личностное развитие обучающихся;
— развитие творческих способностей обучающихся;
— удовлетворение социальных запросов;
— развитие устойчивой мотивации познавательной деятельности и потребности самообразования обучающихся;
— формирование и развитие навыков использования современных ИКТ;
— воспитание критического мышления и умения анализировать новые сведения;
— приобретение навыков самостоятельного усвоения.
Организация дистанционного обучения направлена на:
— получение качественного образование независимо от места проживания;
— реализует принцип равной доступности к любым образовательным информационным ресурсам (федеральным, региональным, мировым);
— позволяет наиболее способным детям в дальнейшем освоить Hi-Tech (высокие технологии), что повышает конкурентособность личности для успешного встраивания в систему общественных, профессиональных и межличностных отношений;
-увеличивает эффективность коммуникативной деятельности в режиме on-line (общение через сеть Интернет);
— формирует у человека потребность в систематическом и системном повышении интеллектуального потенциала, способствует освоению способов познавательной деятельности;
-формирует ключевые компетентности, в том числе компетентность в профессиональной сфере.
4. Сетевое взаимодействие.
Согласно определению, выработанному российской академией образования, сетевое взаимодействие – это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов.
С етевое взаимодействие имеет ряд преимуществ:
Адресность. Деятельность ориентирована на индивидуальные потребности любого педагога. Реализуется дифференцированный подход.
Доступность. Организуется без выезда в методический центр.
Технологичность. Использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.
Добровольность. Вступление во взаимодействие, исходя из собственных убеждений.
5. Системы дистанционного обучения
В настоящее время в мире накоплен опыт реализации систем дистанционного обучения (СДО). Дистанционное обучение осуществляется при помощи Интернета- информационной среды, в которой имеются широкие возможности по оказанию информационных и образовательных услуг. По способу получения учебной информации различают: синхронные учебные системы (системы on-line, в реальном времени) и асинхронные системы (системы off-line).
Синхронные системы предполагают одновременное участие в процессе учебных занятий обучаемых и преподавателя. К таким системам относятся: web-чат, ICQ, IRC 5 (Internet Relay Chat), интерактивное TV, web-телефония, телеконференции NetMeeting, Telnet.
Асинхронные системы не требуют одновременного участия обучаемых и преподавателя. Обучаемый сам выбирает время и план занятий. К таким системам в дистанционном образовании относятся курсы на основе печатных материалов, аудио/видео кассетах, дискетах, CD-ROM, электронной почте, web-страницах, FTP, web-форумах (электронная доска объявлений), Гостевых книгах, Телеконференции, Usenet (подписка на группы новостей).
Смешанные системы, которые используют элементы как синхронных, так и асинхронных систем.
По технической основе передачи данных можно выделить следующие формы дистанционного обучения:
— рассылка печатных материалов по почте (характерное для традиционного заочного обучения);
-рассылка аудио и видео кассет, дискет, CD-ROM;
— средствами аудио графики (интерактивные доски, а также учебное кино, радио, телевидение);
— через интерактивное Web TV и видео конференции;
— телеконференции Usenet, IRC;
— электронную почту и листы (списки) рассылки;
— чат, web-форум и гостевую книгу.
В последнее время интернет активно вытесняет другие формы дистанционного обучения. Это связано с тремя обстоятельствами:
1) Техническое развитие интернет-технологий, позволяющих более дешевыми и удобными средствами имитировать любую учебную модель;
2) Простота подключения к сети интернет,
3) Относительно низкая стоимость подключения.
6. Основные формы сетевого взаимодействия
К основным формам сетевого взаимодействия можно отнести:
— системы дистанционного обучения, консультирования;
— обмен опытом с коллегами;
— дистанционный контроль успеваемости;
— доступ к цифровым педагогическим ресурсам.
— совместные заседания методических объединений педагогов;
— сетевые методические семинары;
— отработка теоретических вопросов;
— индивидуальные консультации и групповые занятия;
— проблемные и творческие группы;
— открытые уроки и межшкольные внеклассные мероприятия, мастерские;
— выставки методических разработок;
Методы дистанционного обучения.
Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».
Форум. Предназначен для обмена информацией между всеми участниками учебного процесса. Форумы предоставляют обучающимся больше времени для подготовки ответов и могут использоваться для проведения дискуссий. Структура форума представляет собой дерево, которое состоит из тем. Целью форумов является получение ответов на вопросы в результате обсуждения, оперативность ответа на вопрос здесь не требуется. Кроме того, на один и тот же вопрос можно получить множество различных ответов и мнений от других людей. Сообщения могут содержать файлы-вложения, элементы графики и т.д.
Глоссарий – это электронный аналог справочника специальных терминов, словаря. Его отличие от традиционного словаря заключается в том, что глоссарий может последовательно создаваться обучающимися в течение всего периода обучения. Узнав новое понятие, обучающийся создает словарную статью, определяет и описывает это понятие, термин. Другие участники курса могут прокомментировать статью, предложить свои варианты определения.
Чат. Элемент «Чат» – это механизм синхронного (в отличие от асинхронного форума) общения, позволяющий обмениваться сообщениями в реальном времени. Содержание чата существует только в текущий момент времени и представляет собой окно, в котором идет поток сообщений от всех участников чата. Поскольку в чате, в отличие от форума, нельзя оставить сообщение «впрок», чат фактически существует, только если в нем в некоторый момент времени встретились хотя бы два человека. Если же педагог ожидает от обучающегося ответ в течение нескольких часов или дней, то лучше использовать форум.
База данных. Элемент курса «База данных» позволяет участникам создавать, обслуживать и искать различные записи в хранилище. Формат и структура этих записей могут быть почти безграничными, в том числе изображения, файлы, гиперссылки, числа, текст и другие объекты.
Телеконференции — проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.
Одним из перспективных направлений развития дистанционного обучения является взаимопроникновение идей информационных технологий и передовых педагогических идей и подходов. В современных педагогических концепциях обучение перестает рассматриваться только как процесс передачи знаний от педагога к обучающемуся. Определяющей тенденцией современного обучения в дополнительном образовании является переход к личностно ориентированной системе образования.
Принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий. Принцип является ведущим педагогическим принципом и требует педагогической оценки каждого шага проектирования, создания и организации системы дистанционного обучения.
Также эффективны в работе дистанционного обучения методы:
Метод дистанционных проектов.
Метод самообучение. Метод обучения посредством взаимодействия обучаемого с образовательными ресурсами при минимальном участии педагога. Для осуществления этого метода педагогом, создаются и подбираются различные образовательные ресурсы: печатные, аудио- и видеоматериалы, а также учебные пособия, доставляемые по телекоммуникационным сетям (интерактивные базы данных, электронные издания и компьютерные обучающие системы).
Преподаватель, готовит материалы, план работы, обсуждаемые вопросы и темы, координирует работу обучающихся, управляет ходом дискуссий, поддерживает такую благоприятную среду общения и психологический климат, при которых обучаемые могли бы работать в сотрудничестве.
Применение самых различных методов становится в большей степени зависимым от технических средств и способов организации контакта с обучаемыми. Однако, необходимо отметить, что при любой технологии взаимодействия педагогу приходится учиться более лаконично и четко излагать материал и отвечать на вопросы. Данная ситуация требует постоянного и непрерывного самосовершенствования как от педагога, так и от обучаемого.