для учета процесса снабжения используются счета
Тема 10. Модели текущего учета основных хозяйственных процессов
1. Темы рефератов и/или докладов
2. Методические указания по подготовке докладов и/или рефератов
При подготовке доклада на тему «Бухгалтерский учет процесса снабжения» необходимо раскрыть сущность процесса снабжения как одного из важнейших факторов процесса производства.
Для учета процесса производства используется счет 10 «Материалы», по субсчетам которого отражаются приобретаемые товарно-материальные ценности. В докладе необходимо рассмотреть структуру счета 10 «Материалы».
На конкретном примере рассмотреть порядок формирования фактической себестоимости приобретаемых ТМЦ, уделив особое внимание составу транспортно-заготовительных расходов.
При изложении материала подчеркнуть, что в фактическую себестоимость ТМЦ не включается НДС.
Расчеты за приобретаемые ТМЦ ведутся с поставщиками и подрядчиками на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
В заключение подчеркнуть, что приобретенные материальные ценности используются на производство продукции, работ, услуг, обслуживание производств и хозяйств.
При подготовке доклада на тему «Бухгалтерский учет процесса производства» необходимо раскрыть экономическое содержание процесса производства. Для учета затрат, связанных с производством продукции используются счета:
В работе необходимо рассмотреть структуру данных счетов и дать общую схему учета затрат на производство.
Затраты на производство продукции включают в себя:
В докладе следует обратить внимание, что счета 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» никогда не имеют конечного сальдо, они закрываются путем списания собранных сумм на счет 20 «Основное производство».
Результатом производства является выпуск продукции, производство работ и услуг.
При подготовке доклада на тему «Бухгалтерский учет процесса реализации» необходимо раскрыть важность процесса реализации и подчеркнуть, что в результате процесса реализации предприятие получает прибыль или убыток.
Для учета процесса реализации используется счет 90 «Продажи», по субсчетам которого отражаются все элементы, формирующие финансовый результат деятельности.
В работе следует раскрыть структуру счета 90 «Продажи» и привести общую схему процесса реализации.
Для учета финансового результата используется счет 99 «Прибыли и убытки».
3. Термины и понятия, которые необходимо выучить
По нижеприведенным терминам студентам необходимо, используя специальные словари, дать их определения и выучить.
Термины: товарно-материальные ценности, поставщики и подрядчики, основное производство, вспомогательное производство, общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы, продажа, прибыль (убыток).
4. Задание
Задание 5.1.
Исходные данные
1. Ведомость остатков по счетам синтетического учета завода радиодеталей на 1 октября 200_г.:
Наименование счетов
Сумма, тыс. руб.
Расчетный счет в банке
2. Хозяйственные операции за октябрь 200_г.:
Документ и содержание операции
Сумма, тыс. руб.
Частная
Общая
А. Основы учета процесса снабжения
Счет № 310 ОАО «Сигнал» и приходный ордер № 110
Акцептован счет за поступившие материалы
Счет № 115 ОАО «Автотранс»
Акцептован счет за погрузочно-разгрузочные работы и доставку материалов на склад
Выписка из расчетного счета в банке
Расчет бухгалтерии
Предъявлен к возмещению из бюджета налог на добавленную стоимость по оплаченным и оприходованным материалам
Б. Основы учета процесса производства
Требования № 95-115
Отпущены со склада в производство основные материалы для изготовления продукции
Ведомость начисления заработной платы
Начислена заработная плата рабочим за изготовление продукции
Ведомость начислении заработной платы
Начислена заработная плата рабочим вспомогательного производства
Ведомость начисления заработной платы
Начислена заработная плата:
специалистам и служащим цехов основного производства
специалистам и служащим вспомогательных производств
специалистам и служащим общехозяйственных служб
Ведомость начисления зарплаты
Произведены отчисления на социальное страхование и обеспечение с фактически начисленной оплаты труда в размере 26 %:
рабочих основного производства
рабочих вспомогательного производства
специалистов и служащих основных цехов
специалистов и служащих вспомогательных цехов
специалистов и служащих общехозяйственных служб
Ведомость начисления амортизации
Начислена амортизация основных средств:
цехов основного производства
цехов вспомогательного производства
Ведомость распределения электроэнергии и выписка из расчетного счета в банке
Оплачено с расчетного счета за электроэнергию, использованную:
в цехах основного производства
в цехах вспомогательного производства
Ведомость списания услуг вспомогательных производств
Списываются затраты вспомогательного производства по оказанию услуг цехам основного производства (списать всю сумму)
Ведомость списания общепроизводственных расходов
Списываются общепроизводственные расходы на себестоимость основной продукции (списать всю сумму)
Ведомость списания общехозяйственных расходов
Списываются общехозяйственные расходы на себестоимость продукции (списать всю сумму)
Накладные № 20-30
Принята на склад готовая продукция в оценке по фактической производственной себестоимости (остатка незавершенного производства на конец месяца нет)
В. Основы учета процесса реализации
Отгружена покупателям готовая продукция
Счет № 140 ОАО «Автотранс»
Акцептован счет транспортной организации за доставку продукции на станцию отправления и погрузку ее в вагоны:
налог на добавленную стоимость
Выписка из расчетного счета
Перечислено по счету № 140 ОАО «Автотранс»
Расчет бухгалтерии
Предъявлен бюджету к возмещению НДС, уплаченный транспортной организации
Выписка из расчетного счета в банке
Зачислена на расчетный счет выручка от реализации продукции
Расчет бухгалтерии
Списывается фактическая производственная себестоимость реализованной продукции
Расчет бухгалтерии
Списываются коммерческие расходы, относящиеся к реализованной продукции (остатка на счете нет)
Расчет бухгалтерии
Начислен налог на добавленную стоимость по реализованной продукции
Справка бухгалтерии
Выявляется и списывается финансовый результат от реализации продукции (сумму рассчитать самостоятельно)
Выписка из расчетного счета
Зачислены на расчетный счет денежные средства, поступившие от покупателей
Контрольное задание
Задание.
Исходные данные.
1. Ведомость остатков по счетам синтетического учета на 1 ноября 200_г.:
Наименование счетов
Сумма, тыс. руб.
Расчетный счет в банке
Амортизация основных средств
2. Хозяйственные операции завода за ноябрь 200_г.:
Документ и содержание операции
Сумма, тыс. руб.
Частная
Общая
Счет-платежное требование и приходный ордер склада
Принят к оплате счет за поступившие материалы
Счет-платежное требование
Акцептован счет за погрузо-разгрузочные работы и перевозку материалов на склад
Выписка из расчетного счета в банке
поставщикам за материалы
за погрузо-разгрузочные работы
Расчет бухгалтерии
Предъявлен к возмещению бюджету налог на добавленную стоимость по оприходованным материалам
Требования № 95-115
Отпущены со склада в производство материалы для изготовления продукции
Ведомость начисления заработной платы
Начислена заработная плата рабочим за изготовление продукции
Ведомость начисления заработной платы
Начислена заработная плата рабочим вспомогательного производства
Ведомость начисления заработной платы
Начислена заработная плата:
специалистам и служащим цехов основного производства
специалистам и служащим вспомогательных производств
специалистам и служащим общехозяйственных служб
Ведомость начисления зарплаты
Произведены отчисления на социальное страхование и обеспечение с суммы фактически начисленной заработной платы в размере 26 % (сумму рассчитать самостоятельно):
рабочих основного производства
рабочих вспомогательного производства
специалистов и служащих основных цехов
специалистов и служащих вспомогательных цехов
специалистов и служащих общехозяйственных служб
Ведомость начисления амортизации
Начислена амортизация основных средств:
цехов основного производства
цехов вспомогательного производства
Ведомость распределения электроэнергии и выписка из расчетного счета в банке
Оплачено с расчетного счета за электроэнергию, использованную в:
в цехах основного производства
в цехах вспомогательного производства
Ведомость списания услуг вспомогательных производств
Списываются затраты вспомогательного производства по оказанию услуг цехам основного производства (списать всю сумму)
Ведомость списания общепроизводственных расходов
Списываются общепроизводственные расходы на себестоимость основной продукции (списать всю сумму)
Ведомость списания общехозяйственных расходов
Списываются общехозяйственные расходы на себестоимость продукции (списать всю сумму)
Накладные № 20-30
Принята на склад готовая продукция в оценке по фактической производственной себестоимости (остатка незавершенного производства на конец месяца нет)
Приказы-накладные на отгрузку продукции
Отгружена покупателям готовая продукция
Счет-платежное требование
Акцептован счет транспортной организации за доставку продукции на станцию отправления и погрузку ее в вагоны:
налог на добавленную стоимость
Выписка из расчетного счета
Перечислено транспортной организации за доставку продукции
Расчет бухгалтерии
Предъявлен бюджету к возмещению НДС, уплаченный транспортной организации
Выписка из расчетного счета банке
Зачислены на расчетный счет средства, поступившие от покупателей
Расчет бухгалтерии
Расчет бухгалтерии
Списываются коммерческие расходы, относящиеся к реализованной продукции (остатка на счете нет)
Расчет бухгалтерии
Начислен налог на добавленную стоимость по реализованной продукции
Справка бухгалтерии
Выявляется и списывается финансовый результат от реализации продукции (сумму рассчитать самостоятельно)
Методические указания
При выполнении задания руководствоваться методическими указаниями, приведенными в задаче 5.1, а также учесть следующее:
Процесс снабжения в бухгалтерском учете
Сущность и основные задачи процесса снабжения
Средства предприятия, участвуя в хозяйственной деятельности, совершают кругооборот. Движение средств определено тремя относительно самостоятельными процессами: снабжение, производство, реализация.
Процесс снабжения – определяется как набор операций, выполняемых на предприятии, с целью обеспечения производства необходимыми предметами труда в процессе осуществления хозяйственной деятельности.
Поступившие в собственность предприятия предметы и средства труда являются результатом процесса снабжения.
Выделяют следующие основные задачи процесса снабжения:
Понятие «Фактическая себестоимость» приобретенных материальных ценностей
Затраты на приобретение материальных ценностей сложившиеся по факту состоят из:
Приобретая различные материальные ценности, организация выплачивает поставщику их стоимость по оптовым ценам (договорным свободным ценам).
Оптовые цены – это цены на продукцию, по которой одна организация продает другой или государству.
ТЗР – это расходы, связанные с транспортировкой, доставкой материалов и погрузочно-разгрузочными работами.
Основными документами при оформлении поступления материальных ценностей являются: счет-фактура, чеки в магазинах, накладная (приходная, расходная, внутреннего назначения) и т.д.
Отражение материальных затрат на счетах бухгалтерского учета
Вариант 1 – с использованием счета 10 ТЗР
Учет материалов ведется на счете 10 «Материалы». Учет ТЗР ведется на счете 10 ТЗР (открывается аналитический счет к счету 10).
Д10 К60 — отражена стоимость материалов, приобретенных у поставщика;
Д19 К60 – учтен НДС.
По дебету счета 10 ТЗР отражаются затраты, связанные с доставкой приобретаемых материальных ценностей. К ТЗР относятся:
По кредиту счета 10ТЗР отражается списание ТЗР на счета производства. Для определения суммы отклонения определяется % отклонения.
Вариант 2 – с использованием счетов 15, 16
Учет материалов ведется на счете 10 «Материалы» по учетной стоимости поступивших материальных ценностей. На счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» отражаются фактические расходы по приобретению МПЗ.
Д10 К15 — отражены материалы по учетной стоимости;
Д15 К60 — отражены материалы по сложившейся фактической себестоимости;
Д19 К60 — учтен НДС.
Далее сопоставляются дебетовый и кредитовый обороты по счету 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», разница между ними определяет отклонение между фактической и учетной стоимостью. Данное отклонение списывается на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». При этом делаются следующие проводки:
Д16 К15 – отражено на счетах учета превышение фактической себестоимости над учетной;
Д15 К16 – учтены суммы превышения учетной стоимости над фактической себестоимостью.
В производство материалы отпускаются по учетной стоимости.
Д20,23,26 … К10 – списаны материалы по месту использования.
В конце месяца определяется отклонение в стоимости и распределяется между израсходованными и оставшимися на складе материальными ценностями. Для этого определяют процент отклонения.
Списание отклонений определяется по формуле:
Сумма отклонений списывается:
Практическое задание по теме «Процесс снабжения в бухгалтерском учете»
Задание 1: Сальдо по счету 10/5 «Запасные части» на 01.06.2018 года 127 200 руб. по счету 10ТЗР – 11 900 руб. В течении месяца поступили запасные части от поставщиков – 20 200 руб., наценка 20 %, НДС – 18%.
Затраты по доставке:
Составить корреспонденцию счетов, определить и списать отклонения.
Дт (Дебет) | 10/5 «Запасные части» | Кт (Кредит) | |
Начальное сальдо 127 200 руб. | |||
1) 20 200 4) 850 | 8) 18 750 9) 14 500 10) 11 127 11) 870 12) 6 820 | ||
Оборот 21 050 руб. | Оборот 52 067 руб. | ||
Конечное сальдо 96 183 руб. |
Дт (Дебет) | 10 ТЗР | Кт (Кредит) | |
Начальное сальдо 11 900 руб. | |||
2) 4 040 5) 3 000 6) 2 700 7) 2 120 | 13) 3 005,63 14) 2 324,35 15) 1 783,66 16) 139,46 17) 1 093,25 | ||
Оборот 11 860 руб. | Оборот 8 346,35 руб. | ||
Конечное сальдо 15 413,65 руб. |
Задание 2: Сальдо по счету 10/3 «Топливо» на 01.07.2018 года — 36 000 руб., сальдо по счету 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» – 5 000 руб.
В течении месяца топливо списано:
Составить корреспонденцию счетов, определить и списать отклонения.
Дт (Дебет) | 10/3 «Топливо» | Кт (Кредит) | |
Начальное сальдо 11 900 руб. | |||
1) 100 000 | 4) 5 000 5) 7 500 6) 55 000 | ||
Оборот 100 000 руб. | Оборот 67 500 руб. | ||
Конечное сальдо 68 500 руб. |
Дт (Дебет) | 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» | Кт (Кредит) | |
Начальное сальдо — руб. | |||
2) 127 119 | 1) 100 000 7) 27 119 | ||
Оборот 127 119 руб. | Оборот 127 119 руб. | ||
Конечное сальдо — руб. |
Дт (Дебет) | 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» | Кт (Кредит) | |
Начальное сальдо 11 900 руб. | |||
7) 27 119 | 8) 1 263,50 9) 1 895,25 10) 13 898,50 | ||
Оборот 27 119 руб. | Оборот 17 057,25 руб. | ||
Конечное сальдо 15 061,75 руб. |
Тема 10. Модели текущего учета основных хозяйственных процессов
Цель и задачи темы
Цель – раскрыть принципы учета основных процессов деятельности организации.
Задачи:
Оглавление
10.1. Учет процесса снабжения
В производственно-коммерческой деятельности организации совершаются многочисленные и разнообразные хозяйственные операции, составляющие содержание определенных хозяйственных процессов.
Деятельность организации представляет собой непрерывное движение, кругооборот хозяйственных средств, в ходе которого они переходят из одной формы в другую. Изменяется также величина средств – возрастает или уменьшается их масса. Движение средств происходит в виде непрерывного их кругооборота, где можно выделить процессы снабжения, производства и продажи.
В процессе снабжения организации приобретают у поставщиков сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты и другие предметы труда, необходимые для изготовления продукции, выполнения работ, оказания услуг.
Поскольку материальные ценности полностью потребляются в процессе производства, организация должна постоянно пополнять свои запасы новыми предметами труда. Осуществляя процесс снабжения, организация уплачивает поставщику за приобретенные у него материальные ценности соответствующую сумму денежных средств, исходя из установленных на них цен.
Материальные ресурсы в учете и отчетности отражаются по фактической себестоимости их приобретения (заготовления).
Фактическая себестоимость материальных ресурсов складывается из двух основных элементов: покупной стоимости и транспортно-заготовительных расходов.
Транспортно-заготовительные расходы включают расходы на транспортировку, хранение и доставку материалов на склад организации; оплату процентов поставщикам за предоставленный коммерческий кредит; комиссионные вознаграждения, уплаченные снабженческим, внешнеэкономическим организациям; стоимость услуг товарных бирж; таможенные пошлины и другие аналогичные расходы, связанные с заготовлением материалов.
В себестоимость материальных ресурсов не включаются суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам, транспортным и другим организациям.
Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению организациям при формировании их учетной политики предоставлено право самостоятельно определять способ учета процесса снабжения:
В первом случае оприходование материальных ресурсов отражается по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» независимо от того, когда они поступили на склад организации – до или после получения расчетных документов поставщиков. Оборот по дебету счета 10 «Материалы» показывает фактическую себестоимость материальных ресурсов, оборот по кредиту – их выбытие по фактической себестоимости, дебетовый остаток – наличие материальных ресурсов в запасе на начало и конец отчетного периода по фактической себестоимости.
Во втором случае на основании расчетных документов поставщиков дебетуется счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», кредитуется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на фактическую себестоимость материальных ресурсов. Записи на счетах производятся независимо от того, когда они поступили на склад организации – до или после получения расчетных документов поставщиков. Затем на счетах отражается оприходование фактически поступивших на склад материалов. При этом дебетуется счет 10 «Материалы» и кредитуется счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» на стоимость фактически поступивших материалов по учетным ценам.
Сальдо по счету 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» дебетовое и показывает стоимость материалов, не поступивших на склад организации (находящихся в пути) до конца отчетного периода; дебетовый оборот отражает общий объем поступлений за отчетный период; кредитовый оборот – фактическую себестоимость материальных ресурсов, поступивших на склад организации за отчетный период. Сумма отклонений между учетной стоимостью фактически поступивших материалов на склад организации и фактической себестоимостью их приобретения, исчисленная по счету 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», списывается на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
Счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» является регулирующим счетом к основному счету 10 «Материалы». Он предназначен для обобщения информации о разнице между учетной стоимостью и фактической себестоимостью приобретения (заготовления) материальных ресурсов.
По дебету или кредиту счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» в корреспонденции со счетом 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» отражается сумма отклонения между учетной стоимостью и фактической себестоимостью материалов, поступивших на склад организации в течение месяца.
В конце месяца по кредиту счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» в корреспонденции со счетом 20 «Основное производство» отражается сумма отклонения, относящаяся к израсходованным на производство материалам и списанным по учетным ценам на себестоимость продукции (работ, услуг) в течение месяца. Сальдо счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» отражает сумму отклонения, приходящуюся на остаток материалов на складе организации на конец месяца.
Оценка отпуска материальных ресурсов в производство или в иных случаях выбытия осуществляется в соответствии с ПБУ 5/01. При этом при оценке материальных ресурсов по фактической себестоимости заготовления их списание производится одним из следующих способов:
Перечисленные способы стоимостной оценки списания материальных ресурсов отражаются в учетной политике организации и зависят главным образом от того, какие задачи решаются организацией в области финансов, инвестиций и налогообложения, при этом факторы выбора положений следующие:
При формировании учетной политики возможно одновременно применять несколько способов оценки выбытия материальных ресурсов. При этом выбранный метод должен быть единым и неизменным для определенной группы сырья, топлива и т. д. в течение года.
Способ себестоимости каждой единицы основан на индивидуальной оценке материальных ресурсов. Он может быть использован в том случае, если единицы материальных ресурсов в составе запасов на конец отчетного периода четко обозначены как приобретенные в результате тех или иных операций. Прежде всего это относится к материалам, используемым в особом порядке (драгоценным металлам, драгоценным камням и т. п.), и материалам, которые не могут обычным образом заменять друг друга. Возможность применения указанного способа предусмотрена с 1999 г. Способ себестоимости единицы, как правило, применяется в организациях:
Рассмотренный способ позволяет организации оказывать влияние на увеличение или уменьшение прибыли путем выбора для использования в производстве материала с более высокой или более низкой себестоимостью.
Способ оценки запасов по средней себестоимости является универсальным и самым применяемым в учетной практике.
При использовании данного способа оценки запасов себестоимость определяется по каждому виду (группе) запасов как частное от деления общей себестоимости вида (группы) запасов на их количество, соответственно складывающееся из себестоимости и количества остатков запаса на начало месяца и поступивших запасов в течение месяца.
Этот способ является умеренным с точки зрения влияния на прибыль и ликвидность по сравнению с предусмотренными другими.
Его целесообразно применять организациям, так как он:
В условиях инфляции использование способа ФИФО обуславливает занижение стоимости отпущенных в производство материальных ценностей, завышение их остатка в балансе и как следствие – завышение финансового результата от основной деятельности, улучшение показателей ликвидности. Поэтому способ ФИФО наиболее целесообразно применять организациям, которые осуществляют капитальные вложения за счет собственных средств.
10.2. Учет процесса производства
В процессе производства вырабатывается готовая продукция, изготовление которой требует определенных затрат.
Сложность процесса производства, его значимость в хозяйственной деятельности организации, разнообразие затрат требует использование целой группы производственных счетов: 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», 43 «Готовая продукция», 96 «Резервы предстоящих расходов», 97 «Расходы будущих периодов».
Основным из приведенных счетов является счет 20 «Основное производство». Дебетовый остаток по счету 20 «Основное производство» показывает себестоимость незавершенного производства на начало (конец) отчетного периода, оборот по дебету отражает фактические затраты отчетного периода на производство продукции (работ, услуг); оборот по кредиту – фактическую производственную себестоимость готовой продукции, выпущенной из производства и оприходованной на склад (выполненных работ, оказанных услуг).
При отсутствии остатков незавершенного производства фактическая производственная себестоимость готовой продукции определяется как разница между фактическими затратами текущего отчетного периода и возвратными отходами.
Если по счету 20 «Основное производство» имеются остатки незавершенного производства на начало и на конец отчетного периода, то фактическая себестоимость продукции определяется – остаток незавершенного производства на начало отчетного периода плюс фактические затраты текущего отчетного периода минус возвратные отходы минус остаток незавершенного производства на конец отчетного периода.
Возвратные отходы – это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов и других видов материальных ресурсов, образовавшихся в процессе производства продукции (работ, услуг), утратившие полностью или частично потребительские качества исходного ресурса и в силу этого используемые с повышенными затратами (понижением выхода продукции) или неиспользуемые по прямому назначению.
В зависимости от полноты включения затрат в себестоимость продукции (работ, услуг) выпущенную продукцию учитывают:
Все производственные расходы по способу отнесения их на себестоимость продукции (работ, услуг) делятся на: прямые и косвенные.
Прямые расходы непосредственно связаны с процессом производства (заработная плата рабочих основного и вспомогательного производства; стоимость материалов, списанных в производство; расходы по содержанию производственного оборудования и др.).
Косвенные расходы связаны с производством нескольких видов продукции (работ, услуг), управлением и обслуживанием основного производства (заработная плата административного персонала, общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы).
При учете продукции (работ, услуг) по полной производственной себестоимости в затраты по ее выпуску включаются как прямые, так и косвенные расходы.
Косвенные расходы сначала учитываются на счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы», а затем списываются в дебет счета 20 «Основное производство».
При учете продукции (работ, услуг) по сокращенной себестоимости в затраты по ее выпуску включаются только прямые расходы, а общехозяйственные расходы ежемесячно включаются в себестоимость проданной продукции, что отражается бухгалтерской проводкой по дебету субсчета 90/2 «Себестоимость продаж» в полном объеме.
Порядок формирования себестоимости готовой продукции (работ, услуг) должен быть закреплен в приказе об учетной политике организации.
Особенность учета готовой продукции зависит от применяемого способа ее оценки.
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов готовая продукция учитывается на счете 43 «Готовая продукция». В то же время допускается возможность учета выпуска готовой продукции с использованием счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».
Так как финансовый результат определяется не ранее конца отчетного месяца, то никаких налоговых или иных последствий выбор того или иного способа не несет.
Использование счета 40 для учета выпуска продукции целесообразно в тех организациях и производствах, где, во-первых, требуется оценка отклонений фактической себестоимости от плановой, а во-вторых, где учет таких отклонений может быть тщательно организован.
Выбранный организацией метод оценки готовой продукции подлежит закреплению в приказе об учетной политике.
При любом способе учета готовой продукции по дебету счета 43 отражается ее поступление на склад организации.
Если учет готовой продукции ведется по фактической производственной себестоимости, то поступление готовой продукции на склад отражается по фактически сложившимся затратам на ее изготовление по дебету счета 43 «Готовая продукция» и кредиту счета 20 «Основное производство». При этом фактическую себестоимость готовой продукции определяется только по окончании отчетного периода (месяца).
В том случае, если в приказе об учетной политике закреплен способ учета готовой продукции по нормативной (плановой) производственной себестоимости, то выпуск готовой продукции учитывается с применением или без применения счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».
Если счет 40 не используется, то на синтетическом счете 43 готовая продукция отражается по фактической производственной себестоимости (аналогично способу учета по фактической себестоимости), а в аналитическом учете – по учетным ценам с выделением отклонений фактической производственной себестоимости изделий от их стоимости по учетным ценам. Такие отклонения учитываются по однородным группам готовой продукции, которые формируются организацией исходя из уровня отклонений фактической производственной себестоимости от стоимости по учетным ценам отдельных изделий.
Поскольку в течение отчетного месяца невозможно оценить выпущенную готовую продукцию по фактической себестоимости, то применяют текущие учетные цены, в качестве которых могут применяться продажные цены, нормативная себестоимость или плановая себестоимость. Организация самостоятельно выбирает тот вид учетной цены, который ее больше устраивает и утверждает способ текущей оценки готовой продукции в приказе об учетной политике. Все операции на счете 43 отражаются в течение месяца в учетных ценах.
В конце месяца после определения фактической себестоимости выпущенной готовой продукции необходимо определить расчетным путем сумму отклонений фактической себестоимости от учетной цены по формуле:
Таким образом, если учет готовой продукции на счете 43 ведется по нормативной (плановой) себестоимости, то составляются следующие бухгалтерские записи:
Счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» предназначен для обобщения информации о выпущенной продукции, сданных заказчикам работах и оказанных услугах за отчетный период, а также выявления отклонений фактической производственной себестоимости этой продукции, работ, услуг от нормативной (плановой) себестоимости. Этот счет используется организацией при необходимости.
По дебету счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» отражается фактическая производственная себестоимость выпущенной из производства продукции, сданных работ и оказанных услуг в корреспонденции со счетами 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».
По кредиту счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» отражается нормативная (плановая) себестоимость произведенной продукции, сданных работ и оказанных услуг в корреспонденции со счетами 43 «Готовая продукция», 90 «Продажи».
В большинстве случаев счет 40 используется при массовом (серийном) производстве или большой номенклатуре выпускаемой продукции.
Нормативная себестоимость продукции (работ, услуг) рассчитывается организацией самостоятельно на основании норм расхода материалов, топлива и т. д., необходимых для выпуска продукции (выполнения работ, оказания услуг).
Плановая себестоимость продукции (работ, услуг) также устанавливается организацией самостоятельно. Так, за плановую себестоимость может быть принята себестоимость продукции (работ, услуг) по данным предыдущего отчетного периода.
Величина как нормативной, так и плановой себестоимости выпущенной продукции отражается по кредиту счета 40.
После того как продукция изготовлена и передана на склад, в бухгалтерском учете составляется запись:
Д-т сч. 43 К-т сч. 40 – оприходована готовая продукция по нормативной (плановой) себестоимости.
Фактическую себестоимость выпущенной продукции учитывают по дебету счета 40; соответственно себестоимость продукции, изготовленной основным производством, отражают записью Д-т сч. 40 К-т сч. 20, а себестоимость продукции, изготовленной вспомогательным производством или обслуживающим хозяйством, отражают проводкой Д-т сч. 40 К-т сч. 23 (29).
Как правило, нормативная (плановая) себестоимость готовой продукции не совпадает с ее фактической себестоимостью.
В результате этого на счете 40 возникает дебетовое или кредитовое сальдо. Дебетовое сальдо по счету 40 – это превышение фактической себестоимости над нормативной или плановой (перерасход), кредитовое – превышение нормативной или плановой себестоимости над фактической (экономия).
Дебетовое сальдо по счету 40 (перерасход) ежемесячно списывается проводкой:
Д-т сч. 90/2 К-т сч. 40 – списано превышение фактической себестоимости выпущенной продукции над ее нормативной (плановой) себестоимостью.
Кредитовое сальдо по счету 40 (экономия) ежемесячно списывается сторнировочной записью:
10.3. Учет процесса реализации (продажи)
Продажей продукции завершается кругооборот средств организации, в результате чего создается возможность из полученной выручки произвести оплату приобретенных имущества, сырья и материалов, рассчитаться с работниками по оплате труда, с бюджетом по налогам и сборам, по платежам во внебюджетные фонды, с банком по кредитам. Продажа продукции, работ и услуг должна обеспечить не только возмещение расходов на производство и сбыт, но и получение прибыли – одного из важнейших источников расширения производства, обновления, модернизации и реконструкции основных средств, увеличения объема выпуска продукции.
Продукция, работы и услуги признаются проданными при переходе права собственности на них от продавца к покупателю, от производителя к потребителю. С этого момента их стоимость признается доходом и включается в объем выручки.
В бухгалтерском учете выручка принимается в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества, а также величине дебиторской задолженности, возникшей в результате передачи покупателю или потребителю продукции, работ, услуг.
Для целей бухгалтерского учета выручка признается при наличии следующих условий: организация имеет право на получение этой выручки согласно конкретному договору купли-продажи или иному обоснованию; сумма выручки может быть определена; имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение средств или экономических выгод; право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию перешло от изготовителя к покупателю, работа принята заказчиком, услуга оказана определенной организации или физическому лицу; произведенные расходы по данной операции могут быть определены.
Оплата продукции, работ, услуг может производиться денежными средствами, валютой или иным имуществом (сырьем, материалами, товарами и т. п.). Поступление средств от продажи отражается в бухгалтерском учете на основании расчетно-платежных документов (платежных поручений, платежных требований, приходных кассовых ордеров, товарных накладных и др.).
По данным отгрузочных и расчетных документов определяется объем выручки от продажи, в который включается стоимость отгруженной (или оплаченной) продукции и полуфабрикатов собственного производства другим организациям, выполненных работ и оказанных услуг для заказчиков, готовых изделий и полуфабрикатов, отпущенных своим обслуживающим производствам и хозяйствам. Если продукция (изделия, полуфабрикаты) потреблена в основном производстве, то ее стоимость не входит в выручку от продажи. Величина выручки как показатель используется в управлении при проведении анализа деятельности организации, разработке бизнес-плана, при налогообложении.
Для учета выручки от продажи продукции, ее себестоимости, полученных от покупателей налогов и выявления финансового результата по основной деятельности организации используется синтетический счет 90.
По дебету указанного счета отражается фактическая себестоимость проданной продукции, по кредиту – выручка от ее продажи.
По окончании отчетного периода на счете 90 «Продажи» подсчитывают итоги по дебету и кредиту, сопоставляют между собой, в результате чего выявляется конечный финансовый результат. Если итог по кредиту больше итога по дебету – организация получила прибыль; превышение дебетового оборота над кредитовым свидетельствует об убытке. Прибыль отражается по дебету, а убыток – по кредиту счета 90 «Продажи» в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки».
Организации могут определять выручку от продажи продукции следующими методами: по моменту отгрузки продукции и по моменту ее оплаты.
Метод учета продажи по моменту отгрузки продукции характеризуется тем, что выручка от продажи определяется по моменту отгрузки или передачи продукции покупателю независимо от того, поступили к этому моменту в оплату средства или нет.
Метод учета продажи по моменту оплаты продукции используется организациями, когда договором поставки предусмотрен временной разрыв между отгрузкой и переходом к покупателю права собственности (владения, пользования, распоряжения). Право собственности на переданную продукцию сохраняется за продавцом до момента ее оплаты.
При формировании выручки, поступлении средств, списании себестоимости продукции, начислении налогов, выявлении прибыли (убытка) составляются бухгалтерские записи, использование корреспондирующих счетов в которых зависит от выбранного организацией метода определения выручки от продажи.
Выводы
Для того чтобы дать достоверную оценку хозяйственной деятельности организации в целом, определить ее возможности в будущем, порядок формирования и распределения финансовых результатов необходимо выделять в самостоятельный процесс деятельности организации.