договор о создании еаэс
Евразийский экономический союз
29 мая 2014 г. в г. Астане президентами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан подписан Договор о Евразийском экономическом союзе, вступивший в силу 1 января 2015 года. 2 января 2015 г. вступил в силу Договор о присоединении Республики Армения к Евразийскому экономическому союзу. 12 августа 2015 г. Киргизская Республика присоединилась к Договору о Евразийском экономическом союзе. В настоящее время в составе Евразийского экономического союза представлены пять стран: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика и Российская Федерация.
Вопросы транспортной сферы в Договоре о ЕАЭС урегулированы в следующих разделах и приложениях:
Раздел XV «Торговля услугами, учреждение, деятельность и осуществление инвестиций» и приложением к нему 16 «Протокол о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций»;
Раздел XIX «Естественные монополии» и приложением к нему 20 «Протокол о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий»;
Раздел XXI «Транспорт» и приложением к нему 24 «Протокол о скоординированной (согласованной) транспортной политике».
Органами управления Евразийским экономическим союзом являются Высший Евразийский экономический совет, Евразийский межправительственный совет, Евразийская экономическая комиссия и суд Евразийского экономического союза.
Евразийская экономическая комиссия имеет двухуровневую систему управления: Совет Комиссии и Коллегия Комиссии.
Совет Комиссии осуществляет общее регулирование интеграционных процессов. Коллегия Комиссии является исполнительным органом Комиссии, осуществляющим выработку предложений в сфере дальнейшей интеграции в рамках Евразийского экономического союза, и состоит из 10 членов Коллегии, которую возглавляет Председатель Коллегии Комиссии, избираемый на 4 года.
Структурным подразделением ЕЭК по взаимодействию в сфере транспорта является Департамент транспорта и инфраструктуры ЕЭК, работу которого курирует член Коллегии (Министр) по энергетике и инфраструктуре, одновременно возглавляющий Консультативный комитет по транспорту и инфраструктуре ЕЭК, в рамках которого обеспечивается экспертная проработка вопросов в сфере транспорта и подготовка предложений по их реализации.
В Консультативном комитете по транспорту и инфраструктуре ЕЭК стороны представлены на уровне заместителей министров транспорта.
В структуре Консультативного комитета по транспорту и инфраструктуре ЕЭК действуют следующие подкомитеты по:
— автомобильному транспорту и дорожному хозяйству;
— инфраструктуре и логистике.
В состав подкомитетов делегированы представители Минтранса России и подведомственных ему федеральных службы и агентств, а также в качестве независимых экспертов – представители транспортных организаций.
Решением Высшего Евразийского экономического совета № 13 от 14 мая 2018 г. создан Совет руководителей уполномоченных органов в области транспорта государств-членов Евразийского экономического союза.
Решением Высшего Евразийского экономического совета от 26 декабря 2016 г. № 19 утверждены Основные направления транспортной политики (далее – Основные направления), что позволило объединить усилия и приступить к системной работе, направленной на достижение задачи, поставленной Президентами – снятие имеющихся ограничений на перевозки всеми видами транспорта до 2025 года.
Основными задачами, стоящими перед государствами-членами ЕАЭС на ближайшее будущее, остаются реализация действующих Планов мероприятий «дорожных карт» на 2018-2020 годы и подготовка очередных Планов мероприятий «дорожных карт» на 2021-2023 годы, предусматривающих конкретные мероприятия, нацеленные на создание общего рынка транспортных услуг и снятие всех имеющихся ограничений.
22 ноября 2018 г. «на полях» Транспортной недели-2018 в Москве российской и армянской сторонами подписано Соглашение о создании и деятельности Международного бюро по расследованию авиационных происшествий и серьезных инцидентов.
1 февраля 2019 г. в ходе заседания Евразийского межправительственного совета в г. Алма-ата (Республика Казахстан) подписано Соглашения о судоходстве.
Реализуются мероприятия, направленные на развитие воздушного сообщения, обеспечение справедливой и добросовестной конкуренции, формирование общего рынка услуг воздушного транспорта Союза. Одобрен Перечень сфер, регулирование которых осуществляется законодательством государств-членов ЕАЭС, подлежащим гармонизации.
Согласованы меры, направленные на обеспечение свободы транзитных автомобильных перевозок грузов перевозчиками одного государства-члена Союза через территории других государств-членов; прорабатываются общие подходы по урегулированию спорных ситуаций, возникающих на внешней границе Союза с перевозчиками третьих стран.
Функционирует Рабочая группа по выработке общих подходов по сопряжению Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути. Сторонами одобрен перечень проектов, наиболее интересных для каждой из сторон. Проводятся переговоры с Евразийским банком сотрудничества относительно возможного финансирования проектов.
Наряду с этим проводится работа по:
— снятию барьеров и ограничению по доступу на внутренний рынок государств-членов ЕАЭС;
— совершенствованию положений Договора о ЕАЭС;
— реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности;
— внедрению технических регламентов ЕАЭС;
— по подготовке проектов соглашений между ЕАЭС и третьими странами в части, касающейся вопросов транспорта.
Ключевым направлением взаимодействия является внедрение современных цифровых технологий: интеллектуальных транспортных систем, цифровой логистики; систем электронного обмена информацией и документооборота; внедрение электронной накладной; онлайн-сервисов, основанных на принципе «единого окна».
Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества
Подписан 10 октября 2000 года в Астане Президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко, Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым, Президентом Кыргызской Республики Аскаром Акаевым, Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным, Президентом Республики Таджикистан Эмомали Рахмоновым
Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан, далее именуемые Договаривающимися Сторонами,
движимые стремлением обеспечить свое динамичное развитие путем согласования проводимых социально-экономических преобразований при эффективном использовании экономических потенциалов для повышения уровня жизни своих народов;
исполненные решимости повышать эффективность взаимодействия в целях развития процессов интеграции между ними и углублять взаимное сотрудничество в различных областях;
осознавая необходимость координации подходов при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему;
выражая готовность в полной мере выполнять обязательства, принятые ими в соответствии с Соглашением о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года, Соглашением о Таможенном союзе от 20 января 1995 года, Договором об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года и Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года;
подтверждая свою приверженность принципам Устава Организации Объединенных Наций, а также общепризнанным принципам и нормам международного права,
договорились о следующем:
Учреждение международной организации
Настоящим Договаривающиеся Стороны учреждают международную организацию «Евразийское экономическое сообщество» (далее – ЕврАзЭС или Сообщество).
ЕврАзЭС обладает полномочиями, добровольно передаваемыми ему Договаривающимися Сторонами в соответствии с положениями настоящего Договора. Договаривающиеся Стороны остаются суверенными и равноправными субъектами международного права.
ЕврАзЭС создается для эффективного продвижения процесса формирования Договаривающимися Сторонами Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, определенных в вышеназванных соглашениях о Таможенном союзе, Договоре об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях и Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, в соответствии с намеченными в указанных документах этапами.
Ранее заключенные Договаривающимися Сторонами между собой договоры, а также решения органов управления интеграцией продолжают действовать в части, не противоречащей настоящему Договору.
Обеспечивая преемственность созданных ранее Договаривающимися Сторонами органов управления интеграцией, для выполнения целей и задач настоящего Договора в рамках ЕврАзЭС действуют:
Межгосударственный Совет (Межгоссовет);
Межпарламентская Ассамблея (МПА);
Решение о прекращении деятельности органов управления интеграцией, учрежденных Договором об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года и Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года, принимается Межгоссоветом.
Председательство в Межгосударственном Совете и Интеграционном Комитете осуществляется поочередно в порядке русского алфавита каждым государством-членом Сообщества в течение одного года.
Порядок председательства в других органах Сообщества определяется соответствующими положениями.
Межгосударственный Совет является высшим органом ЕврАзЭС. В его состав входят главы государств и главы правительств Договаривающихся Сторон.
Межгоссовет рассматривает принципиальные вопросы Сообщества, связанные с общими интересами государств-участников, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей и задач ЕврАзЭС.
Межгосударственный Совет дает поручения Интеграционному Комитету, обращается с запросами и рекомендациями к Межпарламентской Ассамблее, с запросами к Суду Сообщества.
Межгоссовет своими решениями может учреждать вспомогательные органы Сообщества.
Межгоссовет собирается на уровне глав государств не реже одного раза в год и на уровне глав правительств не реже двух раз в год. Заседания проводятся под руководством представителя Договаривающейся Стороны, председательствующей в Межгоссовете.
Функции и порядок работы Межгоссовета определяются Положением, которое утверждается Межгоссоветом на уровне глав государств-участников ЕврАзЭС.
Интеграционный Комитет является постоянно действующим органом ЕврАзЭС.
1. Основные задачи Интеграционного Комитета:
обеспечение взаимодействия органов ЕврАзЭС;
подготовка предложений по повестке дня заседаний Межгоссовета и уровню их проведения, а также проектов решений и документов;
подготовка предложений по формированию бюджета ЕврАзЭС и контроль за его исполнением;
контроль за реализацией решений, принятых Межгоссоветом.
В целях выполнения своих задач Интеграционный Комитет:
принимает решения в пределах полномочий, определенных настоящим Договором, а также делегированных ему Межгосударственным Советом;
ежегодно представляет Межгоссовету доклад о положении дел в Сообществе и ходе реализации его целей и задач, отчет о своей деятельности, а также об исполнении бюджета ЕврАзЭС;
рассматривает меры, направленные на достижение целей Сообщества, в том числе заключение соответствующих договоров и проведение Договаривающимися Сторонами единой политики по конкретным вопросам и готовит соответствующие предложения;
имеет право обращаться с рекомендациями в Межгоссовет, с рекомендациями и запросами в Межпарламентскую Ассамблею и правительства Договаривающихся Сторон, с запросами в Суд Сообщества.
2. В состав Интеграционного Комитета входят заместители глав правительств Договаривающихся Сторон. Председатель Интеграционного Комитета принимает участие в заседаниях Межгоссовета.
Заседания Интеграционного Комитета проводятся не реже одного раза в три месяца.
В период между заседаниями Интеграционного Комитета текущую работу Сообщества обеспечивает Комиссия Постоянных представителей (Постпредов) Договаривающихся Сторон при ЕврАзЭС, назначаемых главами государств-участников.
3. Организация работы и информационно-техническое обеспечение Межгосударственного Совета и Интеграционного Комитета возлагаются на Секретариат Интеграционного Комитета (Секретариат).
Секретариат возглавляется Генеральным секретарем, который назначается Межгосударственным Советом по представлению Интеграционного Комитета сроком на три года.
Генеральный секретарь является высшим административным должностным лицом Сообщества, участвует в заседаниях Межгосударственного Совета и Интеграционного Комитета.
Секретариат формируется из числа граждан государств-участников на квотной основе с учетом долевых взносов Договаривающихся Сторон в бюджет Сообщества и лиц, нанимаемых по контракту.
При исполнении служебных обязанностей Генеральный секретарь и персонал Секретариата не должны запрашивать или получать указания от какой бы то ни было Договаривающейся Стороны или власти, посторонней для Сообщества. Они должны воздерживаться от любых действий, которые могли бы отразиться на их положении как международных должностных лиц, ответственных только перед ЕврАзЭС.
Договаривающиеся Стороны обязуются уважать международный характер обязанностей Генерального секретаря и персонала Секретариата и не пытаться оказывать на них влияние при исполнении ими служебных обязанностей.
Функции и порядок работы Интеграционного Комитета определяются Положением, утверждаемым Межгосударственным Советом.
Межпарламентская Ассамблея является органом парламентского сотрудничества в рамках ЕврАзЭС, рассматривающим вопросы гармонизации (сближения, унификации) национального законодательства Договаривающихся Сторон и приведения его в соответствие с договорами, заключенными в рамках ЕврАзЭС в целях реализации задач Сообщества.
Межпарламентская Ассамблея формируется из парламентариев, делегируемых парламентами Договаривающихся Сторон.
Межпарламентская Ассамблея в пределах своих полномочий:
разрабатывает Основы законодательства в базовых сферах правоотношений, подлежащие рассмотрению Межгоссоветом;
принимает типовые проекты, на основе которых разрабатываются акты национального законодательства;
может обращаться с рекомендациями к Межгоссовету, запросами и рекомендациями к Интеграционному Комитету и парламентам Договаривающихся Сторон, с запросами к Суду Сообщества.
Положение о Межпарламентской Ассамблее утверждается Межгосударственным Советом.
Суд Сообщества обеспечивает единообразное применение Договаривающимися Сторонами настоящего Договора и других действующих в рамках Сообщества договоров и принимаемых органами ЕврАзЭС решений.
Суд Сообщества рассматривает также споры экономического характера, возникающие между Договаривающимися Сторонами по вопросам реализации решений органов ЕврАзЭС и положений договоров, действующих в рамках Сообщества, дает по ним разъяснения, а также заключения.
Суд Сообщества формируется из представителей Договаривающихся Сторон в количестве не более двух представителей от каждой Договаривающейся Стороны. Судьи назначаются Межпарламентской Ассамблеей по представлению Межгосударственного Совета сроком на шесть лет.
Организация и порядок деятельности Суда Сообщества определяются его Статутом, утверждаемым Межгоссоветом.
Прием в члены ЕврАзЭС открыт для всех государств, которые примут на себя обязательства, вытекающие из настоящего Договора и других, действующих в рамках Сообщества договоров по списку, определяемому решением Межгосударственного Совета, и которые, по мнению членов ЕврАзЭС, могут и намерены эти обязательства выполнять.
Любая Договаривающаяся Сторона вправе выйти из состава ЕврАзЭС, предварительно урегулировав свои обязательства перед Сообществом и его членами и направив в Интеграционный Комитет официальное уведомление о выходе из настоящего Договора не позднее, чем за двенадцать месяцев до даты выхода. Прекращение членства наступает в текущем бюджетном году, если уведомление направлено до принятия бюджета Сообщества на следующий бюджетный год. Если уведомление направлено после принятия бюджета на следующий год, то прекращение членства наступает в этом следующем бюджетном году.
Участие в работе органов ЕврАзЭС Договаривающейся Стороны, нарушающей положения настоящего Договора и/или договоров, действующих в рамках Сообщества, может быть приостановлено решением Межгоссовета. Если эта Договаривающаяся Сторона продолжает нарушать свои обязательства, Межгоссовет может принять решение о ее исключении из Сообщества с даты, которую определяет сам Межгоссовет.
Статус наблюдателя при ЕврАзЭС может предоставляться любому государству или международной межгосударственной (межправительственной) организации в случае обращения с соответствующей просьбой.
Решения о предоставлении, приостановке или аннулировании статуса наблюдателя принимаются Межгосударственным Советом.
ЕврАзЭС пользуется на территории каждой Договаривающейся Стороны правоспособностью, необходимой для реализации его целей и задач.
ЕврАзЭС может устанавливать отношения с государствами и международными организациями и заключать с ними договоры.
ЕврАзЭС пользуется правами юридического лица и для реализации своих целей и задач может, в частности:
—приобретать имущество и распоряжаться им;
—открывать счета и совершать операции с денежными средствами.
Местом нахождения Интеграционного Комитета являются город Алматы (Республика Казахстан) и город Москва (Российская Федерация).
Местом нахождения Межпарламентской Ассамблеи является город Санкт-Петербург (Российская Федерация).
Местом нахождения Суда Сообщества является город Минск (Республика Беларусь).
По решению Межгосударственного Совета в государствах-членах Сообщества могут открываться представительства Интеграционного Комитета.
Порядок принятия решений
Межгосударственный Совет принимает все решения консенсусом, за исключением решений о приостановке членства или об исключении из Сообщества, которые принимаются по принципу «консенсус минус голос заинтересованной Договаривающейся Стороны».
В Интеграционном Комитете решения принимаются большинством в 2/3 голосов. В случае, если за принятие решения проголосовали четыре Договаривающиеся Стороны, но при этом оно не набрало большинства в 2/3 голосов, то вопрос передается на рассмотрение Межгоссовета. Количество голосов каждой из Договаривающихся Сторон соответствует ее взносу в бюджет Сообщества и составляет:
Республика Беларусь– 20 голосов;
Республика Казахстан – 20 голосов;
Кыргызская Республика – 10 голосов;
Российская Федерация – 40 голосов;
Решения органов ЕврАзЭС исполняются Договаривающимися Сторонами путем принятия необходимых национальных нормативных правовых актов в соответствии с национальным законодательством.
Контроль за выполнением обязательств Договаривающихся Сторон по реализации настоящего Договора, других действующих в рамках Сообщества договоров и решений органов ЕврАзЭС осуществляется органами Сообщества в пределах их компетенции.
Финансирование деятельности органов ЕврАзЭС осуществляется за счет бюджета Сообщества.
Бюджет Сообщества на каждый бюджетный год разрабатывается Интеграционным Комитетом по согласованию с государствами-членами и утверждается Межгоссоветом.
Бюджет Сообщества не может иметь дефицит.
Бюджет Сообщества формируется за счет долевых взносов Договаривающихся Сторон согласно следующей шкале:
Республика Казахстан – 20%;
Кыргызская Республика – 10%;
Российская Федерация – 40 %;
Республика Таджикистан – 10%.
Средства бюджета Сообщества направляются на:
финансирование деятельности органов ЕврАзЭС;
финансирование совместных мероприятий Договаривающихся Сторон, проводимых в рамках Сообщества;
другие цели, не противоречащие положениям настоящего Договора.
В случае, если задолженность одной из Договаривающихся Сторон перед бюджетом ЕврАзЭС превышает сумму, эквивалентную ее годичному долевому взносу, решением Межгосударственного Совета она может быть лишена права голосования в органах Сообщества до полного погашения задолженности. Принадлежавшие ей голоса распределяются между остальными Договаривающимися Сторонами пропорционально их взносам в бюджет Сообщества.
Привилегии и иммунитеты
Сообщество и его должностные лица пользуются привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для выполнения функций и достижения целей, предусмотренных настоящим Договором и договорами, действующими в рамках ЕврАзЭС.
Объем привилегий и иммунитетов Сообщества и его должностных лиц, персонала Секретариата и Представительств Интеграционного Комитета, а также Постпредов Договаривающихся Сторон при Сообществе определяется отдельными документами.
Рабочим языком ЕврАзЭС является русский язык.
Срок действия и вступление в силу
Настоящий Договор заключается на неопределенный срок.
Настоящий Договор подлежит ратификации Договаривающимися Сторонами и вступает в силу с даты сдачи депозитарию, которым является Интеграционный Комитет, последнего уведомления о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.
Стороны, в случае необходимости, приводят свое национальное законодательство в соответствие с положениями настоящего Договора.
Изменения и дополнения
В настоящий Договор могут быть внесены изменения и дополнения, которые оформляются Договаривающимися Сторонами отдельным протоколом, являющимся неотъемлемой частью настоящего Договора.
Настоящий Договор в соответствии со статьей 102 Устава ООН подлежит регистрации в Секретариате Организации Объединенных Наций.
Совершено в городе Астана «10» октября 2000 года в одном экземпляре на белорусском, казахском, кыргызском, русском и таджикском языках, причем все тексты имеют одинаковую силу. В случае возникновения разногласий по тексту настоящего Договора Договаривающиеся Стороны будут использовать текст на русском языке.
Подлинный экземпляр Договора хранится в Интеграционном Комитете, который направит каждой Договаривающейся Стороне его заверенную копию.
Министерство иностранных дел Российской Федерации
Об актуальном этапе евразийской экономической интеграции
С присоединением к ЕАЭС Армении (2 января 2015 г.) и Киргизии (12 августа 2015 г.) полноправными членами Союза являются пять государств. Таким образом, сформирован единый рынок c «емкостью» более 184 млн. потребителей и совокупным ВВП свыше 1,9 трлн. долларов США. 14 мая 2018 г. статус государства-наблюдателя при ЕАЭС получила Республика Молдова, 11 декабря 2020 г. – Республика Узбекистан и Республика Куба.
Евразийский экономический союз является эффективным, отвечающим современным требованиям интеграционным объединением. В его рамках создаются условия для стабильного развития экономик государств-членов в интересах увеличения благосостояния населения, их всесторонней модернизации и повышения конкурентоспособности в глобальном масштабе. При его создании учитывался как собственный опыт интеграционного взаимодействия государств-членов, прежде всего, в рамках СНГ, ЕврАзЭС, Таможенного союза и Единого экономического пространства, так и передовой международный опыт, включая практику ВТО.
В 2015-2021 гг. проведено 41 заседание руководящих органов ЕАЭС: 15 заседаний Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) на уровне глав государств и 26 заседаний Евразийского межправительственного совета (ЕМС) на уровне глав правительств. На регулярной основе проводятся заседания Совета ЕЭК на уровне вице-премьеров.
Пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19 не помешала плановой работе органов Союза. Несмотря на чрезвычайные обстоятельства, оперативно были приняты комплексные меры, направленные на стабилизацию санитарно-эпидемиологической обстановки, обеспечение жизненно важных потребностей населения, поддержание свободного передвижения товаров и взаимной торговли, создание условий для последующего экономического роста и возобновления пассажирского сообщения.
В пределах таможенной территории Союза во взаимной торговле не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера. Реализуются четыре свободы – движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы. Функционирование ЕАЭС предполагает координацию экономической политики государств-членов в ключевых отраслях – финансовый сектор, транспорт и энергетика, промышленность и агропромышленный комплекс, торговля.
Расширяется договорно-правовая база Союза. В развитие Договора о Евразийском экономическом союзе был подписан ряд соглашений по различным направлениям экономической деятельности (транспорт, промышленность, сельское хозяйство, субсидии, конкуренция, энергетика, цифровизация, маркировка товаров, система прослеживаемости и пр.). Также утверждены и реализуются программы формирования общего электроэнергетического рынка (29 мая 2019 г. подписан Протокол о внесении изменений в Договор о ЕАЭС в части формирования электроэнергетического рынка), общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов ЕАЭС.
С 1 января 2018 г. заработал один из ключевых документов – новый Таможенный кодекс. С его принятием существенно повысился уровень унификации таможенного законодательства в ЕАЭС. Сохраняющиеся в Кодексе отсылки на национальное законодательство носят преимущественно технологический (технический) характер и, как правило, устанавливают подробную детализацию действий участников соответствующих правоотношений. Документ также значительно расширил полномочия ЕЭК в сфере таможенного регулирования и передал на наднациональный уровень ряд новых компетенций. Кодекс переводит на качественно новый уровень таможенное регулирование. Один из его главных приоритетов – упрощение таможенных процедур. В частности, на это нацелены механизмы «единого окна», электронные методы таможенного декларирования и т.д. Данные нововведения соответствуют передовой мировой практике, а по некоторым аспектам даже опережают ее.
В 2017 г. завершен процесс формирования общих рынков лекарственных средств и медицинских изделий. На смену национальным нормам принят пакет из более 40 документов, регламентирующих весь цикл обращения этой продукции на таможенной территории Союза. Это позволяет сделать эти социально значимые рынки более прозрачными, снизить цены на товары для потребителя и эффективнее бороться с контрафактной продукцией.
На заседании ВЕЭС 1 октября 2019 г. в Ереване утверждена Концепция формирования общего финансового рынка ЕАЭС, систематизирующая работу по подготовке международных соглашений, регулирующих данную сферу. В документе определены направления создания инфраструктуры общего финансового рынка, этапность реализации ключевых направлений его формирования и развития.
Продолжается работа по формированию единого рынка услуг. Действующие на территории Союза унифицированные правила в 55 секторах услуг (что составляет более 50% от общего объема услуг, предоставляемых в рамках ЕАЭС) позволили максимально упростить процедуры ведения бизнеса: предпринимателям нет необходимости проходить повторно процедуру учреждения в другом государстве ЕАЭС, получать разрешения на деятельность и на работу своих сотрудников.
Перечень секторов, в которых должны обеспечиваться правила единого рынка услуг, подлежит поэтапному и согласованному расширению. Формирование единого рынка услуг происходит в соответствии с планами либерализации (в течение переходного периода).
Последовательно устраняются барьеры в рамках торгово-экономического взаимодействия стран Союза. Одним из важных достижений на этом направлении стало признание эквивалентности системы ветеринарно-санитарного контроля Киргизии. В соответствии с Решением ВЕЭС от 8 мая 2015 г. № 6 на киргизско-казахстанском участке государственной границы отменен ветеринарно-санитарный контроль (надзор) с 30 мая 2019 г. Россия принимала активное участие в создании и оснащении специализированных лабораторий на территории Киргизии.
На системной основе ведется работа по ликвидации различного рода ограничений на союзном рынке. С 2016 г. устранен 51 барьер. На заседании ЕМС 4 декабря 2020 г. была утверждена «дорожная карта» по устранению изъятий и ограничений на внутреннем рынке Союза в 2021-2022 гг. (12 позиций).
11 октября 2017 г. в Сочи главы государств-членов ЕАЭС утвердили Основные направления реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 г. – программный документ, определяющий контуры сотрудничества при формировании единого цифрового пространства Союза, создании соответствующей инфраструктуры и развитии кадрового потенциала.
Запущена разработка цифровых проектов: «Евразийская сеть промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий», «Унифицированная система поиска «Работа без границ»», «Экосистема цифровых транспортных коридоров ЕАЭС». С 1 июля 2021 г. всеми государствами-членами Союза вводится в промышленную эксплуатацию «Унифицированная система поиска «Работа без границ»».
В 2020 г. на фоне пандемии новой коронавирусной инфекции разработано мобильное приложение «Путешествую без COVID-19».
Одним из новых и перспективных направлений деятельности ЕАЭС стала работа по введению маркировки товаров средствами идентификации, нацеленная на борьбу с серым импортом и защиту прав потребителей.
Промышленная политика в рамках Союза реализуется государствами-членами в соответствии с пятилетним планом – Основными направлениями промышленного сотрудничества, утвержденными Решением ЕМС от 8 сентября 2015 г. На основе этого документа разработаны, в частности, перечень приоритетных евразийских технологических платформ (в сфере космоса, медицины, информационно-коммуникационных технологий и др.), Положение о разработке, финансировании и реализации межгосударственных программ и проектов в промышленной сфере, учрежден Евразийский инжиниринговый центр по станкостроению. На заседании ВЕЭС 29 мая 2019 г. в Нур-Султане подписано решение о создании Совета по промышленной политике ЕАЭС.
Для эффективного использования научного и инновационного потенциала стран Союза в сфере агропромышленного комплекса в ходе ЕМС 26 мая 2017 г. в Казани утвержден Порядок организации совместных НИОКР в данной отрасли. В ходе заседания ВЕЭС 14 мая 2018 г. в Сочи создан Совет по агропромышленной политике ЕАЭС. Он занимается разработкой общей стратегии развития агропромышленного комплекса и скоординированного продвижения союзной продукции на рынки третьих стран. На заседании ЕМС 17 июля 2020 г. было принято распоряжение о разработке карты развития агроиндустрии ЕАЭС – информационного ресурса, который включает сведения о крупных инвестиционных и инновационных проектах в сфере АПК, реализуемых и планируемых к реализации в государствах-членах; направлениях, на которых целесообразно реализовывать проекты в целях ресурсного обеспечения АПК и импортозамещения; о сельскохозяйственных товарах и ресурсах, по которым наблюдается большая доля импорта на рынке ЕАЭС.
На территориях государств-членов Союза функционирует общий рынок труда; реализуется свобода передвижения рабочей силы. Гражданам государств-членов ЕАЭС, желающим работать в странах Союза, не требуется оформлять разрешительные документы, такие как патенты или разрешения на работу.
Взаимное признание дипломов, полученных в учебных заведениях государств-членов, производится в автоматическом порядке. Налог на доходы физических лиц внутри ЕАЭС уплачивается по резидентной ставке с первых дней работы по найму. Гражданам стран ЕАЭС не нужно заполнять миграционные карты при пересечении внутренних границ стран ЕАЭС по заграничным паспортам, если срок их пребывания не будет превышать 30 суток с даты въезда. Кроме того, трудящиеся и члены их семьи освобождаются от регистрации (постановки на учет) в органах внутренних дел на срок пребывания до 30 суток.
Другая важнейшая особенность Договора о ЕАЭС – возможность применения национального режима для трудящихся граждан государств-членов и членов их семей в части социального обеспечения, в том числе медицинского обслуживания. В частности, государства-члены на своей территории предоставляют трудящимся государств-членов и членам семей права на получение бесплатной скорой медицинской помощи (в экстренной и неотложной формах) в том же порядке и на тех же условиях, что и гражданам государства трудоустройства.
В соответствии со Статьей 98 Договора пенсионное обеспечение трудящихся государств-членов и членов семьи регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами. С вступлением с 1 января 2021 г. в силу Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов ЕАЭС, подписанного 20 декабря 2019 г., данная категория граждан сможет сформировать, сохранить и реализовать свои пенсионные права на всей территории ЕАЭС независимо от того, в каком государстве приобретен стаж.
На заседании ВЕЭС 6 декабря 2018 г. в Санкт-Петербурге была подписана Декларация о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках ЕАЭС, которая дополняет имеющиеся в ЕАЭС договоренности по формированию общих рынков новыми инициативами и сферами сотрудничества государств-членов. В орбиту евразийской интеграции были включены такие темы, как образование и наука, здравоохранение, туризм, спорт, торговое межрегиональное сотрудничество. В Декларации указана необходимость стимулирования научно-технического развития, включая проработку совместных проектов в области зеленых технологий, энергосбережения, энергоэффективности, возобновляемых источников энергии, биоинженерии и нанотехнологий, охраны окружающей среды. Сферы, в которых могут реализовываться кооперационные проекты, дополнены космической деятельностью, ядерными и радиационными технологиями.
В целях реализации Декларации на заседании ВЕЭС 11 декабря 2020 г. были утверждены Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 г. – ключевой программный документ Союза, разработанный ЕЭК совместно с правительствами государств-членов. Стратегия состоит из общих (концептуальных) положений и перечня конкретных мер и механизмов (332 позиции), сгруппированных в 11 системных блоков по основным направлениям деятельности ЕАЭС:
Задачи, зафиксированные в Стратегии, должны быть выполнены к 2025 году. 5 апреля 2021 года Совет ЕЭК утвердил План мероприятий по реализации Стратегических направлений, который содержит наименование конкретных мероприятий по выполнению мер и механизмов программного документа с указанием сроков и результатов их исполнения, а также ответственных исполнителей. В целом в соответствии с Планом предусматривается разработка и подписание 13 международных договоров, более 60 нормативно-правовых актов Союза, внесение порядка 25 изменений и дополнений в Договор о ЕАЭС, а также изменений в национальные законодательства государств-членов.
В целях создания единой площадки для взаимодействия представителей бизнеса государств-членов ЕАЭС 21 мая 2015 г. в Астане было подписано Соглашение о создании Делового совета Евразийского экономического союза – постоянно действующего координационно-совещательного органа предпринимательских кругов государств-членов Союза. В состав Делового совета вошли Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Армении, Конфедерация промышленников и предпринимателей (нанимателей) Белоруссии, Национальная палата предпринимателей Казахстана, Киргизский союз промышленников и предпринимателей и Российский союз промышленников и предпринимателей. 24 мая 2016 г. на должность Президента Делового совета был назначен бывший председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии В.Б.Христенко.
Согласно Решению ВЕЭС от 1 октября 2019 № 16, уже зарекомендовавший себя Международный выставочный форум «Евразийская неделя» преобразован в Евразийский экономический форум. Мероприятие будет ежегодно проходить поочередно в государстве-члене ЕАЭС, председательствующем в органах Союза, в привязке к заседанию ВЕЭС.
Регулярное наполнение получает международная повестка дня Союза.
Действует Соглашение о международных договорах Евразийского экономического союза с третьими государствами, международными организациями или международными интеграционными объединениями, регулирующее порядок рассмотрения государствами-членами инициатив по заключению международных договоров с третьими сторонами в формате ЕАЭС, деятельность единой переговорной делегации нашего интеграционного объединения, порядок координации позиций государств-членов в ходе соответствующих переговоров.
Более 50 государств выразили заинтересованность в торгово-экономическом сотрудничестве с ЕАЭС. Первое соглашение о зоне свободной торговли ЕАЭС заключил 29 мая 2015 г. с Вьетнамом (вступило в силу 5 октября 2016 г.). 17 мая 2018 г. в рамках Астанинского экономического форума было подписано Временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли ЕАЭС-Иран. На заседании ВЕЭС 11 декабря 2020 г. подписано решение о начале переговоров с целью заключения постоянного и полноформатного соглашения о свободной торговле с Ираном. 1 октября 2019 г. «на полях» заседания ВЕЭС в Ереване было подписано соглашение о свободной торговле ЕАЭС-Сингапур. 25 октября 2019 г. в г. Москве подписано торговое соглашение между ЕАЭС и Сербией.
Ведутся переговоры по проектам ССТ с Израилем и Египтом, одобрен запуск переговорного трека по либерализации торговли с Индией.
На площадке Комиссии прорабатывается перечень новых потенциальных партнеров ЕАЭС. В частности, созданы совместные исследовательские группы с целью изучения целесообразности заключения ССТ с Монголией и Индонезией, планируется проведение предварительных консультаций с Алжиром по вопросу развития торговых отношений с ЕАЭС.
Налажена практика установления Союзом диалоговых механизмов сотрудничества с государствами и интеграционными объединениями, стремящимися к повышению уровня торгово-экономического сотрудничества с ЕАЭС. Подписаны меморандумы о взаимопонимании между ЕЭК и правительствами Узбекистана, Монголии, Перу, Чили, Камбоджи, Сингапура, Южной Кореи, Марокко, Иордании, Индонезии, Эквадора, Кубы, Таиланда, Бангладеш, Фарерских островов, а также с Андским сообществом, АСЕАН, Африканским союзом, Исполкомом СНГ, Латиноамериканской экономической системой (ЛАЭС), МЕРКОСУР, Тихоокеанским альянсом, Секретариатом по экономической интеграции в Центральной Америке (СИЕКА), и Совместная декларация о сотрудничестве ЕЭК и правительства Греции.
В ходе заседания ВЕЭС 16 октября 2015 г. в Казахстане было принято Распоряжение № 3 «О взаимодействии государств-членов Евразийского экономического союза по вопросам сопряжения ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП)». Данный документ предполагает взаимодействие стран-участниц Союза по вопросам участия в китайском проекте ЭПШП (в настоящее время называется «Один пояс, один путь»), в том числе по вопросам соответствующих двусторонних меморандумов с КНР и параллельно с переговорами по заключению торгово-экономического соглашения в формате ЕАЭС-КНР.
17 мая 2018 г. в рамках Астанинского экономического форума было подписано Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с КНР. Документ регламентирует вопросы отраслевого сотрудничества, конкуренции, таможенного и технического регулирования, охраны прав интеллектуальной собственности, электронной торговли, госзакупок, а также меры защиты внутреннего рынка, санитарные и фитосанитарные меры. 25 октября 2019 г. Соглашение вступило в силу.
21 ноября 2020 г. вступило в силу подписанное 6 июня 2019 г. в Санкт-Петербурге «на полях» Петербургского международного экономического форума Соглашение об обмене информацией о товарах и транспортных средствах международной перевозки, перемещаемых через таможенные границы ЕАЭС и КНР. Оно призвано ускорить процедуры таможенного оформления товаров, ввозимых на таможенные территории Союза и Китая, а также повысить транзитную привлекательность стран-участниц Соглашения.
По инициативе есовского Брюсселя, увязывающего налаживание отношений между ЕЭК и Еврокомиссией в полном объеме с выполнением Россией Минских соглашений, свернут политический диалог ЕАЭС и ЕС, в т.ч. по продвижению инициативы о формировании общего экономического пространства на евразийском континенте. Контакты между ЕЭК и Еврокомиссией сведены до экспертного уровня и ограничиваются согласованием технических вопросов (СФС-меры, техрегулирование, таможенная проблематика).
[1] На заседании ВЕЭС 31 мая 2016 г. в Астане главы государств-членов достигли неформальной договоренности об использовании аббревиатуры Евразэс в отношении Союза наряду с аббревиатурой ЕАЭС, зафиксированной в Статье 1 Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 г. Ранее аналогичный по звучанию термин – ЕврАзЭС – употреблялся в отношении Евразийского экономического сообщества, прекратившего свою деятельность с 1 января 2015 г.