договор по открытому небу текст
Закрыли в ответ
Шаг вынужденный, и продиктован он выходом из договоренностей по открытому небу Соединенных Штатов Америки. Россия до последнего надеялась, что новая администрация в Вашингтоне пересмотрит решение, о котором Дональд Трамп заявил в мае прошлого года. Более того, наша страна была готова остаться в Договоре, если западные коллеги и союзники США по НАТО дадут письменные гарантии, что не станут передавать за океан информацию, полученную в ходе наблюдательных полетов над Россией. Но те отказались.
США из-за явно надуманных претензий к России из этих соглашений вышли. То американцам казалось, что наши военные не допускают их контролеров в зону российско-украинской границы. Потом в Вашингтоне стали добиваться полетов «над всей Москвой, Чечней, Калининградом» и воздушной съемки пограничной зоны вблизи Абхазии и Южной Осетии.
У Кремля были свои вопросы к американцам. Например, недоумение вызывал запрет США на ночевку инспекторов РФ в местах дозаправки самолета-наблюдателя. Удивляла и весьма своеобразная география американских инспекций. Их главным образом использовали лишь для того, чтобы проводить разведку наших и белорусских вооруженных сил.
Разрешить все эти споры можно было бы в рамках специальной комиссии. Но в Вашингтоне предпочли выйти из Договора. И России ничего не оставалось, как ответить тем же.
Путин денонсировал Договор по открытому небу
«Денонсировать Договор по открытому небу, подписанный в городе Хельсинки 24 марта 1992 года», — говорится в тексте документа.
21 мая 2020 года Дональд Трамп, на тот момент президент США, объявил, что страна выходит из ДОН. По его словам, Россия нарушала положения договора, в рамках которого участники соглашения имели право выполнять инспекционные полеты над территориями других государств. The Wall Street Journal писала, что Россия «вмешивалась в американские наблюдательные полеты» и собирала разведывательную информацию в Штатах.
Госсекретарь США Майк Помпео заявлял, что российская сторона использует договор в качестве «инструмента запугивания и угроз», в том числе для наведения вооружений на инфраструктуру в США и странах Европы. А советник Трампа по национальной безопасности Роберт О’Брайен обвинил Россию в слежке за местонахождением американского президента во время полетов над США, выполнявшихся в рамках соглашения.
В свою очередь, замглавы МИД России Сергей Рябков назвал смешными предположения о том, что Москва использовала наблюдательные полеты для наведения вооружений. По его словам, утверждения о том, что российские самолеты использовались как наводчики для артиллерийско-ракетного огня, вызывают «гомерический хохот в московских кабинетах и московских штабах». Эти заявления дипломат счел «сумбурными и нелогичными объяснениями» решения Штатов выйти из соглашения.
В ноябре 2020 года США покинули ДОН спустя шесть месяцев после объявления об этом. Помпео говорил, что благодаря выходу из договора Америка станет более защищенной страной. В Кремле выход США из договора восприняли с сожалением. «Такой шаг, конечно, будет иметь негативные последствия и с выходом США, собственно, сам по себе договор, конечно же, потеряет свою жизнеспособность», — говорил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
В середине января Россия также начала выход из договора. В МИДе сообщали, что выход США привел к нарушению баланса интересов участников соглашения. «Российская сторона выдвинула конкретные, соответствующие фундаментальным положениям договора предложения по поддержанию его жизнеспособности в новых условиях. С сожалением констатируем, что они не получили поддержки со стороны союзников США», — отметили в МИДе.
В Европейском союзе, со своей стороны, заявляли, что сожалеют о решении России выйти из Договора по открытому небу. «Мы надеемся, что Россия пересмотрит свое намерение выйти из договора», — отмечали там.
Договор по открытому небу был подписан в 1992 году представителями 27 государств — членов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). До сегодняшнего дня участниками ДОН являлись 33 государства. В список входили Белоруссия, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Словакия, Словения, Турция, Украина, Франция, Финляндия, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония. Соглашение позволяло странам проводить наблюдательные полеты над территориями друг друга, а также использовать фото- и видеосъемку.
ДОН новых встреч: почему Россия не вернется в Договор по открытому небу
У Москвы нет оснований для того, чтобы пересмотреть свое решение о выходе из ДОН. Как заявил «Известиям» по итогам конференции стран договора глава делегации РФ на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями Константин Гаврилов, другие участники документа свою позицию не изменили, и это значит, что в декабре этого года Россия официально выйдет из соглашения. По оценке опрошенных «Известиями» экспертов, отличительная черта ДОН в том, что он создавал атмосферу доверия и сотрудничества между военными. И хотя у РФ и США есть другие способы наблюдать друг за другом — например, спутники — Договор по открытому небу они не заменят.
Решение окончательное
20 июля в Вене прошла конференция стран Договора по открытому небу. Ее главной темой стали последствия выхода из соглашения России. Это была плановая встреча — она предусмотрена в пункте 3 статьи XV договора: после того, как страна официально сообщает о своем выходе депозитариям — Венгрии и Канаде — не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 60 дней, они должны созвать конференцию на эту тему.
Глава делегации РФ на переговорах в Вене Константин Гаврилов в беседе с «Известиями» дал понять, что заявлений, которые могли бы повлиять на российское решение, на конференции сделано не было.
— Остающиеся государства-участники, как и прежде, не нашли в себе сил отмежеваться от диктуемой Вашингтоном надуманной аргументации причин кризиса сообщества открытого неба, которые якобы связаны с нарушением ДОН Россией. Налицо отсутствие способности партнеров по переговорам посмотреться в зеркало, ведь на ответственности многих из них — Грузии, Великобритании, Канады, Франции и других — многолетние факты попрания положений ДОН, — сказал дипломат. — Однако Россия на всех этапах проявляла готовность к решению проблем практического выполнения ДОН, предлагала работоспособные развязки по различным вопросам. В нашей позиции никогда не было и доли политизации.
Он подчеркнул: решение о выходе Россия пересматривать не будет, и теперь, если партнеры захотят начать разговор о контроле над обычными вооружениями и общеевропейской безопасности, «им придется безоговорочно учитывать интересы безопасности России и ее союзников».
Решение покинуть ДОН российское руководство приняло после того, как 22 ноября 2020 года из соглашения вышли США, до этого неоднократно обвинявшие Москву в его нарушении. Тогда Россия пыталась добиться от оставшихся в договоре стран — европейских союзников и Канады — выполнения двух условий: 1. они не будут ограничивать российские полеты над своей территорией, в том числе над американскими объектами; 2. предоставят России письменные гарантии того, что информация с территории РФ не окажется в руках США. Союзники отказались выполнять условия, мотивировав это тем, что всё и так прописано в договоре и необходимости вновь подтверждать такие обязательства нет.
Каждый сам за себя
В интервью «Известиям» Константин Гаврилов обратил внимание: США, принимая решение о выходе, сделали ставку на то, чтобы заменить наблюдательные полеты на разведку через спутники. По его оценке, этим Вашингтон проигнорировал интересы всех участников договора — в том числе и своих союзников.
— Ведь у европейцев, как мы понимаем, национальные средства спутниковой разведки весьма и весьма ограничены. Если ранее в рамках договора европейские страны могли самостоятельно проводить наблюдательные полеты и делать соответствующие выводы, то в случае прекращения его существования всё замкнется на том, что Дядя Сэм будет в одностороннем порядке решать, какую информацию и в каком виде передавать своим коллегам по цеху или диктовать свою оценку ситуации, ссылаясь на спутниковые разведданные, без предоставления их союзникам, — отметил дипломат.
Похожие спутниковые системы, хоть и в меньших масштабах, есть и у России. Но если Вашингтон и Москва могут следить друг за другом из космоса, тогда в чем значение ДОН и трагедия его распада?
— В первую очередь, договор обладает символической ценностью: он воплощает в себе идею кооперативной безопасности, — пояснил «Известиям» научный сотрудник Института исследования проблем мира и безопасности при Гамбургском университете (IFSH) Александр Греф. — В его рамках шли полезные личные контакты между американскими и российскими военными, эти контакты нельзя заменить техническими средствами. Кроме того, с помощью проверяемой цепочки хранения изображений договор гарантировал точность собранных данных.
По словам эксперта, хоть для России и США элемент разведки здесь был незначителен, всё же информация, собранная в некоторых случаях, была уникальна: кроме как с помощью ДОН, получить ее было невозможно.
— Преимущества спутников в том, что с их помощью наблюдение можно вести постоянно и без согласования с «принимающей стороной». Но территория может быть закрыта облаками, и спутники здесь будут бессильны, — сказал «Известиям» консультант ПИР-Центра Олег Шакиров. — С точки зрения сбора информации это может быть альтернативой. Однако в ДОН это был не единственный ключевой момент: этот договор был основой для сотрудничества, он помогал военным работать друг с другом, создавал атмосферу доверия. С использованием спутников этот элемент будет утрачен.
Смена фокуса
РФ беспокоило то, что после выхода США будут получать информацию о российских объектах от европейских стран. При этом у Москвы среди подписантов ДОН тоже есть союзник, который мог бы передавать ей данные об американских объектах в Европе. Речь о Минске. Но здесь есть свои проблемы: Белоруссия и Россия составляют одну группу стран договора; с выходом РФ прекратило существовать заключенное в 1995 году российско-белорусское соглашение о сотрудничестве по ДОН, и Минск в договоре остался один. Вопрос его дальнейшего участия в документе пока остается открытым.
— О дальнейшем взаимодействии Москвы с Минском после выхода России из ДОН можно будет говорить только после принятия белорусскими коллегами решения о продолжении их участия в режиме открытого неба, — сказал Константин Гаврилов. — Предварительные консультации, разумеется, имеют место. Вопрос о предоставлении российских самолетов наблюдения Белоруссии, опять же при условии, что Белоруссия примет решение остаться государством —участником ДОН, будет, конечно, обсуждаться.
В экспертном сообществе говорили, что, если из договора выйдут Россия и США, документ утратит былое значение: большинство его подписантов — члены НАТО, а они друг за другом не наблюдают.
— Если Белоруссия останется в договоре, что вряд ли, то для большинства стран именно она будет представлять особый интерес, — считает Александр Греф. — В противном случае в фокусе европейских членов НАТО и Канады будут государства, которые в альянс не входят, — это, в частности, Украина, Босния и Герцеговина и Грузия. Приграничные территории России также будут вызывать интерес.
Хотя документ запрещает облеты 10-километровой зоны вдоль границ стран, которые в него не входят, некоторые датчики могут проводить наблюдение за пределами этих ограничений, уточнил эксперт.
Договор по открытому небу (ДОН) был подписан 24 марта 1992 года в Хельсинки представителями 23 стран Совета по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ, с 1995 года — ОБСЕ). Вступил в силу в 2002 году. Сегодня с учетом России в договоре участвуют 33 страны.
Документ регламентирует режим полетов над территорией стран-участниц для наблюдения за их военной деятельностью в пределах оговоренных ограничений. ДОН контролирует ход полетов и обработку сведений, а также очерчивает требования к самолетам, которые не оснащены каким-либо вооружением, и наблюдательной аппаратуре на борту. Собранная информация поступает в доступный всем участникам банк данных. При этом маршрут должен проходить не ближе 10 км от границы прилежащего государства, которое ДОН не подписывало.
Соединенные Штаты официально вышли из договора 22 ноября 2020 года. Россия также объявила о намерении выйти из договора 15 января 2021 года, сославшись на выход США и неспособность стран-участниц гарантировать, что в настоящее время с США не будут сообщаться никакие дальнейшие подробности. Россия формально вышла из игры в июне 2021 года.
СОДЕРЖАНИЕ
Членство
Консультативная комиссия по открытому небу
Резюме
Территория
Самолет
Канада использует самолет C-130 Hercules, оборудованный сенсорной панелью SAMSON, для полетов над другими странами-участницами договора. Капсула представляет собой переделанный топливный бак CC-130, модифицированный для размещения разрешенных датчиков вместе с соответствующими бортовыми системами миссии. Консорциум стран, состоящий из Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Канады, Франции, Греции, Италии, Португалии и Испании, владеет и эксплуатирует эту систему. Расходы на обслуживание SAMSON Pod распределяются в зависимости от квоты на полеты каждой страны и фактического использования.
Швеция использует самолет Saab 340 («OS-100»), который был сертифицирован в 2004 году.
В 2017 году ВВС Германии приобрели Airbus A319 в качестве будущего самолета открытого неба.
Датчики
Самолеты открытого неба могут иметь видео, оптические панорамные и кадрирующие камеры для дневной фотографии, инфракрасные линейные сканеры для работы днем / ночью и радар с синтезированной апертурой для работы днем / ночью в любую погоду. Качество фотографического изображения позволит распознать основную военную технику (например, позволит государству-члену различать танк и грузовик), что обеспечит значительную прозрачность вооруженных сил и действий. Категории датчиков могут быть добавлены, а возможности улучшены по соглашению между государствами-членами. Все датчики, используемые в программе «Открытое небо», должны быть коммерчески доступны для всех подписавших сторон. Разрешение изображения ограничено 30 сантиметрами.
Квоты
Каждое государство-участник обязано принимать наблюдательные полеты в соответствии с выделенной им пассивной квотой. Каждое государство-участник может провести столько наблюдательных полетов (активная квота), сколько пассивная квота. В течение первых трех лет после вступления в силу каждое государство было обязано принять не более семидесяти пяти процентов своей пассивной квоты. Поскольку общая годовая пассивная квота для Соединенных Штатов составляет 42, это означает, что они были обязаны принимать не более 31 наблюдательного полета в год в течение этого трехлетнего периода. Только два рейса были запрошены над Соединенными Штатами в течение 2005 года группой государств-участников Российской Федерации и Республики Беларусь (которая функционирует как единое целое для целей распределения квот). Соединенные Штаты имеют право на 8 из 31 ежегодных рейсов, выполняемых над Россией / Беларусью. Кроме того, Соединенные Штаты имеют право на один рейс над Украиной, который совпадает с Канадой.
Обмен данными и доступность
Изображения, собранные в ходе миссий «Открытое небо», доступны любому государству-участнику по запросу за плату за воспроизведение. В результате данных, доступных каждому государству-участнику, намного больше, чем то, которое оно может собрать самостоятельно в рамках системы квот по договору.
История
На встрече в Женеве с премьер-министром СССР Николаем Булганиным в 1955 году президент США Эйзенхауэр предложил Соединенным Штатам и Советскому Союзу провести наблюдательные облеты над территорией друг друга, чтобы убедить каждую страну в том, что другая не готовится к нападению. Страхи и подозрения, связанные с холодной войной, побудили советского генерального секретаря Никиту Хрущева отвергнуть предложение Эйзенхауэра, известное как предложение «Открытое небо».
24 марта 1992 года в Хельсинки был подписан Договор об открытом небе госсекретарем США Джеймсом Бейкером и министрами иностранных дел 23 других стран. Договор вступил в силу 2 января 2002 г., после того как Россия и Беларусь завершили процедуру ратификации.
После вступления договора в силу в августе 2002 года начались официальные наблюдательные полеты. В течение первого года действия договора государства-участники провели 67 наблюдательных полетов. В 2004 году государства-участники совершили 74 вылета, а на 2005 год запланировали 110 вылетов. 8 и 9 марта 2007 года Россия совершила облет Канады в соответствии с Договором. OSCC продолжает рассматривать условия проведения миссий по наблюдению и другие вопросы реализации.
Представитель Минобороны России заявил 4 февраля 2016 года, что Турция отказалась от российской миссии «Открытое небо», запланированной на 1–5 февраля 2016 года, в полетах над районами, прилегающими к Сирии, а также над авиабазами НАТО. По словам России, Турция не дала никаких объяснений относительно ограничений, заявив, что они указывают на незаконную военную деятельность на сирийской территории. OSCC не прокомментировал предполагаемое нарушение договора Турцией.
К 2016 году на российских самолетах использовалось оборудование, модернизированное по сравнению с исходным.
Проблемы договора
И Россия, и США утверждали, что другой нарушает положения договора. Госсекретарь США Майк Помпео привел, например, отказ России в доступе в контролируемые Россией районы Грузии. 20 сентября 2019 года США и Канаде было отказано в доступе к военным учениям в центральной части России.
Вывод американских войск
В апреле 2020 года стало известно, что госсекретарь Майк Помпео и министр обороны Марк Эспер договорились о выходе США из Договора по открытому небу. 21 мая 2020 года президент Трамп объявил, что Соединенные Штаты выходят из договора из-за предполагаемых нарушений со стороны России.
22 ноября 2020 года официальные источники Соединенных Штатов, включая веб-сайты Государственного департамента США, госсекретаря Майка Помпео и официальный аккаунт Совета национальной безопасности в Твиттере, объявили, что шестимесячный период истек и США больше не являются участник Договора.
Уход России
США закрывают небо
Заявления Трампа о якобы «хороших отношениях» с Россией и готовности заключить новый Договор, если Кремль до конца года устранит претензии США по действующему документу, выглядят скорее дипломатической уловкой, чем серьезным намерением. Нечто подобное мы уже слышали, когда Вашингтон, к примеру, захотел выйти из Договора о ракетах средней и меньшей дальности.
Депо в том, что этот Договор специально создавали для визуального контроля за дислокацией и перемещением вооруженных сил. Допуская зарубежных инспекторов в свое воздушное пространство, страна как бы говорит: я не замышляю ничего против соседей и открыта для такой проверки. Наблюдатели на специально оборудованном самолете могут барражировать над сушей и морем, фиксировать по утвержденному принимающей стороной маршруту все происходящее внизу на записывающие устройства. Но приземляться вне заранее оговоренных объектов и тем более вмешиваться в происходящее на военных базах им строго-настрого запрещено. Кроме того, самолет с контролерами должен уйти в сторону за 10 километров до границы суверенного государства, не входящего в Договор.
Его, между прочим, в Москве не оставили без объяснений. Мы открыто признали, что сложность в организации международных контрольных миссий на Кавказе связана с позицией Грузии. Что же касается готовности Москвы к компромиссам, то Россия ее тоже продемонстрировала, разрешив инспекторам открытого неба совершать рейды в районах наших крупных военных учений.
Между тем нелишне напомнить, что концепцию взаимного воздушного наблюдения еще в 1955 году сформулировал президент США Эйзенхауэр. А подписание Договора «Открытое небо» произошло по инициативе Джорджа Буша в 1989-м. Сегодня в этой программе участвуют более трех десятков государств.
Обычно местом временного базирования инспекторов становится подмосковный военный аэродром Кубинка. Между прочим, именно там дислоцировался наш первый летный отряд, работающий по этой программе. Там же до сих пор базируются сертифицированные по международным стандартам самолеты Ан-30Б. Но для заокеанских командировок российские инспекторы чаще всего использовали специальный лайнер Ту-154МЛК1, и к тем же американцам они, как правило, летали с подмосковной авиабазы Чкаловская.
В 2018 году прошел обязательную сертификацию и был допущен к выполнению международных инспекций новый российский Ту-214ОН. Такая сертификация позволяет России расширить возможности по эффективному выполнению наблюдательных полетов, в том числе и над территориями Великобритании, США и Канады. Может поэтому самолет сразу вызвал подозрения у американцев. Поначалу они без каких-либо объяснений даже не хотели подписывать протокол о его освидетельствовании, хотя документ завизировали представители 22 стран.
Эксперты говорят, что этот самолет очень подходит для контрольных миссий на Американском континенте. Взять, скажем, Аляску или Алеутские острова, где расположены военные объекты США. Там более 300 дней в году небо закрыто облаками. Вести в таких условиях космическую разведку проблематично. Зато система наблюдения, установленная на «Туполеве», позволяет самолету пролететь под облаками и добыть необходимую информацию. Звездочек на погонах американских военных с Ту-214ОН международные инспекторы, конечно, не разглядят, но морской причал, ракетную шахту или радиолокатор увидят гарантированно.
Как в мире отреагировали на решение США
По слухам в прессе, США пытались подговорить союзников по НАТО поддержать их выход из ДОН и нападки на Россию. Но решение президента Дональда Трампа, полностью укладывающееся в проводимую его администрацией линию национального эгоизма и пренебрежения международными обязательствами, вызвало практически всеобщее осуждение.
Глава МИД ФРГ Хайко Маас назвал ДОН «важной частью европейской архитектуры контроля над вооружениями» и, выразив «сожаление» действиями США, сообщил, что Берлин постарается убедить Вашингтон «пересмотреть» его. За это его сразу же «отчитал» посол США в ФРГ Ричард Гренелл, потребовав «усилить давление на Россию».
Но к Германии присоединились главы МИД еще десяти стран Евросоюза (Бельгии, Германии, Испании, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Финляндии, Франции, Чехии и Швеции), совместно выразившие «сожаление» решением США. Эти страны намерены и впредь выполнять ДОН. Глава внешнеполитической службы ЕС Жозеп Боррель также призвал Вашингтон пересмотреть односторонний выход из ДОН, хотя частично поддержал претензии американцев к Москве. Генеральный секретарь ОБСЕ Томас Гремингер выразил беспокойство действиями американцев, «подрывающими безопасность» в Европе.
В Вашингтоне оппозиционные Белому дому конгрессмены-демократы заявили, что выход из ДОН «является пощечиной» союзникам в Европе и изолирует США. Конгрессмены Адам Смит и Джеймс Купер считают, что это ставит «под угрозу американские силы, размещенные в регионе, и является откровенным нарушением закона». Демократы внесли законопроект, запрещающий президенту США страны выходить из международных договоров без разрешения законодателей. А вероятный кандидат в президенты США Джозеф Байден назвал решение Трампа «близоруким» и способствующим напряженности между Западом и Россией. Между тем конгрессмены-республиканцы в целом поддержали решение Трампа.