договор по вывозу мусора по фактическому объему
Договор по вывозу мусора по фактическому объему
Договоры с собственниками на сбор и вывоз ТКО действуют до заключения договора с региональным оператором. К заключенным до 01.01.2016 госконтрактам по обращению с ТКО на срок более 10 лет применяются правила ч. 9 ст. 23 ФЗ от 29.12.2014 N 458-ФЗ.
Статья 24.7. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами
1. Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2015 N 404-ФЗ, от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Региональный оператор вправе осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории иного субъекта Российской Федерации в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами и с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации.
4. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
6. Юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы.
(п. 6 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
Договор по вывозу мусора по фактическому объему
По пунктам 1-2 обращения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Потребителем согласно пункту 2 Правил является собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Согласно пункту 2 статьи 616 ГК РФ, а также в силу статьи 210 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Таким образом, вопросы установления права собственности на отходы так же, как и вопросы определения стороны, ответственной за исполнение обязанностей в области обращения с отходами, возложенных на образователя отходов действующим природоохранным законодательством, регулируются хозяйствующими субъектами в рамках договорных отношений.
Кроме того, в соответствии с нормами Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062, лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. Таким образом, законодательством об обращении с отходами производства и потребления для лиц, являющихся потребителями по договору на оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии с пунктом 2 Правил, обязанность по наличию лицензии для осуществления указанной в обращении деятельности не предусмотрена.
По пункту 3 обращения.
Подпунктом «а» пункта 5 Правил N 505 установлено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из:
нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Пунктом 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ установлено, что в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении определяется на основании нормативов накопления ТКО.
Вместе с этим, согласно пункту 8 Правил N 505 при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта «а» пункта 5 Правил, то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Таким образом, законодательством об обращении с ТКО установлены определенные случаи, когда коммерческий учет ТКО производится исходя из нормативов накопления ТКО или исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.
Пунктами 5 и 6 Правил N 269 установлено, что категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. Определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов.
Таким образом, возможность осуществления коммерческого учета для юридических лиц исходя из нормативов накопления ТКО возможна в случае установления уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации нормативов накопления ТКО в отношении соответствующей категории объектов, на которых такие юридические лица осуществляют деятельность.
По пункту 4 обращения.
Пунктом 8(7) Правил N 1156 установлен перечень документов, прилагаемых к заявке потребителя.
Согласно пункту 8(10) Правил N 1156 в случае, если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные пунктами 8(6) и 8(7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем. Проект указанного договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с ТКО по форме, утвержденной постановлением N 1156, и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.
Так, пунктом 8(11) Правил предусмотрено, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО региональному оператору, либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).
На основании пункта 8(15) Правил обращения с ТКО в случае, если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих правил.
Вместе с этим следует учесть, что на основании пункта 8(10) Правил N 1156 в отношении иных положений, дополняющих договор, может быть составлен протокол разногласий. Ввиду указанного, региональный оператор обязан рассмотреть указанный протокол.
Вместе с этим, пунктом 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ установлено, что региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
По пункту 5 обращения.
Вместе с этим следует учесть, что условием образования ТКО является смешение различных материалов и изделий, при утрате ими потребительских свойств, что обуславливает схожесть компонентного состава видов отходов, относящихся к ТКО, вне зависимости от источника образования, и агрегатное состояние «смесь материалов и изделий». Условия образования ТКО обуславливают также особенность их удаления, которое осуществляется в настоящее время, в основном, путем захоронения, в ряде случаев с предварительной сортировкой.
Таким образом, главным отличием ТКО от ОИТ является смешение компонентного состава отходов в результате их накопления.
Следовательно, указанные в обращении ООО » » отходы не являются ТКО в случае их раздельного накопления.
На основании пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Также региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Вместе с этим, договор на оказание услуг по обращению с иными видами отходов, не являющимися ТКО, может быть заключен с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими деятельность по обращению с указанными видами отходов.
По пункту 6 обращения.
На основании положений Закона N 89-ФЗ региональный оператор обязан заключить договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО с момента начала осуществления своей деятельности на основании пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ.
На основании пункта 8(18) Правил до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Вместе с этим, согласно пункту 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
Согласно пунктам 16 и 17 типового договора в случае нарушения региональным оператором обязательств по настоящему договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее, чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем. В случае если региональный оператор не направил подписанный акт или возражения на акт в течение 3 рабочих дней со дня получения акта, такой акт считается согласованным и подписанным региональным оператором.
Также на основании пункта 2 статьи 19 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Кроме того, пунктом 21 типового договора предусмотрено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, предусмотрена административная ответственность.
Директор Департамента государственной политики и регулирования в сфере обращения с отходами производства и потребления | Н.А. Борисов |
Обзор документа
Минприроды рассмотрело некоторые вопросы обращения с твердыми коммунальными отходами и указало:
— вопросы установления права собственности на отходы, как и вопросы определения стороны, ответственной за исполнение обязанностей в области обращения с ними, возложенных на образователя отходов, регулируются хозяйствующими субъектами в рамках договорных отношений;
— законом установлены случаи, когда коммерческий учет ТКО производится исходя из нормативов накопления отходов или исходя из количества и объема контейнеров;
— коммерческий учет для организаций исходя из нормативов накопления ТКО возможен в случае установления нормативов накопления ТКО в отношении соответствующей категории объектов, на которых ведется деятельность;
— главным отличием ТКО и отходов от использования товаров является смешение компонентного состава отходов в результате их накопления;
— договор на оказание услуг по обращению с иными видами отходов, не являющимися ТКО, может быть заключен с организаций или ИП, занимающимися деятельностью по обращению с указанными видами отходов.
Юрлица вправе оплачивать вывоз отходов по факту
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области разъясняет, как юридические лица и индивидуальные предприниматели могут оплачивать коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО устанавливает раз в год региональная служба по тарифам Кировской области (РСТ по Кировской области). Тариф един для всех отходообразователей (собственников помещений в многоквартирных домах, собственников частных домовладений, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей). Норматив накопления ТКО – это количество твердых коммунальных отходов, образующихся в год, определяем по результатам замеров.
Согласно действующему законодательству у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей существует два способа расчета за данную коммунальную услугу – исходя из нормативов накопления и по фактическому образованию отходов. Оплата по нормативу начисляется тем, кто не подал заявку на заключение договора с региональным оператором или не может подтвердить реальные объемы образования мусора.
Плата рассчитывается следующим образом: расчетная единица (количество посадочных мест, машино-место, кв.метры и так далее) х единый тариф регоператора х норматив накопления/12 месяцев = ежемесячная плата.
Обращаем внимание, что до перехода на новую систему обращения с отходами юридические лица могли не заключать договоры на вывоз и ликвидацию мусора, свой мусор они складировали в контейнерные площадки, которые установлены для населения.
Однако не все хозяйствующие субъекты заключили договор с регоператором, продолжая складировать отходы на площадки у многоквартирных домов. В результате затраты на вывоз ТКО ложатся на плечи населения.
Сегодня региональным оператором ведется активная работа по выявлению таких недобросовестных организаций с целью заключения с ними договоров. Проходят выездные договорные кампании в районах области.
Напомним, что с 1 сентября 2019 года тариф на услугу регионального оператора уменьшится на 15,7%, соответственно, у всех отходообразователей плата станет меньше.
Кроме того, с целью актуализации данных по количеству ТКО, образующихся в населенных пунктах Кировской области, по состоянию на 2019-2020 годы на территории региона проводятся натурные замеры отходов. Их проводит Государственное бюджетное учреждение Нижегородской области «Экология региона», отобранное по результатам открытого конкурса. Полученные результаты лягут в основу новых нормативов образования отходов на территории Кировской области. Исследование проходит на территории 13 муниципальных образований.
Когда регоператор вправе вести расчёт платы за вывоз ТКО по факту
С момента запуска «мусорной реформы» споры между регоператорами и потребителями, в том числе УО и ТСЖ как исполнителями коммунальной услуги, формируют всё более обширную судебную практику. Сегодня на примере судебного дела рассказываем, вправе ли РСО вести расчёт платы за вывоз ТКО по факту, прописав это в договоре с управляющей организацией.
Расчёт по факту сделан исходя из количества и объёма установленных на площадке контейнеров
Между регоператором по обращению с ТКО в Республике Тыва и одной из управляющих многоквартирными домами организаций разгорелся спор. У них был заключён договор на вывоз отходов с контейнерных площадок домов, которыми УО управляла. Расчёты между сторонами договора производились по утверждённым в регионе тарифам исходя из количества и объёма контейнеров, установленных для спорных МКД.
После начала работы регоператор оказал ответчику услуги на сумму 2,9 млн рублей по 13 многоквартирным домам с 36 контейнерами. Управляющая организация оплатила около 700 тысяч рублей. Оставшуюся сумму регоператор решил взыскать принудительно, поскольку УО не отреагировала на направленные ей претензии.
Региональный оператор обратился в суд с требованием взыскать с УО задолженность более 2,2 млн рублей и ещё 122 тыс. рублей пени, накопившихся за полтора года. В подтверждение этого РСО представила суду акты оказанных услуг, где зафиксирован объём услуг по факту. УО в отзыве на иск указала, что РСО неправильно делает расчёт платы за услуги: компания должна применять нормативы, установленные в регионе (дело № А69- 1019/2020).
Между регоператором и исполнителем коммунальной услуги заключён договор
Суд первой инстанции в ходе разбирательства сосредоточился на вопросе, оказал ли истец ответчику услуги и в каком объёме. В соответствии с пп. «ж» п. 4 ПП РФ № 354, сбор, транспортирование, обезвреживание и захоронение ТКО, образующихся в многоквартирных домах, является коммунальной услугой. Согласно п. 148(1) ПП РФ № 354 предоставление этой услуги потребителю происходит на основании возмездного договора. Исполнитель КУ обязан заключить его с региональным оператором по обращению с ТКО (пп. «б» п. 148(22) ПП РФ № 354).
Между регоператором и УО договор был заключён, УО выступала в многоквартирном доме исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО и оплачивала её в адрес истца. Судья проверил расчёты РСО по иску и согласился с их правильностью, указав, что они сделаны по единому тарифу, утверждённому в регионе, с учётом объёма вывезенных ТКО. Объём верно определён исходя из количества и вместительности контейнеров, установленных при домах.
Поскольку УО не направляла регоператору претензий с несогласием с её расчётами и не предоставила их в суде, первая инстанция удовлетворила иск в полном объёме.
Объём оказанных услуг по вывозу ТКО по факту подтверждён расчётами и актами
Управляющая организация подала апелляционную жалобу. Она снова указала, что регоператор должен делать расчёт платы за вывоз ТКО исходя из нормативов накопления ТКО. Способ расчёта исходя из количества и объёма контейнеров для ТКО применяется только при раздельном сборе мусора. В многоквартирных домах, которыми управляла компания, сортировка отходов не была реализована.
Судья апелляционной инстанции перепроверил пункты договора между РСО и УО, расчёты суммы задолженности, которую предъявил к взысканию регоператор, и пришёл к выводу, что суд первой инстанции вынес правильное решение. Факт оказания услуг ответчику подтверждён актами, а доказательств их оплаты нет.
В договоре стороны решили, что оплата происходит по единому тарифу исходя из количества и объёма контейнеров для складирования ТКО. Решение первой инстанции было оставлено в силе.
В регионе введён раздельный сбор ТКО и на площадке установлены контейнеры для сортировки отходов
УО обратилась в кассационный суд, продолжая настаивать на том, что регоператор неверно рассчитывает сумму задолженности. Он должен применять норматив, установленный в регионе для данной коммунальной услуги. Кассационный суд услышал эти доводы.
Он указал, что ответчик, действуя в интересах собственников помещений МКД, заключил договор с региональным оператором. В силу ст. 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, объём и масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления отходов в случаях, определённых ПП РФ № 505.
Коммерческий учёт твёрдых коммунальных отходов проводится расчётным путём исходя из нормативов, либо количества и объёма контейнеров. Согласно п. 148(30) ПП РФ № 354, в отношении потребителей в жилых помещениях МКД применяются нормативы накопления. Расчёт по контейнерам ведётся в случае, если в регионе законодательно введена сортировка отходов.
Суд кассационной инстанции отменил документы коллег, указав, что они не выяснили, есть ли на уровне субъекта решение о сортировке ТКО и, если есть, выполняют ли такое решение жители спорных многоквартирных домов фактически, то есть организовано ли раздельное накопление отходов на контейнерных площадках этих МКД. Если этого нет, то регоператор обязан применять нормативы при расчёте платы за свои услуги. Дело отправилось на новое рассмотрение.
Между регоператором и исполнителем услуг не заключён договор и не определён метод расчёта платы за вывоз ТКО
В разбираемом деле между РСО и управляющей организацией был подписан договор. Формулировку, которую регоператор включил в этот документ о том, что будет вести расчёт платы исходя из объёмов вывезенных отходов, суд не принял во внимание, поскольку она незаконна при отсутствии приведённых выше условий.
Напомним, что ранее мы рассказывали о судебном деле, в рамках которого ТСЖ через суд добилось права рассчитываться с регоператором за вывоз ТКО по факту. Но в этом деле важным обстоятельством стало то, что между товариществом и РСО не был заключён договор.
Суд тогда указал, что ТСЖ в отсутствие договора и утверждённого способа определения объёма оказанных услуг полностью оплатило вывоз ТКО, образованных в многоквартирном доме, исходя из фактических показателей. Регоператор не доказал, что оказал услуги в большем объёме.
А как вы оплачиваете услуги по вывозу ТКО: исходя из норматива или по факту? Расскажите в комментариях.