договор соисполнения что это

Договор соисполнения что это

договор соисполнения что это. договор соисполнения что это фото. картинка договор соисполнения что это. смотреть фото договор соисполнения что это. смотреть картинку договор соисполнения что это.Обзор документа

Письмо Минфина России от 29 апреля 2020 г. N 09-01-11/36061 О предоставлении исполнителем (подрядчиком, поставщиком) по государственному контракту на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг государственному заказчику сведений о соисполнителях, с которыми исполнитель заключил контракт (договор) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в рамках исполнения государственного контракта

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, Министерству финансов Российской Федерации не предоставлено право давать разъяснения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и практики их применения, а также по оценке конкретных хозяйственных операций.

Согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям организаций, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» рассмотрению подлежат следующие виды обращений граждан:

предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

просьбы граждан о содействии в реализации их конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщения о нарушении законов или иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

При этом поставленный в обращении вопрос не соответствует приведенным видам обращений граждан, подлежащих рассмотрению федеральными органами власти.

Учитывая, что содержащийся в обращении вопрос касается деятельности организации и исполнения бюджета, запрос, по мнению Департамента, должен быть оформлен на бланке организации и подписан руководителем или иным должностным лицом, уполномоченным действовать от имени организации.

Также сообщаем, что исходя из текста обращения не представляется возможным определить правоотношение и нормы Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (положения нормативного правового акта Правительства Российской Федерации и (или) Минфина России), являющиеся основанием для включения в государственный контракт условий об обязанности исполнителя предоставлять государственному заказчику сведения о привлечённых в целях исполнения государственного контракта соисполнителях.

Так, например, соответствующие положения могут быть предусмотрены на основании:

части 5 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ, согласно которой государственный заказчик при определении исполнителя вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к исполнителю, не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению государственного контракта соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;

части 23 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ, предусматривающей установление в государственных контрактах, начальная (максимальная) цена которых превышает размер, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. N 775 «Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию», условий об обязанности исполнителя предоставлять государственному заказчику сведения о всех соисполнителях, заключивших с исполнителем контракт (договор) или контракты (договоры), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены государственного контракта;

При этом необходимо отметить, что Порядок N 244н утвержден в целях реализации положений статьи 5 Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», устанавливающей в том числе перечень средств, подлежащих казначейскому сопровождению в 2017 году, включая авансовые платежи по государственным контрактам, заключаемым на сумму более 100 000 тыс. рублей, а также контрактам (договорам), заключаемым на сумму более 100 000 тыс. рублей в рамках их исполнения.

Вместе с тем, вышеуказанное положение Порядка N 244н не предусмотрено в аналогичных нормативных правовых актах Минфина России, утвержденных в целях реализации норм о казначейском сопровождении, ежегодно устанавливаемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, поскольку начиная с 2018 года Федеральным казначейством устанавливается порядок формирования государственным заказчиком идентификатора государственного контракта при казначейском сопровождении средств, позволяющего осуществлять расчеты по государственным контрактам, контрактам (договорам), а также при необходимости отследить всю цепочку кооперации исполнителя.

Директор ДепартаментаТ.В. Саакян

Обзор документа

С 2018 г. Федеральным казначейством устанавливается порядок формирования госзаказчиком идентификатора госконтракта при казначейском сопровождении средств, позволяющего осуществлять расчеты, а также при необходимости отследить всю цепочку кооперации исполнителя.

Источник

Участие субподрядчиков в исполнении контрактов в рамках закупок по контрактной системе

Нормы гражданского законодательства.

В гражданском законодательстве возможность привлечения субподрядчиков или соисполнителей предусматривается при выполнении договоров подряда (привлечение субподрядчиков) и договоров возмездного оказания услуг (привлечение соисполнителей). В отношении договора подряда говорится: «Если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков)» (ч. 1 ст. 706 ГК РФ). А о договорах возмездного оказания услуг сказано, что если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, то исполнитель обязан оказать услуги лично (ст. 780 ГК РФ). Кроме того, возможность привлечения субподрядчиков или соисполнителей (далее – субподрядчиков) допускается касательно договоров на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ (ст. 770 ГК РФ).

Нормы Закона о контрактной системе.

В самом Законе о контрактной системе также имеются два отдельных положения, которые касаются привлечения субподрядчиков или соисполнителей. Рассмотрим эти положения.

Возможность для заказчика требовать обязательного привлечения субподрядчиков из числа СМП и СОНКО.

Наконец, в Законе о контрактной системе присутствует норма, согласно которой заказчик обязан осуществлять контроль за предусмотренным контрактом привлечением подрядчиком к исполнению контракта субподрядчиков из числа СМП и СОНКО (ч. 2 ст. 101 Закона о контрактной системе). Это лишний раз свидетельствует о значимости такого привлечения, а способом контроля на практике как раз является получение заказчиком соответствующей отчетности от подрядчика или исполнителя (см. выше).

Обязанность подрядчика в отдельных случаях предоставлять заказчику информацию о субподрядчиках.

Правомерность запрета привлечения субподрядчика.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о правомерности запрета со стороны заказчика на привлечение субподрядчиков для исполнения контракта. Сразу скажем, что правовая ситуация здесь неоднозначна, а официальные комментарии противоречивы.

Правомерность требования согласования субподрядчика.

Кроме того, следует уделить вниманию вопросу, который касается правомерности требования заказчика о согласовании с ним субподрядчиков. Здесь тоже все зависит от того, имеется ли соответствующее требование в документации о закупке (проекте контракта, заключенном контракте). И опять же правовая трактовка правомерности данного запрета не совсем однозначна.

С одной стороны, это требование может считаться неправомерным, поскольку Закон о контрактной системе не содержит такого требования, а заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупки, не предусмотренные данным законом (ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе). Причем в соответствии с гражданским законодательством исполнитель должен согласовывать с заказчиком привлечение соисполнителей только при выполнении научно-исследовательских работ (ч. 1 ст. 770 ГК РФ).

С другой стороны, это требование может считаться правомерным, поскольку, как и в вышерассмотренном случае с запретом на привлечение субподрядчиков, оно представляет собой условие о способе и порядке исполнения договора, соответственно, не является дополнительным требованием к участникам закупки и не противоречит условию Закона о контрактной системе, согласно которому заказчики не вправе устанавливать требования к участникам в нарушение названного закона (ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе).

[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[2] Статья 30 Закона о контрактной системе.

[3] Часть 5 ст. 30 Закона о контрактной системе.

[4] См., например, Решение Челябинского УФАС от 03.10.2016 по делу № 718, 719-ж/2016, в котором подтверждается правомерность такого подхода.

[5] Решение Архангельского УФАС от 13.05.2016 по делу № 147мз-16.

[6] См., например, Постановление АС ДВО от 14.06.2016 № Ф03-1859/2016 по делу № А59-3392/2015, Решение ФАС РФ от 26.09.2016 по делу № К-1541/16.

[7] См., например, Решение Вологодского УФАС от 27.10.2016 № 5-2/249-16, 4244.

[8] Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 № 1466 «Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций».

[9] Постановление Правительства РФ от 04.09.2013 № 775 «Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию».

[10] См., например, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2017 № 15АП-18725/2016 по делу № А53-14983/2016.

[11] См., например, Решение ФАС РФ от 14.12.2016 по делу № К-1981/16, Решение ФАС РФ от 14.12.2016 по делу № К-1982/16.

[12] Часть 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, Письмо Минэкономразвития РФ от 11.12.2015 № Д28и-3620.

[13] Часть 1 ст. 706 ГК РФ, Письмо Минэкономразвития РФ от 07.12.2015 № Д28и-3551.

[14] Например, Решение ФАС РФ от 20.10.2014 по делу № К-1505/14.

[15] Например, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2015 N 13АП-8710/2015 по делу № А56-75576/2014, Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 26.08.2015 по делу № А59-2287/2015.

[16] Например, Постановление ФАС РФ от 09.06.2015 по делу № К-1048/14/АК286-15, Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.06.2014 по делу № А12-10595/2014.

К. Г. Чагин, консультант по социальной политике Института экономики города (Москва),

Источник

Соисполнитель по государственному контракту в рамках Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе»

Соисполнитель по государственному или муниципальному контракту – это юридическое или физическое лицо, которое привлекается основным исполнителем по контракту для достижения тех целей, которые были обозначены при заключении самого контракта.

Привлечение соисполнителей по госконтракту

Если исполнителем по контракту выбрана организация, которая не обладает статусом субъекта малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организации, он имеет право принять такие организации для исполнения контракта. При этом если согласование привлечения соисполнителей из числа СМП и СОНКО было согласовано с самим госзаказчиком, последний имеет право включить такую закупку в перечень закупок, проводимых у СМП и СОНКО, и учитывать ее во всех подаваемых отчетах как пополняющую показатель деятельности по поддержке малого бизнеса и приравненных к ним организаций.

Если речь идет о квотировании закупок, проводимых у субъектов малого предпринимательства, то государственный или муниципальный заказчик имеет право обязать потенциального исполнителя по контракту привлекать соисполнителей из числа СМП и СОНКО. Такое требование обязательно должно быть сформулировано в документации о проводимой закупке.

В каком случае возможно

Привлекать соисполнителя по государственному или муниципальному контракту основной исполнитель вправе в следующих случаях:

Запрет на привлечение

С 25 мая 2017 года перечень случаев, когда привлекать субисполнителей по государственному или муниципальному контракту запрещено, существенным образом увеличился. Все указанные случаи включены в Постановление Правительства Российской Федерации №570, которое и вступило в силу в указанную дату. К числу основных случаев относятся все строительные работы, проводимые в отношении объектов капитального строительства, а именно:

Кроме того, сам заказчик имеет право на установку ограничений по привлечению соисполнителей, не обосновывая такое ограничение.

В случае если указанное значение меньше, заказчик вправе отказать в привлечении субисполнителей по контракту.

Порядок привлечения соисполнителей

Привлечение соисполнителя происходит двумя путями в зависимости от того, идет ли речь об изначальном требовании заказчика о привлечении субисполнителя, или такое действие со стороны основного исполнителя происходит после заключения контракта с последующим согласованием с самим заказчиком.

Если заказчик изначально требует привлечения субподрядчика или субисполнителя по контракту, установив такое требование в документации о закупке, алгоритм выглядит следующим образом:

В случае если заказчик не оговаривал возможности привлечения субисполнителей по контракту, но и не установил запрет на их привлечение, порядок действий будет выглядеть следующим образом:

Источник

В каком случае возможно привлечение соисполнителей по договору, заключенному в рамках федерального закона 44-ФЗ?

На основании ФЗ-44 заказчик может установить требование об обязательном привлечении победителем закупки соисполнителей, субподрядчиков из числа субъектов малого бизнеса и социально ориентированных НКО. Это нужно заказчику для выполнения минимальных лимитов по привлечению СМП к исполнению государственных контрактов за текущий год. Но не во всех закупках предусмотрена такая обязанность, и подрядчику может потребоваться соисполнитель.

Кто такой соисполнитель по госконтракту

Соисполнителем по государственному контракту становится сторонняя компания, которая привлекается исполнителем для полного или частичного исполнения обязательств перед заказчиком.

Привлечение сторонних организаций при реализации госконтракта по 44-ФЗ наиболее распространено:

Привлечение соисполнителей позволяет исполнителю получить содействие от сторонней организации в процессе исполнения государственного контракта.

В каком случае возможно привлечение

С опорой на положения Гражданского кодекса исполнитель может привлекать соисполнителей, если такое право предоставлено ему контрактом. Заказчик может гарантировать исполнителю данное право в любом контракте. Это прописано в ст. 780 Гражданского кодекса.

Заказчик учитывает долю данных закупок в годовом объеме закупок у СМП и отчитывается по ней, поэтому он строго контролирует соблюдение нормативов.

Порядок привлечения

В случае если цена контракта превышает стоимость, которая установлена Постановлением Правительства от 2013 года №775 «Об установлении начальной максимальной цены контракта при осуществлении закупки товара, работы и услуги….», заказчик должен прописать в контракте обязанность исполнителя предоставить информацию обо всех соисполнителях, которые подписывают договоры с ним, если цена подписанного контракта составляет 10% и более от цены контракта.

В Постановлении Правительства №1466 от 2016 года прописаны типовые условия контрактов с обязательным привлечением компаний из числа СМП и СОНКО. Для подтверждения выполнения своих обязательств победителю следует направить письмо заказчику о привлечении субподрядчика.

Информация о привлечении соисполнителя передается заказчику в течение 10 дней после подписания договора исполнителя с соисполнителем. За непредоставление информации в отношении исполнителя могут начисляться штрафные санкции в виде пени за каждый день просрочки. Также сведения о нарушении исполнителем своих обязательств передаются в ЕИС.

По ч. 1 ст. 770 Гражданского кодекса согласовывать соисполнителей победитель обязан только при выполнении научно-исследовательских работ.

Для согласования соисполнителя исполнитель направляет заказчику письмо с указанием:

Возможен ли запрет на привлечение соисполнителей: что говорит закон

Вопрос правомерности запрета на привлечение соисполнителей в ходе исполнения госконтракта является спорным. Закон 44-ФЗ напрямую это никак не регулирует. Во избежание обжалования проведенной закупки заказчику не рекомендовано включать в закупочную документацию и проект контракта требования о привлечении субподрядчиков и соисполнителей, а также условия о согласовании указанного привлечения. К таким рекомендациям пришли представители контролирующих ведомств. Они основывали свою позицию на нижеуказанных положениях законодательства.

По п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ установлено, что в описании объекта закупки должны включаться его функциональные, качественные, технические и эксплуатационные характеристики. В описание объекта не должны включаться требования, которые могут повлечь ограничение количества участников.

На основании ч. 3 ст. 33 44-ФЗ в документацию не допускается включать требования к наличию у участника определенного оборудования, опыта работы, производственных мощностей и численности персонала.

На основании ч. 6 ст. 31 44-ФЗ заказчик не вправе прописывать требования к участникам в обход положений 44-ФЗ. При этом в ст. 31 44-ФЗ не указано требование к участникам о том, что исполнитель обязан исполнить все работы лично, а также не установлен запрет на привлечение субподрядчика. Тогда как требования к участникам, перечисленные в данном законе, являются исчерпывающими и не могут быть дополнены заказчиками.

Ч. 23 ст. 34 44-ФЗ косвенно указывает на право исполнителей привлекать соисполнителей, так как в данной статье только закрепляется обязанность поставщика предоставлять информацию обо всех соисполнителях по госконтракту, если цена договора с ними превышает 10% от НМЦК.

Нельзя забывать о 135-ФЗ «О защите конкуренции». В ч. 1 ст. 17 данного закона указано на запрет действий, которые могут привести к недопущению до участия в торгах, ограничению или устранению конкуренции.

Аналогичные решения ФАС принимала по делу №К-1048/14/АК286-15 от 2015 года, №К-526/14 от 2014 года. В решении №2-57-8911/77-14 от 2014 года Московская УФАС пришла к выводу, что требования об оказании услуг собственными силами влекут за собой ограничение количества участников электронного аукциона, поэтому они противозаконны. Но сложившаяся судебная практика указывает на диаметрально противоположную позицию. Она оставляет за заказчиком право на установление ограничений к исполнению госконтракта без привлечения субподрядчика.

На основании ч. 1 ст. 2 44-ФЗ в законодательстве о контрактной системе приводится отсылка, что при закупках должны учитываться положения Гражданского кодекса. На основании п. 1 ст. 706 ГК исполнитель наделен правом на привлечение соисполнителей, если из договорных обязательств не вытекает иное. Таким образом, Гражданский кодекс указывает на право заказчика включения в контракт требования о личном исполнении контракта.

Сторонники данного подхода указывают и на то, что в 44-ФЗ не установлен прямой запрет на привлечение соисполнителей. Так, например, по решению 13 арбитражного апелляционного суда от 2015 г. №13АП-8710/2015 по делу №А56-75576/2014 суд пришел к выводу, что заказчик вправе указать в закупочной документации требования о выполнении работ без субподрядчика.

В решении Арбитражного суда РК от 2014 года по делу №А22-4831/2014 суд пришел к выводу, что заказчик правомерен в установлении запрета, так как предметом спорной закупки стало высокотехнологичное оборудование, и целесообразно, чтобы все этапы контракта (монтаж, пуско-наладка и ввод в эксплуатацию) были реализованы одним лицом.

При принятии подобного рода решений суды ссылаются на постановление Президиума ВАС РФ от 2010 года №11017/10. Здесь сказано, что запрет на привлечение соисполнителей является условием об исполнении договора подряда после проведения закупки и не связан с требованиями к участнику на момент проведения аукциона.

Таким образом, вопрос об установлении ограничений на привлечение субподрядчиков при исполнении контракта является спорным. С большей долей вероятности ФАС посчитает это нарушением норм 44-ФЗ и 135-ФЗ, а на заказчика пожалуется один из участников закупки. Но такое решение вполне можно обжаловать в судебном порядке и отменить его.

В данном документе указаны работы, которые исполнителю необходимо выполнить самостоятельно, а также изменения в части определения штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств по договору. В список вошли 34 пункта, включающие подготовительные, земляные работы, инженерные работы, инженерную защиту, сварные работы, устройство кровли, фасадные, отделочные работы, устройство слаботочных, сантехнических, трубопроводных, электротехнических систем, монтаж технологического оборудования, устройство наружных сетей водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, сетей канализации, устройство автодорог, трубопроводов, туннелей, гидротехнические работы, работы по благоустройству и пр. Заказчик обязан включить в тендерную документацию работы, которые выполняются исполнителем самостоятельно. До июля 2018 года объем работ, которые исполнитель выполнил сам, не мог быть менее 15%, после указанного периода – не менее 25%.

Также по новому Постановлению были введены санкции за нарушение условий о запрете субподряда. Штраф составляет 5% от стоимости исполненных субподрядчиком работ.

Таким образом, практика привлечения соисполнителей является весьма распространенной в рамках контрактной системы по 44-ФЗ. Привлечение соисполнителей может стать обязательным, если речь идет о реализации контракта с необходимостью передачи части работ участникам СМП и СОНКО. Запрет заказчика на привлечение соисполнителей может трактоваться, как нарушение антимонопольного законодательства и как нарушение конкуренции.

Источник

Как заключить договор возмездного оказания услуг

Разбираемся с юристом

Договор оказания услуг часто путают с договором подряда. Один договор подразумевает процесс, другой — результат. Разница в одном слове, но от него может зависеть успех всего предприятия.

Например, заказчик хочет получить услуги наружной рекламы, а вместо этого подписывает договор подряда на производство рекламного баннера. Заказчик хочет дизайн, рекламное место и реакцию потребителей. Вместо этого он получит просто распечатанное полотно.

В этой статье я расскажу, как отличить услуги от подряда и подписать именно договор оказания услуг. Это полезно предпринимателям и частным лицам, которые заказывают услуги у других или оказывают услуги другим компаниям. Следите за формулировками: однажды они уберегут вас от суда.

Что вы узнаете

Понятие договора возмездного оказания услуг

По договору возмездного оказания услуг исполнитель оказывает, а заказчик оплачивает услугу. Эту услугу обязательно указывают в договоре — она называется «предмет договора». По отношению к некоторым услугам действуют дополнительные требования к договору.

Например, в договоре о реализации туристского продукта должны быть указаны: общая цена туристского продукта в рублях, порядок и срок предъявления претензий, условие выдачи документа о бронировании и получении места в гостинице.

Как отличить услуги от подряда

Здесь не все так просто. Обучать английскому языку — это услуги (потому что процесс). Но и «научить английскому» — тоже услуги, хотя вроде формулировка совершенного вида. Результат подряда должен иметь какое-то материальное воплощение — чтобы его можно было пощупать. Это, например, монтаж оборудования, строительство дома или прокладка сетей.

В услугах тоже часто есть какой-то материальный результат. Поэтому иногда возникает путаница. Например, один суд решил, что уборка урожая с полей — это услуги, а другой — что подряд.

В одном деле суд признал, что инструментальное обследование участков нефтепровода — это услуга, хотя важен именно результат. Но этот результат нельзя пощупать.

Поэтому суды ввели дополнительный критерий — результат услуги неотделим от процесса ее оказания. Предоставление услуги и ее потребление часто происходит одновременно. Например, услуги уборки потребляются в момент уборки, а охраны — в процессе охраны.

Иногда одну и ту же сделку можно оформить как подряд или как услуги. Например, ремонт автомобиля можно оформить договором подряда или договором оказания услуг.

Отличие договора оказания услуг от договора подряда. Договоры подряда и услуг во многом похожи, но дьявол в деталях. Если знать особенности, можно сделать сознательный выбор, что нужно для бизнеса: работы (подряд) или услуги.

В договоре подряда обязательно должен быть срок, а в договоре возмездного оказания услуг — нет. Договор услуг можно заключить на неопределенный срок. Если заранее неизвестно, сколько времени уйдет на задание, лучше заключать договор услуг, а не подряда.

Исполнитель работ (то есть подрядчик) по умолчанию вправе привлекать к работе третьих лиц — субподрядчиков. Запрет на их привлечение должен быть прямо указан в договоре. С услугами все наоборот — по умолчанию исполнитель не может привлекать других лиц. Разрешение на это должно быть прописано в договоре.

По договору подряда исполнитель должен передать работу по письменному акту. Исполнитель тоже может передать услуги по акту, но не обязательно, а по соглашению сторон.

При подряде стороны подписывают акт после того, как подрядчик завершит работу. Результат этой работы можно передать физически: из рук в руки или, например, перерезать ленточку перед построенным домом.

С услугами сложнее. Момент, когда стороны подписывают акт, зависит от характера услуг. Например, услуги охраны предоставляются ежедневно, а маркетинговый анализ рынка — по окончании исследования.

По закону подрядчик может не исполнить договор, только когда работу нельзя завершить по обстоятельствам, которые от него не зависят. Например, если заказчик не передал вещь, которую нужно отремонтировать, или если перепланировка дома может его разрушить.

Пока заказчик не принял результат подряда, риск повреждения работы несет подрядчик.

Исполнитель услуг может отказаться от договора без объяснений, если возместит заказчику убытки. Если от договора откажется заказчик, он должен возместить расходы исполнителя.

В каких случаях составляется

Договор возмездного оказания услуг составляется, когда важны сами действия исполнителя, но при этом нельзя гарантировать результат. Нельзя пощупать услуги и отделить результат от процесса их оказания.

Например, в услуге фаер-шоу для заказчика важен процесс представления. А в подряде на строительство важен результат — построенный дом.

В отличие от подряда, в договоре возмездного оказания услуг может не содержаться условия о сроке. Договор услуг можно заключить на неопределенный срок. Если заранее неизвестно, сколько времени уйдет на задание, лучше заключать договор услуг, а не подряда.

Какие виды услуг можно оформить

В законе прямо сказано, что деятельность в сфере связи, медицины, ветеринарии, обучения, туризма, аудита, консалтинга и информирования — это услуги.

Договором можно оформить и другие услуги, например юридические, бухгалтерские, риелторские, психологические, экскурсионные, консультационные и патронажа. Нет исчерпывающего перечня услуг.

Не являются услугами:

Кто может быть участником

В договоре возмездного оказания услуг две стороны:

По общему правилу участниками договора возмездного оказания услуг могут быть любые лица: граждане, организации, органы власти. Иногда закон устанавливает дополнительные требования к участнику договора. К примеру, исполнителем по договору оказания медицинских услуг может быть только лицо, имеющее лицензию.

Если в договоре не указано, что исполнитель имеет право привлекать третьих лиц, то он должен лично оказать услугу. Этот запрет не относится к работникам исполнителя, которые трудятся по трудовому договору.

Например, предприниматель заключил с образовательным центром договор оказания услуг профессиональной переподготовки. Этот центр может поручить исполнение договора работающим в нем педагогам, но не может привлечь к переподготовке местный вуз.

Обычно суды закрывают глаза на привлечение помощников, если заказчик принял услугу, а в договоре не было явного запрета. Но лучше прямо указать, что исполнитель вправе привлекать других лиц, или, наоборот, запретить это.

Форма договора

Специальных требований к форме договора возмездного оказания услуг закон не устанавливает.

Сделки юрлиц между собой и с физлицами вне зависимости от суммы сделки должны совершаться в простой письменной форме. Сделки физлиц на сумму свыше 10 000 Р также должны совершаться в простой письменной форме. Удостоверять договор у нотариуса или регистрировать его в Росреестре не требуется.

Содержание договора

Допустим, мы определились, что нам нужна услуга. Составляем договор. Вот что в нем должно обязательно быть.

Стороны. О заказчике и исполнителе в договоре возмездного оказания услуг должны быть следующие сведения:

Предмет и общие условия договора. Предмет договора — это сама услуга, которую будем оказывать. Ее можно сформулировать двумя способами.

Первый — указать наименование услуги или сферу, в которой она должна быть оказана:

«Юрист обязуется представлять интересы Доверителя в Арбитражном суде Курской области по делу о взыскании убытков».

Это удобный способ, если заранее неизвестно, какой объем услуг и какие конкретно действия потребуются от исполнителя. Например, заранее неизвестно, сколько судебных заседаний будет по делу, потребуется ли готовить дополнительные письменные пояснения и нужно ли участвовать в апелляции.

При этом часто возникают споры, что конкретно должен был сделать исполнитель. Здесь может помочь переписка, сложившиеся отношения между сторонами и общепризнанные стандарты работы. Но не всегда.

Такой способ не подходит, если содержание услуги можно трактовать по-разному. В этом случае надо перечислить конкретные действия исполнителя:

Этот вариант позволяет лучше контролировать исполнителя, но ограничивает его свободу. Поэтому лучше комбинировать оба способа. В одном из дел Конституционный суд указал, что нельзя поставить оплату услуг в зависимость от результата.

Часто результата нельзя достичь по объективным причинам или по вине заказчика. Например, нельзя лишить репетитора гонорара из-за того, что ленивый ученик получил плохую оценку. Лучше обозначить цель заключения договора:

«Договор заключается для подготовки ученика к Единому государственному экзамену по литературе».

Это поможет определить добросовестность исполнителя. Например, родители не хотят оплачивать курсы подготовки к ЕГЭ, потому что ребенку не рассказали про творчество К. Воннегута. Центр подготовки это легко оспорит: творчество Воннегута не входит в программу ЕГЭ.

Также важно определить объем оказываемых услуг. Объем услуг помогает рассчитать сумму вознаграждения, если услуги оказаны не полностью.

Если предмет договора можно оценить количеством, лучше это сделать. Например, обозначить количество посетителей мероприятия, частоту и продолжительность трансляции рекламных роликов, перечень объектов уборки.

Сначала читать, потом подписывать

Права и обязанности сторон. Обычно в договорах оказания услуг много обязанностей исполнителя и две обязанности заказчика: принять и оплатить услугу. Это не всегда правильно.

Заказчик — помощник исполнителя. Например, когда внедряется новое программное обеспечение, важны совместные усилия исполнителя и заказчика. Исполнитель тестирует технику, настраивает программы, дает рекомендации и обучает персонал. Заказчик предоставляет свои компьютеры и доступ в информационные базы, получает лицензии. Исполнителю лучше заранее указать, что потребуется от заказчика: передать документы, оформить пропуска или предоставить информацию.

Если договор нельзя исполнить по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме. Это правило можно изменить в договоре: например, указать, что исполнитель может оставить у себя только предоплату.

На практике, чтобы взыскать стоимость неоказанных услуг, исполнитель должен активно требовать от заказчика выполнить свои обязательства.

НИИ должен был проконсультировать заказчика по бурению скважин, но не смог это сделать, потому что заказчик не сообщил геологические данные. Институт попытался взыскать стоимость своих услуг, но суд ему отказал. По мнению суда, институт должен был обратиться к заказчику с письменной просьбой сообщить эти сведения.

Сдача-приемка услуг. Чтобы избежать споров, лучше заранее согласовать порядок приемки услуг.

Стороны могут договориться об оплате после предоставления документов, которые составляет исполнитель: письменных консультаций, разъяснений, проектов договоров и жалоб. Это поможет структурировать договорные отношения.

Даже если услуги не предполагают никаких документов, можно предусмотреть, что исполнитель передает заказчику акт оказанных услуг. После оказания услуги исполнитель составляет акт, подписывает его со своей стороны и направляет заказчику. Факт передачи акта фиксируется почтой или экземпляром акта с подписью заказчика.

Акт фиксирует факт завершения услуг. Момент подписания акта зависит от процесса выполнения услуг.

Если услуги оказываются периодически, но не ежедневно, акт можно подписывать при каждом предоставлении услуги. Например, после каждого судебного заседания, в котором участвовал юрист.

Если услуги разбиты на этапы, акты можно подписывать после каждого этапа, а при полном исполнении договора подписать итоговый акт. Например, при диагностике организма можно подписывать акты анализа крови, ЭКГ, УЗИ и акт полного медосмотра.

Если услуги оказываются ежедневно, акты можно подписывать ежемесячно или каждые полгода. Не надо ежедневно подписывать акт об уборке помещения, достаточно раз в месяц.

Если услуги должны привести к какому-то результату, акт лучше подписать после его достижения, например после увеличения количества посетителей сайта.

При этом цена не является существенным условием договора возмездного оказания услуг. Даже если в договоре не будет указана цена услуги, он все равно будет признан заключенным.

В этом случае оплата должна производиться по цене, которая обычно взимается за аналогичные услуги.

Ответственность сторон. Если исполнитель не выполнит свои обязательства по договору возмездного оказания услуг, то он должен возместить заказчику возникшие в связи с этим убытки.

В состав убытков входит возмещение реального ущерба и упущенная выгода. Упущенная выгода — это средства, которые заказчик мог бы получить, если бы исполнитель добросовестно оказал услуги.

Если исполнитель не смог оказать услуги по вине заказчика, то услуги по договору подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено в самом договоре. Например, если заказчик сам не пускал на свою территорию уборщиков, договор клининга все равно подлежит оплате.

В случае, когда договор не выполнили по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, заказчик возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы, если в самом договоре не прописано другое правило.

Если же заказчик своевременно не оплатит услуги, то в дополнение к оплате он должен будет перечислить исполнителю проценты за неисполнение денежного обязательства. Если в договоре не указан размер процентов, то он считается равным ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.

Также стороны могут прописать в договоре неустойку. Например, если исполнитель вовремя не окажет услугу, то должен будет 0,05% от цены договора за каждый день просрочки.

Сроки. Договор оказания услуг можно заключить на неопределенный срок. Но, чтобы не возникало споров, лучше все равно обговорить это условие или установить промежуточные сроки.

Есть виды услуг, по которым срок должен быть согласован:

Такие договоры нельзя заключать на неопределенный срок.

Важно не перепутать срок действия договора и срок оказания услуг. Первый больше второго. В срок действия договора включается время для подготовки к оказанию услуг, уплата аванса, окончательный расчет по договору и обмен документами:

«Настоящий договор вступает в силу с 03 февраля 2018 года и действует до 06 мая 2018 года».

Срок действия договора нужен, чтобы заказчик мог внести предоплату, стороны подписали акт оказания услуг и сделали окончательный расчет.

Срок оказания услуг можно сформулировать по-разному:

Услуга должна быть оказана до 31.03.2018.

Исполнитель предоставляет услугу с 01.01.2018 в течение 2 календарных месяцев.

Исполнитель должен убрать помещение до начала отопительного сезона.

Исполнитель предоставляет услугу в течение 2 календарных месяцев после уплаты заказчиком аванса.

Исполнитель предоставляет консультации в течение 2 рабочих дней после поступления запроса.

Даже если установить прямой срок не получается, его все равно желательно как-то определить. Это поможет избежать лишних споров.

Также можно добавить промежуточные сроки. Они чаще применяются в договорах подряда. Но их можно указать и в договорах оказания услуг.

Для этого надо разбить процесс оказания услуг на несколько этапов и определить, к какому сроку исполнитель должен выполнить каждый из них. Заказчику это поможет контролировать исполнителя, а исполнителю — получать подтверждение качества оказанных услуг.

Промежуточные сроки помогают определить размер оплаты, если услуги оказаны не полностью. Например, исполнитель качественно выполнил услуги в феврале, марте и апреле. А в мае и июне — нет. Ежемесячные промежуточные сроки позволят заказчику оплатить только 3 месяца.

Договор оказания услуг считается заключенным, даже если в нем нет срока исполнения.

Например, компания обратилась за услугами кейтеринга и организации поминального обеда. Заказчик заполнил опросник и перечислил предоплату, но потом передумал и попросил ее вернуть. В суде он заявил, что договор не был заключен, ведь стороны даже не согласовали сроки. Но суд отказал в иске — для услуг сроки не являются существенным условием.

По общему правилу, если в договоре нет срока, исполнитель должен выполнить его условия в течение 7 дней со дня, когда заказчик этого потребует.

Прочие условия договора. Также в договорах возмездного оказания услуг стороны часто согласовывают место оказания услуг и их качество. Эти условия помогают избежать лишних споров.

Для обозначения места оказания услуг можно указать конкретный адрес, поселение или регион. Если в договоре будет указано просто «на территории заказчика», то он сможет требовать, чтобы исполнитель оказывал услуги в филиале, который располагается в другой части страны.

Качество услуг — это их характеристики. Например, в договоре с репетитором английского языка можно указать, что он обучает на уровне «Threshold or Intermediate». Также можно прописать требования к исполнителю или его работникам. Например, что репетитор должен обладать уровнем владения английским «Mastery or Proficiency».

Часто заказчику важен не только результат, но и процесс оказания услуг. Например, в деловых и развлекательных мероприятиях заказчику интересен не сам факт их проведения, а процесс: качество еды, удобство помещения, развлекательная программа.

Даже если процесс исполнения безразличен, его лучше прописать, чтобы вовремя отследить нарушения.

Бланк и образцы договора. Чтобы у вас было все как надо, мы подготовили бланки договоров оказания услуг и подобрали их образцы из разных сфер деятельности.

Особенности заключения договора

Договор возмездного оказания услуг заключается и действует с момента подписания. Поэтому стороны могут заключить договор в январе и указать в нем, что услуги будут оказываться в декабре.

Как заключить договор. Чаще всего для заключения договора стороны подписывают несколько его экземпляров. Один экземпляр забирает заказчик, а другой — исполнитель. Также договор можно заключить путем направления предложения, содержащего все условия договора. Такое предложение называют офертой. Если другая сторона ответным письмом соглашается принять все предложенные условия, то договор также считается заключенным. Такое письмо называется акцептом.

Особенности рамочного договора оказания услуг. Часто стороны заключают рамочный договор возмездного оказания услуг. Рамочный договор — это документ, который определяет договоренность сторон о том, как будет происходить их сотрудничество. В таком соглашении стороны указывают, как будут оказываться услуги, порядок их принятия и оплаты. В рамочном договоре нет указания на конкретную услугу, которую исполнитель должен оказать заказчику. Чтобы заказать конкретную услугу, заказчик направляет исполнителю заявку.

Риелтору периодически требуется оценивать элитную недвижимость. Для этого риелтор заключает с оценщиком рамочный договор на два года. В этом договоре стороны заранее согласовали тарифы и порядок взаимодействия. В случае, когда риелтору потребуется оценить недвижимость, он направит оценщику заявку.

Подготовить акты. Форму акта оказания услуг лучше сразу приложить к договору. Обязательной формы акта нет, но на практике есть ряд требований к его содержанию. Суды требуют, чтобы в акте были определены стоимость, объем и вид услуг.

Прекращение договора возмездного оказания услуг

Договор возмездного оказания услуг прекращает свое действие в трех случаях:

Исполнение договора. Если договор исполнен и у сторон нет претензий друг к другу, то лучше подписать акт оказания услуг.

Момент, когда стороны подписывают акт, зависит от характера услуг. Например, услуги охраны предоставляются ежедневно, а маркетинговый анализ рынка — по окончании исследования. Даже если стороны составляли промежуточные акты, при полном исполнении договора можно подписать итоговый акт. В нем надо указать, что исполнитель в полном объеме оказал услуги, а заказчик выполнил свои финансовые обязательства.

Расторжение договора. Бывают ситуации, когда заказчик и исполнитель приходят к решению расторгнуть договор. В таких случаях составляют соглашение о расторжении договора. В соглашении указывают, с какого момента договор прекращает действовать и должны ли стороны произвести между собой взаиморасчеты.

Предусмотреть случай неисполнения договора. Не все договоры исполняются. Заказчик может потерять интерес к услуге, а исполнитель получить более выгодное предложение. Чтобы подстраховаться, исполнителю достаточно согласовать предоплату по договору. Заказчику же надо детально продумать условия договора.

Отказ от договора. Отказаться от договора оказания услуг проще, чем от подряда. Исполнитель должен возместить заказчику убытки, которые связаны с его отказом от договора.

Если от договора откажется заказчик, он должен возместить расходы исполнителя. Надо понимать, что по закону от договора оказания услуг достаточно легко отказаться. Поэтому если важно, чтобы договор сохранялся при любых обстоятельствах, можно предложить контрагенту другой порядок. Например, что отказаться от договора можно, только заплатив определенную сумму.

Пример расчета компенсации за отказ от договора

РасходыЕсли от договора отказался заказчикЕсли от договора отказался исполнитель
Расходы на медикаменты20 000 Р
Транспортные расходы15 000 Р
Привлечение внешних исполнителей13 000 Р
Потерянный доход10 000 Р

Распределить риски. Бывает, что договор нельзя исполнить по независящим от сторон обстоятельствам. Например, ледяную скульптуру не получилось доделать из-за резкого потепления.

По закону если никто не виноват, но исполнить договор нельзя, заказчик возмещает исполнителю его расходы. То есть исполнитель рискует не получить полную стоимость услуги, а заказчик — остаться без услуги и при этом компенсировать расходы.

В договоре стороны могут сами установить последствия непредвиденных обстоятельств. Для этого надо подумать, что может пойти не так и на ком будет риск. Обычно риски перераспределяют, чтобы уговорить другую сторону подписать договор или чтобы подстраховаться самому.

Порядок разрешения споров

В процессе исполнения договора могут возникнуть споры между заказчиком и исполнителем.

Какие споры могут возникнуть. Чаще всего исполнители предъявляют претензии к заказчикам по поводу:

В свою очередь, заказчики предъявляют к исполнителям претензии по поводу:

Досудебное урегулирование спора. Все претензии к другому участнику сделки лучше оформлять письменно. Письменная претензия будет доказательством того, что у стороны действительно были замечания к другой стороне и она пыталась мирно разрешить спор.

Вот случаи, когда подать претензию необходимо до предъявления иска в суд:

Встречаются еще другие примеры, когда обязательно соблюсти претензионный порядок, а вообще претензию имеет смысл писать в любом случае. На практике после получения претензии стороны часто договариваются без суда.

Претензия — это способ решить спор мирно. Ее текст должен состоять из требования и срока его исполнения. Еще в претензии указывают, что в&nbsp суд.

Направить досудебный документ можно:

В любом из вариантов у вас на руках должна сохраниться копия направленного документа. Доказательство направления тоже нужно сохранить. Это может быть почтовая квитанция, талон курьерской службы или штемпель о получении.

Договор возмездного оказания услуг может содержать дополнительные условия о претензионном порядке. Например, там прописывают допустимые способы направления претензии или срок со дня направления претензии, по истечении которого допускается обращение в суд.

Суд. Если переговоры не помогают, то за разрешением спора обращаются в суд. В России две системы судов: суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Чтобы определить, в какой суд обращаться, сначала определяют, кто стороны спора. Суды общей юрисдикции рассматривают споры между физическими лицами. Так на языке юриспруденции называются люди, которые не занимаются предпринимательством. В арбитражных судах судятся организации и индивидуальные предприниматели по экономическим спорам.

Если хотя бы одна из сторон — физическое лицо, дело должно рассматриваться в суде общей юрисдикции.

Чаще всего в исковом заявлении стороны договора возмездного оказания услуг просят взыскать неустойку или убытки. Например, если исполнитель уже оказал некачественные услуги, скорее всего, проще взыскать с него деньги и обратиться к другому исполнителю.

Какие ошибки чаще всего делают в договоре

При заключении договора стороны иногда допускают ошибки, которые могут привести к финансовым потерям.

Используют непонятные формулировки. При описании услуги стороны используют непонятные и абстрактные формулировки: «исследование рынка», «продвижение товара», «консультационные услуги». Такие выражения не раскрывают суть и нюансы согласованной услуги. В результате исполнитель может оказать не ту услугу, которую хотел получить заказчик. В свою очередь, заказчик откажется оплачивать услугу, между сторонами возникнет спор, который может дойти до суда.

В одном деле исполнитель с заказчиком заключили договор об инжиниринговых и консалтинговых услугах, но не уточнили, что будет в них входить. Исполнителю перечислили аванс, потом что-то пошло не так, и заказчик попросил деньги вернуть. Исполнитель отказался, заказчики пошли в суд. Суд не смог понять, что такое инжиниринговые и консалтинговые услуги, и встал на сторону заказчика: признал предмет договора несогласованным и взыскал с исполнителя полученный ранее аванс. Мол, непонятное наименование услуг — возвращай все как было.

Чтобы этого избежать, следует указать в разделе «Предмет договора» именно то действие, которое исполнитель должен оказать. Например, вместо «исследование рынка» лучше написать «определение покупательского спроса на перечисленные в Приложении № 1 к настоящему договору товарные марки на территории Ставропольского края по методике, изложенной в Приложении № 2 к настоящему договору». Чем конкретнее будут сформулированы услуги, тем лучше. В разделе «Обязанности сторон» можно детально описать процесс оказания услуги.

Не составляют акты. Другая часто встречающаяся ошибка — стороны не составляют акт об оказании услуг или отражают в нем неполную информацию. Гражданский кодекс не требует составления акта оказанных услуг, но его отсутствие повышает вероятность спорной ситуации. Заказчик может настаивать на возврате средств, которые были перечислены исполнителю, или отказаться от оплаты услуг. Подписание акта фиксирует, что заказчик принял услугу и на момент подписания у него не было к ней замечаний. Если у заказчика есть какие-то замечания, их также можно отразить в акте.

Путают договор возмездного оказания услуг с договором подряда. Иногда стороны в спешке находят в интернете не тот шаблон договора — вместо договора оказания услуг используют договор подряда. Если такой договор попадет в суд, его оценят не по названию, а по смыслу. В результате произойдет путаница.

Например, исполнитель думал, что привлекать субподрядчиков можно в силу закона и поэтому не прописывал этот момент в договоре. В суде ему пояснили, что на самом деле он заключил договор оказания услуг и по закону не может привлекать соисполнителей, если иное прямо не прописано в договоре.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *