доклад о работе предприятия на совещание образец
Структура доклада и отчета (на совещании, заседании, конференции и т.д.)
Большое значение при проведении совещания придается подготовке основного доклада (отчета). Какой же может быть структура доклада? Прежде чем писать доклад, надо пройти «стадию планирования», т.е. определить содержание и приемлемую форму. Трудно давать рекомендации относительно содержания доклада, но в отношении формы — другое дело. На выбор формы, или структуры, влияют два фактора: цели документа и правила его оформления. Рассмотрим эти факторы.
Структура и цель.Составление служебных документов может преследовать две цели: первая — информирование, вторая — информирование и убеждение. Когда назначение документа — информирование, материалы располагаются в простом порядке, позволяющем доводить информацию ясно и четко, с минимальной вероятностью того, что читающий что-то перепутает. Беспорядочное перечисление фактов может привести к ошибке, поэтому очень важно, чтобы факты излагались в логической последовательности. Это может быть
— хронологическая последовательность событий;
— географическая последовательность (разобраться с районом А, прежде чем переходить к району В);
— степень важности (более важные факты упоминаются перед менее важными или наоборот).
Можно принять следующие логические построения: постановка проблемы — анализ проблемы — возможные решения — рекомендованное решение или предположение «если сделаем так-то и так-то, то. ») — очевидность (то, что доказывает предположение) — вывод — рекомендуемые действия или план действий — необходимость действий — возможные проблемы — ожидаемые выгоды — выводы-рекомендации.
Эти логические цепочки могут показаться простыми, и потому-то они так привлекательны. Опираясь на них, можно предложить несколько простых конструкций, соответствующих различным целям:
для доклада — описание событий в логической или хронологической последовательности; заключения (если требуются); рекомендации (если требуются);
для текущего отчета — констатация достижений к определенному времени; описание работы, которую осталось сделать; указание на проблемы, стоящие на пути завершения задания; определение путей решения проблем; рекомендации.
Если в докладе намереваются не просто провести аргументы, но сделать это способом, заставляющим прийти к определенным выводам и рекомендациям, существует правило: начать с более слабых аргументов и постепенно переходить к более сильным. Это может значит, что, например, если обсуждается некая программа действий, а автор доклада хочет противостоять ей, в докладе сначала должны быть рассмотрены аргументы в защиту данной программы, а затем противопоставлены им более сильные аргументы против. Такая последовательность естественно приведет к выводу, что одобрять программу действий не нужно. Аналогично, если на обсуждение было представлено несколько вариантов программы действии, доклад следует начинать с наименее желательных, которые отвергаются при помощи более веских аргументов против этих вариантов. Затем надо систематически рассмотреть оставшиеся варианты, отвергая их подобным же образом один за другим. Наконец, очередь доходит до самого желательного варианта, остающегося как бы одним-единственным, который логически должен быть принят.
Структура и образец.Итак, наибольшее влияние на структуру документа оказывает то, для какой цели он предназначен. Вторым определяющим фактором являются, как уже говорилось, правила оформления, которые зафиксированы в образцах. Образец отражают общую структуру и способы представления документа. В докладе необходимы следующие элементы:
· вступление — указание на сущность содержания документа, хотя бы в одном предложении;
· определение цели, т.е. отражение того самого существенного в документе, что объясняет его назначение;
· основная часть — изложение основных фактов;
· выводы (заключения), если они требуются, т.е. если цель документа — не только информирование, но и убеждение;
· рекомендации, если они требуются, т.е. если защищается некий план действий;
· резюме — краткое изложение сути документа, если он длинный или сложный (может быть помещено и в начале, и в конце).
Рассмотрим последовательно все элементы.
Вступление и определение цели. Назначение вступления — представить документ наиболее понятно и доступно.
Основная часть. Эта часть менее всего подчиняется образцу. В ней автору предоставляется полная свобода обращения с материалом для достижения своих целей. Некоторые указания, касающиеся того, как лучше сгруппировать материал, даны выше.
Выводы. Назначение этого элемента — свести воедино выводы, которые должны вытекать из основной части документа. Новые факты или аргументы здесь не приводятся. Все выводы представляют в виде простого списка четких положений.
Рекомендации. Рекомендации — это предложения относительно действий, которые, возможно, потребуются в результате сделанных выводов. Они должны, конечно, вытекать из этих выводов. Например:
1. Все существующие учебные материалы должны быть просмотрены и приведены в соответствие с учебными установками, данными в Приложении 2 доклада.
2. Ответственному за обучение необходимо разработать и предел курс по использованию методики раздельного обучения и обесш ознакомление с ней всего педагогического состава до конца года.
Резюме. Этот элемент, как правило, применяется при написании сложных докладов и сводит воедино основные положен] документа, включая выводы и рекомендации. Заголовок и резюме должны давать достаточно ясное представление об основном содержании документа. По этой причине, возможно, резюме лучше помещать не в конце, а в начале.
Правила написания служебных документов.Написание доклада или какого-то иного сложного документа — работа благодарная. Систематизация информации в сжатой, логичной форме и в соответствии с вашими целями оттачивает ум. Три основные характеристики доклада, как и любого функционального документа, это ясность, краткость, точность.
Ясности можно достичь различными путями. Необходимая основа для этого — четкая структура, даже в таком простом документе, как письмо. В более сложных документах хорошую помощь окажут четкие заголовки, система нумерации разделов и абзацев, перемещение деталей из основной части в приложение.
Заголовки. Заголовок — неотъемлемая часть документа. Многие заголовки — стандартные, отражающие построенную по типовым образцам конструкцию документа. Часто в документах используют следующие заголовки: «Введение», «Резюме» (или «Краткое содержание»), «Выводы», «Рекомендации».
Существуют оптимальные заголовки, которые используются в очень сложных и очень формализованных документах. Многие из них появляются сразу же в начале документа. Например, если есть ссылки на какие-то другие документы, может понадобиться заголовок «Ссылки». «Благодарность» («Выражение признательности») потребуется, если вы захотите выразить благодарность тем, кто помогал вам в подготовке материалов.
Если документ длинный, может понадобиться заголовок «Содержание», под которым аккуратно перечисляются подзаголовки и номера страниц. Иногда для содержания требуется отдельная страница.
Нумерация разделов. Как автору, так и читающему может понадобиться быстро отыскать какой-то раздел документа. Для этих целей предназначена система нумерации. Она поможет также подчеркнуть структуру документа, а значит, сделать его более ясным. Как минимум должны быть пронумерованы заголовки и подзаголовки. Чтобы упростить обращение к абзацам, могут быть пронумерованы и они.
Подбор слов. Используйте самые простые слова. Избегайте незнакомых слов, жаргона, а также сомнительных и двусмысленных фраз. В служебном документе (отчете) не должно быть латинских выражений или малоизвестных терминов. Все аббревиатуры должны быть объяснены или в Списке сокращений, помещаемым в начале документа, или в расшифровке при первом их употреблении. Некоторые сокращения и жаргонные выражения, конечно, могут быть понятны всем в пределах вашей организации, и вам судить, что из них приемлемо. Но при отправлении документа во внешнюю организацию требуется повышенное внимание. Правило гласит: если есть сомнение в слове — не применяйте его, но если очень нужно — хотя бы объясните.
Структура абзацев (параграфов) также заслуживает внимательного рассмотрения, поскольку она может способствовать ясности или препятствовать ей. Каждый абзац связан с определенным аспектом основной темы. В абзаце каждое предложение должно отражать именно эту тему и никакую другую. Предложения должны строиться в логической последовательности, способствуя ясному проведению мысли. В каждом абзаце первое предложение — решающее: в нескольких словах надо дать точное представление о том, какой аспект основной темы разрабатывается в данном абзаце.
Структура предложений подчиняется простейшим правилам. Два или три первых слова сейчас же дают понять, о чем предложение. Для усиления воздействия следует ставить главные слова в предложении (особенно это касается длинных предложений или предложений, в которых несколько сопутствующих мыслей) в самом начале или в самом конце.
Правописание имеет существенное значение хотя бы потому, что при наличии грамматических ошибок именно они привлекают к себе внимание читающего, и отношение к документу попадает в зависимость от серьезности ошибок. По этой причине ошибок нужно избегать, по крайней мере, грубых! Внимательная и, по возможности, беспристрастная проверка — надежный способ избавиться от ошибок.
Стиль большинства, если не всех, докладов характеризуется краткостью. Достигается она использованием простых слов, простых выражений и простых, коротких предложений.
Длинные, бессвязные распространенные предложения совершенно неприемлемы. Следует стремиться к тому, чтобы в предложении было не больше двадцати слов, но излишний педантизм здесь не нужен. Если в предложении больше тридцати слов, чаще всего оно отражает больше одной мысли. Значит, его с успехом можно разделить на два предложения.
Что касается точности, то не надо представлять как факты свое мнение или свое отношение. Представляя свое мнение, необходимо стремиться к тому, чтобы оно со всей очевидностью вытекало из фактов, приведенных в документе, или подтверждалось ссылкой на внешний источник, авторитет которого вне сомнения. Это верно и для всех выводов и заключений. Не подтвержденные со всей очевидностью, заключения и выводы становятся голословными утверждениями, уязвимыми для возражений и противопоставлений.
Черновик и работа над ним.Первая стадия написания доклада или отчета — это всегда подбор материала и определение основных пунктов. Однако не следует подбирать слишком много материала. Отбросьте факты, без которых можно обойтись. Напишите на черновике заголовки по своему плану и подведите каждый из определенных ранее пунктов под соответствующий заголовок. Эта деятельность должна четко регламентироваться по времени. Вторая стадия — написание первого черновика. Изложите альтернативные линии документа, оставив при этом место для изменений и добавлений. Проработав черновик, вы увидите, что нужно оставить, а что — выбросить. Если есть время, отложите этот текст на день или два. Третья стадия — написание второго черновика, проверка фактов, их уместности. Затем отложив текст доклада на несколько дней, вы сможете проглядеть его потом свежим глазом. Проверьте, вытекают ли выводы из приведенных фактов. Где только можно, упростите язык. Просмотрите, легко, плавно ли идет чтение. Предложения должны быть короткими, без орфографических, грамматических, пунктуационных ошибок. Проверьте правильность всех данных. Проверьте, соответствуют ли заголовки содержанию. Убедитесь, что все написанное соответствует предмету и назначению доклада.
Однако управление — наука прагматическая, и нельзя, чтобы «лучшее» стало врагом «хорошего». О ценности каждого листка служебной документации судят не по его элегантности и не по словесной изящности, а по результативности его воздействия на практическую деятельность.
Разговор на языке цифр.Руководителю часто приходится пользоваться языком цифр. И в письменных докладах, и в устных выступлениях авторы широко используют количественные данные для подтверждения своих позиций. Однако плохо представленные цифры никакого подтверждения не обеспечат, а наоборот, затуманят ваши предложения. Бывает, что цифры пугают и ослепляют. Колонны цифр могут быть попросту устрашающими, графики не всегда понятны, поэтому нет ничего странного в том, что многие «отключаются» перед лицом количественных данных. В этом случае общение с аудиторией разрушается.
Может быть, дело в том, что выступающий (или автор доклада) позволяет цифрам говорить самим за себя, однако при этом не всегда достигается нужный эффект. Поэтому читающим или слушающим доклад приходится самим интерпретировать цифровые данные, сопоставлять их и т.д. Не у всех читающих или слушающих доклад есть время, склонности и, может быть, необходимое умение для того, чтобы разобраться во всем этом, и они полностью правы в том, что считают представление цифровых данных в приемлемой форме обязанностью автора
Так же, как вы шлифуете слова, когда пишете черновик доклада, нужно шлифовать цифровые данные. Однако речь не идет о том, чтобы все упростить. От вас требуется выбрать наиболее эффективный способ представления цифр, так чтобы читающий или слушающий доклад пришел к тому заключению, которое вам требуется.
Venngage Blog
Venngage Infographics
Более 50 редактируемых шаблонов годовых докладов, примеры и советы
Годовой доклад — это всеобъемлющий доклад об основных результатах деятельности компании или организации за прошедший год.
Подумайте вот о чем: годовой доклад — это идеальная возможность рассказать о деятельности вашей компании или организации. А хороший дизайн годового доклада помогает вести рассказ.
В большинстве случаев годовой доклад включает в себя:
(Подробнее о том, что следует включать в годовой доклад, вы можете узнать из нашего руководства по созданию годового доклада.)
Может показаться, что такая информация способна только нагонять скуку… Но это совсем не так!
Визуально привлекательный доклад легко привлечет и удержит внимание читателей. С помощью хорошего дизайна можно эффектно визуализировать любые данные, включить в доклад фирменную символику и передать дух компании.
Но что, если вы являетесь представителем небольшой компании или организация с ограниченным бюджетом на дизайн?
Возьмите за основу шаблон годового доклада с готовым дизайном
Вам не обязательно быть опытным дизайнером, чтобы создать запоминающийся доклад! Просто возьмите за основу шаблон годового доклада и вставьте в него свои данные, изображения, цвета, шрифты и другое элементы.
Предлагаем также прочесть статью с лучшими примерами оформления докладов за 2019 год. Вы найдете в ней много полезных рекомендаций.
А в настоящей статье мы собрали более 55 шаблонов годовых докладов, которые вы можете использовать прямо сейчас для создания превосходного доклада. Просто кликните по любому из представленных шаблонов, чтобы внести в него изменения в нашем онлайн-конструкторе докладов. Это легко сделать без каких-либо дизайнерских навыков.
1. Создайте обложку годового доклада, отражающую операционную деятельность компании
Что было главным в прошлом году? Что стало высшим достижением компании/организации?
Выберите для оформления годового доклада обложку, которая отражает основные события прошедшего года. Добейтесь того, чтобы сразу было понятно, о чем говорится в докладе. Дизайн обложки должен вдохновлять, чтобы хотелось ознакомиться с содержанием доклада.
Например, в этом шаблоне годового доклада используется тема морской линии. Размытый дымкой горизонт создает ощущение возможностей и целеустремленности.
2. Используйте привлекающий внимание цвет фона, чтобы сделать дизайн годового доклада занимательным
Цвет — это то, чего часто не хватает в дизайне годового доклада.
Выберите яркий цвет — это может быть один из цветов бренда или цвет, отражающий тему или «настроение» годового доклада, — и используйте его как цвет фона страницы. Для выделения текста можно использовать белые блоки-вставки.
Возьмем, к примеру, следующий шаблон годового доклада с зеленым фоновым изображением:
3. Используйте акцентные цвета для выделения важной информации
Для создания минималистичного дизайна годового доклада используйте нейтральный фон и яркие акцентные цвета для выделения важной информации. Вы можете выделить цветом ключевые слова, наиболее важные данные и заголовки.
Посмотрите, как голубой и розовый цвет используются в следующем шаблоне годового доклада:
4. Используйте шаблон доклада о статусе проекта, размеры которого соответствуют размерам слайдов PowerPoint
Многие компании проводят встречи по итогам года для обсуждения основных показателей, достигнутых результатов и целей. Создайте эффектную презентацию, способную удерживать внимание присутствующих на протяжении всей встречи.
Яркие цвета, градиенты, жирные шрифты, диаграммы, графики, изображения — все это элементы удачного дизайна презентации:
5. Создайте гармоничный макет доклада с помощью колонок
Процесс создания эффектного слайда для презентации годового доклада включает поиск оптимального соотношения между количеством текста и изображений. Разделение слайда по вертикали невидимой «линией» — отличный способ создания гармоничного дизайна.
Разместите диаграмму или фотографию по одну сторону от воображаемой линии, а текст — по другую. Например, вот так:
6. Добавьте иллюстративные элементы в заголовки разделов
Каждый раздел годового доклада посвящен отдельному вопросу. Для лучшей визуализации добавьте в заголовки изображения, иллюстрирующие содержание разделов.
Например, в этом шаблоне годового доклада розничной компании иллюстрации к заголовкам отражают ключевую информацию каждого раздела:
7. Используйте цветовые блоки для разбивки макета страницы
Если хотите подчеркнуть определенную информацию или разбить длинный текст на части, то это легко сделать с помощью цветовых блоков. Лучше использовать нейтральный цвет, на фоне которого текст будет хорошо выделяться. Хорошим выбором будет серый цвет или светлые оттенки других цветов.
В этом шаблоне годового доклада для создания различных макетов страниц использованы блоки красного и серого цвета:
8. Используйте цветовую разбивку, чтобы облегчить восприятие данных
Как правило, годовой доклад содержит очень много информации. В связи с этим удобочитаемость годового доклада зависит в первую очередь от дизайна.
Цветовая разбивка данных — это простой способ создать визуальные отметки, которые будут путеводителем для читателя. Выбирайте цвета, которые логически связаны с определенными типами данных.
Например, в этом шаблоне годового доклада для каждого канала в соцсети используется отдельный цвет. Все цвета являются брендовыми цветами соответствующих соцсетей, что облегчает восприятие информации:
9. Создайте шаблон типового отчета об эффективности сотрудника
Для создания объективных и сопоставимых отчетов об эффективности сотрудников важно придерживаться определенной структуры. Вот почему использовать шаблон типового отчета об эффективности сотрудника — это хорошая идея.
Простой макет таблицы будет весьма удачным решением. Вы сможете использовать цветовую разбивку колонок и разделов, чтобы сделать информацию удобочитаемой и понятной. Например, как в этом шаблоне отчета об эффективности сотрудника:
10. Используйте различные диаграммы и графики для представления данных
Когда нужно удержать внимание читателей во время ознакомления с объемными документами, такими как годовые доклады, ключ к успеху — в разнообразии. Используйте для представления данных разные типы диаграмм, инфографики и иллюстраций.
Например, всего на одной странице этого доклада по финансовому прогнозу представлены три типа диаграмм:
11. Используйте необычные макеты страниц
Если неотъемлемой частью вашего бизнеса является творчество, отразите это в дизайне годового доклада. Поэкспериментируйте с необычными макетами страниц и элементами дизайна. Наша статья с идеями для макета презентации может вдохновить вас на поиск оригинальных решений.
В следующем шаблоне годового доклада необычность оформления заключается в зигзагообразном расположении элементов и использовании пузырьковых диаграмм.
12. Используйте контрастные цвета, чтобы выделить данные и произвести впечатление
Сыграйте на контрасте темного и светлого для создания эффектного дизайна. Дело не только в том, что контрастные цвета хорошо смотрятся, но и в том, что они помогают выделять важную информацию.
Например, показатели, выделенные более жирным шрифтом, чем основной текст, сразу привлекут к себе внимание.
Посмотрите, как контрастируют темные и светлые цвета в следующем шаблоне годового доклада:
13. Используйте значки для выделения наиболее важных данных
Значки — это отличный инструмент для визуализации идей и выделения важных данных. Используйте значки для выделения точек данных на графиках и привлечения внимания к важным текстовым блокам.
Посмотрите, как используются значки на этом слайде годового доклада:
14. Используйте дизайн, который отражает дух бренда
Поскольку годовой доклад — это своего рода история о вашей компании, дизайн доклада должен отражать дух вашего бренда. И это не только присутствие в дизайне цветов бренда. Вы также можете использовать шрифты и изображения, отражающих дух бренда.
Возьмем, к примеру, этот легкий и веселый дизайн годового доклада. Оформление с округлыми шрифтами и множеством значков отлично вписывается в концепцию бургерной для семейного отдыха:
15. Используйте целую страницу для визуализации данных
На примере годового доклада «Хорватской почты» хорошо видно, насколько интереснее и привлекательнее выглядит годовой доклад, если визуализированные данные занимают целые страницы.
Возьмите важный набор данных — например, прирост капитала компании за прошедший год — и представьте его с помощью креативной визуализации. Это отличная возможность использовать такие направляющие внимание элементы дизайна, как значки, диаграммы, рамки и контрастные цветовые решения.
16. Используйте яркие цветовые решения для привлечения внимания читателя
Не обязательно использовать нейтральные цвета или корпоративно-синий просто потому, что так делают все. Покажите уникальность своей компании, использовав яркие, насыщенные цвета в дизайне годового доклада.
Возьмем, к примеру, этот шаблон годового доклада с ярко-желтой цветовой схемой:
17. Используйте тематическое фоновое изображение для создания привлекательного дизайна доклада
В истекшем году ваша команда ставила перед собой амбициозные цели? Количество сотрудников компании превысило население небольшой деревни? Используйте в дизайне доклада изображения, которые символизируют собой эти достижения.
Посмотрите, например, как привлекательно смотрится фоновое изображение с облаками в следующем шаблоне доклада:
18. Используйте простые диаграммы для резюмирования данных
Хорошая диаграмма может донести нужную информацию за пять секунд и менее. Если у вас большое количество данных, которые нужно включить в доклад за истекший год, сделайте данные ведущим элементом дизайна, заполнив доклад простыми, но полезными диаграммами.
Например, в этом шаблоне годового доклада на одной странице использованы три диаграммы:
19. Вынесите на первый план то, что действительно важно для вашего бренда
OzHarvest — некоммерческая организация, перераспределяющая еду из ресторанов и других заведений быстрого питания на благотворительные цели. Представители OzHarvest хотели ознакомить заинтересованных лиц со своей миссией, ключевыми принципами и основными показателями деятельности (например, количеством спасенных блюд).
С помощью крупного шрифта и креативных графических элементов, среди которых облака слов и диаграммы, представители OzHarvest вынесли ключевую информацию на передний план. Это хорошо показывает, что не нужно бояться занять слишком много места на странице.
20. Используйте слова и фразы в качестве дополнения к своим дизайнерским решениям
Если не знаете, с чего начать создание шаблона годового доклада, подумайте о словах и фразах, которые отражают миссию и культуру вашей компании, ваш подход к продукции.
Дизайнеров благотворительной организации Hall Family Foundation вдохновили волонтеры. А поскольку волонтеры являются основой любой некоммерческой организации, создать доклад на основе их слов — вполне логичное решение!
Дизайнеры Hall Family Foundation сосредоточились на нескольких глаголах, раскрывающих суть того, чем занимаются волонтеры. И, как можете видеть, эти глаголы проходят красной нитью через весь доклад и используются практически на каждой странице.
К тому же, выбранные глаголы вынесены на обложку годового доклада, так что читатель сразу знакомится с сутью деятельности организации. Это отличный способ представить читателям ценности компании или организации.
21. Используйте второстепенные цвета, дополняющие цвета вашего бренда
Последовательный брендинг на всех уровнях коммуникации очень важен.
Один из способов добиться этого — использовать не только фирменные цвета, но и другие цвета, которые передают дух компании или организации. Например, в годовом докладе ассоциации Maine Tourism используются цвета, которые часто встречаются в живой природе. А природа штата Мэн в данном случае — это неотъемлемая часть фирменного стиля.
В этом годовом докладе повсюду используются природные цвета, и не только оттенки зеленого и коричневого (растительность, кора, камни), но также оранжевый (цвет спасательного жилета и разведенного костра) и голубой (озера и чистое небо штата Мэн).
22. Создайте одностраничный документ, где резюмируются основные показатели
Поскольку полный годовой доклад может занимать десятки страниц, одностраничный документ с основными показателями будет полезным дополнением. Соберите наиболее ценную информацию на одной странице.
Вы можете, к примеру, сосредоточиться на ключевых показателях и визуализировать их с помощью диаграммы, как на следующем шаблоне годового доклада:
23. Создайте блок-схему для визуализации процесса
Блок-схема — это идеальный способ визуализации процессов, событий во времени и взаимосвязанных данных. Простые блок-схемы могут использоваться при создании слайдов презентации, а более сложные занимать целую страницу, а то и несколько!
С помощью нашего конструктора блок-схем вы можете легко и быстро создавать полезные блок-схемы.
Посмотрите, к примеру, на этот шаблон доклада, в котором значки делают блоки более запоминающимися:
24. При необходимости добавляйте к диаграммам краткие описания
Если диаграмма требует пояснений, смело добавляйте к ней краткое описание. Например, на следующем слайде презентации доклада блок с пояснением размещен в нижней части. Цвет этого блока идентичен цвету столбцов диаграммы, что сигнализирует аудитории о необходимости ознакомления с текстом для полного понимания диаграммы:
25. Сделайте фотографии черно-белыми, чтобы более органично вписать их в дизайн
Фотографии в годовом докладе помогают красиво представить информацию, но также могут отвлекать от содержания. Если использовать черно-белые изображения или изображения с наложением цвета, то они более органично впишутся в дизайн страницы.
26. Используйте пиктограммы для креативного представления данных
В пиктограммах для представления единиц данных используются значки. Пиктограммы являются более интересными и необычными, чем стандартные диаграммы. Главное — использовать значки, которые отражают тему визуализируемых данных.
Например, в дизайне этого шаблона годового доклада для отражения количества дней с дождями используются значки «зонт»:
27. Разбейте дизайн годового доклада на разделы с помощью заголовков-блоков
Если надо разделить страницу на разделы, то проще всего сделать это с помощью цветных заголовков. Растяните блок с заголовком на всю ширину страницы, чтобы заголовок выделялся. Вы даже можете применить к заголовкам цветовую кодировку, чтобы сделать страницу годового доклада более удобочитаемой.
В дизайне этого шаблона годового доклада использован белый фон с жирными заголовками синего цвета:
28. Используйте подписи на диаграммах, графиках и других визуализациях
Дизайнеры банка Banca di Credito Cooperativo di Capaccio Paestum избежали этой ловушки, сопроводив подписями все пузырьковые и ленточные диаграммы. Стоит отметить, что использование подписей позволяет всем заинтересованным лицам за считаные секунды понять, о чем идет речь.
29. Заставьте людей смотреть под другим углом… в буквальном смысле
Если хотите создать запоминающийся годовой доклад, то нужно, чтобы люди взглянули на определенные вещи под другим углом. Вышеприведенный пример показывает, как можно этого добиться с помощью ориентации текста.
Как видно из фотографий, начало доклада Environment Waikato имеет альбомную ориентацию. А затем направление текста постоянно меняется, так что читателю приходится в прямом смысле постоянно менять угол зрения, чтобы ознакомиться с содержанием.
30. Создавайте нужные вам иллюстрации с помощью значков
Если у вас ограниченный бюджет, то иллюстрации на заказ могут оказаться не по карману. Но можно создавать нужные иллюстрации с помощью значков.
Выберите значки, которые послужат элементами иллюстрации, а затем составьте из них комбинацию. Тот же подход можно использовать при создании шаблона годового доклада. Посмотрите как такой подход был использован в дизайне годового доклада компании Keolis с целью демонстрации статистики.
В нашей статье, посвященной историям в значках, подробно рассказывается, когда и как их использовать.
31. Создайте креативный заголовок годового доклада, проиллюстрировав его значками
Изображения и значки — идеальные инструменты для повествования о деятельности компании за истекший год. Но вы также можете использовать значки для создания необычной и хорошей иллюстрации!
Например, в этом дизайне шаблона доклада значки образуют условный городской пейзаж в заголовке страницы:
32. Добавьте градиент в дизайн годового доклада
Может быть, вы не слышали, но градиенты возвращаются, и это — тренд в графическом дизайне. Да-да, их обожают не только хипстеры! Крупные компании, такие как Skype и Instagram, также следуют этому тренду.
В 2014 году Резервный банк Новой Зеландии выпустил годовой доклад, который стал первой ласточкой тренда. А в 2018 году тренд на градиент получил широкое распространение.
Применение градиента — это оригинальный способ добавить ярких цветов в шаблон годового доклада. Число цветовых комбинаций практически неограниченно, поэтому ваша компания или организация всегда сможет подобрать подходящий вариант.
33. Используйте в дизайне годового доклада интерактивные и тактильные элементы
Может показаться, что создание годового доклада, который запомнится стейкхолдерам или инвесторам, это чересчур амбициозная цель. Но если сделать доклад интерактивным, то он точно привлечет к себе внимание.
Например, обложка годового доклада некоммерческой организации Craft Victoria преподносит читателям небольшой сюрприз… вы можете трансформировать ее, отгибая небольшие треугольные язычки плотной бумаги.
Мотив треугольника присутствует во всем докладе, что придает дизайну целостность.
34. Используйте в заголовке жирный шрифт, чтобы привлечь внимание читателей
Крупный и жирный шрифт заголовка обратит на себя внимание читателей. Основной текст рекомендуется делать простым, а вот заголовки — это элемент, к которому можно подойти более творчески.
Например, в этом шаблоне годового доклада в заголовке используется немного «неряшливый» шрифт:
35. Расскажите о людях, на жизнь которых повлияла ваша компания или организация
Лучшее, что вы можете включить в годовой доклад, — это истории о людях, на жизнь которых вы повлияли. Покажите читателям, как ваша компания или организация заботится о людях.
36. Не гонитесь за созданием сложных визуализаций
Совсем не обязательно создавать сложные визуализации, чтобы заинтересовать читателя. Более того, если вы не эксперт по визуализации данных, то рискуете запутать читателей слишком сложными диаграммами и графиками.
А вот простые визуализации способны вызывать немалый интерес и сделать информацию более легкой для восприятия.
37. Разнесите данные по разделам с помощью границ и цветовых блоков
Если хотите представить на одной странице несколько тем или вопросов, то использование границ или фоновых блоков поможет сохранить органичность дизайна.
Посмотрите, как представители корпорации RLI Corp используют блоки насыщенных цветов для выделения каждого раздела на странице. Это помогает читателю быстрее и проще найти нужную информацию по любому вопросу.
38. Найдите ведущую идею дизайна годового доклада
В этом годовом докладе Brunel хорошо видно, насколько эффективен может «наступательный» мотив в дизайне. В данном случае дизайнеры применили крупный красный шрифт в заголовках, которые накладываются на основной текст.
Это не слишком убедительное решение, но оно работает, если быть последовательным. Выбрав необычное оформление, не отступайте от него и сделайте так, чтобы ваш дизайнерский мотив прослеживался во всем докладе.
39. Используйте фотографии, которые вызывают эмоциональный отклик
У основания каждой компании или организации стоят люди, которые ее создали. Помогите рассказать историю этих людей с помощью фотографий, которые вызывают эмоциональный отклик.
В этом шаблоне годового доклада некоммерческой организации в качестве фона использована следующая фотография:
40. Используйте корпоративную культуру вашей компании или организации в дизайне годового доклада
Вероятно, все слышали про U-Haul (если нет, то знайте, это компания по грузоперевозкам). Услуги компании креативно обыграны в дизайне годового доклада.
Во-первых, доклад презентуется читателю как коробка, да и выглядит в точности как коробка для переезда — из тех, что можно найти на складах компании. К тому же, используется пузырчатая упаковка! А оглавление имитирует информацию на упаковочном листе с использованием тех же пиктограмм и графических элементов.
Буквально на каждой странице используются изображения и графические элементы, напоминающие о людях, на которых все держится, о тех, кто представляет собой компанию по грузоперевозкам.
41. Используйте прямые подсказки, чтобы направить взгляд читателя
Визуальные подсказки, такие как линии и стрелки, могут значительно улучшить удобочитаемость оформления страницы. Они пригодятся в дизайне любого проекта, за который вы возьметесь. Неважно, что это инфографика или шаблон годового доклада, включите в него тонкие направляющие линии.
Например, на многих страницах годового доклада Grupo Bimbo используются тонкие линии, которые направляют ваш взгляд. Это ведет читателя от пункта к пункту на странице, или, другими словами, создает визуальное представление историй.
42. Придумайте для каждой страницы уникальный дизайн
Я знаю, что советовал выбрать одну тему и придерживаться ее. Но у каждого правила есть исключения.
В этом годовом докладе STW Group оформление меняется от страницы к странице.
Это может сработать в годовом докладе, потому что вы раскрываете много разных тем в одном документе. Но, как уже говорилось, следует придерживаться единства элементов в оформлении годового доклада — таких как цветовая палитра или базовое свойство макета страницы.
43. Покажите в годовом докладе корпоративные и трудовые достижения
В истекшем году вы много работали, но было и много хорошего, верно? Годовой доклад — это документ, который идеален для показа роста компании, как в финансовом, так и в культурном аспекте.
В этом одностраничном шаблоне годового доклада отражены как операционные показатели, так и «счастье» сотрудников:
44. Найдите ведущую тему для дизайна шаблона годового доклада
Последний год прошел под знаком поступательного роста? Удалось преодолеть главные препятствия? Создайте годовой доклад, в котором будет отражена ведущая тема года.
Например, чтобы показать борьбу с трудностями можно использовать фотографию гор. Или — дороги, чтобы показать движение вперед, как в этом шаблоне годового доклада:
45. Задайте визуальную тему, от первой до последней страницы
Визуальная тема в годовом докладе Target задана с самого начала, стоит на него взглянуть. Уже на передней стороне обложки показывается, чему посвящен доклад — свежести.
Дизайнеры сделали свежие фрукты и овощи лейтмотивом доклада, чтобы передать ощущение изобилия.
Это с самого начала настраивает читателя соответствующим образом, показывая ему, чего ждать от компании.
46. Уделите вашим ценностям должное внимание
В некоторых годовых докладах важнейшие ценности, или заявление о миссии, вынесены в подвал страницы. Это значит, что большинство читателей их даже не заметит!
Каждая страница посвящена отдельному аспекту видения организации. С помощью жирного крупного шрифта показана решимость и серьёзность намерений. Яркие и контрастные цвета помогают выделить текст на странице так, чтобы он еще больше бросался в глаза.
47. Отразите в дизайне историю компании или организации
В этом годовом докладе Kennedy Space Center все выглядит так, как будто его выпустили в 1970-ых.
Но на самом деле доклад опубликован в 2010 году, а дизайн делает отсылку к истории центра — от цветовой палитры до ретро-фотографий.
Все вместе позволило создать годовой доклад с потрясающим дизайном, который придется по душе энтузиастам NASA.
48. Добавьте в оформление годового доклада значки и изображения, чтобы его было интересно читать
Используйте значки и иллюстрации, чтобы привлечь внимание читателей к определенным частям страницы. Это может быть значок, включенный в заголовок страницы, либо ряд значков для разбивки раздела страницы, или иллюстрации для более ясного понимания концепции.
В дизайне этого шаблона доклада используется персиковая тема в графических элементах и цветовой палитре:
49. Создавая годовой доклад, сыграйте по-крупному
Дизайнеры решили визуализировать данные с размахом… в буквальном смысле этого слова. Не в графическом редакторе, таком как Venngage, а в реальном мире.
Колышки, пряжа и участок голой земли — вот почти все, что понадобилось для создания графиков и диаграмм, ставшими украшением годового доклада. Это одна из тех изюминок, которые читатели вряд ли забудут.
50. Варьируйте размер и прозрачность шрифтов
Целостность — основной принцип хорошего дизайна. Но есть способы внести разнообразие в дизайн и не потерять целостность.
В годовом докладе Austria Solar варьируются размер и прозрачность текста и графических элементов. Но при этом в дизайн сохранил целостность за счет единой цветовой палитры доклада.
51. Оптимизируйте годовой доклад для просмотра в электронном виде
И хотя доклады на бумаге ничуть не хуже, все больше и больше людей публикуют доклады и работают с ними онлайн.
В Mailchimp так делали в течение нескольких лет. Учитывая, что это SaaS-компания, то это вполне в духе их бренда и обеспечивает докладам более широкую аудиторию.
52. Включите в доклад дополнительные страницы с введением в разделы
В годовых докладах раскрываются самые разные темы. Самое меньшее, что вы можете сделать, чтобы помочь читателям сориентироваться в этом лабиринте информации это включить страницы с введением.
Посмотрите, как это было сделано в годовом докладе The Warehouse. Они добавили страницы со вступлением перед каждым разделом, которые вводят читателей в курс дела.
Немного контекста поможет читателю лучше разобраться в вопросе, которому посвящен раздел. Это может быть просто одно предложение или короткий абзац.
Этот шаблон доклада дает вам много возможностей использования в своих целях:
54. Используйте акцентные цвета
Распространенная ошибка в отношении минималистичного дизайна заключается в том, что якобы можно использовать только черный, белый или нейтральный цвет. Но суть минимализма в том, чтобы обходиться самым необходимым, а не в отказе от всех возможностей.
Нет такого правила, которое запрещало бы использовать другие цвета — как мы уже видели на примере годового доклада агентства недвижимости.
В этом докладе дизайнеры использовали красный цвет, чтобы привлечь внимание читателей к графикам и диаграммам с данными и трендами.
55. Наложите страницы разного размера друг на друга для разбивки доклада на разделы
Еще один способ структурировать годовой доклад — это провести разбивку разделов с помощью листов разных размеров. В случае с годовым докладом GIA дизайнеры так и поступили.
Переходя от раздела к разделу, читатель будет физически переходить с уровня на уровень, благодаря изменению размеров листа. Это неожиданный и интересный способ осуществить разбивку разделов.
56. Включите в оформление годового доклада инфографику
Инфографика — это отличный способ превратить ваши данные в захватывающую графику, простую и легкую для понимания. К тому же, есть масса вариантов, как можно включить инфографику в доклады, особенно, если сочетать ее со значками в хорошем стиле.
57. Используйте значки, чтобы придать годовому докладу вид веб-дизайна
В дизайне годового доклада BHA значки подкрепляют важную статистику. В сочетании с фонами основных цветов дизайн выглядит современным и следует дизайнерским трендам.
К тому же, это специально подобранные значки, которые сообщают читателю, из какой области приводимые данные. Например, значок «микрофон» показывает, что доклад опирается на данные 2,7 млн респондентов.