доклад уполномоченный при президенте рф по защите прав предпринимателей
Встреча с Уполномоченным по защите прав предпринимателей Борисом Титовым
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов представил Владимиру Путину доклад о результатах своей деятельности в 2020 году. Отдельное внимание в ходе рабочей встречи уделено мерам поддержки бизнеса в период распространения коронавирусной инфекции.
Ежегодный доклад Уполномоченного по защите прав предпринимателей ранее был направлен Президенту в соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 7 мая 2013 года № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации».
В.Путин: Борис Юрьевич, Вы прямо как заправский бюрократ, столько бумаг принесли.
Б.Титов Титов Борис Юрьевич Уполномоченный при Президенте по защите прав предпринимателей : К сожалению, проблем пока много, поэтому и доклад большой.
В.Путин: Я знаю, что Вы пришли как раз с докладом о том, что сделано за прошедший год Вами как главным защитником интересов прав предпринимателей. Я обязательно всё это посмотрю и попрошу Вас всё прокомментировать.
Но попросил бы вначале просто дать Вашу оценку того, насколько эффективны были меры по поддержке бизнеса, предпринимательства за прошедший непростой пандемийный период.
Б.Титов: Знаете, очень взвешенные были. Честно говоря, мы вначале немножко кряхтели, немножко нам не всё нравилось, но на самом деле по тому результату, который есть, мы видим, что меры были взвешенные, меры были эффективные, меры были вовремя.
Главная мера, которая, наверное, сработала больше всех, что всё-таки очень осторожно относились к закрытию бизнеса: то есть на первом этапе это было необходимо, но на втором этапе, конечно, осень прошла без полных закрытий, и это, конечно, больше всего помогло бизнесу.
При этом я должен сказать, что мы немножко, может быть, рано успокоились, мы видим сейчас опять обострение ситуации. Но дело в том, что III–IV кварталы [2020 года] были очень успешными, потому что мы практически восстановили малый, средний бизнес, крупный вообще меньше терял (производственный, промышленный бизнес).
Но I квартал [2021 года], к сожалению, оказался не таким хорошим. Мы делаем со Сбербанком специальный индекс развития малого бизнеса. К сожалению, он показал, что выручка малых предприятий снизилась на 19 процентов, то есть, понимаете, волна догоняла бизнес в I квартале.
Б.Титов: Был отложенный спрос, III–IV квартал дал такую серьёзную прибавку к реализации, к выручке малого бизнеса. I квартал стал уже более взвешенным, люди уже стали выходить к нормальной жизни, оценивать свои возможности лучше, больше экономить, и поэтому, к сожалению, I квартал оказался не таким хорошим. Говорят, что сейчас лучше, но пока ещё данных у нас нет.
Мы делаем мониторинг, большие мониторинги на COVID мы делали практически каждые две недели, с большими выборками – опросы предпринимателей. Последний, который был, показал, что у нас спрос снизился, ещё не почувствовали увеличения спроса 65,8 процента бизнеса. То есть пока ещё всё-таки надо быть начеку.
Конечно, в этой связи, с учётом этих осложнений, что, не дай бог, будут вынуждены какие-то вводить ограничения власти, хотелось бы, чтобы были продуманы всё-таки ещё меры. Очень эффективная мера была – это двухпроцентный кредит под сохранение занятости рабочих мест. Он больше всех был востребован, не одна сотня миллиардов рублей была бизнесу предоставлена в качестве кредитов. Наибольшая часть не была возвращена, потому что предприятия сохранили занятость, и с них была снята обязанность возврата этих денег.
Хотелось бы думать, что если вдруг будут какие-то сложности сейчас опять, чтобы продлить эту меру или сделать второй этап – эту меру реализовать.
Но кроме этого, конечно, у нас есть ещё целый ряд предложений по каким-то новым мерам поддержки бизнеса. Это связано и с кадастровой стоимостью, связано с вопросами…
В.Путин: Изначально эта мера была спорная.
Б.Титов: Большая проблема, да. Но мы хотели, чтобы её зафиксировали на уровне 2019 года, потом было решение на уровне 2020 года зафиксировать, но потом так и не состоялось это решение.
В.Путин: Надо прорабатывать это с нашими крупными городами. Это актуально прежде всего для крупных мегаполисов и их доходов.
Б.Титов: Конечно.Это их доходы.
Но кроме этого одна мера работала очень удачно. Мы уже с Вами говорили на эту тему – это социальные взносы. Когда была принята первая мера, чтобы малому и среднему бизнесу снизили до 15 процентов сверх базы, то результат был. Честно говоря, мы даже сами такого не ожидали, мы увидели, что доходы Пенсионного фонда выросли больше чем на два процента, мы в два раза снизили ставку, а доходы выросли больше чем на два процента.
В.Путин: Она стала более экономически обоснованной, вот и всё.
Б.Титов: Так надо дальше продолжать. Значит, она экономически обоснована: НДФЛ больше шести процентов вырос по доходам бюджета, то есть бизнесу стало выгодно платить в белую, никакие серые схемы…
В.Путин: Никому не нужны.
Б.Титов: И поэтому мы предлагаем сейчас – давайте продолжать. Во-первых, можно на всю зарплату распространять, убрать минимальную заработную плату как базу до вычета. Ну, а дальше смотреть, может быть, в дальнейшем смотреть и на другие виды бизнеса.
В.Путин: Правительство работает сейчас над этим, мне докладывают.
Б.Титов: Это одна из тех мер, которая очень сильно сдерживает развитие, потому что очень большие налоги у нас на заработную плату – 30 процентов.
В.Путин: Особенно для высокотехнологичных компаний – это основное.
Б.Титов: Конечно, ещё мы хотели бы об одном [решении] поговорить, хотя, честно говоря, у нас год был в одном очень хороший, – 2020 год имеется в виду, – в том, что количество проверок снизилось в три раза. Это, конечно, связано было с тем, что пандемия…
В.Путин: С желанием сохранить предприятия, рабочие коллективы.
Б.Титов: Да, и я хотел об этом сказать, потому что государство приняло решение о том, чтобы продлить мораторий на проверки малого и среднего бизнеса, и это сработало. Поэтому в нашем докладе просим до 2022 года [продлить], потому что, к сожалению, всё-таки мы видим, что, во-первых, пандемия нас не отпускает.
И главный, наверное, вывод, который можно сделать из того, что количество проверок снизилось резко…
В.Путин: Хуже не стало.
Б.Титов: Да, ничего не произошло – никаких ни катастроф, ни отравлений массовых, ничего. То есть мы видим, что контрольно-надзорные функции у нас в стране явно избыточны и их можно снижать. Вот сейчас «[регуляторную] гильотину» уже отрабатывают, сейчас вводятся уже принятые законы о контрольно-надзорной деятельности. И это очень важная задача, которая сегодня стоит, чтобы не допустить возврата вот этих массовых проверок, которые, к сожалению, у нас иногда раньше были.
В.Путин: Понимаю. Давайте поподробнее поговорим.
Доклад уполномоченный при президенте рф по защите прав предпринимателей
You are using an outdated browser. Please upgrade your browser to improve your experience.
Книга жалоб
и предложений
российского
бизнеса
Бизнес под уголовным прессом.
Решения
Административный
климат в РФ
Мнение экспертов
о защите прав
предпринимателей
Оценка динамики факторов,
влияющих
на бизнес
Борис Титов направил Президенту ежегодный доклад Уполномоченного по защите прав предпринимателей
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов представил доклад о результатах своей деятельности в 2019 году главе государства в соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 7 мая 2013 № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации».
Доклад включает оценку условий осуществления предпринимательской деятельности в Российской Федерации, а также предложения по совершенствованию правового положения субъектов предпринимательской деятельности в части, относящейся к компетенции Уполномоченного.
В докладе отмечено, что всего за время функционирования института уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации поступило 79 990 обращений, из них федеральному Уполномоченному – 15 602, региональным – 64 388.
Основные темы обращений к Уполномоченному при Президенте по защите прав предпринимателей связаны с обжалованием фактов уголовного преследования, проблемами малого и среднего бизнеса, вопросами в сфере земельно-имущественных отношений и кадастра, торговли, строительства и ЖКХ и других.
На основе обработки обращений, результатов экспертных опросов и иных материалов в соответствующих разделах доклада представлено мнение Уполномоченного при Президенте по защите прав предпринимателей о системных проблемах российского бизнеса, а также мнение региональных уполномоченных о ключевых проблемах бизнеса в субъектах Российской Федерации и путях их решения.
Ежегодный доклад
С текстом Доклада Президенту Российской Федерации можно ознакомиться на официальном сайте федерального бизнес-омбудсмена Б.Титова http://ombudsmanbiz.ru/#1 по активной ссылке http://doklad.ombudsmanbiz.ru/doklad_2020.html
Опубликован ежегодный Доклад-2019 Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей по итогам работы государственного правозащитного института в 2018 году
В ежегодный доклад Президенту России В.Путину вошел ряд проблем ведения бизнеса в Мурманской области, отмеченных региональным бизнес-омбудсменом Д.Барышевым.
Среди основных системных проблем бизнеса Мурманской области в докладе Президенту России отмечены следующие:
1. Отсутствие федеральных льгот по налогообложению для бизнеса, зарегистрированного в регионе, при повышенной себестоимости товаров и услуг из-за обязанности исполнения государственных социальных гарантий для работников на Крайнем Севере.
2. Антимонопольное регулирование не учитывает особенности ведения бизнеса в регионах с особыми климатическими условиями («дорогие» трудовые ресурсы, удаленность).
3. Практика закупок в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ по критериям минимальной цены в условиях, когда себестоимость продукции/ услуг регионального бизнеса из-за «северного удорожания» изначально выше, ставит местный бизнес в неравные условия.
4. Изменения в законе от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», отказ от исторического принципа и перевод на аукционную систему формирования квот на вылов ВБР окажут негативное влияние на рыбную отрасль региона.
5. Режим закрытых территориальных образований (ЗАТО) существенно ограничивает предпринимателей в развитии их бизнес-инициатив.
Указанная проблематика была направлена в аналитический аппарат федерального бизнес-омбудсмена в составе отчетного доклада Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Мурманской области по итогам работы правозащитного института в регионе в 2018 году.
Основой составления доклада-2019 (по итогам 2018 года) послужили обращения субъектов предпринимательской деятельности к региональному бизнес-омбудсмену, результаты проведенных им социологических опросов, анализ правоприменительной практики в регионе и другие данные.
Кроме того, в докладе Президенту РФ отмечена положительная судебная практика отстаивания прав предпринимателей по административным и уголовным делам в 2018 году с участием мурманского бизнес-омбудсмена Дмитрия Барышева, которая доказывает эффективность института в случаях, когда предприниматели не могут самостоятельно защищать свои законные интересы.
С текстом Доклада Президенту Российской Федерации можно ознакомиться на официальном сайте федерального бизнес-омбудсмена Б.Титова http://ombudsmanbiz.ru/#1 по активной ссылке http://doklad.ombudsmanbiz.ru/doklad_2019.html
Ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Мурманской области подготовлен по итогам 2018 года
Доклад подготовлен на основе анализа поступивших обращений (жалоб) субъектов предпринимательской деятельности и/или их представителей, на основе ситуационного анализа проблематики предпринимательской деятельности в регионе в 2018 году, а также по результатам рабочих встреч с предпринимательским сообществом в различных муниципальных образованиях региона, личных приемов заявителей.
При подготовке доклада также были использованы результаты взаимодействия с исполнительными органами государственной власти и органов местного самоуправления.
Доклад содержит ряд системных проблем осуществления предпринимательской деятельности в Мурманской области, а также предложения по включению выявленной региональной проблематики в ежегодный доклад Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.
К проработке и обсуждению на федеральном уровне предложена следующая проблематика, значительно сдерживающая развитие предпринимательства в Мурманской области:
1. Отсутствие федеральных льгот по налогообложению для бизнеса, зарегистрированного в регионе, при повышенной себестоимости товаров и услуг в сравнении с предпринимателями из других регионов из-за обязанности исполнения местным бизнесом государственных социальных гарантий работникам на Крайнем Севере и связанные дополнительные издержки хозсубъектов, изначально ставят в неравные условия региональный бизнес по сравнению с предпринимателями из других регионов, где не действуют подобные требования и обязанности по ТК РФ.
2. Антимонопольное регулирование не учитывает особенности ведения бизнеса в регионах с особыми климатическими условиями, в отношении которых действуют особые требования к деятельности в таких условиях («дорогие» трудовые ресурсы, удаленность, обязательное исполнение хозсубъектами госгарантий работникам, без соответствующих льгот при ведении хоздеятельности)
3. Сложившаяся практика закупок в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ по критериям минимальной цены в условиях, когда себестоимость продукции/услуг регионального бизнеса из-за «северного удорожания» изначально выше, ставит в неравные условия местный бизнес по сравнению с участниками конкурсных процедур из других регионов.
4. Изменения закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», отказ от исторического принципа и перевод на аукционную систему формирования квот на вылов ВБР вынудит местных рыбаков свернуть свои инвестиционные программы обновления флота, окажут негативное влияние на рыбную отрасль региона, создадут предпосылки для снижения эффективности деятельности предпринимателей, вплоть до их банкротства (единовременная потеря половины бизнеса, оставшаяся половина рискует быть потерянной в течение последующих 10-15 лет).
5. Антимонопольное регулирование не учитывает особенности ведения хозяйственной деятельности в регионах, относящихся к особым климатическим зонам и регионам, в отношении которых действуют особые требования к деятельности в таких условиях (трудовые ресурсы, удаленность, обязательное исполнение хозяйствующими субъектами государственных гарантий работникам, без соответствующих льгот при ведении хозяйственной деятельности
6. Режим закрытых территориальных образований (ЗАТО) существенно ограничивает предпринимателей в развитии их бизнес-инициатив
Опубликован ежегодный Доклад-2018 Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей по итогам работы государственного правозащитного института в 2017 году
В ежегодный доклад Президенту России В.Путину вошел ряд проблем ведения бизнеса в Мурманской области, отмеченных региональным бизнес-омбудсменом Д.Барышевым.
Среди основных системных проблем бизнеса Мурманской области в докладе Президенту России отмечены следующие:
1. Отсутствие внятной федеральной стратегии развития арктических регионов, что вызывает неуверенность предпринимателей в будущем бизнеса на Крайнем Севере;
2. Государственное обременение при ведении бизнеса на Крайнем Севере и неравенство условий его ведения по сравнению с бизнесом в центральных районах РФ создают искусственное ограничение конкуренции в регионе. Существующие государственные гарантии для наемных работников на Крайнем Севере вместе с решением Конституционного суда от 07.12.2017г. о МРОТ в этой части перекладываются на региональный бизнес;
3. Многократный рост аренды муниципальной недвижимости, вызванный применением кадастровой оценки без учета рыночных критериев, снижает рентабельность бизнеса вплоть до его ликвидации;
4. Отток активного населения, снижение платежеспособного спроса, вызванное «северным удорожанием» из-за обособленности региона не обеспечивают благоприятных условий для бизнеса;
5. Избыточная налоговая нагрузка и возложение ответственности на добросовестных налогоплательщиков, вызванная претензиями к третьим лицам, отнесенными налоговыми органами к недобросовестным, мешают развитию остающихся на рынке региона хозяйствующих субъектов предпринимательской деятельности.
С текстом Доклада Президенту Российской Федерации можно ознакомиться на официальном сайте федерального бизнес-омбудсмена Б.Титова http://ombudsmanbiz.ru/#1 по активной ссылке http://doklad.ombudsmanbiz.ru/doklad_2018.html
Ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Мурманской области подготовлен по итогам 2017 года
Ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей подготовлен по итогам соответствующих ситуационного анализа проблематики предпринимательской деятельности в регионе в 2017 году на основе поступивших жалоб, встреч с предпринимательским сообществом в различных муниципальных образованиях региона, взаимодействия с органами исполнительной власти Мурманской области
Предложения по реализации потенциала Мурманской области, вошедшие в совместную резолюцию по итогам конференции
При формировании элементов федеральной поддержки создания высокопроизводительных рабочих мест в России необходимо в первую очередь учитывать специфику субъектов Арктической зоны Российской Федерации.
Стратегическая цель развития Мурманской области – рост человеческого потенциала и качества жизни населения на основе инновационного развития, обеспечивающего сохранение статуса опорного центра России в Арктике.
Имеющийся потенциал Мурманской области, в части создания высокопроизводительных рабочих мест, в полной мере может быть реализован с учетом следующих предложений по совершенствованию законодательства:
1. Предусмотреть систему мер государственной поддержки и стимулирования деятельности, направленной на удовлетворение потребностей (включая экспортные) экономики страны в минерально-сырьевых ресурсах Арктики, предусматривающей:
— компенсация затрат недропользователей на ранних стадиях геологоразведки, связанных с обеспечением работ по поиску новых участков недр стратегических видов минерального сырья, путем субсидирования или предоставления налогового вычета;
— снижение суммы стартового размера разового платежа за право пользования недрами и увеличение сроков его уплаты для месторождений стратегического минерального сырья, находящихся на территории Арктической зоны Российской федерации;
— распространение особого порядка исчисления налога на добычу полезных ископаемых с использованием в течение 10 лет с момента получения лицензии льготного коэффициента, характеризующего территорию добычи полезного ископаемого.
2. Установить на территории арктических субъектов Российской Федерации особые правовые режимы ведения хозяйственной деятельности в сфере налогообложения, градостроительства и землепользования, таможенного регулирования, тарифного регулирования и ценообразования в энергетике.
3. Установить для арктических субъектов Российской Федерации особенности государственного регулирования в области кадровой политики и трудовых отношений, предусматривающих установление особых норм налогообложения хозяйствующих субъектов Арктической зоны Российской Федерации в целях стимулирования работодателей к расширению мер социальной поддержки и увеличению затрат на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам сверх установленных действующим законодательством.
Резолюцию совместно подписали представители региональной власти и общественных организаций
Заместитель Губернатора Мурманской области Г.И.Стратий
Руководитель регионального исполкома ОНФ в Мурманской области М.Л.Сахневич
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Мурманской области Д.Д.Барышев
Эксперты и омбудсмены по-разному оценили проблемы бизнеса из-за пандемии
Уполномоченный по защите прав предпринимателей при президенте Борис Титов представил доклад о системных проблемах российского бизнеса за 2021 год. Итоговый реестр пополнили 111 новых проблем предпринимателей, при этом 45 проблем, указанных в докладе прошлого года, по мнению федерального омбудсмена, удалось полностью или частично решить.
Документ также обобщил выводы уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах РФ. Так, ключевыми сложностями в Черноземье региональные омбудсмены назвали необоснованно завышаемую кадастровую стоимость и, как следствие, высокие ставки земельных, имущественных налогов и арендных платежей (Белгородская область), регуляторную нестабильность и растущую неналоговую нагрузку (Воронежская область), исполнение обязательств по льготным кредитным договорам в рамках постановления правительства РФ от 16.05.2020 года № 696 (Курская область), отключение электроснабжения из-за неоплаты штрафов за «неучтенное» потребление электроэнергии, которые предприниматель оспаривает в суде (Липецкая область), превышение полномочий контрольно-надзорными органами при проведении выездных проверок (Орловская область), недостаточные меры поддержки пострадавшим отраслям (Тамбовская область).
«Региональную проблематику доклада можно свести к трем направлениям: снижение эффективности бизнеса из-за отмены ЕНВД, избирательность господдержки в период пандемии и особенности применения законодательства в субъектах РФ. Часть жалоб связана с проблемами на муниципальном уровне. Так, местные бюджеты серьезно зависят от собираемости налогов, в том числе — от ЕНДВ, который субъекты малого и среднего платили до 2021 года. Попытки минимизации налоговых платежей, «серая» выручка предприятий привели к системному кризису муниципального управления, который вылился в постоянные задержки и срыв муниципальных заказов. Фактически эта цепь взаимных упреков бизнеса и власти до сих пор не разорвана даже с учетом отмены ЕНВД. Из доклада очевиден также перекос в деятельности силовых ведомств, например, в Орловской области — одной из самых бедных в регионе, в том числе из-за неблагоприятного инвестиционного климата. Здесь контрольно-надзорные органы активно используют право на рассмотрение обращения с выездом, а также объявление субъектов предпринимательской деятельности в розыск при отсутствии у них намерения скрыться с целью избрания меры для заключения под стражу, когда для этого нет никаких предпосылок», — обратила внимание управляющий партнер ООО «Прагматик» Элла Гимельберг.
Эксперты отметили также отсутствие критериев, по которым те или иные проблемы бизнеса отнесены к ключевым в региональном срезе, что в значительной мере «распылило» итоговую статистику. «На фоне общего доклада Бориса Титова местный анализ проблем выглядит очень слабым, — полагает кандидат экономических наук Дмитрий Ломсадзе. — Мы видим некий выборочный подход с не вполне понятными критериями выбора. Например, курский уполномоченный по защите прав предпринимателей отмечает проблему завышения кадастровой стоимости, а воронежский не поднимает эту тему в своем отчете, хотя она актуальна для области в неменьшей степени. Появляется вопрос — чем руководствовались региональные омбудсмены при ранжировании проблем?»
«В целом доклад уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей консолидировал ранее известные проблемы МСП, многие из которых, как дорогие и недоступные кредиты и рост тарифов на электроэнергию, не имеют законодательного решения и вряд ли будут рассмотрены администрацией президента РФ как приоритетные. В то же время часть названных проблем можно решить без внесения изменений в действующие законы, так как в большинстве своем они связаны с неправомерными действиями муниципальных властей или компаний-монополистов на разных рынках (энергетики, операторы вывоз ТБО и т.п.)», — резюмировала Элла Гимельберг.