долгосрочный кредит используется предприятием для

Важные моменты кредитования организаций

долгосрочный кредит используется предприятием для. долгосрочный кредит используется предприятием для фото. картинка долгосрочный кредит используется предприятием для. смотреть фото долгосрочный кредит используется предприятием для. смотреть картинку долгосрочный кредит используется предприятием для.

Трудно назвать компанию, которая за все время существования не прибегала к финансовой помощи: от участников общества, инвесторов, сторонних заимодавцев или банков. Причем каждый вид денежных вливаний отличается особенностями учета и оформлением. Сегодня поговорим о кредитовании, связанных с ним действиях бухгалтера, документации и ответственности перед банком.

Отличия кредита от займа

Первое, что необходимо запомнить, – кредитованием занимаются исключительно банки, все остальные организации и частные лица могут только предоставить заем. В отличие от кредита, в качестве предмета займа могут выступать не только деньги, но и ценные бумаги или вещи.

Есть и другие важные различия:

Валютой займа и кредита выступает не только рубль, допускается их выдача в иностранной валюте. Такую сделку допускает законодательство (см. пп. 1 п. 3 статьи 9 ФЗ №173 «О валютном регулировании…»). В учете отражаются суммы в рублевом эквиваленте.

Виды кредитования

Можно взять у банка крупную сумму и платить проценты в течение нескольких лет или выбрать другие варианты получения денег на время. Начнем с традиционного.

Обычный кредит получают по индивидуальному предложению, или подавая заявку. В первом случае банк сам присылает оферту, в которой указаны основные параметры, максимальная сумма и условия использования средств. Если организация давно обслуживается, имеет неплохие обороты, регулярно отправляет копии отчетов, то дополнительно, скорее всего, ничего предоставлять не придется. Разве что залог или поручителя при крупном размере кредитования.

Обратите внимание! Индивидуального предпринимателя попросят предоставить согласие супруги/супруга на получение кредита, поскольку имуществу у супругов общее, а ИП в сделке выступает как физическое лицо, отвечающее по ней всем своим имуществом.

Сервис онлайн- или интернет-банкинга позволяет оформить документы, подписать их без визита в отделение, средства банк зачислит на выбранный клиентом расчетный счет. При обращении в банк с заявкой придется собрать более весомый пакет документов. В общем случае в него входят:

Иногда представитель банка выезжает в офис, на склад или производство для оценки состояния деятельности, так проверяют, ведется ли реально бизнес, соответствуют ли заявленные в документах складские остатки фактическим, проводится опрос сотрудников.

Кстати! Бенефициарный владелец – это физическое лицо, которое прямо или косвенно может влиять на организацию, в частности владеет 25% (напрямую или нет) капитала. Точное определение дано в статье 3 Федерального закона №115-ФЗ.

Ограничения по направлению использования полученного кредита:

Что банк не станет рассматривать и не захочет финансировать (без специальной договоренности), не относится к случаям, когда кредитным договором вообще не обозначены цели:

Кстати! При кредитовании на покупку основных средств, недвижимости и транспорта в 9 случаях из 10 потребуется залог на это имущество, что означает запрет его продажи, вложения в качестве вклада в уставный капитал, передачи в качестве залога по другой сделке и т.п.

Кредитная линия

В отличие от привычного кредита этот вариант предполагает, что денежные средства используются не сразу (получил – потратил), а по необходимости. Соответственно и проценты уплачиваются только на фактически потраченную сумму. Банк устанавливает лимит, который может пересматриваться в большую или меньшую сторону, а клиент тратит средства и пополняет счет не позднее определенной даты.

Есть два варианта кредитной линии: невозобновляемая и возобновляемая. В принципе, из названий уже ясно, в чем отличие. Невозобновляемая ограничена определенным лимитом, средства, возвращаемые заемщиком, не могут использоваться повторно, происходит просто погашение задолженности перед банком. Возобновляемая линия позволяет пользоваться средствами в пределах лимита неограниченное количество раз. Подобный подход знаком пользователям кредиток.

С кредитной линией банку проще мониторить направления денежного потока. Срок возврата короче, можно в любой момент прекратить кредитование в одностороннем порядке или сократить лимит. Для организации открытая линия также имеет плюсы:

Предоставление кредитной линии оформить проще, чем получение обычного кредита, особенно если речь о небольшой сумме «для подстраховки».

Овердрафт

Некоторые путают его с кредитной линией, но для предоставления овердрафта не всегда нужно собирать пакет документов или обращаться непосредственно в отделение. Иногда достаточно обозначить свое желание в онлайн-банке, и овердрафт будет подключен, просто как дополнительная услуга по счету.

Чем же он отличается от предыдущих видов кредитования?

Полезно пользоваться овердрафтом, если нужно срочно оплатить счет, вам не успели поступить денежные средства от клиентов, но не сегодня-завтра будут. С другой стороны свобода ограничена: нельзя перевести деньги на спецсчет, например, или снять наличные.

Залог и поручительство

Залогом, как выше уже упоминалось, обычно выступает имущество, приобретаемое на кредитные средства. В течение срока действия договора с банком его нельзя перепродавать или вложить, а также заложить повторно, могут быть и другие ограничения или обязательства. Например, недвижимость или автомобиль придется застраховать.

В качестве залога допустимо использовать активы, которые уже есть у организации. К наиболее ликвидным, а значит, привлекательным для банка, относятся:

Важно! Нельзя заложить арендованное, находящееся в лизинге или имеющее обременение имущество. Если сделка относится к крупной в соответствии с уставом, организации потребуется ее одобрение участниками.

Учет заложенного имущества должен вестись на забалансовом счете 009 (по стоимости, указанной в договоре о залоге), а также в аналитическом учете по соответствующему счету учета имущества необходимо обособить его на отдельном субсчете.

Если залог передан залогодержателю (автомобиль, например, отправляется на стоянку банка), то его перемещение отражается в инвентарных карточках и опять же в аналитике счета бухгалтерского учета. Составляется акт передачи.

Расходы по страхованию предмета залога, которые несет залогодатель, можно включить в расходы по налогу на прибыль согласно статье 263 НК РФ. В то же время по УСН отразить в составе затрат для расчета единого налога по мнению ФНС страховку нельзя, ведь она не является обязательной в силу закона.

Поручительство применяется, когда собственных ресурсов недостаточно для залога или компания недавно существует. Начинающему бизнесу кредиты выдают неохотно. В качестве поручителей могут привлекаться:

Поручителю нельзя предлагать вознаграждение (фактически это подкуп), нельзя связывать обязательством, которое заставит оформить поручительство или угрожать (это касается в первую очередь давления, исходя из служебного положения). Проще говоря, принуждать к поручительству нельзя.

Бухучет и налогообложение

Кредиты делятся на два типа: краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочные выдаются на срок до года, долгосрочные соответственно на период, превышающий 12 месяцев. Разницы в учете между ними немного:

Аналитика должна отражать вид кредитов (в том числе отдельно не уплаченные по сроку) и каждого кредитора. Получение (возврат) основного долга по кредитному договору не является доходом (расходом) и не отражается в налоговом учете.

Долгосрочный кредит может переводиться в краткосрочный, когда до конца срока его выплаты останется менее 365 дней. Т.е. со счета 67 его необходимо будет перекинуть на 66-ой. Это необязательное решение, и его необходимо закрепить в учетной политике.

Расходы по получению и обслуживанию кредита учитываются обособленно. К ним в частности относятся (п. 3 ПБУ 15/2008):

Учет процентов ведется на субсчетах, отдельно от основной задолженности, они списываются на разные счета в зависимости от цели кредитования и направления расхода средств:

В налоговом учете проценты также учитываются как внереализационные расходы (см. пп 2 п. 1 статьи 265 НК РФ). При этом включаются они в затраты в целях налогообложения на последний день месяца, а если полное погашение обязательства произошло раньше, то на дату погашения. Организациям на упрощенке нужно учитывать дату фактической уплаты процентов.

Важно! Для НУ учитываются проценты, рассчитанные исходя из фактической ставки по кредиту, за исключением контролируемой сделки. В этом случае возникают временные разницы между НУ и БУ. Организации, пользующиеся ПБУ 18/02, обязаны их учесть.

В бухучете каждый месяц необходимо рассчитывать сумму процентов для включения в расходы, причем она может не совпадать с суммой, указанной в графике платежей. Для ежемесячного подсчета используем простую формулу: сумма кредита х ставка / 365 (366) х количество дней в месяце.

Пример: Организация получила кредитные средства 01 апреля 2020 года в сумме 1 000 000 рублей, под ставку 10% годовых, сроком на 1 год. Сумма процентов, начисляемая в БУ:

Можно включать в БУ в затраты фактически рассчитанные в графике к договору проценты, но только если они незначительно отклоняются от рассчитанных по формуле.

Аналогичного подхода ФНС требует и от налогового учета, т.е. принимаем в расходы проценты в пределах этого расчета: если сумма процентов по графику равна или менее этой суммы, то включаем в затраты в размере, указанном в договоре; если больше, то максимум – это размер, рассчитанный по формуле. В итоге, конечно, в расходы все равно войдет одна и та же сумма.

Погашение задолженности третьим лицом

Погасить долг за организацию может иное физическое или юридическое лицо. Тут возможны несколько вариантов:

Главное – банк должен принять оплату как надлежащее исполнение обязательства. Если договор содержит ограничения или даже запреты, то денежные средства могут быть возвращены плательщику. Поступления от поручителя обычно проблем не вызывают, как и оплата залога, в других случаях согласуйте с кредитором процедуру оплаты.

Взыскание залога при невозможности выплаты кредита

Очень много споров вызывает процедура взыскания залогового имущества. Когда заемщик не в состоянии рассчитаться с долгом, на счетах нет средств или они арестованы, например, приставами или налоговой службой по другим задолженностям, или вообще происходит процедура банкротства, то взыскание залога – единственный вариант для банка вернуть себе хотя бы часть кредита.

Банк самостоятельно или через службу приставов (в случае отказа заемщика добровольно передать имущество) забирает залог и реализует его с торгов. При этом сумма продажи может оказаться больше или меньше той, в которую имущество изначально оценивалось. Превышение следует вернуть залогодателю.

Для организации-должника продажа залога относится к операции реализации и отражается в учете соответственно, а значит, возникнет доход по основной деятельности (если реализуется товар) или внереализационный (при продаже ОС, материалов или другого имущества). Необходимо рассчитать налог на прибыль и НДС или единый налог и уплатить его в бюджет.

Важно! Если имущество реализуется с торгов по решению суда, то НДС уплачивается налоговым агентом-организатором торгов (пункт 4 статьи 161 НК РФ).

По соглашению с банком организация может сама провести реализацию имущества, с условием, что сумма, необходимая для погашения задолженности, будет перечислена непосредственно кредитору. Как правило, при этом составляется тройственное соглашение между банком, должником и покупателем залога.

Подводя итоги

Выбирая форму кредитования, ориентируйтесь на сумму, цель и свободу распоряжения средствами. Возможно, простого овердрафта будет достаточно. Соблюдайте ключевые правила кредитования:

Рекомендуется составить хотя бы общий бизнес-план на период кредитования (для организации, не для банка), в котором определить возможные форс-мажоры (задержка поступлений от клиентов, например) и способы погашения платежей на этот случай. Можно на собрании участников предусмотреть экстренный сценарий нахождения средств: краткосрочные займы для предотвращения просрочки, отвлечение денег от маловажных проектов (приостановление ремонта, отказ от покупки дорогостоящего автотранспорта и т.д.), использование депозитов и другие и закрепить их решением собрания участников.

Источник

Учет займов в бухгалтерском учете: проводки

Понятия «кредит» и «заём»

Учет кредитов и займов в бухгалтерском учете регламентируется ПБУ 15/2008. Документ бухгалтеру следует периодически перепроверять, т. к. изменения, которые в него вносятся, влекут за собой внесение корректировок в учет. Важно понимать разницу между понятиями «кредит» и «займ». Кредит может выдаваться только специализированной организацией, которая имеет лицензию на такой вид деятельности, например, банк (п. 1 ст. 819 ГК РФ ). Выдается он только в денежной форме и только под проценты. Займ может быть выдан любой организацией, ИП или физлицом. Ограничений по форме выдачи для него нет: это может быть как денежная форма, так и вещественная. Процентов за пользование он может не иметь.

Краткосрочные и долгосрочные займы

Учет займов в бухгалтерском учете зависит от времени его использования заемщиком. Для ведения расчетов по краткосрочным займам (выданным на срок до 1 года) используется счет 66. Для долгосрочных (выданных на срок более 1 года) используется счет 67. Если случается так, что долгосрочные погашаются меньше чем за 365 дней, то их необходимо переводить на счет 66.

Учет займов в бухгалтерском учете следует разделять в аналитике:

Основные и дополнительные затраты кредитов и займов

К основным затратам относят:

К дополнительным затратам относят прочие затраты, связанные с получением кредита или займа. Например оплату услуг эксперта, затраты на связь, покупку канцелярских принадлежностей, уплату налогов и сборов и пр.

Проводки по кредитам и займам

Затраты отражаются в составе прочих расходов предприятия. Если они были получены для инвестиционной деятельности предприятия, то затраты по ним включаются в стоимость создаваемого актива до момента ввода этого актива в эксплуатацию (данное условие не применяется для малого бизнеса на УСН).

Проводки по кредиту в этой статье подразумевают проводки по займу, т. к. коммерческие организации, как уже говорилось, кредиты выдавать не могут.

К счетам 66 и 67 необходимо завести субсчета для учета суммы основного долга и задолженности по процентам. Например, для учета основного долга использовать счет 66-1 (67-1), для учета долга по процентам — счет 66-2 (67-2).

Получен кредит, проводка:

Погашен кредит, проводка:

Точных указаний о том, какую дату нужно указать при отражении задолженности, Положение ПБУ 15/2008 не содержит. Как правило, бухгалтеры используют дату подписания договора или дату фактического поступления займа. И тот и другой варианты являются правильными. При получении займа в натуральной форме с точки зрения налогообложения разницы нет. Но некоторые нюансы стоит отметить.

Особенности займа в натуральной форме

При получении займа в натуральной форме предприятие бывает вынуждено приобретать расходные материалы или основные средства, сопутствующие для использования полученного займа. Принимать к учету их следует в сумме фактических затрат без включения НДС. При возврате себестоимость имущества необходимо рассчитать равной расходам на момент их приобретения. Таким образом возникнет ценовая разница между полученными и возмещаемыми активами заемщику.

Данную разницу бухгалтеру необходимо включить в состав прочих расходов или доходов:

Контрольные моменты при учете займа

Есть нюансы, которые следует учитывать:

Бухгалтеру следует следить за изменениями нормативных документов, так как законодательно могут вводиться новые правила, регулирующие учет кредитов и займов, отменяющие ранее действующие. Если бухгалтерский учет кредитов и займов будет выполнен неверно, то налоговиками это может быть расценено как неверное ведение бухучета с применением соответствующих штрафных санкций.

Источник

Виды кредитования юридических лиц

Успешное ведение бизнеса требует достаточного количества оборотных средств. Тем более – если требуется его развитие и необходимы инвестиции. Самый простой способ получить нужные предприятию финансовые ресурсы – кредитование в банке. Рассмотрим подробнее основные виды кредитов для юридических лиц, доступные сегодня на российском финансовом рынке.

Особенности кредитования юридических лиц

Выдача кредитов организациям основана на тех же базовых принципах, как и физическим лицам. Главной особенности кредитования юрлиц выступает практически обязательное предоставление обеспечения финансовых обязательств заемщика в виде залога. В остальном реализуются традиционные для этой банковской услуги принципы:

Не стоит забывать о еще одном важном условии. Оно состоит в необходимости соответствия условий кредитной сделки актуальным требованиям российского законодательства.

Виды кредитов для юридических лиц

Классификация кредитования юридических лиц на виды осуществляется по нескольким критериям. В их числе:

Особого внимания заслуживают наиболее востребованные виды кредитования юрлиц. Отличительные особенности каждого из них рассмотрены ниже.

Овердрафт

Представляет собой возобновляемую кредитную линию. Заключается сроком на один, реже – на два года. Заемщик получает возможность расходовать денежные средства сверх суммы, находящейся на счете, с обязательством вернуть в течение 1-2 недель. Погашение долга происходит автоматическим списанием средств после очередного поступления.

Лимит кредитования обычно устанавливается в зависимости от оборотов по расчетному счету и составляет около 15-40%. Овердрафт является одним из немногих видов кредитования организаций без предоставления залога. Денежные средства расходуются заемщиком по собственному усмотрению.

Кредитная линия

Представляет собой возобновляемый кредит с установленным лимитом, действующий в течение указанного в договоре периода времени. Заемщик берет необходимую сумму по отдельному заявлению, но обязательно в пределах лимита. При желании и возможности по аналогичному заявлению происходит погашение долга. Количество подобных операций не регламентируется.

Принципиальным отличием кредитной линии от овердрафта обычно становится более серьезная сумма и срок финансирования. Поэтому от заемщика требуется оформление залога. Главным достоинством такого способа кредитования выступает возможность минимизировать расходы на обслуживание долга посредством направления свободных средств на погашение обязательств перед банком. Бонусом становится отсутствие необходимости оформлять отдельные кредиты, так как намного проще и быстрее получить одну кредитную линию на длительный срок.

Целевой кредит

Главным его отличием от большей части альтернативных вариантов финансирования становится целевое расходование средств. Банк контролирует платежи, совершаемые заемщиком. Например, при получении кредита на приобретение автомобиля или оборудования клиент должен подтвердить направление денег именно на эти покупки.

Целевой характер кредитования обычно снижает стоимость услуги. Поэтому финансовые ресурсы выдаются под более выгодный процент. Такова компенсация за уменьшение свободы распоряжаться заемными средствами по собственному усмотрению.

Оборотный кредит

В этом случае деньги выдаются на пополнение оборотного капитала. Они расходуются на текущие цели бизнеса, например, закупку сырья или выплату зарплаты. Фактически, оборотный кредит напоминает овердрафт, но крупнее по размерам, а потому требует залога. В зависимости от правил конкретного банка он бывает и разовым, и в формате кредитной линии.

Инвестиционный кредит

Разновидность целевого кредитования. Обязательным требованием предоставления выступает расходование средств исключительно на инвестиции. Другими словами, результатом финансирования становится увеличение основного капитала компании.

Отличительными особенностями инвестиционного кредита выступают:

Лизинг

Другое название услуги – финансовая аренда. Представляет собой целевое кредитование на покупку различного оборудования, спецтехники или транспортных средств. Право собственности на имущество переходит после полной выплаты долга. Лизинг отличается длительным сроком и относительно выгодными финансовыми условиями. Еще одним серьезным плюсом становится ускоренная амортизация приобретенного имущества, позволяющая оптимизировать налоговые выплаты в бюджет.

Факторинг

Представляет собой разновидность кредитования, когда заемщик получает товар с отсрочкой платежа. Она становится возможной, так как обязательство рассчитаться с продавцом берет на себя банк или факторинговая компания. За это кредитор получает определенный процент. Обычно он выше, чем при классическом кредитования, что объясняется повышенной рискованностью подобных сделок.

Коммерческая ипотека

Еще одна разновидность целевого кредита. Заемные средства направляются на приобретение недвижимости, которая при этом предоставляется банку в качестве обеспечения финансовых обязательств должника. Допускается оформление залога на другие ликвидные и ценные активы заемщика, но такой вариант кредитования встречается на практике заметно реже.

Как и для любых ипотечных кредитов, коммерческая ипотека отличается длительным сроком, который доходит до 25 или даже 30 лет, и внушительным лимитом финансирования, составляющим до 70-80 рыночной цены залога. Важным достоинством такого кредитования становится самая низкая из доступных вариантов процентная ставка.

Условия кредитования юридических лиц

Стандартными условиями выдачи кредитов юридическим лицам выступают традиционные параметры кредитования, в числе которых:

Еще одним важным условием кредитного договора становится график погашения задолженности. Остальные параметры сделки с определенной долей условности можно назвать вспомогательными или дополнительными. Например, способ выдачи денежных средств или погашения кредитной задолженности.

Порядок выдачи кредита юридическим лицам

Процесс кредитования юрлиц определяется внутренними правилами конкретного банка, факторинговой или лизинговой компании. В общем случае он выглядит следующим образом:

Приведенная схема корректируется в зависимости от уровня отношений заемщика и кредитора, а также запрашиваемых условий финансирования. Например, действующие клиенты банка нередко сразу переходят к обсуждению условий кредита, минуя предварительные стадии описанной процедуры.

Часто задаваемые вопросы

Каковы особенности кредитования юрлиц?

Главной отличительной чертой этого вида банковских услуг становится предоставление залога. Такое обеспечение финансовых обязательств необходимо почти всегда. Другие принципы кредитования являются стандартными – срочность, возвратность, платный характер и т.д.

Какие критерии следует учитывать при выборе банка для сотрудничества?

При выборе банка для получения финансирования нужно учитывать: условия кредитования, прежде всего – процентную ставку, уровень требований к заемщику, процент одобрения подобных сделок и т.д.

Какие виды кредитов юридическим лицам следует отнести к самым выгодным?

Выгодность кредита определяется не столько условиями финансирования, сколько эффективностью решения задач, стоящих перед заемщиком. А потому выгодным при грамотном использовании может оказаться абсолютно любой кредит – овердрафт, целевой, оборотный и т.д.

Источник

Учет кредитов и займов в бухгалтерском учете

долгосрочный кредит используется предприятием для. долгосрочный кредит используется предприятием для фото. картинка долгосрочный кредит используется предприятием для. смотреть фото долгосрочный кредит используется предприятием для. смотреть картинку долгосрочный кредит используется предприятием для.

При реализации крупных проектов, например, при расширении производства или открытии нового направления бизнеса, компании нужны деньги. Получить их можно в виде кредита или займа. В чем разница, и как учитываться полученные и выданные кредиты и займы разберем далее.

Кредиты и займы — в чем отличие

долгосрочный кредит используется предприятием для. долгосрочный кредит используется предприятием для фото. картинка долгосрочный кредит используется предприятием для. смотреть фото долгосрочный кредит используется предприятием для. смотреть картинку долгосрочный кредит используется предприятием для.

Когда организации не хватает денег, например, для покупки оборудования или сырья, она может получить кредит или заем. Финансовые инструменты похожи и решают одну задачу — обеспечить компанию свободными деньгами. Однако есть несколько отличий.

Отличие № 1 — Лицо, выдающее кредит или займ

Получить кредит организация может только в кредитном учреждении, то есть в банке. Для этого заключают кредитный договор, согласно которому сторона, выдающая деньги — это кредитор, а получающая деньги — заемщик.

Заем может выдать любое физическое или юридическое лицо. Банки займами не занимаются. При выдаче денег в займ заключается договор займа, по условиям которого одна сторона — заимодавец, а другая — займополучатель.

Отличие № 2 — Проценты

Кредит всегда выдается под определенный процент за пользование кредитными средствами. От банка к банку он может отличаться, но он никогда не равен 0 %. Проценты по выданным кредитам — это доход банка.

Заем в свою очередь может быть как процентный, так и беспроцентный. Это условие законодатель оставляет на усмотрение сторон (п. 1 ст. 809 ГК РФ).

Важно! Если договор займа предполагается беспроцентным, в нем обязательно нужно указать, что плата за пользование заемными деньгами не взимается. Иначе заимодавец имеет право взыскать проценты по ставке ЦБ РФ, действовавшей на момент действия договора займа (п. 1 ст. 809 ГК РФ).

Отличие 3 — Предмет

Кредит выдается только в виде денежных средств. Банк не может выдать кредит товаром, сырьем или другим имуществом.

Займ можно выдать в любой форме. Самая популярная форма займа — денежная, но иногда в заем выдают товары и другое имущество, за пользование которым также взыскивают проценты.

Отличие 4 — Законодательное регулирование

Кредитные отношения в основном регулируются нормативными актами Центрального Банка России. Часть вопросов также закреплена в федеральных законах и Гражданском Кодексе.

На договор займа нормативные акты Центробанка России не распространяются, поэтому он регулируется только федеральными законами и Гражданским Кодексом.

Бухгалтерский учет кредитов и займов

Бухгалтерский учет кредитов и займов регулируется ПБУ 15/2008. Несмотря на то, что кредит и займ по правовой природе отличаются друг от друга, в бухгалтерском учете эти понятия практически идентичны.

Для бухгалтерского учета важен срок погашения кредитных или заемных обязательств, поэтому используют два счета:

Счета пассивные. По ним проходят операции трех типов: получение заемных средств, начисление процентов и возврат. По кредиту отражается поступление и начисление процентов, а по дебету — возврат и погашение процентов. Тело кредита и сумму процентов учитывают на разных субсчетах, открытых к счетам 66 и 67.

Остаток суммы по кредиту или займу на конец периода попадает в строку 1410 бухгалтерского баланса, если он долгосрочный, и в строку 1510, если он краткосрочный.

Аналитический учет по этим счетам должен отражать информацию в разрезе кредиторов и заимодавцев, договоров займа или кредита, видов поступивших средств.

Расходы по кредитам и займам

Сумма полученного кредита или займа — это не доход компании, как и возврат этой суммы — это не расход. Поэтому сами суммы в формировании финансового результата и налогооблагаемой базы не участвуют (п. 1 ст. 251 НК РФ).

Однако получение кредита или займа связано с расходами, которые учитываются в составе прочих расходов для целей налогообложения:

Исключение — расходы, которые включаемые в стоимость инвестиционного актива. То есть проценты по кредитам и займам, которые непосредственно связаны с приобретением, строительством или сооружением инвестиционного актива. Организации, применяющие упрощенные способы ведения бухучета, могут признавать все расходы по кредитам и займам в составе прочих.

Расходы по займам и кредитам в бухгалтерском учете отражают обособленно от основной суммы займа или кредита. Для этого к бухгалтерским счетам открывают субсчета.

Проценты по займам или кредитам учитывают равномерно в течение срока действия договора или в порядке, который предусмотрен условиями договора, если это не нарушает принцип равномерности учета (п. 8 ПБУ 15/2008).

Бухгалтерские проводки при получении кредитов и займов

Например, ООО «Фортуна» 1 апреля заключило кредитный договор на сумму 300 000 рублей, сроком на 3 месяца под 1 % ежемесячно. Дата уплаты процентов и части тела кредита — последний день месяца. Кредит оборотный, то есть привлечен для покупки сырья и материалов. Бухгалтер ООО «Фортуна» строит в учете следующие проводки.

На расчетный счет поступили кредитные средства

Начислена проценты за пользование заемными средствами в мае. Сумма рассчитана исходя из того, что часть кредита уже была погашена, следовательно, процент считаем от 200 000 рублей.

ДатаДебетКредитСумма, руб.Описание
01.04.20215166.1300 000
30.04.202191.266.23 000Начислены проценты за пользование заемными средствами в апреле
30.04.202166.2513 000Оплачены проценты за апрель
30.04.202166.151100 000Погашена часть кредита
31.05.202191.266.22 000
31.05.202166.2512 000Оплачены проценты за май
31.05.202166.151100 000Погашена часть кредита
30.06.202191.266.21 000Начислена проценты за пользование заемными средствами в июне. Сумма рассчитана исходя из того, что часть кредита уже была погашена, следовательно, процент считаем от 200 000 рублей.
30.06.202166.2511 000Оплачены проценты за июнь
30.06.202166.151100 000Погашена последняя часть кредита

Дата уплаты процентов и тела кредита может выпадать не на конец месяца, а на любое другое число. В таком случае в конце месяца строим проводку Дт 91.2 Кт 66/67 для начисления расходов по процентам, а проводку по их погашению строим той датой, когда деньги были фактически перечислены кредитору.

При получении кредита мы используем счет 51, так как получен он в денежной форме. Если заем выдается в неденежной форме, можно использовать счета 10, 41 и аналогичные. Однако в таком случае происходит переход права собственности, а следовательно, операция облагается НДС.

Бухгалтерские проводки при получении кредитов и займов для целей приобретения или сооружения инвестиционных активов

Иначе проводки будут выглядеть, если ООО «Фортуна» привлечет кредит для покупки нового оборудования. Бухгалтер сделает следующие записи.

ДатаДебетКредитСумма, руб.Описание
01.04.20215166.1300 000На расчетный счет поступили кредитные средства
02.04.20210860300 000Куплено оборудование у поставщика, но еще не введено в эксплуатацию
02.04.20215160300 000Поставщику перечислена оплата за оборудование
30.04.20210866.23 000Проценты за пользование денежными средствами отнесены на стоимость купленного основного средства
30.04.202166.2513 000Оплачены проценты за апрель
30.04.202166.151100 000Погашена часть кредита
31.05.20210866.22 000Начислена проценты за пользование заемными средствами в мае. Сумма рассчитана исходя из того, что часть кредита уже была погашена, следовательно, процент считаем от 200 000 рублей.
31.05.202166.2512 000Оплачены проценты за май
31.05.202166.151100 000Погашена часть кредита
30.06.20210866.21 000Начислена проценты за пользование заемными средствами в июне. Сумма рассчитана исходя из того, что часть кредита уже была погашена, следовательно, процент считаем от 200 000 рублей.
30.06.202166.2511 000Оплачены проценты за июнь
30.06.202166.151100 000Погашена последняя часть кредита
01.07.20210108306 000Оборудование введено в эксплуатацию, проценты учтены в стоимости

Включать проценты в стоимость инвестиционного актива можно только при условии, что работы по его приобретению, строительству или сооружению начаты.

Приобретение или сооружение инвестиционного актива может быть приостановлено. Если период приостановления длительный, то есть превышает 3 месяца, то проценты прекращают включать в стоимость актива и относят на прочие расходы с первого числа месяца, следующего за месяцем приостановления. При возобновлении процесса приобретения или сооружения проценты снова включают в стоимость с первого числа месяца, следующего за месяцем возобновления (п. 11 ПБУ 15/2008).

При прекращении приобретения или сооружения проценты перестают включать в стоимость и учитывают в качестве прочих расходов, начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем прекращения (п. 12 ПБУ 15/2008).

Проценты учитывают в стоимости инвестиционного актива до тех пор, пока он не введен в эксплуатацию. Как только организация начинает использовать актив для изготовления продукции, выполнения работ или оказания услуг, то проценты учитывают уже в составе прочих расходов с первого числа месяца, следующего за месяцем начала использования имущества (п. 13 ПБУ 15/2008).

Кредитные или заемные средства могут быть частично направлены на приобретение инвестиционного актива, а частично на другие цели. В таком случае проценты пропорционально относятся на стоимость актива и на прочие расходы.

Налогооблагаемая временная разница

При получении кредита для приобретения инвестиционного актива возникает налогооблагаемая временная разница, так как в бухгалтерском учете проценты относятся на стоимость актива, а в налоговом они относятся в состав расходов. Возникает разница между налоговым и бухгалтерским учетом, следовательно, формируется отложенное налоговое обязательство на счете 77 в соответствии с ПБУ 18/2002.

Списание отложенного налогового обязательства начнется вслед за тем, как инвестиционный актив будет принят к учету и его начнут амортизировать.

Бухгалтерские проводки при переводе займа или кредита из краткосрочного в долгосрочный

Краткосрочный кредит или заем могут стать долгосрочными, например, если стороны подпишут дополнительное соглашение и пролонгируют кредит или займ на срок более 12 месяцев. В таком случае используют следующую проводку

ДебетКредитОписание
6667Краткосрочный кредит или займ переведен в разряд долгосрочных

Бухгалтерский учет выданных займов

Организация может не только получать, но и выдавать займы. Все выданные займы учитывают на счете 58, как финансовые вложения. Их учет регулирует ПБУ 19/2002. Об учете финансовых вложений мы подробно рассказали в нашей статье.

Вернемся к примеру с ООО «Фортуна» и допустим, что займ 300 000 рублей на 3 месяца выдала компания ООО «Клад». Бухгалтерия «Клада» сделает такие проводки.

Перевели сумму займа на расчетный счет ООО «Фортуна»

ДатаДебетКредитСумма, руб.Описание
01.04.20215851300 000
30.04.20217691.13 000Начислили доход в виде процентов от выданного займа
30.04.202151763 000ООО «Фортуна» перечислил деньги в счет уплаты процентов
30.04.20215158100 000ООО «Фортуна» погасил часть займа
31.05.20217691.12 000Начислили доход в виде процентов от выданного займа
31.05.202151762 000ООО «Фортуна» перечислил деньги в счет уплаты процентов
31.05.20215158100 000ООО «Фортуна» погасил часть займа
30.06.20217691.11 000Начислили доход в виде процентов от выданного займа
30.06.202151761 000ООО «Фортуна» перечислил деньги в счет уплаты процентов
30.06.20215158100 000ООО «Фортуна» погасил часть займа

Если заем будет беспроцентным, то это его нельзя называть финансовым вложением. Поэтому вместо счета 58 нужно использовать счет 76. А проводок по начислению процентов попросту не будет. В нашем примере, но без процентов, проводки будут следующие.

ДатаДебетКредитСумма, руб.Описание
01.04.20217651300 000Перевели сумму займа на расчетный счет ООО «Фортуна»
30.04.20215176100 000ООО «Фортуна» погасил часть займа
31.05.20215176100 000ООО «Фортуна» погасил часть займа
30.06.20215176100 000ООО «Фортуна» погасил часть займа

Полученные проценты учитывают в составе внереализационных доходов.

Кредиты и займы — важный аспект финансовой жизни компании. Бросать их без детального учета нельзя. Для этих целей рекомендуем вам облачный сервис Контур.Бухгалтерия. Настраивайте аналитику, контролируйте размер задолженности, начисляйте проценты и следите за сроками. Всем новичкам мы дарим бесплатный пробный период на 14 дней.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *