доля налогов в бюджете рф 2020 в процентах
Федеральный бюджет 2020 года исполнен с дефицитом
macrovector / Depositphotos.com |
Опубликован закон об исполнении федерального бюджета за 2020 год (Федеральный закон от 25 октября 2021 г. № 361-ФЗ). Доходы составили 18 719 089,9 млн руб., а расходы – 22 821 554,5 млн руб., в связи с этим бюджет исполнен с дефицитом, который составил 4 102 464,5 млн руб.
Основные факторы, повлиявшие на такие результаты – вынужденное резкое сокращение деловой активности вследствие ограничений, направленных на сдерживание распространения новой коронавирусной инфекции, и острое ухудшение внешнеторговых условий в связи с резким снижением цен на нефть. При этом, несмотря на масштабные внешние факторы снижение ВВП по итогам 2020 года составило только 3,0%.
Увеличение расходов на финансирование антикризисных программ, связанных с поддержкой населения и отраслей экономики, потребовало существенного увеличения дефицита федерального бюджета. Это поддержало спрос в экономике, смягчило масштабы сокращения выпуска. Для финансирования дефицита федерального бюджета была в значительной мере расширена программа государственных заимствований, что, однако, в условиях снижения спроса на кредитные ресурсы со стороны внебюджетного сектора не оказало значимого влияния на повышение процентных ставок в экономике.
По итогам 2020 года рост реальных заработных плат составил 2,5%. Дополнительно по мере восстановления деловой активности, улучшилась динамика доходов от предпринимательской деятельности и собственности. Поддержку денежным доходам населения также оказали социальные выплаты (выплаты семьям с детьми, увеличение пособий по безработице). В результате снижение реальных располагаемых доходов населения существенно замедлилось и по итогам 2020 года спад составил 3,0%.
Валовое накопление в 2020 году сократилось на 2,0% (после роста на 3,3% годом ранее): снижение накопления основного капитала частично компенсировано приростом запасов материальных оборотных средств (повышение преимущественно за счет производственных запасов на предприятиях).
Темп роста потребительских цен по итогам года составил 4,9%. Динамика показателя отличалась повышенной волатильностью и неоднородностью в разрезе укрупненных компонент потребительской корзины (рост цен на продовольственные и ряд непродовольственных товаров сопровождался очень сдержанной ценовой динамикой в сегменте услуг). Основными факторами, повлиявшими на рост цен, стали ослабление курса рубля к доллару США и, как следствие, ускоренный рост стоимости группы товаров, наиболее зависимых от импорта, а также ситуация на российском и мировом рынках сельскохозпродукции.
ФНС собрала в 2020 году в бюджеты всех уровней более 28 трлн рублей
Федеральная налоговая служба России в 2020 году собрала в бюджеты всех уровней более 28 трлн рублей. Как передает ТАСС, такую информацию по итогам заседания расширенной коллегии приводит пресс-служба ФНС со ссылкой на слова министра финансов РФ Антона Силуанова.
«Те задачи, которые мы вместе формировали по наполнению бюджета, выполнены: более 28 триллионов рублей было собрано в бюджеты всех уровней. В этот сложный период ФНС России обеспечила создание блокчейн-платформы для поддержки бизнеса — льготного кредитования. Система ЕГР ЗАГС позволила оперативно оказать материальную поддержку семьям с детьми. Также была создана цифровая платформа сбора и анализа данных по налоговым расходам, отменены неэффективные льготы. Работа ККТ дала возможность формировать массив статистической информации в режиме реального времени. При подготовке управленческих решений эти данные налоговой службы как никогда востребованы», — отметил Силуанов.
По данным ФНС, поступления налогов в консолидированный бюджет РФ в 2020 году снизились на 7,6% до 21 трлн рублей. «2020 год не только изменил привычную жизнь, но и повлиял на налоговые поступления. В консолидированный бюджет Российской Федерации поступило 21,01 трлн рублей, что на 7,6% меньше 2019 года: в федеральный бюджет — 10,98 трлн рублей (минус 12,9%), в консолидированные бюджеты субъектов — 10,03 трлн рублей (минус 0,9%)», — говорится в сообщении.
Отмечается, что без учета НДПИ поступления в консолидированный бюджет РФ составили 17,2 трлн рублей и увеличились на 2,6%, в том числе за счет эффективности налогового администрирования. Поступление НДС составило 4,27 трлн рублей (плюс 0,3% относительно 2019 года), налога на прибыль — 4,02 трлн рублей (минус 11,6%), НДФЛ — 4,25 трлн рублей (плюс 7,5%).
В ФНС подчеркивают, что прирост поступления НДФЛ на 4 процентных пункта превышает темп роста фонда заработной платы. «В государственные внебюджетные фонды поступило 7,2 трлн рублей, что на 2,3% больше уровня 2019 года», — отмечается в сообщении.
По словам главы ФНС Даниила Егорова, достичь таких результатов, несмотря на сложный в экономическом плане год, удалось в первую очередь благодаря аналитическим инструментам и системам контроля службы.
Также сообщается, что количество выездных налоговых проверок в 2020 году снизилось на треть до 6 тыс., при этом такие проверки дополнительно принесли в бюджет почти 300 млрд рублей.
Бюджет за 2020 год исполнен с дефицитом в 4,1 трлн. Но налоги поступали динамично
Силуанов сообщил о восстановлении деловой активности, поскольку в 2020 году налоги динамично поступали в бюджет.
Федеральный бюджет исполнен по итогам 2020 года с дефицитом в 3,6% ВВП, или 4,1 трлн рублей.
«Федеральный бюджет по итогам 2020 года исполнен с дефицитом 4,1 трлн рублей, или 3,8% ВВП», — сказал Силуанов.
«Что касается расходов федерального бюджета, по итогам 2020 года они выросли более чем на четверть год к году, что отражает беспрецедентные масштабы поддержки в периоды пандемии и восстановления после снятия ограничений. По показателю прироста расходов Россия входит в топ-5 стран группы «большой двадцатки», — сказал Силуанов.
«Фактическое исполнение оказалось лучше ожидаемого. Такой результат достигнут в первую очередь благодаря более динамичному поступлению ненефтегазовых доходов. Это касается прежде всего оборотных налогов: НДС, импортных пошлин, акцизов. Например, поступления НДС выросли более чем на 15% год к году в IV квартале 2020 года после временного снижения во II-III кварталах, что отражает восстановление потребительского спроса во втором полугодии», — отметил Силуанов.
«Так, поступление зарплатных налогов — НДФЛ и страховых взносов — вышло в положительную зону уже в III квартале 2020 года. В целом за год прирост поступлений НДФЛ составил более 3% г/г в реальном выражении, что отражает устойчивость трудовых доходов граждан», — подчеркнул глава Минфина.
«В целом, такая картина поступлений ключевых ненефтегазовых доходов в бюджеты бюджетной системы отражает уверенное восстановление деловой активности после снятия ограничений, которые были введены из-за распространения коронавируса», — добавил Силуанов.
«Это негативно отразилось на доходах региональных бюджетов, но было компенсировано за счет дополнительных единовременных дотаций. При этом в течение второго полугодия динамика поступлений налога улучшалась: если во II квартале снижение доходило до 30% г/г, то в IV квартале замедлилось до примерно 3%», — подчеркнул министр финансов.
Треть доходов бюджетной системы России оказалась связана с нефтью и газом
Минфин России с 2006 года публикует «нефтегазовые доходы» федерального бюджета, которые давно стали базовым индикатором углеводородной зависимости страны. В разные годы доля нефтегазовых доходов в бюджете, по данным Минфина, варьировалась от 36 до 51%, а по итогам прошлого года составила 46%.
Между тем оценка Минфина не включает в себя поступления общего характера от нефтегазовой отрасли, которые в зависимости от задачи такой оценки можно было бы отнести к «расширенным» нефтегазовым доходам, например от налога на прибыль нефтегазовых компаний или НДС в отрасли.
РБК решил посчитать нефтегазовые доходы в расширенном понимании. Оказалось, что сумма поступлений по всем налогам, акцизам и пошлинам от компаний по добыче нефти и газа превысила 10,5 трлн руб. по итогам 2018 года, то есть оказалась по меньшей мере на 17% больше оценки Минфина для федерального бюджета.
Нефтегазовые доходы в широком понимании составили больше трети всех доходов российской бюджетной системы (федерального бюджета, бюджетов регионов и социальных фондов), подсчитал РБК на основе данных Минфина, Казначейства и Федеральной налоговой службы (ФНС).
Что говорит Минфин
Оценку нефтегазовых доходов Минфин публикует в отчетах об исполнении бюджета. В эту сумму Минфин с 2008 года включает поступления от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), экспортных таможенных пошлин, а с 2019 года также платежи по новому налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД) и акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку.
Действительно, при оценке нефтегазовых доходов Минфин включает не все платежи, которые поступают в бюджет от нефтегазовой отрасли в целом — как в виде налогов и страховых взносов, так и в виде иных регулярных платежей, прокомментировала РБК руководитель практики оказания услуг по налоговому и юридическому консультированию компаниям нефтегазового сектора КПМГ в России и СНГ Виктория Тургенева.
Почему для Минфина расширение оценки невозможно
При этом нефтегазовые компании помимо платежей, которые учитывает Минфин, перечисляют в бюджет другие налоги и сборы, а также страховые взносы. Минфин не включает эти поступления в оценку в рамках бюджетного правила, поскольку их невозможно объективно и тем более оперативно оценить, пояснила РБК пресс-служба ведомства. Кроме того, поступления по всем налогам нельзя учитывать в рамках бюджетного правила, поскольку на эти поступления «оказывает влияние масса других факторов, кроме цены на нефть», подчеркивают в Минфине.
«В отличие от нефтяных налогов, где взаимосвязь с ценой прописана непосредственно в формуле платежа, разделить налог на прибыль на часть, полученную именно в связи с превышением цены на нефть базового уровня, невозможно. Соответственно, попытка учитывать их в бюджетном правиле привела бы к недостоверности и спорности оценок, попыткам манипулирования или необходимости в разы усложнить налоговую отчетность», — отмечается в комментарии Минфина.
Любопытно, что в 2006 году, когда Минфин внедрял понятие нефтегазовых доходов, первоначально было предложено включать в них больше платежей, в том числе как раз налог на прибыль и дивиденды нефтегазовых компаний. И, например, применительно к 2006 году первоначальная оценка давала на 19% больше, чем в итоге взятая Минфином за основу.
«Нужно понимать, что оценка Минфина демонстрирует доходы государства исключительно от добычи и последующего экспорта сырой нефти и газа без учета других видов деятельности. НДПИ, а это рентный налог, зависит от объема добычи и не учитывает финансовый результат — его легче и понятнее прогнозировать на основании планов по объему добычи углеводородного сырья», — объясняет Виктория Тургенева.
Доходы бюджета, не связанные с добычей нефти и газа, на 264,3 млрд руб. превысили прогноз, следует из корректировок федерального бюджета на 2019 год. «Обычно у нас нефтегазовые доходы всегда больше, ненефтегазовые — меньше. Так вот в этот раз наоборот», — отмечал первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов.
Однако 165,6 млрд руб. этого прироста обеспечило увеличение прибыли в нефтедобыче и нефтепереработке, которые Минфин не учитывает в составе нефтегазовых доходов, а также в металлургии.
Что показали расчеты РБК
РБК попытался получить расширенную оценку нефтегазовых доходов государственных бюджетов с учетом платежей, которые учитывает Минфин, а также прочих налогов и сборов и страховых взносов:
Как мы считали
Расширенная оценка всех нефтегазовых доходов бюджетной системы за 2018 год в дополнение к показателю Минфина включает поступления от акцизов (по данным Казначейства), налогов, сборов и страховых взносов от добычи сырой нефти и природного газа, по данным ФНС (кроме НДПИ, который уже учтен в оценке Минфина, и акцизов). Поскольку большинство нефтегазовых компаний — экспортеры и возмещают уплаченный НДС, учитывались только поступления по НДС на товары, реализуемые на внутреннем рынке. НДС поступает в федеральный бюджет, большая часть налога на прибыль — в бюджеты регионов, страховые взносы — во внебюджетные фонды.
При этом с учетом дивидендов расширенная оценка нефтегазовых доходов бюджета была бы еще больше: от «Газпрома» государство по результатам 2018 года получит почти 192,5 млрд руб. дивидендов, от «Роснефти» — 137,3 млрд руб.
По данным ФНС на 1 января 2019 года, добыча сырой нефти и природного газа обеспечила:
Минфин так прокомментировал предложенную РБК оценку: «Налог на прибыль складывается из всей деятельности компании, и некорректно все эти средства относить только к нефтегазовому сектору».
К потенциальным уязвимостям расчетов также относится неопределенность относительно целесообразности учета нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслей — включать ли налоги на эти компании. Если их включать, оценка может получиться неоправданно широкой. Кроме того, данные по НДС на 1 января 2019 года из отчетности ФНС носят не окончательный характер из-за того, что возмещение НДС всегда происходит с лагом. Наконец, РБК не учитывал вычеты, предоставляемые по акцизам на нефтепродукты: этой информации в отчетах Казначейства или ФНС обнаружить не удалось.
Налоговая нагрузка на добычу полезных ископаемых традиционно самая высокая. Нагрузка на предприятия по добыче топливно-энергетических ископаемых (нефть, газ и уголь) в России, по данным ФНС, выросла на 7,1 п.п. — с 45,4% в 2017-м до 52,5% в 2018 году.
При этом большинство нефтегазовых компаний возмещает уплаченный НДС за экспорт товаров. Отмена возмещения НДС экспортерам нефти и газа привела бы к росту цен и снижению конкурентоспособности российской продукции на мировых рынках, пояснял ранее Минфин. ФНС публикует данные об уплате и возмещении НДС, но не ранжирует их по видам экономической деятельности, а в разрезе отдельных компаний они составляют налоговую тайну.
Бюджет 2021–2023: главные цифры
Бюджет на 2021–2023 годы учитывает базовый вариант прогноза социально-экономического развития страны на этот период. В частности, как ожидается, инфляция в этот период не будет превышать 4%. Курс валют составит в среднем до 72,4 рубля за доллар в 2021 году, до 73,1 рубля — в 2022 году и до 73,8 рубля — в 2023 году.
В основе документа — два приоритета: безусловное исполнение социальных обязательств государства перед гражданами и реализация национальных целей развития, сформулированных Президентом РФ.
Доходы: 18,8 трлн руб.
Расходы: 21,52 трлн руб.
На реализацию нацпроектов: 2,25 трлн руб.
Дефицит: 2,75 трлн руб. (2,4% ВВП)
Рост экономики согласно прогнозу: 3,3%
Прогнозный объем ВВП: 115,53 трлн руб.
Доходы: 20,6 трлн руб.
Расходы: 21,88 трлн руб.
На реализацию нацпроектов: 2,62 трлн руб.
Дефицит: 1,25 трлн руб. (1% ВВП)
Рост экономики согласно прогнозу: 3,4%
Прогнозный объем ВВП: 124,22 трлн руб.
Доходы: 22,3 трлн руб.
Расходы: 23,67 трлн руб.
На реализацию нацпроектов: 2,79 трлн руб.
Дефицит: 1,41 трлн руб. (1,1% ВВП)
Рост экономики согласно прогнозу: 3%
Прогнозный объем ВВП: 132,82 трлн руб.