должна ли выручка в балансе совпадать с суммой дохода по декларации по усн

Расхождение показателей налоговой и бухгалтерской отчетности при УСНО: как объясниться с налоговой?

должна ли выручка в балансе совпадать с суммой дохода по декларации по усн. должна ли выручка в балансе совпадать с суммой дохода по декларации по усн фото. картинка должна ли выручка в балансе совпадать с суммой дохода по декларации по усн. смотреть фото должна ли выручка в балансе совпадать с суммой дохода по декларации по усн. смотреть картинку должна ли выручка в балансе совпадать с суммой дохода по декларации по усн.

Организации, применяющие УСНО, уже сдали декларацию по налогу, уплачиваемому при УСНО, за 2016 год: срок истек 31.03.2017. Не позднее обозначенной даты надо было представить в налоговый орган и годовую (финансовую) бухгалтерскую отчетность. Подавляющее большинство организаций так и поступило: выполнило все требования налогового законодательства.

Но вдруг в апреле 2017 года одна из таких организаций получила из налогового органа требование пояснить причину расхождения сумм доходов, указанных в декларации при УСНО и в бухгалтерской отчетности за 2016 год.

Что делать в этом случае? Может ли быть такое расхождение обоснованным? Как составить ответ налоговикам?

Право налогового органа на истребование пояснений

В соответствии со ст. 88 НК РФ налоговый орган при получении декларации по «упрощенному» налогу проводит ее камеральную проверку. Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, которые содержатся в документах, имеющихся у налогового органа, и получены им в ходе налогового контроля, то налоговый орган вправе истребовать пояснения относительно данного факта. В рассматриваемом случае расхождение выявлено между декларацией по «упрощенному» налогу и бухгалтерской отчетностью организации, что является основанием для истребования пояснений у налогоплательщика.

Об обнаружении ошибки или несоответствия налоговый орган сообщает налогоплательщику и требует представить необходимые пояснения или внести исправления в налоговую декларацию.

Срок для выполнения данного требования – пять рабочих дней со дня получения требования.

Может ли налогоплательщик вместе с пояснениями дополнительно представить другие документы, подтверждающие его позицию? Да, он вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового или бухгалтерского учета и иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.

Представитель налогового органа обязан рассмотреть все представленные налогоплательщиком документы. И если после этого рассмотрения или в случае, когда налогоплательщик не представит пояснений, налоговый инспектор установит факт совершения правонарушения, он составит акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ.

Из приведенных норм следует, что действующим налоговым законодательством налоговым органам предоставлено право истребовать у «упрощенца» пояснения в отношении представленной декларации при УСНО, если будут выявлены ошибки или несоответствия между данными декларации и другими имеющимися у налоговиков документами (например, годовой бухгалтерской отчетностью).

Рекомендуем представить пояснения в установленный срок (пять рабочих дней), иначе будет составлен акт о правонарушении на основании тех данных, которые есть у налогового органа. Да и этим дело может не закончиться: если расхождения масштабные, то налоговики могут инициировать и выездную налоговую проверку.

Кроме истребования пояснений, налоговый орган вправе вызвать налогоплательщика для дачи пояснений, если сочтет, что требуется непосредственная явка налогоплательщика в налоговый орган (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). Для этого налогоплательщику будет направлено уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

Сравнение показателей налоговой и бухгалтерской отчетности при УСНО

Декларация при УСНО

Независимо от применяемого объекта налогообложения в налоговой декларации указываются доходы, учитываемые при УСНО:

Бухгалтерская (финансовая) отчетность

А если организация вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, то в бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о целевом использовании средств она может включить показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям).

В рассматриваемой ситуации налоговиков могут заинтересовать следующие показатели бухгалтерской отчетности.

Начнем с баланса. В данном случае важными являются показатели актива баланса, а именно «Финансовые и другие оборотные активы», в котором указываются (ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»):

В соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» доходы в бухгалтерском учете признаются по методу начисления; организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут вести учет кассовым методом по мере поступления денежных средств. Подавляющее большинство организаций ведет бухгалтерский учет по методу начислений.

Сравнение данных декларации при УСНО и годовой бухгалтерской отчетности

Если рассматриваемые доходы, включая прочие доходы, по бухгалтерской отчетности меньше, чем налогооблагаемые доходы, то вопросов у налоговиков не возникнет. Такое может быть, например, если организация работает «по предоплате», то есть у нее много поступлений денежных средств в виде авансовых платежей от покупателей, которые в налоговом учете увеличивают облагаемые доходы (кассовый метод), а в бухгалтерском учете – увеличивают кредиторскую задолженность.

Если же налогооблагаемые доходы значительно меньше, чем доходы, включая прочие доходы, отраженные в бухгалтерской отчетности, то вероятность возникновения вопросов у налоговых органов высока, поскольку это может означать занижение облагаемой базы по налогу, уплачиваемому при УСНО. Рассмотрим приведенный вариант подробнее.

Наиболее очевидным сравнением является, как уже сказано выше, сопоставление показателей дохода в налоговой и бухгалтерской отчетности (см. формулу).

Показатель «Выручка» (код 2110) отчета о финансовых результатах

Показатель «Прочие доходы» (код 2340) отчета о финансовых результатах

Источник

Как перенести расходы на УСН, чтобы не показывать убыток в декларации

Упрощённая система налогообложения облегчает ведение бизнеса, но не освобождает от налогового контроля. Убытки в декларации вызывают пристальное внимание ФНС. Читайте, как перенести часть расходов на следующий период, чтобы не показывать убыток в налоговой декларации по УСН за 2020 год.

Чем грозит убыток в декларации по УСН

Обнаружив убытки в декларации по УСН, сотрудники камерального отдела ФНС запросят у компании или ИП пояснения о причинах (п. 3 ст. 88 НК РФ). На требование налоговиков нужно ответить в течение пяти рабочих дней. Если опоздать или представить недостоверные данные, руководителя компании вызовут лично ответить на вопросы.

Убыточные декларации по УСН в течение двух лет подряд могут стать причиной выездной проверки (Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@).

Кроме риска проверки, у бизнеса с убыточной отчётностью есть трудности при кредитовании или участии в тендерах. Банки и частные инвесторы отказываются давать деньги компаниям с такими финансовыми показателями. При проведении тендеров предоставление финотчётности и прибыльные декларации — ключевые требования, которые демонстрируют налоговую репутацию добросовестной компании.

Можно ли переносить расходы на будущие периоды по своему усмотрению

Один из вариантов избавления от убытков в декларации по УСН — перенос расходов на будущие периоды. Однако нельзя по своему усмотрению просто взять и отразить расходы в следующем налоговом периоде. Для этого надо тщательно проанализировать свои хозяйственные операции с точки зрения выполнения условий для их учёта.

Иногда бухгалтеры хитрят и «находят» документы за прошлый год уже после его окончания. Но расходы безопаснее учитывать в том периоде, к которому они относятся. Их можно отражать в текущем периоде, только когда не получается определить период совершения ошибки или когда ошибка привела к переплате налога (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Обнаружив ошибку, бухгалтер должен оценить, как она повлияла на налоговую базу предыдущего периода — привела к переплате или недоплате налога на УСН. А затем, исходя из ситуации, — сдать уточнённую декларацию за прошлый период или отразить исправление в текущей декларации.

«Хитрость» не сработает, когда по итогам года уплачен минимальный налог, рассчитанный исходя из полученного дохода (п. 6 ст. 346.18 НК РФ). Обнаружив расходы, понесённые в прошлом году, но учтённые при расчете налога УСН в текущем году, налоговая исключит такие расходы из налогооблагаемой базы и доначислит налог.

Условия учёта расходов по УСН

Все расходные хозоперации плательщиков УСН можно разделить на пять групп:

При УСН принять расходы к учёту можно только после фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Но это не всё. Чтобы налогоплательщик мог учесть расходы в налоговой базе, должны выполняться дополнительные условия, различные для каждой из перечисленных групп.

Приобретение товаров для перепродажи

Расходы налогоплательщика на товары, купленные для последующей перепродажи, учитывают только при совокупном выполнении следующих условий:

Как перенести расходы на будущий период

Договоритесь с поставщиком об отсрочке платежа до января следующего года. Ещё один вариант — зарезервировать товар и заплатить аванс, но отгрузить только после окончания налогового периода. Аванс в расходах не учитывается, но поможет зафиксировать стоимость или наличие приобретаемых изделий (письмо Минфина РФ от 20.05.2019 № 03-11-11/36060).

Приобретение материалов и сырья (МПЗ) для выполнения работ

Затраты на приобретение сырья и материалов учитывают в расходах на момент фактической оплаты или погашения задолженности другим законным способом, например, проведения зачёта взаимных однородных требований (пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ, письмо Минфина РФ от 26.11.2019 № 03-11-11/91390).

В момент отражения затрат на МПЗ в учёте запасы необходимо оприходовать на склад. При этом фактическая дата использования МПЗ в производственном процессе не имеет значения (письмо Минфина РФ от 31.07.2013 № 03-11-11/30607).

Как перенести расходы на будущий период

Получите согласие поставщика на перенос поставки или отсрочку оплаты на начало следующего года.

Приобретение услуг и работ сторонних поставщиков

Услуги и работы сторонних поставщиков учитываются в расходах только после оплаты и подтверждения факта выполнения работ или оказания услуг (п. 2 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Выполнение работ подтверждает акт, составленный по правилам бухучёта, оказание услуги может подтвердить иной первичный документ (отчёт, счёт, инвойс и т.д.), если это закреплено в учётной политике или в договоре между сторонами (письмо Минфина РФ от 21.01.2019 № 07-04-09/2654).

Как перенести расходы на будущий период

Проверьте в договоре, чем подтверждается факт выполнения работ или оказания услуг. Согласуйте с исполнителем перенос на январь оплаты или даты выставления акта выполненных работ или иного документа, который подтверждает оказание услуги.

Расходы на создание, покупку и ввод в эксплуатацию основных средств

Основные средства (ОС) — используемое в производственном или управленческом процессе имущество, стоимость которого превышает 100 тыс. рублей и период полезного использования которого более одного года (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Учесть расходы на создание, покупку или ввод в эксплуатацию ОС можно только после их полной оплаты и ввода в эксплуатацию. Если оплата неполная, учесть можно только часть расходов (письмо Минфина РФ от 28.08.2018 № 03-11-06/2/61172).

Ещё одно обязательное условие — расходы должны быть экономически обоснованы и направлены на получение дохода.

Если плательщик совмещает УСН с другим налоговым режимом и купил ОС, которые будут использоваться только в рамках другого режима, например ПСН, то включать затраты в состав расходов нельзя (п. 8 ст. 346.18 НК РФ, письмо Минфина РФ от 31.05.2018 № 03-11-11/37046).

Расходы на ОС списывают в течение календарного года равными долями на последнее число каждого оставшегося квартала и на конец года (п. 3 ст. 346.16, пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ, письмо ФНС России от 27.02.2010 № 3-2-11/6@).

Например, если все условия для признания расходов выполнены в I квартале, расходы признают равными долями на 31 марта, 30 июня, 30 сентября и 31 декабря этого года. А если ввод в эксплуатацию произведён только в IV квартале — вся сумма затрат отнесётся на расходы 31 декабря.

Как перенести расходы на будущий период

Отложите на начало следующего года оплату или ввод в эксплуатацию объекта ОС. На случай претензий со стороны налоговиков подготовьте документальное обоснование причин, по которым ОС были введены в эксплуатацию позднее, чем приобретены. Такими причинами могут быть ремонт, отладка, технические недоработки при монтаже.

Соберите комиссию и составьте акт, в котором укажите причины, по которым объект не может использоваться в производственном процессе. Составьте перечень необходимых работ и график их выполнения. Введите ОС в эксплуатацию в новом году, после устранения причин, препятствующих их использованию в производстве. Важный нюанс — амортизацию на ОС можно начислять только после ввода в эксплуатацию.

Расходы на приобретение оборудования, инструментов или прочего имущества дешевле 100 тыс. рублей

Малоценное имущество — это инструменты, приспособления, инвентарь, приборы, лабораторное оборудование, спецодежда, средства индивидуальной и коллективной защиты и иное имущество, которое стоит менее 100 тыс. рублей и не являющееся амортизируемым.

Способ отражения стоимости малоценного имущества в расходах налогоплательщик закрепляет в учётной политике. Такое имущество можно полностью включить в расходы при передаче в эксплуатацию, а можно амортизировать, как в бухучёте (п. 2 ст. 254 НК РФ, письмо Минфина РФ от 06.03.2019 № 03-03-07/14527). В обоих случаях малоценное имущество должно быть полностью оплачено к моменту отражения его стоимости в расходах.

Как перенести расходы на будущий период

Отложите оплату или использование малоценного имущества на начало следующего года.

Источник

УСН 15%, почему отличается выручка в КУДиР и ОФР

Вопрос задал Анна Я.

Ответственный за ответ: Мария Демашева (★9.73/10)

Добрый день. Мы на УСН 15%. в 1С в выручку (строка 2110) попадает сумма по Дт 57.03 на конец года, в связи с этим, сумма по строке 2110 отчета отличается от дохода по декларации по УСН. Нужно ли вручную корректировать строку 2110 в Отчете о финансовых результатах или это так и должно быть?
Заранее благодарна, Анна

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Все комментарии (7)

Дт 57.03, а Кт какого счета уточните, пожалуйста?

ОФР и декларация по УСН не могут совпадать. Потому что бух учет мы ведем методом начисления (факт хозяйственной жизни, первичный документ), а УСН кассовым методом (деньги в кассе и на р/с). Правила очень разные. Возможно совпадение, но очень-очень редко. Например, если вся отгрузка и вся оплата прошли в одном отчетном периоде.

Только если бух учет кассовым методом не ведется. Но это очень редко и там все равно расхождения есть.

Добрый день. Почему то не пришло уведомление, что ответ был получен.
Кт.62.02

Отбоя на почту не было? Проверим.

За уточнение спасибо. А проводку Д 57.03 К 62.02 видите, когда кнопку Расшифровать нажимаете, стоя курсором на данной ячейке 2110 в Отчете о финансовых результатах?

Если я на расшифровку нажимаю, то общая сумма на Кт 90,01. Просто, если отнять сумму в строке 2110 отчета от суммы дохода в декларации, то получается ровно сумма по Дт 57.03, вряд ли это совпадение.
Дт 62,01 Кт 90,01 равен строке 2110

Д 62.01 К 90.01.1 — это ваша выручка в бух учете. Все верно для ОФР.
В УСН кассовый метод, там по деньгам все. С БУ не совпадает и не должно совпадать в 100%.
Если говорить про проводку, то К 62.02 — это аванс. И его в бух учете в выручке нет. Выручка в БУ — это только то, что конкретно уже продали и есть документ подписанный двумя сторонами.
А вот в УСН — все деньги доход. Постоплата и аванс от покупателя — это доход в целях расчета налога по УСН.

Источник

Как заполнить бухгалтерский баланс при УСН?

должна ли выручка в балансе совпадать с суммой дохода по декларации по усн. должна ли выручка в балансе совпадать с суммой дохода по декларации по усн фото. картинка должна ли выручка в балансе совпадать с суммой дохода по декларации по усн. смотреть фото должна ли выручка в балансе совпадать с суммой дохода по декларации по усн. смотреть картинку должна ли выручка в балансе совпадать с суммой дохода по декларации по усн.

Упрощенный бухгалтерский баланс и баланс «упрощенца»: в чем отличие

Обязанность компаний, применяющих УСН, вести учет и составлять баланс на сегодняшний день является обязательной практически для всех «упрощенцев», за редким исключением (ст. 6 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

В большинстве случаев «упрощенцы» подпадают под критерии малого предприятия, поэтому могут выбрать, по какой форме составлять баланс — общей или упрощенной (п. 4 ст. 6 закона № 402-ФЗ).

Следовательно, упрощенный баланс и баланс «упрощенца» не одно и то же, так как этот отчет может быть составлен не только по упрощенной, но и по общеустановленной форме.

О том, что характеризует баланс общеустановленной формы, читайте в материале «Бухгалтерский баланс (актив и пассив, разделы, виды)».

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Упрощенный баланс не вправе составлять организации, подлежащие обязательному аудиту, и ряд других компаний, перечисленных в п. 5 ст. 6 закона № 402-ФЗ.

Для того чтобы составленный бухгалтерский баланс был достоверен и полезен заинтересованным лицам, компания должна правильно организовать учетный процесс.

Подробнее о вариантах ведения бухучета, учетной политике и плане счетов для компаний на УСН читайте в статье «Порядок ведения бухгалтерского учета при УСН».

Традиционная форма баланса привычна для всех, поэтому остановимся подробнее на упрощенной форме отчета.

Упрощенная форма бухгалтерского баланса (УСН)

Упрощенная форма баланса приведена в приложении 5 к приказу Минфина России от 02.07.2010 № 66н.

ВНИМАНИЕ! C 2020 года бухгалтерская отчетность, в т.ч. упрощенная, сдается исключительно в электронном виде. Бумажный бланк больше не примут. Подробнее об изменениях правил представления бух.отчетности читайте здесь. Также напомним, в 2019 году формы отчетности обновлены.

Во всех формах отчетности (включая баланс и форму 2):

В некоторых формах заменен ОКУД.

В бухгалтерском балансе традиционной формы введена строка для указания, подлежит отчетность обязательному аудиту или нет. Если да, нужно привести седения об аудиторе.

Новые машиночитаемые формы полной и упрощенной отчетности можно скачать здесь.

Что касается собственно различий между упрощенной формой баланса и привычной (традиционной), то упрощенная содержит меньше строк в активе и пассиве. Но это не значит, что что-то может не отражаться в балансе или включаться не в полном объеме.

Не всегда требуется заполнять все строки упрощенного баланса. Это возможно в том случае, когда у компании на отчетную дату отсутствуют какие-либо активы или обязательства. Например, компания использует только арендованное имущество и сама созданием основных средств не занимается. В этом случае соответствующую строку баланса не заполняют.

Образец заполнения бухгалтерского баланса по упрощенной форме за 2020 год подготовили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно изучите материал:

Заполняем актив баланса по упрощенной форме

Необходимо внести данные в следующие 5 строк:

ВНИМАНИЕ! С 2021 года запасы нужно вести в соответствии с ФСБУ 5/2019 «Запасы». ПБУ 5/01 утратит силу. Как перейти на учет запасов по нормам ФСБУ 5/2019, читайте здесь.

Здесь показывается остаточная стоимость активов (сальдо счетов 01 и 03 минус сальдо счета 02) и добавляются расходы на незавершенное строительство (счет 08).

Отражается остаточная стоимость НМА (вместе с «незавершенкой» и расходами на НИОКР, связанными с этими активами), остатки по депозитам (счет 55), долгосрочные финансовые вложения (счет 58), а также долгосрочные долги, отраженные на счетах расчетов (60, 62, 68, 69, 70, 71, 73, 75 и 76).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Финансовые вложения, дебиторскую задолженность и запасы в активе баланса необходимо показывать без учета зарезервированных сумм (остатков по счетам 59, 63, 14), то есть в нетто-оценке (ПБУ 4/99).

Пассив упрощенного баланса

Данный раздел отчета, состоящий из 6 строк, заполняется в следующем порядке:

Сюда заносятся все кредитовые остатки по счетам 80 (за минусом дебетового сальдо счета 81), 82, 83 и 84. Если на счете 84 отражен убыток (т. е. имеется дебетовое сальдо), то он учитывается аналогично данным, отраженным на счете 81. Если общий результат отрицателен, то он будет показан в круглых скобках.

Цифра в этой строке должна отражать остаток задолженности компании по долгосрочным кредитам и займам (счет 67). При этом начисленные проценты, срок погашения которых на отчетную дату составляет менее 12 месяцев, исключаются.

Заполняется на сумму долгосрочных обязательств, числящихся в остатках по кредиту на счетах 60, 62, 68, 69, 70, 71, 73, 75 и 76.

Данная строка включает сальдо по счету 66, а также остаток начисленных процентов, которые не были учтены при заполнении информации о долгосрочных кредитах и займах.

Здесь показывается сумма кредитовых сальдо по счетам 60, 62, 68, 69, 70, 71, 73, 75 и 76 по всем краткосрочным обязательствам.

Строка, которая может отсутствовать или не заполняться, если вся необходимая информация об обязательствах нашла отражение в 5 предыдущих строках.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! После заполнения строк пассива и актива баланса необходимо сравнить полученные результаты. Сумма всех строк актива должна быть равна результату сложения строк пассива.

О том, как проверяется баланс, составленный по общеустановленной форме, читайте в статье «Порядок составления бухгалтерского баланса (пример)».

Пошаговую инструкцию по заполнению каждой строки упрощенного баланса см. в путеводителе от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Кому и когда нужно представлять баланс

Упрощенец заполнил баланс. Что дальше? Не имеет значения, по какой форме этот баланс составлен (традиционной или упрощенной). Компания на УСН обязана представить отчет (в составе иных обязательных бухгалтерских отчетов) заинтересованным органам.

С 2019 года единственным таким госорганом является ФНС. Сдавать бухотчетность в статистику большинству компаний больше не нужно. Срок сдачи остался прежним — это 31 марта года после отчетного. Такой срок определен и налоговым (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ), и бухгалтерским (п. 2 ст. 18 закона № 402-ФЗ) законодательством.

Если вы только начинаете бизнес и прошли регистрацию после 30 сентября отчетного года, составлять и представлять баланс впервые нужно только по окончании следующего года. Например, компания зарегистрирована 10.10.2020 — первый раз она обязана отчитаться за период с 10.10.2020 по 31.12.2021 (п. 3 ст. 15 закона № 402-ФЗ).

Для представления руководству, собственникам или контрагентам баланс можно составлять с любой другой периодичностью (п. 4 ст. 13 закона № 402-ФЗ). Государству (в лице налоговых органов и статистики) в этом случае отчетность представлять не требуется.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если ваша компания не отправит налоговикам баланс или сделает это с опозданием, штраф составит 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ). Также возможно административное наказание по ст. 15.6 КоАП РФ. Блокировка счета в данном случае не применяется.

Итоги

Чтобы правильно составить баланс, компания на УСН должна грамотно организовать учетный процесс, разработать учетную политику и рабочий план счетов. Затем необходимо определиться с формой баланса. Упрощенец может выбрать между традиционной и упрощенной.

Упрощенный отчет заполнить легче, но представляемая информация при этом не может сокращаться. Баланс должен достоверно отражать стоимость имущества и величину обязательств компании на отчетную дату. Готовый баланс направляется налоговикам, в органы статистики и всем заинтересованным лицам.

Источник

Лимиты по УСН: топ вопросов от бухгалтеров

должна ли выручка в балансе совпадать с суммой дохода по декларации по усн. должна ли выручка в балансе совпадать с суммой дохода по декларации по усн фото. картинка должна ли выручка в балансе совпадать с суммой дохода по декларации по усн. смотреть фото должна ли выручка в балансе совпадать с суммой дохода по декларации по усн. смотреть картинку должна ли выручка в балансе совпадать с суммой дохода по декларации по усн.

Чтобы работать на упрощенке, предприниматели и организации должны соблюдать ограничения по сумме доходов, количеству сотрудников и стоимости основных средств. Но в составе основных средств учитывается не всё имущество, в составе доходов не все поступления, а численность сотрудников вообще иногда может превышать ограничение. Есть и другие нюансы. Мы собрали ответы на самые популярные вопросы бухгалтеров.

Статья подготовлена по материалам раздела «Вопрос эксперту» в сервисе Контур.Норматив.

Основные лимиты по УСН

Чтобы работать на упрощенке, предприниматели и организации должны соблюдать ограничения:

Если их нарушить, компания потеряет право на применение УСН и будет принудительно переведена на ОСНО с начала квартала, в котором допустила превышение. Уже за этот период нужно будет рассчитать и уплатить налог на прибыль (НДФЛ для ИП) и НДС. Вернуться на упрощенку можно будет не ранее чем через год. Например, при утрате права на УСН в августе 2021 года, вновь начать работать на упрощенке получится только с 1 января 2023 года.

Напоминаем, что с 2021 года упрощенцы должны платить налог по повышенным ставкам, когда сумма доходов превышает 150 млн рублей, а средняя численность сотрудников — 100 человек.

Остаточная стоимость основных средств

Должен ли ИП на УСН вести бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов, чтобы подтверждать право на УСН? ИФНС требует предоставить регистры бухучета основных средств и амортизации.

Да, должен. УСН не имеют права применять организации, у которых остаточная стоимость основных средств превышает 150 млн рублей (пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). С начала квартала, в котором допущено такое превышение, налогоплательщик утратит право на упрощенку.

Для этого ограничения учитываются основные средства, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 НК РФ.

Этот вывод подтвердил и Верховный суд РФ, указав, что положения п. 4 ст. 346.13 НК РФ распространяются и на организации, и на ИП (решение ВС РФ от 02.08.16 № АКПИ16-486, апелляционное определение ВС РФ от 10.11.16 № АПЛ16-462).

ИП на УСН «доходы минус расходы». Стоимость основных средств (недвижимость по кадастровой стоимости) превысила 150 млн рублей. Может ли ИП остаться на УСН?

ИП рассчитывают остаточную стоимость основных средств по правилам пп. 16 п. 3 ст. 346.12 для организаций. В статье сказано, что остаточная стоимость определяется в соответствии с законодательством РФ и учитывает только основные средства, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом по гл. 25 НК РФ.

Поэтому предприниматели определяют остаточную стоимость ОС не по данным бухгалтерского учета (которого у ИП может не быть, так как он не обязан его вести), а как рассчитанную стоимость с учетом амортизации.

Эксперты рекомендуют сделать регистр-расчет за весь период владения недвижимостью, в котором указывается первоначальная стоимость ОС, рассчитывается амортизация (как если бы вели учет ОС и начисляли амортизацию), определяется остаточная стоимость ОС. Такой расчет поможет обосновать право на применение УСН.

Кадастровую стоимость имущества устанавливают во время государственной кадастровой оценки, она не имеет ничего общего с остаточной и может существенно от нее отличаться. Даже если кадастровая стоимость превысит 150 млн рублей, предприниматель и организация не потеряют право на УСН, для этого больше лимита должна быть именно остаточная стоимость.

Надо ли учитывать стоимость земельного участка для расчета лимита остаточной стоимости основных средств на УСН?

Земельные участки не учитываются для расчета лимита стоимости основных средств, так как они не относятся к амортизируемому имуществу. Не подлежат амортизации:

ИП на УСН «доходы» использует в работе оборудование, которое приобрел до регистрации ИП. Документов о покупке не сохранилось. Как правильно поставить на учет эти основные средства, чтобы обойтись минимальными расходами?

В этом случае речь о неучтенных объектах ОС. На момент приобретения учитывать их было не нужно — физические лица в принципе ничего не учитывают.

Неучтенные объекты основных средств, которые выявили при проведении инвентаризации, принимаем к бухучету по текущей рыночной стоимости и отражаем по дебету счета 01 в корреспонденции со счетом 91 как прочие доходы (п. 36 Приказ Минфина РФ от 13.10.2003 № 91Н).

Первоначальную стоимость оборудования мы определяем как цену, за которую мы его приобрели, доставили и подготовили к использованию.

Если подтвердить стоимость покупки невозможно, то действуем так: определяем рыночную стоимость оборудования на дату начала его фактического использования в деятельности индивидуального предпринимателя и вычитаем амортизацию.

Средняя численность сотрудников

Как рассчитывается численность сотрудников организации для выполнения условий по УСН. Это показатель ССЧ, который сейчас указывается в РСВ или другой?

УСН не вправе применять организации и ИП, у которых средняя численность работников за налоговый (отчетный) период, превышает 130 человек. Этот показатель рассчитывается по правилам из п. 75 Приказа Росстата от 27.11.2019 № 711.

Средняя численность представляет собой сумму следующих показателей:

Сотрудницы, находящиеся в отпуске по беременности и родам и уходу за ребенком до трех лет в расчете среднесписочной численности не учитываются.

Предприниматель на УСН сам у себя наемным работником не является, поэтому в расчет средней численности не включается. Однако если руководитель фирмы наемный — он будет учтен в среднесписочной численности работников.

Как правильно считать среднюю численность? Если я нанял 131-го сотрудника, то меня сразу переведут на ОСНО или будет возможность остаться на УСН?

Такая возможность будет. Важно не фактическое количество сотрудников, а именно средняя численность. Поэтому может получиться и так, что у вас больше 130 сотрудников, но вы имеете право оставаться на УСН.

Формула следующая: средняя численность за отчетный период = сумма средней численности в каждом месяце периода / количество месяцев в периоде.

Например, если в компании с января по июль численность трудящихся составляла 120 человек, а с 13 августа приняли еще 16 новых работников, то среднесписочная численность рассчитывается так:

Даже при том, что количество персонала превышало 130 человек, право на применение упрощенки не будет потеряно.

Как ФНС контролирует среднюю численность? Если у нас работают внешние совместители на 0,5 или 0,25 ставки, то по отчету СЗВ-М у нас может быть больше 130 человек?

По отчету СЗВ-М может быть больше 130 человек.

ИФНС на основании расчетов РСВ и 6-НДФЛ (если количество застрахованных лиц и лиц, получивших доходы, больше 130) в теории может запросить пояснения при камеральной проверке декларации по УСН.

При выездной проверке компаний на УСН первым делом инспекторы проверяют соответствие критериям, установленным ст. 346.12 НК РФ.

У компании на УСН «доходы» был превышен лимит по численности в середине года, с какого момента она теряет право применять УСН и переходит на ОСНО, как считать?

При расчете средней численности за месяц, если показатель составит более 130 человек, организация переходит на ОСНО с первого числа квартала, в котором произошло превышение (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Например, если в августе 2021 года численность составит 131 человек, то с 1 июля 2021 года организация считается перешедшей на ОСНО. Она должна будет пересчитать налоги по правилам общей системы, а вернуться на УСН сможет только с 1 января 2023 года.

Предельный размер дохода

ООО на УСН «доходы» получает грант. Считается ли сумма полученного гранта в лимит 200 млн рублей?

Налогоплательщик утрачивает право на применение УСН, если по итогам отчетного (налогового) периода его доходы превысят 200 млн рублей. Переход с УСН на ОСНО произойдет с начала квартала, в котором допущено превышение.

Доходы для целей соблюдения этого ограничения определяются по правилам ст. 346.15 НК РФ:

Полученные гранты в доходах на УСН не учитываются (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Условия, при которых деньги или имущество признаются грантами, перечислены в этом же подпункте. Если эти условия выполняются, грант не нужно учитывать в доходах и отражать в книге учета доходов и расходов.

То же самое касается других доходов, перечисленных в ст. 251 НК РФ: вклады в уставный капитал, полученный залог или задаток, кредиты и займы, положительная разница при переоценке ценных бумаг и пр.

ИП совмещает УСН (розничная торговля подакцизными товарами) и ПСН (общепит). Не могу понять — при соблюдении общего лимита 200 млн рублей, нужно ли по ПСН в 2021 году соблюсти лимит 60 млн рублей. Или если лимит по ПСН перевалит за 60 млн рублей, но общий доход по УСН и ПСН не превысит 200 млн рублей, то ИП не потеряет право на применение этих режимов?

Налогоплательщик утратит право на ПСН и перейдёт на другой режим налогообложения (ОСНО, УСН или ЕСХН), если с начала календарного года доходы от реализации по всем видам предпринимательской деятельности на патенте превысят 60 млн рублей (пп.1 п.6 ст. 346.45 НК РФ). Применять другой режим налогообложения нужно будет с начала налогового периода, на который ИП получил патент.

Если же налогоплательщик применяет одновременно ПСН и УСН, то при расчете доходов от реализации для проверки соблюдения ограничения учитываются доходы по обоим спецрежимам.

Поэтому предприниматель, который совмещает УСН и ПСН, должен соблюдать следующие ограничения:

Если ИП превысит лимит 60 млн рублей, то его патент не будет работать с самого начала его действия — будет считаться, что всё это время предприниматель вел деятельность на упрощенке (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Такое же мнение и у контролирующих органов (Письмо ФНС РФ от 15.06.2017 N СД-4-3/11331@).

В 2021 году наша компания переходит на УСН. Услуги, которые мы оказали в 2020 году, мы включили в базу по прибыли в 2020 году, но оплату за эти услуги получим в 2021 году. Будет ли эта дебиторская задолженность учитываться при расчете предельного размера дохода по УСН в 2021 году и какие суммы учитывать — поступившие на счет или выручку?

При переходе организации с ОСНО на УСН, оплата, полученная в период применения УСН от покупателей, за товары (работы, услуги), реализованные в период применения ОСНО, в доходах не учитывается (пп. 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ). Поэтому на расчет дохода для целей лимита указанная сумма влиять не должна.

В общем случае, доходы для определения лимита УСН определяются кассовым методом — по фактически полученным суммам. Но оплата от покупателя по дебиторской задолженности, которая уже была на момент перехода — это частный случай. В такой ситуации нужно пользоваться моментом признания доходов в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ: «Не включаются в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на упрощенную систему налогообложения, если по правилам налогового учета по методу начислений указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций».

Раз доходы признаются при ОСНО, то и на лимит доходов при УСН, поступившая оплата не влияет.

Официальных разъяснений контролирующих органов по этому вопросу нет.

ИП на УСН «доходы» занимается деятельностью, которая по региональному законодательству облагается налогом по пониженным ставкам — вместо 6 % платят 1 %. С 1 января 2021 года после превышения лимита до доходам или по численности персонала (150 млн рублей и 100 человек) компания не теряет право на УСН, но платит налог по повышенной ставке 8 %. Если ИП превысит ограничение по доходам, то ставка налога составит 8%?

Да. Плательщики УСН «доходы» начиная с квартала, по итогам которого доходы с начала года превысили 150 млн рублей, но не превысили 200 млн рублей, применяют ставку 8 %. Исключений для льготных видов деятельности не предусмотрено, поэтому ставка составит 8 %, даже если ранее вы платили налог по ставке 1 %.

Повышенная ставка применяется к части налоговой базы, рассчитанной как разница между налоговой базой за отчетный (налоговый) период, и налоговой базой за отчетный период, предшествующий периоду с превышением (п.1.1 ст. 346.20 НК РФ).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *