доплата за ученую степень кандидата наук 2021
Аспирантура-2021: пять изменений, которых ждут преподаватели вузов
О необходимости менять саму аспирантуру и отношение к ней говорили давно. В 2020 году число аспирантов снизилось вдвое, а из этого количества всего 9% защитили диссертацию. Всего сейчас в России, как рассказал ТАСС президент РАН Александр Сергеев, 75 тыс. кандидатов и около 25 тыс. докторов наук. Прогнозируемые цифры поступающих в аспирантуру в 2021 году по некоторым направлениям пока относительны. Согласно свежему исследованию, опубликованному МГТУ им. Баумана, МАИ и МФТИ, 17,6% опрошенных выпускников бакалавриата планируют учиться и в магистратуре, и в аспирантуре, но это число может измениться, не в последнюю очередь — из-за грядущих нововведений.
Руководитель Департамента подготовки кадров высшей квалификации Сибирского федерального университета Ольга Григорьева так описала ожидаемые перемены:
«Во-первых, отменяются образовательные стандарты, ФГОСы: вместо них будут разработаны федеральные государственные требования.
Во-вторых, меняются условия предзащиты. У нас была государственная итоговая аттестация, сейчас будет просто итоговая аттестация. Но появляется обязательное условие, чтобы она оформлялась в виде предзащиты. То есть процедура итоговой аттестации должна быть изменена, чтобы аспирант мог получить заключение по своей диссертации. Уже собирается не госкомиссия, а большое количество экспертов по данной специальности. Диссертация рассматривается полностью и дается заключение о выполнении диссертационной работы — именно с ним аспирант должен будет пойти на защиту в диссертационный совет. То есть степень готовности диссертации должна быть очень высокой.
Нужно будет изменять и учебные, и индивидуальные планы, и общую траекторию, возможно, даже обеспечивать перевод на индивидуальную траекторию».
Что изменилось
1. Федеральные государственные требования вместо ФГОСов
Сентябрь 2021 года обещает быть важной отправной точкой для всех поступающих в этом учебном году в аспирантуру — именно на этот срок приходится ряд важнейших изменений системы последнего этапа высшего образования в России. Едва ли не ведущее влияние на работу студентов, преподавателей, методистов и администраторов вузов оказывает переход от ФГОСов к Федеральным государственным требованиям (ФГТ). Эта мера была отражена в Федеральном законе от 30 декабря 2020 г. № 517-ФЗ. Академический руководитель Аспирантской школы по образованию НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Центра социологии высшего образования Евгений Терентьев рассказал, в чем принципиальная разница между ФГОСами и ФГТ: «ФГТ — это требования к структуре и к условиям организации образовательной программы, но не к ее результатам. Во ФГОСах это очень жестко было прописано, практически не оставалось места для маневров, выстраивания индивидуальных траекторий, адаптированных под задачи каждого конкретного аспиранта».
Как подчеркнула проректор по учебной и методической работе Финансового университета при Правительстве России Екатерина Каменева, от самого содержания Федеральных государственных требований зависит почти вся система аспирантуры:
«Влияние изменений на организацию обучения в аспирантуре во многом зависит, чем будут отличаться (и будут ли) ФГТ от ФГОСов. Сейчас нельзя сказать ничего определенного, поскольку еще нет утвержденных ФГТ. В любом случае надо понимать, что аспирантура (является ли она третьим уровнем образования или нет) должна заканчиваться защитой научного исследования — диссертации — и присвоением выпускнику аспирантуры ученой степени. Без такого финала обучение в аспирантуре не имеет никакого смысла».
Академический руководитель Аспирантской школы по образованию НИУ ВШЭ Евгений Терентьев выразил уверенность, что ФГТ помогут настраивать в образовательных программах индивидуальные маршруты для каждого аспиранта:
«Я видел проект ФГТ, на данный момент он предполагает возможность перегруппировки образовательной нагрузки между разными блоками, это очень правильный шаг. У аспирантов индивидуальные потребности в развитии: кому-то больше времени нужно уделить практике, кому-то — обучению в рамках образовательных курсов для наращивания компетенций».
Также эксперт рассказал о своих ожиданиях от системы ФГТ и о том, какое воздействие отказ от жестких госстандартов окажет на систему аспирантуры:
«Тот факт, что мы двигаемся в сторону большей автономии, большей гибкости в возможностях кастомизации образовательной программы под нужды и запросы каждого аспиранта, является правильным шагом. Это может повысить эффективность образовательной подготовки. Но необходимо сделать и следующий шаг, чтобы этими возможностями грамотно воспользовались образовательные организации и спроектировали свои программы так, чтобы они помогали повысить успешность каждого конкретного аспиранта».
«Пока мы констатируем снижение числа аспирантов. В 2010 году их было 157 тыс. человек, в 2019 году — 84 тыс. человек. Доля окончивших аспирантуру защитой диссертации в 2019 году составила 10%, а в 2020 году — 9%», — отметил президент РАН Александр Сергеев.
2. Отмена госаккредитации
Следующим важным шагом в трансформации аспирантуры и адъюнктуры стали изменения в Положении о государственной аккредитации образовательной деятельности, которые правительство опубликовало 7 июля. Они вывели аспирантуру из системы государственной аккредитации. Евгений Терентьев положительно оценил эти действия, которые, по его мнению, пойдут на пользу всем акторам образования:
«Вся процедура госаккредитации будет заменена процедурой лицензирования. Это не значит, что образовательные программы не будут никак контролироваться, но мы ожидаем, что бюрократии будет меньше. Это хорошо, потому что позволит организациям сосредоточиться на содержании самих программ».
3. Аттестация в виде предзащиты
Выход из системы госаккредитации позволяет наладить в аспирантуре более простой и эффективный способ конечной проверки знаний. Вместо привычной итоговой аттестации, форма которой также проходила тщательный контроль со стороны чиновников (тестовые задания, устные экзамены по билетам, дополнительные письменные работы и так далее), аспирантов, поступивших в 2021 году, будет ждать аттестация в виде предзащиты.
Терентьев из ВШЭ заявил о большой эффективности подобной практики:
«Новая система ведет за собой модернизацию итоговой аттестации аспирантов через сближение процедур аттестации и предзащиты. Это выгодно для аспирантов, потому что у них сокращается число аттестационных процедур — а их сейчас слишком много. Это кандидатский, итоговая аттестация, предзащита, обсуждение диссертационного совета, потом защита. Мы ожидаем, что «схлопнется» минимум одно звено в этой системе, потому что требования к итоговой аттестации будут синхронизированы с требованиями к предзащите. Процесс будет более осмысленным, полезным».
«Мы видим целеустремленность молодых людей: уже сегодня почти пятая часть намерены поступать и в аспирантуру, а, значит, не разочаровались в выборе профессии», — говорит Борис Пайкин, председатель комитета Государственной думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи.
4. Диссертационные советы можно проводить онлайн
Наконец, Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования РФ опубликовала на своем сайте ряд важных изменений в Положении о диссертационном совете. В первую очередь, формат заседаний было предложено изменить с учетом пандемии COVID-19 — документ детально регламентирует смешанный режим их проведения. Изменения предполагают трансляцию в Интернете всех заседаний при защитах. Доля «дистанционщиков» в совете не может превышать половину. При этом председательствующий, ученый секретарь и соискатель обязаны присутствовать на совете в обычном, очном режиме. Смешанный формат при этом не влияет на голосование — оно в любом случае остается тайным. Изменения вступают в силу частично 1 августа, частично — 1 сентября 2021 года. Евгений Терентьев поделился опытом дистанционного проведения диссертационного совета и оценил жизнеспособность инициативы проводить его в смешанной форме и после окончания пандемии:
«ВШЭ наряду с еще несколькими вузами продолжила, несмотря на пандемию, проводить заседания диссертационного совета и защиты в онлайн-режиме, процесс проведения защит никак не остановился. Я не вижу принципиальных проблем в онлайн-диссовете, многие даже обрадовались этому, так как онлайн дал новые возможности для участия. У нас на ряде защит присутствовали эксперты из самых разных часовых поясов: от Калининграда до американского Стэнфорда и Беркли. Это существенно повысило уровень дискуссий на обсуждении работ. Этот формат можно использовать безотносительно пандемии».
5. Диссовет станет доступнее и вузам, и ученым
Меры, описанные в Положении о диссертационном совете, коснулись и его состава — необходимый минимум был снижен с 19 до 11 человек, из которых минимум пять, а не семь, должны являться докторами наук, причем по специальности — не менее четырех человек (а не пять, как было ранее). Кворум достигается в присутствии 2/3 членов совета — независимо от формы участия. Та же доля остается и для решения о присуждении ученой степени. Евгений Терентьев подчеркнул, что такие послабления позволяют более эффективно оценивать работы аспирантов.
«Появилась большая гибкость в отношении квалификационных требований к членам диссовета. В частности, сейчас можно будет более активно вовлекать в работу специалистов со степенями кандидата наук или PhD. Это обоснованный шаг: у нас много активных, энергичных, публикующихся молодых ученых, которые еще не получили докторскую, но безусловно уже являются лидерами в своих областях, могут квалифицированно давать обратную связь, выступать в качестве оппонентов, рецензентов».
На пути к Аспирантуре 4.0
Евгений Терентьев оценил все ожидаемые в сентябре 2021 года изменения в системе аспирантуры достаточно высоко. По его мнению, все перемены направлены на большую эффективность результатов труда аспирантов.
«В последние десять лет наблюдается сокращение числа диссоветов, а вместе с ним — показателей эффективности аспирантуры, потому что многие организации ведут подготовку по специальностям, по которым у них нет диссовета. А это значит, что человеку нужно не просто завершить программу аспирантуры, но и найти диссовет, обсудить с ним все требования, приехать туда, провести там предзащиту, защиту и так далее. Все это препятствовало тому, чтобы аспиранты защищались в срок. Когда мы предоставляем большую гибкость с точки зрения формирования диссоветов, мы повышаем шансы организаций на формирование собственных диссоветов либо сетевых, в сотрудничестве с другими университетами и научными организациями».
Новая система академических надбавок
В декабре 2019 года ученым советом (протокол №16 от 20.12.2019) утверждено новое Положение об академических надбавках, в соответствии с которым с 2021 года изменяются условия назначения и выплаты надбавки 3 уровня и вводятся новые виды надбавок: надбавка за регулярные публикации в международных рецензируемых научных изданиях («длинные надбавки»), надбавка за публикации, вносящие особый вклад в международную научную репутацию НИУ ВШЭ – «меганадбавка» (регулируется отдельным Положением).
Ознакомиться с положениями можно на этом сайте в разделе Регламентирующие документы.
Новое Положение о надбавках не затрагивает систему надбавок 1 и 2 уровня.
C 2021 года заявительный цикл сохраняется только для получения академической надбавки 2 уровня. Для подачи заявки доступны только верифицированные публикации.
Типы надбавок и срок их назначения
Академическая надбавка устанавливается ежегодно с 1 сентября по 31 августа. Статус получателя надбавки, соответствующий условиям ее назначения, проверяется ежегодно.
Какие публикации рассматриваются
Публикации без аффилиации с НИУ ВШЭ также рассматриваются, но только для новых сотрудников, стаж работы которых менее года на момент проведения кампании по надбавкам.
Аффилиация
В качестве аффилиации заявителя (автора) признается название организации в привязке к фамилии заявителя (автора).
При указании аффилиации в публикациях рекомендовано использование сокращенного наименования (на англ. яз.): HSE University
В кампанию 2021 года и последующие кампании по надбавкам публикации, в которых используется полное наименование университета, также продолжат учитываться.
Начиная с 2023 года единичные кейсы будут рассматриваться в индивидуальном порядке.
Полное наименование университета на других языках будет скорректировано и информация будет размещена на этой странице.
Этапы кампании по надбавкам
До 5 февраля
Внесение в базу научных публикаций на Портале сведений о всех публикациях, подлежащих оценке для надбавки. Подлежат оценке только верифицированные публикации
5 февраля – 15 марта
Подача заявок в ЕЛК на академическую надбавку 2 уровня – АН2 (за вклад в репутацию НИУ ВШЭ).
1 апреля
Выгрузка информации об оценке публикаций претендентов на АН2 в баллах из базы данных на портале. Претенденту необходимо иметь оценку не менее порогового значения в баллах.
1 апреля – 1 июля
Оценка работ и отбор получателей АН2 и АН3.
15 апреля
Формируется список претендентов на получение надбавки за регулярные публикации в международных рецензируемых научных изданиях («длинные надбавки»).
20 июня
Выгрузка информации об оценке публикаций претендентов на АН1 в баллах из базы данных на портале.
Начало июля
Подведение итогов кампании.
20 июля
Публикация списков получателей надбавок.
Особенности назначения надбавки 3 уровня в 2021 году
Введение калькулятора в личном кабинете сотрудника, позволяющего оценить публикации для назначения надбавки 3 уровня.
Размер надбавки 3 уровня не зависит от типов публикаций, за которые она назначена.
Надбавка назначается на один год.
Надбавка назначается за публикации из Списка учитываемых журналов/издательств/конференций.
Параллельно продолжают приниматься статьи, опубликованные в журналах с релевантным квартилем Scopus Q1:
Учитываются статьи в ведущих аналитических периодических изданиях (magazines) по международным отношениям.
Учитываются постерные доклады, сделанные на конференциях по Computer Science уровня A* по рейтингу CORE и опубликованные в основной программе конференции.
От переходящей двухлетней надбавки (установленной в кампанию 2020 года) можно отказаться (если, например, надбавка за новые публикации больше).
Особенности назначения «длинной надбавки» в 2021 году
Длинная надбавка устанавливается тем штатным сотрудникам, кто регулярно в течение предыдущих 5-ти лет (2016-2020) получал стандартную надбавку 3 уровня при условии наличия в публикациях, за которые была установлена надбавка, единственной аффилиации с НИУ ВШЭ и дополнительно не более одной аффилиации с необразовательной организацией.
Механизм назначения надбавки 3 уровня с 2022 года
Надбавка 3 уровня назначается за публикации:
Решение об установлении надбавки 3 уровня принимается исходя из набора публикаций претендента за 2 предыдущих года, размещенных на личной странице на портале и верифицированных на дату 15 июня текущего года.
Размер надбавки 3 уровня не зависит от типов публикаций, за которые она назначена
Надбавка назначается на один год.
Механизм назначения «длинной надбавки» с 2022 года
Сначала длинная надбавка назначается тем, у кого есть публикация каждый год, а также сотрудникам, имеющим публикации в течении 4 из 5 лет при условии, что одна из публикаций является монографией, изданной издательством из Списка учитываемых издательств.
Затем оставшиеся надбавки распределяются между теми, у кого есть публикации 4 года из 5 в пределах бюджета финансирования академических надбавок на текущий год.
При определении учитываемых публикаций для назначения длинной надбавки используются действующие на текущий момент списки журналов и издательств, а не ретроспективные списки и квартили. При этом допускается ситуация, когда сотрудник не получал ранее надбавку 3 уровня за публикацию, но из-за изменения списков она будет учтена для назначения длинной надбавки. Также допускается ситуация, когда сотрудник получал ранее надбавку 3 уровня за публикацию, но из-за изменения списков она не будет учтена для назначения длинной надбавки.
Надбавка назначается на 5 лет.
Если сотрудник захочет перейти на другую надбавку, большего размера, то длинная надбавка прекращает свое действие досрочно на основании заявления получателя надбавки. В этом случае публикации пятилетнего периода, за которые она была назначена, не могут приниматься во внимание для установления новой длинной надбавки.
Размер длинной надбавки вычисляется как среднее арифметическое за 5 последних лет размера академической надбавки 3 уровня. В случае, если работник в некоторый год получал надбавку, размер которой превышал максимально возможную надбавку, то размер этой надбавки для целей расчета среднего арифметического приравнивается к 1,5V1.
Минимальный размер длинной надбавки в момент ее установления равен половине размера надбавки 3 уровня в текущем году.
Алгоритм расчета надбавки 3 уровня
Базовый размер АН за статью устанавливается ректором (V1)
Шаг 1. Вычисление расчетного размера надбавки за каждую статью.
При количестве соавторов статьи от пяти и более базовый размер надбавки за публикацию (V1) делится на 5: V2 = V1/5. При количестве авторов статьи менее пяти базовый размер надбавки за публикацию (V1) сохраняется: V2 = V1. Если заявитель является первым автором или автором, указанным в качестве corresponding author, то по решению Комиссии по надбавкам деление на 5 может не применяться (V2 = V1). Размер надбавки V2 делится на количество соавторов, являющихся работниками НИУ ВШЭ, статус которых удовлетворяет условиям пункта 5.4 Положения, и умножается на коэффициент 1,25. (V3)
Шаг 2. Вычисление расчетного размера надбавки за все статьи одного года
Размеры надбавок за отдельные статьи суммируются до момента превышения базового размера надбавки за одну работу
Все превышение базового размера надбавки умножается на коэффициент 0.2 и добавляется к базовому размеру
Полученный размер T не может быть больше полутора базовых надбавок (1,5 V1)
Шаг 3. Размер надбавки на год
Таким образом, надбавка не может быть меньше ни расчетного размера надбавки за публикации предыдущего года, ни половины расчетного размера надбавки за публикации позапрошлого года
Особенности назначения меганадбавки в 2021 году
Списки приоритетных журналов/издательств/конференций в 2021 году не утверждаются. Номинирование осуществляется отраслевыми рабочими группами (ОРГ) согласно пункту 3.1.3 Положения о меганадбавке среди работ, соответствующих критериям надбавки 3 уровня. Для однозначного отнесения Вашей работы к соответствующей экспертной группе важно в карточке публикации указать только одно научное направление из классификатора направлений Научного Фонда. В случае выбора нескольких направлений или выбора направления, не из указанного списка, Ваша публикация будет отнесена к экспертной группе сотрудниками Наукометрического центра на основании тематики журнала.
Доплата за ученую степень кандидата наук 2021
Обзор документа
Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 1 февраля 2021 г. № 72 «Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Научные исследования и разработки» (документ не вступил в силу)
В соответствии с пунктом 2(1) Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 33, ст. 3852; 2017, № 47, ст. 6985), приказываю:
2. Рекомендовать федеральным государственным бюджетным и автономным учреждениям сферы научных исследований и разработок, подведомственным Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, привести в трехмесячный срок со дня государственной регистрации настоящего приказа Министерством юстиции Российской Федерации системы оплаты труда в соответствие с Примерным положением.
3. Признать не подлежащим применению приказ Федерального агентства научных организаций от 15 апреля 2016 г. № 16н «Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений сферы научных исследований и разработок, подведомственных Федеральному агентству научных организаций» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 июня 2016 г., регистрационный № 42495).
4. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 сентября 2008 г. № 271 «Об утверждении примерного положения об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Научные исследования и разработки» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 ноября 2008 г., регистрационный № 12586).
5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр | В.Н. Фальков |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 апреля 2021 г.
УТВЕРЖДЕНО
приказом Министерства науки
и высшего образования
Российской Федерации
от 1 февраля 2021 г. № 72
Примерное положение об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Научные исследования и разработки»
I. Общие положения
3. Система оплаты труда работников учреждений устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права. При утверждении положения об оплате труда работников учреждения необходимо учитывать мнение представительного органа работников.
Фонд оплаты труда работников учреждения формируется из финансового обеспечения учреждения.
4. Экономия фонда оплаты труда может быть использована для осуществления выплат социального характера, включая оказание материальной помощи, в соответствии с локальными нормативными актами учреждений о выплатах социального характера или коллективным договором.
5. Определение размеров заработной платы осуществляется в соответствии с системой оплаты труда работников учреждений как по основным должностям, так и по должностям, замещаемым в порядке совместительства. Оплата труда работников учреждений, занятых по совместительству, а также на условиях неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, производится пропорционально отработанному времени либо в зависимости от выполненного объема работ. Определение размеров заработной платы по основной должности, а также по должности, замещаемой в порядке совместительства по другому трудовому договору, производится раздельно по каждой из должностей.
6. Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается за исключением случаев, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации. Месячная заработная плата работника не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации, при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
7. Заработная плата работников (без учета выплат стимулирующего характера), устанавливаемая в соответствии с Положением, в случае изменения (совершенствования) системы оплаты труда работников не может быть меньше заработной платы (без учета выплат стимулирующего характера), выплачиваемой работникам до ее изменения (совершенствования), при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.
8. Фиксированный размер оклада, размеры и условия установления выплат компенсационного и стимулирующего характера предусматриваются в трудовом договоре с работником (дополнительном соглашении к трудовому договору).
II. Порядок и условия оплаты труда работников учреждения
9. Системы оплаты труда работников учреждения устанавливаются с учетом:
единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;
единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов;
государственных гарантий по оплате труда;
единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утвержденных Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2006, № 27, ст. 2878);
мнения представительного органа работников;
отраслевого (межотраслевого) соглашения;
систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором на основе типовых норм труда для однородных работ (межотраслевых, отраслевых и иных норм труда, включая нормы времени, нормы выработки, нормативы численности, рекомендуемые штатные нормативы, нормы обслуживания и другие типовые нормы).
В случае если профессии (должности) работников, включенные в ПКГ, не структурированы по квалификационным уровням, то размеры окладов устанавливаются по ПКГ.
Минимальные размеры окладов по ПКГ (уровням) приведены в приложении к Положению.
11. Оклады пересматриваются учреждением в случае, если они установлены в меньшем размере, чем Положением. Принятие Положения не является основанием для снижения окладов, если они установлены в большем размере.
12. Оклады заместителей руководителей (начальников) структурных подразделений учреждения (руководителей филиалов, имеющих в штате свыше 100 работников), за исключением окладов заместителей главного бухгалтера, рекомендуется устанавливать на 10-20% ниже окладов руководителей (начальников) соответствующих структурных подразделений.
13. Размеры окладов работников, не включенных в ПКГ, устанавливаются в зависимости от сложности труда в виде схем окладов.
14. В положении об оплате труда работников учреждения, разрабатываемом учреждением (включая филиалы), предусматриваются конкретные размеры окладов по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий). С учетом финансового обеспечения выполнения учреждением государственного задания может производиться корректировка минимальных размеров окладов работников в сторону их повышения.
15. Оплата труда педагогических работников учреждений производится в порядке, установленном для указанных работников учреждений по виду экономической деятельности «Образование».
16. Оплата труда медицинских и фармацевтических работников учреждений производится в порядке, установленном для указанных работников учреждений по видам экономической деятельности «Деятельность в области здравоохранения» и «Деятельность по уходу с обеспечением проживания».
17. Оплата труда работников культуры и искусства учреждений производится в порядке, установленном для указанных работников учреждений по видам экономической деятельности «Деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений» и «Деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры».
18. С учетом условий труда работникам учреждений устанавливаются выплаты компенсационного характера, предусмотренные главой III Положения.
19. Работникам учреждений устанавливаются выплаты стимулирующего характера, предусмотренные главой IV Положения.
III. Порядок и условия установления выплат компенсационного характера
20. С учетом условий труда и норм законодательства Российской Федерации работникам учреждений устанавливаются выплаты компенсационного характера.
21. В соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера работникам учреждений осуществляются следующие выплаты компенсационного характера:
а) выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
б) выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями;
в) выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);
г) надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.
22. Оплата труда работников учреждений, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере по результатам специальной оценки условий труда. Если по итогам специальной оценки условий труда рабочее место признается безопасным, то повышение оплаты труда не производится.
Компенсационные выплаты работникам учреждений, имеющих в своей структуре клинические, поликлинические подразделения (клиники), производятся в порядке, установленном для указанных работников сферы здравоохранения.
23. В районах с особыми климатическими условиями к заработной плате работников учреждений применяются:
а) районные коэффициенты;
б) коэффициенты за работу в пустынных и безводных местностях;
в) коэффициенты за работу в высокогорных районах;
г) процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями в соответствии со статьей 148 Трудового кодекса Российской Федерации производится в порядке и размере не ниже установленного трудовым законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
24. При совмещении должностей (профессий), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или при исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работникам учреждений устанавливается доплата по соглашению сторон, размер которой устанавливается по соглашению сторон с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.
Размер доплаты и сроки ее начисления устанавливаются в трудовом договоре (дополнительном соглашении к трудовому договору).
25. Доплата за работу в ночное время производится работникам учреждений за каждый час работы в ночное время в соответствии со статьей 154 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2006, № 27, ст. 2878) и постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 554 «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 30, ст. 3640).
Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время работникам учреждений устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников, трудовыми договорами, а также отраслевым (межотраслевым) соглашением.
26. Оплата сверхурочной работы, оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни работникам учреждений устанавливаются в соответствии со статьями 152 и 153 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2017, № 25, ст. 3594).
27. Процентная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами устанавливается в размере и порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Размер доплаты и сроки ее начисления устанавливаются в трудовом договоре (дополнительном соглашении к трудовому договору).
IV. Порядок и условия установления выплат стимулирующего характера
28. В целях поощрения работников учреждения за выполненную работу в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера работникам учреждения устанавливаются следующие виды выплат стимулирующего характера:
выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
выплаты за качество выполняемых работ;
выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
премиальные выплаты по итогам работы.
29. Финансирование выплат стимулирующего характера осуществляется за счет финансового обеспечения.
30. Выплаты стимулирующего характера, размеры и условиях их осуществления устанавливаются в учреждениях самостоятельно в пределах фонда оплаты труда.
31. Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются в соответствии с Положением, коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, и конкретизируются в трудовом договоре работника.
Максимальным размером выплаты стимулирующего характера не ограничены.
32. Выплаты за качество выполняемых работ устанавливаются с целью мотивации работников учреждений к повышению уровня квалификации. Рекомендуется устанавливать повышающие коэффициенты к окладу за наличие ученой степени.
33. Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера для всех категорий работников учреждений устанавливаются с учетом разрабатываемых в учреждении показателей и критериев оценки эффективности труда работников. При этом рекомендуется учитывать:
33.1. Для научных работников учреждений:
трудовой вклад научного работника в выполнение проводимых учреждением научно-исследовательских работ (в составе временных творческих коллективов);
участие в разработке учебно-методических, научно-методических публикаций, пособий, рекомендаций, а также участие в семинарах, проводимых учреждением, выступления по поручению руководства учреждения на конференциях и симпозиумах;
публикационную активность в рецензируемых отечественных и ведущих зарубежных периодических изданиях, в журналах, индексируемых в наукометрических базах данных;
публикации по профилю научной деятельности учреждения монографий, книг и учебников;
осуществляемое по поручению руководства учреждения наставничество, научное руководство аспирантами;
организацию и проведение мероприятий, направленных на повышение авторитета и имиджа российской науки как внутри страны, так и за ее пределами;
непосредственное участие в выполнении грантов, конкурсах, договорах гражданско-правового характера, экспериментальных группах и других приносящих доход мероприятиях;
непосредственное участие в реализации национальных проектов, федеральных и региональных целевых программ в области научных исследований, грантов государственных научных фондов;
наличие объектов интеллектуальной собственности, получение охранных документов, патентов на них;
участие в методической работе и инновационной деятельности учреждения;
освоение программ повышения квалификации или профессиональной подготовки;
присуждение ученой степени и (или) ученого звания и (или) почетного звания;
использование новых эффективных технологий в процессе работы;
успешное выполнение планов научно-исследовательских работ и других работ исследовательского характера за определенный срок (квартал, год) или по завершении работы (этапа);
достижения в инновационной деятельности учреждения;
выполнение особо важных и срочных работ;
другие показатели и условия.
33.2. Для работников учреждений, осуществляющих трудовую деятельность по профессиям рабочих:
особый режим работы (связанный с обеспечением безаварийной, безотказной и бесперебойной работы инженерных и хозяйственно-эксплуатационных систем жизнеобеспечения учреждения);
выполнение особо важных и срочных работ и других видов работ,
связанных со спецификой деятельности учреждения;
другие показатели и условия.
33.3. Для всех категорий работников:
успешное и добросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей в соответствующем периоде;
инициативу, творчество, новаторство и внедрение современных форм и методов организации труда;
качественную подготовку и проведение мероприятий, связанных с уставной деятельностью учреждения;
выполнение порученной работы, связанной с обеспечением рабочего процесса или уставной деятельности учреждения;
качественную подготовку и своевременную сдачу отчетности;
участие работника в выполнении важных работ, мероприятий;
разработку и внедрение рационализаторских предложений;
другие показатели и условия.
34. Конкретный размер выплаты стимулирующего характера может определяться как в процентах к окладу работника, так и в абсолютном размере. Условия получения выплат стимулирующего характера, критерии и показатели, определяющие достижение этих условий, а также периодичность данных выплат устанавливаются в действующем трудовом договоре (дополнительном соглашении к трудовому договору) работника.
35. Условия прекращения (остановки) осуществления выплат стимулирующего характера должны быть связаны исключительно со сроками, установленными в трудовом договоре (дополнительном соглашении к трудовому договору) работника.
36. Конкретный размер выплаты стимулирующего характера, которая выплачивается работнику с периодичностью, указанной в трудовом договоре (дополнительном соглашении к трудовому договору), определяется с учетом достижения условий (значений критериев и показателей), установленных для данной выплаты.
V. Условия оплаты труда руководителей учреждений, их заместителей, главного бухгалтера
37. Условия оплаты труда руководителей учреждений определяются трудовым договором, заключаемым в соответствии с типовой формой трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 16, ст. 1958; 2018, № 47, ст. 7262).
38. Размер оклада руководителя учреждения определяется Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления, особенностей деятельности и значимости учреждения, и отражается в трудовом договоре либо в дополнительном соглашении к трудовому договору с руководителем учреждения.
39. Оклады заместителей руководителей и главного бухгалтера учреждения устанавливаются на 10-30% ниже оклада руководителя учреждения приказами по учреждению.
40. Руководителю учреждения устанавливаются следующие виды выплат стимулирующего характера:
за интенсивность и высокие результаты работы;
премиальные выплаты по итогам работы.
41. Выплата за интенсивность и высокие результаты работы руководителю учреждения осуществляется по решению Министерства науки и высшего образования Российской Федерации за достижение высоких результатов работы руководителя учреждения с указанием размера такой выплаты.
42. Премиальные выплаты по итогам работы осуществляются руководителю учреждения по решению Министерства науки и высшего образования Российской Федерации с учетом достижения показателей государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), а также иных показателей эффективности деятельности учреждений и их руководителей.
43. Руководителю учреждения устанавливаются выплаты компенсационного характера в соответствии с главой III Положения в зависимости от условий труда.
44. Заместители руководителя учреждения и главный бухгалтер имеют право на получение выплат компенсационного и стимулирующего характера в соответствии с главами III и IV Положения в зависимости от условий их труда.
45. Соотношение среднемесячной заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера учреждения и среднемесячной заработной платы работников учреждения (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя и главного бухгалтера) не может превышать предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, и среднемесячной заработной платы работников этих учреждений (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера), установленный приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 20 ноября 2018 г. № 64н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 декабря 2018 г., регистрационный № 52945).
VI. Другие вопросы
46. Выплата материальной помощи руководителю учреждения производится на основании подтверждающих документов в следующих случаях:
а) вступление в брак руководителя учреждения (в размере оклада);
б) рождение ребенка у руководителя учреждения (в размере оклада);
г) утрата или повреждение имущества руководителя учреждения в связи с несчастным случаем, стихийным бедствием (в размере оклада);
д) 50-летие, 60-летие руководителя учреждения и далее каждые пять лет (в размере оклада);
е) болезнь руководителя учреждения свыше одного месяца подряд (в размере оклада).
47. В случае смерти руководителя учреждения материальная помощь выплачивается семье умершего (супруге (супругу), родителям, детям) на основании подтверждающих родство документов (в размере оклада).
48. Решение о выплате материальной помощи руководителю учреждения оформляется приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
49. Условия выплаты материальной помощи заместителям руководителя учреждения, главному бухгалтеру учреждения и работникам, ее конкретные размеры устанавливаются локальным актом с учетом мнения представительного органа работников.
50. Решение об оказании материальной помощи заместителям руководителя учреждения, главному бухгалтеру учреждения и работникам принимается руководителем учреждения после рассмотрения мотивированного письменного заявления работника, заместителя руководителя учреждения или главного бухгалтера учреждения и документов, подтверждающих наличие оснований для получения материальной помощи.
51. Работникам учреждения при наличии средств по фонду оплаты труда могут выплачиваться иные выплаты социального характера (в том числе в связи с выходом на пенсию, к юбилейным датам и праздникам, в связи с получением государственных наград Российской Федерации и ведомственных наград Министерства науки и высшего образования Российской Федерации).
Приложение
к Примерному положению об оплате
труда работников федеральных
государственных бюджетных
и автономных учреждений,
подведомственных Министерству
науки и высшего образования
Российской Федерации, по виду
экономической деятельности «Научные
исследования и разработки»,
утвержденному приказом Министерства
науки и высшего образования
Российской Федерации
от 1 февраля 2021 г. № 72
Минимальные размеры окладов по профессиональным квалификационным группам (уровням)
№ п/п | Профессиональная квалификационная группа (уровень) | Минимальный размер оклада, руб. |
---|---|---|
I. Минимальные размеры окладов по профессиональным квалификационным группам должностей работников сферы научных исследований и разработок1 | ||
1. Профессиональная квалификационная группа должностей научно-технических работников второго уровня | ||
1.1. | 1 квалификационный уровень | 13 000 |
1.2. | 2 квалификационный уровень | 13 500 |
1.3. | 3 квалификационный уровень | 14 000 |
1.4. | 4 квалификационный уровень | 14 900 |
2. Профессиональная квалификационная группа должностей научно-технических работников третьего уровня | ||
2.1. | 1 квалификационный уровень | 15 700 |
2.2. | 2 квалификационный уровень | 17 000 |
2.3. | 3 квалификационный уровень | 18 400 |
2.4. | 4 квалификационный уровень | 19 800 |
3. Профессиональная квалификационная группа должностей научных работников и руководителей структурных подразделений | ||
3.1. | 1 квалификационный уровень | 23 800 |
3.2. | 2 квалификационный уровень | 27 300 |
3.3. | 3 квалификационный уровень | 30 800 |
3.4. | 4 квалификационный уровень | 34 300 |
3.5. | 5 квалификационный уровень | 37 800 |
II. Минимальные размеры окладов по профессиональным квалификационным группам общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих2 | ||
4. Профессиональная квалификационная группа «Общеотраслевые должности служащих первого уровня» | ||
4.1. | 1 квалификационный уровень | 13 000 |
4.2. | 2 квалификационный уровень | 13 400 |
5. Профессиональная квалификационная группа «Общеотраслевые должности служащих второго уровня» | ||
5.1. | 1 квалификационный уровень | 13 800 |
5.2. | 2 квалификационный уровень | 15 100 |
5.3. | 3 квалификационный уровень | 16 300 |
5.4. | 4 квалификационный уровень | 17 100 |
5.5. | 5 квалификационный уровень | 18 200 |
6. Профессиональная квалификационная группа «Общеотраслевые должности служащих третьего уровня» | ||
6.1. | 1 квалификационный уровень | 19 600 |
6.2. | 2 квалификационный уровень | 21 200 |
6.3. | 3 квалификационный уровень | 22 400 |
6.4. | 4 квалификационный уровень | 23 900 |
6.5. | 5 квалификационный уровень | 25 800 |
7. Профессиональная квалификационная группа «Общеотраслевые должности служащих четвертого уровня» | ||
7.1. | 1 квалификационный уровень | 27 800 |
7.2. | 2 квалификационный уровень | 29 100 |
7.3. | 3 квалификационный уровень | 30 800 |
III. Минимальные размеры окладов по профессиональным квалификационным группам должностей работников морского транспорта третьего уровня3 | ||
8. Профессиональная квалификационная группа должностей работников морского транспорта третьего уровня | ||
8.1. | 1 квалификационный уровень | 27 200 |
8.2. | 2 квалификационный уровень | 29 100 |
8.3. | 3 квалификационный уровень | 30 400 |
8.4. | 4 квалификационный уровень | 32 100 |
8.5. | 5 квалификационный уровень | 33 400 |
9. Профессиональная квалификационная группа должностей работников морского транспорта четвертого уровня | ||
9.1. | 1 квалификационный уровень | 34 300 |
9.2. | 2 квалификационный уровень | 35 900 |
9.3. | 3 квалификационный уровень | 37 200 |
IV. Минимальные размеры окладов по профессиональным квалификационным группам должностей работников сельского хозяйства4 | ||
10. Профессиональная квалификационная группа «Должности работников сельского хозяйства второго уровня» | ||
10.1. | 1 квалификационный уровень | 13 000 |
10.2. | 2 квалификационный уровень | 13 200 |
10.3. | 3 квалификационный уровень | 13 400 |
10.4. | 4 квалификационный уровень | 13 600 |
11. Профессиональная квалификационная группа «Должности работников сельского хозяйства третьего уровня» | ||
11.1. | 1 квалификационный уровень | 13 800 |
11.2. | 2 квалификационный уровень | 14 000 |
11.3. | 3 квалификационный уровень | 14 300 |
11.4. | 4 квалификационный уровень | 14 800 |
12. Профессиональная квалификационная группа «Должности работников сельского хозяйства четвертого уровня» | ||
12.1. | 1 квалификационный уровень | 16 200 |
12.2. | 2 квалификационный уровень | 16 800 |
V. Минимальные размеры окладов по профессиональным квалификационным группам общеотраслевых профессий рабочих5 | ||
13. Профессиональная квалификационная группа «Общеотраслевые профессии рабочих первого уровня» | ||
13.1. | 1 квалификационный уровень | 13 000 |
13.2. | 2 квалификационный уровень | 13 500 |
14. Профессиональная квалификационная группа «Общеотраслевые профессии рабочих второго уровня» | ||
14.1. | 1 квалификационный уровень | 14 000 |
14.2. | 2 квалификационный уровень | 15 000 |
14.3. | 3 квалификационный уровень | 16 500 |
14.4. | 4 квалификационный уровень | 18 000 |
1 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 3 июля 2008 г. № 305н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников сферы научных исследований и разработок» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 июля 2008 г., регистрационный № 12001) с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 декабря 2008 г. № 740н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 января 2009 года, регистрационный № 13147).
2 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 247н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 июня 2008 г., регистрационный № 11858) с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 декабря 2008 г. № 718н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 января 2009 г., регистрационный № 13140).
3 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 8 августа 2008 г. № 391н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников морского транспорта» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 августа 2008 г., регистрационный № 12172).
4 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 июля 2008 г. № 339н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников сельского хозяйства» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 июля 2008 г., регистрационный № 12048).
5 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 248н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 июня 2008 г., регистрационный № 11861) с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 августа 2008 г. № 417н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 августа 2008 г., регистрационный № 12150).
Обзор документа
Минобрнауки урегулировало вопросы оплаты труда работников подведомственных научных учреждений.
Установлены минимальные размеры окладов, порядок назначения компенсационных и стимулирующих выплат, условия оплаты труда руководителя, его заместителя и главного бухгалтера учреждения. Экономия фонда оплаты труда может быть использована на соцвыплаты, включая оказание материальной помощи.
Положения об оплате труда работников учреждений упраздненного ФАНО и преобразованного Минобрнауки признаны утратившими силу.