дотации субсидии субвенции это

Тихие омуты: как распределяются субсидии и субвенции российского бюджета

Какой объем бюджетных средств в России распределяется неконкурентным образом? Как получают деньги университеты, больницы, исследовательские центры и другие бюджетные учреждения? Сколько средств и на какие цели распределяется по регионам год за годом? Это лишь малая часть вопросов о том, как устроен российский бюджет. Где искать ответы?

Открытые финансы

Надо отдать должное Минфину и Федеральному казначейству — с 2015 года большой объем информации публикуется на Едином портале бюджетной системы. Среди прочего там есть «Реестр субсидий» — раздел о трансфертах, субсидиях и субвенциях из федерального бюджета, то есть о средствах, перечисляемых другим уровням бюджетной системы и организациям на выполнение госзаданий, софинансирование целевых расходов (субсидии) или на исполнение определенных полномочий (субвенции). Раздел содержит не только общую информацию о каждой субсидии, но и сведения о проведенных по ней платежах, распределителях и получателях, тексты соглашений о предоставлении субсидий и госзадания организаций. Все это доступно в формате открытых данных через открытый API.

Благодаря этому у проекта КГИ «Госзатраты» появилась возможность в 2018 году создать специальный подпроект «Госзатраты. Субсидии». На основе открытых данных реестра были созданы профили распределителей и получателей, как, например, ОТР, что сделало данные еще более удобными для работы аналитиков и исследователей.

15 трлн руб.

Всего в реестре содержится информация о 93 тыс. субсидий на сумму 15,35 трлн руб. Механизм их распределения в бюджетной системе России практически никогда не имел отношения к конкуренции. Средства предоставляются по специальным договорам субсидий и субвенций, через которые главные распорядители бюджетных средств раздают их учреждениям, нижестоящим органам власти и другим организациям, в том числе некоммерческим и коммерческим.

Механизм субсидий и субвенций используется правительством для перераспределения части доходов в пользу регионов, Министерством науки и высшего образования — для выдачи заданий университетам по обучению на бюджетных местах; с помощью этого механизма оказывается поддержка крупнейшим государственным и негосударственным НКО, СМИ, представителям общественности и коммерческим компаниям. Главная особенность такого подхода к распределению общественного блага состоит в том, что в отличие от госзаказа (госзакупок и госконтрактов) субсидии гораздо менее жестко регулируются. А они охватывают заметную часть государственного бюджета.

Субсидии-2018

Всего, по данным на 14 января 2019 года, в 2018 году было заключено 17 253 соглашения о субсидиях на общую сумму 2,88 трлн руб. Напомним, что все расходы федерального бюджета в прошлом году составили 16,8 трлн руб.

Топ-20 субсидий в сумме составляет 531,5 млрд руб., или 18,5% от всех субсидий за год. Их получателями стали транспортные организации, региональные органы власти, медиакомпании, банки, фонды и федеральные государственные учреждения. Период, на который выданы субсидии, то есть срок, за который должно быть выполнено госзадание, может варьироваться от нескольких дней до нескольких лет.

В 2018 году половина всех средств была распределена шестью главными распорядителями — Минобрнауки, Минсельхозом, Минпросвещения, Минздравом, Минэкономразвития и Минкультуры.

Получателями субсидий являются:

Крупнейшие субсидии были выданы Минтрансом для госкомпании «Российские автомобильные дороги» (74,8 млрд руб.), а также Минэкономразвития в адрес минэкономики Калининградской области (56 млрд руб.) и минфина Крыма (43 млрд руб.).

Особые правила

Важно, что часть субсидий предоставляется автономным и некоммерческим организациям, а также коммерческим структурам. Фактически возникает механизм вывода государственного финансирования из-под регулирования законом о госзакупках. Оценка точной доли таких субсидий при текущей структуре данных трудоемка, но ее планируется сделать в этом году.

Можно вспомнить, как в 2015 году Аналитический центр при правительстве был преобразован из федерального государственного бюджетного учреждения в подчиненную правительству автономную некоммерческую организацию. У этого решения могли быть свои резоны, но одним из последствий стало выведение всех расходов организации из-под закона 44-ФЗ о госзакупках, причем не подвело организацию под гораздо более простой в исполнении 223-ФЗ о закупках бюджетных учреждений и госкомпаний. Получателями крупных субсидий являются и компании или НКО, не подчиненные правительству, но получающие субсидии, иногда на миллиарды рублей. Вполне возможно, что законодательство о закупках слишком жесткое и не годится на все случаи жизни. Но разве хорошо, что мы не знаем, как в итоге распределяется немалая часть бюджетных средств? Мы знаем только, на что и кому их выделили, но как они использовались — неизвестно.

Прозрачность «Цифровой экономики»

Важный вопрос ближайших лет — как именно будут распределяться средства по новым национальным проектам и, в частности, по программе «Цифровая экономика».

Эту программу можно назвать ключевой с точки зрения будущего присутствия государства в российской экономике. Огромные бюджетные средства будут потрачены на самые разные направления, от здравоохранения до образования, от цифровой прослеживаемости товаров до создания новых платформ, что вызывает сразу много вопросов.

Ответы на эти вопросы, в частности, покажут, как государство собирается достигать обещанного технологического прорыва и стоит ли нам (предпринимателям, журналистам, просто гражданам) вообще на него надеяться.

Источник

Внимание!

Портал работает в тестовом режиме!

Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.

Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

Обратная связь

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: econ2@adm.khv.ru.

Обратная связь

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.

Аккредитация

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.

Ошибка!

Неизвестная ошибка. Пожалуйста свяжитесь с нами и опишите последовательность действий которые привели к данному сообщению.

Подписаться на новости Хабаровского края

Мы производим ежедневную рассылку новостей по электронной почте. Укажите ваш электронный адрес в поле ниже и нажмите «подписаться»

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

Клавиатура:

Обновлено 8 часов назад

Особенности межбюджетных трансфертов

Каждая из названных форм межбюджетных трансфертов предполагает предоставление средств из одного бюджета в другой, но для разных целей.

Субсидии могут предоставляться как из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ, из бюджета субъекта РФ в федеральный бюджет, из бюджета субъекта РФ в местный бюджет, из местного бюджета в бюджет субъекта РФ, из местного бюджета в бюджеты муниципальных образований в целях софинансирования исполнения расходных обязательств, возникающих при выполнений полномочий, отнесенных к компетенции органов государственной власти, местного самоуправления.

Федеральным законом от 02.08.2019 № 307-ФЗ в Бюджетный кодекс РФ введена ст. 183.3, предусматривающая возможность предоставления субсидий из бюджета одного субъекта РФ в бюджет другого субъекта РФ.

Порядок предоставления такой субсидии устанавливается законом субъекта РФ и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, из бюджета которого предоставляется субсидия.

Субсидии предоставляются на основании соглашения.

Другой формой межбюджетных трансфертов являются субвенций, которые, как и субсидии, имеют целевой характер, но предоставляются на финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникших в связи с исполнением полномочий Российской Федерации, переданных в установленном порядке; расходных обязательств Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий субъекта РФ, переданных для осуществления федеральным органам исполнительной власти, в случаях, установленных федеральными законами; расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке,

Субвенции предоставляются На основании федерального закона, закона субъекта РФ. Субвенции из местных бюджетов предоставляются в порядке, установленном ст.ст. 133, 140, 142 Бюджетного кодекса РФ.

Дотация является межбюджетным трансфертом, который предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений его использования.

Дотации бюджетам субъектов РФ предоставляются на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, дотации муниципальным образованиям предоставляются на выравнивание бюджетной обеспеченности и на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и иные дотации местным бюджетам из бюджета субъекта РФ.

В отличие от субсидий, предоставление которых является правом органа государственной власти или местного самоуправления и осуществляется при выполнении определенных условий, и субвенций, предоставление которых является обязанностью органа государственной власти или местного самоуправления, передавших свои полномочия, юридическая природа дотаций основана на следующих нормах.

Из положений ч. 1 ст. 7, ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, закрепляющих принцип равномерного развития публично-правовых образований, следует, что недостаточность собственных доходных источников на уровне субъекта РФ или муниципального образования влечет необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности регионального или местного бюджета, что, в частности, обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из бюджета другого уровня.

Таким образом, несмотря на отсутствие в Бюджетном кодексе РФ императивно установленной обязанности вышестоящего бюджета предоставлять финансовую помощь нижестоящему бюджету, а также принцип самостоятельности бюджетов, означающий право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов, вышестоящий: бюджет имеет обязательство перед нижестоящим бюджетом предоставить финансовую поддержку в форме дотаций в случае недостаточности собственных доходов последнего.

Еще одной формой межбюджетных трансфертов являются иные межбюджетные трансферты, которые по своей сути схожи с субсидиями, но отличаются от них тем, что могут быть предоставлены в целях софинансирования расходных обязательств соответствующего бюджета в полном объеме (субсидии же предоставляются на условиях долевого финансирования).

Кроме того, в отличие от субсидий, перечень оснований предоставления иных межбюджетных трансфертов шире: иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются в случае софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, не урегулированных федеральными законами и законами Субъекта РФ; в случае софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения); в случае предоставления бюджетных ассигнований, источником финансового обеспечения которых являются резервные фонды Президента РФ и Правительства РФ; в иных случаях, установленных законом.

Иные межбюджетные трансферты из бюджета субъекта РФ местным бюджетам предоставляются в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ на финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований.

За нарушение порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов предусмотрена административная ответственность, предусмотренная ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

прокурор отдела по надзору за законностью нормативных правовых актов прокуратуры Хабаровского края

Источник

Субсидии. На что могут и как могут претендовать граждане

Что такое субсидия

Субсидия — это финансовая помощь, предоставляемая за счёт федеральных либо региональных бюджетных средств, а также выплаты специализированных фондов в пользу юридических и физических лиц, местных органов власти или других стран.

дотации субсидии субвенции это. дотации субсидии субвенции это фото. картинка дотации субсидии субвенции это. смотреть фото дотации субсидии субвенции это. смотреть картинку дотации субсидии субвенции это.

Отличия субсидии от гранта

Грант — это предоставление денежных средств на выполнение определённых работ или оказания услуг. Например

В каждой ситуации оформляется заявка, в которой подробно указывается назначение денежных средств: строительство, закупка оборудования, приобретение медикаментов или корма и прочие тонкости.

После израсходования получатель в обязательном порядке должен представить отчёт о том, какие затраты совершены и какого итога удалось достичь.

Субсидия, в отличие от гранта, является прямой господдержкой. Она не предполагает выполнение какой-либо работы взамен.

Отличия субсидии от пособия

Пособие — это денежное обеспечение отдельных категорий физических лиц (пенсионеров, безработных, беременных женщин и прочих).

Главное отличие от субсидии — не требуется софинансирование от получателя выплаты. Например, размер пособия по уходу за ребёнком позволяет матери жить на него, без расходов собственных ресурсов.

Отличия субсидии от компенсации

Особенность составляет период выплаты. Субсидия предоставляется получателю для расходования на определённые нужды, а компенсация возмещает ему уже потраченную сумму на приобретение чего-либо.

К примеру, производителям сельскохозяйственной продукции могут быть предоставлены субсидированные средства на покупку оборудования или техники: получили денежные средства — приобрели комбайн. А может быть выплачена компенсацией часть процентной ставки по кредитованию. Приобрёл комбайн в кредит, погасил платёж по нему и получил частичное компенсирование оплаченного платежа.

Внимание! Субсидирование удобнее компенсации, поскольку не требует поиска личных или кредитных денег для совершения покупки.

Субсидия и Бюджетный кодекс России

Согласно Бюджетному кодексу РФ, существует два вида субсидирования:

Назначение субсидий

Варианты и распорядок государственного субсидирования прописаны в Бюджетном кодексе Российской Федерации.

Основные целевые назначения для предоставления поддержки:

Внимание! Цели финансирования могут быть разными, однако выплата субсидий всегда предусматривает поддержку нуждающихся в материальной помощи физлиц, фирм либо бюджета.

Главные признаки субсидии

Имеется три отличительные черты субсидии:

То есть, основными признаками субсидирования является то, что:

Кто может рассчитывать на субсидирование

В соответствии с законодательством РФ, на получение государственной субсидии могут претендовать следующие категории:

Внимание! Субсидии предоставляются также юридическим лицам и на развитие бизнеса.

Субсидии на расширение бизнеса

В большинстве случаев выплата субсидий производится в пользу малого или среднего бизнеса.

Предоставляя такое субсидирование, государственный бюджет:

Субсидирование физических лиц

В России субсидирование граждан занимает важную роль. Государственные власти целенаправленно либо при помощи различных бюджетных и внебюджетных фондов предоставляют субсидированные денежные средства определённым категориям физических лиц:

Для рассмотрения заявления на выплату субсидии и вынесения в отношении заявки определённого решения нужно в комплекте с заявлением приложить документ, подтверждающий право гражданина обратиться за денежной выплатой.

Внимание! В качестве подтверждающего документа могут быть предоставлены справка о наличии у человека группы инвалидности либо свидетельство о рождении детей, обращаясь за выплатой для многодетной матери.

Субсидирование региональных и муниципальных бюджетов

Бюджетная система Российской Федерации представляет собой вертикаль. Основная масса поступающих на местах налоговых взносов перечисляется в бюджет федерального уровня, далее спускается обратно в виде субсидированных выплат и различных дотаций с целью выполнения тех или иных обязательств.

Субсидирование предназначено для совместного финансирования затрат местных бюджетных учреждений. К примеру, субъект РФ предоставляет муниципальному бюджету денежные средства на оплату зарплат преподавателям. Подобная финансовая поддержка оказывается областям, имеющим нехватку местных налоговых средств.

Формы предоставления выплат

Выделяют следующие формы субсидирования:

Внимание! Материальная помощь предоставляется или в денежном виде (наличном или безналичном), или в качестве межбюджетных трансфертов, в случаях субсидирования вышестоящим бюджетом нижестоящего.

Основные виды действующей господдержки в виде субсидирования

Для социального обеспечения граждан законодательством Российской Федерации разработано три вида предоставления субсидий:

Дополнительно различают подтипы субсидированной поддержки:

Виды выплат

Субсидированные денежные средства принято подразделять в соответствии с их основными свойствами.

Софинансирование жилищно-коммунальных услуг

Бюджет перечисляет получателю сумму, предназначенную на частичное погашение платежей за пользование услугами ЖКХ. На субсидирование может претендовать любая семья, коммунальные платежи которой больше максимальной доли семейной доходности по области. К примеру, максимальная граница, установленная для Москвы — 10% от общесемейного дохода. Совместный заработок супругов — 60 тыс. руб., а платежи по оплате услуг ЖКХ составляют 7 тыс. руб. 10% собственного дохода (6 тыс. руб.) они оплачивают самостоятельно, а 1 тыс. руб. софинансируется городским бюджетом.

Жилищные субсидии

Претендовать на помощь в покупке недвижимости могут некоторые категории физических лиц:

Субсидии на детей

Для поддержания положительной демографической ситуации в РФ работает ряд субсидированных выплат для семейных пар, имеющих детей:

Внимание! Субсидию на первого ребёнка предоставляют государственные власти, на второго — в виде маткапитала.

Субсидирование запуска и развития бизнеса

Претендовать на данную субсидию разрешается официально неработающему гражданину — человеку, стоящему на учёте биржи труда. Размер выплаты в 2020 г. — 59 тыс. руб. Получить деньги можно после защиты на бирже собственного бизнес-плана. Завышенного спроса к презентации не предъявляется, однако дело должно предполагать хотя бы минимальную перспективу и быть реалистичным. Если бизнес-модель предусматривает трудоустройство наёмных сотрудников, за каждого из них дополнительно возможно запросить по 59 тыс. руб. — на организацию рабочего места.

Важно! Бизнес должен функционировать минимум 12 месяцев, иначе предприниматель обязан вернуть предоставленные средства.

Бизнесмены, проработавшие более 12 месяцев, могут претендовать на субсидирование в размере до 300 тыс. руб. с целью расширения предпринимательской деятельности. В этом случае составляется и презентуется бизнес-план, в котором субсидированные средства равны максимум 50% от общего размера затрат на развитие бизнеса. Государственная субсидия может быть направлена на оплату аренды помещения, покупку инструментов и прочие расходы.

Внимание! Субсидирование в счёт покрытия платежей по выплате процентов по кредиту по лизингу предусматривается на региональном уровне и имеется не везде. К примеру, на территории Москвы в счёт покрытия платежей по лизингу (при приобретении техники или транспортного средства для производственной деятельности) разрешается получить до 5 млн руб.

Субсидирование инвалидов

Размер выплаты лицам, имеющим ограниченные возможности здоровья, определяется в соответствии с установленной группой. В 2020 г. действует единоразовая финансовая выплата. Когда инвалид получает доход меньше официального прожиточного минимума для пенсионера, ему выплачивается федеральная соцдоплата до достижения необходимого уровня.

Субсидирование автокредитования

Государством добавляется 10% (в зависимости от региона РФ) от цены на транспорт к первоначальному взносу по автокредиту. Предложение действует на автомобили до 1 млн руб.

Субсидии при техногенных и природных катаклизмах

Гражданам, которые пострадали от пожаров, взрывов на заводах и подобных бедствий предоставляется региональное финансирование в размере 10 тыс. руб. (максимум 50 тыс. руб. на семейную пару), и федеральное — 10 тыс. руб.

Внимание! Людям, ставшим заложниками и вышедшими из неприятностей с сохранением здоровья, оказывается помощь в размере 100 тыс. руб.

Кто может претендовать на субсидирование

Получать субсидии в России могут как физические, так и юридические лица.

Физические лица

Согласно российскому законодательству, в список граждан на получение субсидий входят:

Юридические лица

Правомерность на субсидированные выплаты могут отстаивать:

Отдельными субсидиями являются перечисления от высших бюджетов в пользу нижерасположенных. Такие выплаты предоставляются на различные нужды, например, на строительство детских садов и школ либо дорожные ремонтные работы.

Последовательность при оформлении выплат

Порядок действий для получения субсидирования выглядит следующим образом:

Направить заявление на получение субсидии разрешается следующими путями:

Как оформить субсидию

Последовательность оформления выплаты зависит от того, кому она предназначается.

Оформление субсидирования физических лиц

Процедура включает следующие действия:

При подаче заявления через «Госуслуги» необходимы сканы:

При личной подаче заявления требуются:

Оформление субсидий для юрлиц

Субсидии юридическим лицам предоставляются согласно регламентам, принятым государственными и муниципальными органами власти. Эти регламенты размещены на официальных сайтах муниципалитетов.

Последовательность предоставления выплат:

Основания для прекращения выплаты субсидии

Отмена субсидирования может произойти по нескольким причинам:

Ответственность получателей субсидий

Получатель государственных денег несёт несколько обязанностей:

Подводные камни субсидий

Несмотря на то что деньги передаются получателю субсидий безвозмездно, у господдержки имеются и отрицательные стороны.

Сложности в сборе документов

Процедура эта потихоньку упрощается, поскольку сейчас основную массу выплат стало доступным получить через МФЦ. Но сбор документов всё равно занимает время. Не все управляющие компании рады вас видеть, не всегда можно быстро и без проблем получить справки о доходах.

Ограничения в расходовании средств

Актуально при выплате жилищных субсидий и субсидировании юридических лиц. К примеру, купить с применением этих выплат в большинстве случаев можно лишь новую недвижимость. Это введено для исключения злоупотреблений, но сильно ограничивает в выборе. Субсидирование юридических лиц часто предназначено для покрытия доли процентной ставки по кредитам. То есть, покупать основные средства, сырьё или материалы придётся с привлечением сторонних источников, что формирует дополнительные затраты.

Жёсткие условия для получения субсидий

Для получения субсидии на приобретение недвижимости согласно федеральной программе, в большинстве случаев необходимо соответствовать взаимоисключающим параметрам — иметь уровень дохода меньше определённого, но одновременно подтвердить заработок, позволяющий оплачивать часть жилья из личных средств.

Источник

Статья 65. Субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты, предоставляемые из местных бюджетов

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 187-ФЗ статья 65 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

Статья 65. Субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты, предоставляемые из местных бюджетов

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 65 настоящего Федерального закона

1. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление бюджету субъекта Российской Федерации субсидий из местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

2. Бюджетам городских и сельских поселений, внутригородских районов могут быть предоставлены субвенции из бюджета муниципального района, городского округа с внутригородским делением в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

3. Бюджетам городских и сельских поселений, внутригородских районов могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджета муниципального района, городского округа с внутригородским делением в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

4. Бюджетам муниципальных районов, городских округов с внутригородским делением могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджетов городских и сельских поселений, внутригородских районов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Информация об изменениях:

5. Бюджетам муниципальных образований из бюджетов других муниципальных образований могут быть предоставлены субсидии в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *