другие формы непосредственного осуществления населением мсу
Формы непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления
Таким образом, действующее законодательство подчеркивает, что институт местного самоуправления предполагает решение вопросов местного значения населением соответствующих муниципальных образований – городских и сельских поселений, муниципальных районов и городских округов. При этом на первое место законодатель ставит такое осуществление населением местного самоуправления, которое связано с непосредственным участием граждан в решении вопросов местного значения.
Примерный перечень соответствующих форм непосредственной демократии на уровне местного самоуправления предусмотрен тем же Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно положениям главы 5 указанного Закона к ним относятся: местный референдум; муниципальные выборы; голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления; голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования; сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа муниципального образования; правотворческая инициатива граждан; территориальное общественное самоуправление; публичные слушания; собрание граждан; конференция граждан (собрание делегатов); опрос граждан; обращения граждан в органы местного самоуправления.
Безусловно, наиболее значимой формой непосредственного осуществления населением местного самоуправления с точки зрения своей значимости является местный референдум. Согласно части 7 статьи 22 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления. Оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, наряду с уставом муниципального образования, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Однако, референдум достаточно трудно организовать и провести. Поэтому более распространенными являются другие способы выражения волеизъявления населения по вопросам местного значения.
Прежде всего, это – муниципальные выборы. Муниципальные выборы носят периодический характер и являются способом избрания основных органов местного самоуправления (как правило, представительного органа и главы муниципального образования). В отличие от референдума в ходе выборов невозможно напрямую принять те или иные решения, определяющие жизнь местного населения, однако именно на выборах определяются те должностные лица, которые будут данные решения на постоянной основе принимать и обеспечивать их исполнение.
Действенным средством контроля населения за уже избранными должностными лицами местного самоуправления является наличие другой формы непосредственного волеизъявления – голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Основания для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются в основном уставом муниципального образования. В то же время ряд вопросов регламентируется действующим федеральным и областным законодательством. Так, согласно части 2 статьи 24 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» процедура отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе). Та же статья Федерального закона предусматривает, что в случае, если все депутатские мандаты или часть депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования замещаются депутатами, избранными в составе списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, отзыв депутата не применяется. В данном случае функции контроля за действиями депутата выполняет соответствующее избирательное объединение, оценку эффективности которого жители муниципального образования смогут дать в ходе последующих выборов.
Также в силу требований Закона Рязанской области от 15 февраля 2006 года № 11-ОЗ «Об отзыве депутата и выборного должностного лица органа местного самоуправления в Рязанской области» голосование по отзыву депутата и выборного должностного лица органа местного самоуправления не может быть назначено:
а) в течение первого и последнего года срока их полномочий;
б) ранее, чем через год после проведения предыдущего голосования по отзыву того же депутата и выборного должностного лица органа местного самоуправления.
Среди форм прямой демократии необходимо отдельно выделить сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа муниципального образования. Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» он проводится для решения вопросов местного значения в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом, и осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Однако, не все формы прямого волеизъявления связаны с непосредственным принятием местным населением решений по вопросам местного значения. В ряде случаев они обеспечивают участие граждан в обсуждении решений органов местного самоуправления, помогая последним в своей нормотворческой деятельности в максимальной мере учесть мнение различных социальных групп.
К таковым относятся правотворческая инициатива граждан, публичные слушания, собрания граждан, конференции граждан (собрания делегатов).
Правотворческая инициатива – предложение группы граждан по принятию муниципального правового акта. С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3 процента от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом. Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.
Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. На публичные слушания должны выноситься:
1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами;
2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
3) проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;
4) вопросы о преобразовании муниципального образования.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.
Еще одна форма участия населения в осуществлении местного самоуправления – собрания (конференции) граждан применяется для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования.
Следует отметить, что перечень форм прямого волеизъявления, предусмотренный Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не является исчерпывающим. Наряду с ними, граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации. Таким образом, законодатель открыл широкий простор для проявления инициативы населения муниципальных образований, для прямого участия рядовых граждан в решении проблем, стоящих перед местными сообществами.
отдела законодательства субъекта РФ,
ведения федерального регистра и регистрации
Глава III. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в осуществлении местного самоуправления
Статья 11-1. Формы непосредственного осуществления населением муниципального образования местного самоуправления и участия населения муниципального образования в осуществлении местного самоуправления
1. К формам непосредственного осуществления населением муниципального образования местного самоуправления относятся: местный референдум; муниципальные выборы; голосование по отзыву Главы Екатеринбурга.
2. К формам участия населения муниципального образования в осуществлении местного самоуправления относятся: голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования; правотворческая инициатива граждан; инициативные проекты; территориальное общественное самоуправление; публичные слушания; общественные обсуждения; собрания граждан; конференции граждан (собрания делегатов); опрос граждан; обращения граждан в органы местного самоуправления муниципального образования; Общественная палата муниципального образования «город Екатеринбург» и иные формы, предусмотренные федеральными законами и законами Свердловской области, настоящим Уставом, иными муниципальными правовыми актами.
Статья 12. Местный референдум
1. В целях решения непосредственно населением муниципального образования вопросов местного значения может проводиться местный референдум.
2. Местный референдум проводится на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
Решение о назначении местного референдума принимается городской Думой по инициативе субъектов, установленных федеральным законом.
3. Порядок назначения, проведения и определения результатов местного референдума устанавливается законом Свердловской области.
Регистрационное свидетельство, выдаваемое инициативной группе по проведению местного референдума, действительно со дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению местного референдума, до дня окончания кампании местного референдума, определяемого в соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Регистрационное свидетельство, выдаваемое иной группе участников местного референдума, действительно со дня, следующего за днем регистрации иной группы участников местного референдума, до дня окончания кампании местного референдума, определяемого в соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
4. Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Муниципальные нормативные правовые акты, принятые на местном референдуме, направляются Главой Екатеринбурга для опубликования в официальном печатном издании, установленном для официального опубликования (обнародования) решений городской Думы.
5. Решение, принятое на местном референдуме, подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении органами государственной власти или органами местного самоуправления, их должностными лицами.
Местный референдум не проводится в течение двух лет со дня официального опубликования результатов местного референдума с такой же по смыслу формулировкой вопроса.
6. Гарантии прав граждан на участие в местном референдуме устанавливаются федеральным законом.
Статья 13. Муниципальные выборы
1. Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов городской Думы на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
3. Порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов, гарантии избирательных прав граждан при проведении этих выборов устанавливаются федеральным законом и законом Свердловской области.
4. Итоги голосования и результаты муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Статья 14. Голосование по отзыву Главы Екатеринбурга
1. Голосование по отзыву Главы Екатеринбурга осуществляется по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и законом Свердловской области для проведения местного референдума с учетом особенностей, предусмотренных федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.
2. Основания для отзыва Главы Екатеринбурга и процедура его отзыва устанавливаются настоящим Уставом.
3. Процедура отзыва Главы Екатеринбурга должна обеспечивать ему право дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для его отзыва.
Статья 15. Основания и процедура отзыва Главы Екатеринбурга
1. Основаниями для отзыва Главы Екатеринбурга являются:
1) конкретные противоправные решения в случае их подтверждения в судебном порядке;
2) неоднократные (два и более раза в течение года) административные правонарушения, за которые законом предусмотрено наказание в виде административного ареста, факт совершения которых этим лицом установлен в судебном порядке;
3) нарушение срока издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения.
2. Отзыв Главы Екатеринбурга осуществляется путем голосования на избирательных участках.
3. Списки избирательных участков с указанием их границ, адресов и номеров телефонов участковых избирательных комиссий публикуются Главой Екатеринбурга в средствах массовой информации не позднее чем за 25 дней до дня голосования.
4. Инициатива проведения голосования по отзыву Главы Екатеринбурга принадлежит лицам, обладающим правом участия в муниципальных выборах и составляющим не менее пяти процентов от числа зарегистрированных избирателей муниципального образования.
5. Каждый избиратель или группа избирателей, имеющих право на участие в голосовании по отзыву, могут образовать инициативную группу по отзыву в количестве не менее 100 человек.
6. Решение об образовании инициативной группы, количестве ее членов и персональном составе принимается участниками собрания группы граждан в порядке, предусмотренном решением этого собрания.
Уведомление о проведении собрания не позднее 5 дней до его проведения направляется в городскую Думу и лицу, в отношении которого может быть возбуждена инициатива голосования по отзыву.
Количество участников собрания должно быть не менее 200 человек. О принятом решении составляется протокол. В протоколе собрания указываются дата и место его проведения, число участников, существо рассматриваемого вопроса, результаты голосования и принятые решения, список инициативной группы с указанием фамилий, имен, отчеств, дат рождения, адресов места жительства, серий и номеров паспортов или иных документов, удостоверяющих личность каждого из ее членов. Протокол подписывается председателем и секретарем собрания. К протоколу прилагается список участников собрания. Инициативная группа самостоятельно избирает своего председателя.
Документы для регистрации инициативной группы представляются не позднее семи дней со дня проведения собрания.
7. Регистрация инициативной группы по отзыву Главы Екатеринбурга производится городской Думой не позднее 15 дней со дня получения городской Думой протокола собрания и приложенных к нему документов.
В регистрации инициативной группы может быть отказано только в случае нарушения установленных настоящим Уставом порядка проведения собрания и сроков предоставления документов для регистрации инициативной группы.
8. Городская Дума в случае регистрации инициативной группы выдает ее председателю свидетельство о регистрации, а также разрешение на открытие специального временного счета фонда поддержки инициативной группы. Городская Дума в трехдневный срок извещает об этом Избирательную комиссию муниципального образования «город Екатеринбург».
Форма свидетельства о регистрации инициативной группы, разрешения на открытие специального временного счета фонда поддержки инициативной группы утверждается городской Думой. Свидетельство о регистрации инициативной группы действительно в течение одного месяца со дня его выдачи.
9. По заявлению инициативной группы Глава Екатеринбурга предоставляет сведения о зарегистрированных избирателях в соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации.
10. Получение свидетельства о регистрации инициативной группы является основанием для начала сбора подписей в поддержку предложения о проведении голосования по отзыву Главы Екатеринбурга. Расходы по сбору подписей несет инициативная группа.
Подписи собираются путем заполнения подписных листов, содержащих предложение о проведении голосования по отзыву.
12. В подписном листе в поддержку предложения о проведении голосования по отзыву указываются:
1) наименование муниципального образования, где проводится сбор подписей;
2) дата регистрации и номер свидетельства о регистрации инициативной группы;
3) предложение об отзыве Главы Екатеринбурга с указанием его фамилии, имени, отчества;
13. После окончания сбора подписей, но не позднее срока действия свидетельства о регистрации инициативной группы инициативная группа подсчитывает общее число подписей и составляет итоговый протокол. Предельное количество представляемых подписей не должно превышать установленное пунктом 4 настоящей статьи количество подписей более чем на пять процентов.
Подписные листы, пронумерованные и сброшюрованные, и подлинный экземпляр итогового протокола передаются представителями инициативной группы в Избирательную комиссию муниципального образования «город Екатеринбург». Подписные листы, оформленные с нарушением требований настоящего Устава, не принимаются.
14. Избирательная комиссия муниципального образования «город Екатеринбург» организует в течение десяти дней проведение проверки соблюдения требований настоящего Устава при сборе подписей в поддержку голосования по отзыву. При проверке подписных листов вправе присутствовать представители инициативной группы.
Итоги проведенной проверки оформляются заключением Избирательной комиссии муниципального образования «город Екатеринбург», которое в двухнедельный срок со дня принятия решения о его утверждении этой комиссией рассматривается городской Думой.
15. В случае отрицательного заключения городская Дума принимает решение об отказе в проведении голосования по отзыву Главы Екатеринбурга. Данное решение подлежит обязательному опубликованию (обнародованию).
16. В случае принятия городской Думой решения о проведении голосования по отзыву Главы Екатеринбурга не позднее 15 дней со дня опубликования (обнародования) такого решения Глава Екатеринбурга обращается в городскую Думу с предложением о выделении средств из бюджета муниципального образования для организации и проведения голосования по отзыву.
17. Формирование участковых комиссий для проведения голосования по отзыву осуществляется в соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации и принимаемым в соответствии с ним законом Свердловской области.
18. О времени и месте голосования по отзыву Избирательная комиссия муниципального образования «город Екатеринбург» извещает избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования.
19. Глава Екатеринбурга, в отношении которого возбуждена процедура отзыва, вправе принимать участие в агитации при проведении отзыва на тех же условиях, что и иные граждане, давать объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва, в том числе во время проведения собрания по образованию инициативной группы.
20. Агитация при проведении отзыва Главы Екатеринбурга осуществляется:
1) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;
2) посредством проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий);
3) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;
4) иными не запрещенными законом методами.
Агитационный период начинается со дня официального опубликования (обнародования) решения городской Думы о проведении голосования по отзыву Главы Екатеринбурга и заканчивается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. В день голосования и предшествующий ему день агитация запрещается.
21. Голосование, подсчет голосов, определение итогов голосования производится в соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации и принимаемым в соответствии с ним законом Свердловской области.
22. Избирательная комиссия муниципального образования «город Екатеринбург» принимает решение об итогах голосования по отзыву не позднее 3 дней со дня голосования по отзыву.
23. Глава Екатеринбурга считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины всех зарегистрированных в муниципальном образовании избирателей.
24. Итоги голосования по отзыву Главы Екатеринбурга и принятое решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию) в течение 5 дней со дня его принятия.
25. Избирательная комиссия муниципального образования «город Екатеринбург» в течение 5 дней со дня принятия решения об итогах голосования по отзыву направляет его Главе Екатеринбурга, в городскую Думу, а также уведомляет о нем лицо, в отношении которого проводилось голосование по отзыву.
Статья 16. Голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования «город Екатеринбург»
1. В целях получения согласия населения при изменении границ, преобразовании муниципального образования проводится голосование, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.
2. Голосование по указанным вопросам может проводиться на всей или на части территории муниципального образования в соответствии с федеральным законом.
3. Голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования назначается городской Думой и проводится в порядке, установленном федеральным законом и законом Свердловской области для проведения местного референдума.
4. Голосование по указанным вопросам считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования (части территории муниципального образования), обладающих избирательным правом. Согласие населения на изменение границ, преобразование муниципального образования считается полученным, если за него проголосовало более половины жителей муниципального образования (части территории муниципального образования), принявших участие в голосовании.
5. Итоги голосования по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования и принятое решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Статья 17. Правотворческая инициатива граждан
1. Под правотворческой инициативой понимается официальное внесение гражданами в органы местного самоуправления муниципального образования проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.
2. С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном решением городской Думы.
Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается решением городской Думы и не может превышать 3 процента от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.
3. Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению Главой Екатеринбурга, городской Думой, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения. В случае, если внесен проект муниципального правового акта, принятие которого относится к компетенции городской Думы, он рассматривается на открытом заседании городской Думы.
Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении внесенного проекта муниципального правового акта.
4. Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.
Статья 17-1. Инициативные проекты
1. В целях реализации мероприятий, имеющих приоритетное значение для жителей муниципального образования или его части, по решению вопросов местного значения или иных вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления муниципального образования, в Администрацию города Екатеринбурга может быть внесен инициативный проект.
2. С инициативой о внесении инициативного проекта вправе выступить инициативная группа численностью не менее десяти граждан, достигших шестнадцатилетнего возраста и проживающих на территории муниципального образования, органы территориального общественного самоуправления. Минимальная численность инициативной группы может быть уменьшена решением городской Думы. Право выступить инициатором проекта в соответствии с решением городской Думы может быть предоставлено также иным лицам, осуществляющим деятельность на территории муниципального образования.
3. Инициативный проект должен соответствовать требованиям, установленным Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
4. Порядок выдвижения, внесения, обсуждения, рассмотрения инициативных проектов, а также проведения их конкурсного отбора устанавливается городской Думой.
5. Иные вопросы, связанные с выдвижением, внесением, обсуждением, рассмотрением инициативных проектов, проведением конкурсного отбора, финансовым и иным обеспечением их реализации, регулируются в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Статья 18. Территориальное общественное самоуправление
1. Население муниципального образования имеет право на самоорганизацию по месту жительства на части территории муниципального образования (подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом, группа жилых домов, жилой микрорайон, поселки и другие населенные пункты в составе муниципального образования, иные территории проживания граждан) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются городской Думой по предложению населения, проживающего на данной территории.
2. Территориальное общественное самоуправление осуществляется путем проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления, которые избираются на собраниях и конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.
3. Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации. Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации его устава.
4. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется решением городской Думы.
5. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых денежных средств из бюджета муниципального образования определяются решениями городской Думы.
Статья 19. Публичные слушания, общественные обсуждения
1. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования Главой Екатеринбурга, городской Думой могут проводиться публичные слушания.
2. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, городской Думы, Главы Екатеринбурга.
3. На публичные слушания выносятся в обязательном порядке:
1) проект Устава муниципального образования «город Екатеринбург», а также проект решения городской Думы о внесении изменений и дополнений в данный Устав, кроме случаев, когда в Устав вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава или законов Свердловской области, в целях приведения Устава муниципального образования «город Екатеринбург» в соответствие с этими нормативными правовыми актами;
2) проект бюджета муниципального образования и отчет о его исполнении;
3) проект стратегии социально-экономического развития муниципального образования;
4) вопросы о преобразовании муниципального образования, за исключением случаев, если в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для преобразования муниципального образования требуется получение согласия населения муниципального образования, выраженного путем голосования;
4. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется решением городской Думы.
5. Результаты публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений, подлежат опубликованию (обнародованию).
6. По проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территории, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется решением городской Думы с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.
Статья 20. Собрание граждан
1. В целях обсуждения вопросов местного значения, информирования населения муниципального образования о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, обсуждения вопросов внесения инициативных проектов и их рассмотрения, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан.
2. Собрания граждан проводятся на основании и в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и настоящим Уставом.
3. Собрание граждан проводится по инициативе населения муниципального образования, городской Думы, Главы Екатеринбурга, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления.
4. Собрание граждан, проводимое по инициативе городской Думы или Главы Екатеринбурга, назначается соответственно городской Думой или Главой Екатеринбурга в порядке, установленном городской Думой.
Собрание граждан, проводимое по инициативе населения муниципального образования, назначается городской Думой в порядке, установленном настоящим Уставом.
Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом территориального общественного самоуправления.
Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях рассмотрения и обсуждения вопросов внесения инициативных проектов определяется решением городской Думы. В собрании граждан по вопросам внесения инициативных проектов и их рассмотрения вправе принимать участие жители соответствующей территории, достигшие шестнадцатилетнего возраста.
5. В случае проведения собраний граждан по инициативе населения муниципального образования организацию проведения указанных собраний осуществляет инициативная группа граждан, проживающих на соответствующей территории, численностью не менее десяти человек.
Инициативная группа граждан принимает решение о проведении собрания граждан и представляет в городскую Думу обращение с предложением о назначении собрания, в котором должно быть указано:
Обращение должно быть подписано всеми членами инициативной группы.
6. Городская Дума в срок не более одного месяца со дня поступления обращения инициативной группы принимает решение о назначении собрания граждан либо об отказе в его назначении и письменно информирует о принятом решении инициативную группу.
7. В назначении собрания граждан может быть отказано только в случае нарушения инициативной группой пункта 5 настоящей статьи.
8. В решении городской Думы о назначении собрания граждан по инициативе населения муниципального образования устанавливаются место, время его проведения, выносимые на обсуждение вопросы.
9. В решении городской Думы, постановлении Главы Екатеринбурга о назначении собрания граждан по инициативе указанных органов местного самоуправления устанавливаются место, время его проведения, выносимые на обсуждение вопросы, должностные лица органов местного самоуправления, ответственные за подготовку собрания граждан.
Глава Екатеринбурга утверждает планы организационных мероприятий по созыву собрания граждан, подготавливает необходимые для их проведения документы и материалы.
10. Решение о проведении собрания граждан, выносимые на него документы и материалы заблаговременно, но не позднее чем за три дня до проведения собрания граждан доводятся через средства массовой информации, другим способом до населения муниципального образования.
11. Глава Екатеринбурга, иные должностные лица местного самоуправления муниципального образования в пределах собственных полномочий оказывают содействие гражданам в предоставлении помещений для проведения собрания граждан.
12. В полномочия собрания граждан входит право рассматривать и решать любые значимые для своих территорий вопросы, за исключением тех, которые относятся к полномочиям органов местного самоуправления муниципального образования, должностных лиц органов государственной власти и должностных лиц органов местного самоуправления, организаций различных форм собственности, общественных объединений.
13. Принимаемые на собрании граждан решения распространяются только на жителей соответствующих территорий, являются рекомендательными и исполняются жителями на добровольной основе.
14. Порядок проведения собрания граждан определяется решением городской Думы, уставом территориального общественного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и настоящим Уставом.
15. Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.
16. Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Статья 21. Конференция граждан (собрание делегатов)
1. В случаях, предусмотренных решениями городской Думы, уставом территориального общественного самоуправления, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов).
2. Порядок назначения и проведения конференции граждан (собрания делегатов), избрания ее делегатов определяется решениями городской Думы, уставом территориального общественного самоуправления.
3. Итоги конференции граждан (собрания делегатов) подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Статья 22. Опрос граждан
1. Опрос граждан проводится на всей территории или на части территории муниципального образования для выявления мнения населения и его учета при принятии решений городской Думой, Главой Екатеринбурга, а также органами государственной власти.
Результаты опроса носят рекомендательный характер.
2. В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом.
В опросе граждан по вопросу выявления мнения граждан о поддержке инициативного проекта вправе участвовать жители муниципального образования или его части, в которых предлагается реализовать инициативный проект, достигшие шестнадцатилетнего возраста.
3. Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется решением городской Думы в соответствии с законом Свердловской области.
4. Решение о назначении опроса граждан принимается городской Думой.
5. Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.
6. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 23. Обращения граждан в органы местного самоуправления муниципального образования «город Екатеринбург»
1. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.
2. Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
3. За нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан должностные лица местного самоуправления несут установленную законодательством ответственность.
Статья 23-1. Общественная палата муниципального образования
2. Общественная палата действует на непостоянной основе и не является органом местного самоуправления.
Решения Общественной палаты носят рекомендательный характер.
3. Общественная палата формируется из жителей муниципального образования «город Екатеринбург», имеющих постоянное место жительства в муниципальном образовании «город Екатеринбург», достигших возраста восемнадцати лет.
4. Члены Общественной палаты осуществляют свои полномочия на неосвобожденной и безвозмездной основе.
5. Порядок формирования, количество членов, статус и порядок деятельности Общественной палаты регламентируется Положением, утверждаемым городской Думой.