дружба форма межличностных отношений основанная на

Дружба форма межличностных отношений основанная на

Дружба — форма межличностных отношений, основанная на общности интересов и взаимной привязанности. Последовательная этимологическая близость понятия «Д.» к понятиям родства, товарищества и любви отражает исторический процесс дифференциации и взаимопроникновения инструментальных (практическая взаимопомощь и выручка) и эмоционально-экспрессивных (сочувствие, взаимопонимание) функций общения.

Усложнение взаимоотношений личности и об-ва обостряет потребность в эмоциональном контакте и психологической интимности, что приводит к индивидуализации Д., сближению ее с любовью и, наконец, к представлению о друге как об alter ego (другом «Я») (Аристотель). Психологическая близость, предполагаемая Д., складывается на основе более элементарных форм товарищеской близости, обусловленных личными контактами и совместной деятельностью, принадлежностью к общему коллективу и т. д. Однако Д. более индивидуальна и избирательна, чем товарищество.

Она предполагает не только общность положения и интересов, но и взаимную симпатию, эмоциональную привязанность. Психологическое содержание и функции Д. меняются с возрастом. Детская Д. нерефлективна, непосредственна и связана гл. обр. с совместной деятельностью. С развитием самосознания в подростковом и юношеском возрасте появляется потребность в интимной Д., носящей «исповедный» характер, в друге, с к-рым можно было бы обсудить и соотнести собственные переживания. Юношеская Д., как первая самостоятельно выбранная привязанность, необычайно эмоциональна и во мн. предвосхищает любовь.

У девочек потребность в интимной Д. возникает раньше и выражена сильнее, чем у мальчиков, к-рые тяготеют к групповому товарищескому общению. В период зрелости круг общения людей дифференцируется, появляются новые значимые привязанности (любовь, семейные и родительские чувства). Отношения Д. теряют свою исключительность и совмещаются с др. отношениями (семейными, общественными, производственными). Роль друга остается тем не менее чрезвычайно важной, что особенно сильно проявляется в кризисных для личности ситуациях.

В качестве силы, соединяющей людей, Д. всегда считалась важной социально-нравственной ценностью. Не случайно в широком смысле понятие «Д.» обозначает не только межличностные, но и социальные отношения (Д. народов, договор о Д. между гос-вами и т. д.). Античные философы видели в Д. даже космическую силу соединения (в противоположность вражде). Нравственная ценность конкретной Д. определяется ее общественной направленностью, принципами, лежащими в ее основе.

В истории этической мысли бескорыстие и самоотверженность «истинной Д.» издавна противопоставлялись «ложным» отношениям, основанным на своекорыстном расчете. Но уже фр. материалисты (Гольбах, Гельвеций) показали относительность такого разграничения (потребность изливать душу может быть не менее эгоистической, чем желание пользоваться деньгами друга).

С т. зр. марксистской этики, в основе моральной оценки Д. лежит нравственность ее общих целей и принципов (служит ли Д. достижению высокой общественной цели или исходит из частных, групповых интересов). Высокими нравственными образцами является Д. революционеров Герцена и Огарева, Чернышевского и Добролюбова, Маркса и Энгельса.

Источник

дружба форма межличностных отношений основанная на. дружба форма межличностных отношений основанная на фото. картинка дружба форма межличностных отношений основанная на. смотреть фото дружба форма межличностных отношений основанная на. смотреть картинку дружба форма межличностных отношений основанная на.

дружба форма межличностных отношений основанная на. дружба форма межличностных отношений основанная на фото. картинка дружба форма межличностных отношений основанная на. смотреть фото дружба форма межличностных отношений основанная на. смотреть картинку дружба форма межличностных отношений основанная на.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Дерево держится корнями, а человек друзьями Народная пословица

— Цель проекта: изучение особенностей дружеских отношений в подростковом возрасте. Задачи : 1. Проанализировать литературу по проблеме исследования. 2. Изучить дружеские отношения у подростков 3. Выявить особенности дружеских взаимоотношений у подростков. 4. Исследовать уровень дружеских отношений в нашем классе.

Дружба — бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимное уважительное отношение к мнению друга, доверие и терпение.

Что такое дружба? Результаты опроса одноклассников

Какие черты вы больше всего цените в друге?

Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности. Cократ

Берегите дружбу! Она может быть такой хрупкой и беззащитной, как эти тюльпаны на снегу.

дружба форма межличностных отношений основанная на. дружба форма межличностных отношений основанная на фото. картинка дружба форма межличностных отношений основанная на. смотреть фото дружба форма межличностных отношений основанная на. смотреть картинку дружба форма межличностных отношений основанная на.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

дружба форма межличностных отношений основанная на. дружба форма межличностных отношений основанная на фото. картинка дружба форма межличностных отношений основанная на. смотреть фото дружба форма межличностных отношений основанная на. смотреть картинку дружба форма межличностных отношений основанная на.

Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации

дружба форма межличностных отношений основанная на. дружба форма межличностных отношений основанная на фото. картинка дружба форма межличностных отношений основанная на. смотреть фото дружба форма межличностных отношений основанная на. смотреть картинку дружба форма межличностных отношений основанная на.

Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса: воспитательная работа, дополнительное образование, внеурочная деятельность

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

дружба форма межличностных отношений основанная на. дружба форма межличностных отношений основанная на фото. картинка дружба форма межличностных отношений основанная на. смотреть фото дружба форма межличностных отношений основанная на. смотреть картинку дружба форма межличностных отношений основанная на.

Номер материала: ДБ-1083053

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

дружба форма межличностных отношений основанная на. дружба форма межличностных отношений основанная на фото. картинка дружба форма межличностных отношений основанная на. смотреть фото дружба форма межличностных отношений основанная на. смотреть картинку дружба форма межличностных отношений основанная на.

дружба форма межличностных отношений основанная на. дружба форма межличностных отношений основанная на фото. картинка дружба форма межличностных отношений основанная на. смотреть фото дружба форма межличностных отношений основанная на. смотреть картинку дружба форма межличностных отношений основанная на.

ЕСПЧ запретил учителям оскорблять учеников

Время чтения: 3 минуты

дружба форма межличностных отношений основанная на. дружба форма межличностных отношений основанная на фото. картинка дружба форма межличностных отношений основанная на. смотреть фото дружба форма межличностных отношений основанная на. смотреть картинку дружба форма межличностных отношений основанная на.

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

дружба форма межличностных отношений основанная на. дружба форма межличностных отношений основанная на фото. картинка дружба форма межличностных отношений основанная на. смотреть фото дружба форма межличностных отношений основанная на. смотреть картинку дружба форма межличностных отношений основанная на.

На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр

Время чтения: 1 минута

дружба форма межличностных отношений основанная на. дружба форма межличностных отношений основанная на фото. картинка дружба форма межличностных отношений основанная на. смотреть фото дружба форма межличностных отношений основанная на. смотреть картинку дружба форма межличностных отношений основанная на.

Когда дети начинают шутить

Время чтения: 2 минуты

дружба форма межличностных отношений основанная на. дружба форма межличностных отношений основанная на фото. картинка дружба форма межличностных отношений основанная на. смотреть фото дружба форма межличностных отношений основанная на. смотреть картинку дружба форма межличностных отношений основанная на.

Попова предложила изменить школьную программу по биологии

Время чтения: 1 минута

дружба форма межличностных отношений основанная на. дружба форма межличностных отношений основанная на фото. картинка дружба форма межличностных отношений основанная на. смотреть фото дружба форма межличностных отношений основанная на. смотреть картинку дружба форма межличностных отношений основанная на.

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Проект по обществознанию на тему Дружба-центр межличностных отношений

дружба форма межличностных отношений основанная на. дружба форма межличностных отношений основанная на фото. картинка дружба форма межличностных отношений основанная на. смотреть фото дружба форма межличностных отношений основанная на. смотреть картинку дружба форма межличностных отношений основанная на.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Мекенская средняя общеобразовательная школа

Индивидуальный итоговый проект

Предметная область «Обществознание»

Выполнил:
ученик 9 в класса

Зубайраева Малика Баудиновна

Глава 1. Дружба как форма межличностных отношений. Общие

Глава 2. Исследование понимания сущности, значимости и

В настоящее время не нужно доказывать, что межличностное общение – совершенно необходимое условие жизнедеятельности людей, что без него невозможно полноценное формирование личности. В отрыве от общества человек не сможет полноценно развиваться, невозможно полноценное развитие ни одной психической функции и процесса.

Межличностные отношения оказываются таким процессом, при котором мы находим пути взаимодействия с окружающими нас людьми, тем самым проходим процесс социализации в обществе. В процессе межличностных отношений и взаимодействий у современного школьника возникает ряд проблем связанных с созданием новых способов отношений. Во время формирования нового уклада общества на школьников непроизвольно накладывается некий отпечаток в навыках межличностных отношений, в связи с сохранением старых устоев, которые во многом не применимы в современном обществе. Особенно важно сформировать навыки положительных отношений у учащихся старших классов, т.к. неспособность налаживания связей может явиться барьером для благоприятного освоения в социуме. Важно учитывать особенности данного возраста и влиять на развитие межличностных отношений с учетом специфики поведения, интересов и ценностей переживаемого периода. Проблема развития у школьников навыков и способов межличностного общения, является актуальной темой исследований.

Цель проекта : Определение понимания сущности, значимости дружбы и особенностей дружбы в настоящее время

— Рассказать об общих психологических аспектах и особенностях дружбы как формы межличностных отношений людей;

— Рассмотреть представления людей о дружбе в настоящее время;

— Определить значимость и особенности дружбы в настоящее время.

1. Дружба как форма межличностных отношений. Общие

К насущным человеческим потребностям относится потребность в общении. Общение играет важную роль в нашем развитии: оно обогащает наш жизненный опыт, возбуждает новые интересы, помогает формировать убеждения, характер. Круг общения у большинства людей достаточно широк. Одной из разновидностей общения является дружба. Дружбой называют отношения глубокой привязанности, основанные на общности убеждений, интересов, личной симпатии, испытанные временем и трудностями.

Как показывает сравнительное языкознание, значение слов «друг» и «дружба» в большинстве языков тесно связаны с понятием родства, товарищества (особенно воинского) и любви. Единое этимологически праславянское слово drug ъ значит «приятель, товарищ» и «иной, другой, второй, следующий». Древнеславянское «дроужьба» означало близость, товарищество, общество.

Что же побуждает человека так дорожить дружбой? Почему ее считают одной из высших ценностей в жизни, без которой человек не может быть счастлив?

Общение с другом занимает в жизни каждого совершенно исключительное место. Оно отличается от общения с приятелем, знакомым особой глубиной доверия. Другу поверяют самые сокровенные мысли, переживания, тревоги, такое доверие помогает совместно находить верные решения, преодолевать трудности, намечать планы на

будущее, глубже осмысливать жизнь. У русского литературного критика и публициста В. Г. Белинского возникли такие мысли: « Истинные друзья… ничего не требуют один от другого, во имя дружбы, но делают друг для друга все, что могут». Американская писательница (1878 – 1940 гг.) Мамфорд Этель, писала о дружбе так: « Бог дарует нам родственников; друзей, слава богу, мы выбираем сами».

Настоящий друг и радость, и успех своего друга переживает как личные. Тяжесть невзгод, разделенная с другом, переносится легче. Дружба делает человека более жизнерадостным, жизнестойким, она питает духовные силы людей, вдохновения, уверенность в себе.

Какие качества необходимы в дружбе? Во-первых, это преданность, то есть постоянная забота о благополучии друга. Преданность имеет множество проявлений: это и такт в отношении к другу, поддерживающий в нем душевное равновесие, и укрепление в нем веры в себя, и умение прощать ему мелкие недостатки. Особая прелесть дружбы выражается также в глубоком доверии и искренности. Для развития дружбы нужна и совместимость характеров, то есть, чтобы моральные и психологические качества друга были притягательными. И, наконец, нужна большая взаимная симпатия. Расхождение в складе ума, в способностях, в физическом развитии не являются препятствием для дружбы. В этом плане дружба позволяет взаимно дополнять друг друга и облегчает развитие у каждого недостающих ему качеств.

1.2 Дружба и возраст.

Юность вносит свои коррективы в межличностные отношения. Это период наиболее интенсивного и эмоционального общения со сверстниками, групповой жизни и т. д. Для детей старшего подросткового возраста, как и для других поколений, наличие близких отношений с другими людьми, с которыми они разделяют свои проблемы, заботы, мысли, чувства и тревоги служит важным источником жизненной энергии. Детские представления о дружбе, носящей характер приятельства и творчества, в юношестве постепенно изменяются в более сложные, истинные и доверительные отношения. Отношения подростка к другу становится все более и более взрослыми: его уже не удовлетворяет просто « быть вместе», играть вместе, учиться вместе, даже иметь общие интересы. Он хочет большего: он уже предъявляет высокие человеческие требования к другу. В представлении подростка друг должен понимать, сопереживать, сочувствовать, быть частицей его «Я». Друг должен быть идеальным человеком, воплощать в себе все самое хорошее. О друге подросток обычно говорит с восторгом.

Юношеская дружба не только склонна к чрезвычайной эмоциональности, и выражена она не столько в словах и предложениях, сколько в характерных интонациях, акцентах, недоговоренности, недомолвках, которые подросток при всем желании не смог бы перевести в понятия, но которые доносят до его друга.

Что касается третьей возрастной категории, то она в свою очередь имеет множество особенностей, которые резко отличают ее от двух предыдущих.

Если юность – это сплошной порыв, стремление, натиск, то взрослость – это спокойствие, уверенность в себе и одновременно эмоциональная бедность. Даже в одной и той же социальной среде люди дружат по-разному. С возрастом интенсивность дружбы снижается, это объясняется эмоциональной бедностью личности. В жизни каждого человека время от времени могут наступать такие моменты. Большую сдержанность и сухость дружбы взрослых людей нередко объясняют изменением соотношения разума и чувства, которые рисуются как противоречия. Взрослый точнее, чем юноша или ребенок воспринимает и понимает чужие переживания. Однако, несмотря на это, он контролирует свои чувства разумом, в этом ему помогает и накопившийся за годы жизни опыт.

Существует три момента, которые особенно важны для понимания психологических отличий дружбы взрослых от дружбы в ранней юности: во-первых, то, что у взрослого практически сформулировано самосознание, во-вторых, шире сфера общения и деятельности и, в-третьих, появление новых привязанностей.

2. Исследование понимания сущности, значимости и

особенностей дружбы в настоящее время

2.1 Исследование особенностей возрастных представлений о дружбе в настоящее время.

Для реализации первой задачи были разработаны анкеты «Дружба- это…» для разных возрастных групп: детей младшего школьного возраста (1-я возрастная группа), учащихся старших классов (ранняя юность, 2-я возрастная группа), и взрослых (3-я возрастная группа). В каждой из групп в анкетировании принимали участие по 50 респондентов.

Анализ результатов анкет, проведенных среди младших школьников, показал, что 60% опрашиваемых на вопрос: « Что такое дружба?», ответили, что это – доверительные отношения между людьми, сходные с отношениями в семье, для которых характерны взаимопомощь, честность, взаимопонимание, доброта и уважение. А для остальных 40% дружба – это лишь определенная совместная деятельность: игра, учеба, общение, времяпрепровождение и т.п. Изучив ответы на второй вопрос, получили следующие результаты, что большинство детей (92%) имеют большое количество друзей. И только 8% опрошенных ответили на этот вопрос отрицательно. При анализе третьего вопроса выяснилось, что такие качества, как доброта, честность, откровенность, верность и вежливость присутствуют практически у всех детей (98%).

Следующим шагом исследования был анализ анкет старшеклассников (ранняя юность).

Третьей возрастной категории респондентов (взрослые) также была предложена анкета «Дружба это…?».

71% опрашиваемых определили понятие дружбы (вопрос №1) как необходимость, доверие, сходство родственных душ, взаимопомощь, взаимопонимание, верность, ответственность. Для 19% это не более чем простое общение, а 10% затрудняются ответить на этот вопрос. Самым распространённым ответом на вопрос « В чём проявляется дружба?» (вопрос №6) является ответ– « в поддержке и во взаимопонимании» (68%), а 20% ответили, что в верности, 10% воздержались от ответа.

Проанализировав ответы на вопрос «Для вас друг – это…», можно сделать вывод, что для 65% это – близкий человек, которому можно довериться в трудную минуту, для 17% –опора в жизни, для 10% – друг равноценен члену семьи, а для 8% – это обуза. 76% считает, что самыми главными качествами в друге являются честность, бескорыстность, порядочность и преданность, а такие качества как доброта, ум, независимость, постоянство – ценятся менее, не так важны.

2.2 Определение значимости дружбы

Для определения рейтинга дружбы как межличностного отношения респондентам необходимо было расположить по значимости следующие ценности межличностных отношений: семья, дружба, любовь, общение, деловые отношения. Данное исследование было предложено двум возрастным категориям: старшеклассникам (ранняя юность), и взрослым.

Старшеклассников было опрошено – 43 человека, а взрослых – 32 человека. Опрашиваемые старшеклассники определили место дружбы следующим образом. (см. диагр. 1)

Взрослые же определили место дружбы следующим образом (см. диагр. 2)

Из диаграмм видно, что около половины старшеклассников поставили дружбу на второе место, а взрослых – на третье место.

Первое место старшеклассники отдали семье, первую и вторую позиции у взрослых заняли семья и любовь.

Такие результаты позволяют заключить, что дружба признается одной из приоритетных ценностей межличностных отношений. То, что взрослые на второе место, после семьи и, соответственно, перед дружбой поставили любовь, можно объяснить следующим: имея больший жизненный опыт, взрослые определяют любовь как основу семейной жизни.

Исследовав результаты анкеты среди взрослых и сравнив их с результатами анкеты среди старшеклассников, можно заметить следующее: по вопросам о сущности дружбы, о качествах друга и т.п. мнения взрослых и старшеклассников практически совпадают.

Психологи называют дружбу наряду с любовью, семьёй, деловыми отношениями, общением, одной из форм межличностных отношений. Её выделяют отношения глубокой привязанности, взаимной симпатии. Для неё характерны: взаимовыручка, откровенность, доверие и т.д. Отношения с другом занимают в жизни каждого исключительное место. Дружба позволяет взаимодополнять друг друга, делает насыщенней и богаче мир каждого человека.

В каждом возрасте дружба имеет свои особенности, которые связаны с развитием деятельностной сущности личности, при этом во всех возрастах дружеские отношения имеют высокую нравственно-психологическую ценность, наличие друзей психологами считается одной из важнейших предпосылок личностного комфорта.

На основании проведённого исследования (ранжирование, анкетирование) можно отметить следующее:

Дружба в настоящее время занимает одно из приоритетных мест в отношениях между людьми.

С возрастом проявления дружбы изменяются:

Уже у младших школьников отношения дружбы реализуются не столько в контексте игры, сколько в совместной деятельности, общении; со становлением личности, определяющим в дружеских отношениях становится общение, основанное на взаимопонимании;

В жизни взрослых дружба по значимости уступает место семье и любви, но при этом продолжает играть важную роль.

У всех категорий респондентов (младшие школьники, старшеклассники (ранняя юность), взрослые) совпали мнения о сущности дружбы, её основных критериях: взаимопонимании, доверии, взаимопомощи и т.д. Именно эти критерии и определили небольшое количество настоящих друзей в жизни человека, что и было отмечено респондентами.

Источник

Товарищество, дружба, привязанность

Не всегда дружба возникает между схожими чертами характера. Это может происходить потому, что человек ищет и находит другое то, чего не достает ему самому. В этой дружбе люди как бы дополняют друг друга, и им бесконечно интересно быть вместе.

От приятельских и товарищеских отношений следует отличать отношения, основанные на так называемом «стадном чувстве», которое заставляет человека делать то, что он считает неправильным и даже вредным. И делает это он только потому, что так поступают все. Так многие «за компанию» начинают курить, пить алкогольные напитки и даже употреблять наркотики, то есть приобретают вредные и опасные для жизни привычки.
Стадное чувство – своеобразное психическое состояние индивидов, находящихся в толпе, характеризующееся возбужденностью, нетерпимостью, часто – жестокостью и другими отрицательными эмоциями. В «стадном чувстве»человек легко подвержен эмоциональному заражению.
«Стадное чувство» основано на том, что все должны всё делать одинаково, не считаясь с взглядами, интересами, привычками каждого[2.с.117-126].

Литература:
1. Лафренье Питер. Эмоциональное развитие детей и подростков.-СПб.:ЕВРОЗНАК,2004.
2. Психология. 4 класс. А.Д.Андреева, И.В.Дубровина,Д.В.Лубовская, А.М.Прихожан. Воронеж: Модек,2001.
3. Литература:
1. Фопель. К. На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. Отделение от семьи. Любовь и дружба. Сексуальность. М.:Генезис, 2008.
4. Д. Шэффер. Дети и подростки: психология развития. СПб.: Питер, 2003

Источник

дружба форма межличностных отношений основанная на. дружба форма межличностных отношений основанная на фото. картинка дружба форма межличностных отношений основанная на. смотреть фото дружба форма межличностных отношений основанная на. смотреть картинку дружба форма межличностных отношений основанная на.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯНГЕЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМЕНИ ФИЛАТОВА АЛЕКСАНДРА КУЗЬМИЧА»

(МОУ «Янгельская СОШ имени Филатова А.К.»)

Рабочая ул., д.22 п. Янгельский, Агаповский муниципальный район,

Челябинская область 457421

Социальный проект по обществознанию

дружба форма межличностных отношений основанная на. дружба форма межличностных отношений основанная на фото. картинка дружба форма межличностных отношений основанная на. смотреть фото дружба форма межличностных отношений основанная на. смотреть картинку дружба форма межличностных отношений основанная на.

Работу выполнила: учащаяся 7 класса,

Тюрина Арина. Руководитель: Попов П.В., учитель химии

п. Янгельский 2020 г.

1.1. Понятие межличностных отношений в психологии………

1.2. Понятие дружба в психолого-педагогической литературе

2.1. Описание методов исследования …………………………….

2.2. Анализ результатов исследования особенностей дружбы у подростков………………………………………………….

Список использованных источников………………………………

Обозначены цель, объект и предмет исследования. Перечислены методы исследования. Обобщены результаты изучения эмоциональных компонентов межличностных отношений в юношеском возрасте. Представлены основные параметры, характеризующие эмоциональный компонент межличностных отношений учащихся 7 класса.

Являясь неотъемлемым атрибутом жизни человека, дружба в межличностных отношениях играет большую роль во всех сферах жизнедеятельности. При этом качество межличностных отношений зависит от общения, от уровня достигнутого понимания.

Межличностные отношения – это, с одной стороны, субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. С другой стороны, межличностные отношения представляют собой систему установок, ориентации, ожиданий, стереотипов и иных диспозиций, через которые люди осуществляют взаимное восприятие и взаимную оценку. Об этом и говорится в данном проекте.

В ходе создания проекта автор применил следующие методы: эксперимент (социометрическая методика исследования межличностных отношений,

разработанная американским психологом и социологом Джекобом Морено (1892–1974), которая позволяет выяснить положение ребенка в межличностных отношениях, изучить структуру межличностных отношений), а также сравнение, анализ.

Проект межпредметный, так как в ходе работы автор применил знания по учебным предметам: обществознание, психология, биология, социология.

Тип проекта: социальный.

Продукт проекта: создание презентации, выпуск буклета.

Данная работа учит искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ. Проект способствует развитию познавательных и регулятивных универсальных действий, развивает творческие и коммуникативные способности обучающихся, а также способствует нравственному воспитанию учащихся.

Актуальность выбранной темы в том, что на современном этапе развития общества термин «дружба» утрачивает свое истинное значение. Современное общество в большинстве своем стало более формальным и деловым, а не дружеским. В условиях компьютеризации всего и вся общение перешло в электронный вид (электронная почта, социальные сети, чаты и др.), поэтому изменилось и общепринятое понимание дружбы: так называемые «друзья» в соц. сетях это просто люди, с которыми человек когда-то общался, но он мог даже не встречаться с ними за пределами интернета. Да, безусловно, это дает возможность общаться с людьми находящимися за многие и многие километры, но проблема в том, что человек теряет смысл в реальном общении, и реже встречается со своими друзьями вживую. Вследствие чего и происходит обеднение человеческих взаимоотношений.

Цель работы : изучение особенностей дружеских отношений в подростковом возрасте.

1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.

2. Изучить дружеские отношения у подростков

3. Выявить особенности дружеских взаимоотношений у подростков.

4. Исследовать уровень дружеских отношений в нашем классе.

Теоретико-методологические основы исследования :

Принцип единства сознания и деятельности, разработанный С.Л. Рубинштейном. Исследования дружеских отношений Н.Н. Обозовым, Т.П. Скрипкиной. Работы И.С. Кона о психолого-педагогических особенностях дружбы в разные возрастные периоды, социометрическая методика исследования межличностных отношений, разработанная американским психологом и социологом Джекобом Морено.

1. Теоретический анализ

2. Эксперимент, психодиагностические методы

3. Качественный и количественный анализ данных

Глава 1. Теоретические основы исследования дружбы в подростковом возрасте

1.1. Понятие межличностных отношений в психологии

Межличностные отношения – специфическая форма взаимодействия между людьми, основана на чувственном восприятии человека человеком, на оценке тех поступков и действий, которые человек совершает по отношению к своему окружению.

Межличностные отношения – это уникальная связь, свойственная только человеку и во многом определяющая его жизнь, ведь только к человеку применимы понятия «чувства», «разум», «сознание». Уникальность отношений заключается еще и в том, что они всегда носят обоюдный характер, как между отдельными индивидуумами, так и между группами. Общение как первостепенная составляющая отношений может быть прямым (когда люди общаются между собой напрямую) и опосредованным (когда участники не взаимодействуют друг с другом.) Наглядный пример опосредованного общения – это просмотр человеком фильма или присутствие на концерте любимого певца, когда он напрямую никак с ним не общается, но сопереживает ему.

Развитие межличностных отношений возможно только при одном условии – если индивид имеет способности устанавливать контакты с людьми, находить с ними общий язык. Этому способствуют легкость и контактность, доверие и понимание, эмоциональное притяжение и принятие, а также отсутствие жесткой программы манипуляции и корысти.

Межличностные отношения в идеале стремятся к доверию, это включает в себя ожидание поддержки и уверенность, что партнер не предаст и не использует ситуацию во вред. В процессе доверительного межличностного общения происходит углубление отношений, сокращение психологической дистанции. Однако доверие нередко перерастает в доверчивость, что выражается в том, что индивид необоснованно верит на слово, не смотря на подвохи и разочарования.

Абсолютно все люди, которые встречаются на нашем пути, посланы нам не случайно. Из всех контактов можно либо вынести какую-либо пользу, либо же чем-то помочь другому человеку. Возможно, новый знакомый послан вам для приобретения жизненного опыта, а может быть ему суждено стать вашим спутником на протяжении всей жизни. Необходимо уметь выяснять причину, по которой Вселенная устроила встречу с тем или иным субъектом. Различные виды межличностных отношений подразумевают наличие людей, встречи с которыми можно назвать судьбоносными.

Существует множество различных критериев оценки межличностных отношений. Их содержание определяется степенью психологической близости между партнерами, оценка отношений, позиция доминирования, зависимости или равенства, а также степень знакомства. С точки зрения цели, формы взаимодействия индивидуумов могут быть первичными и вторичными. Особенности межличностных отношений первичного типа заключаются в том, что между людьми устанавливаются необходимые связи, как правило, сами по себе.

Вторичные связи зарождаются исходя из того, какую помощь или функцию выполняет один человек по отношению к другому. По характеру межличностные отношения подразделяются на формальные и неформальные. Формальные основаны на должностной основе и регулируются уставами, законами и иными предписанными правилами взаимодействий, которые имеют обычно правовую основу. Неформальные отношения складываются на базе личных связей и не ограничены официальными рамками. С точки зрения совместной деятельности, межличностные отношения подразделяются на деловые и личные. В деловых взаимосвязях во главе угла стоят работа, служебные или производственные обязанности. В случае с личными на первый план выходят отношения, не связанные с совместной деятельностью, основанные на субъективно испытываемых чувствах. К таковым относят: знакомство, товарищество, дружбу и т.д. Также межличностные отношения могут быть рациональными и эмоциональными. В первом случае преобладает логика, разум и расчет. Во втором – эмоции, приязнь, привлекательность, восприятие без учета объективной информации об индивидууме. С точки зрения статуса людей, вступающих в межличностные отношения, связи между ними могут носить субординационный или паритетный характер. Субординация предполагает неравноправие, отношение руководства и подчинения. Паритет, напротив, основан на равенстве индивидуумов, участники отношений при этом выступают как независимые личности.

Разделение межличностных взаимоотношений на виды более конкретизировано.

Выделяют пять основных видов человеческих связей:

Знакомство. Первый и самый обширный вид межличностных отношений. В эту категорию входит очень большое количество людей. Даже люди, которые знакомы вам исключительно визуально, с которыми вы ни разу не вступали в диалог, относятся к данному виду взаимоотношений.

Приятельские отношения. Данный вид основан на взаимной привязанности и обоюдном желании людей поддерживать отношения, тяга к совместному времяпровождению.

Товарищеские взаимоотношения. Всех участников данной категории объединяет наличие общего вида деятельности. Люди, поддерживающие товарищеские контакты, объединены совместной целью, их общение нацелено на ее достижение.

Дружественные отношения. Для того, чтобы их добиться, необходимо приложить немало усилий и обладать определенными личностными качествами. Не все люди способны поддерживать дружеские отношения, многим не ведома дружба в любом своем проявлении. Этот вид межличностных отношений приносит человеку невероятную пользу, как в эмоциональном плане, так и в виде моральной поддержки и оказания всяческой помощи.

Любовные отношения (романтика, страсть). Так же, как и дружба, любовь предполагает долгий и упорный труд для создания благоприятного фона, на котором бы подобные отношения гармонично развивались. Любовь – одна из самых сильных мотиваций, она является большой двигательной силой. Однако не всем дано постичь это чувство. И дело не только в индивидуальных качествах, а и в том, что можно не найти достойного партнера.

Межличностные отношения могут приносить радость общения, делать жизнь эмоционально наполненной и дарить душевное равновесие. С другой стороны, они могут приносить разочарование и ввергать в депрессию. То, насколько эффективно будет происходить развитие межличностных отношений у конкретного индивидуума, зависит от его навыков эффективного общения, умения воспринимать людей без предубеждений, а также от психологической и эмоциональной зрелости. И если кажется, что вам далеко до обретения этих умений, не стоит отчаиваться, ведь проявив упорство и поставив цель, вы вполне сможете развить в себе все необходимые качества.

Следует помнить, что на каждом человеке лежит определенная степень ответственности за любой вид отношений: хоть это межличностные отношения в семье, хоть в любви или дружбе, или же отношения с коллегами. От вас на пятьдесят процентов зависит успех построения взаимоотношений, вы наполовину ответственный за итоговый результат общения с человеком. Особенно это касается таких категорий взаимоотношений, как любовь и дружба.

Каждый человек рождается и живет в социуме на протяжении всей своей жизни. Полная изоляция совершенно невозможна. Существуют варианты урезать и сократить виды межличностных отношений, оставив лишь наиболее необходимые области социальных связей. Но без удачного построения социальных коммуникативных связей невозможен гармоничный личностный рост и развитие.

Межличностные отношения в своем развитии проходят несколько этапов: знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения:

1. Знакомство. Процесс знакомства осуществляется в зависимости от социокультурных и профессиональных норм общества, к которому принадлежат будущие партнеры по общению.

2. Приятельские отношения формируют готовность — неготовность к дальнейшему развитию межличностных отношений. Отношения будут развиваться, если у партнеров сформировано позитивное восприятие друг друга.

3. Товарищеские отношения позволяют закрепить межличностный контакт. Здесь происходит сближение взглядов и оказание поддержки друг другу (на этом этапе используются такие понятия, как «поступить по-товарищески», «товарищ по оружию» и пр.). Межличностные отношения на этой стадии характеризуются устойчивостью и определенным взаимным доверием.

4. Дружеские отношения.

Рассмотрим понятие дружба более подробно.

Левинджер предложил формальную модель цикла личного отношения, состоящего из пяти фаз:

Аттракция, предшествующая зарождению отношения.

Период формирования отношения.

Продолжение отношения, означающее либо:

а) его рост и укрепление,

б) поддержание достигнутого уровня,

в) снижение уровня и устойчивости.

Ослабление или ухудшение отношения.

Прекращение отношения в результате смерти одного из партнеров или разрыва.

1.2. Понятие дружба в психолого-педагогической литературе

В словаре С.И. Ожегова дружба рассматривается как близкие отношения, основанные на доверии, привязанности, общности интересов [Ожегов, С.И. Большой толковый словарь. Том 1. А-Д / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М., 1992.].

Дружбой называют устойчивую форму индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью их участников, усилением процессов аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности.

Исследование дружеских отношений в психологии активно занимались И.С. Кон, Н.Н. Обозов, Т.П. Скрипкина.

По мнению И.С. Кона, дружеские отношения всегда имеют общее предметное содержание – общность интересов, целей деятельности, во имя которой друзья объединяются и одновременно предполагают взаимную привязанность [Кон].

Явление дружбы рассматривается с позиции различных психологических теорий.

В середине прошлого века дружба связывалась с понятием межличностная аттракция.

С точки зрения представителей поведенческой психологии (Д. Хоманс, Д. Тибо, Г. Келли), дружба является результатом взаимодействия, в котором партнеры получают максимум вознаграждения и минимум издержек, т.е. происходит обмен деятельностью, мотивами, ценностями и т.п.

Представители когнитивной психологии (Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Э. Уолстер, З. Рубин и др.) указывают на то, что в дружбе важно не столько фактическое совпадение или несовпадение индивидуальных черт, сколько их восприятие, то, какие качества друзья приписывают один другому (в друзьях мы склонны видеть только хорошее, а во врагах только плохое).

Таким образом, до настоящего времени нет единого подхода к изучению дружеских отношений.

Существуют объективные предпосылки дружбы:

система социальных связей;

круг непосредственного общения личности, совместная деятельность (Л.А. Гордон, Э.В. Клопов, М. Шериф);

территориальная близость (Т. Ньюком);

социально-групповая принадлежность (А.С. Макаренко).

Важной характеристикой дружеских отношений является доверие. Т. П. Скрипкина в своих исследованиях раскрывает эмпирические корреляты доверия людей к другим людям и к себе (Скрипкина, 1997).

Интересные результаты по проблеме доверительных отношений получены « исследовании, проведенном под руководством В. Н. Куницыной на студенческой выборке. «Доверительные отношения в обследованной группе преобладают над отношениями зависимости. Треть опрошенных определяют свои отношения с матерью как доверительные, партнерские; из них больше половины считают, что при всем том с матерью часто возникают отношения зависимости, в то время как с другом отношения оцениваются только как доверительные и партнерские. Оказалось, что отношения зависимости с одним значимым человеком часто компенсируются через построение партнерских отношений с другим значимым человеком. Если в ходе накопления опыта у человека сформировалась недостаточная надежда на установление близких отношений с людьми, то отношения доверия и поддержки чаще возникают с другом, чем с матерью» (Куницына. Казаринова, Погольша, 2001). Дружба может ослабляться и прекращаться, если кто-либо из друзей не сможет сохранить доверяемые ему секреты, не защитит друга в его отсутствие, а также ревниво относится к другим его взаимоотношениям (Аргайл, 1990).

Дружеские отношения в молодые годы сопровождаются интенсивными контактами, психологической насыщенностью и большей значимостью. При этом высоко ценятся чувство юмора и общительность.

Взрослые в дружеских отношениях больше ценят отзывчивость, честность и социальную доступность. Дружеские отношения в этом возрасте более стабильны. «В активном среднем возрасте акцент на психологическую интимность как важнейший признак дружбы несколько ослабевает и дружеские отношения утрачивают свой ореол тотальности» (Кон, 1987, с. 251),

Дружеские отношения у старшего поколения большей частью связаны с семейными узами и людьми, которые имеют одинаковый с ними жизненный опыт и ценности.

При исследовании дружеских (доверительных) отношений наиболее интересные и глубокие результаты получены И. С. Коном, Н. Н. Обозовым, Т. П. Скрипкиной (Обозов, 1979; Кон, 1987, 1989; Скрипкина, 1997). По мнению И. С. Кона, дружеские отношения всегда имеют общее предметное содержание — общность интересов, целей деятельности, во имя которой друзья соединяются (объединяются), и одновременно предполагают взаимную привязанность (Кон, 1987).

Развитие дружбы предполагает соблюдение «кодекса» дружбы. Правила дружбы могут быть разделены на 4 группы, которые включают:

1. Обмен: делиться новостями о своих успехах; выказывать эмоциональную поддержку; добровольно помогать в случае нужды; стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе; возвращать долги и оказанные услуги.

2. Интимность: уверенность в другом человеке и доверие к нему.

3. Отношение к третьим лицам: защищать друга в его отсутствие; быть терпимым к остальным его друзьям; не критиковать друга публично; сохранять доверенные тайны; не ревновать и не критиковать прочие личные отношения другого.

4. Координация: не быть назойливым, не поучать; уважать внутренний мир и автономию друга.

Обобщив данные можно отметить, что дружеские отношения чаще всего осуществляются с учетом следующих негласных правил:

1. Необходимость взаимопонимания;

2. Открытость, откровенность друг другу;

4. Активная взаимопомощь;

5. Взаимный интерес к делам и переживаниям другого;

6. Искренность и бескорыстие чувств.

детская дружба, характеризующаяся эмоциональной привязанностью, основанная на совместной деятельности;

Глава II . Практическое исследование особенности дружбы у подростков

2.1. Описание методов исследования

Целью практической части исследования было изучение особенностей дружеских отношений в подростковом возрасте.

Задачи практической части исследования

1. Изучить дружеские отношения.

2. Выявить особенности межличностных отношений у подростков.

Нами были использованы анкета «Поговорим о дружбе», методика «Незаконченные предложения», Анкета-опросник «Настоящий друг», разработанная А.С. Прутченковым и методика «Я и мой друг» (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляев), анкета «поговорим о дружбе» (для родителей).

1. Анкета «Поговорим о дружбе».

Цель . Выявить представления подростков о друге и дружбе.

Анкета выглядит следующим образом.

Есть ли у тебя друзья?

Кого ты считаешь своим лучшим другом?

Почему ты считаешь этого человека своим лучшим другом?

Знают ли твои родители, кто твой лучший друг?

Знакомы ли они с ним?

Бывает ли твой друг у тебя дома?

Как часто вы с ним видитесь?

Как относятся родители к вашим встречам?

Есть ли хорошие друзья у твоих родителей?

Знаком ли ты с ними?

Какое мнение у тебя о них?

2. Методика «Незаконченные предложения».

Лучший друг – это тот, кто

Я переживаю, когда мой друг

Я радуюсь, когда мой друг

Мне приятно, когда мой друг

Мне неприятно, когда мой друг

Мне хотелось бы, чтобы мой друг

Мне не хотелось бы, чтобы мой друг

Когда я вырасту, я хочу, чтобы мой друг

10.Когда я вырасту, я не хочу, чтобы мой друг

3. Анкета-опросник «Настоящий друг» , разработанная А.С. Прутченковым. (Прутченков А. С. Наедине с собой. М., 1996. С. 154.)

1. Делится новостями о своих успехах.

2. Оказывает эмоциональную поддержку.

3. Добровольно помогает в случае нужды.

4. Стремиться, чтобы другу было приятно в его обществе.

5. Не завидует другу.

6. Защищает друга в его отсутствие.

7. Терпим к остальным друзьям своего друга.

8. Хранит доверенные ему тайны.

9. Не критикует друга публично.

10. Не ревнует друга к остальным людям.

11. Стремится не быть назойливым.

12. Не поучает, как нужно жить.

13. Уважает внутренний мир друга.

14. Не использует доверенную тайну в своих целях.

15. Не стремиться переделать друга по своему образцу.

16. Не предает в трудную минуту.

17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.

18. Понимает состояние и настроение друга.

19. Уверен в своем друге.

20. Искренен в общении.

21. Первым прощает ошибки друга.

22. Радуется успехам и достижениям друга.

23. Не забывает поздравить друга.

24. Помнит о друге, когда того нет рядом.

25. Может сказать другу то, что думает.

За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «не знаю» – по 1 баллу, а за ответ «нет» – 0 баллов. Полученные баллы сложите.

От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств дружбы. Скорее всего, вы не доверяете людям, поэтому с вами трудно дружить.

От 15 до 35 баллов. У вас есть опыт дружбы, но есть и ошибки. Хорошо, что вы верите в настоящую дружбу и готовы дружить.

От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, верный и преданный. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.

4. Методика «Я и мой друг» (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляев).

Цель. Изучить особенности дружеских отношений у младших подростков.

Оборудование : лист белой бумаги, краски или карандаши на выбор, в которых обязательно имеется шесть основных цветов.

Инструкция : Сегодня мы будем рисовать вас и друга, кого бы вы хотел нарисовать рядом с собой? Нарисуйте, пожалуйста, на этом листе себя и своего лучшего друга.

Когда рисунок закончен, ответьте на вопросы: «Кто изображен на рисунке?», «Где твой друг на рисунке, а где ты?».

Рисунок анализировался по следующим показателям:

эмоциональное принятие друга;

отношение к себе в роли друга.

Критерии для оценивания рисунка

5. Социометрическая методика

(Метод разработан американским психологом и социологом Джекобом Морено (1892–1974)

Данная методика позволяет выяснить положение ребенка в межличностных отношениях, изучить структуру межличностных отношений.

Ход выполнения задания

(адаптированный вариант для детей Дома детства)

Одноклассникам предлагается ответить на следующие вопросы:

С кем бы ты хотел сидеть за одним столом? Выбери себе 3-х человек.

Представь, что тебе на День рождения подарили 4 билета в цирк. Один билет тебе, у тебя остается 3 билета. Кого бы ты хотел пригласить с собой в цирк?

С кем бы ты хотел пойти погулять на улицу? Выбери из класса 3 человека.

Для получения более достоверных результатов им предлагают ограничить выбор тремя фамилиями, расположив их от более предпочитаемых к менее предпочитаемым.

Анкета обязательно подписывается. В опросе должны принимать все участники изучаемой группы (коллектива). Обработка данных производится по каждому предложенному в ней вопросу в отдельности. Для этого изготавливается матрица.

Социоматрица – это таблица, в которую вносятся результаты опроса.

В графу слева под номерами заносят фамилии всех участников группы. Вверху по горизонтали располагаются те же номера, соответствующие фамилиям в списке. Выборы, которые сделал ребенок, располагаются по горизонтали напротив его фамилии на пересечении с той вертикальной графой, над которой находится номер учащегося, выбранного им. Внизу таблицы (слева) располагаются две графы: 1) количество полученных учеником выборов; 2) количество взаимных выборов из общего числа, полученных им. Выборы, которые получил ребенок от других, подсчитываются по вертикали под номером, соответствующим фамилии ребенка по списку (отсутствие выборов обозначено прочерком). Взаимные выборы обводятся кружком или полукружком (если взаимосвязь неполная).

После первичной обработки результатов по всей группе проводят анализ данных, выделяя:

лидеры или «Звезды» (5и 6 выборов);

— предпочитаемые (3-4 выбора);

— пренебрегаемые (1-2 выбора);

— изолированные (0 выборов);

2) микрогруппы (группы детей, избравших друг друга).

Для определения микрогрупп составляется матрица на основе первой, по мере проведения анализа, взаимных выборов.

2.2. Анализ результатов исследования особенности дружбы у подростков

На вопрос: что такое дружба?

Мной были проанализированы ответы одноклассников на анкету «Поговорим о дружбе».

На вопрос: есть ли у тебя друзья? 24 (100 %) ответили положительно.

Результаты представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Выраженность результатов исследования количества друзей

Я проанализировала данные, полученные в результате использования анкеты – опросника «Настоящий друг», разработанной А.С. Прутченковым. Результаты представлены на рисунке 3.

1. высокий уровень; 2 – средний уровень

Рис. 3. Распределение подростков по группам, в зависимости от уровня сформированности знаний о качествах настоящего друга, %

Из рисунка следует, что большая часть подростков (88 %) легко знают качества настоящего друга. Подростки, отнесенные к данной группе, могут считать себя настоящими верными друзьями. С ними тепло и радостно, их друзья чувствуют себя спокойно, доверяют им. Сами подростки платят им тем же.

22 % подростков отличаются средним уровнем знаний о качествах настоящего друга. Они имеют достаточный опыт дружбы, но иногда их отношения с друзьями складываются сложно. Они могут «завидовать другу», « не согласны принимать других друзей своего друга», «критикуют друга публично».

Для исследования особенностей дружеских отношения у младших подростков нами была использована методика «Я и мой друг», предложенная Н.В. Микляевой и Ю.В. Микляевым.

Анализ рисунков позволил распределить испытуемых по группам, в зависимости от преобладающего эмоционального отношения к другу. Результаты представлены на рисунке 4.

дружба форма межличностных отношений основанная на. дружба форма межличностных отношений основанная на фото. картинка дружба форма межличностных отношений основанная на. смотреть фото дружба форма межличностных отношений основанная на. смотреть картинку дружба форма межличностных отношений основанная на.

1 – позитивное отношение; 2 – противоречивое отношение

Рис 4. Распределение младших подростков по группам, в зависимости от эмоционального отношения к другу, %

Результаты показывают, что 51,4 % подростков характеризуются позитивным отношением к другу. На их рисунке друг находится в центре или в верхней части листа, изображение крупное, по размеру соответствует автору, линии четкие. Детали хорошо прорисованы. Подростки активно используют позитивные цвета (желтый, синий, зеленый, красный и другие). Подросток и друг нарисованы близко либо держатся за руки.

48,6 % подростков отличаются двойственным отношением к своему другу. Их рисунки отличаются частичным изображением друга, либо он отвернулся. Друг может быть нарисован схематично, отсутствуют черты лица, частично прорисованы части тела. На некоторых рисунках изображено только лицо. Некоторые рисунки выполнены в нижней части листа.

Схожие данные были получены при анализе отношения к себе в роли друга. Изображение себя соответствовало изображению друга.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *