два подхода к проблеме оптимальной организации рабочего плана счетов организации
С помощью признаков классификации счетов можно понять смысл, функцию и назначение каждого счета и чем он принципиально отличается от других счетов.
Пятый вопрос: Цели и принципы разработки рабочего плана счетов бухгалтерского учета в организации
Рабочий план счетов бухгалтерского учета разрабатывается самостоятельно каждой организацией (предприятием) на основе типового плана в зависимости от особенностей и потребностей финансово – хозяйственной деятельности. Он разрабатывается с целью:
1. Удовлетворение потребности в аналитическом учете.
2. Формирования финансовой, статистической и налоговой отчетности.
3. Формирование информации для управления.
Принципами разработки рабочего плана счетов являются
1. Легитимность означает соответствие нормативной базе. Включать только те синтетические счета, которые необходимы для отражения хозяйственных операций организацией. Нельзя изменять синтетические счета и включать новые.
2. Полнота охвата всех хозяйственных операций.
3. Логичное продолжение на составление отчетности.
Шестой вопрос: Этапы конструирования рабочего плана счетов бухгалтерского учета на основе типового
Конструирование рабочего плана счетов включает ряд последовательных этапов:
1. Выделение счетов по экономическому содержанию, предполагает включение синтетических рабочих счетов из типового плана по фактическим видам средств, источникам их образования и хозяйственных процессов.
2. Выделение субсчетов в рабочих синтетических счетах для организации аналитического учета.
3. Кодирование синтетических счетов и субсчетов.
4. Содержательное описание рабочего плана счетов бухгалтерского учета в приказе по учетной политике.
Седьмой вопрос: Подходы к разработке рабочего плана счетов бухгалтерского учета
Финансовый и управленческий учет каждой организации может развиваться и меняться в зависимости от требований менеджмента. В связи с этим в научной теории бухгалтерского учета различают два подхода к проблеме оптимальной организации рабочего плана счетов:
1. Автономию (разделение) финансового и управленческого учета.
2. Объединение финансового и управленческого учета.
Второй подходк разработке рабочего плана счетов бухгалтерского учета – объединение финансового и управленческого учета – предполагает, что система финансового учета и система управленческого учета интегрированы для обеспечения равенства данных. В системе управленческого учета выдвигаются требования к организации аналитических счетов бухгалтерского учета и к способам проведения калькуляции по распределению общепроизводственных, общехозяйственных и других расходов. Вся первичная документация поступает в бухгалтерию, и данные из нее разносят по субсчетам. В конце отчетного периода сведения об оборотах по аналитическим счетам передаются в систему управленческого учета как фактические данные. Таким образом, каждая операция регистрируется один раз, но в форме, которая удовлетворяет требованиям обеих систем, т.е. поток входящей информации отражается на счетах бухгалтерского учета таким образом, чтобы на ее основе можно было составить отчетность как для внешних, так и для внутренних пользователей.
Практическая работа № 1
Тема «Изучение содержания и классификации типового плана счетов бухгалтерского учета»
Практическое задание 1. Составить в практической рабочей тетради схему 1 «Типовой план счетов бухгалтерского учета и его разделы».
Практическое задание 2. Составить в практической рабочей тетради схему 2 «Классификация типового плана счетов бухгалтерского учета по отношению к балансу».
Практическое задание 3. Составить в практической рабочей тетради схему 3 «Классификация типового плана счетов бухгалтерского учета по назначению и структуре».
Практическое задание 4. Составить в практической рабочей тетради схему 4 «Классификация типового плана счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию».
Практическое задание 5. Составить в практической рабочей тетради схему 5 «Классификация типового плана счетов бухгалтерского учета по принадлежности средств и источников средств».
Практическая работа № 2
Тема «Анализ и характеристика типового плана счетов бухгалтерского учета»
Образец написания характеристики и анализа бухгалтерского счета № 01 «Основные средства»
Синтетический счет № 01 «Основные средства» находится в первом разделе типового плана и предназначен для учета собственных основных средств по первоначальной или восстановительной стоимости. Согласно признакам классификации он характеризуется как активный, инвентарный, предназначен для учета средств, основной.
Активный означает, что сальдо на начало месяца всегда будет только в дебете или отсутствовать, оборот по дебету означает поступление основных средств, оборот по кредиту означает выбытие основных средств, сальдо конечное будет только в дебете или отсутствовать и определяется следующим образом сальдо на начало месяца по дебету прибавить оборот по дебету и вычесть оборот по кредиту.
Инвентарный означает, что каждому объекту основных средств необходимо присвоить инвентарный номер.
Предназначен для учета средств означает, что аналитический учет должен быть построен таким образом, чтобы обеспечить контроль за сохранностью основных средств.
Основной означает, что показывается в балансе.
Синтетический счет № 01 «Основные средства» отличается от других тем, что в основу учета заложена принадлежность к собственности.
Практическое задание 1.Дать в практической рабочей тетради характеристику одного счета из каждого раздела типового плана счетов бухгалтерского учета.
Практическая работа № 3
Тема «Составление и обоснование рабочего плана счетов в приказе по учетной политике»
Практическое задание 1.Составить рабочий план счетов бухгалтерского учета в приказе по учетной политике на основе типового плана, указывая номер счета и его название, номер субсчета и его название.
Условие: Экономическое содержание финансово – хозяйственной деятельности ОАО «Стройка» включает наличие:
Имущества:
1. Основные средства (здания, транспортные средства, рабочие машины и оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь).
2. Нематериальные активы (авторское право, прочие)
3. Вложения во внеоборотные активы (вложения на приобретение основных средств, вложения на приобретение нематериальных активов).
4. Материалы (хозяйственные, строительные, канцтовары).
5. Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (НДС по приобретению основных средств, НДС по приобретению нематериальных активов, НДС по приобретению материалов).
6. Затраты в основном производстве (производство краски, выполнение строительных и монтажных работ).
7. Общехозяйственные расходы (Административно – управленческие. Хозяйственные).
8. Готовую продукцию (строительные материалы, выполненные строительные и монтажные работы).
Текущих расчетов:
1. С поставщиками и подрядчиками.
2. Покупателями и заказчиками.
3. Расчеты по налогам и сборам (НДС, НДФЛ).
4. Расчеты по социальному страхованию (ПФ по страховым взносам. ФФМС по страховым взносам, ФСС по страховым взносам на случай временной нетрудоспособности, ФСС по страховым взносам на случай несчастных случаев на производстве).
5. Расчеты с персоналом по оплате труда.
6. Расчеты с подотчетными лицами.
7. Расчеты с разными дебиторами и кредиторами (расчеты с арендодателем).
Источников имущества:
1. Уставный капитал.
2. Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток).
3. Продажи (1. выручка, 2. себестоимость продаж, 3. НДС, 9. прибыль / убыток от продаж).
4. Прочие доходы и расходы (внереализационные доходы, операционные доходы, внереализационные расходы, операционные расходы).
Классификация синтетических счетов на основании требований нормативных документов
План счетов и инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н, содержат полный перечень счетов, которые используются для ведения бухгалтерского учета.
По наличию субсчетов их можно разделить на три группы:
Синтетические счета, входящие в группу
Счета, которые содержат субсчета, обозначенные в плане счетов
08, 10, 19, 41, 50, 55, 58, 69, 73, 75, 76, 79, 90, 91, 98
Счета, которые нужно делить на субсчета по рекомендованному признаку
01, 03, 04, 66, 67, 68, 86, 96, 97
Счета, которые представлены в плане счетов только в синтетическом виде
02, 05, 07, 09, 11, 14, 15, 16, 20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 40, 45, 44, 45, 46, 51, 52, 57, 59, 60, 62, 63, 70, 71, 77, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 94, 99
У некоторых счетов есть также определенные требования к аналитике, которую они должны содержать. С этой точки зрения счета можно классифицировать следующим образом:
Синтетические счета, входящие в группу
В инструкции к плану счетов есть требования к детализации счета, которые должны быть реализованы с помощью субсчетов
01, 02, 03, 04, 08, 10, 14, 16, 19, 41, 42, 50, 52, 55, 57, 58, 59, 60, 62, 63, 66, 67, 68, 69, 73, 75, 76, 79, 83, 84, 90, 91, 96, 97, 98
В инструкции к плану счетов есть требования к аналитике счетов, которые могут быть реализованы с помощью других признаков (например, в соответствии с инвентарным и складским учетом, с помощью отдельных складов, заказов, мест возникновения затрат и т.п.), но без использования субсчетов
01, 02, 03, 04, 05, 07, 09, 10, 11, 15, 20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 40, 41,43, 44, 45, 46, 51, 60, 62, 70, 71, 77, 80, 86
В инструкции нет требований к аналитике
Выделенные в таблице балансовые счета должны быть детализированы не только на уровне субсчетов, но и пообъектно. Например, счет 01 (основные средства) должен содержать информацию о тех объектах, которые находятся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде. Это можно реализовать на уровне субсчетов. Но при этом еще должна быть аналитика и по инвентарным объектам.
ВНИМАНИЕ! С 01.01.2022 утратит силу ПБУ 6/01 «Учет основных средств», а учет ОС будет регулироваться двумя новыми ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и 26/2020 «Капитальные вложения». Подробнее о них читайте здесь.
Какие изменения в соответствии с новыми ФСБУ внести в учетную политику, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, пробный демо-доступ к системе можно получить бесплатно.
О том, какие еще приложения, кроме рабочего плана счетов, могут потребоваться к учетной политике, читайте в статьях:
Одним из приложений к учетной политике является график документооборота. С 2022 года станет обязательным к применению ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот». Подготовить график документооборота вам поможет «КонсультантПлюс». Как организовать документооборот для целей бухгалтерского учета по новому ФСБУ 27/2021, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Парные счета
Речь идет о тех счетах, которые в отчетности отражаются свернуто: 01 и 02, 04 и 05, 10 и 14, 20, 21, 23 и 14, 43 и 14, 58 и 59.
Если посмотреть на таблицы с классификациями, то можно увидеть, что счета, которые идут вторыми в паре, представлены в плане счетов только в синтетическом виде, хотя в инструкции по применению есть требования к детализации. У этих счетов должны быть такие субсчета, которые позволят дополнить первые счета в паре. Например, если счет 01 детализирован в соответствии с требованиями инструкции, а счет 02 ведется только по инвентарным номерам, то для того, чтобы получить остаточную стоимость по какой-нибудь группе, придется очень потрудиться. А вот если к счету 02 открыть субсчета по аналогии со счетом 01, то необходимую информацию можно получить в любой момент.
Аналогичная ситуация со счетами начисления резервов, которые уменьшают балансовую стоимость запасов и финансовых вложений. Так, счет 14 используется для начисления резерва под снижение стоимости не только материалов, но и НЗП, готовой продукции. Это разные строки баланса. Если при создании субсчетов для счета 14 не учесть этот момент, то при составлении баланса придется собирать эту информацию дополнительно.
Счета 04, 08 и 97
Раздел I «Внеоборотные активы» отчетной формы «Бухгалтерский баланс» требуется заполнять по утвержденным показателям. Среди них есть такие, которые требуют обязательного наличия субсчетов к некоторым синтетическим счетам.
Показатели «Нематериальные активы» и «Результаты исследований и разработок» учитываются на счете 04. Значит, при формировании плана счетов нужно это учитывать, и не только по счету 04, но и по «парному» счету 05.
«Материальные и нематериальные поисковые активы» — отдельные строки баланса. Согласно они ПБУ 24/2011 должны учитываться на отдельных субсчетах к счету 08. Если организация разрабатывает, например, месторождения, то бухгалтерия должна учитывать этот фактор и предусмотреть отдельные субсчета.
«Прочие внеоборотные активы» — активы со сроком обращения более года. Сюда, например, попадают расходы будущих периодов со сроком использования свыше 12 месяцев. Значит, на счете 97 должен быть предусмотрен соответствующий субсчет.
О составе внеоборотных активов читайте в материале «Что такое внеоборотные активы в бухгалтерском учете».
Забалансовые счета
Для того чтобы вести учет ценностей, не принадлежащих организации, но временно находящихся у нее, в плане счетов предусмотрены трехзначные забалансовые счета. Записи по забалансовым счетам производятся только в дебет (при поступлении ценностей) или в кредит (при выбытии ценностей).
Нужно ли проводить инвентаризацию имущества, учтенного на забалансовых счетах, узнайте в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в Готовое решение.
В инструкции по применению плана счетов содержится аналитика, которую забалансовые счета должны поддерживать. К ним при необходимости можно и нужно открывать субсчета.
Например, к забалансовому счету 001 «Арендованные основные средства» могут быть открыты субсчета «Арендованные основные средства в России» и «Арендованные основные средства за пределами Российской Федерации». По забалансовому счету 001 ведется аналитика по каждому объекту основных средств в оценке, указанной в договорах на аренду.
По забалансовому счету 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» организации-покупатели отражают ценности, принятые на хранение. Также на этом забалансовом счете покупатель отражает полученные ценности, право собственности на которые к нему еще не перешло, или бракованные ценности, оплату которых покупатель производить не собирается.
Забалансовый счет 002 может применяться также и поставщиками. Например, поставщики учитывают на забалансовом счете 002 товарно-материальные ценности, оплаченные покупателями товарно-материальные ценности, которые оставлены на ответственном хранении, оформленные сохранными расписками, но не вывезенные по причинам, не зависящим от организаций. Оценка ценностей, отраженных по забалансовому счету 002, производится в ценах, в ценах, предусмотренных в приемосдаточных актах или счетах, платежных требованиях.
Материалы, принятые от заказчика для последующей переработки и не подлежащие оплате, организации-изготовители отражают на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку». Аналитический учет по забалансовому счету 003 ведется по заказчикам, видам, сортам сырья и материалов и местам их нахождения по ценам, предусмотренным в договорах.
Для учета бланков строгой отчетности используют забалансовый счет 006 «Бланки строгой отчетности». Аналитический учет на забалансовом счете 006 должен обеспечить формирование информации по видам бланков и местам их хранения. При этом установлено, что бланки строгой отчетности учитываются на забалансовом счете 006 в условной оценке. Порядок условной оценки, по которой будут учитываться бланки, целесообразно закрепить в учетной политике.
Для отражения полученных обязательств и платежей используется забалансовый счет 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные». Учет на забалансовом счете 008 ведется по каждому полученному обеспечению, при этом денежная оценка производится по стоимости обязательства или стоимости, указанной в договоре.
Пример рабочего плана счетов бухгалтерского учета организации
Составление рабочего плана счетов подчиняется нескольким правилам. Неиспользуемые счета можно не включать в рабочий план счетов. Имеет значение и количество счетов. Если их будет слишком много, есть вероятность того, что при отражении хозяйственной операции можно неправильно выбрать счет. Если их будет мало, то не будет достигнута необходимая детализация отчетности. Вот почему для каждой организации так важно найти «золотую середину».
Кроме того, если бухгалтерии нужно составлять какие-либо внутренние отчеты, например, для принятия управленческих решений, то это также нужно учитывать в рабочем плане счетов.
Ниже представлен план счетов, наиболее часто применяемых в организациях.
V группа
К операционно-результатным счетам относятся счет 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам».
Все перечисленные счета отражают остатки и движение средств и источников их формирования, принадлежащих предприятию. Если счета имеют сальдо, то оно отражается в балансе. Следовательно, они относятся к балансовым счетам.
В хозяйственной деятельности предприятия могут участвовать средства не принадлежащие предприятию. Кроме того, в предприятии могут быть условные ценности (бланки строгой отчетности), а также дебиторская задолженность, списанная на убыток. Эти объекты требуют контроля и учета. Поэтому они отражаются на забалансовых счетах. Особенностью этих счетов является отражение операций на них способом ординарной записи только по дебету или только по кредиту. Они никогда не корреспондируют с балансовыми счетами.
Группировка счетов по однородным признакам называется классификацией счетов.
Тема 2.3. Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета
Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета устанавливает единые подходы к применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов. Описание счетов бухгалтерского учета по разделам приводится в последовательности, предусмотренной Планом счетов бухгалтерского учета.
Принципы, правила и способы ведения организациями бухгалтерского учета отдельных активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др., в том числе признания, оценки, группировки, устанавливаются положениями и другими нормативными актами, методическими указаниями по вопросам бухгалтерского учета.
По Плану счетов бухгалтерского учета и в соответствии с Инструкцией бухгалтерский учет должен вестись в организациях (кроме кредитных и государственных (муниципальных) учреждений) всех форм собственности и организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи.
На основе Плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции организация утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.
План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).
Для учета специфических операций организация может по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации вводить в План счетов бухгалтерского учета дополнительные синтетические счета, используя свободные номера счетов.
Субсчета, предусмотренные в Плане счетов бухгалтерского учета, используются организацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация может уточнять содержание приведенных в Плане счетов бухгалтерского учета субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.
Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией исходя из Инструкции, положений и других нормативных актов, методических указаний по вопросам бухгалтерского учета (основных средств, материально-производственных запасов и т.д.).
В Инструкции после характеристики каждого синтетического счета дана типовая схема корреспонденции его с другими синтетическими счетами. В случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, организация может дополнить ее, соблюдая единые подходы, установленные настоящей Инструкцией.
Рабочий план счетов организации является наиболее важной составляющей системы бухгалтерского учета организации, поскольку классификация объектов бухгалтерского учета, положенная в его основу, определяет возможности дальнейшей детализации информации бухгалтерского учета.
Главное отличие современной системы бухгалтерского учета состоит в необходимости выделения в ней трех направлений: финансовый, управленческий и налоговый учет. Как уже было отмечено ранее, такое подразделение связано с тем, что каждое направление бухгалтерского учета имеет свои цели и призвано решать свои задачи. Именно этот фактор является причиной различий в подходах к классификации объектов учета в различных направлениях бухгалтерского учета.
Таким образом, рабочий план счетов организации призван служить основой для каждого из направлений бухгалтерского учета.
В Инструкции по применению Плана счетов дана характеристика синтетических счетов и субсчетов, а также указана типовая корреспонденция счетов. В случае возникновения фактов хозяйственной деятельности или совершения операций, записи (корреспонденция) по которым не предусмотрены в типовой схеме, организация дополняет ее, соблюдая единые методологические подходы, установленные Инструкцией.
Аналитические счета в Плане счетов не указываются, порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией самостоятельно на основании Инструкции по применению Плана счетов, а также документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета.
Таким образом, План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению являются документами, которые сочетают государственное регулирование и возможность самостоятельного выбора каждым хозяйствующим субъектом перечня синтетических счетов и субсчетов, необходимых для отражения его деятельности.
Тема 2.4. Принципы и цели разработки рабочего плана счетов бухгалтерского учета
На основе данного Плана счетов организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.
Действующий План счетов содержит синтетические счета и субсчета. Синтетические счета имеют номера от 01 до 99, сгруппированные в восемь разделов, исходя из экономической группировки объектов бухгалтерского учета и участия их в процессе деятельности хозяйствующего субъекта. В каждом разделе имеются свободные номера, позволяющие вводить дополнительные счета. После балансовых синтетических счетов в самостоятельном разделе представлены забалансовые счета, имеющие трехзначные номера (001—011). Они предназначены для накапливания информации о наличии и движении временно находящихся у организации в пользовании и распоряжении ценностей.
Для учета специфических операций организация может вводить в План счетов дополнительные синтетические счета, используя свободные номера.
Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, применяются организациями для детализации показателей синтетических счетов. Организациям предоставлено право уточнять содержание, дополнять, исключать или объединять отдельные субсчета.
Тема 2.5. Два подхода к проблеме оптимизации рабочего плана счетов организации
Разработка рабочего плана счетов должна стать естественным продолжением работы по организации бухгалтерского учета после разработки форм бухгалтерской отчетности. Для решения указанной задачи можно воспользоваться следующими правилами:
1. Рабочий план счетов должен быть логическим продолжением форм бухгалтерской отчетности.
2. Синтетические счета и субсчета у субъектов малого бизнеса, как правило, отражаются в сводных учетных регистрах отдельной строкой.
3. Построение синтетического учета имеет древовидную структуру.
4. Можно объединять отдельные синтетические счета в один.
5.Аналитический учет обладает более широкими возможностями по группировке информации.
Таким образом, разрабатывая рабочий план счетов, каждая организация оптимизирует «официальный» план счетов с учетом, как масштабов деятельности, так и организации учета.