движение как атрибут материи формы движения материи
Движение как атрибут материи
Движение есть необъемлемое свойство материи, которое наз-ся атрибутом. Когда говорим о движении, то имеем в виду слабое измерение, или измерение вообще.
Материя не существует без движения, т.к.
1) логическое доказательство, связанное с определением материи, т.к. материя действует на сознание через ощущение, т.е. энергия внешнего раздражения переходит в факт сознания.
2) Развитие конкретных наук.
Свойства движения:
1) материальность, т.е. всегда есть носитель движения.
2) Объективность: движение материально => объективно материи.
3) Универсальность: движение неотделимо от материи, кроме материи ничего нет => все движется.
4) Противоречивость: движение значит быть и не быть одновременно.
Соотношение покоя и движения – две противоположности, неотделимые друг от друга. Движение – единство изменчивости и устойчивости. Устойчивость ощущается за счет изменчивости и чем активнее идет процесс, тем он устойчивей.(Горение огня)
Философы выделяют основные формы движения материи(ОФДМ)
Принципы выделения (ОФДМ)
2) Между объектами существуют специфические отношение, выражается в специфических законах.
Выделяется ряд форм движения материи на базе этих принципов? Но надо установить связи, т.е. систему движения материи.
Принципы системы движения материи:
1) Принцип историзма: последовательность форм движения материи должна демонстрировать историю развития вселенной.
2) Генетического основания: каждая последующая форма порождается предыдущей.
3) Актуального основания: каждая последующая, более высокая, форма содержит в себе все предыдущие, а они условие существования существующей.
4) Усложнения: каждая последующая форма сложнее предыдущей.
5) Обратного действия: низкая форма в рамках высшей становиться более богатой, чем тогда, когда была самостоятельной.(хим. соединения).
Современное представление о движении материи с точки зрения историзма.
СЕГОДНЯ: ТЕОРИЯ БОЛЬШОГО ВЗРЫВА.
Материальное единство мира.
1) Монистический идеалистический и материальный: ничего нет кроме движения материи. Идеалистический: ничего нет кроме духа.
2) Дуалистический: материя и дух независимые субстанции.
3) Плюрализм: мир – множество независимых сущностей.
Движение как атрибут материи. Основные формы движения материи
Структурность материи, существование в ней определенного типа материальных систем, определенных уровней, предполагает взаимодействие между ними. Взаимодействие приводит к изменению объекта, к изменению его свойств, отношений, состояний.
Основными формами движения материи являются: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная. Впервые эту классификацию предложил Ф. Энгельс. Современный этап философского и научного познания мира предоставляет широкие возможности для разнообразных интерпретаций многообразия форм движения материи. Так, в настоящее время существует множество мнений о том, что самостоятельными формами движения являются геологическое, экологическое, компьютерное и др. Сегодня акцентируется внимание на процессах самоорганизации в мире.
Характеризуя формы движения материи и их взаимосвязь необходимо обратить внимание на следующие моменты. Каждая форма качественно специфична, но все они неразрывно связаны и при определенных условиях могут переходить друг в друга. Между формами движения существует генетическая связь, т.е. высшие формы движения возникают на базе низших, однако, не являются их простой суммой. Высшие формы обладают своими собственными закономерностями, качественным своеобразием.
Движение материи происходит в пространственно-временных формах, как коренных условиях всякого бытия.
Время— это объективная форма существования материи выражающая длительность существования и последовательность сменяющих друг друга состояний объектов, систем и процессов.
Концептуальное пространство и время — выражает теоретический уровень знаний о пространственно-временной организации мира. Это учения, концепции, теории пространства и времени. Они зависят не от индивидуальных особенностей человека, от уровня развития общества, науки, культуры, являются общезначимыми для своей эпохи и индивидуальных особенностей человека.
В истории философии и науки сложились две основных концепции пространства и времени: субстанциальная и реляционная.
Если предположить, что все вещи исчезнут, то останется пространство и время. Эта идея, в общем виде сформулированная еще Демокритом, получила свое логическое завершение в концепции абсолютного пространства и времени Ньютона (концепция классической механики), который считал, что их свойства не зависят от характера протекающих в мире материальных процессов.
Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 877 ; Мы поможем в написании вашей работы!
4.4. Движение как атрибут материи. Формы движения материи
Следующим атрибутом материи выступает движение, являющееся основным способом ее существования. Обычно движение определяется как любое изменение. Особо выделяют такие разновидности движения как рост, развитие, прогресс и регресс, которые будут подробно рассмотрены в следующей главе.
Атрибутивность движения проявляется в том, что движение материи абсолютно – нет материи находящейся в абсолютном покое, поэтому покой всегда относителен. В самом широком смысле движение представляет собой единство моментов перемещения вещей и процессов и их изменения. Едущая машина перемещается в пространстве, «старая» книга на полке «стареет», изредка «перемещаясь». Именно такой смысл вкладывают в термин «движение», когда говорят, что материя не может существовать без движения.
В свою очередь, движение не может существовать без материального носителя (вещества или поля). Утверждение, будто движение существует без материи, с точки зрения философов-материалистов, невозможно, как и умозаключение о существовании материи без движения. В неразрывном единстве материи и движения материя исходна, а движение производно.
С философской точки зрения эта формула утверждает, что вещи, имеющие массу покоя, объективно существуют. Более того, они находятся в связи со столь же объективно существующими полями, не имеющими массы покоя (энергетическими, магнитными, лептонными и т.п.). И, наконец, эта формула подтверждает положение материалистической философии о возможности превращения всего во все, в том числе и вещества в поле.
Движение обладает целым рядом важнейших свойств:
объективность, т.е. независимость его существования от сознания человека;
абсолютность (об этом шла речь выше).
Многообразные конкретные проявления движения могут быть соотнесены с определенными материальными носителями. Это дает возможность построения разных классификаций форм движения материи. Наиболее известна классификация Ф. Энгельса, включающая в себя 5 форм движения материи, располагающихся от простой к более сложным, при этом более сложная форма включает в себя более простую, надстраивается на ней.
Механическое движение, связанное с перемещением тел в пространстве.
Физическое движение, связанное с тепловыми, электромагнитными, оптическими и др. процессами.
Химическое движение – движение атомов внутри молекул.
Биологическое движение, связанное с развитием белковой жизни, начиная от процессов обмена веществ и заканчивая формированием биосферы.
С точки зрения современной науки, предложенная классификация явно не полна, в нее, по нашему мнению, следует добавить, по меньшей мере, геологическую (формирование геологических пластов) и психическую (интеллектуальные, эмоциональные и др. процессы и состояния в психике людей и животных) формы движения материи.
Третьим важнейшим атрибутом материи является отражение как способность материальных тел запечатлевать, сохранять воздействие других тел и явлений. Отражение связано с обменом между материальным телами энергией и информацией, выступает в различных формах: механическое (фотография, отпечатки пальцев), раздражимость, психика и сознание. Более подробно об отражении будет рассказано в лекции, посвященной сознанию.
5. Философское понимание пространства и времени (Продолжительность – 15 минут)
Движение как атрибут материи
Нет, не было и не будет такого материального объекта, который не изменяется. Изменяются атомы, люди, общество, звезды, Вселенная. В философии любые изменения называются движением.
Если движение является атрибутом материи, то вопрос о первоисточнике движения снимается. Изменение, движение заключается в самой сущности материи, причина движения также в ней самой.
На вопрос, что, по сути, представляет собой движение, можно ответить, указав свойства движения.
1. Движение материально, т.е. изменяется нечто, ничто не изменяется.
3. Движение абсолютно, всеобще, покой относителен. В микромире элементарные частицы не обладают состоянием покоя, живут только в движении. Формы движения переходят друг в друга, но никогда движение не сменяется абсолютным покоем. Любой покой – это тоже движение, но такое, при котором не нарушается качественная специфика предмета, его пространственное расположение и форма. Например, известно, что внутри вещей происходит движение элементарных частиц, но при этом не изменяется ни их внешний вид, ни местоположение.
Типы движения
Итак, наряду с понятием «движение» существует понятие «развитие».
Развитие – это необратимое, определенно направленное и закономерное изменение материальных и идеальных объектов, при котором возникает нечто принципиально новое по сравнению с прошлыми состояниями.
Итак, существенные характеристики развития:
— новизна, т.е. материальный объект при переходе из одного качественного состояния в другое приобретает такие свойства, которыми ранее не обладал;
— необратимость, т.е. возникшие на том или ином этапе развития системы качественно новые отношения, связи и функции гарантируют, что самопроизвольного возврата системы к исходному уровню не произойдет;
— преемственность, т.е. объект в его новом качественном состоянии сохраняет те или иные элементы старой системы, те или иные стороны ее структурной организации.
Понятия движения и развития нельзя отождествлять. Движение шире развития, оно вбирает в себя развитие. Если развитие – это всегда движение, то не всякое движение является развитием. Простое механическое перемещение предметов в пространстве, конечно, является движением, но это не развитие. Не являются развитием и химические реакции типа окисления.Но вот изменения, происходящие с течением времени с новорожденным ребенком, несомненно, представляют собой развитие. Точно так же развитием являются и изменения, происходящие в обществе на том или ином историческом отрезке.
Таким образом, следует отличать наряду с механическим движением, изменениями по замкнутому циклу и разнонаправленными неупорядоченными изменениями особый тип изменений в виде развития.
Развитие происходит во всех сферах: развивается материальный мир, общество в целом, общественное сознание, духовный мир отдельного человека
Гегель источник развития видел во внутренней противоречивости явлений.
Выделяют три типа развития:
1) переход объекта из качественного состояния одной степени сложности в другое качественное состояние той же степени сложности – так называемое одноплоскостное развитие;
2) переход объекта из качественного состояния меньшей степени сложности в другое качественное состояние большей степени сложности, переход от менее разнообразного к более разнообразному (Н. Михайловский); от систем, обладающих меньшим количеством информации, к системам с большим ее количеством (А. Урсул)– это так называемое прогрессивное развитие (прогресс).
3) переход объекта из качественного состояния большей степени сложности в другое качественное состояние меньшей степени сложности, переход от более разнообразного к менее разнообразному, деградация – это так называемое регрессивное развитие (регресс);
Прогресс и регресс не изолированы друг от друга. Всякие прогрессивные изменения сопровождаются регрессивными и наоборот. Направление развития определяется тем, какая из этих двух тенденций является преобладающей в данной ситуации. Так, при всех издержках в развитии культуры все же преобладает прогрессивная тенденция. В развитии же экологической ситуации в мире – регрессивная тенденция, которая, по мнению многих известных ученых, достигла критической отметки и может стать доминантой во взаимодействии общества и природы.
Движение мира может быть представлено следующим образом: развитие материи и сознания, рассматриваемое в целом, отличается безусловной прогрессивной направленностью, восхождением от низшего к высшему. Оно есть бесконечное движение по восходящей линии, движение противоречивое, включающее в себя отступления, возвращение назад. Однако в целом это движение от простых форм к формам более сложным, от систем примитивных к высокоорганизованным.
Каждому уровню организации материи соответствует своя форма движения:
1. На уровне неорганической природы:
2. В живой природе:
3. На общественном уровне:
Формы движения материи связаны между собой, можно выделять более сложные и простые, которые находятся в единстве и взаимно влияют друг на друга.
Взаимосвязь форм движения материи:
1. Более простая форма является фундаментом более сложной. Так, в особенностях взаимодействия элементарных частиц заложены определенные предпосылки для развертывания более сложных форм движения. Существуют т.н. мировые константы, которые определяют характер действия законов тяготения, электромагнетизма, сильных и слабых взаимодействий, управляющих превращениями элементарных частиц и образованиями из них более сложных материальных систем. Эти константы удивительным образом подогнаны друг к другу, причем так, что позволяют сформироваться более сложным формам движения материи из простых. Например, константа электромагнитных взаимодействий, т.н. «постоянная тонкой структуры» не позволяет электронам падать на ядро или улетать с орбиты. Если бы по значению эта константа была бы другой, то она не позволяла бы в нашем мире возникнуть более или менее стабильным структурам.
Биологические процессы не возможны без химико-физических процессов. Социальная жизнь невозможна без людей, обладающих биологическими телами,
На основании такой связи между низшими и высшими формами в современной науке сформировался «антропный принцип»: мир устроен таким образом, что он в принципе допускает возможность появления человека как закономерного итога эволюции материи. Т.е. человек и разум обусловлены свойствами целого нашей Вселенной. Социальная форма движения является космически закономерным феноменом.
Вполне возможно, что в перспективе будут выделены и другие основные формы движения. Уже сейчас выдвинута гипотеза о существовании информационной и космической его формах. Однако она не получила пока убедительного подтверждения ни на теоретическом, ни на эмпирическом уровне познания.
Покой и движение всеобщие формы бытия материи
ПОКОЙ И ДВИЖЕНИЕ – ВСЕОБЩИЕ ФОРМЫ БЫТИЯ МАТЕРИИ
Однако это важное знание только один момент истины, полученный методом мышления формальной логики. Мы же придерживаемся метода современного научного мышления – диалектической логики. Абстрактное (простое) движение действительно не имеет границ. Означает ли это, что покоя нет совсем? – вовсе нет. Вернее, и да, и нет. Абстрактное абсолютное движение, отвлекаясь (отталкиваясь) от всего, отрицает и себя самоё в конкретных формах движения, превращаясь в свою противоположность – в покой. Так же в диалектике не бывает никогда, чтобы был один момент (движение) и не было момента другого, противоположного ему (покоя).
Движение, разумеется, отвлекается от покоя, которого не может быть никогда, но перед этим стремиться к покою, чтобы оттолкнуться от него, и с неизбежностью вступает с ним в необходимую, хотя и отрицательную, связь. Отрицание покоя утверждает покой. Всякое движение сопровождается движением к покою и возникновением покоя (отсутствия движения). Таким образом, покой, которого нет, порождается движением и становится формой движения бытия. Если мы, люди, не подготовлены к этому знанию и не замечаем покой, то данное обстоятельство вовсе не означает, что покоя нет.
Точно так же, как случайность является формой необходимости, так и покой является формой движения. С точки зрения диалектики мы обнаруживаем два действительно существующих момента бытия: движение и покой. Сейчас можно с полной уверенностью утверждать: покой есть. Здесь мы видим другую правду (антитезис), противоположную первой. Нельзя забывать то, что это знание как и всякое человеческое знание относительно. Оно относительно бытия и сущности. Истина (синтез) состоит в том, что покой есть, и его нет. Всё находится в движении и покое одновременно.
Движение к покою или отсутствие движения, с точки зрения диалектики, обнаруживают одну и ту же сущность – покой. Вечное движение бесконечно стремиться к покою и порождает вечный покой. Два момента взаимодействуют, переходят один в другой, утрачивая различие и сохраняя, при этом, непримиримость противоположных тенденций. Движение и покой сохраняются снятием во всех формах развивающейся материи. Они содержатся в движениях изменения и развития, во всех сложных формах движения материи.
Невозможно понять и объяснить причину движения изменения и движения развития в отсутствие внутреннего противоречия (противоречия моментов: движения и покоя), содержащегося внутри этих абстрактных движений. Во всяком изменяющемся «нечто» есть момент, который не изменяется в изменениях. Без этого момента не может быть изменения и развития. Без него было бы невозможно ни одно определение какого-либо научного понятия. Г. Гегель даёт такое определение определения: «Определение – это качество, которое в-себе в простом «нечто», и находится в единстве с другим моментом этого «нечто» с в-нём-бытием». «В-себе-бытие» в единстве с «в-нём-бытием» и есть необходимый покой. Определение отражает состояние покоя.
Все известные формы движения материи находятся в движении изменения и развития. Сущность бытия материи сохраняется во всех формах материи и определяется как материя в движении. Эта сущность не зависит от изменения и развития материи. Она всегда остаётся прежней. Вот он – необходимый покой (отсутствие движения), который является в бытие содержанием понятия и отражением всеобщих законов материальной сущности. Не случайно же определение закона: «Закон – это спокойное в явлении», то есть то, что устойчиво в изменениях. Всякое определение закона в конкретной науке закрепляет состояние покоя в процессе научного познания.
Каждый переход от одного качества развивающейся материи к другому её качеству происходит скачкообразно и фиксирует состояние покоя как результат развития. Понятно теперь, что покой есть форма и момент движения материи. Наверное, ни у кого не осталось сомнения в необходимости понятия «покой». Можно выразить сожаление в связи с отсутствием категории «покой» в очень хорошем философском словаре и недоумение по поводу отношения составителей словаря к этому важному научному понятию.
Покой в физической форме движения материи проявляется устойчивостью атомного ядра, прочностью кристаллической решётки твёрдого материального объекта, законами магнетизма и взаимного притяжения различных масс. Покой в химической форме движения материи выражается устойчивостью химических связей и закономерностями химических реакций. Покой в биологической форме движения материи обеспечивается жизнеспособностью отдельных форм жизни. Покой в социальной форме движения материи определяется жизнью со знанием и смыслом, соответствием производственных отношений и производительных сил.
Великий российский учёный-нейрофизиолог И.П. Павлов теоретически обосновал и успешно реализовал в своей жизни принцип долголетия, основанный на активном отдыхе. Самый эффективный отдых, то есть покой, он видел в смене рода деятельности. Это означает, что для полноценного отдыха нужен такой покой, который является наиболее удачной формой движения, в том числе и двигательной активности. Никогда не устаёт тот человек, который благодаря правильно организованной деятельности постоянно отдыхает в процессе своего труда. В современном обществе повсеместно наблюдается дисгармония между физическим и умственным трудом. Физической активности для людей умственного труда катастрофически недостаточно.
Усталость современного человека, чаще всего, нервно-психическая. Это истощение энергетического потенциала нервной ткани головного мозга. Нужно экономно расходовать психо-эмоциональную энергию мозга и быстрее восстанавливать её, используя физическую активность. Необходимо вырабатывать способность к активной защите от стрессов, к разрешению внутриличностных конфликтов, к избавлению от когнитивного диссонанса. В этом и состоит движение к покою, то есть, собственно сам покой.
Для того и существует правильное мышление, дисциплинирующее сознание, которое обеспечивается развитой способностью к чётким оценкам и суждениям. Правильные мысли – это тоже движение, снимающее нервно-психическое напряжение. Правильные мысли (движение) порождают и аккумулируют положительные эмоции, сохраняют душевный покой и психо-эмоциональное равновесие. Таким образом, мы знаем, что в социальном бытии душевный покой возможен, он есть, но является результатом и формой движения хорошо организованной психики.
Революция как процесс развития общества содержит в себе движение изменения. Движение изменения – движение, имеющее два направления: прогрессивное, которое способствует развитию, и регрессивное, которое противоположно развитию. Так было, есть, и будет всегда. Всякое революционное движение всегда сопровождается контрреволюционной реакцией. Однако из этого знания вовсе не вытекает фатальная безысходность непреодолимой дисгармонии и трагичности общественной жизни. Социальная материя – это живая материя со знанием и смыслом. Знание и смысл дают значительное преимущество социальному бытию в условиях, продиктованных естественным отбором – всеобщим законом биологической материи.
Преимущество выражается диалектическим компромиссом: революция, отрицая контрреволюцию, сохраняет себя как движение совершенствования, созидания и развития. Отрицание контрреволюции всегда сопровождается разумными обоснованными репрессиями. В.И. Ленин писал о том, что только та революция чего-нибудь стоит, которая способна себя защитить. Только в этом случае возможен относительный социальный покой. Контрреволюция тоже может сопровождаться относительной социальной стабильностью, но такая «стабильность» закрепляет более низкий уровень развития общества. Определённому уровню развития материи соответствует определённое состояние покоя.
Движение и покой в диалектической психологии – отражённые моменты социального бытия. Каждый разумный человек стремится к познанию окружающего мира, его устойчивых связей и всеобщих законов, чтобы иметь возможность просчитать варианты движения своей жизни, которые позволяют сделать свободный выбор со знанием дела. Такое сознательное поведение обеспечивает правильный свободный выбор и веру в свои силы – уверенность в себе. Знание порождает душевный покой – психо-эмоциональное равновесие.
Всем известно, что эмоция – это элементарная оценочная реакция, которая сопровождает не только ориентировочный рефлекс, но и всякий другой психический процесс, в первую очередь, мышление. Правильное мышление порождает правильные эмоции, снимает избыточное, энергетически затратное, психо-эмоциональное напряжение. Вот так и формируется психическая устойчивость (психический хребет) – душевный покой. Культура нравственных чувств, культура эмоций зависит от развитой способности к чётким оценкам и суждениям. Убеждения человека, которые составляют индивидуальную мировоззренческую концепцию личности, будучи её устойчивым моментом (покоем) проявляются в индивидуальном бытии твёрдым характером.
В современных учебниках по философии и философских словарях пишут о том, что движение абсолютно, а покой относителен или его («если присмотреться») нет вовсе. Пожалуй, это не так. Всё абсолютное (не имеющее границ) переходит в свою противоположность. То же утверждение верно для абсолютного покоя. Всё безграничное в своей бесконечности неизменно. Есть только одна бесконечность, она едина, хотя и переходит во множество. Бесконечность едина и неизменна. Абсолютное движение – абстрактная категория, изолированная (отвлечённая) от всего, в том числе, от движения как себя самого.
Оно жёстко ограничено смыслом абстрактного понятия «абсолютное движение» и не может выйти за его пределы, и неспособно к движению за его пределами, поскольку является определением, фиксирующим то, что не изменяется в изменениях. Не изменяется в изменениях только покой. Закон – это то, что устойчиво (спокойно) в явлении (в определении). Абсолютное движение есть определение (понятие), оно является законом для себя самого и, следовательно, покоем. Абсолютное движение – это абсолютный покой. С другой стороны, абсолютный покой не может быть абсолютным покоем, поскольку не может отвлечься (оттолкнуться) даже от себя самого,ведь всё абсолютное содержит в себе движение к предполагаемой границе безграничного. Покой есть то, что не изменяется, а всё неизменное обнаруживается только на контрасте с движением. Абсолютный покой – это абсолютное движение.
Таким образом, если мы говорим об абсолютном движении, то вынуждены признать и абсолютный покой (и наоборот). В таком случае оба понятия становятся относительными, более того, являются моментами, которые соотносятся друг с другом как форма и содержание. При этом безразлично, что из них форма, а что содержание. Покой есть форма движения, а движение – форма покоя. Движение – атрибут материи, её неотъемлемое свойство, что является законом, содержащим в себе покой. Материя в движении вечна во времени и бесконечна в пространстве, и это тоже закон (покой). Материя в движении всегда находится в покое, поскольку, развиваясь, всегда остаётся материей в движении, то есть материя, изменяясь в развитии, никогда не изменяется (находится в покое).
С введением философской категории «материя» обнаруживается тождество различия между движением материи и материей в движении. За движением материи закрепляется понятие «форма», или «форма движения материи», а за материей в движении – понятие «содержание», которое подразумевает материю в развитии. Движение и покой, таким образом, становятся моментами содержания, являющимися в бытие сущностью материального мира. Оба понятия одновременно абсолютны и относительны. По этой причине всё движущееся не движется, всё изменяющееся не изменяется, всё развивающееся не развивается.
В бытие люди часто не замечают покой (неизменное), обращая своё внимание исключительно на движение изменения. Если мы видим только движение и не замечаем покоя, то это не значит, что покоя нет вовсе. Каждый человек, к сожалению, чаще всего видит только то, что он может и желает увидеть. Так происходит потому, что человек существует в ограниченном бытии, где в глаза бросается движение и развитие. Для того, что вечно, бесконечно и не имеет границ, не имеет значения ни пространство, ни время, ни движение, ни развитие. Это означает, что материя, которая в движении, находится в вечном покое. Однако же, мы, не обнаруживая развитие в бесконечной материи, не должны думать, что движения и нет вовсе.
Всякое конечное движение есть момент движения бесконечного, в котором, поэтому, есть движение, изменение, развитие и, в то же время, нет. Дело в том, что два противоположных движения – возникновение и прехождение – движения равноправные, что исключает изменение и развитие. Однако в процессе развития конечного бытия равноправие равноправных тенденций всё время нарушается. В диалектической логике всякое тождество (равенство и равноправие) существует как тождество различия.
На каком-то отрезке движения бытия может преобладать движение возникновения, которое обеспечивает преимущество для бытия. Это преимущество, к сожалению, так же конечно, как и само конкретное бытие. Но, в общем и целом, в бесконечном мире, равноправие двух противоположных тенденций сохраняется. Всё в этом мире преходяще: исчезает и разрушается. Всё в нём с беспредельным упорством возникает вновь и вновь.