где брать налоговую декларацию для ипотеки
Способы подтверждения дохода
К рассмотрению принимаются справки, разные по форме, но близкие по содержанию (2-НДФЛ, по форме банка, по форме работодателя, о заявленном доходе). Каждая из них имеет свои плюсы и минусы.
Справка о доходах по форме 2-НДФЛ
Аббревиатура НДФЛ расшифровывается как «налог на доходы физических лиц». Документ выдается в бухгалтерии предприятия, где работает заемщик, и содержит сведения обо всех выплатах и удержанных налогах и вычетах за определенный период времени (как правило, за год). Форма визируется руководителем и скрепляется печатью организации.
Справка 2-НДФЛ — самый предпочтительный для банка способ подтверждения платежеспособности. Она доказывает наличие постоянного официального дохода и (косвенным образом) стабильность организации-работодателя. Подлинность справки можно проверить в налоговых органах. Поэтому наличие документа практически всегда открывает доступ к заемным средствам. Правда, при одном условии – если размер указанных доходов соотносится с размером ипотеки.
Единственный минус формы 2-НДФЛ – то, что она не всегда отражает истинный уровень заработной платы. Поскольку во многих организациях используются «серые» схемы расчетов, реальный доход часто не соответствует заявленному в справке, что может снизить сумму ипотечного кредита.
Индивидуальные предприниматели подтверждают свои доходы формой 3-НДФЛ, которая представляет собой налоговую декларацию на доходы физических лиц. Перед подачей в банк документ заверяется в налоговых органах.
Справка по форме банка
Это второй по распространенности документ, с помощью которого заемщик может подтвердить свою платежеспособность. Он актуален для клиентов, которым заработную плату частично или полностью выдают, что называется, в конверте. Каждый банк самостоятельно разрабатывает форму и определяет, какие данные должен предоставить заемщик. Как правило, в справке содержатся сведения о его должности, стаже, общем доходе, реквизиты предприятия-работодателя, подписи руководителя и главного бухгалтера, печать организации.
Несомненным плюсом такого способа подтверждения финансовой состоятельности является то, что справка по форме банка включает все виды доходов, в том числе и «серые», что может увеличить сумму кредита.
Но есть и минусы: не все руководители соглашаются подписывать документы, подтверждающие нарушение законодательства, опасаясь последствий. Кроме того, поскольку подлинность доходов, указанных в справке, проверить невозможно, банк может отнести заемщика к категории ненадежных и увеличить проценты по ипотеке.
Справка по форме работодателя
Далеко не все кредитные организации соглашаются на такой способ подтверждения платежеспособности, поскольку эту справку обычно выдают предприятия, которые по разным причинам отказываются заполнять форму, предложенную банком. Тем не менее, документ содержит основные сведения по доходу сотрудника, предполагает подпись руководителя и печать.
Справка выдается в максимально короткие сроки, и это, собственно, и является ее главным преимуществом.
Минусы гораздо существенней. Как уже говорилось, не все банки принимают справки по форме работодателя к рассмотрению, поскольку они могут содержать не все сведения, нужные для проверки кредитоспособности. Впрочем, если все необходимые позиции заполнены, по какой форме выполнен документ – банка или работодателя – существенной роли не играет.
Справка о заявленном доходе
Этот документ заемщик заполняет самостоятельно, заверяя его лишь собственной подписью, и волен поставить любую сумму. Однако следует приготовиться к тому, что банк потребует представить дополнительные доказательства вашей финансовой состоятельности. В качестве доказательств подойдут заверенные копии трудовой книжки или трудового договора, выписки с банковских и электронных счетов (для фрилансеров).
Кроме зарплаты банк может учитывать и другие источники дохода (регулярное поступление арендной платы от сдаваемой внаем недвижимости, дивиденды, проценты от депозитов), главное доказать, что поступления не разовые, а постоянные. Подтверждением платежеспособности станут документы на движимое и недвижимое имущество, ценные бумаги самого заемщика, созаемщиков и поручителей и т. д.
Неудобство этого способа в том, что каждый банк выставляет свои условия. Кроме того, чтобы собрать пакет документов, придется попотеть. Например, акционеру потребуется собрать копии учредительных документов и доказать, что его компания приносит прибыль, предоставив налоговую отчетность. А доходы от сдачи в аренду недвижимости будут учитываться только при их документальном подтверждении и уплате всех налогов.
Декларация 3-НДФЛ по ипотеке
В том случае, если для приобретения жилья вы брали ипотечный заем, то на сумму уплаченных процентов по целевому кредиту можно получить имущественный вычет. Начиная с 2014 года был принят закон, согласно которому вычет по ипотечным процентам считается самостоятельным вычетом, получить который можно отдельно от основного вычета на недвижимое имущество. Но так же закон гласит, что размер такой компенсации не может превышать трех миллионов рублей.
Если принимать в расчет декларацию 3-НДФЛ, то в ней вычет по процентам указывается непосредственно на листе Д1. А для того, чтобы компенсация была получена, к декларации дополнительно прикладывается справка о выплаченных процентах, взятая в финансовой организации, в которой вы брали заем, и ксерокопия кредитного договора.
Как заполнить декларацию по ипотеке?
Многие, желая воспользоваться компенсацией, интересуются, как именно можно заполнить такую декларацию. И в этом нет ничего сложного – такой документ заполняется точно так же, как если бы вы покупали жилье без целевого кредита.
Правда, на отдельном листе указывается сумма уплаченных процентов по займу.
Образец заполнения декларации по ипотеке
Итак, приведем пример заполнения данного документа. Предположим, что некая Иванова в 2013 г. приобрела в личное пользование жилище, стоимость которого составила 3,5 миллиона рублей. При этом в ипотеку был взят один миллион. Свидетельство о том, что Иванова обладает недвижимостью, было выдано гражданке в мае 2013 г. Что же до ее доходов, то они составили следующие суммы:
Чтобы получить компенсацию, Иванова подала документы на вычет в размере двух миллионов рублей за 13-14 года. А за 2015 решила получить еще и процентный вычет помимо обычного. Причем в период 13-15 гг. женщина уплатила проценты на сумму 246254 рубля. Разберем на примере, как заполнить декларацию.
Так как за все года общая сумма доходов Ивановой меньше, чем сумма по вычетам, в декларации по ипотечному займу за 2015 г. следует указать остаток вычета по процентам, которые переходят на будущий год.
При этом в документе год начала использования вычета используется как 2013.
Возможные ошибки и нюансы
Есть несколько нюансов при заполнении бумаги. Так, к примеру, если вы приобретаете недвижимость в ипотеку, то в декларации нужно указывать не сумму долга по займу, а настоящую стоимость жилья. Так же важно указать проценты по ипотечному займу в отдельной строке.
В 2017 году форма заполнения по приказу ФНС изменилась, однако способ заполнения бумаги остался прежним.
Как подать декларацию?
Мы уже выяснили, что, покупая жилище по ипотеке, мы можем получить сразу два вычета – это основной вычет, получаемый при приобретении жилья (который может рассчитываться на сумму до двух миллионов рублей) и вычет по процентам (эта компенсация может рассчитываться на сумму до трех миллионов рублей). Соответственно, именно с этих сумм может быть возвращен подоходный налог, а это без малого 260 тысяч при оформлении вычета первого типа и 390 тысяч при оформлении вычета второго типа.
Для того, чтобы получить средства от государства, необходимо обратиться в налоговую инспекцию.
Что потребуется
Для того, чтобы получить вычет, нужно подать в налоговую определенный список бумаг.
Порядок подачи
Для того, чтобы получить компенсацию, нужно собрать все необходимые документы и обратиться в налоговую по месту регистрации. Причем там, где зарегистрированы именно вы, а не где куплено ваше жилье.
Пусть вас не смущает тот факт, что ранее вы были зарегистрированы в другом отделении налоговой – в любом случае вам нужно будет предоставить документы по месту регистрации.
Что же до «переноса» ваших данных, то их налоговая возьмет на себя.
Сроки подачи
Бумаги на компенсацию можно подавать ежегодно, пока не будет получена доступная сумма.
Важно, что бумаги нужно подавать до 30 апреля, следующего за отчетным годом. К слову, этот срок никак не относится к тем, кто подает документы только для налогового вычета. А вот 3-НДФЛ для получения компенсации по процентам можно сдать в течение всего года.
Как правило на то, чтобы проверить все бумаги, налоговым органам требуется три месяца. Если право налогоплательщика на вычет будет подтверждено, то ему компенсируют сумму в течение одного месяца. Итого на все мероприятия отводится четыре месяца.
О том, как именно следует оформлять декларацию 3-НДФЛ, можно узнать из видеоролика.
Ипотека для ИП и самозанятых: как получить кредит в 2021 году
Банки нередко считают, что индивидуальные предприниматели (ИП) или самозанятые — менее надежные заемщики, чем граждане с трудовым договором и стабильной зарплатой, которую можно подтвердить справкой 2-НДФЛ или справкой по форме банка. Доход ИП и самозанятого сложнее подтвердить, к тому же он может быть временным явлением, если не обеспечен долгосрочными договорами или контрактами. Поэтому банки скептически относятся к таким заемщикам и могут отказать в выдаче ипотеки или дать кредит под более высокий процент, потребовать более высокий первоначальный взнос или более короткий срок кредита.
В то же время справедливо утверждение, что ИП и самозанятый с высоким и стабильным доходом, который можно подтвердить документально, имеет больше шансов получить ипотеку, чем человек с нестабильной или низкой зарплатой и плохой кредитной историей.
Рассказываем, как получить ипотечный кредит ИП и самозанятому, какие требования у банков к таким заемщикам и какие необходимы документы для получения жилищного кредита.
Самозанятые и ИП — в чем разница
Эксперимент по введению налогового режима для самозанятых начался в 2019 году, в 2020-м он был распространен на все регионы России. По закону 422-ФЗ, самозанятые — это «плательщики налога на профессиональный доход», граждане, которые работают на себя (репетиторы, дизайнеры, няни, домработницы, фотографы, рантье и т. д.).
Понятия самозанятости и ИП очень похожи, в обоих случаях люди работают на себя, платят налоги и сотрудничают с компаниями и физлицами. Но между ним есть различия:
Требования к заемщику
В банках существуют единые требования для всех ипотечных заемщиков. Поскольку закон о самозанятых — это эксперимент, который рассчитан только на десять лет (до 2028 года), то некоторые банки не выдают жилищные кредиты таким заемщикам. Стандартные требования к заемщикам — для получения ипотеки нужно обычно два-три года рабочего стажа и минимум полгода постоянного места работы. Если ИП или самозанятый получил регистрацию недавно, то рассчитывать на кредит не стоит — придется подождать полгода или даже больше года, чтобы банк смог оценить размер дохода частного предпринимателя, а также стабильность поступления денежных средств.
В Росбанке и Райффайзенбанке заявили, что выдают кредиты только ИП. При этом в Райффайзенбанке отметили, что кредитуют действующих клиентов ИП. «Ипотечные кредиты доступны предпринимателям, ведущим белую бухгалтерию. Процентные ставки и условия едины для всех клиентов», — пояснили в пресс-службе Райффайзенбанка. В Сбербанке, ВТБ, «Дом.РФ» подтвердили, что самозанятые и ИП могут получить ипотечные кредиты.
У ВТБ единые требования для всех ипотечных заемщиков, в том числе к их документам, подтверждению платежеспособности и занятости, и не предусмотрены повышающие коэффициенты для тех или иных групп населения. Индивидуальным предпринимателям и самозанятым ипотека доступна практически по всем программам, действующим для работающих по найму заемщиков. Процентные ставки аналогичны ставкам для заемщиков — физических лиц, пояснили в пресс-службе ВТБ. Но минимальный первоначальный взнос составляет 35%, а не стандартные для физлиц 20%.
В «Дом.РФ» также отметили, что требования к индивидуальным предпринимателям и самозанятым аналогичны требованиям, предъявляемым к работающим по найму. Среди них — условия, касающиеся возраста, гражданства и регистрации. «Для индивидуальных предпринимателей дополнительным требованием является стаж предпринимательской деятельности не менее двух лет, для самозанятых — не менее одного года», — говорит директор ипотечного бизнеса банка «Дом.РФ» Игорь Ларин.
Для ИП и владельцев бизнеса в Росбанке процентная ставка увеличивается на 0,75% (при предоставлении в качестве подтверждения дохода справки 2-НДФЛ или налоговой декларации) — то есть 9,34%, и на 1,25% (при предоставлении в качестве подтверждения дохода бухгалтерской, налоговой или иной отчетностью) — то есть 9,84%.
Документы для оформления ипотеки ИП и самозанятым
Для получения ипотеки индивидуальным предпринимателям и самозанятым пригодится стандартный пакет документов (паспорт, документы, подтверждающие доходы и занятость), а также дополнительные документы в зависимости от выбранной программы, например свидетельства о рождении детей для «Семейной ипотеки», отмечают в пресс-службе банка ВТБ.
Особые требования к ИП и самозанятым существуют в плане подтверждения дохода. Отличие от физлиц в том, что доходы самозанятых и ИП сложнее подтвердить и банки требуют для этого дополнительные документы. Например, в ВТБ свои доходы клиенты могут подтверждать различными способами: учитываются справка 2-НДФЛ (в том числе в электронном виде) или справка по форме банка, налоговая декларация или выписка с банковского счета.
Росбанк не рассматривает по УСН доходы (если деятельность предполагает расходы) по декларации, только по управленческой отчетности. Чтобы получить ипотеку в Росбанке, ИП может быть зарегистрирован менее 18 месяцев, но не менее 12 месяцев до даты обращения в банк при следующих условиях:
Как увеличить шансы на получение ипотеки
Чтобы предпринимателю не получить отказ, рекомендуется предоставлять только достоверные сведения — это залог того, что банк сможет подобрать наиболее подходящие условия и программу кредитования, отмечает директор кредитного департамента «Росбанк Дом» Вадим Мамонов.
Основные причины отказов — негативная кредитная история и несоответствие требованиям продукта и банка по платежеспособности и кредитоспособности. Положительное решение наиболее вероятно при хорошей кредитной истории, правильно заполненных и подготовленных документах, наличии созаемщиков, поясняет Игорь Ларин из банка «Дом.РФ».
Доля отказов индивидуальным предпринимателям от всех отказов за декабрь — 2,6%, это не превышает среднего значения по всему пулу клиентов, говорит Вадим Мамонов. По его словам, наиболее частая причина — невыполнение минимальных требований банка. Также отказы связаны с тем, что клиент не всегда готов указать свои достоверные доходы и расходы: занижает расходы и завышает доходы. Для Росбанка также важно, чтобы значительная часть выручки проходила по счетам.
Если у ипотечного заемщика хорошая кредитная история, достаточный уровень дохода, который можно подтвердить документально, а также предоставлены достоверные сведения, то это повышает его шансы на положительное решение о выдаче жилищного займа. Значительный первоначальный взнос и дополнительные активы также будут преимуществом.
Налоговый вычет по ипотеке: как вернуть ₽390 тыс. за уплаченные проценты
При покупке квартиры в ипотеку благодаря налоговым вычетам в общей сложности можно вернуть до 650 тыс. руб. Это максимальный размер суммарной налоговой льготы по основной сумме покупки и уплаченным процентам по кредиту. Главные условия для получения вычета — нужно платить подоходный налог и иметь зарегистрированное право собственности на недвижимость.
Рассказываем, как воспользоваться налоговым вычетом за уплаченные проценты по кредиту, в какие сроки это можно сделать и какую сумму вернуть.
Налоговый вычет по ипотеке
При покупке дома, квартиры (в том числе в ипотеку), дачи, земельного участка, а также при строительстве дома и расходах на его отделку можно вернуть сумму подоходного налога (НДФЛ, его размер составляет 13%). Для этого существует имущественный налоговый вычет, который можно оформить на всю сумму покупки (основной вычет) и на проценты по кредиту.
Последовательность получения вычетов законодательно не установлена, поэтому возможны варианты. Можно получить сначала вычет на жилье, потом — на проценты. А можно и оба вычета одновременно (если позволяет сумма налогооблагаемого дохода). Допускается получение основного вычета при покупке одной недвижимости, а возврат с процентов по ипотеке — с другой.
Сама сумма налога, которую можно вернуть, определяется двумя параметрами: расходами при покупке жилья и уплаченным подоходным налогом.
Максимально возможная сумма для расчета основного имущественного вычета составляет 2 млн руб., от нее отсчитываются 13%. Таким образом, сумма, которую можно вернуть, составляет до 260 тыс. руб. (или 13% от 2 млн руб.), даже если квартира стоит 10 млн или 100 млн руб. Если же недвижимость стоит меньше 2 млн руб., то остаток по имущественному вычету можно получить при покупке жилья в будущем (ст. 220 НК РФ).
Лимит по вычету ограничен уплаченной за год суммой подоходного налога. Например, если за год покупатель недвижимости уплатил 150 тыс. руб. налога, его вычет не может превышать эту сумму. Но остаток можно получить на следующий год — опять же в границах уплаченного за год подоходного налога. Если все равно остается недополученная сумма, она вновь переносится на следующий год.
Налоговый вычет за проценты по ипотеке
При покупке квартиры в ипотеку есть право на налоговый вычет за выплаченные банку проценты. В расчет берутся все реально погашенные проценты, но есть и лимит — не более 3 млн руб. Сумма налогового вычета по процентам рассчитывается по аналогии с имущественным вычетом — это 13% от суммы базы (выплаченных процентов). Таким образом, максимальная сумма к возврату по процентам составляет 390 тыс. руб. Рассчитать сумму вычета по процентам можно онлайн с помощью специализированных сервисов. Обычно они доступны на сайтах банков.
Это правило распространяется на кредиты, которые оформлены после 1 января 2014 года. Для ипотечных кредитов, которые выдавались до этого времени, ограничений по верхнему пределу нет — 13% можно вернуть от всей суммы погашенных процентов. То есть если проценты по оформленной до 2014 года ипотеке составляли 4 млн руб., то можно вернуть 520 тыс. руб. (или 13% от 4 млн руб.).
Ограничение по сумме подоходного налога, уплаченного за год, в котором куплена квартира, действует и здесь. Но, в отличие от основного вычета, воспользоваться вычетом от уплаты процентов по ипотеке можно только один раз и относительно одного объекта. Это следует учитывать — иногда лучше сохранить налоговую льготу и потратить ее при другой ипотеке.
Когда можно получить вычет за проценты
Право получения вычета по процентам, как и при основной сумме, возникает после регистрации права собственности. Заявить о вычете можно в году, следующем за годом оформления права собственности на жилье. К примеру, если квартира была оформлена в собственность в 2020 году, то подавать декларацию 3-НДФЛ для получения вычета можно не раньше 2021-го.
При ипотеке на новостройку выплачивать кредит начинают, как правило, гораздо раньше регистрации права собственности. В этом случае вычет будет рассчитан с первого ипотечного платежа, но заявить права на его получение все равно можно будет только после получения права собственности. Например, в 2017 году был заключен договор долевого участия (ДДУ), а акт приема-передачи подписан в 2020-м. Право на имущественный вычет возникает с 2021 года, но все уплаченные с 2017 года проценты будут зачтены.
Вычет можно оформлять как в процессе выплаты кредита, так и после погашения пpoцeнтныx нaчиcлeний. Декларации и заявления на вычет можно подавать в налоговую ежегодно, пока не исчерпается их лимит, или раз в несколько лет. К примеру, если в 2020 году заемщик выплатил банку проценты в размере 100 тыс. руб., то в 2021 году можно претендовать на вычет в размере 13 тыс. руб.
«Срока давности нет. Но на вычет можно подать документы только за три последних года. То есть вам вернется часть налогов, уплаченных за три последних года. К примеру, в 2021 году вы можете подать заявление на вычет за 2020, 2019 и 2018 годы», — уточнил руководитель направления по развитию ипотечного кредитования Райффайзенбанка Антон Красильников.
Если заемщик хочет вернуть часть пpoцeнтoв пo ипoтeкe из cyммы нaлoгa, кoтopый yплaтил в 2021 году, сделать это он сможет до конца 2024 года. Если он обратится за вычетом позже, то проценты по ипотеке зa 2024 гoд вepнyть yжe нe пoлyчитcя, нo можно вepнyть нaлoг, yплaчeнный в пocлeдyющeм.
Как получить вычет по выплаченным процентам
Для основного и процентного вычета по ипотеке существует единая декларация 3-НДФЛ. Вернуть проценты по ипотеке можно и отдельно от основной суммы. Сделать это можно, как и в случае с основным вычетом, двумя способами: через налоговую и работодателя. В последнем случае документы стоит подавать сразу, не дожидаясь конца года. Работодатель не будет удерживать НДФЛ с зарплаты, пока не исчерпается весь полагающийся лимит компенсации.
Либо можно обратиться в налоговую инспекцию, дождавшись окончания года, в течение которого приобретено жилье. Такой способ подходит тем, кто хочет получить большую сумму сразу. Документы можно подать как в налоговой инспекции по месту регистрации, так и онлайн через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС.
Для получения вычета по процентам по ипотеке налогоплательщику необходимо:
1. Подсчитать сумму вычета и налога к возврату.
2. Подготовить необходимые документы:
3. Выбрать подходящий способ для возврата НДФЛ (через работодателя или налоговую).
Если получение вычета будет проходить через работодателя, подавать декларацию по форме 3-НДФЛ не нужно. Бухгалтерия перестанет удерживать НДФЛ из зарплаты до тех пор, пока доходы с начала года не превысят сумму вычета. Если за год использовать весь вычет не получилось, остаток переносится на следующий год, но документы надо будет подавать заново. Если возврат средств происходит через налоговую, нужно заполнить налоговую декларацию.
4. Заполнение налоговой декларации по форме 3-НДФЛ и подача документов.
Главный документ для получения налогового вычета по процентам — налоговая декларация. Ее бланк по форме 3-НДФЛ можно получить в налоговой службе или на сайтах налоговых. За каждый год — отдельная декларация.
5. Получить вычет и вернуть налог.
После подачи документов и декларации последует проверка, ее срок занимает до трех месяцев. Еще месяц отводится на перечисление НДФЛ на счет налогоплательщика. Итого с момента подачи декларации до возврата денег на счет может пройти около четырех месяцев.
Нововведения
С 2022 года россияне смогут подать заявление на налоговый вычет за 2021 налоговый год в упрощенном порядке. По новым правилам, физлица смогут возмещать НДФЛ одним только заявлением — без составления декларации 3-НДФЛ. Подтверждения права на вычет, а также сканирования и загрузки множества документов в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС не потребуется. Достаточно заполнить заявление, указать в нем банковские реквизиты, на которые нужно перевести средства, и оно будет сформировано автоматически. Автоматизированная система ФНС обработает информацию, обратившись к необходимым источникам, например в банк, который выдал кредит или через который прошел перевод денежных средств.
Вычет по процентам в браке
Право на процентный вычет по ипотеке имеет каждый супруг независимо от того, на кого оформлен кредит — собственность в браке считается общей, если иное не установлено брачным договором, пояснил партнер налоговой практики BMS Law Firm Давид Капианидзе.
Каждый супруг имеет право на получение вычета по процентам в размере 390 тыс. руб. Законодательно установленного порядка распределения вычета между супругами нет, так что они могут распределить вычет как угодно — пополам или один из супругов может отказаться от вычета в пользу другого. Для этого пишется заявление при подаче документов в налоговый орган. В этом случае второй супруг не теряет права в будущем заявить о вычете на квартиру, купленную в ипотеку.
«Если вычет распределили 50/50, то право на вычет теряется у обоих. Это невыгодно, когда переплата за ипотеку небольшая. Например, если переплата 2 млн руб., то каждый сможет взять вычет только с 1 млн руб., или 130 тыс. руб., остаток уже не сохранится», — отметил юрист.
Поэтому о вычетах заявлять обоим супругам выгоднее, когда переплата за проценты большая. Например, если переплата по процентам составляет 6 млн руб., то каждый из супругов может заявить о вычете в 390 тыс. руб.