где по отношению к перекрестку рекомендуется предусматривать остановки трамвая

Приложение 4. Требования к расположению, параметрам и оборудованию остановочных пунктов городского и пригородного пассажирского транспорта общего пользования

транспортного обслуживания населения

на территории города Барнаула

Требования к расположению, параметрам и оборудованию остановочных пунктов
городского и пригородного пассажирского транспорта общего пользования

Местоположение и оборудование остановочных пунктов утверждают органы местного самоуправления (администрации районов города), согласовывая с подразделением Государственной инспекции безопасности дорожного движения, органами архитектурного планирования территории.

1. Классификация остановочных пунктов

Остановочные пункты городского и пригородного пассажирского транспорта общего пользования классифицируют по следующим признакам:

— по виду пассажирского транспорта, осуществляющего перевозки;

— по регулярности осуществления посадки и высадки пассажиров;

— по расположению на маршруте.

По виду пассажирского транспорта, осуществляющего перевозки, остановочные пункты подразделяют на автобусные, трамвайные, троллейбусные, маршрутного такси, а также совмещенные остановочные пункты нескольких видов транспорта.

По регулярности осуществления посадки и высадки пассажиров остановочные пункты подразделяют на постоянные, периодически действующие, «по требованию», временные.

Постоянными остановочными пунктами являются такие, на которых транспортное средство осуществляет остановку для посадки и высадки пассажиров каждого рейса в течение всего времени работы на маршруте.

Периодически действующими являются пункты, на которых транспортное средство осуществляет остановку в течение определенных, заранее установленных периодов времени.

Временными являются пункты, обустраиваемые на маршруте на короткий период времени (до нескольких месяцев) и ликвидируемые по прошествии этого периода.

Остановочными пунктами «по требованию» являются такие, на которых транспортные средства осуществляют остановку только в тех случаях, когда на этих пунктах имеются пассажиры, или когда пассажиры, находящиеся в транспортном средстве, заранее предупредили водителя соответствующим сигналом о своем желании выйти из транспортного средства на этом остановочном пункте.

По расположению на маршрутах остановочные пункты подразделяют на начальные (конечные) и промежуточные.

2. Месторасположение остановочных пунктов

Остановочные пункты на городских маршрутах автобусов, трамваев и троллейбусов располагают вблизи жилых массивов, предприятий и учреждений, скоростного трамвая и железных дорог, торговых центров, мест массового отдыха и др.

Остановочные пункты на пригородных маршрутах, кроме того, располагают вблизи или в границах сельских населенных пунктов.

Дальность пешеходных подходов до ближайшей остановки городского пассажирского транспорта, а также расстояния между остановочными пунктами принимаются в соответствии со СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

Расстояние от наиболее удаленных жилых зданий или мест занятости населения до остановочных пунктов на пригородных маршрутах не должно превышать 3 км.

Остановочные пункты на маршрутах городского транспорта располагаются, как правило, вблизи перекрестков улиц.

При больших расстояниях между перекрестками или при наличии крупных пассажирообразующих пунктов вдали от перекрестков остановочные пункты могут быть расположены между перекрестками на перегонах улиц.

При выборе местоположения остановочных пунктов вблизи крупных пассажирообразующих пунктов (стадионы, крупные предприятия, места массового отдыха и др.) следует стремиться к тому, чтобы остановочные пункты находились вблизи, по крайней мере, двух достаточно удаленных друг от друга входов (выходов) в эти пункты. При этом желательно, чтобы пешеходные потоки к остановочным пунктам не пересекались в одном уровне с основными транспортными потоками.

Вблизи мест массового тяготения пассажиров целесообразно организовывать конечные остановочные пункты маршрутов.

Допускается расположение остановочных пунктов автобуса и троллейбуса до перекрестка в тех случаях, когда:

— до перекрестка расположен крупный пассажирообразующий пункт;

— существенно сокращается время, расходуемое пассажирами на пересадку по основным пересадочным направлениям перекрестка;

— резервы пропускной способности улиц до перекрестка больше, чем за перекрестком;

— до перекрестка расположен вход в подземный или надземный пешеходный переход;

— сразу же за перекрестком начинается подъезд к транспортному инженерному сооружению (мосту, путепроводу, тоннелю) или находится железнодорожный переезд.

Допускается расположение остановочных пунктов трамвая за перекрестком в тех случаях, когда:

— за перекрестком расположен крупный пассажирообразующий пункт;

— резервы пропускной способности улиц за перекрестком больше, чем до перекрестка;

— за перекрестком расположен вход в подземный или надземный пешеходный переход.

В целях предоставления пассажирам больших удобств, остановочные пункты располагают как можно ближе к перекрестку, соблюдая при этом следующие требования:

— расстояние от перекрестка до остановочного пункта автобуса и троллейбуса должно составлять:

— не менее 25 м, если остановочный пункт располагается за перекрестком, а транспортные средства подъезжают к нему, не изменяя направления движения или после выполнения маневра левого поворота;

— не менее 40 м, если остановочный пункт располагается за перекрестком, а транспортные средства подъезжают к нему после выполнения маневра правого поворота или если остановочный пункт располагается до перекрестка;

— расстояние от перекрестка до остановочного пункта трамвая должно составлять:

— не менее 5 м, если остановочный пункт располагается до перекрестка, оборудованного подземным или надземным пешеходные # переходом или не менее 3 м до наземного пешеходного перехода;

При расположении остановочных пунктов между перекрестками (на перегонах улиц):

— расстояние от стоящего транспортного средства до наземного пешеходного перехода должно составлять не менее 20-30 м;

— если трамвайные пути смещены от оси улицы в одну сторону, совмещение остановочных пунктов трамвая, находящихся со стороны проезжей части, и остановочных пунктов автобуса и троллейбуса, следующих во встречном направлении, не допускается; в этом случае посадочные площадки остановочных пунктов отодвигают назад.

При наличии подземного или надземного пешеходного перехода остановочные пункты наземного транспорта располагают в непосредственной близости от входа в него, но с расчетом, чтобы пассажиры, ожидающие прибытия транспортных средств, не мешали движению пешеходов, следующих через переход.

На тех остановочных пунктах, где интенсивность движения транспортных средств в какой-либо период времени составляет более 30 рейсов в час в одну сторону, обеспечивают возможность осуществления одновременной посадки и высадки пассажиров из двух транспортных средств или рассредотачивают остановочные пункты различных маршрутов.

Размещение остановочных пунктов при рассредоточении должно обеспечивать возможность одновременного осуществления высадки и посадки пассажиров при величине интервалов между:

При распределении маршрутов между рассредоточенными остановочными пунктами на одном пункте группируют маршруты одного направления.

На городских площадях местоположение остановочных пунктов выбирают в соответствии с пунктами 3.4-3.7, рассматривая городскую площадь как перекресток.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеются в виду пункты 3.4.-3.7 СНиП 2.05.09-90 «Строительные нормы и правила. Трамвайные и троллейбусные линии»

В случае, если на площади имеются значительные резервы по пропускной способности, допускается организация остановочных пунктов непосредственно на площади при условии, что движению транспортных средств не будут созданы помехи, особенно для правоповоротных транспортных потоков.

Вблизи железнодорожных переездов промежуточные остановочные пункты располагают до железнодорожного переезда, а удаление остановочного пункта определяется возможной длиной очереди транспортных средств у переезда перед закрытым шлагбаумом, но должно быть не менее 50 м.

Остановочные пункты автобусов и троллейбусов встречных направлений на перегонах улиц с двумя или тремя полосами движения в обе стороны должны быть удалены друг от друга на расстояние не менее 50 м.

Остановочные пункты автобусов следует располагать, как правило, на прямых участках улиц с продольным уклоном не более 40%. Допускается размещать остановочные пункты на кривых участках улиц с радиусом закругления не менее 100 м.

Требования к размещению остановочных пунктов троллейбусов и трамваев по показателям трассы маршрута в плане и в профиле приведены в СНиП 2.05.09-90 «Строительные нормы и правила. Трамвайные и троллейбусные линии».

3. Устройство и оборудование остановочных пунктов

Посадочные площадки предназначены для осуществления пассажирами посадки и высадки в (из) транспортные средства, а также ожидания пассажирами транспортных средств на остановочных пунктах.

При центральном расположении трамвайных путей на городской магистрали и ширине проезжей части 1-2 полосы движения в каждую сторону посадочные площадки устраивают на тротуарах или разделительных полосах между тротуарами и проезжей частью; при большей ширине проезжей части посадочные площадки оборудуют в пределах ширины трамвайного полотна или за счет ширины проезжей части.

При смещенном по отношению к оси улицы расположении трамвайных путей на обособленном полотне посадочные площадки устраивают в пределах отведенной для полотна ширины улицы.

Посадочные площадки остановочных пунктов автобуса и троллейбуса устраивают, как правило, на тротуарах или на разделительной полосе между тротуаром и проезжей частью.

При большой ширине проезжей части улицы или на городских площадях при наличии подземных или надземных пешеходных переходов посадочные площадки допускается устраивать за счет проезжей части улицы или площади.

Посадочные площадки, устраиваемые за счет ширины проезжей части, желательно ограждать перилами, а также обозначать направление объезда для транспортных средств знаком 4.2.1 или 4.2.2 «Объезд препятствия (справа или слева)» Правил дорожного движения. Допускается оконтуривание посадочной площадки сплошной линией разметки в соответствии с Правилами дорожного движения (горизонтальная разметка 1.1, границы проезжей части, на которые въезд запрещен).

Длина посадочной площадки для автобусов должна превышать габаритную длину транспортных средств, предусмотренных паспортом маршрута, не менее, чем на 5 м.

Длину посадочной площадки для трамваев и троллейбусов определяют в соответствии со СНиП 2.05.09-90.

Кроме того, если остановочный пункт трамвая рассчитан на обеспечение посадки и высадки пассажиров одновременно из двух трамвайных поездов, то длина посадочной площадки должна превышать сумму габаритных длин поездов на 8 м.

Ширину посадочной площадки принимают в зависимости от ожидаемого числа пассажиров, но не менее 1,5 м. В случае, если посадочную площадку устраивают на разделительной полосе между проезжей частью улицы и тротуаром, ее ширину устанавливают равной ширине разделительной полосы.

Поверхность посадочных площадок должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон и т.п.).

В случае, если посадочная площадка автобусов и троллейбусов устроена не за счет ширины проезжей части (за счет тротуаров, разделительной полосы и т.д.), она должна быть отделена от проезжей части бордюром, иметь уклон 10-15% в сторону проезжей части и превышение на 20-30 см над ее уровнем.

Остановочные пункты должны быть оборудованы указателями остановочных пунктов, схемами маршрутов, имеющих на нем остановки, урнами дня мусора.

На конечных остановочных пунктах оборудуются схемы маршрутной сети.

Остановочные пункты (посадочные площадки и указатели маршрутов) в темное время суток должны быть освещены.

Если на маршруте в какой-либо период времени интервал движения ТС превышает 7-10 минут, остановочный пункт этого маршрута оборудуют утепленным павильоном (в районах, относимых к холодной климатической зоне) или навесом. Навесы должны обеспечивать защиту пассажиров от прямых солнечных лучей, осадков, от ветра, как минимум, с двух направлений; кроме того, они должны быть оборудованы скамьями для пассажиров.

Павильоны и навесы следует устраивать таким образом, чтобы они не загораживали обзор водителям транспортных средств и не мешали движению пассажиров.

Архитектурное оформление и расположение остановочных пунктов согласуются с комитетом по архитектуре и развитию города.

Не рекомендуется устройство «карманов» с разделительным островком между проезжими частями улицы и «кармана».

Длина прямого участка для остановки транспортных средств зависит от их габаритной длины и интенсивности движения и должна быть не менее длины посадочной площадки.

Другие особенности обустройства трамвайных и троллейбусных посадочных площадок приведены в СНиП 2.05.09-90.

4. Указатели остановочных пунктов

Указатель остановочного пункта является знаком, определяющим место остановки маршрутных пассажирских транспортных средств для посадки и высадки пассажиров, а также оповещающим пассажиров о направлении маршрутов и режиме их работы.

Указатель технического остановочного пункта указывает место обязательной остановки транспортного средства по техническим причинам.

Указатели остановочных пунктов различных видов транспорта должны отличаться друг от друга по внешнему виду.

Указатели остановочных пунктов должны содержать следующую информацию:

— вид пассажирского транспорта, осуществляющего остановку для посадки и высадки пассажиров, название остановочного пункта;

— регулярность действия (постоянный, периодически действующий, «по требованию» или временный);

— номера маршрутов пассажирского транспорта, имеющих на нем остановки, название конечной остановки каждого маршрута;

— периоды действия остановочного пункта для каждого маршрута, имеющего на нем остановку;

— интервалы движения ТС на каждом маршруте по периодам суток или расписания движения ТС (допускается размещать на отдельной от указателя табличке).

Указатели остановочных пунктов устанавливают с таким расчетом, чтобы обеспечивать хорошую видимость их водителями и пешеходами.

Расстояние от края проезжей части до указателя должно находиться в пределах 0,5-3,0 м.

Размеры надписей на всех указателях, их четкость и освещение должны обеспечивать их легкую читаемость в светлое и темное время суток в секторе не менее 90° с расстояния (в плане) не менее:

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Где по отношению к перекрестку рекомендуется предусматривать остановки трамвая

ТРАМВАЙНЫЕ И ТРОЛЛЕЙБУСНЫЕ ЛИНИИ

Tram and trolleybus lines

____________________________________________________________________
Текст Сравнения СП 98.13330.2012 со СНиП 2.05.09-90 см. по ссылке.
— Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________

Дата введения 2013-01-01

Сведения о своде правил

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом архитектуры, строительства и градостроительной политики

5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Пересмотр СП 98.13330.2011 «СНиП 2.05.09-90 Трамвайные и троллейбусные линии»

1 Область применения

Настоящий свод правил распространяется на проектирование вновь строящихся и реконструируемых транспортных сооружений, располагаемых в населенных пунктах:

трамвайных линий (с шириной рельсовой колеи на прямых участках 1524 мм) обычных, скоростных, грузовых и служебных, а также располагаемых на территории депо и ремонтных мастерских (заводов);

зданий и сооружений для хранения, ремонта и обслуживания подвижного состава электрифицированного транспорта.

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы ссылки на нормативные документы, приведенные в приложении А.

3 Термины и определения

В настоящем своде правил применены термины и определения в соответствии с приложением Б.

4 Общие положения

4.1 Правила настоящего раздела должны соблюдаться при проектировании новых и реконструкции существующих:

трамвайных линий с шириной рельсовой колеи на прямых участках 1524 мм с расчетными скоростями сообщения менее 24 км/ч (обычный трамвай) и 24 км/ч и более (скоростной трамвай); грузовых и служебных трамвайных линий, а также трамвайных линий, расположенных на территории депо, ремонтных мастерских и заводов, разворотных колец;

контактных сетей трамвайных и троллейбусных линий.

1 Допускается проектировать скоростные участки путей с шириной рельсовой колеи на прямых участках 1521 мм при соблюдении условий, изложенных в примечании 1 к таблице 10.

2 При проектировании путей обычного трамвая, которые в перспективе (в ближайшие 10-15 лет) могут быть использованы для скоростного трамвая, труднопереустраиваемые элементы пути (земляное полотно, кривые участки, продольный профиль, габариты приближения строений и др.) следует предусматривать по нормам проектирования скоростных участков.

3 За расчетную скорость сообщения принимается скорость движения трамваев или троллейбусов между конечными пунктами посадки (высадки) пассажиров, включая время стоянок на промежуточных остановках.

4.2 При проектировании путей обычного трамвая, которые в перспективе (в ближайшие 10-15 лет) могут быть использованы для скоростного трамвая, труднопереустраиваемые элементы пути (земляное полотно, кривые участки, продольный профиль, габариты приближения строений и др.) следует предусматривать по нормам проектирования скоростных участков.

4.3* За расчетную скорость сообщения принимается скорость движения трамваев или троллейбусов между конечными пунктами посадки (высадки) пассажиров, включая время стоянок на промежуточных остановках.

4.4 Трамвайные и троллейбусные линии следует проектировать на основании распределения пассажиропотоков и комплексной схемой развития всех видов городского пассажирского транспорта и в увязке с проектом планировки и застройки города.

4.5 Линии скоростных участков следует проектировать в городах и между городом и тяготеющими к нему населенными пунктами на направлениях с устойчивым пассажиропотоком не менее 7 тыс. пассажиров в максимум нагрузки в одном направлении или при других потоках при соответствующем обосновании. Линии трамвая, работающего в обычном режиме, следует проектировать на направления с устойчивым пассажиропотоком не менее 5 тыс. пассажиров в минимум нагрузки* в одном направлении.

Движение по линиям скоростных участков должно быть организовано автономно от трамвая, работающего в обычном режиме, с обеспечением удобных пересадочных узлов. Допускается проектирование линии обычного трамвая с организацией скоростного движения на вылетных направлениях или при подземном прохождении трассы в зоне центра города. Для скоростного и обычного трамваев следует предусматривать единую систему хранения, технического обслуживания, энергоснабжения и управления.

4.6 Пропускную и провозную способность трамвайных и троллейбусных линий следует определять на пятый год эксплуатации по участку, наиболее загруженному в максимум нагрузки. При этом наполнение подвижного состава следует принимать из расчета, что все места для сидения заняты, а на 1 м свободной площади пола пассажирского салона размещаются 4,5 стоящих пассажира.

Наименьший допустимый интервал во времени между поездами (одиночными вагонами) трамвая надлежит определять расчетом. На стадии разработки комплексных транспортных схем этот интервал можно принимать равным 50 с.

4.7 Расчетные размеры подвижного состава трамваев, учитываемые при проектировании путей, надлежит принимать в соответствии с приложением В.

4.8 Пассажирские трамвайные линии следует проектировать двухпутными. Однопутные участки допускается предусматривать в местах, где исключается одновременное встречное движение поездов (вагонов).

Сплетение трамвайных путей и однопутные участки протяженностью не более 500 м на двухпутных линиях могут допускаться временно на период производства строительных или ремонтных работ.

4.9 В зависимости от местных условий трамвайные пути следует предусматривать:

на обособленном полотне, отделенном от проезжей части или тротуаров разделительной полосой; при этом головки рельсов должны располагаться выше или на одном уровне с бортовым камнем, ограждающим проезжую часть;

на самостоятельном полотне;

на совмещенном полотне (при этом головки рельсов должны быть не ниже уровня проезжей части улиц и площадей, по оси проезжей части или по одной из ее сторон) с устройством разметки или ограждений, запрещающих доступ пешеходов и нерельсового транспорта, а также на реконструируемых трамвайных линиях при невозможности переустройства на обособленное полотно.

Размещение трамвайных путей в пределах проезжей части автомобильных дорог общей сети не допускается. На автомагистралях, имеющих раздельные полосы движения, размещение трамвайных путей возможно в разделительной полосе, если ее ширина отвечает требованиям 2.35 настоящих правил.

Обособленное трамвайное полотно следует отделять от проезжих частей улиц, тротуаров и велосипедных дорожек разделительными полосами (газонами) с устройством ограждений, запрещающих доступ пешеходов и внерельсового транспорта, кроме специального по обслуживанию и ремонту. Разделительные полосы на подходах к мостам, путепроводам и эстакадам допускается не предусматривать.

Для отдельных участков пути (в центральных районах города с интенсивным движением, при наличии узких улиц с капитальной застройкой, в транспортных узлах, а также в трудных топографических условиях) при соответствующем технико-экономическом обосновании допускается проектировать тоннели или эстакады.

На перегонах скоростных линий трамвая, прокладываемых на застроенной территории, надлежит предусматривать надземные или подземные пешеходные переходы, расстояние между которыми устанавливается в зависимости от градостроительной ситуации, а также переезды в необходимых случаях при соответствующем обосновании.

4.11 Устройство трамвайных путей должно предусматривать мероприятия по ограничению шума, вибрации и утечки тока по ГОСТ 9.602.

4.12 В проекте отдельным комплексом следует выделить работы, выполняемые после обкатки трамвайного пути: послеосадочный ремонт, устройство бесстыкового пути и дорожного покрытия в течение года.

4.13 Нормы проектирования, указанные в настоящих правилах для стесненных условий, допускается применять при наличии узких улиц с капитальной застройкой, а также в тех случаях, когда применение основных норм связано со сносом или капитальным переустройством существующих зданий и сооружений, значительным увеличением объемов и стоимости строительно-монтажных работ; применение этих норм должно быть обосновано в проекте.

5 Трамвайные пути и их обустройство

5.1 Расстояние между осями смежных трамвайных путей на прямых участках должно обеспечивать необходимые зазоры безопасности:

В начале и конце кривых участков пути и в трамвайных узлах величину зазора безопасности допускается уменьшать до 300 мм на протяжении не более 20 м.

5.2 Расстояние между осями смежных трамвайных путей (на прямой) должно составлять, мм:

при боковом размещении опор контактной сети

при установке опор контактной сети в междупутье

Если опоры контактной сети имеют ширину 350 мм и менее, допускается уменьшить ширину междупутья до 3550 мм.

В Москве и Санкт-Петербурге, в виде исключения, допускается принимать ширину междупутья 3148, 3424 и 3758 мм.

При строительстве трамвайных путей с применением путеукладочных механизмов железнодорожного типа ширину междупутья можно увеличивать до 4100 мм.

Расстояние между осями смежных трамвайных путей скоростного трамвая, располагаемых на путепроводах, мостах, эстакадах и в тоннелях, следует принимать по ГОСТ 23961.

5.3 Расстояние между осями смежных путей открытой стоянки вагонов на территории депо на прямых участках должно быть не менее 3800 мм. В районах с высотой снежного покрова более 30 см указанное расстояние через каждые 2-3 пути надлежит увеличивать до 6250 мм.

Расстояние между осями смежных путей, разделенных пожарным проездом, должно быть не менее 8000 мм.

5.4 Расстояние между осями смежных трамвайных путей на кривых участках пути необходимо увеличивать на сумму величин свеса середины вагона с внутренней стороны кривой и выноса угла вагона с наружной стороны кривой (приложение Г).

Расстояния между осями смежных путей на кривых участках трамвайной линии для четырехосного подвижного состава обычного трамвая следует принимать по таблице 1.

Расстояние, мм, между осями смежных путей на кривых участках трамвайной линии, в середине кривой, при исходных расстояниях между осями на прямых участках, мм

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *