где применяется простая запись в учете
Для чего необходимо делать бухгалтерские проводки
Основное назначение бухгалтерской проводки — это документирование фактов хозяйственной деятельности у экономического субъекта. Путем документирования операций и составления проводок ведется бухгалтерский учет, а затем формируется бухгалтерская отчетность. Поскольку бухотчетность передается в контролирующие органы и рассматривается учредителями, инвесторами и кредиторами, составлять ее следует без искажений, и именно от правильности проводок будет зависеть наличие или отсутствие таких искажений.
Как исправить ошибки в бухгалтерском учете? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Типовую ситуацию. Это бесплатно.
Составлять бухгалтерские проводки необходимо практически всем юридическим лицам, т. к. статьей 6 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ за ними закреплена обязанность по ведению бухучета. Согласно этой же статье отказаться от его ведения могут:
Из каких элементов состоит бухгалтерская проводка
Для того чтобы сформировать проводку, коммерческим предприятиям потребуются счета бухгалтерского учета, которые приведены в Плане счетов, утвержденном приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Государственные, муниципальные, банковские учреждения указанным Планом счетов не пользуются. Для этих структур утверждены другие планы счетов, о которых можно почитать здесь.
В создании проводки участвуют два счета, поэтому часто вместо слова «проводка» можно услышать словосочетание «корреспонденция счетов» или «двойная запись».
Обычно проводка формируется по дебету одного и кредиту другого счета. Все счета, принимающие в этом участие, имеют определенные номер, структуру и характеристику. При этом на обоих счетах фиксируется одинаковая сумма.
Но существуют записи, в формировании которых задействуется только один счет. Это так называемые забалансовые счета, представленные в Плане счетов. Принцип двойной записи для них нехарактерен. Проводка составляется либо по дебету, либо по кредиту такого счета.
Как составить бухгалтерские проводки по хозяйственным операциям: основные принципы
Чтобы понять, как делать бухгалтерские проводки правильно в каждой хозоперации, нужно знать, какими бывают и как ведут себя в различных корреспонденциях счета бухгалтерского учета.
Счета бывают активными, пассивными и активно-пассивными. Одну проводку могут формировать два активных счета или два пассивных, по дебету может быть задействован активный, а по кредиту — пассивный счет или наоборот. Проводок в каждой организации составляется великое множество, и мы не сможем разобрать все их в рамках одной статьи, поэтому просто разъясним принципы формирования бухгалтерских записей с учетом того, какой счет задействован — активный, пассивный или активно-пассивный.
Проводки с активными счетами
На активных счетах отражаются активы организации, они имеют только дебетовое сальдо. При формировании проводки по дебету такого счета показывается поступление активов (например, товаров, материалов, внеоборотных активов, денежных средств и пр.), по кредиту — выбытие.
Например, счета 10 «Материалы» и 41 «Товары» — активные. Проводки, составляемые с их участием, могут быть такими:
Если в проводке участвуют два активных счета, то это может выглядеть следующим образом: Дт 51 «Расчетный счет» Кт 50 «Касса» — сдана наличная выручка на расчетный счет, т. е. количество денежных средств на счете в банке увеличилось, в кассе уменьшилось, а в целом для экономического субъекта осталось прежним.
Проводки с пассивными счетами
Пассивные счета регулируют источники имущества компании и имеют кредитовое сальдо. При создании проводок по дебету показывается уменьшение таких источников, по кредиту — их образование.
Покажем, как сформировать проводки с пассивными счетами. Например, счет 80 «Уставный капитал» — яркий пример пассивного счета, используемый, наверное, во всех коммерческих организациях для отражения собственных источников имущества:
Что касается привлеченных источников средств, рассмотрим процесс создания проводок с использованием счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»:
Проводки с активно-пассивными счетами
К активно-пассивным относятся счета, сальдо которых может быть и дебетовым, и кредитовым. При формировании проводки учитываются характеристики счета для каждой конкретной операции. Примером активно-пассивных счетов выступают счета расчетов, например, счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», а также счета, с помощью которых выводится финансовый результат деятельности хозсубъекта: 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» и пр. Зачастую все проводки формируются с обязательным применением субсчетов к этим счетам. Приведем примеры составления проводок со счетом 90:
Проводки бывают простые и сложные. Это будет зависеть от самой операции, которую они отражают:
Нужно помнить, что практически все проводки, отражающие хозяйственные операции, формируются на основании подтверждающих документов. Это могут быть документы от поставщиков, банковские выписки, документы на отгрузку, ведомости по начислению зарплаты, бухгалтерские справки и пр.
Приведенный список не исчерпывает всего объема первичных документов, применяемых в бухучете, и может быть расширен в зависимости от особенностей учета, осуществляемого в каждой конкретной организации.
Полный список первичных документов вы найдете в Справочнике от КонсультантПлюс. Получите бесплатно пробный доступ к системе и переходите к перечню.
Итоги
Итак, в статье мы рассказали о назначении бухгалтерских проводок, о том, кому и для чего их нужно составлять и кто освобожден от такой обязанности, а также привели примеры проводок с участием различных счетов бухгалтерского учета и напомнили, что формирование бухгалтерских записей происходит лишь на основании документов.
Простая запись
Такие бухгалтерские понятия, как «актив», «пассив», «дебет» и «кредит», применимы только к балансовым счетам. Все эти понятия используются в проводке, которая представляет собой описание события хозяйственной жизни организации, составленное по правилам двойной записи.
Соответственно в проводке могут использоваться только балансовые счета.
Но малозначительные хозяйственные события отражаются с использованием забалансовых счетов и по правилам простой записи.
Простая запись – это описание хозяйственного события, в котором задействован только один счет, причем этот счет не определяется как счет дебета или кредита, это просто счет. Простая запись выглядит как упрощенная проводка.
Например, простая запись отражения факта поступления материальных ценностей на ответственное хранение, которые согласно сопровождающим документам стоят 4 000 000 руб., может иметь следующий вид:
Поступление материальных ценностей на ответственное хранение
А простая запись факта возврата этих же материальных ценностей их владельцу может выглядеть следующим образом:
Возврат материальных ценностей с ответственного хранения
Для забалансовых счетов в Главной книге также вводятся страницы, но записи в них более краткие, чем записи для балансовых счетов.
Например, страница Главной книги счета 002 с отражением представленных здесь простых записей может выглядеть следующим образом:
Счет 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение»
Сальдо забалансового счета также не будет ни дебетовым, ни кредитовым.
Внешнее различие между двойной записью (проводкой) и простой записью заключается лишь в том, что в простой записи используется один счет, а в проводке – два счета. Если бухгалтерский учет ведется в бумажной форме, то для простых записей могут использоваться тот же журнал и те же таблицы. При этом графа таблицы для второго счета не используется.
Этот же подход применяется в компьютерных бухгалтерских программах. Простые записи можно вносить в них вперемежку с проводками, и они будут выглядеть так же, как проводки. Простая запись отличается от проводки тем, что в простой записи второй счет не указывается или в качестве второго счета указывается какой-нибудь ничего не значащий, фиктивный счет, например, счет 00. Компьютерная программа дополнительно контролирует бухгалтера, чтобы он не мог сделать ошибочную запись. Правильная бухгалтерская программа не позволит бухгалтеру записать проводку с использованием двух счетов, один из которых является балансовым, а другой – забалансовым, ведь оба счета в проводке должны быть балансовыми!
Выводы
1. Бухгалтерский счет – это основной бухгалтерский измеритель группировки информации о стоимости имущества организации, ее долгах и должниках.
2. Основной классификацией бухгалтерских счетов является их деление на активные и пассивные счета. На активных счетах отражаются активы организации, т. е. ее имущество и долги со стороны внешнего мира. На пассивных счетах отражаются пассивы организации, т. е. ее долги внешнему миру, включая средства, вложенные в организацию ее собственником. Бухгалтерские счета, которые в зависимости от ситуации могут быть как активными, так и пассивными, называются активно-пассивными счетами.
3. Использование понятий «дебет» и «кредит» позволяет существенно облегчить бухгалтерский учет. Дебет означает увеличение актива или уменьшение пассива. Кредит означает уменьшение актива или увеличение пассива.
4. Элементарная бухгалтерская запись события хозяйственной жизни организации на бухгалтерском языке называется проводкой. Проводка содержит три основных элемента: счет дебета, счет кредита, денежная сумма. Именно потому, что в проводке задействуется два счета, современная бухгалтерия называется двойной.
5. Для описания хозяйственных событий, не касающихся имущества и обязательств организации, используется простая запись, которая отличается от проводки тем, что в ней используются не два, а только один забалансовый счет.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
ЛЕКЦИЯ № 4. Счета и двойная запись
ЛЕКЦИЯ № 4. Счета и двойная запись 1. Виды счетов, их структура В процессе производства каждый день осуществляется большое число хозяйственных операций, требующих текущего отражения, для чего используются специальные формы-счета бухгалтерского учета, которые построены
2. Двойная запись, ее назначение
2. Двойная запись, ее назначение Для любой хозяйственной операции обязательно характерна двойственность и взаимность. Для сохранности этих свойств и контроля за записями хозяйственных операций на счетах в бухгалтерском учете применяется способ двойной записи.Двойная
ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ НА СЧЕТАХ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ
ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ НА СЧЕТАХ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ Каждая хозяйственная операция вызывает равновеликие изменения в двух статьях баланса и равенство итогов актива и пассива баланса не нарушается. При отражении операций на счетах, связанных с балансом и открываемых на основе его
57. Двойная запись хозяйственных операций по счетам
57. Двойная запись хозяйственных операций по счетам Любая хозяйственная операция обязательно обладает двойственностью и взаимностью. Для сохранения этих свойств и контроля за записями хозяйственных операций на счетах в бухгалтерском учете используется способ двойной
8. Система счетов и двойная запись
8. Система счетов и двойная запись Средства предприятия, а также их источники образования по экономическим признакам объединяются в однородные группы, которые называются счетами, т. е. каждый счет создан для учета одинаковых объектов по экономическому содержанию, и в
Двойная бухгалтерская запись
Двойная бухгалтерская запись Бухгалтерский счет – это базовое понятие бухгалтерского языка, предназначенного для описания хозяйственной жизни организации. А рабочий план счетов – это алфавит бухгалтерского языка, составленный для нужд конкретной организации. С
16. Система счетов и двойная запись
16. Система счетов и двойная запись Для текущего учета и контроля используется система счетов бухгалтерского учета.В теории и методологии бухгалтерского учета системе счетов бухгалтерского учета принадлежит особая роль, так как с их применением реализуется проблема
18. Двойная запись
18. Двойная запись Каждая хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета дважды (методом двойной записи): по дебету одного и кредиту другого счета. Такая запись называется бухгалтерской проводкой или корреспонденцией счетов.Синтетический и
Запись ваших сообщений
Запись ваших сообщений · Сделайте все возможное, чтобы ваши исходящие сообщения были краткими и выразительными. После их записи проверьте степень их внятности и энергичности.· Если вы собираетесь отсутствовать на работе больше чем один день, оставьте для своих
Простая математика
Простая математика Влияние сульфатов заставляет еще раз вспомнить о царящей в научных кругах неуверенности по вопросу оценки климата. Существует множество причин, по которым расчет влияния углекислого газа на глобальное потепление затруднен, невзирая на то что
Простая геометрия
Простая геометрия Тысячи лет философы, математики, художники восхищались уникальными свойствами золотого прямоугольника. Это магическая фигура, основанная на золотом сечении (соотношении) сторон, равном 1,618 к 1, или приблизительно 5/8, которое соблюдается в формате
Когда вести графическую запись
Когда вести графическую запись Не следует делать графическую запись всей встречи. Но бывают критические моменты, когда графическая запись будет весьма уместна. Вот что желательно зафиксировать графически:• Цели и результаты встречи. Их лучше написать на
Запись продукта совместно с клиентами
Запись продукта совместно с клиентами Рассмотрим не самый очевидный вариант клонирования. Вы можете записать совместный инфопродукт со всеми своими клиентами из коучинга. А дальше продавать его будете и вы, и все остальные участники записи.Это является промежуточным
II. Запись инфопродукта
II. Запись инфопродукта 1. Определите техническую наполненность инфопродукта (текст, аудио, видео).2. Запишите инфопродукт.3. Сожмите аудио и видео.4. «Почистите» аудио и видео.5. Если нужен дополнительный текст – сделайте транскрипцию аудио.6. Проверьте транскрипцию на
Перекрестная запись идей
Перекрестная запись идей ЦЕЛЬ ИГРЫИногда самая лучшая идея представляет собой компиляцию нескольких разных идей. Перекрестная запись идей (Brainwriting) – это простейший способ генерации идей в группе, обмена ими и построения на их основе чего-то большего. Одна голова хорошо,
Ваша первая запись готова
Ваша первая запись готова Итак, вы начали вести свой Дневник сканера. Поздравляю! Вы узнали, что такое поймать идею, пока она вас интересует. Теперь вы поняли, как сохранить мечту, пусть даже мимолетную, пусть даже одну из многих.Зачем нужно сохранять свои мечты?Есть
Простая система бухучета… непроста!
директор ООО «Инкубатор для бухгалтера», к.п.н., аудитор
Микропредприятия получили право вести бухгалтерский учет без применения двойной записи — по простой системе (п. 6.1 ПБУ 1/2008). По мнению Минфина России, этот способ является упрощенным. Так ли это?
Счета и двойная запись
Двойная запись подразумевает отражение факта хозяйственной жизни одновременно на двух счетах бухгалтерского учета (п. 1 ст. 9, пп. 1 и 3 ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). В свою очередь, счета — основа регистров бухучета, способ систематизации и накопления информации (п. 19 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, п. 1 ст. 30 Закона 402-ФЗ). Иного определения понятию счета мы не найдем. А План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению (утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н) не являются нормативными документами, поскольку в Минюсте РФ не зарегистрированы.
Путем простой записи ведется налоговый учет, в том числе при упрощенной системе налогообложения (ст. 346.24 НК РФ). Однако за каждой записью в книге учета доходов и расходов стоит не единственный первичный документ. Например, расходы в ней отражаются после оплаты приобретенных товаров (работ, услуг). А значит, нужен документ, удостоверяющий их приобретение.
В бухгалтерском учете простая запись должна обеспечивать не только регистрацию доходов и расходов, но и формирование баланса.
Рекомендации ИПБ России
Начиная с 1 января 2013 года к документам регулирования бухгалтерского учета относятся рекомендации, принятые некоммерческими организациями, преследующими цели развития бухгалтерского учета (пп. 3 п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 22, п. 5 ст. 24 Закона 402-ФЗ). В этой связи вы на добровольной основе можете воспользоваться Рекомендациями для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности*.
В разд. 3.5 Рекомендаций описано ведение бухучета якобы по простой системе — на основе Книги (журнала) учета фактов хозяйственной жизни (по форме К-2МП). Посредством записей в Книге факты хозяйственной жизни сразу распределяют по строкам бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах (по формам, приведенным в приложении № 5 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2019 № 66н). При этом Книга выступает единственным регистром бухучета. Статьи отчетных форм играют роль обобщенных счетов.
На деле в Рекомендациях о простой записи речи нет. Авторы Рекомендаций отразили стоимостную оценку каждого факта хозяйственной жизни по двум или даже по трем графам-счетам. Поэтому примеры, приведенные в Рекомендациях, фактически демонстрируют двойную запись. Эту точку зрения подтверждает информация о том, что Минфин России разрабатывает новую систему счетов, соответствующих строкам отчетности.
Тем не менее регистр К-2МП, представленный в Рекомендациях, является реальным шагом к упрощению учета. Воспроизводим этот регистр в несколько видоизмененном виде, адаптированном к простой записи.
Простая запись
Простая система по-прежнему не дает нам покоя. Путь к решению этой проблемы лежит через анализ объектов бухгалтерского учета (ст. 5 Закона 402-ФЗ).
Сопоставление определения факта хозяйственной жизни (п. 8 ст. 3 Закона 402-ФЗ) и характеристик элементов бухгалтерской отчетности (разд. 7 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобр. Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997) позволяет сделать выводы:
Если же учет ориентирован на простую запись, изменение любого из базовых объектов порождает факт хозяйственной жизни.
Иными словами, факт хозяйственной жизни не является уникальным объектом бухгалтерского учета.
На практике ведение учета путем простой записи потребует экономического мышления.
При двойной записи проблематично правильно подобрать корреспонденцию счетов. А главная сложность простой записи — обеспечить сплошной учет изменений базовых объектов, без пропусков и изъятий. Необходимым, но недостаточным свидетельством полноты учета будет совпадение итогов актива и пассива баланса. Ну а стоимостные оценки объектов по-прежнему придется формировать по правилам ПБУ. Можно ли рассматривать простую запись как упрощенный способ — судить читателю.
* Утв. решением Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» (протокол от 25.04.2013 № 4/13). Одобрены 17.09.2013 Экспертной группой Минфина РФ по вопросам ведения бухгалтерского учета и отчетности СМП (размещены на сайте «ИПБ России»).
УСН: от простой записи операций к составлению баланса
Никто из опрошенных нами бухгалтеров не смог объяснить, как совместить простую запись операций и составление баланса. Самые находчивые предлагали сделать инвентаризацию. Между тем выход есть.
Малым предприятиям разрешены простая система ведения учета (без применения двойной записи), а также «кассовый» способ признания доходов и расходов (по оплате). Эти методы официально объявлены упрошенными. Так ли это в действительности? Ведь последовательной реализации указанных норм на методическом уровне, для практического применения, нет. Причина – в отсутствии теоретического подхода. На самом деле нет ничего практичнее хорошей теории. Это до такой степени аксиома, что автора данного изречения достоверно установить невозможно.
Поэтому начнем с абстрактных рассуждений. Это не так скучно и не так страшно, как кажется. Наш материал «приоткроет дверь в кухню» профессиональных суждений бухгалтера.
Что такое факты хозяйственной жизни
В нормативных источниках базовые понятия проработаны недостаточно подробно. Восполним этот пробел, выявляя логические связи между формулировками Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ).
Бухгалтерский учет ведется посредством регистрации данных об объектах бухгалтерского учета в регистрах, а счета – это особый способ систематической группировки объектов бухгалтерского учета (п. 3, подп. 4 и 5 п. 4 ст. 10 Закона № 402-ФЗ). Источником данных, подлежащих регистрации, являются первичные учетные документы.
Первичный документ оформляется на каждый факт хозяйственной жизни (п. 8 ст. 3, п. 1 ст. 9 Закона № 402-ФЗ).
Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются:
Сопоставление перечисленных норм приводит к выводу, что факт хозяйственной жизни является сложным объектом, в состав которого входят иные объекты. А требование о применении двойной записи позволяет утверждать: факт образует изменения (в т.ч. возникновение) пары объектов, перечисленных в п. 2–6 ст. 5 Закона № 402-ФЗ. Будем называть эти объекты «фундаментальными». Именно их изменения оказывают влияние на показатели бухгалтерской отчетности (п. 1 ст. 13 Закона № 402-ФЗ).
Формально альтернативой двойной записи может выступать одинарная или даже тройная запись, если такой подход допускают подзаконные акты. Критерием «кратности» выступает число фундаментальных объектов, которые объединяет в себе факт.
Именно так обстоит дело на практике. Примеры:
ДЕБЕТ 62 КЕДИТ 90
– факт «признана выручка от продажи товара покупателю» – объединяет признание актива (дебиторской задолженности) и дохода;
ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 41
– факт «списана себестоимость проданного товара» – характеризует одновременное уменьшение актива и признание расхода.
Закон № 402-ФЗ обязывает нас группировать фундаментальные объекты в факты, если мы ориентированы на двойную запись. Соответственно факт хозяйственной жизни следует рассматривать как составной объект.
Эту точку зрения подтверждает Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобр. Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом ИПБ России 29 декабря 1997 г.). В качестве элементов бухгалтерской отчетности в Концепции (п. 7.1) перечислены активы, обязательства и капитал. Хозяйственные операции или факты хозяйственной жизни в качестве самостоятельных элементов в Концепции не выделены (и вообще не охарактеризованы). Более того – Концепция (п. 7.2) определяет активы в связи с фактами хозяйственной деятельности. Те же элементы указаны и в документе «Концептуальная основа составления финансовой отчетности», на который опирается МСФО.
Ограничимся рассмотрением деятельности, источником финансирования которой выступает капитал.
Подведем итоги наших рассуждений.
Факт хозяйственной жизни – обобщенное наименование одного или нескольких фундаментальных объектов бухгалтерского учета. В целях применения двойной записи фундаментальные объекты объединяют в факты попарно. Если требование о двойной (или любой кратной) записи не предъявляется, то факт может порождать любой из фундаментальных объектов в единственном числе. Наш подход к классификации представлен в таблице 1.
Счета бухучета можно установить самостоятельно
Инструкция по применению Плана счетов (утв. приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н) строго предупреждает: дополнительные синтетические счета можно вводить только для специфических операций и исключительно по согласованию с министерством. Но это предписание не имеет нормативной силы, поскольку Инструкция не зарегистрирована в Минюсте России.
Замечательный шаг в направлении либерализации счетоводства сделал Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБР). В разработанном им документе «Рекомендации для субъектов малого предпринимательства по применению упрощённых способов ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» (разд. 3.5) в качестве счетов использованы наименования статей упрощенных форм отчетности (прил. № 5 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»). Эти счета ИПБР сгруппировал в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной жизни (К-2МП). Сама же Книга представляет собой единственный регистр бухгалтерского учета.
Соответствие счетов упрощенного учета и традиционных счетов мы охарактеризовали в таблице 2.
По замыслу ИПБР Книга предназначена для ведения учета по простой системе, однако предложенные примеры ее заполнения свидетельствуют о применении двойной и даже тройной записи (одна и та же сумма отражается по нескольким графам-счетам).
Автор предлагает отказаться от стереотипа двойной записи.
Простая запись знакома бухгалтерам: она применяется для ведения учета на забалансовых счетах и в налоговом учете.
Для учета путем простой записи автор немного изменил форму, разработанную ИПБ (таблица 3).
Подчеркнем: МСФО не содержит требования о применении двойной записи. Это всего лишь формальная техника учета. В международных стандартах обсуждается, как то или иное событие непосредственно в статьях отчетности (например, п. 39–41 МСФО (IAS) 16 «Основные средства», введ. приказом Минфина России от 25 ноября 2011 г. № 160н). А специалисты Минфина России объявили, что намерены разработать новый план счетов, наименования которых будут соответствовать отчетным показателям. Фактически ИПБР так и поступил. В таблице 3 упрощенные счета тоже пронумерованы (номера граф с 1п по 18п, литера «п» обозначает простую запись).
Простая запись в действии
В примерах, приведенных в Рекомендациях ИПБР, одна и та же сумма по строке отражена в двух или даже в трех графах-счетах. Причина этого – в содержании фактов хозяйственной деятельности, которыми оперировали авторы Рекомендаций. Поэтому реального отказа от двойной записи мы не наблюдаем.
Как формулировать содержание факта, чтобы получить именно простую запись, – иллюстрирует таблица 4. В ней графы из Регистра (таблица 3) обозначены номерами. Пока мы придерживаемся метода начиления.
Как видно, в таблице 4 ведется обособленной учет активов, обязательств, доходов, расходов и капитала. Правда, в ней с равным успехом можно вести учет путем двойной записи. Упрощение лишь в том, что применение простой системы не требует специальных знаний о корреспонденции счетов. Преобладает экономическая логика, которая присуща руководителям малого бизнеса, не имеющим бухгалтерского образования.
Учет по кассовому методу
Более веская причина, по которой мы уделили столько внимания простой системе, – в том, что она открывает дорогу кассовому методу. Для реализации такой учетной политики традиционный учет посредством двойной записи на корреспондирующих счетах не приспособлен.
Применение кассового метода интересно еще и тем, что по этому методу ведется налоговый учет «на упрощенке» (с объектом налогообложения «доходы минус расходы»). В целях оптимизации учета дополним регистр простой записи графами из книги учета доходов и расходов. Получится форма «два в одном» (таблица 5) – наподобие универсального передаточного документа, который многим бухгалтерам пришелся по вкусу.
Теперь о главной тонкости кассового метода, ускользающей от понимания многих специалистов. В нем идет речь о признании оплаченных доходов и расходов исключительно в отчете о финансовых результатах. Факт оплаты затрат, участвующих в формировании актива, не отразится на его свойствах, перечисленных в Концепции (п. 7.2, 7.2.1). Следовательно, подход к составлению баланса не изменится.
В таблице 6 описаны те же операции, что и в таблице 5 с той разницей, что учет доходов и расходов ведется по оплате.
В таблице 6 при определении финансового результата деятельности прибыль за отчетный период рассчитана как разница между доходами и расходами (п. 7.7 Концепции). Однако в кассовом методе увязки между чистой прибылью и капиталом уже не имеется. Поэтому в таблице 6 капитал определен как разность между суммой активов обязательств на отчетную дату (п. 7.4 Концепции).
Вы наверняка заметили, что показатели чистой прибыли, выведенные в таблицах 5 и 6, значительно различаются (150 и 460 тыс. руб. соответственно). Однако распределению между собственниками компании подлежит именно чистая прибыль – вне зависимости от метода, которым она получена. Ее сумма берется из строки «Чистая прибыль (убыток)» отчета о финансовых результатах, предусмотренной нормативным правовым актом. Коль скоро вы остановили свой выбор на кассовом методе, выявлять чистую прибыль путем дополнительных расчетов не следует. Однако при выделении дивидендов приходится соблюдать ограничения, установленные для чистых активов (ст. 29 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Так что в описанной ситуации выплатить больше чем 150 тыс. рублей невозможно.
Автор не призывает к внедрению простой системы или кассового метода. Эти варианты учетной политики не соответствуют сложившимся стереотипам, а также не освобождают от необходимости применения ПБУ. Впрочем, не исключено, что описанные способы кому-то действительно покажутся упрощенными.
Путеводитель для УСН
С 2013 года компании на УСН вынуждены вести бухучет. Книга поможет бухгалтеру разобраться в том, как составить баланс и согласовать все отчетные формы.
Узнайте больше >>
Читайте также по теме:
электронное издание
100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ
Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами
наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе!
Свежий выпуск издания доступен подписчикам бератора бесплатно.
Выбор читателей
Изменения бухгалтерского и налогового законодательства с 2022 года
Новые правила взыскания алиментов вступили в силу. А вот будут ли работать?
Сим-карты компании под контролем: проверьте регистрацию на госуслугах
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование