где взять декларацию соответствия на товар для ип

Как получить сертификат соответствия и для чего он нужен

где взять декларацию соответствия на товар для ип. где взять декларацию соответствия на товар для ип фото. картинка где взять декларацию соответствия на товар для ип. смотреть фото где взять декларацию соответствия на товар для ип. смотреть картинку где взять декларацию соответствия на товар для ип.

Некоторые товары нельзя произвести и сразу отправить в продажу. Для начала нужно получить сертификат или декларацию соответствия, которые закрепляют качество продукции. Рассказываем, кто обязан получать эти документы и как это сделать.

Содержание статьи

Для чего необходим сертификат соответствия продукции

Это барьер для защиты рынка от некачественной продукции. В каждой стране существуют стандарты, чтобы потребитель покупал вещи или продукты, которые не принесут вреда.

Например, предприниматель запустил производство детских игрушек. Сначала специалисты проводят исследования и выясняют, сделаны ли игрушки из безопасных материалов. Проверяют, не повредят ли детали детские руки. После этого производство получает сертификат соответствия и выходит на рынок. Без испытаний и разрешений продавать такую продукцию не получится. Это вне закона.

Бизнес зачастую использует сертификат соответствия в маркетинге и рекламе. Производители продуктов часто подчеркивают, что заботятся о покупателях и все делают по ГОСТу. Это значит, что потребитель получает качественный товар.

Какие товары нужно сертифицировать

Полный список товаров, подлежащих сертификации, можно найти в Постановлении правительства от 1 декабря 2009 года N 982. Например, в России производители и импортеры обязательно сертифицируют:

Кроме этого, если бизнес ведет торговлю со странами таможенного союза, то для этих территорий действуют сертификаты с обозначением ТР ТС. Список в Решении Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 N 620.

Есть один важный момент. Иногда для продукции не нужен сертификат, но необходима декларация соответствия. Это значит, что ответственность за качество продукции несет производитель, а не комиссия по сертификации. Декларации нужны для бытовой химии, минеральных удобрений, пиломатериалов. Полный список смотрите в том же постановлении правительства.

Если хотите узнать, нужен ли сертификат для продукции, придется изучить оба документа. Потому что некоторые группы товаров исключены из сертификации, но по решению таможенного союза для них нужна декларация. Например, так произошло с чаем. В целом, при запуске бизнеса стоит узнать все требования и выяснить, нужен ли сертификат на продукцию.

Виды сертификатов соответствия

В России и странах таможенного союза действуют 2 основных сертификата соответствия:

Кроме этого, в некоторых случаях понадобятся и другие сертификаты:

Что такое обязательная сертификация продукции

Выше указаны товары, которые необходимо сертифицировать. То есть без получения сертификата или декларации соответствия — продавать эти товары запрещено законом.

В КоАП РФ есть статья 14.44. «Недостоверное декларирование соответствия продукции». Согласно этой статье, если продукция попала на рынок без сертификации или с использованием недостоверных документов, то за это грозят штрафы:

А если из-за несертифицированной продукции пострадали люди, животные, растения, имущество граждан и государства, то наказание ужесточается:

Если из-за этой продукции кто-то получил тяжкий вред для здоровья, то все может перерасти и в уголовное наказание.

Основатель бренда «Воронцовские сыры» Александр Воронцов считает, что сертификация по большей части держится на честном слове бизнеса:

«Мы получаем декларацию соответствия продукции. Надо сказать, что бизнес в принципе может легко пройти проверку. Например, мы отправляем сыр на экспертизу, но кто знает, чей это сыр? Я могу привезти его из Италии и отдать на экспертизу. Но мне это не нужно. Потому что если кто-то отравится нашими продуктами, то можно получить не только штраф, но и срок. В итоге сертификация, конечно, вещь необходимая, но потребитель выбирает не по документам, а по реальному качеству. Поэтому качество лучше соблюдать не только для контролирующих органов»

Что такое добровольная сертификация

Возвращаемся к закону, который регламентирует товары для обязательной сертификации. Есть продукция, которую можно не сертифицировать. Например, фанерные изделия, спички, сортовая посуда и разные полимеры.

Но некоторые предприниматели проходят добровольную сертификацию в маркетинговых целях. Можно сказать покупателям, что компания настолько уверена в качестве, что не боится пройти тесты, которые это подтверждают. Добровольная сертификация проводится в аккредитованных центрах по правилам ГОСТ Р.

Кроме маркетинга, есть и бизнес-цели. Некоторые предприниматели сами заказывают сертификаты соответствия, чтобы получить преимущество в тендерах. Например, школа закупает посуду по 44-ФЗ. Есть два одинаковых поставщика, но один готов подтвердить качество продукции, а другой нет. Скорее всего, школа выберет того, кто предлагает более качественный товар.

Другие компании идут на это, чтобы стать поставщиками крупных заказчиков. Иногда бренды с помощью добровольной сертификации устраивают фильтр для контрагентов. Работает это так: идет закупка полимеров, но есть угроза нарваться на некачественную продукцию. Компания объявляет, что закупается только у поставщиков, которые имеют сертификат соответствия на свои товары.

Директор онлайн-бухгалтерии «Небо» Артем Туровец считает, что добровольно проходят сертификацию и для развития компании:

«Иногда это нужно не для завоевания клиентов или контрагентов. Например, стандарты ISO 9001 реально помогают разложить по полочкам внутренние процессы компании, чтобы стать лучше и эффективнее. Только надо понимать, что такая сертификация займет год, и ее не стоит получать для галочки. К сожалению, на рынке есть конторы, которые нарисуют сертификат, но в таком подходе нет смысла. У меня есть документ аудитора по ISO 9001, и я провожу обучение, чтобы максимально приблизить процессы к стандартам. Возможно, позже компания пройдет и сертификацию»

Как получить сертификат соответствия и кто его выдает

Процесс выдачи сертификатов соответствия на продукцию контролирует Росаккредитация, а выдают заключения центры сертификации. Они проходят аккредитацию, чтобы работать официально и без претензий со стороны контролирующих органов. На сайте Федеральной службы аккредитации размещен реестр подходящих центров и лабораторий.

Заходите на страницу, вводите данные центра и смотрите результат. Главное, чтобы около центра был зеленый значок. Это обозначение, что организация действует и лицензия в порядке.

где взять декларацию соответствия на товар для ип. где взять декларацию соответствия на товар для ип фото. картинка где взять декларацию соответствия на товар для ип. смотреть фото где взять декларацию соответствия на товар для ип. смотреть картинку где взять декларацию соответствия на товар для ип.

После этого нужно написать заявление на получение сертификата соответствия и отобрать образцы продукции, которую предстоит проверить. Если сертифицируют производство, то представители центра придут на территорию компании. Если продукция соответствует стандартам, то компания получает зарегистрированный сертификат соответствия. У определенных товаров есть дополнительные требования.

Сооснователь пивоварни Manfas Brewery Александр Орлов считает, что проходить сертификацию не трудно, но долго:

«Нам приходится отправлять на экспертизу каждый сорт пива, расписывать все ингредиенты, содержание алкоголя, в какой емкости напиток, что будет на этикетке, нужно еще дать все протоколы и акты экспертизы. Сначала пиво проверяют в лаборатории, а потом еще и в Росалкогольрегулировании. В итоге на все уходит 3-4 недели. Без сертификата пиво продавать нельзя, поэтому приходится ждать. И это довольно утомительно, если у тебя несколько сортов продукции. С другой стороны, я понимаю, что сертификация в нашей области необходима, чтобы на рынок не попало некачественное пиво»

Сооснователь агентства по управлению продажами на маркетплейсах Upmarket Олег Неворотов объясняет, почему нужно серьезно готовиться к сертификации:

«Допустим, мы решили завести новые товары, нашли в Китае устраивающего нас поставщика, однако в момент, когда первый заказ придет на границу, для таможенного оформления потребуются сертификаты. Получить их можно, протестировав товар в аккредитованных испытательных лабораториях. А лаборатории в свою очередь необходимо убедиться в том, что она исследует образец того производителя, кто далее будет выпускать партию этого товара. Еще пару лет назад достаточно было утверждения заявителя, что товар от фабрики Х, и это принималось на веру.

Сейчас процедура усложнилась: сначала необходимо сделать и проплатить заявку на сертификацию, потом орган по сертификации выписывает официальный запрос с указанием номера заявки, далее фабрика при отправке должна точно указать этот номер в своих сопроводительных документах, отправить образец от того юрлица, которое занимается производством, и при этом указать точные реквизиты заявителя. Учитывая то, что мы имеем дело в основном с иностранными отправителями, часто происходят ошибки, и приходится запускать процесс заново или долго обмениваться корректировочными письмами, теряя время и деньги на этот непродуктивный процесс. Таким образом, на практике получение и передача образцов в лабораторию даже у опытных компаний может занять около 3-х недель. Поэтому сертификация — это первое, о чем мы рекомендуем задуматься будущим продавцам на маркетплейсах»

Для получения сертификата соответствия понадобится стандартный пакет документов:

Кстати, если компания сменила юридический адрес, сертификацию придется пройти заново.

Как выглядит сертификат соответствия

Сертификат соответствия на продукцию выдают в бумажном и электронном видах. В России действует форма, которая установлена Приказом №3725 Министерства промышленности и торговли от 28.10.2020.

где взять декларацию соответствия на товар для ип. где взять декларацию соответствия на товар для ип фото. картинка где взять декларацию соответствия на товар для ип. смотреть фото где взять декларацию соответствия на товар для ип. смотреть картинку где взять декларацию соответствия на товар для ип.где взять декларацию соответствия на товар для ип. где взять декларацию соответствия на товар для ип фото. картинка где взять декларацию соответствия на товар для ип. смотреть фото где взять декларацию соответствия на товар для ип. смотреть картинку где взять декларацию соответствия на товар для ип.

В сертификате соответствия размещают следующую информацию:

Регистрационный номер сертификата. Формат номера RU C-XX.YYYY.A.00001/ZZ:

Заявитель. Компания, которая отправляет продукцию на прохождение сертификации.
Изготовитель. Информация о производителе и продукции, которую необходимо сертифицировать. Если компания находится не в России, то указывают код GLN.
Орган сертификации. Вся информация о центре, который выдает сертификат: от названия до юридического адреса.
Полная информация о продукции: название, марка, коды, номер и размер партии. Если информации слишком много, то к сертификату добавляют приложение.
Код ОКПД 2 (для России) или ТН ВЭД ЕАЭС(для Таможенного союза).
Соответствие требованиям. Прописывают регламенты, которые приняты в России для сертификации данной продукции.
Основание для выдачи сертификата. В этом поле указывают информацию о протоколах исследований или испытаний, которые подтвердили, что продукция успешно прошла проверку.
Дополнительная информация. Например, что компания проходит добровольную сертификацию
Срок действия сертификата.
Подписи руководителя центра аккредитации и экспертов, которые провели испытания.

Срок действия сертификата соответствия

В России сертификаты соответствия выдают на срок от 1 года до 5 лет. Например, если продукция проходит по ГОСТ Р, то максимальный срок до 3 лет. Это закреплено в законе «О техническом регулировании».

Если сертификацию проходит продукция, которая продается в странах Таможенного союза, то срок действия документов может быть до 5 лет. Главное запомнить, что каждый год придется проходить проверку, чтобы сертификат не приостановили или не аннулировали.

Если появилась необходимость проверить срок действия сертификата, используйте сервис от Росаккредитации. Вводите номер документа и получаете информацию о документе:

Можно ли подделать сертификат соответствия?

Это сложно, но предприниматели знают, что на рынке действуют организации, которые предлагают купить поддельные сертификаты и декларации. Работать с такими документами получится до первой проверки, а Росаккредитация ежегодно проводит десятки проверок по выявлению поддельных сертификатов.

В последнее время в борьбу за качество товаров включились и торговые площадки. например, весной 2021 года Ozon и Федеральная служба аккредитации объявили о сотрудничестве. Маркетплейс будет добавлять данные о сертификатах и декларациях в карточки товаров. Это поможет выявлять продавцов с некачественным товаром.

Олег Неворотов считает, что от сертификации выигрывают и потребители:

«Сейчас, когда процесс сертификации стал более прозрачным, потребители продукции могут быть уверены, что если у товара есть сертификат соответствия, то тестировались именно реальные образцы, а не первые попавшиеся или похожие, как часто бывало раньше.

Кроме того, идет постоянная проверка лабораторий, и те компании, которые нарушают требования законодательства, прекращают свою деятельность. С одной стороны, это приводит к удорожанию процесса сертификации, но с другой — делает отношение к нему более доверительным и осмысленным, что гораздо важнее для рынка, так как дает потребителю уверенность в соответствии продукции существующим стандартам»

В целом, сертификация защищает рынок от некачественных товаров, и это стимулирует производить и продавать товары, которые не навредят потребителю.

Источник

Декларация соответствия

Почему выбирают нас?

Законность документов подтверждается Росаккредитацией

Бесплатно проконсультируем по любым вопросам

Приступаем к работе без предоплаты

Получите предложение

где взять декларацию соответствия на товар для ип. где взять декларацию соответствия на товар для ип фото. картинка где взять декларацию соответствия на товар для ип. смотреть фото где взять декларацию соответствия на товар для ип. смотреть картинку где взять декларацию соответствия на товар для ип.

Декларация соответствия – документ, который удостоверяет соответствие принятым нормам технических регламентов или ГОСТов. Наличие декларации необходимо для законного обращения товара на рынке. Исключение составляют группы товаров, для которых предусмотрено подтверждение в форме обязательной сертификации или прохождение процедуры государственного контроля с последующим оформлением свидетельства о государственной регистрации продукции.

Наши специалисты помогут быстро получить декларацию соответствия. Вы предоставляете минимальный пакет документов и мы приступаем к работе без предоплаты. За 9 лет оформили 23 000 документов для 5 800 компаний России, Беларуси и Казахстана.

Виды деклараций о соответствии

Процедура декларирования

Документы, доказывающие соответствие продукции установленным нормативам, оформляет предприятие-производитель или компания, осуществляющая реализацию товара. Главное доказательство – результаты тестирования, которые заносятся в протокол испытаний и передаются для анализа в орган сертификации. Предусмотрено 2 способа декларирования соответствия:

Регистрация декларации соответствия проходит в несколько этапов:

Стоит отметить, что описанная схема является стандартной. Однако она предполагает определенную вариативность. Например, центр аккредитации может запросить дополнительные документы, если сочтет нужным в отдельных ситуациях.

Для регистрации декларации требуется следующее:

Имейте в виду, что список документов иногда меняется в зависимости от требований, которые предъявляет конкретный центр аккредитации. Поэтому такие нюансы перед обращением всегда уточняются.

Пакет документов зависит от того, на какие именно товары оформляется декларация: отечественного или же импортного производства. В первом случае нужно предоставить нормативно-техническую документацию, согласно которой и устанавливается соответствие. То есть это может быть ГОСТ или же ТУ. Что же касается импортной продукции, то заявителю надо предъявить копию контракта и спецификацию к нему или же инвойс. Особое внимание в данном случае будет уделяться производителю, то есть пакет данных по нему увеличивается.

Что должно быть указано в декларации соответствия?

К содержанию декларации законодательство предъявляет конкретные требования. В частности, в этом документе указываются следующие данные:

Декларация заверяется мокрой печатью и подписью руководителя соответствующего органа. Правда, существует исключение. Так, если речь идёт о декларации соответствия по ТС, то документ должен заверить сам заявитель и всё. В документе недопустимо наличие помарок, опечаток, слов или же терминов, которые невозможно разобрать. Декларацию оформляют на листе в произвольном виде, а не на бланке, но она всегда содержит в себе указанные выше данные.

На какой срок выдается декларация соответствия?

Срок действия декларации о соответствии такой же, как у сертификата. Он составляет от 1 года до 5-ти лет (зависит от схемы декларирования). На партию продукции в некоторых случаях регистрируется бессрочная декларация.

Разница между декларацией соответствия и сертификатом соответствия

На одну и ту же продукцию можно оформить сертификат и декларацию. В чем же состоит разница между этими документами? Нужно иметь в виду следующие моменты:

Все перечисленные моменты нужно понимать, чтобы не путать друг с другом сертификат и декларацию. Не забывайте, что наличие одного документа не отменяет необходимость оформлять другой.

Схемы получения декларации соответствия

Декларация может быть оформлена на продукцию, которая выпускается серийно, на контракт или же на конкретную партию. В первом случае документ выдается компании, которая производит товар на территории РФ. Что же касается декларирования контракта, то это необходимо для организации стабильных поставок на территорию России. То есть речь идет об импорте. Оформление декларации на партию позволяет ввести в страну ограниченное количество товара. Обычно речь идет о единичной ситуации.

Аннулирование декларации

Если заявитель при получении декларации предоставил заведомо ложные данные о себе, о производителе или же о продукции, то выданный ему документ аннулируется. Кроме того, к такому лицу могут быть применены санкции. Декларация также автоматически перестает действовать по истечению указанного в ней срока.

Когда нужно переоформлять декларацию соответствия?

Подтверждение соответствия конкретной продукции установленным стандартам касается только определенных видов товара. Это значит, что декларация соответствия выдается на то, что изготовлено по установленной рецептуре, с заявленным составом и с соблюдением оговоренных технологий. Если производитель решил внести какие-то изменения, ему нужно в кратчайшие сроки оповестить о своих действиях центр аккредитации. Причем необходимо предоставить пакет документов, из которого будет понятно, что именно осуществляется, какой станет продукция.

Дальше возможны разные сценарии развития событий. Если изменения не влияют на безопасность товара и не сказываются на его потребительских свойствах, орган аккредитации может сохранить декларацию. В противном случае документ отзовут, то есть его нужно будет оформлять снова.

Однако если производитель не сообщит ничего о происходящем, то он рискует нарушить законодательство о защите прав потребителей. И в таком случае к нему будут применяться соответствующие санкции.

Оформление декларации соответствия необходимо и тогда, когда у предыдущего документа истек срок годности. Но при этом производитель и реализатор имеют право продать партию товара, созданную, когда документ еще был действительным. То есть оформление декларации потребуется для дальнейшего производства. Получение повторного документа происходит по аналогичным правилам, никаких послаблений для заявителя законодательством не предусмотрено.

Преимущества оформления декларации соответствия

Наличие декларации соответствия выгодно самому производителю и (или) реализатору. И для этого есть свои причины:

Из всего вышеперечисленного легко сделать вывод, что прохождение процедуры декларирования – в интересах самой фирмы. Также не стоит забывать о том, что выпуск продукции без разрешительных документов запрещен. Поэтому обращаться в центр аккредитации стоит заранее, чтобы не пострадать от вынужденного простоя.

Отсутствие декларации и другие нарушения

С декларацией могут быть связаны различные нарушения. Так, законодательство предусматривает санкции за отсутствие этого документа в тех случаях, когда он обязательно должен быть, за необоснованное оформление декларации вместо получения сертификата, а также за предоставление заведомо ложных сведений центру аккредитации.

Необходимо отметить, что негативные последствия могут наступить как для производителя, так и для реализатора. Федеральные органы периодически проводят проверки, которые направлены на защиту прав потребителей и выполнение требований законодательства в сфере соблюдения технических регламентов. Кроме того, соответствующие вопросы могут возникнуть при попытке ввезти продукцию на территорию России.

Санкции за нарушение – достаточно серьезные. Они зависят от того, о чем именно идет речь. Кроме того, согласно КоАП РФ повторные нарушения караются более жестко и могут приводить не только к увеличенным штрафам, но и к конфискации самой продукции.

При назначении наказания органы руководствуются еще и тем, какой вред был причинен людям, животным или же окружающей среде. При наличии таких отягчающих обстоятельств штраф может дойти до 1 миллиона рублей. Кроме того, если действия производителя причинили ущерб потребителю, последний получает право подать на него в суд и потребовать компенсацию вреда. Причем речь идет о возмещении материального и морального ущерба.

Все это указывает на важность своевременного отслеживания законодательных требований в отношении всего, что касается декларирования. Если для вас прохождение соответствующей процедуры оказалось слишком сложным, на вникание во все тонкости нет времени, то можно просто поручить оформление декларации опытным специалистам.

Сроки оформления декларации соответствия

Оформление декларации соответствия по срокам зависит от того, есть ли у вас на руках все необходимые документы, готовы ли вы предоставить собственные протоколы испытаний и т. п. Если с бумагами всё в порядке, вопросов к их содержанию не возникает, доказательств тоже хватает, то обычно вся процедура длится 1 рабочий день. Правда, речь идёт о времени от обращения и до получения документа. Если же нужно будет что-то уточнить, процесс может растянуться на несколько дней.

Сколько стоит оформление декларации соответствия?

Стоимость оформления декларации соответствия начинается от 8 500 рублей. Точная сумма зависит от того, какие документы есть на руках у заявителя, не понадобится ли оказать дополнительные услуги (переписать заявление, сделать запрос и прочее). Также большое значение имеет вид декларируемой продукции. К примеру, оформление документов на дезинфицирующие средства одно из самых дорогих: 18 900 рублей. Но учтите, что постоянным клиентам, а также тем, кто заказывает целый пакет услуг, положена скидка. Всегда можно договориться!

Источник

Как малому бизнесу импортировать товары на продажу

Базовые знания для начинающего импортера

Уже более 10 лет я занимаюсь импортом.

Три года я служил на таможне — занимался оформлением грузов юридических лиц. Потом работал в крупных и мелких предприятиях, которые возят из-за границы — импортируют — разные товары для собственных нужд и на продажу.

Я импортировал все, что только можно: например, картины, упаковку и пластиковые изделия из Китая, стройматериалы из Европы, краски и красители из Вьетнама, сырье для производства косметики из Кореи. Привозил товары контейнерами, вагонами, еврофурами и почтовыми посылками.

Кажется, что международная торговля — это что-то очень сложное и доступное только крупному бизнесу, но это не так. Расскажу, как индивидуальному предпринимателю или небольшому ООО организовать импорт, правильно оформить документы на ввоз, рассчитать таможенные платежи и не разориться на штрафах.

Эта статья не сделает из вас эксперта по импорту

Здесь базовые знания для тех, кто хочет начать самостоятельную внешнеэкономическую деятельность, но не знает, как работать с таможней. Этой информации достаточно, чтобы в общих чертах понять, как все устроено. А дальше два пути.

Дешевый — организовать импорт самостоятельно. Но придется разбираться: читать литературу, изучать законы, проходить обучающие курсы. Дорогой — нанять профессионалов, которые привезут и растаможат товары за вас.

Но даже если будете пользоваться помощью других специалистов — таможенных представителей, агентов по сертификации товаров, юристов и логистов, — стоит хотя бы немного разобраться в их работе. Нужно же понимать, за что именно вы платите.

Мировая торговля развивается и глобализируется — нетрудно найти на зарубежных интернет-площадках нужные товары, связаться с производителями или продавцами и договориться о сделке. Легко получить по почте образцы, рассчитать цену и выбрать способ поставки. Иногда кажется, что купить товар в Китае или Италии не сложнее, чем в соседнем городе.

Думаю, что главное препятствие для начинающего импортера — это российская таможня с ее платежами, правилами и штрафами за нарушения. Вот про нее и расскажу подробно.

Какие документы нужны импортеру

Необходимый минимум документов, которые должны быть у каждого импортера: контракт, инвойс, упаковочный лист, транспортная накладная.

Не все документы могут быть у вас в оригинале, это не страшно: достаточно и копий. Но вот контракт лучше иметь в оригинале — на случай если придется судиться или доказывать продавцу свою позицию со ссылкой на договоренности. Банк тоже может запросить оригинал контракта, особенно если вы берете коммерческий кредит на закупку.

По сути это обычный договор поставки, где определен момент и место перехода права собственности на товары и разграничена ответственность партнеров.

Содержание контракта — это вопрос переговоров. Главное, чтобы в документе были зафиксированы следующие условия:

Например, в феврале 2020 года из-за коронавируса китайские фирмы приостановили отгрузку товаров, но не стеснялись требовать оплату по контрактам. Такие вещи необходимо предусматривать и оговаривать в контрактах, чтобы не попасть в неприятную ситуацию.

Если же в контракте не прописаны критерии качества, материал изготовления, способы производства и дизайн товаров, то покупатель сильно рискует. В пришедшем контейнере с грузом может оказаться совсем не то, что он видел в красивых каталогах продавца.

Предложить свою редакцию контракта может любая из сторон. Обычно я составляю контракт на двух языках: русском и английском либо русском и немецком. Если контракт несложный — без запутанных технических описаний и сложных схем оплаты, — можно воспользоваться шаблонами из интернета.

Если же заключаете контракт на дорогое оборудование или предстоит запутанная сделка, например нужно разделить будущую прибыль от перепродажи с продавцом или перевозить товар в несколько этапов, то лучше пригласить переводчика.

Как прописать условия поставки. Чтобы компании из разных стран не спорили из-за трактовки формулировок в контракте, были придуманы базисы Инкотермс. Это набор различных видов условий поставки — на все случаи жизни.

Каждый вариант поставки имеет название из трех букв. Например, есть базис FCA. По его условиям продавец отвечает только за отгрузку и таможенное оформление груза в своей стране, а доставку организует покупатель. С момента, когда продавец отгрузил товар транспортной компании, риски ложатся на покупателя.

А вот базис DDP, наоборот, перекладывает все заботы на продавца. Тот отвечает практически за все: за отгрузку, доставку, прохождение таможни с уплатой всех пошлин — как у себя, так и в государстве, где находится покупатель.

Неважно, из каких стран партнеры: базисы помогают понимать друг друга и однозначно трактовать условия поставки. Международная торговая палата каждые 10 лет обновляет эти базисы и публикует новые версии, обозначая их так: Инкотермс 1990, Инкотермс 2000, Инкотермс 2010. Самая свежая — Инкотермс 2020. Можно заключать контракт на условиях любого базиса любой версии Инкотермс. Но в тексте документа нужно указать, какой версией вы пользуетесь.

Допустим, вы покупаете какие-то товары в Берлине. Согласно договоренностям продавец должен подготовить груз, упаковать, погрузить в ваше транспортное средство в Берлине и оплатить все процедуры по прохождению немецкой таможни. После этого он уже не несет ответственности за груз, то есть место передачи товара — Берлин. А вот транспортировка из Германии и растаможка в России — за ваш счет.

Можно указать все эти договоренности в контракте. Получится несколько листов писанины, которую покупатель и продавец еще полгода будут согласовывать. Или же есть другой способ — воспользоваться базисом Инкотермс 2020 и написать в договоре короткую строчку:

FCA Berlin, Incoterms 2020.

FCA — это название базиса поставки, Berlin — место передачи груза покупателю, а Incoterms 2020 — версия базисов.

Или пусть вы договорились с продавцом, что он за свой счет на своем транспорте доставит товар в аэропорт Шереметьево. А вам останется только принять, разгрузить и растаможить его в России. Тогда права собственности перейдут к вам в Шереметьеве, а если с грузом при транспортировке что-то случится, то отвечать будет продавец.

И на такой случай есть вариант поставки: DAP. Если в документах написано DAP Moscow, Sheremetyevo, Incoterms 2020, это означает, что стоимость доставки до Шереметьева уже включена в контракт, а за перевозку отвечает продавец.

Это счет на оплату, где указаны:

Подготовить инвойс — обязанность продавца. Обратите внимание, что банковские реквизиты продавца в инвойсе и контракте должны совпадать, иначе могут возникнуть вопросы: при оплате контракта — со стороны банка, при ввозе товаров в страну — у таможни.

Если продавец своими силами организует доставку — как, например, в базисах DAP, CPT, CIP Инкотермс, — то в инвойсе отдельно может быть прописана стоимость транспортировки груза до места передачи.

Продавец прописывает в упаковочном листе конкретное количество товаров, вес груза без упаковки и вместе с ней, вид упаковки, объем и количество грузовых мест.

Зачастую товары идут в составе большого сборного груза от разных отправителей. Упаковочный лист помогает компании-перевозчику не запутаться при сортировке грузов на складе.

Транспортный документ подтверждает, что перевозчик принял груз у продавца, чтобы доставить его покупателю. Вид документа зависит от того, каким транспортом доставляют товар.

Виды транспортных документов

Способ доставкиНазвание транспортного документа
Автодорожным транспортомМеждународная товарно-транспортная накладная, CMR
СамолетомГрузовая авианакладная, AWB
ПоездомЖелезнодорожная накладная международного сообщения, SMGS
КораблемКоносамент, он же Bill of landing

Бывает, что груз доставляют несколькими видами транспорта. Например, сначала перевозят поездом, а потом перегружают на корабль. В случае такой доставки — она называется мультимодальной — нужен отдельный документ под каждый вид транспорта.

Вам не придется составлять транспортные документы: это сделает продавец или перевозчик.

Как оплатить инвойс в банке

Внешнеэкономические сделки могут служить прикрытием для незаконного вывода денег из страны. Поэтому банки следят за российскими экспортерами и импортерами с помощью процедуры валютного контроля.

А сделки стоимостью от 3 млн рублей попадают под самый пристальный контроль: банк их регистрирует, ставит на учет и следит за сроками поставок и перевода денег.

За нарушение валютного законодательства импортера могут оштрафовать.

Как происходит ввоз товаров в Россию

Все грузы, которые прибывают на территорию России, размещаются на складах временного хранения, СВХ. Они есть в каждом регионе страны: в каждом пропускном пункте на границе, в морских портах, на железнодорожных станциях, в контейнерных терминалах и аэропортах.

Хранение грузов на СВХ — это платная услуга. Двое суток хранения транспортного средства с грузом обойдутся в сумму от 8000 до 18 000 Р — в зависимости от расценок конкретного склада. Если нужны дополнительные услуги по погрузке, выгрузке, сортировке груза, то придется доплатить. Как правило, расценки на размещение и хранение груза публикуются на сайтах СВХ.

Длительность хранения груза на складе не может превышать четырех месяцев.

Если импортер разместил груз на СВХ, работники склада отправляют в таможню документ по форме ДО-1 — это отчет о принятии товаров на хранение. После этого можно декларировать груз в таможне.

Приказ ФТС России от 18.03.2019 № 444PDF, 533 КБ

При выборе представителя обязательно убедитесь, что он включен в специальный реестр Федеральной таможенной службы. Если компании там нет, значит, она работает неофициально и с ней лучше не сотрудничать. Также советую выяснить, участвовал ли таможенный представитель в судах: для этого можно использовать базы судебных решений «Судакт» и ГАС «Правосудие». Если клиенты часто судятся с представителем из-за качества декларирования, то стоит подыскать другой вариант.

Если не хотите платить помощникам, можете подать декларацию сами, законом это не запрещено. Сейчас декларирование происходит в электронном виде — все оформляется дистанционно, никуда ехать не нужно.

В момент таможенного декларирования груза импортер сталкивается с двумя видами таможенного регулирования — тарифным и нетарифным. О них я и расскажу дальше.

Что такое тарифное регулирование

Тарифное регулирование — это когда государство устанавливает таможенные пошлины, которые нужно заплатить, чтобы ввезти товары в Россию. Так оно защищает местных производителей от нашествия более дешевых импортных товаров и зарабатывает деньги: уплаченные пошлины пополняют бюджет страны.

Таможенные пошлины устанавливаются в процентном соотношении от таможенной стоимости товаров.

Таможенную стоимость можно рассчитать как сумму стоимости товаров по инвойсу и дополнительных расходов, которые понес покупатель до момента, когда груз пересек границу России. В эти дополнительные расходы обычно входит страхование, погрузочные и разгрузочные работы и транспортировка.

Таможенная стоимость определяется в зависимости от базиса поставки. Например, в контракте прописано условие FCA Berlin — это значит, что покупатель самостоятельно организует транспортировку товара из Берлина. Таможенная стоимость определяется так:

Стоимость по инвойсу + Транспортные расходы покупателя на доставку от Берлина до границы России.

Если базис поставки — CPT Moscow, Sheremetyevo, то продавец самостоятельно доставляет груз из своей страны до аэропорта Шереметьево. В этом случае таможенная стоимость равна стоимости по инвойсу, в которую уже заложены расходы продавца на транспортировку.

Таможенную стоимость указывает импортер или его представитель при декларировании. Таможенные органы ведут статистику цен на ввозимые товары, в их распоряжении информация по сделкам за несколько лет. У них даже есть специальный документ — свод минимальной стоимости практически на любые товары.

Если импортер представляет инвойс с заниженной стоимостью, его попросят объяснить, чем вызвана такая скидка, и подтвердить слова документами. Если он не убедит инспекторов, то таможня откорректирует стоимость сделки до значений из своих источников и предложит заплатить пошлины с этой суммы.

Импортер вправе оспорить такую коррекцию в суде. Но я считаю, что все честно: цены, которые предлагает таможня, действительно соответствуют рынку. Как правило, экстремально низкая стоимость товаров связана с их низким качеством либо с жульничеством импортеров, которые так уклоняются от уплаты пошлин.

Какие бывают виды таможенных платежей

Для импортеров есть четыре вида таможенных платежей: ввозная таможенная пошлина, таможенный сбор, ввозной НДС и акциз.

В таможенной декларации эти платежи указываются в графе 47 под такими кодами:

Расскажу про каждый платеж подробнее.

Таможенный сбор — это обязательный платеж за работу таможни.

Таможенный сбор взимается при каждой подаче декларации — независимо от результатов ее рассмотрения. Если отзовете поданную декларацию или таможня откажет в оформлении, сбор не вернут.

Ввозная таможенная пошлина. Ставки этой пошлины зависят от того, что именно привез импортер: для разных видов товаров они разные.

Чтобы правильно рассчитать пошлину, нужно определить код товарной номенклатуры — ТН ВЭД. Для каждого вида товаров предусмотрен свой код.

Таможенный акциз уплачивается только с подакцизных товаров — они перечислены в статье 181 налогового кодекса. Акциз придется заплатить, если, например, будете импортировать сигареты или автомобили.

Ввозной НДС рассчитывается не только от суммы таможенной стоимости товара, но и от таможенных сборов, пошлины и акциза. По сути, это налог на налог.

Ставка НДС на товары народного потребления — 20%.

Как рассчитать таможенные платежи

На сайтах таможенной тематики есть калькуляторы, с помощью которых можно рассчитать платежи:

Такие калькуляторы полезны, чтобы примерно оценить расходы на растаможку, но всецело полагаться на них я бы не советовал. Расчет таможенных платежей имеет много особенностей и тонкостей, которые неизвестны обычному человеку. Даже правильно подобрать код ТН ВЭД не так-то просто. Если неправильно определите материал, из которого сделан товар, то ошибетесь с кодом, уплатите пошлину не по той ставке, получите штраф. А товар зависнет на складе, где за каждый день хранения нужно платить.

Осторожно: если вы не разбираетесь в таможенных платежах, то рекомендую хотя бы первые несколько сделок провести под контролем опытного специалиста по таможенному декларированию.

Для расчета таможенных платежей я пользуюсь платной программой «Такса». Это удобно: нужно просто определить и указать код ТН ВЭД, а программа сама скажет, сколько платить.

Покажу на примере, как рассчитать таможенные платежи. Все числа актуальны на август 2020 года.

Шаг 1. Заходим в справочник ТН ВЭД и ищем код, который подходит к пуховикам. Нас интересует группа 62: «Предметы одежды и принадлежности одежды, кроме трикотажных машинного или ручного вязания», а в ней — подгруппа 6201, куда входят мужские куртки. В этой подгруппе нам подойдет код 62 01 91 000 0 — изделия из шерстяной пряжи или тонкого волоса животных.

Шаг 2. Определяем ставку ввозной пошлины: для этого кода ТН ВЭД она, судя по справочнику, составляет 2,6 € за килограмм.

Пошлина за ввоз составит:

2,6 €/кг × 1200 кг = 3120 €

А в рублях по курсу ЦБ:

3120 € × 84,91 Р /€ = 264 920 Р

Шаг 3. Для дальнейших расчетов понадобится таможенная стоимость. На основании базиса FCA она считается так: сумма по инвойсу плюс расходы на доставку.

Тогда таможенная стоимость составит:

Переведем в рубли по курсу ЦБ:

Шаг 5. Считаем ввозной НДС: налог берется от таможенной стоимости, сбора и ввозной пошлины. В нашем случае НДС составит:

(1 870 757 Р + 264 920 Р + 8530 Р ) × 20% = 428 842 Р

Как внести таможенные платежи

Сначала импортер должен зарегистрироваться в личном кабинете Федеральной таможенной службы. При регистрации ему открывают единый лицевой счет, ЕЛС.

Импортер считает все таможенные платежи и зачисляет общую сумму на свой ЕЛС: на момент подачи декларации деньги уже должны быть на счете. При перечислении нужно указать код платежа — так таможня поймет, что именно вы оплачиваете.

В момент, когда таможня принимает решение о выпуске груза на территорию страны, таможенный платеж списывается с лицевого счета импортера.

Нетарифное регулирование ввоза товаров в РФ

Чтобы ввезти товары в страну, импортеру нужно не только уплатить таможенные сборы и налоги, но и получить необходимые разрешительные документы от госорганов. Проблема в том, что для разных видов товаров нужны разные разрешения. И выдают их в разных учреждениях — система действительно сложная.

Например, к лекарственным и косметическим средствам Росстандарт предъявляет особые требования. Чтобы ввезти такие товары, нужно пройти сложную и дорогостоящую процедуру государственной регистрации товара.

На пищевые продукты и предметы личной гигиены необходимо оформлять разрешение в органах СЭС Минздрава РФ. В то же ведомство нужно обращаться, чтобы провести экспертизу безопасности при ввозе строительных и отделочных материалов. Если вы планируете импортировать игрушки для домашних питомцев, необходимо получить разрешение — сертификат департамента ветконтроля Россельхознадзора.

Информацию о том, какие разрешения нужны и где их получать, можно посмотреть в соответствующем техническом регламенте Таможенного союза. Этих регламентов довольно много, полный список — на сайте Росстандарта.

Например, для ввоза, хранения и продажи пуховиков необходимо оформить декларацию о соответствии товаров требованиям технических регламентов таможенного союза — ТР ТС. Этот документ подтверждает, что товары безопасны и могут продаваться на территории страны.

Таможенные декларанты не ищут информацию вручную. Я просто забиваю код ТН ВЭД в программе, и она показывает, какие разрешения требуются, чтобы привезти конкретный товар.

Чтобы оформить декларацию соответствия, нужно провести испытания продукции в специальной лаборатории. Учтите, что для исследования необходимо предоставить физические образцы продукции. Например, для оформления декларации соответствия на пуховики импортер должен предварительно получить от продавца образец, ввезти его в страну, задекларировать и передать на исследование в лабораторию.

А уже после оформления декларации соответствия импортер ввозит в страну основную партию товаров. При этом таможня может потребовать продемонстрировать протокол испытаний, а также документы, которые подтвердят ввоз образцов. В моей практике такое происходило несколько раз.

Если импортер решил сэкономить и каким-то образом оформил декларацию соответствия без реальных испытаний — будут проблемы. Если он не представит запрошенные документы на образцы товаров, то таможня откажет в оформлении основной партии. В такой ситуации выход один: получать декларацию соответствия заново. На это, как правило, уходит несколько недель — все это время заблокированная партия будет храниться на складе временного хранения за счет импортера.

Поэтому мой совет — не пытайтесь сэкономить на оформлении разрешительных документов: можете потерять время и деньги.

Как выбрать агента, который поможет получить разрешение. Я не оформляю разрешения самостоятельно, а работаю сразу с несколькими агентами. Существует огромное количество фирм, которые готовы взять на себя эту нелегкую работу.

Обязательно уточните у агента, через какие госорганы и лаборатории он будет оформлять разрешительные документы. А потом проверьте, есть ли у этих органов и лабораторий право работать с вашей товарной группой. Сделать это можно через электронные реестры национальной системы аккредитации.

Бывает, что в погоне за прибылью агенты заключают договоры на проведение испытаний и выдачу сертификатов с армянскими, киргизскими и казахскими лабораториями. Для импортера это риск: таможня может не принять такой документ или потребовать свидетельство о включении этих лабораторий в государственный реестр. Все эти разбирательства занимают дополнительное время, в течение которого груз будет лежать на складе временного хранения. Естественно, за счет импортера.

Расходы на импорт пуховиков из нашего примера

Не забудьте про обязательную маркировку ЕАС

Если импортируемый товар попадает под действие технических регламентов, то на его упаковку и сопроводительную документацию по сделке — инвойс и упаковочный лист — должен быть нанесен знак ЕАС. Такая маркировка означает, что товар, который ввозится на территорию страны, прошел необходимые процедуры по сертификации и декларации на соответствие нормам безопасности.

Обратите внимание на правый верхний угол инвойса и упаковочного листа, которые приведены в статье: там есть знак ЕАС.

За что могут оштрафовать импортера

Т⁠—⁠Ж уже писал о статистике за 2019 год: самые большие штрафы российские предприниматели получали именно за несоблюдение таможенной процедуры. Средняя сумма штрафа — 8,4 млн рублей. Я расскажу, за что вообще могут наказать импортера и как этого не допустить.

Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров. Вот предприниматель заказал партию рюкзаков и сумок из Китая, она пришла. Он подает таможенную декларацию, где указывает, что в посылке только рюкзаки и сумки. Таможенный инспектор назначает досмотр, и тут выясняется: китайский поставщик решил порадовать покупателя и доложил пять кошельков и два клатча в подарок.

Если эти «подарки» не были внесены в декларацию, таможня составит протокол о нарушении таможенных правил и оштрафует. Сумма штрафа — от ½ до двукратного размера стоимости незадекларированных товаров. С конфискацией или без нее.

Как избежать: предупредите поставщика, что нельзя ничего докладывать к грузу без предупреждения и документов.

Недоставка, выдача без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или недоставка документов на них. Импортеру приходит долгожданный груз. Нужно поместить его на склад временного хранения, представить в таможенный орган документы и начать процесс таможенного декларирования.

Но импортеру срочно нужны товары: он уже договорился об их продаже и сроки горят. Поэтому он волевым решением отправляет нерастаможенный груз покупателям. Это нарушение может стоить импортеру от 300 000 до 500 000 Р с конфискацией товаров или без нее.

По моему опыту, это очень распространенное нарушение у предпринимателей, которые занимаются производством или торгуют скоропортящейся продукцией.

Как избежать: соблюдать таможенную процедуру — не забирать товар до тех пор, пока таможня не выпустит его в свободное обращение.

Уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации. Например, импортер ввозит б/у или восстановленные телефоны популярных марок: «Самсунг», «Эпл», «Сони». Или он везет партию фирменных кроссовок «Адидас» или «Найк».

Просто так привезти эти товары нельзя: в стране уже есть официальные дилеры с эксклюзивными правами на импорт. Чтобы не заморачиваться с получением разрешения на ввоз и вывоз от владельцев торговой марки, недобросовестные поставщики и импортеры пытаются скрыть названия брендов. Для этого они видоизменяют маркировку на упаковках или вообще обходятся без нее.

Как избежать: с Европой таких проблем обычно не бывает, а вот китайских поставщиков лучше попросить прислать фотографии коробок с товаром перед отправкой.

Как избежать: не нарушать сроки представления документов. Если возникли проблемы с декларированием и внесением таможенных платежей, то необходимо сразу уведомить об этом таможенного представителя, таможенный орган и заявить таможенный режим «Таможенный склад».

Операции с нерастаможенными товарами без согласования с таможней. Это обычная ситуация, когда сотрудники компании-импортера без разрешения таможни начинают разгружать, взвешивать, распаковывать или сортировать нерастаможенный груз. Даже отбор образцов для сертификации нужно согласовывать с должностными лицами таможни.

Как избежать: согласовывайте с таможней любые манипуляции с нерастаможенным грузом.

Как избежать: проследите, чтобы продавец промаркировал документы и упаковки с товарами.

Как сэкономить на импорте

Есть несколько простых принципов, которые помогут импортеру сохранить деньги.

Не стесняйтесь торговаться. Когда будете выбирать перевозчика, запрашивайте ставки сразу у нескольких логистических компаний. То же самое и с таможенными представителями: расценки у разных компаний могут сильно различаться.

Если не умеете — не экспериментируйте, а заплатите профессионалу. Часто у начинающего импортера возникает соблазн сделать все самостоятельно, чтобы сэкономить. Такая экономия может привести к большим финансовым потерям в дальнейшем.

Например, импортер решил самостоятельно заполнить декларацию, но допустил ошибки: выбрал не тот код товара и ошибочно посчитал таможенные платежи. Или поручил сертификацию товара сомнительным посредникам, которые пообещали сделать сертификат в два раза дешевле в полулегальной киргизской лаборатории.

В результате импортер может получить штраф за недостоверное декларирование, а товар надолго зависнет на складе, за который еще и нужно дополнительно платить. Итоговые финансовые потери многократно превысят экономию.

При выборе способа и сроков доставки учитывайте сезонность и праздники. Тарифы сильно зависят от сезона и видов транспорта. Летом самые низкие ставки у железнодорожного транспорта. А перед новогодними праздниками стоимость доставки резко растет, в особенности это касается цен на авиаперевозки. В феврале и марте, как правило, ставки для всех видов транспорта сильно снижаются.

При планировании доставки учитывайте национальные праздники. Например, с середины января по конец февраля Китай отмечает Новый год, а в июне — Праздник драконьих лодок. В это время страна отдыхает — связаться с китайскими партнерами и решить какие-то вопросы будет непросто.

Во второй половине ноября Европа начинает готовиться к католическому Рождеству: начинаются распродажи, компании стремятся закрыть квоты по контрактам до конца года. Нагрузка на транспортные компании резко возрастает, и цены на их услуги несутся вверх.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *