геометрические фигуры и формы разница
Форма, фигура и пространство
Существует два способа типизации форм и фигур. Формы и фигуры могут быть двухмерными, либо трехмерными.. двухмерная форма имеет ширину и длину. Она также может служить иллюзорным изображением трехмерных объектов. Трехмерные фигуры имеют также высоту и толщину.
Формы и фигуры также бывают органическими и геометрическими.Органические формы, такие например, как холмы, покрытые снегом имеют неправильную форму и часто асимметричны. Органические формы чаще всего имеют природное происхождение.
Однако не все предметы, сделанные руками человека, имеют правильную геометрическую форму; многие такие предметы имеют неправильные контуры. Хотя данное кимоно по конструкции является геометрической формой, его поверхность имеет органическую, неправильную форму.
Существуют также и другие термины, с помощью которых описываются формы и фигуры в композициях; эти классификации связаны с тем, как формы представлены. Если мы в форме или фигуре можем распознать известный нам объект или обстановку, мы называем ее реалистичной или натуралистичной. Однако, если в изображении трудно или невозможно обнаружить объекты, знакомые нам по опыту, то мы называем такие изображения абстрактными.
Карикатуры являются особым видом абстракции, в которой реалистическое изображение искажается для того, чтобы охарактеризовать человека, место или другой объект. С этим методом абстракции мы пожалуй знакомы лучше всего, так как он постоянно присутствует в различных средствах массовой информации.
Тем не менее, важно помнить, что если бы более до этого более сильные методы абстракции не пробили бы себе дорогу экспериментами с искажениями изображений, мы бы сейчас не имели бы карикатуры как таковой. Столетие назад, карикатур (таких какие мы имеем сейчас) не было вообще.
Сам персонаж и источник освещения также влияют на восприятие изображения. Например на фотографиях ниже с помощью освещения можно сделать человека старше, моложе, сделать его образ драматичнее или даже абстрактным.
Двухмерная форма
Она может быть определена линией. Об этом было сказано выше. Линия, либо нарисованная явно, либо только угадываемая, создает контуры формы.
Яркость (относительная яркость или затемненность цвета) также может быть использована для создания формы.
Сильный контраст по яркости в композиции может на границах создавать иллюзию контура. Градации яркости, или полутени, также могут использоваться для создания иллюзии формы или объема. Варицаия темных и белых участков может придавать форме трехмерность.
Форма также может определяться путем смены текстуры даже тогда, когда яркость и цвет остаются неизменными. Однако, наиболее типичным способом определения формы является комбинирование всех этих трех факторов. Примером такой комбинации могут служить рисунки Макса Эрнста (Max Ernst).
Основные геометрические фигуры
Основные понятия
Основные геометрические фигуры на плоскости — это точка и прямая линия. А простейшие фигуры — это луч, отрезок и ломаная линия.
Минимальный объект в геометрии — точка. Ее особенность в том, что она не имеет размеров: у нее нет высоты, длины, радиуса. У точки можно определить только ее расположение, которое принято обозначать одной заглавной буквой латинского алфавита.
Из множества точек может получится линия, а из нескольких соединенных между собой линий — геометрические фигуры.
Каждая математическая фигура имеет собственную величину, которую можно измерить при помощи формул и внимательности.
Площадь — это одна из характеристик замкнутой геометрической фигуры, которая дает нам информацию о ее размере. S (square) — знак площади.
Периметром принято называть длину всех сторон многоугольника. Периметр обозначается заглавной латинской P.
Если параметры переданы в разных единицах измерения длины, нужно перевести все данные к одной единице измерения.
Популярные единицы измерения площади:
Геометрические тела — часть пространства, которая ограничена замкнутой поверхностью своей наружной границы.
Если все точки фигуры принадлежат одной плоскости, значит она является плоской.
Объемная фигура — геометрическая фигура, у которой все точки не находятся на одной плоскости.
Примеры объемных геометрических фигур:
Рассмотрим подробнее некоторые фигуры, разберем их определения и свойства.
Прямоугольник
Прямоугольник — четырехугольник, у которого все стороны пересекаются под прямым углом.
Узнать площадь прямоугольника помогут следующие формулы:
Диагональ — это отрезок, который соединяет противоположные вершины фигуры. Он есть во всех фигурах, число вершин которых больше трех.
Периметр прямоугольника — сумма длины и ширины, умноженная на два.
P = 2 × (a + b), где a — ширина, b — высота.
Квадрат
Квадрат — это тот же прямоугольник, у которого все стороны равны.
Найти площадь квадрата легко:
Периметр квадрата — это длина стороны, умноженная на четыре.
P = 4 × a, где a — длина стороны.
Трапеция
Трапеция — это четырехугольник, у которого две стороны параллельны, а две не параллельны.
Основное свойство: в трапецию можно вписать окружность, если сумма ее оснований равна сумме боковых сторон.
Как найти площадь трапеции:
S = (a + b) : 2 × h, где a, b — два разных основания, h — высота трапеции.
Построить высоту трапеции можно, начертив отрезок так, чтобы он соединил параллельные стороны и был расположен перпендикулярно к этим основаниям.
Формула периметра для равнобедренной трапеции отличается от прямоугольника тем, что у равнобедренной трапеции есть две равные стороны.
P = a + b + 2 × c, где a, b — параллельные стороны, c — две длины одинаковых сторон.
Параллелограмм и ромб
Параллелограмм — четырехугольник, противоположные стороны которого попарно параллельны
Ромб — это параллелограмм с равными сторонами.
Общие формулы расчета площади фигур:
Периметр ромба — это произведение длины стороны на четыре.
P = 4 × a, где a — длина стороны.
Периметр параллелограмма — сумма длины и ширины, умноженная на два.
P = 2 × (a + b), где a — ширина, b — высота.
Треугольник
Треугольник — это такая фигура, которая образуется, когда три отрезка соединяют три точки, не лежащие на одной прямой. Эти три точки принято называть вершинами, а отрезки — сторонами.
Рассчитать площадь треугольника можно несколькими способами по исходным данным, давайте их рассмотрим.
S = 0,5 × a × h, где a — длина основания, h — высота, проведенная к основанию.
Основание может быть расположено иначе, например так:
При тупом угле высоту можно отразить на продолжение основания:
При прямом угле основанием и высотой будут его катеты:
S = 0,5 × a × b × sinα, где a и b — две стороны, sinα — синус угла между ними.
S = (a × b × с) : 4 × R, где a, b и с — стороны треугольника, а R — радиус описанной окружности.
S = p × r, где р — полупериметр треугольника, r — радиус вписанной окружности.
Периметр треугольника — это сумма длин трех его сторон.
P = a + b + c, где a, b, c — длина стороны.
Формула измерения периметра для равностороннего треугольника — это длины стороны, умноженная на три.
P = 3 × a, где a — длина стороны.
Круг — это множество точек на плоскости, которые удалены от центра на равном радиусу расстоянии.
Окружность — это граница круга.
Радиус окружности — это расстояние от центра окружности до любой точки на ней.
Диаметр круга — это отрезок, который соединяет две точки на окружности и проходящий через ее центр. Диаметр круга равен двум его радиусам.
Формулы площади круга:
Периметр круга или длина окружности — это произведение радиуса на два Пи или произведение диаметра на Пи.
L = d × π = 2 × r × π, где d — диаметр, r — радиус, π — это константа, которая выражает отношение длины окружности к диаметру, она всегда равна 3,14.
Геометрические фигуры и формы
Содержимое публикации
Конспект ООД по ФЭМП
для детей подготовительной группы
«Геометрические фигуры и формы».
Закрепить знания детей о геометрических фигурах.
— Упражнять детей в определении геометрических фигур на основе словесного описания и зрительного восприятия.
— Закрепить умение соотносить геометрические фигуры с окружающими предметами.
-, Развивать логическое мышление
— Развивать умение делать выводы.
— Развивать умение ориентироваться в пространстве.
— Способствовать формированию мыслительных операций.
— Развивать математическую речь
— Воспитывать усидчивость, сдержанность, самостоятельность.
— Воспитывать социальные навыки умения работать в группе
Материалы и оборудование:
1) «Сколько треугольников на рисунке»
2) «Найди и соотнеси предмет такой же формы»
Средство обратной связи
С добрым утром! С новым днём!
С новым солнцем за окном!
Утро доброе встречай!
День хороший начинай!
Звук смс сообщения
Ребята, вы слышите, что это за звук?
А вам интересно узнать, что же это за письмо и от кого оно к нам пришло? Давайте тогда его прочитаем. (Включаем ноутбук)
Что такое? Нет никакого изображения. Где же письмо? Почему не открывается?
Что же нам делать? Как нам прочитать письмо?
— на электронную почту пришло письмо
— в наш компьютер попал вирус.
Предполагаемые ответы детей, вызвать мастера
Могут разной быть длины.
Где стороны встречаются
Что же вышло? Посмотри
Ведь углов то тоже три
Что за фигуры стоят в ряд?
Четыре угла и четыре сторонки,
Похожи, точно родные сестренки.
Не овалы и не треугольники,
Он похожий на яйцо
Вот такая есть окружность
Очень странная наружность.
Круг приплюснутым стал
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
Давайте я ещё раз попробую. Ой, ребята, а тут написано, что от вируса нам поможет избавиться антивирусная программа
Но что бы ее получить нужно, выполнить задания антивирусной программы.
Задание 1 команде (красные фигуры)
Ребята, посмотрите на свои карточки, может, кто то сам сможет сформулировать задание?
Задание 2 команде (желтые фигуры)
Предложить детям, самостоятельно сформулировать задание.
На картинке изображены предметы, состоящие из треугольников.
Задание 3 команде (синие фигуры)
Что обозначает треугольник со знаком вопроса?
Молодцы, ребята, задание выполнили. (на столе лежит конверт). Может быть, антивирусная программа находится в этом конверте?
Посмотрим (открываем конверт). Нет, ребята, здесь только подсказка, что делать дальше. Отгадайте загадку:
Первая команда переходит мост, только по числам в порядке возрастания.
Вторая команда проходит только по фигурам красного цвета.
Третья команда проходит, только по фигурам, имеющим углы.
Ребята посмотрите, что общего у фигур которые вы видите?
Посмотрите, здесь еще есть куб и параллелепипед. Что это?
почему вы считаете, что это геометрическое тело?
Стороны параллелепипеда (куба) на какие геометрические фигуры они похожи?
Ну и здесь нас ждет испытание. Интересно какое? Давайте прочитаем.
Задание 4 команде №1
Нарисуй фигуры так, чтобы квадрат был под ромбом, прямоугольник под квадратом.
Задание 5 команде №2
«Оживите прямоугольник». Что это значит? Это значит, вы дорисуете детали и превратите фигуру в тот или иной предмет. Подумайте, какие предметы или части предметов похожи на прямоугольник и дорисуйте.
Задание 6 команде №3
Соединив цвет в левом столбце с фигурой в верхнем ряду, выберите соответствующий данным признакам предмет из нижнего ряда таблицы и проведите стрелку.
Какие вы молодцы и с этими заданиями справились. Так может быть в этом конверте, мы найдем антивирусную программу?
что, откроем следующий конверт? Ой, а тут сразу две загадки:
А вот и вторая загадка:
-Правильно, круг. А давайте ребята встанем в круг.
В круг широкий вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся
И на место все вернёмся,
И дальше на поиски пойдём.
Чтобы выполнить следующее задание
выбрать фигуры только по заданным признакам.(цвет, форма)
В центре общие признаки: круглые желтые.
-Ребята, оказывается у нас остался последние задание.
Странно, картинки, какие то. Что на них изображено?
С опорой на схему, составляют из танграма монитор.
Ребята, посмотрите, наш монитор засветился зеленым светом, а это значит, антивирусная программа активирована (аудио запись Мусоросброс)
Подходят к ноутбуку, включается запись
Ребята, так это принцесса Математики! Теперь мы с вами знаем, как она выглядит. А ещё принцесса прислала звуковое письмо. Послушаем его?
Делятся с помощью цветных геометрических фигур
Нужно на рисунке сосчитать все треугольники, назвать их количество. Дети выполняют задание.
Сосчитать количество треугольников и составить пример на образование данного числа. Дети выполняют задание.
Найди предмет по форме похожий на треугольник. Дети выполняют задание.
— дети выполняет задание по командам
У них по 4 стороны, по 4 угла.
-прямоугольники и квадрат
— дети выполняет задание по командам
— дети выполняет задание по командам
— дети выполняет задание по командам
— дети выполняет задание
— дети выполняет задание
И по окончанию поднимаю флажок
И по окончанию поднимаю флажок
И по окончанию поднимаю флажок
Вы сегодня искали антивирусную программу. Все вы старались, внимательно слушали, поэтому и справились со всеми заданиями.
Какие задания вам показались интересными? Какие сложными?
С какими заданиями вы справились быстрее.
Выберите смайлик понравилась вам или нет
«Сколько треугольников на рисунке»
Задание № 3 «Найди и соотнеси предмет такой же формы»
Понятие формы и геометрической фигуры, особенности восприятия дошкольниками.
Исходным содержанием понятия о форме являются реальные предметы окружающей действительности.
Форма — это основное зрительно и осязательно воспринимаемое свойство предмета, которое помогает отличать один предмет от другого.
Человечеством создана система эталонов для обозначения форм конкретных предметов. Это система геометрических фигур.
Группировка геометрических фигур может быть представлена следующим образом:
— плоские и объемные,
— имеющие углы и не имеющие их, т. е. округлые,
— различающиеся по внешним признакам.
Таким образом, геометрические фигуры выступают образцами, эталонами формы реальных предметов или их частей.
С помощью геометрических фигур проводится анализ окружающего мира, удовлетворяется потребность в том, чтобы разобраться в многообразии форм, в том, «что на что похоже». В результате происходит уподобление одного предмета другому по форме (похож на огурчик, как окошечко) и т. д.
Классификация геометрических фигур строится как на чувственной, так и логической основе. Восприятие ребенком окружающих предметов на первых порах, как показали специальные исследования, не означает выделения формы. Вначале выступает сам предмет, и только потом — его форма.
В системе геометрических фигур сконцентрирован обобщенный опыт сенсорной деятельности людей.
Форма воспринимается зрительно-осязательно-двигательным путем. Ознакомление детей с формой предметов всегда было в центре внимания психологов, педагогов и методистов прошлого и настоящего.
ОСОБЕННОСТИ И МЕТОДИКА ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ФОРМЫ ПРЕДМЕТОВ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР
В познании окружающего мира особо значима ориентировка в многообразии форм предметов (объектов) и геометрических фигур.
Форме принадлежит особое место среди многообразия свойств, познаваемых в дошкольном возрасте.
Воспринимая форму, ребенок выделяет предмет из других, узнает и называет его, группирует (сортирует) и соотносит его с другими предметами.
Параллельно или вслед за этим ребенок познает геометрические фигуры, выделяя прежде их форму, а затем — структуру.
В познании геометрических фигур детьми дошкольного возраста принято выделять три этапа:
— в 3-4 года геометрические фигуры воспринимаются как целые и различаются детьми в основном по форме;
— в 4—5 лет геометрические фигуры воспринимаются аналитически, их свойства и структуру дети устанавливают эмпирически (опытным путем);
— в 5—6 лет геометрические фигуры дети воспринимают в определенной взаимосвязи по структуре, свойствам, осознают их общность.
В результате психологических исследований стало известно, что процесс познания детьми формы как свойства — длительный и сложный.
ДЛЯ ДЕТЕЙ 2—3-Х ЛЕТ основной опознавательный признак фигуры — поверхность, плоскость. Они берут фигуру в руки, манипулируют; проводят рукой по плоскости, как бы пытаясь обнаружить предметную основу.
В этом возрасте дети выделяют среди других и называют отдельные геометрические фигуры, пользуясь словами «кружок», «кубик», «шарик».
Или сравнивают форму реального предмета с геометрической и пользуются выражениями «Это — как кубик», «Это — как платочек».
Как правило, они «опредмечивают» геометрические фигуры, называя их «крышей», «платочком», «огурцом» и т. д.
Освоение формы предметов и геометрических фигур проходит в этом возрасте в активной деятельности. Дети кладут один кубик на другой, сооружая башню, укладывают предметы в машины; катают фигуры, перекладывают; составляют ряды.
ДЕТИ 3—4-Х ЛЕТ начинают отличать геометрические фигуры от предметов, выделяя их форму. Называя фигуры, говорят: «Треугольник — как крыша», «Платочек — как квадратик».
Дети обследуют фигуры осязательно-двигательным путем, стараясь провести рукой по контуру. При этом охотно проговаривают понравившиеся им слова, выражения. Начинают воспринимать структурные элементы геометрических фигур: углы, стороны. При восприятии фигур абстрагируются от цвета, размера, выделяя их форму.
Однако зрительное восприятие ребенка остается беглым, его взгляд не сосредоточивается на контуре или плоскости. В силу этого дети часто путают похожие фигуры: овал и круг, прямоугольник и квадрат.
ДЕТИ 4—5 ЛЕТ успешно обследуют геометрические фигуры, проводя указательным пальцем по контуру. При этом они, как правило, называют структурные компоненты: вершины, стороны, углы. Прослеживают движением руки линии, образующие углы; обнаруживают точки пересечения линий. Обследование становится точным и результативным.
Как правило, в этом возрасте у детей складываются образы фигур — эталонные представления о них. Они начинают успешно определять сходства и различия форм предметов с геометрическими фигурами; пользоваться сложившимися у них эталонами с целью определения любой неизвестной формы; отображать формы в продуктивной деятельности.
В 5—6 ЛЕТ дети в основном зрительно воспринимают геометрические фигуры. Осязательно-двигательное обследование становится ненужным. В процессе зрительного восприятия они фиксируют контур и на этой основе включают фигуру в определенную группу, выделяют виды фигур, классифицируют, упорядочивают и систематизируют предметы по форме.
В старшем дошкольном возрасте преобладает зрительное распознавание фигур и их отличительных признаков, словесная характеристика формы предметов и геометрических фигур.
Итак, восприятие формы ребенком дошкольного возраста осуществляется на основе одновременного обследования ее зрительным и осязательно-двигательным способом, сопровождаемым называнием основных особенностей той или иной формы.
Например, круглая — нет углов; четырехугольник — у него есть стороны, углы и вершины.
Геометрические фигуры становятся эталонами определения формы окружающих предметов и их частей.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Понятие формы и геометрической фигуры, особенности восприятия дошкольниками.
Понятие формы и геометрической фигуры, особенности восприятия дошкольниками.
Понятие формы и геометрической фигуры, особенности восприятия дошкольниками.
Содержание понятий «форма предмета» и «геометрическая фигура»
Одним из пространственных свойств окружающих предметов является форма. Форма предметов получила обобщенное отражение в геометрической фигуре.
Просмотр содержимого документа
«Содержание понятий «форма предмета» и «геометрическая фигура»»
Тема: «Содержание понятий «форма предмета» и «геометрическая фигура». Этапы восприятия формы. Этапы восприятия геометрических фигур. Этапы восприятия свойств геометрических фигур».
Ознакомление с этапами восприятия формы, геометрических фигур и свойств геометрических фигур у дошкольников
Содержание понятий «форма предмета» и «геометрическая фигура»
Одним из пространственных свойств окружающих предметов является их форма. Форма предметов получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Геометрические фигуры являются эталонами, пользуясь которыми, человек определяет форму предметов и их частей.
Понятие «геометрическая фигура» является одним из исходных математических понятий, оно образовалось с помощью абстрагирования от остальных свойств предметов, кроме формы. Геометрическая фигура представляет собой множество точек (точка также является геометрической фигурой). Дошкольники знакомятся:
• с плоскими геометрическими фигурами: точкой, различными линиями (обычно в процессе изобразительной деятельности), квадратом, кругом, треугольником, прямоугольником, овалом;
• обобщающими понятиями: четырехугольником, многоугольником;
• объемными телами: шаром, кубом, цилиндром, параллелепипедом, конусом, пирамидой, призмой (часто используются предэталонные названия: «кирпичик», «крыша»и др.).
Необходимо обучать детей:
• правильным приемам обследования формы;
• развивать способность выявлять простейшие свойства фигур;
• учить выбирать по образцу и слову предметы и фигуры;
• группировать предметы и фигуры по признаку формы;
• определять форму окружающих предметов;
• создавать модели предметов из геометрических фигур.
Значение развития у дошкольников представлений о форме и геометрических фигурах
• Расширяются и углубляются знания об окружающей действительности.
• Развиваются умственные операции:
— анализ («У квадрата 4 стороны и 4 угла»);
— синтез («Если соединить 2 треугольника, получится квадрат»);
— абстрагирование («Нарисуй машину из геометрических фигур»);
— обобщение («Квадрат, прямоугольник, ромб — это четырехугольники») ;
— классификация («Раздели фигуры на группы по форме»); и др.
Расширяется и обогащается словарь.
• Развивается сенсорика и мелкая моторика.
• Способствует развитию изобразительной, трудовой, игровой, учебной деятельности.
• Подготавливает к успешному овладению в школе знаниями: математики, геометрии, физики, черчения и др.
• Развивается логическое мышление, познавательный интерес, расширяется кругозор.
Физиологические и психологические механизмы восприятия формы предметов
Развитие представлений о форме является одной из проблем сенсорного воспитания ребенка (А. М. Леушина). Познание формы предмета осуществляется на основе зрения, осязательно-двигательного восприятия, называния словом. Совместная работа всех анализаторов способствует более точному восприятию формы предметов.
Механизмы восприятия формы:
Ранний возраст: хватание предметов и манипуляция с ними. Второй год жизни: обследование предмета (направленные действия).
Третий-четвертый годы жизни: ощупывательные движения ладошкой, взгляд падает по центру предмета (для обследования формы используем осязательно-двигательный путь).
Пятый-шестой годы жизни: ощупывают предмет обеими руками.
К семи годам: последовательно прослеживают кончиками пальцев весь контур фигуры, обследуют контур предмета глазами.
Первичное познание формы предметов осуществляется в процессе действия с ним (узнавание бутылочки с молоком).
В конце второго года жизни появляются зрительные реакции определения формы предмета, которые предшествуют практическим действиям.
Если малыши стремятся схватить предмет и поманипулировать им, то дети третьего года жизни, прежде чем действовать, подробно зрительно и осязательно-двигательно знакомятся с предметом. У них возникает интерес к форме предметов, что необходимо использовать в обучении и познакомить детей с эталонами (геометрическими фигурами).
Этапы восприятия формы:
I. (3—4 года). Узнавание предметов по форме (выделение формы как существенного признака).
II. (4—5 лет). Знакомство с эталонами (распознавание, называние геометрических фигур и некоторых их свойств).
III. (5—6 лет). Умение определять форму предметов и их частей, составлять из геометрических фигур модели различных предметов, выявлять свойства, связи и отношения геометрических фигур.
Проблему знакомства детей с геометрическими фигурами и их свойствами следует рассматривать в двух аспектах:
• в плане сенсорного восприятия и использования как эталонов в познании форм окружающих предметов;
• в смысле познания особенностей структуры фигур, их свойств, основных связей, отношений, закономерностей в их построении (т. е. собственно геометрического материала).
Этапы восприятия геометрических фигур:
I. Вначале дети воспринимают геометрические фигуры как игрушки (называют их именами предметов: цилиндр — стаканом, столбиком, треугольник — крышей и т. п.).
II. В процессе обучения дети перестраиваются и уже не отождествляют, а сравнивают фигуры с предметами (цилиндр —- как стакан, шар похож на мячик и т. п.).
III. Воспринимают геометрические фигуры как эталоны (платок квадратный, пуговица круглая и т. д.).
Задачей сенсорного развития является формирование у ребенка умения узнавать форму различных предметов и соотносить ее с эталоном. (Л. А. Венгер). В дальнейшем необходимо сосредотачивать внимание детей на осмыслении и анализе свойств геометрических фигур (Т. Игнатьева).
Этапы восприятия свойств геометрических фигур:
I. Фигура воспринимается как целое. Ребенок не выделяет в ней отдельные элементы (углы, стороны), не замечает сходства и различия.
II. Ребенок выделяет в фигуре ее элементы, устанавливает отношения между ними (у квадрата все стороны равны по длине).
III. Ребенок в состоянии установить связи между свойствами и структурой фигуры (у большого квадрата стороны длиннее, чем у маленького).
Переход от одного уровня к другому протекает не самопроизвольно, а под влиянием целенаправленного обучения (А. М. Пышкало, А. А. Столяр). Отсутствие обучения тормозит развитие.
Особенности развития представлений о форме и геометрических фигурах у детей
Методические рекомендации по формированию представлений о форме и геометрических фигурах в ДОУ
Самостоятельно не могут выделить форму как пространственный признак предмета
По возможности раньше обучаем детей способам обследования формы предметов и называнию ее словом
Для полноты образа необходимо участие нескольких анализаторов
При обследовании формы предметов и моделей геометрических фигур используем несколько анализаторов: осязательный, двигательный, зрительный
Опредмечивают геометрические фигуры
Рассматриваем большое разнообразие предметов одной формы, различающихся другими признаками (цветом, размером и др.), выделяем их общее свойство (форму) и обозначаем ее словом, показывая модель геометрической фигуры
Младшие дошкольники легче воспринимают объемные формы
С младшими дошкольниками начинаем работу по ознакомлению с кубом, шаром, цилиндром и др. еще в 1 младшей группе в процессе игр со строительным материалом и конструкторами. Затем знакомим с плоскими фигурами на крупных моделях
У старших дошкольников тяга к мелким предметам
По мере развития переходим к мелкому раздаточному материалу (моделям геометрических фигур плоских и объемных)
Легче воспринимают геометрические фигуры в сравнении
Изучаем геометрические фигуры в сравнении: «У квадрата есть углы и стороны, у круга нет углов и сторон»
Путают объемные и плоские формы (круг и шар, куб и квадрат и др.)
После изучения объемных и плоских фигур проводим сравнение и аналогии (изображение объемных предметов и фигур на плоскости)
Не могут обобщить малознакомые предметы по форме
Знакомим с геометрическими фигурами, учим называть и различать их независимо от цвета и размера, классифицировать по разным признакам (цвету, форме, размеру) модели геометрических фигур и предметы
Свободно различают контрастные по форме фигуры (круг и квадрат), но затрудняются в тонком анализе (квадрат, ромб, прямоугольник, четырехугольник)
Учим называть и показывать элементы фигур (углы, стороны), выделять существенные свойства фигур, проводя сравнения и обобщения