гипотеза формулируется в форме
Как правильно сформулировать гипотезу научного исследования
Любое научное исследование состоит из множества разных компонентов. Одним из них является гипотеза. Чтобы знать, как её формулировать, нужно в первую очередь разобраться в самом термине и узнать, что он, собственно, означает.
Итак, гипотезой научного явления называют предположение, которое вытекает из теории. Как правило, гипотеза — это некая промежуточная стадия, так как она не является подтвержденной, но её и не отвергают. В данной статье мы попытаемся понять как нужно правильно формулировать гипотезу, а также рассмотрим, каких она бывает видов.
Какой бывает форма гипотезы?
В этом случае корректнее будет всё-таки употребить слово «формулировка». Обычно она начинается со следующих речевых оборотов: «если…, то…», «если…, то…, так как…». Во втором случае придаточная часть раскрывает суть описываемого явления. Именно с помощью неё выстраиваются причинно-следственные связи. Зачастую подобная форма используется при озвучивании гипотезы, носящей теоретический характер.
Два уровня гипотезы
Говоря об уровне гипотезы, стоит заметить, что он в свою очередь подразделяется на два вида, а именно:
Какими бывают виды гипотез?
По своим функциям научные гипотезы подразделяются на нижеизложенные виды, которые при желании можно выделить в три отдельные категории:
По содержанию также можно рассмотреть несколько, а точнее, два подвида:
Гипотеза исследования: учимся формулировать по образцу
Гипотеза исследования – это составная часть введения в студенческой работе. Она располагается после цели с задачами и перед методами исследования. Несмотря на её скромный объём (не больше абзаца), разработка данного элемента очень важна, поскольку она является опорой всего исследования, его движущей силой. Курсовая или дипломная работа создаётся для того, чтобы в процессе исследования подтвердить или опровергнуть сформулированную гипотезу.
Гипотеза дипломного исследования – это его прогнозируемый результат, предположение, достоверность которого проверяется опытным путём в ходе работы. Ради её подтверждения или опровержения вы выбираете библиографические источники, выполняете теоретические и практические изыскания, оформляете свой труд. В заключении диплома или курсовой вы даёте оценку, соответствует ли выдвинутая гипотеза истине. Если так, то она станет теорией, которую вы доказали своей работой. Если нет – она отвергается, ведь опровержение – тоже ценный вывод.
Подготовка гипотезы
По большому счёту, принято выдвигать 2 гипотезы исследования, которые противоречат друг другу. В дальнейшем с первой вы согласитесь, а вторую отвергнете, как ошибочную.
Ещё на этапе поиска опорного материала гипотеза должна уже находиться у вас в голове, однако окончательно оформить её рекомендуется по завершении основной части, когда написаны теоретический и практический разделы. Ведь в процессе подготовки научной работы, например, при написании магистерской диссертации, вы тщательно изучите объект и предмет, продвинетесь к намеченной цели, внимательно проанализируете используемые источники и сможете лучше ориентироваться в выбранной сфере исследования. Даже если у вас совершенно нет каких-либо мыслей по поводу гипотезы, смело приступайте к написанию работы. Вы сами не заметите, как вожделенная гипотеза сама окажется у вас в сознании.
Важно помнить, что в процессе написания курсовой работы или дипломной работы гипотеза – это не каменное изваяние, не константа. При подготовке практического раздела вы будете выполнять различные эмпирические исследования, в ходе которых, возможно, изменятся намеченные гипотезы. Например, если вы начали писать дипломную работу с целью доказательства или опровержения идеи о том, что колбасные изделия определённой фирмы значительно превосходят по качеству всех своих конкурентов, то в результате анализа данных можете обнаружить некий секретный ингредиент, ради изучения которого гипотезу придётся перефразировать, смещая фокус исследования.
Получается, что гипотеза не создаётся из воздуха, а опирается на разнообразные догадки, которые давно высказывались, но при этом не были официально оформлены. Нужно лишь выбрать то или иное предположение, подвести под неё логическое обоснование и грамотно воплотить в слова. Так и рождаются гипотезы.
Формулировка гипотезы исследования
Следующие советы помогут вам грамотно и красиво очертить гипотезу.
Признаки правильной гипотезы
Приведённые ниже пункты помогут вам проверить, насколько корректно вы выбрали и сформулировали гипотезу.
Пример выделения гипотезы исследования в дипломной работе
Место гипотезы в структуре введения
Примеры гипотезы
Итак, как же правильно оформляется гипотеза в курсовой работе? Примеры из разных областей науки наведут вас на нужные мысли.
Направление курсовой работы: бизнес, предпринимательство.
Тема: Мотивация деятельности сотрудников организации.
Гипотеза: Можно предположить, что мотивация сотрудников тесно связана с их осознанием собственной успешности на рабочем месте, а также с ожиданием немедленного поощрения.
Направление: Производственный менеджмент.
Тема: Документооборот в организации.
Гипотеза. Следует ожидать, что при более глубоком внедрении новейших компьютерных технологий в фирме существенно поднимется уровень организованности её документооборота при доведении количества потерь важных документов до нуля.
Тема: Повышение любознательности детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: Можно ожидать, что уровень любознательности младших школьников повысится при должной мотивации со стороны педагогического состава и повышении заинтересованности самих преподавателей в учебном процессе.
Работа с гипотезой
От введения до заключения гипотеза будет неотступно направлять ход вашего научного труда. В первом разделе основной части доказывать или отвергать гипотезы вы будете на основе собранных фактов. Анализируйте их, сопровождайте собственным мнением. Второй раздел вбирает в себя результаты проведённых вами опытов и исследований, выполненные расчёты.
Всё взаимодействие с гипотезой делится на следующие этапы.
Не забудьте коснуться гипотезы в заключении, поделитесь мнением, насколько она соответствует действительности, может ли стать теорией и получить широкое распространение в общественном мнении. Возможно, вы выдвинете и докажете такую гипотезу, которая станет поворотным пунктом в развитии вашей области знаний.
Гипотеза формулируется в форме
Анализ теоретического материала
Предсказание возможностей (следствий) из общей закономерности
От общего к частному
Механизм построения индуктивной гипотезы заключается в построении на основе наблюдаемого опыта или данных фактов предсказательного обобщающего заключения, относящегося к группе явлений, подобных изучаемому. Ход мыслей экспериментатора — от частного к общему включает принятые исследователем допущения, разработанные на их основе предположения, индуцированную из них гипотезу.
Дедуктивная гипотеза строится из общего теоретического положения путем разработки ряда предположений, вытекающих из него. Из выдвинутых предположений дедуцируются выводы—допущения. Ход мыслей экспериментатора — от абстрактного (общего) к конкретному.
Индуктивно—дедуктивная гипотеза включает в себя элементы двух предыдущих типов гипотез, содержит последовательность процедур синтеза теоретических фрагментов — допущений в новое теоретическое знание, на основе анализа которого дедуцируется предсказание неизвестных ранее сторон и свойств изучаемого объекта.
По своему характеру гипотеза может быть революционизирующей (выдвижение принципиально нового положения) или модификацией известных законов, исходя из предположения о том, что некоторые законы существуют в областях, где действие их еще не выявлено.
По логической структуре гипотезы могут носить линейный характер, когда выдвигается и проверяется одно предположение, или разветвленный, когда необходима проверка нескольких предположений.
Главная характеристика гипотезы исследования
При формулировании гипотезы необходимо учитывать такую важную ее характеристику как проверяемость, которая предполагает наличие адекватных способов или приемов проверки данной гипотезы.
Как сформулировать гипотезу?
Метод ассоциации основан на способности человека так, преобразовывать полученные ранее знания, чтобы их можно было использовать для новых условий.
Метод инверсии, предусматривающий рассмотрение задачи с противоположных позиций по отношению к принятым.
И.П. Бугрова пытается разобрать проблемную ситуацию более конкретно с осмыслением объекта или явления, вызвавшего интерес с различных сторон, на элементарном примере.
Проблемная ситуация. Мне нравиться не очень сладкое варенье, и я пробовала добавлять при варке меньше сахара, чем по рецепту, но такое варенье храниться очень недолго. Как приготовить не слишком сладкое варенье, которое будет долго храниться и не портиться?
Гипотеза №1. Если варить варенье дольше, то оно будет хорошо храниться.
Гипотеза №2. Если сваренное по измененному рецепту варенье поместить в холодильник, то оно будет храниться значительно дольше.
Гипотеза №3. Попробую, найти другой рецепт варенья, для которого требуется меньше сахара.
Гипотеза № 4. Если изменить технологию обработки банки для хранения варенья, то варенье хранится дольше.
Гипотеза №5. Если я сварю варенье из других ягод (несладких) и добавлю необходимое по рецепту количество сахара, то варенье дольше сохраниться.
Гипотеза № 6. Возможно, что я так и не смогу приготовить варенье по вкусу.
Итак, перед нами стоит проблема, и мы предположили варианты ее разрешения. Как можно убедительно доказать правильность или ошибочность своих размышлений? Как проверить свои догадки (гипотезы)?
Способы проверки гипотезы.
1. на основе логики и анализа имеющихся знаний, полученной информации,
2. на основе наблюдений, опытов, экспериментов,
И так, приступить к разрешению проблемной ситуации можно, выдвинув гипотезу основываясь на имеющихся знаниях, опыте, пофантазировав, и применяя при этом, методы поиска новых идей, и определившись со способами проверки гипотезы.
Гипотеза
Гипотезу используют только в исследовательских проектах.
В ходе выполнения проекта гипотеза подтверждается или опровергается.
Иоганн Вольфганг Гёте
Вот лишь некоторые высказывания о значимости гипотезы.
Пьер Кюри, французский физик, писал: «При изучении неизвестных явлений можно строить очень общие гипотезы и продвигаться шаг за шагом с помощью опыта. Это методическое и прочное продвижение по необходимости медленное. Слишком конкретные гипотезы почти наверно заключают в себе долю ошибки наряду с долей истины».
Пример описательной гипотезы: Электромагнитное излучение от бытовых приборов оказывает влияние на рост и развитие комнатных растений.
Пример объяснительной гипотезы: Консервированные продукты будут храниться дольше, если в рецептуру будут включены специи, способствующие подавлению микробной и бактериологической активности.
Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:
Степень обоснованности гипотезы можно оценить по следующей шкале:
Если нужно выяснить, существует ли такой-то объект, процесс, явление, то гипотеза будет содержать ответ “да” или “нет”.
Выбрать вариант гипотезы “да, существует” или “нет, не существует” далеко не просто. Такой выбор нужно тщательно обосновать, поскольку проверка гипотезы может требовать значительных затрат и быть сопряженной с различными рисками.
Другой тип познавательных проблем и соответствующих им гипотез, связан с ответом на вопрос, обладает ли объект таким-то свойством. В этом случае может казаться, что сформулировать гипотезу несложно. Можно предположить, “да, обладает”. Другой вариант – “нет, не обладает”.
Пример. “Содержится ли в городском воздухе такое-то вредное вещество в концентрациях превышающих предельно допустимые нормы”.
Еще один тип познавательных проблем требует ответить на вопрос: “Есть ли причинно-следственные связи между явлениями, действиями, характеристиками каких-то процессов?”.
Пример. Когда говорят, что А является причиной Б, то это может означать, что всегда, когда есть А оно порождает Б (жесткая связь) или, что всегда, когда есть А с той или иной степенью вероятности возникает и Б (вероятностная связь). Когда делается предположение, что между А и Б существует причинно-следственная, нужно также предположить, какая это связь (жесткая или вероятностная) и дать обоснование, почему утверждается, что связь существует и почему она такая.
Или, Почему вода, текущая из крана, не соответствует существующим нормам, почему загрязнен воздух, почему у этой улицы такое название, как возник наш город, почему учащиеся, зная правила пользования мобильными телефонами, не соблюдают их и т.п.
Гипотеза. Гипотеза – это предположение, сформулированное в утвердительной форме
Гипотеза – это предположение, сформулированное в утвердительной форме. В дипломной работе гипотеза отражает цель исследования на уровне предположения, нуждающегося в проверке эмпирическим путем. Гипотеза отражает конкретизированный результат исследования и то, каким образом (посредством какого метода: экспериментального, корреляционного или факторного) его предполагается получить. Например:
1) Существует прямая (обратная) взаимосвязь между и…
2) Предпосылками формирования является …
3) Структура включает в себя…
4) Метод позволяет воздействовать на …
5) Изменение возможно при помощи воздействия на следующие его компоненты (применение следующих механизмов)…
При этом гипотеза исследования должна содержать косвенное указание на эмпирический метод, посредством которого она проверялась. Приемом такого указания служат вербальные маркеры. Так, использование слов: «влияние», «зависимость», «предпосылки» и т.д. указывает на применение экспериментального метода. Применение слов: «взаимосвязь», «корреляция», «взаимозависимость» и т.д. отражает использование в исследовании корреляционного метода. Если в гипотезе присутствуют слова «структура», «компоненты», «элементы» и т.д., то исследование проводилось с применением метода факторного анализа. Если в гипотезе присутствуют различные вербальные маркеры, то речь идет о метаанализе.
В рамках дипломной работы допускается формулирование нескольких гипотез, одна из которых является общей, а остальные – частными. В то же время не следует злоупотреблять этой возможностью и включать в работу более чем две-три частных гипотезы. Кроме того необходимо объективно оценить необходимость включения частных гипотез, поскольку в эмпирической части дипломной работы потребуется привлечение дополнительного внимания к их доказательству.
Таким образом, гипотеза исследования дает возможность получить ответ на вопросы о том, какой результат был получен и при помощи какого именно метода научного познания.
Задачи
Любое научное исследование выполняется поэтапно, а потому требует формулирования частных задач, отражающих содержание каждого этапа. Условно общая структура исследования в рамках дипломной работы предполагает наличие следующих этапов:
1) Теоретический анализ проблемы;
2) Эмпирическое исследование, направленное на проверку основной гипотезы;
3) Качественный анализ полученных результатов.
Каждая задача отражает определенный этап исследования, а потому количество задач не может быть больше трех или четырех (четвертая задача формулируется в том случае, если в отдельный этап исследования выделяют разработку какого-либо измерительного или коррекционного инструментария, программу развития или рекомендации для специфических выборок). При этом формулирование задачи предполагает не обобщенное обозначение этапов проделанной работы, а вполне конкретизированное ее содержание. Иными словами, задачи исследования должны быть сформулированы таким образом, чтобы имелась возможность проверить, решены они или нет.
Например, некорректно сформулированная первая задача:
— Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме обучаемости младших школьников.
Корректно сформулированная задача:
— Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме обучаемости младших школьников для определения сущностного содержания данного явления, его структуры и факторов, оказывающих на нее влияние.
В первом примере совершенно непонятен смысл задачи, такая задача скорее напоминает декларацию о намерениях, нежели что-то еще, т.к. неясно, для чего осуществлять теоретический анализ. В то же время во втором примере – задача вполне конкретизирована и мы можем проверить, насколько она выполнена. Для этого достаточно открыть выводы по теоретической главе и обнаружить там наличие определения обучаемости младших школьников, ее структуру и систематизированную модель факторов, оказывающих на нее влияние. По сути, первая задача в одной фразе должна отражать все содержание теоретической части дипломной работы.
Вторая задача аналогичным образом должна отражать эмпирическую часть исследования. Например, некорректно сформулированная задача:
— Провести эмпирическое исследование обучаемости младших школьников.
Корректно сформулированная задача:
— Разработать комплекс психодиагностических методик и осуществить эмпирическое исследование влияния стиля педагогического общения на обучаемость младших школьников для выявления специфики такого влияния.
Данная формулировка позволяет получить представление о сути проведенного эмпирического исследования, его характере и предполагаемых результатах. Соответственно, обратившись к выводам по второй главе, мы можем проверить, решена задача или нет.
Третья задача обычно имеет стандартный вид и формулируется в следующем виде:
— Анализ полученных результатов и их обсуждение.
Данная формулировка отражает сущность заключительного этапа, а ее решение может быть проверено исходя из анализа заключения.
Таким образом, общее содержание задач исследования раскрывает то, что было выполнено в данной и работе, в какой последовательности это было сделано, т.е. позволяет нам оценить логичность и структуру дипломной работы.
Дата добавления: 2015-01-01 ; просмотров: 13 ; Нарушение авторских прав