гитара в форме лютни

Сто лет гитары в картинках

гитара в форме лютни. гитара в форме лютни фото. картинка гитара в форме лютни. смотреть фото гитара в форме лютни. смотреть картинку гитара в форме лютни.

В этой статье мы обойдемся без изящной лирики. Пусть она будет шпаргалкой.

Гитара принадлежит к щипковым инструментам, а уже – к лютневым. Второй подраздел щипковых – цитровые, а их отличие от лютневых – в отсутствии грифа.
Название пришло из греческого – от «кифары».
Первая современная лютня появилась в Европе в XIII веке. У нее был овальный корпус, короткий гриф, отогнутая голова и самое разное количество струн. Максимально – двадцать четыре, обычно же – пять, заключенных в пары (хоры).

К XVIII веку лютня резко теряет популярность, т.к. в моду входят клавишные. Но в одной стране гитаре никогда не изменяли – в Испании.
Тамошняя гитара – виуэла – имела пять струн и одну дополнительную. Не басовую, как сейчас, а специальную – для ведения мелодии.

гитара в форме лютни. гитара в форме лютни фото. картинка гитара в форме лютни. смотреть фото гитара в форме лютни. смотреть картинку гитара в форме лютни.
Мейстер Лука Синьорелли, видимо, думал, что именно так и должен выглядеть типичный бэнд эпохи Возрождения. На картине (1499-1502) – лютнисты. В центре – виуэла. Очень хорошо видно отличие этой гитары от лютни.

Первоначально, гитара имела четыре струны, а пятую догадался установить современник Сервантеса – Висенте Эспинель, знаменитый бард и поэт. Пятиструнные гитары с успехом изготавливал Страдивариус – с тем самым строем, какой мы имеем сейчас: ми, си, соль, ре, ля.
Дублирующая басовая ми появилась позже – в самом конце XVIII веке.

Исследователь гитары и сам – гитарист-виртуоз Эмилио Пухоль говорит, что первое упоминание о шестиструнке относится к 1799 году, но по сохранившимся источникам – можно найти более ранние образцы. Возможно, Пухоль имел в виду, что с 1799 года такие гитары становятся фактическим стандартом.

гитара в форме лютни. гитара в форме лютни фото. картинка гитара в форме лютни. смотреть фото гитара в форме лютни. смотреть картинку гитара в форме лютни.
Пятиструнная испанская гитара 1774 года Фердинанда Гальяно.
Имеет обычный современный строй, за исключением басовой ми.

гитара в форме лютни. гитара в форме лютни фото. картинка гитара в форме лютни. смотреть фото гитара в форме лютни. смотреть картинку гитара в форме лютни.
Слева – расположение пружин по схеме Штауфера. Справа – две его фабричные гитары. Первая – сделана в Неаполе в 1791 году.
У нее съемный подвижный гриф и крепление по 11 ладу. Вторая – повторяет первую, но немного младше ее – сделана в 1820 году.

Как раз в это время начал свою деятельность Мартин – саксонец, переехавший в 1833 году в Америку. С именами Мартина и Торреса связаны два пути развития современных гитар – испанской классики и вестернов. Или иначе – веерной схемы пружин и схемы крестом. Мартин первым отошел от венской школы и основал собственную, новую. Ее справедливо назвать немецкой, но традиционно называют американской.
В этой статье мы не коснемся вестернов. Это тема отдельного разговора.

гитара в форме лютни. гитара в форме лютни фото. картинка гитара в форме лютни. смотреть фото гитара в форме лютни. смотреть картинку гитара в форме лютни.
Сверху – итальянская гитара 1806 года.
Слева-направо: точная копия испанской гитары 1808 года, итальянская гитара 1811 года и германский инструмент мануфактуры Вебера 1812 года.
Итальянцы и испанцы практически унифицировали свои гитары. Немцы же притормаживают в эпохе барокко.
У всех гитар – венская схема Штауфера-Шерцера. Обратите внимание на однопропильную голову немецкой гитары. Очень интересная конструкция.

гитара в форме лютни. гитара в форме лютни фото. картинка гитара в форме лютни. смотреть фото гитара в форме лютни. смотреть картинку гитара в форме лютни.
Не о таком, конечно, но почти о таком.

гитара в форме лютни. гитара в форме лютни фото. картинка гитара в форме лютни. смотреть фото гитара в форме лютни. смотреть картинку гитара в форме лютни.
Венская схема на примере гитары 1825 года.

гитара в форме лютни. гитара в форме лютни фото. картинка гитара в форме лютни. смотреть фото гитара в форме лютни. смотреть картинку гитара в форме лютни.
Гитара изготовлена в Париже в 1825 году. Тоже венская школа.

гитара в форме лютни. гитара в форме лютни фото. картинка гитара в форме лютни. смотреть фото гитара в форме лютни. смотреть картинку гитара в форме лютни.
В середине тридцатых происходит кратковременный восточный сдвиг в сторону старинных форм. Pear-Shape – так сейчас называют такие гитары коллекционеры.
1832 год – Австрия и 1834 год – Германия (мастерская Diehl).

гитара в форме лютни. гитара в форме лютни фото. картинка гитара в форме лютни. смотреть фото гитара в форме лютни. смотреть картинку гитара в форме лютни.
Испания, 1832 год. Луис Панормо.
Видна новая конструкция прикрепления грифа. Гриф образует одно целое с корпусом. Также видно, как в Испании начинают менять схему пружин. По деке идет тот самый веер, что сейчас прочно связывается с именем Торреса.

гитара в форме лютни. гитара в форме лютни фото. картинка гитара в форме лютни. смотреть фото гитара в форме лютни. смотреть картинку гитара в форме лютни.
В Италии и Франции к сороковым годам – гитары стали почти неотличимы от нынешних.
1839 год – итальянская гитара мастерской Гваданини, один из образцов которой мы уже видели.
1842 год – мастерская Luigi Filano
1847 год – французский инструмент (Roudhloff). Головы с пролетками, наконец, выбрались за пределы Германии.

Первые классические гитары полностью современной конструкции стал делать в 50-х годах Антонио Хурада Торрес.

гитара в форме лютни. гитара в форме лютни фото. картинка гитара в форме лютни. смотреть фото гитара в форме лютни. смотреть картинку гитара в форме лютни.

Следующее за ним поколение мастеров, первым из которых следует, конечно, назвать А.Рамиреса, в точности следуют шаблонам Торреса.

гитара в форме лютни. гитара в форме лютни фото. картинка гитара в форме лютни. смотреть фото гитара в форме лютни. смотреть картинку гитара в форме лютни.
Схема Торреса
Торрес заменил простые «шпалы» Штауфера – на изящную систему веера, совершенно преобразив звучание гитары.
Он же предложил не разделять клец от грифа, а изготавливать их в виде единой конструкции.
гитара в форме лютни. гитара в форме лютни фото. картинка гитара в форме лютни. смотреть фото гитара в форме лютни. смотреть картинку гитара в форме лютни.
Современная вариация на тему Торреса.
Видно, что испанский веер здесь совмещен с венским клецем.

гитара в форме лютни. гитара в форме лютни фото. картинка гитара в форме лютни. смотреть фото гитара в форме лютни. смотреть картинку гитара в форме лютни.
Пример совмещенеия испанского клеца «сапогом» с венской выборкой под гриф.

гитара в форме лютни. гитара в форме лютни фото. картинка гитара в форме лютни. смотреть фото гитара в форме лютни. смотреть картинку гитара в форме лютни.

гитара в форме лютни. гитара в форме лютни фото. картинка гитара в форме лютни. смотреть фото гитара в форме лютни. смотреть картинку гитара в форме лютни.
Одна из первых моделей Торреса. 1852 год.

Революция этого мастера оказала столь сильное воздействие на гитаростроение, что практически заморозила развитие гитар. Больше нечего было усовершенствовать. Гитара достигла пика своего развития.

Источник

Гитара в форме лютни

Подробнее >>

гитара в форме лютни. гитара в форме лютни фото. картинка гитара в форме лютни. смотреть фото гитара в форме лютни. смотреть картинку гитара в форме лютни.Барочная лютня

Барочные лютни возникли в результате экспериментов с настройкой около 1600 года на основе уже популярной лютни эпохи Возрождения. Мастером этого инструмента был и Сильвиус Леопольд Вайсс. Его музыка представляет также конечную точку многовековой традиции лютней, в которой она описывалась, как самый благородный из всех инструментов.
В XVI веке наиболее распространенной была шестиструнная лютня (в XV известны пятиструнные инструменты), при переходе к XVII веку (эпохе позднего барокко) количество струн доходило до двадцати четырёх. Чаще всего струн было от 11 до 13 (9-11 парных и 2 одинарных). Строй- аккорд ре минор (иногда мажор).

гитара в форме лютни. гитара в форме лютни фото. картинка гитара в форме лютни. смотреть фото гитара в форме лютни. смотреть картинку гитара в форме лютни.Торбан, Кобза

Самое загадочное и, вместе с тем, удивительное семейство и история украинских старинных музыкальных струнно-щипковых инструментов.

Подробнее о кобзе >>

гитара в форме лютни. гитара в форме лютни фото. картинка гитара в форме лютни. смотреть фото гитара в форме лютни. смотреть картинку гитара в форме лютни.Теорба, Китаррон

В течение 16-ого столетия цитра была второй по популярности после лютни. Самая простая форма цитры имела 4-е хора по 2 или 3 струны вкаждом. Струны в каждом хоре были настроены в унисон с добавленной октавой в некоторых хорах. Цитра имела много видов и настроек и часто повторно перестраивалась от одной музыкальной пьесы к следующей.

Подробнее >>

гитара в форме лютни. гитара в форме лютни фото. картинка гитара в форме лютни. смотреть фото гитара в форме лютни. смотреть картинку гитара в форме лютни.Бандора

Один из древних инструментов семейства лютневых. Очень мало сохранилось таких инструментов и, к сожалению, очень мало исполнителей на таких инструментах. Но, тем не менее, современные мастера сохраняют традици.

Подробнее >>

гитара в форме лютни. гитара в форме лютни фото. картинка гитара в форме лютни. смотреть фото гитара в форме лютни. смотреть картинку гитара в форме лютни.Орфарион

Это инструмент итальянского происхождения последней четверти Xвека мандолиновой группы. Имеет пять пар металлических струн с квинтовым строем, как у Миланской мандолины. Звук извлекается плектром. Особый интерес представляет грушевидная задняя дека, набранная из 37-ми узких, слегка вогнутых палисандровых пластин

Подробнее >>

гитара в форме лютни. гитара в форме лютни фото. картинка гитара в форме лютни. смотреть фото гитара в форме лютни. смотреть картинку гитара в форме лютни.Лютня Вандерфогель

Еще этот инструмент называют «Лютневидная гитара». Чисто немецкий инструмент, который выглядит, как лютня Ренессанса, но имеет шесть струн, как на гитаре, и металлические колки. Много дискуссий было вокруг этого инструмента. Ясно одно, что этот инструмент занимал одно из лидирующих по популярности мест с середины XIX века до начала нашего столетия.

гитара в форме лютни. гитара в форме лютни фото. картинка гитара в форме лютни. смотреть фото гитара в форме лютни. смотреть картинку гитара в форме лютни. Мандора
(или барочная мандолина)

Струнный музыкальный инструмент семейства лютни. Возник, предположительно, в эпоху раннего Возрождения из средневековой гитерны(малой сопрановой лютни). Maндора считается родоначальницей мандолины. В Италии этот инструмент называли мандолой (есть более поздний инструмент, имеющий такое же название из семейства мандолин)

Подробнее >>

гитара в форме лютни. гитара в форме лютни фото. картинка гитара в форме лютни. смотреть фото гитара в форме лютни. смотреть картинку гитара в форме лютни.Мандола

[Фото 1]

Итальянский струнный щипковый музыкальный инструмент. Упоминания о мандоле встречаются уже в XII—XIII вв. Название «мандола» происходит от древнего pandura (греч. — маленькая лютня). Инструмент, по мнению исследователей, был разработан в процессе изготовления лютни, как более компактный и экономный в создании. Полную последовательность развития и номенклатуру инструмента в настоящее время трудно проследить.

Подробнее >>

гитара в форме лютни. гитара в форме лютни фото. картинка гитара в форме лютни. смотреть фото гитара в форме лютни. смотреть картинку гитара в форме лютни.Мандолина

Инструмент, напоминающий лютню, только гораздо меньших размеров. Происходит из южных стран Европы. Наиболее распространена Неаполетанская мандолина с 4 курсами, строющимися в унисон и имеющими строй скрипки. Миланская мандолина имеет 5 курсов. В отличии от других лютневых инструментов на мандолине играют плектром (медиатором) приемом тремоло. Современная мандолина имеет металлические струны
.
Подробнее >>

гитара в форме лютни. гитара в форме лютни фото. картинка гитара в форме лютни. смотреть фото гитара в форме лютни. смотреть картинку гитара в форме лютни.Виуэла (vihuela)

Подробнее >>

гитара в форме лютни. гитара в форме лютни фото. картинка гитара в форме лютни. смотреть фото гитара в форме лютни. смотреть картинку гитара в форме лютни.Барочная гитара

Само название этого инструмента говорит за себя. Конечно же, именно этот инструмент явился переходным образцом между лютней и современной классической гитарой. Но вклад этого инструмента в мировую культуру настолько велик, что слово «переходный» отпадает.

Подробнее >>

гитара в форме лютни. гитара в форме лютни фото. картинка гитара в форме лютни. смотреть фото гитара в форме лютни. смотреть картинку гитара в форме лютни.Классическая гитара

За несколько веков развития лютневых инструментов возникла некоторая путаница в названиях и классификации этих инструментов. Вероятнее всего, это связано с тем, что эволюция проходила в разных странах и каждая культура накладывала определенный отпечаток. На это влияли различия в языках и медленный обмен информацией.
Довольно трудно разобраться в этих хитросплетениях, порой и невозможно за давностью лет.

Практически одно и тоже:
Бандоро, Бандола (испан. Bandola, Bandolуn), Bandolon Bandura, Мандола

Название же «Мандола» происходит от древнего Pandura, известена также под такими именами как «Мандора» и «Мандоле», «Пандурина» и «Бандурина»

Источник

Разновидности лютен

Л ютневое семейство отличалось постоянной эволюцией, которая дала повод к возникновению различных типов инструментов. Наши предки XVII-ых и XVIII-ых веков не были единогласными при определении этих различных инструментов и теперь не легко дать точное описание каждого типа. Например, «Китаррон» и «Теорба» названия итальянские, где и были изобретены. Практически это один и тот же инструмент. Архилютня отличается от Теорбы только своим размером и своим строем. Вообще, если говорить проще, то все эти инструменты можно назвать как «производные от лютни».
В ряд ли можно найти инструмент, имеющий такое большое количество себе подобных. В середине 17 в. английский мастер Джон Роуз изобрел лютню с плоской нижней декой, а лады и порожки расположил веером, поставив при этом металлические струны и сохранив традиционный строй. Назвал он этот инструмент «орфарион» (в честь двух античных мифических героев Орфея и Ариона). Плоский корпус и металлические струны употреблялись и раньше (на цитернах, пандорах, китарронах и английских гитарах). Изобретение Дж.Роуза состояло в том, что веерное расположение ладов позволило разместить на одном грифе две мензуры стандартную и более длинную, а инструмент при этом остался достаточно компактным. Металлические струны давали возможность использовать на орфарионе как пальцевую, так и плектрную техники игры.
Самая маленькая лютня мандора с 4 (5,6) струнами была широко распространена во Франции и Италии. Небольшие размеры делали ее удобной в сольном музицировании, а высокий строй позволял использовать в качестве верхнего голоса в ансамблях. В своих концертах для лютни французские и итальянские композиторы (напр., А.Вивальди) часто подразумевали, наряду с традиционными, именно такие маленькие лютни, на которых, в основном, использовалась плектрная техника. (В дальнейшем эти лютни мандоры, или мандолы заменили мандолины).
В 17-18 в.в. наибольшую популярность приобрели большие инструменты. Это лютни с длинной шейкой теорбы, китарроны, архлютни, лютни а теорбато и др. Главным достоинством таких лютен являлась большая длина басовых струн. Применение как хорных, так и одинарных струн облегчало некоторые технические задачи и делало названные инструменты незаменимыми в ансамблях, особенно в группе basso continuo.

Источник

Урок 26. Музыкальные инструменты: лютня и гитара

Продолжаем знакомство с музыкальными инструментами.

Посмотрите на картинки и вспомните, с какими инструментами мы познакомились на прошлых уроках.

Сегодня мы поговорим о струнных инструментах.

Лютня старинный струнный щипковый музыкальный инструмент с ладами на грифе и овальным корпусом.

Микеланджело да Караваджо. Лютнист

Добро пожаловать в Академию занимательных наук! Познакомься с историей лютни.

Постепенно лютне пришлось уступить свое место смычковым инструментам: они обладали более мощным и ярким звуком. А в домашнем музицировании лютню вытеснила гитара.

Родина гитары неизвестна. Предполагают, что возникла она в Древней Греции, но вторую родину обрела в Испании, где уже в 8-9 веках получила широчайшее распространение. Гитары бывают шести- и семиструнные. Семиструнная гитара, наиболее удобная для вокального аккомпанемента, получила наибольшее распространение в России. В Испании была распространена шестиструнная гитара. Она же стала и сольным инструментом. Многие крупные композиторы превосходно владели гитарой и с удовольствием писали для нее.

Василий Тропинин. Гитарист. 1823 г.

Послушай «Романс Любви» композитора Гомеса в исполнении гитариста А. Брехова.

Источник

Лютня

Древний струнно-щипковый инструмент, получивший поэтичное название «лютня» многие ошибочно сравнивают с современной гитарой или домрой. Однако он имеет особое строение, звучание и историю, содержащую интересные факты.

Что такое лютня

Лютня – это музыкальный инструмент, относящийся к группе струнных щипковых. В средние века она имела грушевидный корпус и несколько пар струн. Среди арабских народов считалась королевой музыкальных инструментов, а благодаря мягкому звучанию для многих религий она имела символический смысл. Например, у буддистов игра на этом инструменте означала спокойствие и слаженную обстановку в мире людей и богов, а у христиан – небесную красоту и контроль над силами природы.

гитара в форме лютни. гитара в форме лютни фото. картинка гитара в форме лютни. смотреть фото гитара в форме лютни. смотреть картинку гитара в форме лютни.

В прошлом лютня относилась к ряду «светских» инструментов, на которых играли только в привилегированных обществах. Ранее также бытовало мнение, что она является «инструментом всех королей».

Строение

В целом с течением истории инструмент не изменил своего первоначального строения. По-прежнему корпус лютни схож с формой груши и изготавливается из древесины. Для этих целей чаще используется вишня, клен или палисандра.

Дека имеет овальную форму, а также по центру украшается резной розеткой. Гриф не нависает, а располагается в одной плоскости с корпусом. В разных вариациях лютня имеет четыре или пять пар струн. Настраивать ее не просто, потому музыканту приходится проводить много времени в попытках подготовиться к игре.

Как звучит лютня

Звучание лютни во многом схоже с гитарным перебором, однако сравнивая эти два инструмента, можно обнаружить различия. Голос лютни отличается особой мягкостью, которой сложно добиться играя на гитаре. Также профессиональные музыканты отмечают бархатистость тембра инструмента и насыщенность обертонами.

Благодаря нескольким парам струн, звук лютни приобретает более трепетный и романтичный характер. Именно потому ее часто изображали художники в руках молодой девушки или юноши.

История происхождения

История происхождения лютни имеет неоднозначный характер. Первые прототипы современного инструмента активно использовались в Египте, Греции и Болгарии. Также некоторые вариации встречались в Персии, Армении и Византии. Тем не менее, определить личность первого лютье историкам так и не удалось.

Распространяться по миру древняя лютня начала благодаря болгарам, которые сделали ее особо популярной в пределах балканского полуострова. Далее руками мавров инструмент был перенесен в Испанию и Каталонию. А уже в XIV веке он распространился по всей территории Испании и начал переходить в немецкоязычные страны.

гитара в форме лютни. гитара в форме лютни фото. картинка гитара в форме лютни. смотреть фото гитара в форме лютни. смотреть картинку гитара в форме лютни.

За всю историю лютни ее конструкция претерпевала множество изменений. Мастера меняли форму корпуса, строй, количество струн, увеличивали размер. Из-за этого в мире существует немало самостоятельных инструментов, родоначальником которых была лютня. В их числе:

Также к видам лютни часто относят русскую домру, т.к. она является прототипом балалайки и мандолины.

гитара в форме лютни. гитара в форме лютни фото. картинка гитара в форме лютни. смотреть фото гитара в форме лютни. смотреть картинку гитара в форме лютни.

Известные лютнисты

С древних времен людей, играющих на лютне, называли лютнистами. Как правило, они являлись не просто музыкантами, но и композиторами. В числе известных композиторов-лютнистов значатся Винцесто Капирола, Роберт де Визе, Иоганн Себастьян Бах и прочие.

В XXI веке актуальность лютни значительно снизилась, однако лютнисты продолжают радовать публику своими выступлениями. В списке современных музыкантов, популяризирующих данный инструмент, значатся В. Вавилов, В. Каминик, П. О’Детт, О. Тимофеев, А. Крылов и другие. Репертуар лютнистов состоит из сотен произведений, переведенных на строй лютни, услышать которые можно не только в сольных пьесах, но и в ансамблях.

Лютня – древний инструмент с загадочной историей. Она послужила прототипом для многих современных струнно-щипковых инструментов, потому ее значимость в мире музыки очень велика. Несмотря на то, что в современном мире лютня пользуется меньшим спросом, музыканты продолжают творить на ней музыку, популяризируя инструмент среди слушателей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *