глагол имеет следующие грамматические формы
Русский язык
План урока:
Две формы глаголов: изменяемые и неизменяемые
В русском языке под формами глаголов подразумевают грамматические категории, которые имеют постоянные признаки, но по-разному применяются в устной и письменной речи. Выделяют изменяемую и неизменяемую форму глаголов.
Изменяемые глаголы или спрягаемые – это такие слова, которые имеют постоянные и непостоянные грамматические признаки.
Разберем слово «молчать». В зависимости от контекста, у него будет категория времени, числа, лица и даже рода:
Я молчала и плакала – прошедшее время, единственное число, 1-ое лицо, женский род.
Мы слушаем преподавателя и молчим – настоящее время, множественное число, 1-ое лицо.
Он будет молчать, несмотря на последствия – будущее время, единственное число, 3-ье лицо.
В предложениях изменяемая форма глаголов выступает только в роли сказуемого, а подлежащее – имя существительное:
Ребенок бегает по комнате.
Они собрали в лесу полную корзину белых грибов.
Неизменяемые глаголы – те, которые сохраняют начальную (неопределенную) форму независимо от контекста речи. Они имеют постоянные грамматические признаки и называются «инфинитив». Мы уже рассматривали инфинитив на прошлом уроке, но эта форма глагола заслуживает детального анализа.
Инфинитив как начальная форма глаголов
Термин имеет латинское происхождение и означает «неопределенный». Начальная форма глаголовочень важна, несмотря на то, что у нее нет категории лица, времени, наклонения или числа.
Инфинитивы описывают суть действия, но не указывают отношение субъекта действия к происходящему. Именно в такой форме глаголы указаны в словарях.
Больше всего инфинитивов в официально-деловом стиле, в котором приветствуются четкие глагольные формы без описания деталей. В художественной литературе и разговорной речи они акцентируют внимание на лексических и смысловых особенностях слов в тексте.
Опознать инфинитив можно, задав ему один из двух вопросов:
«Что делать?»: лежать, загорать, мыть.
«Что сделать?»: полежать, загореть, помыть.
Формы образования инфинитивов
Грамматические признаки инфинитивов
Как уже говорилось, глаголы в форме инфинитива имеют минимум грамматических признаков – всего три.
Разбираем характеристики инфинитивов по порядку.
Вид – это категория, которая выражает завершенность (незавершенность) действия. В русском языке выделяют совершенный и несовершенный вид глаголов. Они делают нашу речь разнообразной и красивой.
Совершенный вид глаголов отвечает на вопрос «Что делать?» и описывает регулярное действие, которое находится в процессе: звонить, отвечать, бросать. Категория чаще всего используется для передачи общей информации.
Что детям нужно сделать на каникулах? Читать книги, гулять на улице, помогать родителям по дому.
Несовершенный вид глаголов отвечает на вопрос «Что сделать?» и описывает однократное действие, которое завершилось с каким-то результатом:
Я решила позвонить брату в Москву.
У него не было возможности ответить на звонок.
Дедушка не смог бросить курить, несмотря на усердные попытки.
Часто встречаются глагольные пары совершенного и несовершенного вида. Между собой они отличаются суффиксами или приставками:
Некоторые глагольные пары между собой отличаются только ударением:в̀ырезать-вырез̀ать.
Выделяют пары инфинитивов, у которых разные корни:
Вид – важнейшая характеристика глаголов. Он дополняет категорию времени.
Переходим к категории возвратности.
Как образовываются возвратные глаголы? Выделяют три основных способа.
Невозвратные глаголы в форме инфинитива имеют категорию переходности/непереходности.
Грамматическая категория инфинитивов – переходность/непереходность
Переходные глаголы управляют существительными или местоимениями, которые обозначают объект действия. К ним можно присоединить прямое дополнение в винительном падеже без предлога:
Иногда переходные глаголы используются с существительными или прилагательными в родительном падеже:
Непереходные глаголы указывают на физическое или эмоциональное состояние, положение в пространстве: сидеть, стоять, любить.С существительными они всегда используются вместе с предлогами:
Синтаксические роли инфинитивов
Напоминаю, что начальная форма глаголов полифункциональна, выполняет синтаксические роли любого члена предложения.
Читать – интересно и полезно.
Простое глагольное сказуемое:
Нам не мечтать о таких карьерных вершинах!
Часть глагольного сказуемого:
Мы предлагали Павлу обратиться за помощью к начальству.
Умение мечтать проявлялось у Марины с самого рождения.
Сегодня вечером мы пойдем в горы, чтобы собрать редкие растения.
I и II спряжение глаголов
Спряжение – постоянный грамматический признак глаголов. Это их способность менять форму в настоящем времени по лицам и числам. Мы должны уметь различать типы спряжения, чтобы правильно писать безударные окончания у глаголов. Например: пишЕт, но видИт.
Выделяют две категории спряжения – первая и вторая. Определить, к какому типу спряжения относится конкретный глагол, можно двумя способами:
Глаголы 1-го спряжения в форме инфинитива имеют окончания:
Нам нужно полоть огород, несмотря на пасмурную погоду.
Ему не хотелось мокнуть под дождем.
Обуть непослушного годовалого малыша – непростая задача.
Солдатам приказали сидеть на месте.
Трава в лесу продолжала гореть.
Им предстояло лететь на вертолете.
Ей нравилось воспитывать детей.
Ребенок не переставал мечтать о поездке на море.
Акцентировать внимание на деталях – важное умение хорошего руководителя.
Новобранцу разрешили не брить голову.
Каждое утро в сарае нужно стелить свежую солому.
Только на крепком фундаменте может зиждиться наше будущее.
Мы должны чтить память героев нашей страны.
Инна попросила подругу не бередить старую рану.
Мы решили благоустроить детскую площадку, которая находится рядом с нашим домом.
Предложения с глаголами-исключениями 2-го спряжения:
Они не намерены терпеть эти издевательства.
Ей посоветовали держать язык за зубами.
Он ничего не хотел слышать.
Определить спряжение глагола можно, просклоняв его по падежам. 1-ое и 2-ое спряжение имеют специфические личные окончания.
Тема 4.6. Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола
3.Переходные и непереходные глаголы.
9.Мофологический разбор глагола.
Основные понятия и термины по теме: переходные и непереходные глаголы, возвратные глаголы, наклонение глагола, время глагола, спряжение глаголов, безличные глаголы.
Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Различают глаголы 2-х видов:
— совершенного вида (построить, сделать, опереться);
— несовершенного вида (строить, делать, объединять).
Кроме того, глаголы делятся на:
— переходные (читать газету, строить дом, выпил воды, не написал письма)
— непереходные (ходить, расти, обедать, радоваться).
Глаголы могут изменяться по наклонениям.
Изъявительное наклонение глагола
Например: смотрим, прибыл, приедут, будем писать
Условное наклонение глагола
Например: пошел бы, предложили бы
Повелительное наклонение глагола
Например: читай, читайте, отмерь, отрежь, живи, учись
Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам:
2) глаголы пропели, погасил — в форме прошедшего времени;
В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам в настоящем и будущем временах
я напишу, буду писать
мы напишем, будем писать
ты напишешь, будешь писать
вы напишете, будете писать
он напишет, будет писать
они напишут, будут писать
Глаголы, употребляемые в прошедшем времени — изменяются по числам и родам (в ед. числе):
он писал (она писала)
Глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной формой глагола (или инфинитивом). Инфинитив не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать?
Например: ходить, стоять, участвовать, расти, стеречь.
Глаголы в предложении являются сказуемыми. Неопределенная форма глагола может по разному проявляться в предложении. Инфинитив может входить в составное сказуемое, может быть подлежащим, определением или дополнением и даже обстоятельством.
Например:
Учиться — всегда пригодится.
Здесь глагол служит дополнением.
Нетерпение дохать до Тифлиса овладело мною.
Здесь глагол играет роль определения.
Ребята побежали прятаться.
Здесь глагол играет роль обстоятельства.
Глаголы в неопределенной форме имеют вид, переходность и непереходность, спряжение.
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? А глаголы совершенного вида — что сделать?
Глаголы несовершенного вида не указывают на завершенность действия, на его конец или результат.
А вот глаголы совершенного вида указывают на завершенность действия, на его конец или результат.
Глаголу одного вида может соответствовать глагол другого вида с одним и тем же лексическим значением. Такие глаголы образуют видовую пару.
При образовании глаголов одного вида от глаголов другого вида используются разные способы:
суффиксы (толкать — толкнуть).
Образование видов глагола может сопровождаться чередованием гласных и согласных в корне.
Некоторые видовые пары представляют собой разные слова, имеют разные основы.
Отдельные видовые пары могут различаться ударением.
Переходные и непереходные глаголы.
Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными.
Люблю родную сторону.
Переходные глаголы обозначают такое действие, которое переходит на другой предмет: люблю (что?) — сторону.
Существительное или местоимение при переходном глаголе может стоять в родительном падеже:
1) если при глаголе имеется отрицание:
Я написал (что?) письмо. — Я не написал (чего?) письма.
2) если действие переходит не на весь предмет, а только на часть его: выпил (что?) воду — выпил (чего?) воды.
Глаголы являются непереходными, если действие прямо не переходит на другой предмет: ходить (на лыжах), купаться (в море), претворять (в жизнь).
Глаголы с суффиксом -ся (-сь) называются возвратными.
Например: учиться, встречаться, умываться.
Одни глаголы могут быть возвратными и невозвратными.
Суффикс — ся бывает после согласных (удивляться, занимаешься), а суффикс -сь — после гласных (встречаюсь, горжусь, удивляюсь).
Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходят, происходили или будут происходить на самом деле.
Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам. В настоящем и будущем времени гласная конца основы неопределенной формы иногда отсекается.
В изъявительном наклонении глаголы несовершенного вида имеют три времени: настоящее (читаю, строим), прошедшее (читал (-а), строили) и будущее сложное (буду читать, будем строить), а глаголы совершенного вида — два времени: прошедшее (прочитал(-а), построил(а)) и будущее простое (прочитаю, построим).
Глаголы в условном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.
Условное наклонение глагола образуется от основы неопределенной формы глагола при помощи суффикса -л- и частицы бы (б).
Эта частица может стоять после глагола и перед ним, может быть отделена от глагола другими словами:
Если каждый человек на куске земли своей сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша.
Глаголы в условном наклонении изменяются по числам и в единственном числе — по родам.
Глаголы в повелительном наклонении выражают побуждение к действию, приказ, просьбу.
Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2-го лица: верь в себя.
Глаголы в повелительном наклонении не изменяются по временам.
Формы повелительного наклонения образуются от основы настоящего или будущего простого времени с помощью суффикса -и- или нулевого суффикса.
Глаголы в повелительном наклонении в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном — -те.
Иногда к глаголам повелительного наклонения прибавляется частица -ка, которая несколько смягчает приказание: присядь-ка, присядьте-ка, подойди-ка ко мне.
Глаголы в настоящем времени показывают, что действие происходит в момент речи.
Глаголы в настоящем времени могут обозначать действия, которые совершаются постоянно, всегда:
Глаголы в настоящем времени изменяются по лицам и числам.
Глаголы в прошедшем времени показывают, что действие происходило до момента речи.
При описании прошлого часто вместо прошедшего времени употребляется настоящее время.
Возвращаюсь вчера с вокзала домой, иду темной улицей. Вдруг вижу: у фонаря что-то белеет.
Глаголы в форме прошедшего времени образуются от неопределенной формы (инфинитива) с помощью суффикса -л-
беречь — берег (но берегла),
От глагола идти прошедшее время шел, шла, шли.
От глагола найти прошедшее время нашел, нашла, нашли.
От глагола расти — рос, росла, росло, росли.
Глаголы прошедшего времени изменяются по числам (рассказал — рассказали), а в единственном числе — по родам. Во множественном числе глаголы в прошедшем времени по лицам не изменяются.
Глаголы в будущем времени показывают, что действие будет происходить после момента речи.
Увидишь, что это за человек! Ты сразу его полюбишь и подружишься с ним, голубчик!
Будущее время имеет две формы: простую и составную. Форма будущего составного глаголов несовершенного вида состоит из будущего времени глагола быть и неопределенной формы глагола несовершенного вида: буду рисовать, буду стараться.
От глаголов совершенного вида образуется будущее время простое (прочитаю), от глаголов несовершенного вида — будущее время составное (буду читать).
Форма будущего простого глагола совершенного вида образуется так же, как и форма настоящего времени: открою, откроешь, откроет, откроем, откроете, откроют.
В будущем простом глаголы имеют те же личные окончания, что и глаголы несовершенного вида в настоящем времени.
Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.
По своим личным окончаниям глаголы делятся на два спряжения: первое и второе.
Отличие первого спряжения от второго.
кроме указанных в графе
Все глаголы на -ить
(кроме брить, стелить, зиждиться):
строить, ходить, рубить, пилить,
смотреть,
видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть
гнать, держать, слышать, дышать
Спряжение глаголов определяется по неопределенной форме. Если у глагола безударное личное окончание, то нужно:
1) поставить глагол в неопределенную форму (работаете — работать, делают — делать);
2) определить, какая гласная стоит перед -ть.
При определении спряжения глагола неопределенную форму надо брать от того же вида, что и личная форма: выполняешь — выполнять (несов. вид), выполним — выполнить (сов. вид).
Глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные:
лететь — вылететь (I спряжение), учить — выучить (II спряжение).
Глаголы хотеть, бежать изменяются по первому, а частично по второму спряжению. Поэтому они называются разноспрягаемыми. Особо спрягаются глаголы есть (кушать) и дать.
Глаголы, которые обозначают действия, происходящие сами по себе, без действующего лица (предмета), называются безличными: смеркается, знобит, нездоровится, подморозило, вечереет.
Безличные глаголы обычно обозначают явления природы или состояние человека.
Вот уже светает. Но мне не спится.
В предложениях безличные глаголы являются сказуемыми, при которых не может быть подлежащего.
Сегодня морозит; В лесу легко дышится; Мне нездоровится; Недаром говорится, что дело мастера боится.
Безличные глаголы употребляются:
а) в изъявительном наклонении и имеют одну форму для каждого времени: форму 3-го лица единственного числа (настоящего или будущего времени) и форму среднего рода единственного числа (прошедшего времени): нездоровится, будет нездоровиться, нездоровилось;
б) в условном наклонении также в одной форме: нездоровилось бы;
в) в неопределенной форме: нездоровиться.
Многие личные глаголы в предложении могут выступать в значении безличных. Ср.:
Пахнет весною. В этом предложении нет подлежащего, глагол пахнет употреблен в безличном значении. Свежее сено хорошо пахнет.
Морфологический разбор глагола.
I. Часть речи. Общее значение. Вопрос.
II. Начальная форма (неопределенная форма).
1. Постоянные признаки:
2. Непостоянные признаки:
III. Синтаксическая роль.
Будущее принадлежит людям честного труда (М. Горький).
Во-первых, обозначает действие предмета и отвечает на вопрос (что делает?).
Во-вторых, начальная форма — принадлежать; имеет постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, непереходный, II спряжение.
Здесь употреблен в изъявительном наклонении, в единственном числе, в настоящем времени, в 3-м лице — это его непостоянные признаки.
В-третьих, в предложении является сказуемым.
Принадлежит — глагол, так как:
I. Обозначает действие предмета (что делает?).
II. Н. ф. — принадлежать. Пост. — несов. вида, неперех., II спр.; непост. — в изъявит, накл., в ед. ч., в 3-м л.
III. Будущее (что делает?) принадлежит.
Задания для самостоятельного выполнения
1. Найдите в предложениях глаголы и разберите их по плану:
1) неопределенная форма;
2) постоянные признаки (вид, спряжение, переходный/непереходный, наклонение);
3) непостоянные признаки: число, время, лицо, род.
1. Как вольно дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханием весны! ().
2. С вечера все спится, на дворе темно, лист сухой валится, ночью ветер злится да стучит в окно. ().
2. Распределите глаголы на три группы:
1) несовершенного вида;
2) совершенного вида;
Собирать, ринуться, преследовать, пообещать, сдать, использовать, собрать, подписать, подражать, организовать, перекричать, звать, механизировать, вертеть, опротиветь, наскучит, состязаться, реорганизовать, грянуть, состоять, отгрузить, гарантировать, понадобиться.
3. Распределите глаголы на две группы:
Около каждого глагола укажите форму 3 –го лица множественного числа настоящего (будущего простого) времени. Расставьте ударения.
I спряжение II спряжение
Брезжить, видеть, написать, светиться, приставить, молоть, хотеть, стукнуть, ходить строить, воротить, жалеть, стелить, судить, сеять, жалить, платить, носить, поискать, сыпать, слышать, дремать, сыскать, пожинать, обидеть, навеять, обезуметь, угаснуть.
4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
1. Что было, то вид…м, что будет, то увид…м.
2. Где стро…шь, тут и ро…шь.
3. Не по словам суд…, а по делам.
4. Работа и корм…т, и уч…т.
5. Конь вырв…тся – догон…шь, а слова сказанного не ворот…шь.
6. Бездонной кадки водою не наполн…шь.
7. Пожале…шь лычка – не увяж…шь и ремешком.
8. Пустая мельница и без ветра мел…т.
9. Правда глаза кол…т.
10 Потерянного времени не ворот…шь.
11. Одной рукой и узла не завяж…шь.
12. Пашню паш..т – руками не маш…т.
13. Ноги нос…т, а руки корм…т.
5. От данных глаголов образуйте формы прошедшего времени. Расставьте ударения.
1. Бить, дуть, жать, класть, красть, крыть, мыть, мять, пасть, ржать.
2. Быть, взять, вить, внять, врать, гнать, дать, драть, жить, звать, лить, пить, плыть, рвать, слать, снять, спать.
3. Дожить, донять, задать, замереть, занять, запереть, нажить, нанять, начать, отнять, отпить, подать, поднять, понять, прибыть, придать, принять, продать, прожить, проклясть, пролить, убыть, умереть.
6. Подготовка доклада на тему: «Синонимия глагольных форм в художественном тексте».
Вопросы для самоконтроля:
1. Глагол. Грамматические категории, роль в предложении.
2. Три времени глагола. Как определить время глагола? Как изменяется глагол в прошедшем времени?
3. Что такое неопределенная форма глагола (инфинитив)?
4. Что называется спряжением глаголов? Как определить лицо и число глаголов?
5. Какие глаголы относятся к первому, второму спряжению?
6. Как спрягаются глаголы в будущем времени?
7. Какие безударные окончания имеют глаголы первого и второго спряжения? Как определить спряжение глаголов с личными окончаниями?
8. Как определить безударное окончание глагола?
9. Назови глаголы-исключения, которые относятся ко второму спряжению.
10. Как изменяются глаголы в прошедшем времени?
12. Вид глаголов. Глаголы какого вида не имеют настоящего времени?
Грамматическая форма глагола
Система грамматических форм одного глагола
Глагольное слово с богатством и разнообразием значений сочетает богатство и разнообразие форм. Все формы лица, времени и наклонения какого-нибудь глагола (строю, строим, я строил, мы строили, я строил бы, стройте и т. п.) являются формами спряжения одного слова. Даже при резком фонетическом различии этих форм (например: я лег — лягу — ляжем — ляг; я сел — сяду — сядь; пою — я пел — пой; пью — я пил — пей; я мял — мну — мни; я взял — возьму — буду брать; иду — я шел и т. п.) не возникает сомнения в том, что это — грамматические формы одного и того же глагола. Ведь думать, что формы понимаю, буду понимать, я понимал (а также я понимал бы) образуют отдельные слова, значило бы вступить в противоречие с живым языковым сознанием, со всем речевым опытом. Семантическое расстояние между этими формами не больше, чем между формами склонения существительного, например: сад и в саду; корень и на корне; долг и о долге; друг и друзья; перо и перья; глухой и глухие; четыре стиха и четырьмя стихами и т. п. Поэтому не удивительно, что формы лица, числа (а также рода), времени и наклонения большинством грамматистов охотно признаются за формы одного глагола. Иначе обстоит дело с видовыми образованиями и инфинитивом. Многим казалось, что видовые различия глагола уже выходят за пределы форм одного слова, что делать и сделать — разные глаголы.
Так, Ф. И. Буслаев относил залоги, виды и инфинитив не «к спряжению, а к словопроизводству». Но К. С. Аксаков в «Критическом разборе «Опыта исторической грамматики» Ф. И. Буслаева» писал об этом: «Но что называть спря жением? Если изменения по лицам и при них по числам, — тогда, нет слова, всякий вид будет спряжением отдельного глагола; но правильно ли такое воззрение. Ведь придется исключить таким образом и самое понятие времени.— Почему же за спряжением остается одно какое-нибудь голое изменение по трем лицам единственного и множественного числа и каждое новое изменение будет представлять уже новый глагол? На это не дано удовлетворительного объяснения. Если же под спряжением понимать ряд тех изменений, которые предстоит проходить каждому глаголу, — тогда, если не залоги, то виды, причастия, деепричастия и неопределенное наклонение должны относиться к спряжению».
Грамматическая форма глагола и грамматическое употребление причастий и деепричастий как смешанных форм глагольно-именного и глагольно-наречного характера, как «атрибутивных форм» глагола были в общих чертах описаны уже А. А. Потебней. Не подлежит сомнению, что многие причастия, подвергшись окачествлению, превратились в отдельные слова или дали жизнь самостоятельным словам. Точно так же некоторые адвербиализованные деепричастия (ср.: нехотя, походя и др.) оторвались от системы глагола. Но те причастия и деепричастия, которые сохраняют свою глагольную силу и глагольные свойства, остаются гибридными формами-словами : они лежат в смешанной глагольно-именной или глагольно-наречной зоне. Входя в систему форм глагольного слова, они в той или иной степени тяготеют к отрыву от него.
Совсем иное положение инфинитива (неопределенной формы) и видовых форм глагола. Вопрос об инфинитиве особенно волновал грамматистов. Часть их (фортунатовская школа, кроме А. М. Пешковского) решительно отделяла инфинитив от глагола, ссылаясь на то, что по своему происхождению инфинитив является именем с глагольной основой (ср.: знать — знаю и знать, знати; стать — стану и стать, стати; пасть — паду и пасть, пасти и т. п.), что инфинитив не принадлежит к числу ни предикативных, ни атрибутивных форм глагола. Инфинитив был объявлен особой частью речи и рассматривался как слово, не причастное к спряжению. Лишь акад. Д. Н. Овсянико-Куликовский, акад. А. А. Шахматов и лингвисты бодуэновской школы настойчиво подчеркивали, что инфинитив в современном русском языке — это «глагольный номинатив», т. е. основная, исходная форма глагола.
Точно так же акад. А. А. Шахматов вслед за А. А. Потебней настаивал на том, что «представление об инфинитиве вызывает представление о производителе соответствующего действия-состояния; это подобно тому, как имя прилагательное вызывает представление о носителе соответствующего каче ства-свойства». Невозможно — без насилия над языком и над своим созна нием — увидеть в форме жить отдельное слово, не связанное с формами жи ву, я жил и т. д. Нельзя также безоговорочно противопоставлять инфинитив всем другим «предикативным формам» глагола.
В необработанных заметках А. А. Шахматова по синтаксису есть очень тонкая и глубокая мысль о том, что инфинитив безличных глаголов как отдельная форма самостоятельно не существует. Действительно, инфинитив безличных глаголов лишь входит в состав сложных аналитических форм, образуемых сочетанием вспомогательных глаголов с инфинитивом (например: будет тошнить, начнет смеркаться, стало подмораживать и т. п.).
Отдельно, как особая форма, инфинитив безличного глагола не употребляется. Отсюда можно сделать косвенный вывод, что отношение к лицу потенциально заложено в форме инфинитива. Иначе остается непонятной синтаксическая ограниченность употребления этой формы у безличных глаголов. Итак, инфинитив не отделим от других форм глагола. Даже А. М. Пешковский, долгое время считавший инфинитив особой, хотя и смешанной частью речи, вынужден был признать его глагольным «nominativus ‘oм»: «Как именительный падеж (по большей части притом единственного числа) принимается нами за простое, голое название предмета без тех осложнений в процессе мысли, которые вносятся формами косвенных падежей, так неопределенная форма благодаря своей отвлеченности представляется нам простым, голым выражением идеи действия, без тех осложнений, которые вносятся в нее всеми другими глагольными категориями».
С возвращением инфинитива («неопределенной формы») в систему спряжения вопрос о составе форм глагольного слова еще не может считаться исчерпанным и решенным. В современном языке соотносительные (коррелятивные) формы «совершенного и несовершенного видов глагола также являются формами одного и того же слова, например: хорошеть — похорошеть; слабеть — ослабеть; заменить — заменять; вообразить — воображать; надеть — надевать; разрисовать — разрисовывать и т. п. Еще К. С. Аксаков настаивал на том, что «все эти формы — формы одного и того же глагола, но формы не времени, а качества действия…». Однако вопрос о том, какие именно видовые варианты могут быть признаны формами одного и того же слова (ср., например, занимать — занять; отставать — отстать и др.), а какие—разными словами (ср., например, праздновать — отпраздновать; бежать — побежать; мылить — намылить и т. п.), еще не исследован.
Этот вопрос возникал не раз, особенно в связи с изучением значений глагольных приставок и префиксов. Например, И. П. Лысков в своей работе «О частях речи» пытался выяснить, какие приставки образуют лишь парные видовые формы тех же глаголов и какие приставки изменяют реальное значение глагола и служат средством образования новых слов. Он предостерегал от мысли, будто «все глаголы, имеющие одну основу и сложенные с разными приставками, должны считаться формами одного слова», и заявлял, что «все зависит, во-первых, от характера приставки и, во-вторых, от полноты форм времени». Далее И. П. Лысков перечислял префиксы, не видоизменяющие значения глагольной основы: «за-, обозначающий начало действия, предлоги про- и с-, обозначающие конец действия, предлог по-, обозначающий ограниченную продолжительность действия». «Другие приставки: из-, воз-, раз-, вы- изменяют основу глагола, и поэтому глаголы с этими предлогами надо считать отдельными словами».
Эти замечания не являются новыми и оригинальными. Они не основаны на детальном анализе категории вида. Они возрождают старую точку зрения.
Например, Н. И. Греч еще в своей «Пространной русской грамматике» (1827) отличал «предлоги» (т. е. приставки), изменяющие только вид глагола (без изменения реального значения), от предлогов, изменяющих и вид и реальное значение глагола. Чисто видовыми приставками Греч считал: за-, по-, про-, до-, с-, от-, раз-. Точно так же в «Опыте общесравнительной грамматики русского языка» акад. И. И. Давыдова к числу предлогов, выражающих чистые видовые оттенки, относились: за- (начало действия — запеть), по- (продолжение, а иногда начало, также движение поступательное — пописать, пойти, подвинуть), про- (продолжение в течение известного времени — проговорить), раз- (учащение — разбегаться), с-, до- (совершение или окончание — сделать, дописать), от- (прекращение — отобедать). Остальные предлоги характеризовались как присоединяющие к глаголу постороннее, побочное, реальное значение.
Но эти и другие подобные им замечания не решали вопроса о категории вида и соотносительности видовых форм. Еще с начала XIX в. стало ясно, что категория вида играет исключительную роль в системе современного русского глагола: внутри этой категории проходит семантическая граница между отдельными глагольными словами, образованными от одной и той же основы. Категория вида как бы устанавливает словоразделы между глаголами, произведенными от одной и той же основы (ср., с одной стороны, видовые формы одного глагольного слова: решать — решить; выходить — выйти; засунуть—засовывать и т. п.—и разные глаголы разных видов: спать — уснуть; лежать — залечь и т. п.).
С категорией вида частично соприкасается категория залога. Вопрос о том, можно ли считать все соотносительные залоговые формы (например: мыть и мыться; брить и бриться; писать и страдат. писаться) формами одного глагола, еще сложнее. Однако трудно сомневаться в том, что соотносительные формы действительного и страдательного залогов (толковать и толковаться; изучать и изучаться и т. п.) слиты в лексическое и грамматическое единство. «Действительный залог и страдательный различаются не только своим оформлением, но и строем предложения, а именно то, что при первом является грамматическим объектом, оказывается при втором подлежащим (рабочие строят дом, дом строится рабочими). Категория залога в данном случае устанавливается как различное оформление одного и того же глагола, требующее каждое различного построения предложения согласно особенностям его содержания».
Таким образом, границы глагольного слова широки, но еще не вполне ясны. Дальнейшее изложение должно очертить их более точно. Однако общие контуры глагола определились. Глагол — это категория, обозначающая дей ствие и выражающая его в формах лица, наклонения, времени, вида и залога.
Слово, подводимое под категорию глагола, обычно представляет собою сложную систему многочисленных форм, которая образует парадигму спряжения и включает в себя причастия с их видоизменениями, деепричастные образования, а также видовые и отчасти залоговые варианты.
Грамматические способы производства глаголов от других частей речи
В современном языке наблюдаются два разных типа образования глаголов.
1. Глаголы производятся по способу суффиксального (и значительно реже — комбинированного, префиксально-суффиксального) словообразования от основ других частей речи. Чаще всего и больше всего глаголы образуются от основ имен существительных, прилагательных и числительных. В особую небольшую группу замыкаются глаголы, производные от междометий и от слов, близких к междометиям по функции.
2. Кроме того, очень продуктивны способы внутриглагольного словопроизводства. Внутриглагольное словообразование бывает префиксальное (бить, разбить, пробить), комбинированное, префиксально-суффиксальное (поглядывать, приплясывать, выспаться и т. п.) и суффиксальное (плакать — плакаться и т. п.). С приемами словообразования отчасти совпадают и приемы глагольного формообразования.
Каждый из этих двух типов глагольного словообразования должен быть рассмотрен отдельно. Формы производства глаголов от основ других частей речи очень прозрачны. Отыменные глаголы особенно многочисленны.
Глаголы, образованные от основ имен существительных; опираются на такие словопроизводственные суффиксы:
Под влиянием сближения с непроизводными глаголами типа знать, гулять, лишать, решать и т. п. многие отыменные глаголы, например: делать, работать, грохотать, лепетать и т. п. — стали осознаваться тоже как непроизводные, а соотносительные с ними имена существительные (дело,работа, грохот, лепет и т. п.), от которых были произведены эти глаголы, теперь сами представляются отглагольными образованиями (ср.: хохотать и хохот; хлопотать и хлопоты и т. п.). Произошло смещение грамматических отношений,
Суффикс -а- (осознаваемый в данном случае как вариант суффикса -ни-ча(ть) выделяется и в некоторых глаголах на -ничать: сапожничать, плотничать, мешочничать, мошенничать и т. п.;
Однако наличие существительных на -ник и -ничество вовсе не является обязательным условием для образования отыменных глаголов на -ничать. Соответствующие глаголы могут непосредственно производиться от разных именных основ (с качественным или характеристическим, квалифицирующим значением), например: либеральничать, халтурничать, повесничать, попрошайничать, обезьянничать, слесарничать, столярничать, лизоблюдничать, жадничать, откровенничать, лентяйничать, миндальничать; ср. сумерничать и т. п.
Естественно, что в глаголах, производных от основ имен прилагательных и существительных со стечением согласных и -н- на конце, в качестве варианта суффикса -нича(ть) может выступать также суффикс -ича(тъ), например: подличать, нагличать, вольничать, сплетничать, озорничать, сводничать и т. п.
Глаголы этого образования имеют непереходное значение: быть или вести себя кем-нибудь (соответственно значению имени), заниматься деятельностью, содержание которой определяется значением производящей основы, или обнаруживать склонность к чему-нибудь, к какой-нибудь деятельности;
3) -ствова(ть) (1-е л. ед. ч. наст. вр. -ствую ; 3-е л. мн. ч. -ствуют). Этот книжный суффикс обычно соотносителен с существительными действия-состояния на -ство (устар. -ствие): пьянствовать, бедствовать, блаженствовать, бесчинствовать, хулиганствовать и т. п. Но возможны глагольные образования и независимо от этого соотношения: умствовать (ср. безумствовать при безумство), усердствовать, здравствовать, заимствовать, наличествовать и т. п. Следовательно, можно говорить о морфологических вариантах одного и того же суффикса: -ствова- и -ова- (при именной основе на -сте-).
Глаголы этого образования имеют непереходное значение: находиться в каком-нибудь состоянии или предаваться какой-нибудь деятельности, какому-нибудь состоянию;
В современном языке укрепляется комбинированный метод суффиксально-префиксального образования глаголов на -еть с помощью приставки обез-: обезлошадеть, обессилеть, обезглазеть, обеспамятеть, обескроветь, обезлюдеть. Ср. также образования на -ить: обеспокоить, обесчестить, обес славить, обезболить, обескровить, обезвредить и т. п.
С двумя последними разрядами глаголов, образуемых от основы существительных, сливаются два продуктивных типа глаголов, производимых от основы имени прилагательного:
1) на -ить со значением: делать таким, какого обозначает производящее имя прилагательное, например: белить, темнить, зеленить, светлить, осквернить, глушить, слепить и т. п.; все глаголы этого типа имеют переходное значение;
2) на -еть со значением: становиться, казаться, быть таким, какого обозначает производящее имя прилагательное, например: хорошеть, темнеть, светлеть, прыщаветь, постылеть, богатеть, вдоветь, свирепеть и т. п.
В образовании глаголов от междометных слов замечается прием приклеивания морфем одна к другой, прием агглютинации суффиксальных элементов, предшествующих флексии. Ср.: под-хи-хи-к-ива-ть, под-да-к-ива-ть, от-не-к-ива-ться и др.
Такова в современном русском языке система продуктивных способов производства глаголов от других частей речи. Эта же система определяет приемы освоения заимствованных глагольных слов, а также методы образования новых глаголов от иноязычных основ. Поток словесных элементов, двигающийся со всех сторон — из области имен, местоимений и междометий — в категорию глагола, очень широк и стремителен.
Продуктивные классы глаголов базируются преимущественно на отыменных типах.
В строе отыменных глаголов бросается в глаза все усиливающаяся тенденция сочетать прием суффиксального словообразования с префиксальным. Ср.: углубить, разбазаривать, приземляться, заземлить, обобществить, уплотнить, раскулачить и т. п.
Статья на тему Грамматическая форма глагола
Похожие страницы:
Понравилась статья поделись ей