главными направлениями реализации основных прав профсоюзов являются

Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности

Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года

(В редакции федеральных законов от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 25.07.2002 № 112-ФЗ, от 25.07.2002 № 116-ФЗ, от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 08.12.2003 № 169-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 09.05.2005 № 45-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 30.12.2008 № 309-ФЗ, от 01.07.2010 № 146-ФЗ, от 28.12.2010 № 404-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 14.10.2014 № 307-ФЗ, от 22.12.2014 № 444-ФЗ, от 31.01.2016 № 7-ФЗ, от 03.07.2016 № 227-ФЗ, от 03.07.2016 № 283-ФЗ, от 03.07.2016 № 305-ФЗ, от 08.12.2020 № 429-ФЗ, от 11.06.2021 № 171-ФЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами, а также определяет правовое положение профессиональных союзов (профсоюзных организаций) и их объединений, в том числе особенности их гражданско-правового положения как видов общественных организаций, ассоциаций и союзов соответственно. (В редакции Федерального закона от 31.01.2016 № 7-ФЗ)

Статья 2. Право на объединение в профсоюзы

Все профсоюзы пользуются равными правами.

2. Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов.

Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения.

3. Граждане Российской Федерации, проживающие вне ее территории, могут состоять в российских профсоюзах.

4. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, могут состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Статья 3. Основные термины

Для целей настоящего Федерального закона применяемые термины означают:

Статья 4. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Действие настоящего Федерального закона распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на российские организации, находящиеся за рубежом, и другие организации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

2. Права профсоюзов и гарантии их деятельности, закрепленные настоящим Федеральным законом, распространяются на все первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации), а также на образованные ими профсоюзные органы и на профсоюзных представителей в пределах их полномочий.

Особенности применения настоящего Федерального закона в отношении профсоюзов, объединяющих военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, судей и прокуроров, определяются соответствующими федеральными законами. (В редакции федеральных законов от 25.07.2002 № 116-ФЗ; от 30.06.2003 № 86-ФЗ; от 28.12.2010 № 404-ФЗ; от 03.07.2016 № 227-ФЗ; от 03.07.2016 № 305-ФЗ)

Статья 5. Независимость профсоюзов

1. Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны.

2. Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности.

Статья 6. Правовая основа деятельности профсоюзов

1. Права профсоюзов в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями и гарантии их деятельности определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.

2. Законодательство субъектов Российской Федерации не может ограничивать права профсоюзов и гарантии их деятельности, предусмотренные федеральными законами.

3. Если международными договорами Российской Федерации, конвенциями Международной организации труда, ратифицированными Российской Федерацией, установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международных договоров и конвенций.

Статья 7. Уставы профсоюзов

(Наименование в редакции Федерального закона от 22.12.2014 № 444-ФЗ)

1. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, свою структуру, образуют профсоюзные органы и определяют их компетенцию, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, съезды и другие мероприятия. Уставы первичных профсоюзных организаций, иных профсоюзных организаций, входящих в структуру общероссийских, межрегиональных профсоюзов, не должны противоречить уставам соответствующих профсоюзов. (В редакции федеральных законов от 22.12.2014 № 444-ФЗ, от 11.06.2021 № 171-ФЗ)

2. Устав профсоюза должен предусматривать:

наименование, цели и задачи профсоюза;

категории и профессиональные группы объединяемых граждан;

условия и порядок образования профсоюза, принятия в члены профсоюза и выхода из него, права и обязанности членов профсоюза;

территорию, в пределах которой профсоюз осуществляет свою деятельность;

порядок образования и компетенцию профсоюзных органов, сроки их полномочий;

порядок внесения дополнений и изменений в устав, порядок уплаты вступительных и членских взносов;

источники образования доходов и иного имущества, порядок управления имуществом профсоюзов;

местонахождение профсоюзного органа;

порядок реорганизации, прекращения деятельности и ликвидации профсоюза и использования его имущества в этих случаях;

другие вопросы, относящиеся к деятельности профсоюза.

3. Устав объединения (ассоциации) профсоюзов должен предусматривать:

наименование, цели и задачи объединения (ассоциации) профсоюзов;

территорию, в пределах которой оно осуществляет свою деятельность;

порядок образования профсоюзных органов и их компетенцию;

местонахождение профсоюзного органа;

сроки полномочий профсоюзного органа;

источники образования доходов и иного имущества, порядок управления имуществом профсоюзов;

порядок внесения дополнений и изменений в устав;

порядок реорганизации, прекращения деятельности и ликвидации объединения (ассоциации) профсоюзов и использования его имущества в этих случаях;

другие вопросы, относящиеся к деятельности объединения (ассоциации) профсоюзов.

Статья 8. Государственная регистрация профсоюзов в качестве юридических лиц

(Наименование в редакции Федерального закона от 22.12.2014 № 444-ФЗ)

1. Правоспособность профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации, иной профсоюзной организации, входящей в структуру общероссийского или межрегионального профсоюза, объединения (ассоциации) организаций профсоюзов в качестве юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений об их создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о прекращении их деятельности. (В редакции Федерального закона от 22.12.2014 № 444-ФЗ)

Государственная регистрация профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица осуществляется в уведомительном порядке.

Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации представляют указанные документы в течение месяца со дня их образования.

Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании представленных федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом документов. При этом порядок взаимодействия федерального органа государственной регистрации и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. (В редакции федеральных законов от 29.06.2004 № 58-ФЗ; от 23.07.2008 № 160-ФЗ)

При получении от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о профсоюзе, либо об объединении (ассоциации) профсоюзов, либо о первичной профсоюзной организации федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи о профсоюзе, либо об объединении (ассоциации) профсоюзов, либо о первичной профсоюзной организации в единый государственный реестр юридических лиц. (В редакции Федерального закона от 29.06.2004 № 58-ФЗ)

Федеральный орган государственной регистрации, его территориальные органы в субъектах Российской Федерации, уполномоченный регистрирующий орган не вправе контролировать деятельность профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, а также отказывать им в регистрации. (В редакции Федерального закона от 29.06.2004 № 58-ФЗ)

Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации вправе не регистрироваться. В этом случае они не приобретают прав юридического лица.

Государственная регистрация первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица может осуществляться также представителем профсоюзного органа соответствующего профсоюза по доверенности.

2. Отказ в государственной регистрации или уклонение от нее могут быть обжалованы профсоюзами, их объединениями (ассоциациями), первичными профсоюзными организациями в суд.

(Статья в редакции Федерального закона от 21.03.2002 № 31-ФЗ)

Статья 9. Запрещение дискриминации граждан по признаку принадлежности или непринадлежности к профсоюзам

1. Принадлежность или непринадлежность к профсоюзам не влечет за собой какого-либо ограничения социально-трудовых, политических и иных прав и свобод граждан, гарантируемых Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

2. Запрещается обусловливать прием на работу, продвижение по работе, а также увольнение лица принадлежностью или непринадлежностью его к профсоюзу.

Источник

Статья 12. Право профсоюзов на содействие занятости

Статья 12. Право профсоюзов на содействие занятости

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 12 настоящего Федерального закона

1. Профсоюзы вправе принимать участие в разработке государственных программ занятости, предлагать меры по социальной защите членов профсоюзов, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации организации, осуществлять профсоюзный контроль за занятостью и соблюдением законодательства в области занятости.

2. Ликвидация организации, ее подразделений, изменение формы собственности или организационно-правовой формы организации, полное или частичное приостановление производства (работы), влекущие за собой сокращение количества рабочих мест или ухудшение условий труда, могут осуществляться только после предварительного уведомления (не менее чем за три месяца) соответствующих профсоюзов и проведения с ними переговоров о соблюдении прав и интересов членов профсоюза.

3. Профсоюзы имеют право вносить на рассмотрение органов местного самоуправления предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников.

5. Привлечение и использование в Российской Федерации иностранной рабочей силы осуществляются с учетом мнения соответственно общероссийских объединений (ассоциаций) профсоюзов или территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов.

ГАРАНТ:

Об участии профсоюзов в содействии занятости населения см. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации»

Источник

Что такое профсоюз?

Правовые основы деятельности Формирование профсоюзов Функции профсоюзов

Цель профсоюзов – представительство и защита социально-трудовых прав и интересов граждан. Профсоюз – это добровольное объединение граждан. Создавать профсоюзы могут граждане, достигшие 14–летнего возраста и осуществляющие трудовую деятельность. Согласие на создание профсоюза или на его ликвидацию не требуется. Также, исключительно на добровольной основе, происходит вступление в профсоюз и выход из него. Нет ограничений и по количеству профсоюзов в организации. Так на одном предприятии могут действовать несколько первичных организаций различных профсоюзов.

Профсоюзы могут создавать свои объединения (ассоциации) по территориальному, отраслевому, любому другому признаку, учитывающему профессиональную специфику.

Ассоциации профсоюзов могут сотрудничать с профсоюзами других государств, в т.ч. вступать в международные профсоюзные объединения.

Членом профсоюза может стать любой гражданин Российской Федерации, работающий на предприятии любой формы собственности и вне зависимости от места проживания. Также членами профсоюзов могут быть иностранные лица и лица без гражданства, если международными договорами не установлено иное.

В ст. 5 закона «О профсоюзе» закреплена независимость профсоюзов от органов государственной власти, политических партий. Профсоюзы им не подотчетны и не подконтрольны.

Профсоюзы сами формируют устав, положения о первичных организациях, структуру, организовывают свою деятельность.

По своему усмотрению профсоюзы вправе регистрироваться или не регистрироваться в качестве юридического лица, но в последнем случае они не приобретают прав юридического лица.

Регистрация профсоюза носит уведомительный характер. Для регистрации в орган госрегистрации общественных объединений представляют следующие документы: устав или положение, решение о создании, об утверждении устава или положения, перечень участников. Документы могут быть представлены подлинниками или нотариально удостоверенными копиями в течение одного месяца со дня образования. Орган госрегистрации общественных объединений передает их в регистрирующий орган. Далее регистрации осуществляется в общеустановленном порядке. Правоспособность профсоюза, как юридического лица наступает с момента регистрации.

Функции профсоюзов

Профсоюзам предоставлено право на представительство и защиту интересов работников. В частности профсоюзы рассматривают и защищают интересы граждан по вопросам оплаты и условий труда, увольнений сотрудников, любого нарушения трудового законодательства. Воспользоваться защитой профсоюза, могут не только члены профсоюзной организации, но и лица, не состоящие в профсоюзе.

Ассоциации профсоюзов, имеющие общероссийский статус, имеют право выдвигать на рассмотрение федеральных государственных органов предложения законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права граждан.

Сокращение количества рабочих мест или ухудшение условий труда в случаях ликвидации организации или подразделений организации, смены собственника, приостановление производства возможно после предварительного, не менее чем за три месяца, информирования профсоюзного органа и проведения с ним переговоров. Трудовой кодекс устанавливает несколько иные условия. Так, согласно статье 82 ТК РФ, работодатель обязан в письменной форме уведомить выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца в случае принятия решения о сокращении числа рабочих мест, а в случае массовых увольнений не позднее, чем за три месяца до начала мероприятий. Критерии массовых увольнений определяются отраслевыми соглашениями.

Профсоюзы имеют право участвовать в проведении коллективных переговоров, заключать коллективные договоры и соглашения и контролировать их выполнение. В свою очередь работодатели обязаны вести переговоры с первичными профсоюзными организациями и профсоюзами по социально-трудовым вопросам и на согласованных условиях заключать коллективные соглашения. Эта норма закреплена не только в законе «О профсоюзах», но и в ТК РФ. Так ст.22 ТК РФ вменяет в обязанность работодателю «предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением». А представителями работников, согласно ст.30 ТК РФ являются первичные профсоюзные организации, профсоюзы или иные представители, выбираемые работниками.

Профсоюзы имеют право участвовать в урегулировании трудовых споров. По инициативе работников или самих профсоюзов, в случаях нарушения трудового законодательства, профсоюзы имеют право обращаться в органы, рассматривающие индивидуальные трудовые споры. Для реализации своего основного права – права осуществления контроля трудового законодательства, профсоюзы могут создавать инспекции труда. Работодатель обязан обеспечить беспрепятственное посещение профсоюзным инспекторам труда рабочих мест, где работают члены профсоюза с целью проверки соблюдения трудового законодательства, условий труда работающих, выполнение условий коллективного договора и трудовых соглашений. В случае выявления факторов, угрожающих жизнью и здоровью работников, инспекторы труда имеют направить требование работодателю о приостановлении работ. Требования от профсоюзов об устранении выявленных нарушений, работодатель обязан рассмотреть в недельный срок и сообщить в профсоюзный орган о результатах рассмотрения и принятых мерах к устранению нарушений.

Работодатель обязан предоставлять профсоюзам информацию по социально-трудовым вопросам. Предоставлять на безвозмездной основе помещение для проведения заседаний первичного профсоюзного органа, а также выделить помещение для хранения документации. Кроме того, если численность персонала превышает 100 человек, работодатель обязан предоставить оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, оргтехнику, средства связи. Коллективным договором может быть предусмотрено и другие условия, улучшающие обеспечение деятельности. Условия, ухудшающие обеспечения деятельности профсоюзного договора, будут являться нарушениям трудового законодательства и не будут действительными и подлежащими выполнению.

Гарантии прав профсоюзов

Закон «О профсоюзах» гарантирует неприкосновенность имущества профсоюзной организации, неподконтрольность финансовой деятельности органам исполнительной власти, за исключением контроля за средствами от предпринимательской деятельности.

Работникам, избранным в комиссии по трудовым спорам и не освобожденным от основной работы гарантируется сохранение среднего заработка на время участия в работе комиссии. Работникам, не освобожденным от основной работы, и делегированным для участия в съездах и конференциях, созываемых профсоюзными органами, предоставляется освобождение от работы и оплата времени участия в мероприятиях согласно условиям коллективного договора.

Увольнение работников, членов профсоюзной организации по инициативе работодателя в связи с сокращением численности, несоответствием занимаемой должности или неоднократным неисполнением трудовых обязанностей возможно только с учетом мотивированного мнения первичной профсоюзной организации, в порядке изложенном в ст.373 ТК РФ. Так, согласно, ст. 373 ТК РФ работодатель направляет в первичную профсоюзную организацию проект приказа и оправдательные документы. Профсоюз обязан в течение 7 дней рассмотреть документы и направить работодателю в письменной форме выраженное мнение. В случае нарушения сроков, работодатель вправе не учитывать мнение профсоюзного органа. При расхождении мнений в течение трех дней проводятся дополнительные консультации, и результат проведенных переговоров оформляется протоколом. Работодатель имеет право принять окончательное решение об увольнении работника по истечении 10 дней со дня направления документов в первичный профсоюзный орган. Решение может быть обжаловано в трудовой инспекции или в суде.

Освобожденные профсоюзные работники обладают такими же трудовыми правами, гарантиями и льготами, как и работники организации в соответствии с коллективным договором.

В заключении следует сказать, что запрещается дискриминация по признаку принадлежности или непринадлежности к профсоюзу, т.е. ни работодатель, ни иное лицо не имеет право выдвигать условия по заработной плате, социальным льготам, условия труда в зависимости от вступления или невступления в профсоюзную организацию.

Источник

Главными направлениями реализации основных прав профсоюзов являются

Статья 12. Право профсоюзов на содействие занятости

1. Профсоюзы вправе принимать участие в разработке государственных программ занятости, предлагать меры по социальной защите членов профсоюзов, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации организации, осуществлять профсоюзный контроль за занятостью и соблюдением законодательства в области занятости.

2. Ликвидация организации, ее подразделений, изменение формы собственности или организационно-правовой формы организации, полное или частичное приостановление производства (работы), влекущие за собой сокращение количества рабочих мест или ухудшение условий труда, могут осуществляться только после предварительного уведомления (не менее чем за три месяца) соответствующих профсоюзов и проведения с ними переговоров о соблюдении прав и интересов членов профсоюза.

3. Профсоюзы имеют право вносить на рассмотрение органов местного самоуправления предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников.

О порядке привлечения к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов Договора о Евразийском экономическом союзе см. ст. 97 Договора от 29.05.2014.

5. Привлечение и использование в Российской Федерации иностранной рабочей силы осуществляются с учетом мнения соответственно общероссийских объединений (ассоциаций) профсоюзов или территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов.

Источник

Понятие профсоюза и трудовое право

Право граждан на объединение, в том числе на создание профессиональных союзов, закреплено статьей 30 Конституции РФ. Профсоюзам гарантирована свобода деятельности. Рассмотрим, что означает это право с практической точки зрения, как профсоюзы выполняют свою основную задачу: представлять и защищать интересы в сфере граждан в сфере труда и оплаты за труд.

Как гарантируются полномочия профсоюзов

Отталкиваясь от конституционной нормы, ФЗ № 10 от 12/01/9 г. «О профсоюзах» развивает и раскрывает мысль о правах и обязанностях профсоюзов. Глава 2 указанного ФЗ полностью посвящена правам профсоюзных организаций.

Среди основных прав законодатель указывает:

Смысл и правовые границы полномочий профсоюзов раскрываются отдельными статьями. Так, в ст. 11 гл. 2 говорится о защите социально-трудовых прав работника и уточняется, в чем она состоит (проекты законов и нормативных актов соответствующей тематики рассматриваются только при участии профсоюзов, их объединений; профсоюзы могут предлагать властям принятие тех или иных законов в сфере труда; защищают права своих членов и пр.).

Аналогично раскрываются и другие права профсоюзов (ст. 11-23 ФЗ-10).Глава 58 ТК РФ (ст. 370-378) регламентирует важные моменты реализации этих прав. Пример: в ст. 370 указывается, что при осуществлении контроля за соблюдением трудовых норм права профсоюз может предъявлять администрации требования об устранении обнаруженных нарушений. Ответ должен быть дан в недельный срок.

Как действуют профсоюзы по ТК РФ

Рассмотрим подробнее, какие действия в тех или иных ситуациях могут предпринимать профсоюзы, опираясь на нормы ТК РФ.

Значительная часть статей Кодекса не может применяться работодателем без учета мнения профсоюза, если он есть в организации.Согласовываются с профсоюзом ЛНА, в которых содержатся нормы трудового права (ст. 8).

Учитывается мнение профсоюза в следующих случаях:

Кроме того, ст. 372 и 373 утверждается право и порядок работы профсоюза при принятии ЛНА, при расторжении трудовых отношений с работником по инициативе администрации, сроки документообмена. Совместно с администрацией принимаются решения при разработке и утверждении колдоговоров, в том числе и на этапе переговоров (ст. 37, 38, 40-42).

Договариваются стороны путем разработки конкретных мер и по вопросам защиты личных данных работника (ст. 86); совместно работают в комиссиях по ОТ (ст. 218), над разрешением трудовых споров (ст. 401, 403, 404).

Обратите внимание! Одной из причин трудового спора может послужить отказ учесть мнение профсоюза при принятии ЛНА (ст. 398 ТК РФ).

Работа совместно с работодателем над текстом колдоговора предполагает проработку целого ряда вопросов – от продолжительности работы (смены) до периодов начисления заработной платы в течение месяца (ст. 8, 21, 53, 70, 82, 94, 128, 139, 179, и др.)ПВТР регулируются вопросы начала и окончания времени работы; суммированного учета рабочего времени; перерывов на обед, для обогрева и отдыха; предоставления выходных, в том числе и поочередно, если в силу производственных особенностей предоставление выходных одновременно всем сотрудникам невозможно (ст. 91, 104, 108, 109, 111, 189).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *