горизонтальные субсидии между муниципальными образованиями
«Методические рекомендации по предоставлению «горизонтальных» субсидий на муниципальном уровне» (утв. Минфином России)
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ «ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ» СУБСИДИЙ
НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
(в целях реализации положений Бюджетного кодекса
Российской Федерации в сфере межбюджетных отношений
на муниципальном уровне)
по предоставлению «горизонтальных» субсидий
на муниципальном уровне
Предоставление горизонтальной субсидии регулируется статьей 142.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой в случаях и порядке, предусмотренных нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, принимаемыми в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетам других муниципальных образований могут быть предоставлены субсидии из бюджета муниципального образования в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
Цели и условия предоставления указанных субсидий устанавливаются соглашениями между местными администрациями, заключаемыми в порядке, установленном решением представительного органа муниципального образования, из бюджета которого предоставляется субсидия.
Таким образом, в нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования указываются:
1) случаи предоставления горизонтальной субсидии;
2) порядок предоставления горизонтальной субсидии, включающий, в том числе, порядок заключения соглашения о предоставлении горизонтальной субсидии.
Горизонтальную субсидию рекомендуется предоставлять в случае, когда за счет объединения усилий двух (или более) публично-правовых образований повышается эффективность (результативность и (или) экономичность) выполнения соответствующими органами местного самоуправления своих полномочий.
В частности, горизонтальная субсидия может предоставляться в случае:
а) предоставления муниципальных услуг одним публично-правовым образованием потребителям, проживающим в другом (как правило, соседнем) публично-правовом образовании, в том числе в сфере образования, транспортного обслуживания населения и др.;
б) проведения межрегиональных или межмуниципальных мероприятий, в том числе в сферах защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; культуры; физической культуры и спорта и др.;
в) осуществления совместных инвестиционных проектов, в том числе капитального строительства, включая сферу дорожной деятельности.
Порядок предоставления горизонтальной субсидии может устанавливать:
а) цель предоставления горизонтальной субсидии;
б) условия предоставления горизонтальной субсидии;
в) порядок заключения соглашения о предоставлении горизонтальной субсидии (с приложением к нему графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства);
г) результаты использования горизонтальной субсидии, включая показатели, необходимые для достижения результатов;
д) порядок представления отчетности об использовании горизонтальной субсидии и достижении эффективности использования горизонтальной субсидии;
е) порядок осуществления оценки результатов использования горизонтальной субсидии;
ж) порядок возврата горизонтальной субсидии в бюджет публично-правового образования, из которого предоставлена горизонтальная субсидия, в случае если публично-правовым образованием, получившим горизонтальную субсидию, допущены нарушения обязательств по достижению результатов использования горизонтальной субсидии;
з) иные меры ответственности за нарушение обязательств, предусмотренных соглашением, а также освобождение от ответственности в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы;
и) порядок осуществления контроля за использованием горизонтальной субсидии;
к) дополнительные положения, необходимые для нормативного и методического обеспечения осуществления полномочий, в целях софинансирования которых предоставляется горизонтальная субсидия.
При формулировке цели предоставления горизонтальной субсидии рекомендуется указать перечень расходных обязательств, на софинансирование которых предоставляется горизонтальная субсидия. При необходимости целесообразно указать перечень предоставляемых услуг и круг их потенциальных потребителей, перечень софинансируемых мероприятий, перечень осуществляемых капитальных вложений в объекты капитального строительства или приобретение объектов недвижимого имущества.
В качестве обязательных для всех горизонтальных субсидий условий их предоставления необходимо установить наличие в бюджете (сводной бюджетной росписи бюджета) публично-правового образования, которому предоставляется горизонтальная субсидия, бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению горизонтальной субсидии, а также заключение соглашения о предоставлении субсидии.
Показатели, необходимые для достижения результатов, должны отражать степень выполнения непосредственного результата полномочий. Например, показателем результативности может служить доля фактически оказанных услуг от запланированного объема, доля проведенных мероприятий от числа запланированных и т.д. В качестве показателей результативности также могут быть предусмотрены показатели, оценивающие качество предоставленных муниципальных услуг, однако в таком случае требования к качеству услуг должны быть конкретизированы.
При установлении порядка представления отчетности следует определить уполномоченный орган местного самоуправления (местной администрации), в который должна быть представлена отчетность, сроки представления отчетности, ее состав и типовую форму.
Оценка эффективности использования горизонтальной субсидии должна осуществляться путем сравнения запланированных и фактически достигнутых результатов. В случае, если установлены показатели, необходимые для достижения результатов, оценка эффективности может предполагать расчет сводных показателей эффективности результатов использования горизонтальной субсидии.
Порядок возврата горизонтальной субсидии в случае нарушения обязательств по достижению результатов использования горизонтальной субсидии должен предусматривать методику (формулу) расчета объема указанных средств, подлежащих возврату. Объем средств, подлежащих возврату, может определяться пропорционально доле недостигнутых результатов и (или) показателей, необходимых для достижения результатов.
В качестве меры ответственности за несоблюдение графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства может быть предусмотрен возврат горизонтальной субсидии (или ее части) в бюджет публично-правового образования, предоставившего горизонтальную субсидию.
Порядок осуществления контроля за использованием горизонтальной субсидии должен определять орган, уполномоченный со стороны публично-правового образования, предоставляющего горизонтальную субсидию, на осуществление такого контроля, а также на проведение контрольных мероприятий.
В случае, если выполнение полномочий, на софинансирование расходных обязательств по которым предоставляется горизонтальная субсидия, требует взаимодействия соответствующих муниципальных образований с высокой периодичностью и (или) принятия совместных оперативных решений, может быть создана межмуниципальная комиссия на паритетных началах с одинаковым количеством представителей каждой из сторон. Данной комиссии могут быть предоставлены права по подготовке решений (в том числе по вопросам контроля), которые затем могут быть оформлены правовыми актами публично-правовых образований.
В зависимости от содержания софинансируемых расходных обязательств может возникнуть потребность в утверждении дополнительных порядков и методик, например, порядка сверки объемов услуг (количества потребителей, имеющих право на получение услуги), порядка определения лиц, имеющих право на получение услуги, требований к качеству услуги, порядка определения стоимости предоставления одной единицы объема услуги и т.д.
Могут быть утверждены содержательные или технические требования к проведению соответствующих мероприятий, дополнительные требования к реализации соответствующего инвестиционного проекта, в том числе в части проектной документации.
Соглашение о предоставлении горизонтальной субсидии, заключаемое между местными администрациями, должно в обязательном порядке содержать цели и условия предоставления субсидии, а также:
а) размер предоставляемой горизонтальной субсидии, порядок, условия и сроки ее перечисления, а также объем бюджетных ассигнований бюджета публично-правового образования, получающего горизонтальную субсидию, на исполнение соответствующих расходных обязательств;
б) уровень софинансирования, выраженный в процентах от объема бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства публично-правового образования, предусмотренных в его бюджете, в целях софинансирования которого предоставляется горизонтальная субсидия;
в) значения результатов (показателей, необходимых для достижения результатов) использования горизонтальной субсидии;
г) обязательства по достижению результатов использования горизонтальной субсидии;
ж) реквизиты правового акта, устанавливающего расходное обязательство публично-правового образования, в целях софинансирования которого предоставляется горизонтальная субсидия;
з) сроки и порядок представления отчетности об осуществлении расходов, в целях софинансирования которых предоставляется горизонтальная субсидия, а также о достижении значений результатов использования горизонтальной субсидии и об исполнении графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства;
и) указание органа местного самоуправления (местной администрации), на который возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) соглашения и представлению отчетности;
к) порядок осуществления контроля за выполнением публично-правовым образованием обязательств, предусмотренных соглашением;
л) обязательства публично-правового образования по возврату горизонтальной субсидии и случаи наступления таких обязательств;
м) ответственность сторон за нарушение условий соглашения;
н) положение о порядке вступления в силу соглашения.
Размер предоставляемой горизонтальной субсидии рекомендуется определять с учетом согласованного публично-правовыми образованиями уровня софинансирования расходных обязательств как произведение указанного уровня на общий объем расходных обязательств.
В зависимости от выбранного случая предоставления горизонтальной субсидии может использоваться иной подход. Например, в случае, если одним публично-правовым образованием оказываются услуги для жителей другого публично-правового образования и оплата услуг производится на ежеквартальной (ежемесячной) основе в зависимости от фактического числа потребителей услуг, объем горизонтальной субсидии будет равен произведению фактического числа потребителей услуги на согласованный сторонами норматив финансирования услуги в расчете на одного потребителя.
В случае предоставления горизонтальной субсидии на софинансирование капитальных расходов уровень софинансирования может определяться в зависимости от участия в инвестиционном проекте или пропорционально доле потенциальных потребителей выгод от реализации проекта, проживающих на территории соответствующего публично-правового образования (например, пропорционально численности населения).
Новые возможности получать и предоставлять средства в рамках межбюджетных отношений
У муниципальных образований стало больше возможностей получать и предоставлять средства в рамках межбюджетных отношений. Это предусмотрено:
Перечислим четыре ключевых изменения.
1. Регионы и муниципальные образования теперь обладают более широкими полномочиями по установлению единых нормативов отчислений от неналоговых доходов в другие бюджеты.
2. Муниципальные образования получили право предоставлять «горизонтальные» межбюджетные трансферты — субсидии другим муниципальным образованиям.
3. Законодатели уточнили порядок предоставления бюджетных кредитов муниципальным образованиям, а также условия выделения субсидий, дотаций и субвенций местным бюджетам.
4. Появилась возможность объединить в единую субвенцию предоставляемые из федерального или регионального бюджета субвенции на обеспечение расходных обязательств. Речь идет об обязательствах, которые возникают при исполнении органом МСУ переданных ему двух и более полномочий РФ или региона.
Регионы могут устанавливать нормативы отчислений в местные бюджеты от неналоговых доходов
Расширены бюджетные полномочия регионов, муниципальных районов и городских округов с внутригородским делением.
Субъекты РФ теперь вправе устанавливать нормативы отчислений от своих неналоговых доходов в местные бюджеты (ст. 8 БК). Регион может передать эти доходы муниципалитетам полностью или частично. Он имеет право ввести единые нормативы отчислений от своих неналоговых доходов трех видов:
Муниципальные районы и городские округа с внутригородским делением также имеют право передавать свои неналоговые доходы нижестоящим бюджетам (ст. 9 БК).
1. Органы власти муниципального района могут установить нормативы отчислений в бюджеты поселений, входящих в состав района.
2. Органы власти городских округов с внутригородским делением вправе ввести аналогичные нормативы для бюджетов внутригородских районов.
В обоих случаях Бюджетный кодекс разрешает устанавливать нормативы отчислений от неналоговых доходов четырех видов:
На заметку: Финансисты учитывают неналоговые доходы местных бюджетов, когда определяют расчетный уровень бюджетной обеспеченности муниципального образования для предоставления дотаций, субвенций и субсидий
Регионы будут выделять дотации на поощрение лучших муниципальных практик
Правительство вправе предусмотреть предоставление регионам межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в целях поощрения лучших практик по организации муниципального управления и решению вопросов местного значения. Такая возможность предусмотрена частью 3 статьи 18.1 Закона № 131-ФЗ. Теперь Минфин может предоставлять такие трансферты регионам в форме дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ (ст. 131 БК). Регионы, в свою очередь, могут направлять эти средства в виде дотаций в местные бюджеты. Дотации предоставляются без каких-либо условий и целей. Этими суммами муниципалитет волен распорядиться по своему усмотрению. Кто именно получит финансирование, региональные власти решат по итогам оценки эффективности деятельности органов МСУ.
Субъекты РФ будут предоставлять дотации на основании соглашений между региональным финансовым органом и местными администрациями. В соглашении можно предусмотреть меры по социально-экономическому развитию муниципальных образований и оздоровлению муниципальных финансов. При расчете размера дотаций регионам запрещено снижать планируемое значение критериев выравнивания бюджетной обеспеченности по сравнению с текущими показателями.
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований могут быть полностью или частично заменены дополнительными нормативами отчислений в местные бюджеты от НДФЛ. Такая замена возможна при составлении бюджета субъекта РФ на очередной год и только по согласованию с органами МСУ.
Уточнены условия предоставления субсидий местным бюджетам
Муниципальное образование может получить субсидию, только если в местном бюджете запланированы бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия. Объем этих ассигнований должен быть достаточным с учетом размера субсидии.
На заметку: Условие предоставления субсидии на конкретные цели — долевое участие бюджета-получателя
Регион заключает с муниципальным образованием соглашение о предоставлении субсидии. В нем должны быть закреплены:
Субъект РФ выделяет муниципальным образованиям субсидии, предусмотренные специальным перечнем. Его регион составляет самостоятельно.
На заметку: Ограничено предоставление иных межбюджетных трансфертов
Общий объем иных межбюджетных трансфертов и дотаций из регионального бюджета на обеспечение сбалансированности местных бюджетов теперь ограничен (ст. 139.1 БК). Он не может превышать 15 процентов:
Данное ограничение может быть превышено на сумму межбюджетных трансфертов, которые регион выделил для поощрения муниципальных образований, в том числе за достижение наилучших значений показателей социально-экономического развития, а также для ликвидации последствий ЧС.
Уточнен порядок предоставления субвенций местным бюджетам
Регион устанавливает порядок предоставления субвенций местным бюджетам в законе субъекта РФ (п. 5 ст. 140 БК). В этом документе закрепляют:
Субвенции выделяются безвозмездно и безвозвратно, но на определенные цели. Кроме того, деньги нужно потратить в установленный срок. Если муниципалитет не выполнил эти условия, субвенцию придется вернуть в региональный бюджет.
У муниципального образования могут возникать расходные обязательства в связи с выполнением двух и более государственных полномочий РФ или региона, переданных органам МСУ. В этом случае субвенции на финансовое обеспечение этих обязательств можно объединить в единую субвенцию. Порядок ее формирования и предоставления утверждает своим законом регион.
В Бюджетном кодексе теперь предусмотрены «горизонтальные» субсидии
Регионы теперь могут предоставлять субсидии друг другу. Такое же право получили муниципальные образования (ст. 138.3 БК).
Субсидии из одного регионального бюджета другому можно предоставлять для софинансирования расходных обязательств для выполнения полномочий органов МСУ по решению вопросов местного значения. Цели и условия выделения таких сумм устанавливаются в соглашениях между субъектами РФ.
Важно: В расчет уровня доходности не включают арендную плату за земельные участки, предоставленные муниципальным предприятиям, казенным, бюджетным и автономным учреждениям
Муниципальное образование, у которого налоговые доходы превышают установленный регионом уровень, теперь может предоставить субсидию субъекту РФ. При расчете уровня доходности муниципалитетов регион будет учитывать как налоговые, так и неналоговые доходы их бюджетов за счет поступлений из трех источников:
«Горизонтальные» субсидии из одного местного бюджета другому можно предоставлять для софинансирования расходных обязательств, в частности для реализации совместных проектов. Например, если в поселении нет детского сада, можно заключить соглашение с поселением другого района, расположенным на расстоянии 5 км, чтобы не возить детей за 30 км в поселение своего района. А для обеспечения расходного обязательства по соглашению предоставить субсидии.
Цели и условия предоставления субсидии местные администрации устанавливают в соглашении. Порядок его заключения определяет представительный орган муниципального образования, из бюджета которого предоставляется субсидия.
У глав неплатежеспособных муниципальных образований появились новые обязательства
90 дней — максимальный срок, на который регион может предоставить бюджетный кредит
Расширена статья, касающаяся восстановления платежеспособности муниципального образования (п. 168.4 ст. 1 Закона № 307-ФЗ). Если оно не в состоянии погасить задолженность перед регионом или другим муниципалитетом, временная финансовая администрация разрабатывает план восстановления платежеспособности. Затем план согласовывают стороны, участвующие в производстве по делу о восстановлении платежеспособности муниципального образования. План утверждает представительный орган МСУ.
За реализацию плана отвечает глава муниципального образования. Он заключает с финансовым органом субъекта РФ соглашение, в котором стороны отражают обязательства муниципального образования. Данное соглашение заключают не более чем на пять лет.
Уточнены условия предоставления бюджетных кредитов
Муниципальное образование может получить бюджетный кредит, только если оно не имеет просроченной или неурегулированной задолженности по денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, к которому обратилось за кредитом (п. 1 ст. 93.2 БК).
Бюджетный кредит на пополнение остатков средств на счете местного бюджета не должен превышать 1/12 утвержденного объема доходов этого бюджета. Субсидии, субвенции и другие трансферты, имеющие целевое назначение, исключаются из этого объема доходов. Бюджетный кредит предоставляется не более чем на 90 дней. Муниципальное образование должно вернуть деньги не позднее 25 ноября текущего финансового года.
ЕЛЕНА НИКОЛАЕВА, эксперт журнала «Практика муниципального управления», к. э. н.
Методические рекомендации по предоставлению горизонтальных субсидий на муниципальном уровне «(утв. Минфином России)»
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ «ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ» СУБСИДИЙ
НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
(в целях реализации положений Бюджетного кодекса
Российской Федерации в сфере межбюджетных отношений
на муниципальном уровне)
по предоставлению «горизонтальных» субсидий
на муниципальном уровне
Предоставление горизонтальной субсидии регулируется статьей 142.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой в случаях и порядке, предусмотренных нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, принимаемыми в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетам других муниципальных образований могут быть предоставлены субсидии из бюджета муниципального образования в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
Цели и условия предоставления указанных субсидий устанавливаются соглашениями между местными администрациями, заключаемыми в порядке, установленном решением представительного органа муниципального образования, из бюджета которого предоставляется субсидия.
Таким образом, в нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования указываются:
1) случаи предоставления горизонтальной субсидии;
2) порядок предоставления горизонтальной субсидии, включающий, в том числе, порядок заключения соглашения о предоставлении горизонтальной субсидии.
Горизонтальную субсидию рекомендуется предоставлять в случае, когда за счет объединения усилий двух (или более) публично-правовых образований повышается эффективность (результативность и (или) экономичность) выполнения соответствующими органами местного самоуправления своих полномочий.
В частности, горизонтальная субсидия может предоставляться в случае:
а) предоставления муниципальных услуг одним публично-правовым образованием потребителям, проживающим в другом (как правило, соседнем) публично-правовом образовании, в том числе в сфере образования, транспортного обслуживания населения и др.;
б) проведения межрегиональных или межмуниципальных мероприятий, в том числе в сферах защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; культуры; физической культуры и спорта и др.;
в) осуществления совместных инвестиционных проектов, в том числе капитального строительства, включая сферу дорожной деятельности.
Порядок предоставления горизонтальной субсидии может устанавливать:
а) цель предоставления горизонтальной субсидии;
б) условия предоставления горизонтальной субсидии;
в) порядок заключения соглашения о предоставлении горизонтальной субсидии (с приложением к нему графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства);
г) результаты использования горизонтальной субсидии, включая показатели, необходимые для достижения результатов;
д) порядок представления отчетности об использовании горизонтальной субсидии и достижении эффективности использования горизонтальной субсидии;
е) порядок осуществления оценки результатов использования горизонтальной субсидии;
ж) порядок возврата горизонтальной субсидии в бюджет публично-правового образования, из которого предоставлена горизонтальная субсидия, в случае если публично-правовым образованием, получившим горизонтальную субсидию, допущены нарушения обязательств по достижению результатов использования горизонтальной субсидии;
з) иные меры ответственности за нарушение обязательств, предусмотренных соглашением, а также освобождение от ответственности в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы;
и) порядок осуществления контроля за использованием горизонтальной субсидии;
к) дополнительные положения, необходимые для нормативного и методического обеспечения осуществления полномочий, в целях софинансирования которых предоставляется горизонтальная субсидия.
При формулировке цели предоставления горизонтальной субсидии рекомендуется указать перечень расходных обязательств, на софинансирование которых предоставляется горизонтальная субсидия. При необходимости целесообразно указать перечень предоставляемых услуг и круг их потенциальных потребителей, перечень софинансируемых мероприятий, перечень осуществляемых капитальных вложений в объекты капитального строительства или приобретение объектов недвижимого имущества.
В качестве обязательных для всех горизонтальных субсидий условий их предоставления необходимо установить наличие в бюджете (сводной бюджетной росписи бюджета) публично-правового образования, которому предоставляется горизонтальная субсидия, бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению горизонтальной субсидии, а также заключение соглашения о предоставлении субсидии.
Показатели, необходимые для достижения результатов, должны отражать степень выполнения непосредственного результата полномочий. Например, показателем результативности может служить доля фактически оказанных услуг от запланированного объема, доля проведенных мероприятий от числа запланированных и т.д. В качестве показателей результативности также могут быть предусмотрены показатели, оценивающие качество предоставленных муниципальных услуг, однако в таком случае требования к качеству услуг должны быть конкретизированы.
При установлении порядка представления отчетности следует определить уполномоченный орган местного самоуправления (местной администрации), в который должна быть представлена отчетность, сроки представления отчетности, ее состав и типовую форму.
Оценка эффективности использования горизонтальной субсидии должна осуществляться путем сравнения запланированных и фактически достигнутых результатов. В случае, если установлены показатели, необходимые для достижения результатов, оценка эффективности может предполагать расчет сводных показателей эффективности результатов использования горизонтальной субсидии.
Порядок возврата горизонтальной субсидии в случае нарушения обязательств по достижению результатов использования горизонтальной субсидии должен предусматривать методику (формулу) расчета объема указанных средств, подлежащих возврату. Объем средств, подлежащих возврату, может определяться пропорционально доле недостигнутых результатов и (или) показателей, необходимых для достижения результатов.
В качестве меры ответственности за несоблюдение графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства может быть предусмотрен возврат горизонтальной субсидии (или ее части) в бюджет публично-правового образования, предоставившего горизонтальную субсидию.
Порядок осуществления контроля за использованием горизонтальной субсидии должен определять орган, уполномоченный со стороны публично-правового образования, предоставляющего горизонтальную субсидию, на осуществление такого контроля, а также на проведение контрольных мероприятий.
В случае, если выполнение полномочий, на софинансирование расходных обязательств по которым предоставляется горизонтальная субсидия, требует взаимодействия соответствующих муниципальных образований с высокой периодичностью и (или) принятия совместных оперативных решений, может быть создана межмуниципальная комиссия на паритетных началах с одинаковым количеством представителей каждой из сторон. Данной комиссии могут быть предоставлены права по подготовке решений (в том числе по вопросам контроля), которые затем могут быть оформлены правовыми актами публично-правовых образований.
В зависимости от содержания софинансируемых расходных обязательств может возникнуть потребность в утверждении дополнительных порядков и методик, например, порядка сверки объемов услуг (количества потребителей, имеющих право на получение услуги), порядка определения лиц, имеющих право на получение услуги, требований к качеству услуги, порядка определения стоимости предоставления одной единицы объема услуги и т.д.
Могут быть утверждены содержательные или технические требования к проведению соответствующих мероприятий, дополнительные требования к реализации соответствующего инвестиционного проекта, в том числе в части проектной документации.
Соглашение о предоставлении горизонтальной субсидии, заключаемое между местными администрациями, должно в обязательном порядке содержать цели и условия предоставления субсидии, а также:
а) размер предоставляемой горизонтальной субсидии, порядок, условия и сроки ее перечисления, а также объем бюджетных ассигнований бюджета публично-правового образования, получающего горизонтальную субсидию, на исполнение соответствующих расходных обязательств;
б) уровень софинансирования, выраженный в процентах от объема бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства публично-правового образования, предусмотренных в его бюджете, в целях софинансирования которого предоставляется горизонтальная субсидия;
в) значения результатов (показателей, необходимых для достижения результатов) использования горизонтальной субсидии;
г) обязательства по достижению результатов использования горизонтальной субсидии;
ж) реквизиты правового акта, устанавливающего расходное обязательство публично-правового образования, в целях софинансирования которого предоставляется горизонтальная субсидия;
з) сроки и порядок представления отчетности об осуществлении расходов, в целях софинансирования которых предоставляется горизонтальная субсидия, а также о достижении значений результатов использования горизонтальной субсидии и об исполнении графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства;
и) указание органа местного самоуправления (местной администрации), на который возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) соглашения и представлению отчетности;
к) порядок осуществления контроля за выполнением публично-правовым образованием обязательств, предусмотренных соглашением;
л) обязательства публично-правового образования по возврату горизонтальной субсидии и случаи наступления таких обязательств;
м) ответственность сторон за нарушение условий соглашения;
н) положение о порядке вступления в силу соглашения.
Размер предоставляемой горизонтальной субсидии рекомендуется определять с учетом согласованного публично-правовыми образованиями уровня софинансирования расходных обязательств как произведение указанного уровня на общий объем расходных обязательств.
В зависимости от выбранного случая предоставления горизонтальной субсидии может использоваться иной подход. Например, в случае, если одним публично-правовым образованием оказываются услуги для жителей другого публично-правового образования и оплата услуг производится на ежеквартальной (ежемесячной) основе в зависимости от фактического числа потребителей услуг, объем горизонтальной субсидии будет равен произведению фактического числа потребителей услуги на согласованный сторонами норматив финансирования услуги в расчете на одного потребителя.
В случае предоставления горизонтальной субсидии на софинансирование капитальных расходов уровень софинансирования может определяться в зависимости от участия в инвестиционном проекте или пропорционально доле потенциальных потребителей выгод от реализации проекта, проживающих на территории соответствующего публично-правового образования (например, пропорционально численности населения).