государственная собственность и ее место в системе экономических отношений

Раздел 1. Общие основы экономического развития

Цель данной темы – разобраться в сущности понятия «экономическая система».

Оглавление

1.3.1. Понятие «экономическая система», ее структура

Экономика любой страны – это ее реальная действительность: совокупность предприятий, фабрик, заводов, шахт и т. д. Каждое предприятие расположено на определенной территории. Следовательно, возникает территориальная структура экономики. Отдельные производства складываются в отрасли – образуется отраслевая структура. Таким образом, экономика предполагает наличие огромного количества связей, взаимоотношений, важнейшие из которых изучает экономическая теория.

Экономическая система – это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями благ и услуг по поводу их производства, распределения, обмена и потребления в целях удовлетворения разнообразных потребностей. От способа упорядочения зависит тип экономической системы.

Любая экономическая система имеет определенную структуру (см. рис. 1).

государственная собственность и ее место в системе экономических отношений. государственная собственность и ее место в системе экономических отношений фото. картинка государственная собственность и ее место в системе экономических отношений. смотреть фото государственная собственность и ее место в системе экономических отношений. смотреть картинку государственная собственность и ее место в системе экономических отношений.

Материально-вещественную основу (фундамент) экономической системы составляют производительные силы. Они определяют как бы «рамочные» параметры экономической системы.

Субъектами экономической системы выступают государство, фирмы, индивиды. Важнейшим структурным элементом экономической системы являются экономические отношения между субъектами, ядром которых выступает собственность.

Упорядоченность системы определяют организационные формы хозяйственной деятельности на всех ее уровнях; хозяйственное право; хозяйственный механизм как способ регуляции экономической деятельности. Все это проявляется через конкретные многочисленные разнообразные экономические связи между хозяйcтвующими субъектами.

1.3.2. Собственность: понятие, типы, виды. Право собственности

Собственность представляет собой исторически определенное экономическое отношение между людьми по поводу присвоения вещей. Однако присвоение и собственность – понятия не тождественные. Исторически первой формой присвоения явилось пользование, следующей, более развитой – владение (как закрепленное на определенное время пользование). Собственность же – это наиболее развитая, монопольная форма присвоения. Она включает в себя владение и пользование. В то же время собственник может передать объекты собственности во владение и пользование другим лицам. Отсюда возникает понятие «распоряжение». Это форма организации и управления объектами собственности (см. рис. 2). Функции распоряжения распределяются между собственником, имеющим главные функции, владельцем и пользователем. От правильного распределения этих функций зависит эффективность использования объектов собственности.

государственная собственность и ее место в системе экономических отношений. государственная собственность и ее место в системе экономических отношений фото. картинка государственная собственность и ее место в системе экономических отношений. смотреть фото государственная собственность и ее место в системе экономических отношений. смотреть картинку государственная собственность и ее место в системе экономических отношений.

Собственность играет определяющую роль в экономике. Она выражает отношения по поводу производства, распределения результатов производства, продукции, и на этой основе – характер обмена и потребления. Таким образом, отношения собственности как бы «пронизывают» всю систему экономических отношений, выражая их специфику.

Нет собственности «вообще», она всегда существует в определенной общественной форме. Экономисты выделяют прежде всего два типа собственности: частную и общественную. В рамках этих двух типов в истории имелось и имеется сегодня большое разнообразие конкретных видов (форм) собственности (см. рис. 3).

государственная собственность и ее место в системе экономических отношений. государственная собственность и ее место в системе экономических отношений фото. картинка государственная собственность и ее место в системе экономических отношений. смотреть фото государственная собственность и ее место в системе экономических отношений. смотреть картинку государственная собственность и ее место в системе экономических отношений.

Частная собственность является абсолютной монопольной формой присвоения условий и результатов производства экономически обособленными индивидами в их интересах. Частная собственность имеет различные виды: индивидуальная, семейная, коллективная, кооперативная, корпорационная. Она может быть основана на личном труде производителя (трудовая частная собственность крестьян, ремесленников, малый бизнес) и на присвоении результатов чужого труда – различных формах эксплуатации (рабовладельческой, феодальной, капиталистической).

Общественная собственность характеризует совместное присвоение условий, средств и результатов производства. Она направлена на гармонизацию экономических интересов общества. Формой общественной собственности является государственная. Государственная собственность возникла вместе с государством, имела место в рабовладельческом, феодальном, капиталистическом, социалистическом обществах.

В результате изменения по тем или иным причинам роли и функций государства может происходить разгосударствление собственности. Это – процесс экономических преобразований, который ведет к постепенному изменению роли государства как непосредственного субъекта экономических отношений, к сокращению его предпринимательской деятельности. Пути разгосударствления: денационализация, приватизация, либерализация, коммерциализация, создание смешанных предприятий.

Для успешной реализации отношений собственности должны быть созданы правовые механизмы. В экономической литературе выделяют следующие права собственности: право владения, право использования, право управления, право на доход, право суверена, право на безопасность, право на передачу благ в наследство, право на бессрочность обладания благом, запрет на использование способом, наносящим вред внешней среде, право на ответственность, право на остаточный характер.

Таким образом, это – санкционированные обществом (законами государства, административными распоряжениями, традициями, обычаями) поведенческие отношения между людьми по поводу присвоения благ, т. е. определенные «правила игры», принятые в обществе.

1.3.3. Потребности и система экономических интересов

Система экономических отношений, прежде всего отношений собственности, порождает систему экономических интересов.

Материальная основа экономических интересов – потребности. Потребности выражают объективную необходимость в условиях и средствах существования человека для продолжения процесса жизнедеятельности.

Потребности индивидов, предприятий, общества в целом многообразны. В экономике различают:

Широкое распространение получила теория американского ученого А. Маслоу, согласно которой все потребности по принципу иерархии располагаются в следующем восходящем порядке от «низших», материальных до «высших», духовных:

Первые две группы, согласно Маслоу, – низшего порядка, последние две – высшего. Но до тех пор, пока не удовлетворены потребности низшего порядка, не действуют потребности высшего.

Необходимость удовлетворения потребностей побуждает людей к деятельности. Возникает интерес как побудительный мотив к деятельности.

Исходя из сказанного, можно дать следующее определение: экономический интерес – это побудительный мотив к производственной деятельности, обусловленный потребностями и преломляющийся через «призму» отношений собственности.

Экономические интересы представляют собой чрезвычайно сложную, противоречивую систему (см. рис. 4).

государственная собственность и ее место в системе экономических отношений. государственная собственность и ее место в системе экономических отношений фото. картинка государственная собственность и ее место в системе экономических отношений. смотреть фото государственная собственность и ее место в системе экономических отношений. смотреть картинку государственная собственность и ее место в системе экономических отношений.

С одной стороны, внутреннее единство производственного процесса как целого, его общественный характер предопределяют общность экономических интересов всех без исключения членов общества: развитие производства, производительных сил, экономики. Вместе с тем, ограниченность ресурсов, по поводу которых формируются экономические отношения, предопределяет противоречивость интересов отдельных лиц. Особенно это характерно в условиях разделения труда и собственности. Моменты общности экономических интересов предстают как абстрактные. Возникает противоположность интересов по поводу присвоения результатов производства, борьба в защиту своих интересов.

Классификация экономических интересов осуществляется на основе использования различных критериев. В связи с этим выделяются частные (индивидуальные), групповые и общественные интересы; национальные, интернациональные и мировые; региональные и ведомственные; текущие и перспективные; классовые интересы и интересы социальных групп; интересы молодежи и пенсионеров и т. д.

Противоречия экономических интересов объективно обусловлены, выступают движущими силами развития. Экономическая теория и экономическая политика должны быть направлены на реализацию и согласование экономических интересов.

В зависимости от методов согласования экономических интересов различают типы экономических систем.

1.3.4. Типы и модели экономических систем

Различие типов экономических систем проявляется прежде всего в том, как они отвечают на три основных и взаимосвязанных вопроса, стоящих перед любой экономикой:

По способу ответа на эти вопросы экономические системы обычно делят на три типа: традиционную систему, командную и рыночную.

Традиционные экономические системы обычно расположены в наиболее удаленных районах мира, где люди живут в деревнях и занимаются сельским хозяйством, рыболовством, охотой. Продукты, производимые ими, не изменяются в течение сотен лет. В результате что и как производить, определяется очень медленно изменяющимися обычаями. Освященные временем и поддерживаемые специальными ритуалами обычаи определяют производство, распределение, обмен и потребление.

В командно-административной системе главенствующую роль играет государство, которое и решает вопросы по поводу производства, распределения, обмена и потребления. Как правило, в руках государства сосредоточена большая часть собственности на ресурсы. Экономические связи строятся на основе централизованного обязательного планирования.

Рыночная система – это такой тип хозяйствования, при котором действия многих отдельных покупателей и продавцов, стихийно складываясь, дают ответы на вопросы ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить. Экономическая роль государства в чисто рыночной системе сведена к минимуму. Основу составляет частная собственность на средства производства и производимую продукцию. Важнейшим движущим мотивом является прибыль.

В реальной современной действительности отмеченные типы экономических систем в «чистом виде» не существуют. Каждая страна имеет свою модель экономической системы, т. н. смешанную экономику.

Используя дополнительную литературу, можно проанализировать современные модели на примере разных стран. Кроме того, определенный интерес представляют схемы, приведенные на рис. 5, 6.

государственная собственность и ее место в системе экономических отношений. государственная собственность и ее место в системе экономических отношений фото. картинка государственная собственность и ее место в системе экономических отношений. смотреть фото государственная собственность и ее место в системе экономических отношений. смотреть картинку государственная собственность и ее место в системе экономических отношений.

Источник: Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник /
Под общ. ред. В. И. Видяпина. – М.: ПРОМО-Медиа, 1995. – С. 65.

государственная собственность и ее место в системе экономических отношений. государственная собственность и ее место в системе экономических отношений фото. картинка государственная собственность и ее место в системе экономических отношений. смотреть фото государственная собственность и ее место в системе экономических отношений. смотреть картинку государственная собственность и ее место в системе экономических отношений.

Выводы

1. Экономическая система – это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями благ и услуг по поводу их производства, распределения, обмена и потребления в целях удовлетворения разнообразных потребностей. От способа упорядочения зависит тип экономической системы. Основой экономической системы является собственность. Она выражает отношения по поводу производства, распределения результатов производства, продукции, и на этой основе – характер обмена и потребления.

2. Собственность представляет собой исторически определенное экономическое отношение между людьми по поводу присвоения вещей. Присвоение и собственность – понятия не тождественные. Исторически первой формой присвоения явилось пользование, следующей, более развитой – владение (как закрепленное на определенное время пользование). Собственность же – это наиболее развитая, монопольная форма присвоения. Распоряжение – это форма организации и управления объектами собственности. Функции распоряжения распределяются между собственником, имеющим главные функции, владельцем и пользователем.

3. Для успешной реализации отношений собственности должны быть созданы правовые механизмы. В экономической литературе выделяют следующие права собственности: право владения, право ис­пользования, право управления, право на доход, право суверена, право на безопасность, право на передачу благ в наследство, право на бессрочность обладания благом, запрет на использование способом, наносящим вред внешней среде, право на ответственность, право на остаточный характер.

4. Система экономических отношений, прежде всего отношений собственности, порождает систему экономических интересов. Экономический интерес – это побудительный мотив к производственной деятельности, обусловленный потребностями и преломляющийся через «призму» отношений собственности. Противоречия экономических интересов объективно обусловлены, выступают движущими силами развития. Экономическая теория и экономическая политика должны быть направлены на реализацию и согласование экономических интересов.

5. В зависимости от методов согласования экономических интересов различают следующие типы экономических систем: традиционную, административно-командную и рыночную. В реальной современной действительности отмеченные типы экономических систем в «чистом виде» не существуют. Каждая страна имеет свою модель экономической системы, т. н. смешанную экономику.

Вопросы для самопроверки

Литература

1. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – Изд. испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 38-44, 172-189.

2. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – С. 15-19, 49-71.

3. Павлова И. П. Общая экономическая теория: Электронное учеб. пособие. – СПб.: РИЦ МБИ, 2006.

4. Павлова И. П. Общая экономическая теория. Опорный конспект: рабочая тетрадь. – СПб.: РИЦ МБИ, 2006.

5. Гукасьян Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учеб. пособие/ Под ред. А. И. Добрынина. – 3-е изд., доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 26-38.

Источник

Государственная собственность и ее роль в государственном управлении экономическими процессами

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие собственности

Собственность – это экономические отношения, которые сложились между субъектами хозяйствования относительно вопроса распределения или присвоения принадлежащих одному из экономических агентов вещей или объектов.

Собственность представляет собой право владения каким-либо объектом, как правило, имущественным. Возникновение отношений собственности свидетельствует о передаче прав на владение объектом от одного субъекта к другому. Главным условием появления таких отношений выступает наличие как минимум двух экономических агентов. Частная собственность появилась еще в древности, когда люди стали создавать собственные предметы труда и домашней утвари.

В основе отношений собственности лежит факт принадлежности объекта. Один субъект владеет имуществом, обладает полной информацией о нем, а также имеет юридическое право использовать его по собственному усмотрению. Сегодня экономическая наука уделяет особое внимание не источникам происхождения факторов производства, а методике их эффективного использования. Например, предприятие извлекает прибыль через приложение труда к природным ресурсам. То есть, собственник предметов труда предоставляет их сотрудников с целью получения готовой продукции и ее последующей реализации. Экономика подразумевает не столько хозяйственную активность субъектов, сколько формальные отношения, складывающиеся между ними относительно прав собственности. Именно они определяют равновесие спроса и предложения.

Отношения собственности рассматриваются сразу в двух аспектах – юридическом и экономическом. Отделение их друг от друга приведет к потери части важной информации. Право и экономическая теория постепенно расширяют полномочия собственника, наделяя его возможностями распоряжения собственным имуществом, а также его обмена и отчуждения по собственному усмотрению.

Особенности государственной собственности

Собственность представляет собой одну из категорий гражданских отношений. В России законодательство охраняет право владельца на определенные вещи. Гражданское законодательство выделяет три формы собственности:

Готовые работы на аналогичную тему

Государственное имущество может формироваться за счет национализации частной собственности. Передача управления такими объектами осуществляется специализированными органами власти. Национализация проводится с помощью политических и социальных изменений, а потом экономических. Государственная собственность способствует построению грамотного управления объектами потребления, что позволяет снизить взаимный вероятный ущерб.

Субъектом, владеющим государственным имуществом, может быть страна, население, различные территориальные образования, регионы, отдельные представители органов власти. В России действует трехуровневая система, в соответствии с которой происходит деление имущества на государственное, муниципальное и собственность субъектов РФ. Под имуществом в данном случае могут пониматься деньги, ресурсы, предприятия и так далее. Государство помимо управления, регулирования экономики может участвовать в хозяйственных отношениях в качестве продавца или покупателя. Оно может извлекать доход через эксплуатацию имущества. Отношения собственности неразрывно связаны с осуществлением политической власти на всех уровнях.

Роль государственной собственности в управлении экономическими процессами

Смешанная система хозяйствования характерна для большинства современных стран. Она состоит из элементов традиционной, командной и рыночной экономики. Последняя охватывает большую часть системы хозяйствования. Влияние рыночного механизма способно приводить национальную экономику в баланс. Каждый субъект обладает независимостью и правом свободно распоряжаться собственным имуществом. Роль государственного регулирования резко ограничена. У власти остаются косвенные инструменты влияния преимущественно через финансовую систему.

Управление государственной собственностью так же позволяет влиять на экономические процессы. Эффективное использование государственного имущества способно обеспечить экономическую стабильность, а также выполнить социальные функции, среди которых:

Государственная собственность важна для стран, где экономика не достаточно стабильна. Низкий уровень развития малого и среднего предпринимательства не дает реализовывать инновационные проекты, внедрять крупные экономические программы. В этом случае флагманом становятся государственные предприятия. Специалисты считают, что укрепление государственной собственности является одной из приоритетных задач. Чтобы закрепить за государством его права предлагается запретить приватизацию стратегических важных объектов. Если планируется приватизация крупных объектов инфраструктуры, то сначала предлагается сдать их в аренду на длительное пользование. Со стороны государства необходимо проводить модернизацию фондов, стимулировать научно-технические разработки и их внедрение в работу сектора.

Таким образом, государственная собственность способствует укреплению макроэкономической стабильности. Она поддерживает национальную и экономическую безопасность, помогает создать устойчивые связи с внутренними и внешними субъектами хозяйствования.

Источник

Государственная собственность и ее роль в рыночной экономике

Вы будете перенаправлены на Автор24

Государственная собственность – это форма собственности, при которой право собственности на определенный объект принадлежит государству или иному государственному образованию.

Понятие и сущность государственной собственности

Институт собственности предполагает закрепление существующих в мире имущественных ценностей за конкретными экономическими субъектами. Эконмическая теория исходит из того, что основными субъектами экономики являются домохозяйства, фирмы, государство. Отсюда можно сделать вывод, что, если государство владеет, пользуется и распоряжается определенными имущественными ценностями, то объективно существует такая форма собственности, как государственная собственность.

Государственная собственность представляет собой имущество, которое принадлежит на праве собственности государству или иному государственному образованию. Кроме того, государственная собственность может рассматриваться как выражение взаимоотношений между людьми по поводу присвоения благ в целях реализации государственных и публичных интересов.

Государственная собственность (как и собственность, вообще) одновременно является и экономической, и юридической категорией. Для государственной собственности этот дуализм особенно актуален, поскольку государство является законодателем, т.е. источником юридических норм, которыми регулируются экономические отношения в стране.

Институт государственной собственности отличается тем, что он представляет собой полный правовой институт. Причем содержательно в этом институте доминируют гражданско-правовые общепризнанные нормы, а характеризующую роль играют конституционные (государственно-правовые) нормы.

Поскольку государство занимает особое место в современной рыночной экономике, исследователи предлагают следующую группировку объектов государственной собственности:

Готовые работы на аналогичную тему

Роль государственной собственности в рыночной экономике

В основе рыночной экономической системы лежит частная собственность. Однако неспособность рыночного механизма разрешить ряд социально-экономических проблем обусловила необходимость государственного регулирования экономики, т.е. вмешательства государства в рыночные отношения.

Участие государства в рыночных отношениях предполагает наличие в рыночной экономике еще и государственной собственности. Она, как правило, составляет основу государственного сектора экономики, который занимается производствам общественных благ и поддержкой стратегически значимых отраслей национальной экономики.

Во всех странах мира с развитой рыночной экономикой признано совместное существование как частной, так и государственной формы собственности. Международная статистика говорит о том, что доля государственной собственности в национальных экономиках развитых стран колеблется от 20% в США до 35% в Италии.

Государственная собственность составляет важнейшую часть государственного управления. Благодаря ее наличию государство способно самостоятельно выступать в качестве субъекта экономических правоотношений с другими странами. Государственная собственность является гарантом соответствующих договоров и соглашений, которые заключает государство.

Несмотря на существование национальных особенностей, состав объектов государственной собственности в странах с развитой рыночной экономикой примерно одинаков. Он включает в себя земельные участки, ресурсы недр, золотовалютные запасы, военные объекты, промышленные предприятия, объекты электроэнергетики, транспорта (автомобильные и железные дороги, авиакомпании), связи (телеграф, телефон, почта) и т.п.

Большое влияние на развитие рыночной экономики оказывают отношения по поводу изменения формы собственности на имущество.

Таким образом, государственная собственность является составной частью современных рыночных экономических систем. Она используется государством как один из инструментов решения своих задач, в том числе в сфере государственного регулирования национальной экономики.

Источник

Реферат на тему: Государственная собственность в рыночной экономике

государственная собственность и ее место в системе экономических отношений. государственная собственность и ее место в системе экономических отношений фото. картинка государственная собственность и ее место в системе экономических отношений. смотреть фото государственная собственность и ее место в системе экономических отношений. смотреть картинку государственная собственность и ее место в системе экономических отношений.

Содержание:

Введение

Государственная собственность является одним из важнейших элементов любой экономической системы, фактором устойчивого развития страны и гарантом сохранения национального богатства.

Необходимость политического и экономического исследования сущности, характеристик образования, направлений трансформации, а также перспектив развития государственной собственности очень актуальна. Такое исследование позволит получить целостное представление о роли государственной собственности в экономике страны, а также выявить ее характеристики на каждом этапе развития.

Кроме того, данное исследование позволит наиболее адекватно отобразить структурные изменения, происходящие в системе отношений собственности, а также глубже понять суть социально-экономических преобразований, которые осуществляются не только в Российской Федерации, но и в развитых странах.

Отношения собственности как экономическая категория

Как экономическая категория собственность проявляется в форме отношений между людьми по использованию, владению, распоряжению и отчуждению экономических благ.

Право собственности определяется в основном как система правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в отношении собственности как экономической категории (владение, пользование и распоряжение).

Экономический подход к содержанию имущества имеет следующие особенности:

Связи между субъектами и объектами собственности раскрываются в категориях владение, пользование, распоряжение, выступающих одновременно как юридические (юридические) и как экономические категории.

Например, ГК РФ подчеркивает, что собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом (ст. 209). Также определены субъекты права собственности: ими могут быть граждане (физические лица), юридические лица, государство и муниципалитеты (статья 212).

Согласно пункту 2 статьи 8 и пункту 2 статьи 9 Конституции Российской Федерации частная, государственная и иные формы собственности признаются и охраняются одинаково.

Особенности владения, приобретения и прекращения права собственности, пользования и распоряжения имуществом могут быть установлены только законом (п. 3 ст. 112 ГК РФ).

Существуют самые разные формы собственности. Но для широкого круга людей различают две основные формы: частную и государственную формы собственности.

Государственная собственность: функции и место в экономической системе

Государственная собственность состоит из всего имущества, которое принадлежит Российской Федерации и ее отдельным субъектам на праве собственности.

Государственная собственность имеет ряд особенностей. Субъектом такого имущества является само государство, а управление имуществом сосредоточено в ведении государственных органов и специально уполномоченных лиц.

Государственная собственность выполняет ряд важных для экономики функций:

Особое положение государственной собственности обусловлено самой ее природой, определяющей существование государства. Средства, необходимые для государственных расходов, приобретаются разными способами.

Согласно закону, ряд объектов федеральной собственности может быть передан в собственность отдельных субъектов Российской Федерации. К ним относятся крупные предприятия народного хозяйства, учреждения здравоохранения, учреждения народного образования, предприятия энергетики и атомной энергетики, научно-исследовательские организации, предприятия телерадиовещания и телевидения и т. д.

Государственная собственность в экономике развитых стран

Степень национализации производства и размер государственного сектора значительно различаются от страны к стране. Например, в КНР государственный сектор обеспечивает более половины валового общественного продукта. Доля государственной собственности в Италии составляет 39-42%, в том числе 30% государственной собственности преобладает в промышленности. Во Франции государственные предприятия производят треть ВНП.

Основными факторами исторического роста государственной собственности в экономике развитых стран были и являются национальная оборона и война, инфраструктурная поддержка макроэкономических процессов, рост населения, урбанизация, эгалитаризм и экологические проблемы.

Государственная собственность охватывает отрасли, которые частный сектор оставляет ему. Прежде всего, это отрасли, в которых отдача либо небольшая, либо происходит за несколько десятилетий. Это низкорентабельные и капиталоемкие звенья социальной и производственной инфраструктуры: транспорта, энергетики, связи, здравоохранения и образования.

Также это может включать действия государства по реабилитации отраслей, переживших кризис, или оживлению экономики в целом (например, национализация убыточных отраслей и компаний или тех отраслей, которые требуют ускоренного развития для повышения конкурентоспособности. негосударственного сектора). Вмешательство государства распространяется на безопасность и национальную оборону, а также на поддержание экологической безопасности.

Государственные предприятия и общественный сектор полагаются на государственную собственность.

На протяжении всей мировой истории развития стран государственная собственность при каждом политическом режиме и социальном устройстве служила одной из основных опор правительства и составляет основную часть правительства. Это позволяет государству выступать в качестве самостоятельного субъекта экономических правоотношений с другими государствами. Это своего рода гарант соответствующих договоров и соглашений.

Доля государственной собственности в национальном богатстве колеблется от 20% в США до 35% в Италии. В Японии на государственные предприятия приходится более 10% основных фондов и около 9% занятого населения в национальной экономике.

В большинстве стран в сферу государственной собственности в той или иной степени в разные периоды входили земля, недра, наличные деньги, золотовалютные резервы, промышленные предприятия, военные объекты, электроэнергия, транспорт, связь, телеграф и телефон, почта, автомобили. и железные дороги, авиалинии и т. д.

Основой для применения государственной формы собственности являются те сферы экономики, в которых существует большая потребность в прямом централизованном управлении, для осуществления государственных инвестиций, в которых ориентация на рентабельность не является достаточным критерием для функционирования в общественный интерес.

Факторами, способствующими распространению государственной собственности, являются дезорганизация или постоянное нарушение функционирования рынков (в том числе во время монополизации, разрухи и военных потрясений), слабость частного капитала внутри страны, а также военно-стратегические и политические мотивы.

В последние годы широкое распространение получили предприятия смешанных государственно-частных фирм, в которых государство владеет частью акций компании или ее контрольным пакетом. Кроме того, государство, заключая договорные отношения с предприятиями частного сектора, обеспечивает право связывать эти предприятия соответствующими обязательствами и тем самым устанавливает формальные отношения подчинения с негосударственным сектором.

По мнению британских исследователей Д. Миллуорда и Д. Паркера, результаты многочисленных опросов не подтверждают тезис о том, что частное предпринимательство всегда и везде эффективнее государственного.

Некоторые исследователи связывают низкую прибыльность отдельных госкомпаний с тем, что они несут разного рода социальные обязательства. В развитых странах государственные компании диктуют размер инвестиций для оказания помощи с точки зрения регулирования рынка.

Распространена практика снижения цен на продукцию национализированных компаний, направленная на поддержку частного бизнеса и определенных слоев населения. С другой стороны, государственные компании иногда используются как источник накопления государственного бюджета. На ряд товаров правительство страны устанавливает повышенные цены, а дополнительная прибыль, полученная в связи с этой практикой, выводится в бюджет. Например, в Великобритании казначейство часто заставляло государственные предприятия электроэнергетики, газовой и водной промышленности устанавливать цены выше уровней, которые руководство отрасли считало рациональными.

Негативное проявление имеет и то, что госкомпании работают на рынке за счет бюджетных средств. Государственные компании ограничены в заимствованиях на рынке частного капитала, а объем капитальных вложений зависит от состояния государственных финансов, которых иногда не хватает. С другой стороны, широкое использование средств государственного бюджета создает зависимость между компаниями и лишает их стимулов к эффективной деятельности.

Влияют на эффективность компаний и методы управления. Если правительство страны воздействует на частнокапиталистические компании через экономические рычаги, то директивы используются по отношению к государственным. Оптимальному управлению противоречит не сама государственная собственность, а порочные формы ее функционирования. Этой точки зрения придерживался известный экономист В. Парето. И подтверждением того, что госкомпании могут быть эффективными, является деятельность таких концернов, как Renault (Франция), Alfa Romeo (Италия), British Payland (Англия) и других.

Сейчас во многих развитых странах наблюдается снижение доли государственной собственности. Причина в необходимости сокращения бюджетных расходов на административные цели, повышения стимулов и повышения эффективности конкурентоспособности отраслей, находящихся под прямым контролем государства.

Особенности функционирования и перспективы развития государственной собственности в Российской Федерации

В России степень государственного участия в разных секторах экономики неодинакова.

В качестве индикатора национализации отрасли рассматривается доля в общей выручке, которая могла бы быть востребована государственными структурами разного уровня через участие в собственности хозяйствующих субъектов соответствующего сектора экономики.

Основные позиции правительства сосредоточены на транспорте, где доля государства достигает 73%. Основную роль в этом секторе играют газопроводы, железные дороги и нефтепроводы (более 90% от общего грузооборота России), что ограничивает влияние других видов транспорта на общий финансовый результат в этом секторе экономики.

Железнодорожный транспорт контролируется ОАО РЖД, которое на 100% принадлежит правительству Российской Федерации, нефтепроводы контролируются корпорацией Транснефть, магистральные газопроводы контролируются Газпромом, что и определяет столь высокий уровень показателя.

Судостроение, производство космонавтики и авиастроения (57%) уступает транспорту по уровню национализации. Это связано с доминированием в этой отрасли ведущих компаний аэрокосмического комплекса, которые контролируются государством, а также с сильной позицией государства в крупнейших судостроительных активах.

В частности, сильно вмешательство государства в такие корпорации, как Уфимское моторостроительное производственное объединение, РСК МиГ, Улан-Удэнский авиационный завод, Казанский вертолетный завод, Объединенная судостроительная корпорация, НПО Сатурн.

Похожая ситуация сложилась и в сфере добычи природного газа. Государство, которому принадлежит более половины РАО Газпром, контролирует 48% газовой отрасли. При этом ОАО Газпром не только добывает около 80% российского газа, но и является монополистом в области его экспорта.

Относительно высокая доля государства в электроэнергетике (35%) обеспечивается сильными позициями государства в энергетических гигантах Московского региона (Мосэнерго, МОЭСК), а также в федеральных структурах (РусГидро, ФСК ЕЭС, МРСК). Холдинг, ИНТЕР РАО ЕЭС). Холдинг МРСК и ИНТЕР РАО ЕЭС, в свою очередь, владеют контрольными или крупными пакетами акций большинства региональных МРСК, ОГК и ТГК.

Четвертое место по государственному участию занимает производство электронных компонентов, оборудования для радио и телевидения (27%). Такая ситуация связана с сильными позициями ряда предприятий ОПК, работающих в этой сфере, среди которых особо выделяются: Ижевский электромеханический завод Купол, Завод радиоаппаратуры, Тамбовский завод Октябрь, Омское производственное объединение Иртыш.

В нефтедобыче уровень государственной собственности снизился до 23%. Основная часть отрасли находится в частной собственности, а государственный контроль осуществляется через активы Роснефти и Газпромнефти. Эти корпорации представляют государство в нефтепереработке, где его позиции уже ослабевают до 8%. Между тем, если оценивать роль нефтеперерабатывающих активов Ростнефти и Газпромнефти по их доле в добыче, а не по финансовым показателям, то доля этих корпораций вырастет до 19%.

В то же время позиции правительства РФ в таких основных для российской экономики отраслях, как металлургия и добыча металлических руд, достаточно слабые. Только в цветной металлургии уровень национализации достигает 3% за счет приобретения контроля Ростехнологий над ВСМПО-АВИСМА, тогда как в черной металлургии и добыче металлических руд частный сектор работает полностью.

Доля государства в организации перевозок и транспортной обработки грузов достаточно высока (19%). Основное влияние на формирование данного показателя оказывают Газпром ПХГ, который занимается системой подземных хранилищ газа, а также Новороссийский морской торговый порт, Росморпорт и международный аэропорт Шереметьево.

Доля государственного участия в телекоммуникациях составляет 14% и основана на позициях объединенного Ростелекома, который 1 апреля 2011 года завершил слияние 8 региональных компаний Связьинвеста, а также ряда ФГУПов. Между тем, около половины доходов сектора долгое время находились под контролем трех крупных мобильных операторов (МТС, ВымпелКом и Мегафон).

В строительстве (9%) национализация в основном связана с функционированием строительных структур РЖД, Газпрома и ФСК ЕЭС. Правительству РФ удается сохранить аналогичную долю (9%) в производстве алкогольной продукции через республиканские Башспирт и Татспиртпром.

В других отраслях степень национализации незначительна, особенно в легкой и пищевой промышленности, что вполне закономерное явление. Государственное вмешательство в угледобывающую промышленность практически отсутствует, что, возможно, компенсируется его стабильными позициями в энергетическом секторе, который потребляет более 50% угля, добываемого в России.

В каких бы сферах экономики ни развивалась государственная собственность, основным ее недостатком остаются бюрократические тенденции. Это явление особенно опасно в условиях нестабильности экономических отношений, когда преобладание таких тенденций превращает государственную собственность по форме в собственность с корпоративным содержанием в ущерб развитию других, не менее важных для экономики форм. В целях развития государственной формы как социальной формы все большее значение приобретают качественные изменения в содержании отношений собственности.

Например, вопрос о социально-экономическом влиянии государства, являющегося собственником, принципиально важен для сохранения государственной собственности в условиях отечественной экономики.

Сегодня, учитывая произошедшие изменения в структуре государственной собственности и последствия уже проведенных акций, особое внимание следует уделить развитию государственного сектора. Государственная собственность должна сохранить свою значительную роль в будущем, помня о проблемах национальной безопасности и спеша избавиться от прибыльных компаний.

Для устойчивого экономического развития нам нужен сильный государственно-корпоративный сектор. Для этого необходима общероссийская программа объединения технологически связанных предприятий, без кооперации производство которых неконкурентоспособно.

В результате можно сказать, что необходимо ликвидировать не столько государственную собственность, сколько ее монополию. Государственная собственность должна сохранять значительную роль в будущем. При этом не следует забывать о проблемах национальной безопасности и спешить избавляться от прибыльных объектов. При этом важно обеспечить развитие различных форм частной собственности и собственности работников, используя такие варианты разгосударствления экономики, как аренда с правом выкупа.

Заключение

В состав государственной собственности входит все имущество, которое принадлежит государству и его субъектам на праве собственности.

При оценке роли государственной собственности главным вопросом является эффективность ее функционирования. Экономисты расходятся по этому поводу. Одни считают, что в развитых странах частное производство вдвое экономичнее государственного, другие, наоборот, считают государственное производство более эффективным.

Государственные предприятия в некоторых развитых странах используются как источники средств для пополнения бюджета страны. На ряд товаров государство устанавливает завышенные цены, в результате чего в бюджет выводится дополнительная прибыль.

Современный этап развития мировой экономики характеризуется глубокими коренными преобразованиями во всех сферах общественной жизни и, прежде всего, кардинальными изменениями экономических основ жизни общества, определяющими формирование новых, общественных систем общества. смешанный тип.

Основную роль в этих преобразованиях играет преобразование отношений собственности, в частности государственной собственности. Ранее доля государственной собственности в общей структуре значительно увеличивалась в промышленно развитых странах. В результате государство превратилось в крупного собственника и усилило роль регулятора в экономической жизни общества. Это отрицательно сказалось на социально-экономическом развитии, особенно в контексте глобального кризиса, когда развитым странам необходимо было реструктурировать свою экономику.

В последние годы практически во всех развитых странах доля государственной собственности снижается. Этот процесс был вызван необходимостью сокращения бюджетных расходов на административные цели, повышения стимулов и эффективности конкурентоспособности отраслей, находящихся под прямым контролем правительства, а также снижения затрат на государственное управление на основе устранения устаревших административные структуры.

Деятельность госимущества осуществляется только за счет бюджетных средств, что, в свою очередь, имеет негативное проявление. Они ограничены в заимствованиях на рынке частного капитала, а объем капитальных вложений зависит от состояния государственных финансов, которых иногда не хватает. С другой стороны, широкое использование средств государственного бюджета порождает зависимость между предприятиями и лишает их стимулов к эффективной деятельности.

В России степень участия государства в разных секторах экономики неодинакова. Наиболее сильные позиции государства занимают транспорт, судостроение, производство космических аппаратов, газодобыча, электроэнергетика, телевидение и добыча нефти.

Для устойчивого экономического развития нам нужен сильный государственно-корпоративный сектор. Для этого необходима общероссийская программа объединения технологически связанных предприятий, без кооперации производство которых неконкурентоспособно.

Необходимо ликвидировать не столько государственную собственность, сколько ее монополию. Государственная собственность должна сохранять значительную роль в будущем. При этом не следует забывать о проблемах национальной безопасности и спешить избавляться от прибыльных объектов. При этом важно обеспечить развитие различных форм частной собственности и собственности работников, используя такие варианты разгосударствления экономики, как аренда с правом выкупа.

Список литературы

государственная собственность и ее место в системе экономических отношений. государственная собственность и ее место в системе экономических отношений фото. картинка государственная собственность и ее место в системе экономических отношений. смотреть фото государственная собственность и ее место в системе экономических отношений. смотреть картинку государственная собственность и ее место в системе экономических отношений.

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *