говоря о путях и формах общественного развития можно утверждать что в

Тест «Общество как сложная система»

2 варианта в тестовой форме.

А1. Какой из примеров иллюстрирует взаимодействие общества и природы?

1) создание славянской азбуки
2) подсечно-огневое земледелие восточных славян
3) сбор дани с подвластных племен
4) написание свода законов «Русская правда»

А2. Для традиционного общества характерно:

1) длительное существование общины
2) широкое участие народа в общественной жизни
3) занятие основной массы населения в сфере услуг
4) признание в качестве главной ценности права и свободы личности

А3. Верны ли следующие суждения?

А) «Исторически общество первично, а государство вторично»
Б) «Государство порождает общество»

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А4. Процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленными предыдущими поколениями, называется:

1) наукой
2) искусством
3) образованием
4) творчеством

А5. И человеку, и животному свойственна потребность в:

1) самовыражении
2) сохранении потомства
3) общественном признании
4) трудовой деятельности

А6. Отличительным признаком понятия «личность» является наличие у человека:

1) эмоционально-чувственных реакций на воздействие среды
2) ответственности за свои действия и их последствия
3) обусловленности поведения генетическими особенностями
4) инстинктов самосохранения и заботы о потомстве

А7. Закончите утверждение: «Человек – существо, воплощающее высшую ступень развития жизни», скорее всего, основывается на способности человека:

1) вместе с другими людьми организовываться в сплоченные группы для отстаивания своих интересов
2) давать отпор любым агрессивным выпадам против него
3) приспосабливаться к условиям окружающей среды, не всегда для него благоприятной
4) к созидательной творческой деятельности на основе развитого, совершенствующегося сознания (мышления, воображения, интуиции и т.д.

А8. Для регулирования воды в реках бобры строят плотины. При этом деревья для строительства они подгрызают выше по течению и ведут сплав бревен к месту стройки. Что отличает эти действия животных от работ по строительству плотин, которые ведет человек? Побудителями действий животных выступают:

1) мотивы
2) инстинкты
3) навыки
4) способности

А9. К какой сфере общественной жизни относятся художественное творчество, научные исследования?

1) экономической
2) социальной
3) политической
4) духовной

А10. Переход к постиндустриальному обществу характеризуется:

1) формированием рыночной экономики
2) ограничением социальной мобильности
3) расширением возможностей массовой коммуникации
4) организацией массового промышленного производства

А11. Природа, в отличие от общества:

1) испытывает влияние человеческой деятельности
2) является средой обитания человека
3) изменяется в направлении от низшего к высшему
4) способна развиваться независимо от человека

А12. Какой из примеров иллюстрирует воздействие общества на природу?

1) обнаружение ранее неизвестной древней летописи
2) дебаты кандидатов в президенты страны
3) захоронение радиоактивных отходов
4) реформа календаря

А13. Верны ли следующие суждения о путях и формах общественного развития?

А) Ценности личной свободы, индивидуальной ответственности, инициативы являются характерной чертой духовной жизни традиционного общества.
Б) В постиндустриальном обществе коллективистские ценности преобладают над ценностями свободы личности.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А14. Как деятельность человека, так и деятельность животного характеризуется:

1) выдвижением целей
2) осознанным выбором средств
3) удовлетворением потребностей
4) механизмами самоконтроля

А15. Верны ли следующие суждения о человеке?

А) Человек остается частью природного мира.
Б) Человек развивается в процессе социальной и культурной эволюции.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А16. Процесс удовлетворения биологических потребностей общества непосредственно относится к сфере общественной жизни:

1) экономической
2) социальной
3) политической
4) духовной

А17. Понятия «элемент», «структура», «взаимосвязь» характеризует общество как

1) часть материального мира
2) социальную среду обитания человека
3) целостную систему
4) совокупность общностей

А18. Верны ли суждения? Свобода человека

А) является синонимом вседозволенности.
Б) проявляется как осознанный выбор между добром и злом.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А19. С социальной сущностью человека связана потребность в

1) трудовой деятельности
2) нормальном теплообмене
3) продолжении рода
4) сне и отдыхе

А20. Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А) Свобода человека выражается исключительно в собственных решениях относительно дальнейших действий.
Б) Свобода человека возможна только в результате преодоления правил, навязанных обществом.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

1) 2
2) 1
3) 1
4) 3
5) 2
6) 2
7) 4
8) 2
9) 4
10) 3
11) 4
12) 3
13) 4
14) 3
15) 3
16) 2
17) 3
18) 2
19) 1
20) 1

Источник

Общественный прогресс

говоря о путях и формах общественного развития можно утверждать что в. говоря о путях и формах общественного развития можно утверждать что в фото. картинка говоря о путях и формах общественного развития можно утверждать что в. смотреть фото говоря о путях и формах общественного развития можно утверждать что в. смотреть картинку говоря о путях и формах общественного развития можно утверждать что в.

Понятие общественного прогресса

Прогресс — это тип развития, при котором происходит переход от низшего к высшему, от простого к более сложному. Задача прогресса — улучшать.

Критерии прогресса:

Развитие человеческого разума.

Совершенствование нравственности людей.

Возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку.

Прогресс науки и техники.

Развитие производительных сил общества.

Прогресс может развиваться в двух формах:

Реформа — усовершенствование в общественной жизни, которое происходит через постепенные преобразования, при этом не затрагивает фундаментальные устои общества (традиции, обычаи, церковь, семью).

Революция — качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, которое затрагивает основы существующего социального строя.

В современном обществе преобладают две формы общественных изменений:

Инновация — однократное улучшение, которое обеспечивает повышение возможностей адаптации социального организма в конкретных условиях.

Модернизация — это процесс полной или частичной реконструкции общественной системы с целью ускорения ее развития.

Противоположность общественного прогресса — это регресс.

Регресс — это такой тип развития, для которого характерно движение назад, переход от высшего к низшему, понижение уровня организации, возвращение к отсталому.

Стагнация— задержка общественного развития.

Прогресс — это не только положительное явление. Особенности прогресса:

Противоречивость общественного прогресса

Позитивные и негативные последствия прогресса

Примеры

Прогресс в одних областях может привести к застою в других.

Период сталинизма в СССР. В 30-е годы резко повысились темпы развития промышленности. В то же время социальная сфера развивалась слабо и легкая промышленность работала по остаточному принципу. Результатом стало ухудшение качества жизни людей.

Плоды научного прогресса можно использовать как во благо, так и во вред людям.

Развитие информационных систем. Интернет — величайшее достижение человечества, которое открыло людям широкие возможности. Когда интернет стал доступен массам, появились новые болезни: игровая и компьютерная зависимость.

Достижения прогресса сегодня могут привести к отрицательным последствиям в будущем.

Освоение целинных земель в правление Никиты Хрущева.

Сначала люди получили действительно богатый урожай, но через некоторое время возникла эрозия почв.

Прогресс в одной стране не всегда благоприятен для прогресса в другой.

Государство Золотая Орда — огромная империя в начале XIII века с многочисленным войском, передовой военной техникой.

Прогрессивные явления в этом государстве стали бедствием для многих стран, в том числе и для Руси, которая более двухсот лет находилась под игом Орды.

Перейдем к свойствам и критериям общественного прогресса.

Критерии общественного прогресса

Критерий — это средство проверки истинности и достоверности знаний.

Общественный прогресс — это движение, которое предполагает развитие разных сфер жизни. В рамках школьной программы по обществознанию выделяют четыре критерия общественного прогресса. Рассмотрим их характеристики в таблице.

Социальный

Отражение уровня развития общества.

Индикаторы: политические свободы, качество жизни граждан, уровень богатства и бедности.

Средний класс — один из важнейших показателей: чем больше его процент, тем более развито общество.

Экономический

Оказывает влияние на все другие сферы.

Индикаторы: ВВП (его рост или падение на душу населения), развитие кредитной сферы.

Особенность экономики — ее основа, то есть на чем базируется доход. В XXI веке в наибольшей опасности находятся страны, чья экономика основана на энергоресурсах.

Научно-технический

Развитие науки и техники, появление новых продуктов и инструментов.

Культурный (духовный)

Роль морали в обществе и уровень нравственного развития большинства индивидов в социуме.

Есть противоречие в том, что то или иное изменение может считаться как прогрессом, так и регрессом в зависимости от культуры.

Чем более совершенно общество, тем более гуманистических взглядов оно придерживается.

Источник

ГДЗ по обществознанию 10 класс учебник Боголюбов параграф 3

1. Чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития?

Потому что Земля огромна, и у каждого населяющего её народа существует своя культура, обычаи и традиции, которые передаются от поколения к поколению. Общество формируется с учётом всех национальных особенностей и различных внешних факторов (климата, географического расположения, наличия полезных ископаемых и пр.), вторжения извне чреваты конфликтами и войнами.

2. Что такое процесс глобализации?

Глобализация- процесс всевозрастающего воздействия различных факторов международного значения( эконом., полит., культ., религ. связей) на соц. действительность

3. Каковы проявления глобализации в экономической сфере? Что ей способствует?

Проявления экономической глобализации наблюдались на протяжении последних тысячелетий, с момента возникновения международной торговли. Однако в последние 20-30 лет наблюдается стремительное увеличение темпов этого явления. Этот всплеск в большой степени инспирирован процессом интеграции экономик развитых стран с экономиками развивающихся стран. Способствуют этим явлениям процессы прямых иностранных инвестиций, снижение торговых барьеров и модернизация экономик развивающихся стран.

4. В чём выражается противоречивость процесса глобализации?

Невозможность государства регулировать экономику на национальном уровне в отрыве от мировых хозяйственных процессов

5. Каковы основные глобальные проблемы современности? Чем вызвано их появление?

Основные глобальные проблемы:

1. Возникающие в результате взаимодействия природы и общества:

а) экологическая, климатическая (изменение условий окружающей среды в нелучшую сторону)

б) сырьевая, продовольственная, энергетическая (нехватка ресурсов)

2. Возникающие в результате взаимодействия человека и общества:

а) противоречивость научно-технического прогресса

б) демографическая (перенаселение)

в) исчезновение культурного многообразия

г) опасные болезни, эпидемии

б) межэтнические конфликты

г) Север-Юг (экономическая и социокультурная отсталость южных стран по сравнению со странами севера)

д) освоение мирового океана, космоса

Основные причины возникновения глобальных проблем:

1. общность и взаимосвязанность людей всего мира (из-за чего проблемы одного государства могут стать всеобщими)

2. несоответствия степени активно-преобразовательной деятельности человека уровню его сознания и общественной организации (нерациональное природопользование, неразумное использование достижений научно-технического прогресса, нецелесообразное отношение к войне как к способу контроля мира и т. д.)

6. Какие точки зрения по вопросу о прогрессе высказывались философами в прошлом и в наше время?

7. В чём заключается противоречивый характер прогресса?

8. Какие критерии прогресса предлагались мыслителями различных эпох? В чём их плюсы и минусы?

Традиционные критерии прогресса были следующими:

— развитие человеческого разума

— развитие (совершенствование) нравственности

— прогрессивное состояние науки и техники

— увеличение свободы в обществе

— совершенствование мышления людей

— развитие материально-производственных отношений

— совершенствования техники и внедрение ее в жизнь общества

— человек превозмог собственные способности

— создание опасного для человека оружия

— наносится урон природе

— стресс в большом городе, возникают много болезней

— человек становится глупее

9. Почему гуманистический критерий прогресса можно считать комплексным, преодолевшим односторонний подход других критериев?

Развитие общества, осознание ценности духовной и физиологической сущностей человека, его благополучного существования в современном мире позволяют считать гуманистический критерий прогресса комплексным, преодолевшим односторонний подход других критериев.

1. Учёные отмечают, что в высокоразвитых странах на первый план выходят биотехнологии, нанотехнологии, робототехника, новое природопользование, масштабные системы виртуальной реальности. Подумайте, как изменится общество с учётом этих позиций.

Общество может меняться как в лучшую, так и в худшую сторону. Например, будет улучшаться медицина, появятся лекарства от неизлечимых на данный момент болезней, изобретут много новых технологии для улучшения качества жизни, с помощью виртуальной реальности человек сможет испытать новые ощущения, будут находить новое применение деревьям и природе в целом. Но есть и минусы, например, могут произойти серьезные растраты природных ресурсов, что может плохо повлиять на экологию, люди могут быть еще более зависимы от виртуальной реальности, и проводить там практически всю свою жизнь, и тд и тп, там придумаешь.

2. Американский философ Э. Валлерстайн разработал теорию мировой системы. Эта система, которая начала формироваться ещё в XVI в., включает ядро (индустриальные страны Запада), полупериферию (к ним Валлерстайн отнёс государства на юге Европы, такие, как Испания), периферию (страны Восточной Европы) и внешнюю арену (государства Азии и Африки, вовлечённые в мировое хозяйство лишь как сырьевые придатки). При этом философ утверждал, что страны, входящие в ядро, так организуют мировую экономическую систему, чтобы она прежде всего отвечала их интересам.

Обдумайте положения этой теории. Что вам представляется верным, а с чем трудно согласиться? Если следовать логике автора, какие страны сегодня образуют ядро системы, составляют полупериферию и периферию? Сохранилась ли внешняя арена?

Эта теория во многом похожа на теорию Маккиндера про «хартленд», которой считалась Евразия, и внутреннего полумесяца, которым являлась Западная Европа. Индустриальные страны действительно задавали темп и представляли собой главный поезд мировой экономической системы. Он прав в том, что наиболее благополучные экономики – в данном случае, индустриальные страны ядра, строют экономику так, что она отвечает исключительно их интересам. Это касается не только экономики, но и политики. Трудно согласиться с внешней ареной. Многие азиатские государства теперь не сырьевые придатки, а во многом обгоняют когда-то ведущие индустриальные страны Запада, то есть эта теория не универсальна и не подходит для сегодняшнего дня. То есть его мир-системная теория не соглашается со стадиями развития истории.

Сегодня ядром системы могли бы быть США и Китай, и другие самые крупные экономики мира, потому что они задают общий темп развития мировой экономики, полупериферией могла бы стать Юго-Восточная Азия (Малайзия, Индия и так далее), арабские страны (Амман, ОАЭ, Саудовская Аравия и так далее), ЕС (за исключением крупнейших экономик), Россия и остальная Восточная Европа поскольку эти страны хоть и зависят от происходящего в мировой экономике, но все-таки могут на происходящее влиять. Да, в периферии остаются большинство африканских государств, СНГ, Центральная и Средняя Азия.

Внешняя арена частично сохранилась за счет Африки. Азию нельзя назвать внешней ареной, которая никак не создает тенденций и направлений для мировой экономики, наоборот.

Да, можно. Реформы Александра 2 были либеральными и были направлены на развитие российского общества. Реформа 1861 года избавила крестьян от многовековой крепостной зависимости, судебная реформа 1864 ввела суд присяжных, гласность, открытость и состязательность судебного процесса. Также в 1864 году была проведена земская реформа, упростившая систему управления на местах-были введены земские управы и собрания. Также были проведены городская и военная реформы. В 80-е годы Александр 3 провёл ряд контрреформ-его политика была, напротив, направлена на ужесточение условий российского общества в попытке удержать революцию.

4. Отечественный философ М. Мамардашвили писал: «Конечный смысл мироздания или конечный смысл истории является частью человеческого предназначения. А человеческое предназначение, следующее: исполниться в качестве Человека. Стать Человеком». Каким образом эта мысль философа связана с идеей прогресса?

Источник

Общественный прогресс. Многовариантность общественного развития. Глобализация

Урок 2. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию

говоря о путях и формах общественного развития можно утверждать что в. говоря о путях и формах общественного развития можно утверждать что в фото. картинка говоря о путях и формах общественного развития можно утверждать что в. смотреть фото говоря о путях и формах общественного развития можно утверждать что в. смотреть картинку говоря о путях и формах общественного развития можно утверждать что в.

говоря о путях и формах общественного развития можно утверждать что в. говоря о путях и формах общественного развития можно утверждать что в фото. картинка говоря о путях и формах общественного развития можно утверждать что в. смотреть фото говоря о путях и формах общественного развития можно утверждать что в. смотреть картинку говоря о путях и формах общественного развития можно утверждать что в.

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

говоря о путях и формах общественного развития можно утверждать что в. говоря о путях и формах общественного развития можно утверждать что в фото. картинка говоря о путях и формах общественного развития можно утверждать что в. смотреть фото говоря о путях и формах общественного развития можно утверждать что в. смотреть картинку говоря о путях и формах общественного развития можно утверждать что в.

говоря о путях и формах общественного развития можно утверждать что в. говоря о путях и формах общественного развития можно утверждать что в фото. картинка говоря о путях и формах общественного развития можно утверждать что в. смотреть фото говоря о путях и формах общественного развития можно утверждать что в. смотреть картинку говоря о путях и формах общественного развития можно утверждать что в.

говоря о путях и формах общественного развития можно утверждать что в. говоря о путях и формах общественного развития можно утверждать что в фото. картинка говоря о путях и формах общественного развития можно утверждать что в. смотреть фото говоря о путях и формах общественного развития можно утверждать что в. смотреть картинку говоря о путях и формах общественного развития можно утверждать что в.

Конспект урока «Общественный прогресс. Многовариантность общественного развития. Глобализация»

Мы уже с вами знаем, что общество – это динамически развивающаяся система. Говоря о развитии общества, принято употреблять 2 термина – социальные изменения и социальное развитие. Можно ли говорить о том, что эти термины синонимы? Или всё-таки они отличаются друг от друга по своему содержанию? Давайте попробуем в этом разобраться.

Под социальными изменениями принято понимать любые перемены, которые происходят в течение некоторого времени в социальных общностях, институтах, организациях.

В свою очередь социальное развитие – это социальные изменения, направленные либо в сторону совершенствования, либо в сторону деградации.

Как мы с вами видим, данные термины синонимами не являются. То есть социальные изменения – это любые перемены, а когда мы говорим о социальном развитии, то имеем в виду прогресс или регресс в развитии общества или отдельных его сфер.

Общественный прогресс – это развитие от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному.

Прогресс общества – довольно относительное явление. Существуют области общественной жизни, к которым это понятие сложно отнести. Например, возьмём сферу духовной жизни. Давайте посмотрим на две известные картины: это – «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, а это – «Портрет Галы» Сальвадора Дали.

говоря о путях и формах общественного развития можно утверждать что в. говоря о путях и формах общественного развития можно утверждать что в фото. картинка говоря о путях и формах общественного развития можно утверждать что в. смотреть фото говоря о путях и формах общественного развития можно утверждать что в. смотреть картинку говоря о путях и формах общественного развития можно утверждать что в.

А теперь попробуйте ответить на вопрос: какая из работ художников наиболее прогрессивна? Согласитесь, ответить на этот вопрос однозначно достаточно трудно.

Также мы можем с вами говорить о том, что любой прогресс может быть противоречив, так как достижения в одной сфере общественной жизни могут обернуться проблемами в другой. Например, современного человека довольно трудно себе представить без использования различных гаджетов: мобильных телефонов, компьютеров, планшетов и многих других. Которые, с одной стороны, действительно облегчают жизнь их владельцам, а с другой стороны – массовое использование гаджетов приводит к серьёзным проблемам: психологической зависимости, дорожно-транспортным происшествиям, социальной отчуждённости и так далее.

А всё-таки, что же можно считать критериями общественного прогресса?

К ним можно отнести: развитие производительных сил; развитие науки и техники; развитие человеческого разума; совершенствование нравственности людей; возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку.

Общественный регресс – это развитие от высшего к низшему, деградация, утрата способности выполнять те или иные функции.

Когда мы говорим о прогрессе или регрессе, мы также можем встретить такой термин, как стагнация – это застой, временная остановка в развитии.

Кстати, некоторые мыслители говорят, что развитие общества происходит не прогрессивно или регрессивно, а циклично.

говоря о путях и формах общественного развития можно утверждать что в. говоря о путях и формах общественного развития можно утверждать что в фото. картинка говоря о путях и формах общественного развития можно утверждать что в. смотреть фото говоря о путях и формах общественного развития можно утверждать что в. смотреть картинку говоря о путях и формах общественного развития можно утверждать что в.

Это так называемая теория исторического круговорота, согласно которой общество в целом либо его отдельные сферы (политика, культура и другие) движутся в своём развитии по замкнутому кругу с постоянным возвращением к исходному состоянию и последующими новыми циклами возрождения и упадка.

Существует два основных пути развития общества: эволюция и революция.

Эволюция – это частичные, постепенные изменения, которые способствуют появлению в различных сферах общества новых качеств и свойств. Могут происходить стихийно и организованно.

Революция – это коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, которые ведут к изменению основы существующего социального строя.

Например, в ходе Октябрьской революции в России произошло изменение социальной структуры общества, системы управления страной, формы правления, политической власти и так далее.

Ни одно общество не развивается только по одному отдельно взятому сценарию, ведь любое общество — это довольно сложная система, поэтому принято говорить о многовариантности развития общества.

Классификация типов обществ

говоря о путях и формах общественного развития можно утверждать что в. говоря о путях и формах общественного развития можно утверждать что в фото. картинка говоря о путях и формах общественного развития можно утверждать что в. смотреть фото говоря о путях и формах общественного развития можно утверждать что в. смотреть картинку говоря о путях и формах общественного развития можно утверждать что в.

Существует достаточно много типов обществ, классификацию которых можно произвести по определённым критериям:

· по способу передачи информации принято выделять: дописьменные, письменные общества и общество экранной культуры (это мы с вами, получающие информацию из телевизора, интернета, фильмов и т. д);

· по степени дифференциации общества принято выделять: простые общества (то есть социально однородные) и сложные общества (где присевают разделения на различные социальные группы, например богатых и бедных);

· по степени открытости принято выделять: закрытые и открытые общества. В этом случае возможно и использование термина социальная мобильность – это возможность перехода из одной социальной группы в другую. Примером закрытого общества может быть кастовое общество Индии, где переход из касты в касту невозможен. Пример открытого общества – это наше современное общество, где люди с лёгкостью пользуются социальной мобильностью;

· по уровню формации принято выделять: первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и коммунистическое общество;

· по уровню развития: развитые, развивающиеся, отсталые общества;

· по уровню технического и технологического развития общества принято выделять: традиционные, индустриальные, постиндустриальные (информационные) общества.

Принято выделять два подхода к изучению развития общества: линейный и нелинейный (локально-цивилизационный).

Линейный подход к изучению развития общества

говоря о путях и формах общественного развития можно утверждать что в. говоря о путях и формах общественного развития можно утверждать что в фото. картинка говоря о путях и формах общественного развития можно утверждать что в. смотреть фото говоря о путях и формах общественного развития можно утверждать что в. смотреть картинку говоря о путях и формах общественного развития можно утверждать что в.

Линейный подход рассматривает развитие общества как процесс перехода от одной стадии развития к другой, от низших ступеней к высшим.

В рамках линейного подхода можно выделить: технологический, стадиальный и формационный подходы.

Суть технологического подхода заключается в том, что все общества проходят по ступенькам этой лестницы развития: одни быстрее, другие медленнее. Кто-то уже вступил в информационную эпоху, а кто-то до сих пор живёт в рамках традиционного общества, но в общем и целом процесс развития так или иначе будет у всех одинаков.

Стадиальный подход предлагает учитывать не только уровень развития техники, но и благосостояние общества, то есть насколько удовлетворены потребности основной массы членов общества. В рамках стадиального подхода выделяют 5 этапов развития общества:

· «Традиционное общество», которое характеризуется замедленностью развития, преобладанием аграрного сектора, низким уровнем производительности труда и потребления, за исключением небольшой части элиты.

· «Переходное общество». Этот этап связан с переходом к рыночному хозяйству, массовому товарному производству и капиталистическому обществу.

· «Период сдвига» – это период промышленных революций и начала индустриализации.

· «Период зрелости» – это время окончания индустриализации и появления высокоразвитых стран.

· «Эра высокого уровня массового потребления», в которую входят наиболее передовые современные страны.

Формационный подход. Формация – это исторический тип социально-экономического развития общества на основе определённого способа производства материальных благ.

Автор этого подхода, немецкий философ Карл Маркс, говорил о том, что в развитии общества можно выделить базис и надстройку.

Базис – это то, на чём основано общество. Экономическая сфера или способ производства.
Согласно Марксу, способ производства включает в себя производительные силы (техника, технологии, квалификация работников) и производственные отношения (в первую очередь отношения собственности, то есть кому принадлежат средства производства).

На основании этого Маркс выделял пять видов формаций:

· первобытнообщинная (первичная) формация. Основана на общественной (общинной) собственности на средства производства, характерно социальное равенство, уравнительное распределение;

· рабовладельческая формация. Основана на частной или частно-государственной собственности, основные производители – это рабы, то есть присутствует внеэкономическое принуждение к труду;

· феодальная формация. Также основана на частной или частно-государственной собственности, производители находятся в личной зависимости от землевладельцев, присутствует внеэкономическое принуждение к труду;

· капиталистическая формация. Основана на частной собственности, рыночных отношениях и наёмном труде;

· коммунистическая формация. Основана на общественной собственности на средства производства, присутствует высокий уровень развития производительных сил и принцип распределения: «От каждого по способностям, каждому по потребностям».

Надстройка – это все остальные отношения: политические, социальные, духовные и так далее.

Маркс считал, что политическая власть, отношения между социальными группами зависят от того, какой способ производства в обществе существует. Сменится способ производства – изменится и надстройка. Например, произошёл переход от феодального к капиталистическому способу производства – абсолютная монархия изжила себя, появляются демократические институты и представительная демократия, происходит разделение властей, развивается гражданское общество и так далее.

Смена общественно-экономических формаций происходит вследствие несоответствия производственных отношений уровню развития производительных сил, то есть, когда производственные отношения начинают тормозить, происходит смена формаций. Например, крепостное право тормозило развитие сельского хозяйства, что в итоге привело к смене формации.

Нелинейный (локально-цивилизационный) предполагает, что каждая цивилизация уникальна и неповторима, развивается по собственному, только ей присущему пути. Все цивилизации объединяет только то, что они проходят через одинаковые этапы: зарождение, развитие, расцвет и угасание.

Цивилизация – это устойчивая культурно-историческая общность людей, объединённых духовными традициями, сходным образом жизни, географическими и историческими рамками.

В основе различия цивилизаций, по мнению сторонников данного подхода, лежат не технологии, а своеобразие духовной культуры, в первую очередь, религии.

Любое современное общество непосредственно связано с таким понятием, как глобализация — это процесс интеграции (сотрудничества, взаимодействия) всех стран и народов в разных областях деятельности; возрастание взаимовлияния и взаимозависимости стран и народов.

Принято выделять следующие причины глобализации:

· переход от индустриального общества к информационному;

· развитие высоких технологий;

· развитие мировой экономики;

· появление новых коммуникационных технологий.

Говоря простым языком, мир становится всё более открытым для любого рода отношений: политических, экономических, социальных, культурных. Мир всё более осознаёт своё единство.

Какие самые яркие проявления глобализации мы можем назвать?

· деятельность транснациональных корпораций — компаний, владеющих производством в нескольких странах;

· единые финансовые рынки. Например, международные фондовые биржи, на которых можно вложить свои деньги в ценные бумаги производств из разных стран мира;

· экономическая интеграция в рамках отдельных регионов;

· деятельность международных экономических и финансовых организаций;

· открытость мира в сфере культуры, информации, личных контактов.

У глобализации есть как положительные, так и отрицательные стороны.

говоря о путях и формах общественного развития можно утверждать что в. говоря о путях и формах общественного развития можно утверждать что в фото. картинка говоря о путях и формах общественного развития можно утверждать что в. смотреть фото говоря о путях и формах общественного развития можно утверждать что в. смотреть картинку говоря о путях и формах общественного развития можно утверждать что в.

К положительным сторонам можно отнести:

· свободное перемещение товаров и капиталов (возможность продавать и производить там, где это наиболее выгодно);

· снижение издержек производства, увеличение прибыли;

· возможность воспользоваться плодами НТР в странах, где нет возможности вести собственные научные исследования;

· сближение интересов разных государств, стремление к взаимному учёту интересов в международных отношениях;

· развитие социокультурного единства – способствует пониманию и отказу от ксенофобии.

К отрицательным сторонам принято относить:

· нарастание разрыва в уровне развития и благосостояния населения развитых и развивающихся стран (так называемая проблема Севера и Юга);

· стремление высокоразвитых стран к лидерству приводит к взрыву национализма в развивающихся странах;

· препятствия для развития отечественного производства;

· утрата специфики национальных культур;

· насаждение единого стандарта потребления.

Одним из проявлений глобализации является нарастание глобальных проблем. Специфика данных проблем заключается в том, что они универсальны – общие для всего человечества; от их решения зависят судьбы человечества; могут быть решены только совместными усилиями.

Можно выделить следующие группы проблем.

Между общностями людей (интерсоциальные): проблема предотвращения войны; проблема «Север — Юг»; социальные противоречия внутри отдельных стран.

Между обществом и природой: загрязнение окружающей среды; энергетическая, сырьевая, продовольственная; освоение Мирового океана, космоса.

Между человеком и обществом: демографическая; образовательная; проблема преодоления отрицательных последствий НТР; проблема здоровья человека.

От решения данных проблем зависит будущее человечества в целом.

В конце нашего занятия попробуйте ответить на следующие вопросы:

1. В чём заключается многовариантность общественного развития?

2. Что такое общественный прогресс?

3. Что такое глобализация?

4. Какие проблемы человечества можно отнести к глобальным?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *