грамматические ошибки глагола в образовании формы

Разновидности грамматических ошибок

Вопрос о классификации ошибок в речи школьников продолжает оставаться одной из болевых точек преподавания русского языка в школе. Данная проблема является болезненной не только для учителей, методистов, специалистов по культуре речи, она актуальна и для всех людей, пишущих и читающих по-русски.

Грамматические ошибки — это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.

Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.

Разновидности грамматических ошибок

Словообразовательные1Нарушение норм русского литературного словообразования:

Искажение словТрудолюбимый, надсмехаться, надсмешка, подчерк, нагинаться, пинжак, беспощадство, публицизм

разночинская интеллигенция; полность изображения; благородность души; взятничество; упорность; надсмешка; скупидомка; скучание; ихние слова; завсегдатели трактира; жаждает.2“Заменительное” словообразование, проявляющееся в замене какой-либо морфемы.Укидываться (вместо раскидываться), отвесить (от повесить);3Словосочинительство (создание несуществующей производной единицы, которую нельзя рассматривать как окказиональную)мотовщик, рецензист, не оглядаемая.

Неправильное формообразование, нарушение системных свойств формообразовательной системы у разных частей речи4Ошибочное образование формы существительногоМногие чуда техники, не хватает время5образование формы В.п. неодушевленного существительного, как у одушевленногоЯ попросила ветерка (вместо: ветерок);6образование формы В.п. одушевленного существительного, как у неодушевленногоЗапрягли в сани два медведя (вместо: двух медведей);7изменение рода при образовании падежных форм:пирожок с повидлой, февральский лазурь;8склонение несклоняемых существительныхиграть на пианине;9образование форм множественного числа у существительных, имеющих только единственное, и наоборотподнос чаев, небо затянулось облаком.

Ошибочное образование формы прилагательного10Неправильный выбор полной и краткой формШляпка была полная воды, мальчик был очень полон11Неправильное образование форм степеней сравнения:новенькие становятся боевее, она была послабже Пети; более интереснее, красивше12Нарушение норм формообразования глаголаЧеловек метается по комнате;13Нарушение образования деепричастий и причастийЕхавши в автобусе, охотник шел, озирая по сторонам14Ошибочное образование формы числительногоС пятистами рублями15Ошибочное образование формы местоименияИхнего пафоса, ихи дети, не хотелось от ее (книги) оторваться16Ошибочное образование формы глаголаОни ездиют, хочут, пиша о жизни природы17Нарушение согласованияЯ знаком с группой ребят, серьёзно увлекающемися джазом,

Базаров не может побороть чувство любви, охватывающую его;

По обоим сторонам дороги тянулись холмы; браконьерам, нарушающих закон;

Базаров говорит Аркадию, что твой отец — человек отставной.18Нарушение управленияНужно сделать свою природу более красивую, повествует читателей, согласно закона,

он показан человеком сильной воли, богатого умом, крепкого здоровьем;

особое внимание было уделено на составление плана; следует отметить о том, что в доме Ноздрева все имело хаотический вид; ему характерны многие отрицательные черты; уверен в будущее, Соня жалела и переживала за Раскольникова; жажда к славе;19

Ошибки в структуре простого предложения:

нарушение связи между подлежащим и сказуемым,Солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны;20

Нарушение границы предложения

Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке. Когда герой опомнился. Было уже поздно.21Неудачное употребление местоименийПриезжий снял со стула тяжелый сверток и отодвинул его в сторону.

Манилов попросил Павла Ивановича пройти в его кабинет.

Собакевич потребовал у Чичикова написать себе расписку.22Нарушение связи между подлежащим и сказуемымБольшинство возражали против такой оценки его творчества.

Обычно молодежь является носителями передовых идей.

Произошло еще ряд событий.

Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, чёткость (вместо:….нужны смелость, знания, честность);23Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкцияхОн написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и весёлые.24Ошибки в построении предложения, ведущие к искажению его смысла, структурыВ своей пьесе Чехов показал также трудовую часть интеллигенции с ее мечтами о светлой и прекрасной жизни, представителем которой является Трофимов.

Порфирий был любимцем с детства матери.

Она уговорила отдать подводы для раненых, на которых уже были уложены вещи.25Ошибки, связанные с употреблением частиц

Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частиц от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушалась в сочинениях):

В тексте всего раскрываются две проблемы, (ограничительная частица всего” должна стоять перед подлежащим: “…всего две проблемы”.26Ошибки в построении предложения с однородными членамиСтрана любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.27

Разрушение ряда однородных членов

Настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн.28

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотомЧитая текст, возникает такое чувство… На картине “Вратарь” изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени.29Ошибки в построении предложения с причастным оборотомУзкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами; причалившая лодка к берегу.30

Местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего.Кусты, они покрывали берег реки.31

Пропуски необходимых слов.

Владик прибил доску и побежал в волейбол.32

Ошибки в структуре сложного предложения:

смешение сочинительной и подчинительной связи.

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал ещё в детстве. Человеку показалось то, что это сон. Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами.

Источник

Ошибка в образовании формы слова: типичные и грамматические ошибки, морфологические нормы и примеры

грамматические ошибки глагола в образовании формы. грамматические ошибки глагола в образовании формы фото. картинка грамматические ошибки глагола в образовании формы. смотреть фото грамматические ошибки глагола в образовании формы. смотреть картинку грамматические ошибки глагола в образовании формы. Вам будет интересно: Кабак – это что такое? Значение, синонимы и предложения со словом

грамматические ошибки глагола в образовании формы. грамматические ошибки глагола в образовании формы фото. картинка грамматические ошибки глагола в образовании формы. смотреть фото грамматические ошибки глагола в образовании формы. смотреть картинку грамматические ошибки глагола в образовании формы.

Задание на определение неверной формы слова

В задании шестом (задание 6) ЕГЭ по русскому нужно найти ошибку в образовании формы слова, записать его правильно. Это задание не сложное, если его разобрать, а формы слова как следует запомнить. Однако в шестом задании сдающие экзамен довольно часто совершают промахи, которые заметно уменьшают им балл по русскому языку.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

грамматические ошибки глагола в образовании формы. грамматические ошибки глагола в образовании формы фото. картинка грамматические ошибки глагола в образовании формы. смотреть фото грамматические ошибки глагола в образовании формы. смотреть картинку грамматические ошибки глагола в образовании формы. Вам будет интересно: Нужно ли выделять слово «преимущественно» запятыми?

грамматические ошибки глагола в образовании формы. грамматические ошибки глагола в образовании формы фото. картинка грамматические ошибки глагола в образовании формы. смотреть фото грамматические ошибки глагола в образовании формы. смотреть картинку грамматические ошибки глагола в образовании формы.

Формы существительных

Здесь и взрослые, и дети совершают самые разные ошибки. Например, в образовании множественного числа существительных. Директора или директоры? Мандаринов или мандарин? Давайте приведем список форм существительных, в которых чаще всего делают различные ошибки. Рекомендуем их просто запомнить, говорить и писать правильно, ведь важно знать свой родной язык.

Множественное число в именительном падеже

Довольно часто при образовании такой формы люди делают ошибки как в устной, так и в письменной речи.

грамматические ошибки глагола в образовании формы. грамматические ошибки глагола в образовании формы фото. картинка грамматические ошибки глагола в образовании формы. смотреть фото грамматические ошибки глагола в образовании формы. смотреть картинку грамматические ошибки глагола в образовании формы. Вам будет интересно: Что такое поэзия? Определение

грамматические ошибки глагола в образовании формы. грамматические ошибки глагола в образовании формы фото. картинка грамматические ошибки глагола в образовании формы. смотреть фото грамматические ошибки глагола в образовании формы. смотреть картинку грамматические ошибки глагола в образовании формы.

Родительный падеж множественного числа

Сначала разберем нулевое окончание.

Теперь окончание –ов (-ев).

грамматические ошибки глагола в образовании формы. грамматические ошибки глагола в образовании формы фото. картинка грамматические ошибки глагола в образовании формы. смотреть фото грамматические ошибки глагола в образовании формы. смотреть картинку грамматические ошибки глагола в образовании формы.

Степени сравнения прилагательных

Еще одно важная ошибка в образовании формы слова: образование и составление степеней сравнения прилагательных. Давайте разберем правила степеней сравнения прилагательных еще раз.

Примером с ошибкой в образовании формы слова прилагательных и степеней сравнения будет считаться соединение одновременно простой и составной формы. Нельзя сказать: «более лучше» или «более вкуснее». Вместо этого можно сказать: более хороший, лучше или более вкусный, вкуснее.

грамматические ошибки глагола в образовании формы. грамматические ошибки глагола в образовании формы фото. картинка грамматические ошибки глагола в образовании формы. смотреть фото грамматические ошибки глагола в образовании формы. смотреть картинку грамматические ошибки глагола в образовании формы.

Формы числительных

В числительных легко запутаться. Есть группы этой части речи, в которых довольно часто совершают разнообразные грамматические ошибки в образовании форм слова: сложные и составные, а также собирательные числительные, в употреблении которых есть свои определенные правила.

Составные числительные

Падеж10-3050-80200-400500-900
Именительный (что)десятьсемьдесяттриставосемьсот
Родительный (чего)десятисемидесятитрехсотвосьмисот
Дательный (дать чему)десятисемидесятитрехстамвосьмистам
Винительный (вижу что)десятьсемьдесяттриставосемьсот
Творительный (чем)десятьюсемьюдесятьютрехстамивосемьюстами
Предложный (о чем)о десятио семидесятио трехстахо восьмистах

А также склонение некоторых других числительных: их нужно просто запомнить и склонять правильно.

Именительный и винительный падежиполтораполторастасорокстодевяносто
Родительный, дательный, винительный, творительный, предложныйполутораполуторастасорокастадевяноста

Собирательные числительные

Запомните, что нельзя сказать: «пятеро девочек». Только: «пять девочек».

Порядковые числительные

грамматические ошибки глагола в образовании формы. грамматические ошибки глагола в образовании формы фото. картинка грамматические ошибки глагола в образовании формы. смотреть фото грамматические ошибки глагола в образовании формы. смотреть картинку грамматические ошибки глагола в образовании формы.

Обе, оба, обоих

Слова, в которых можно запутаться. Чтобы не сделать глупой ошибки в шестом задании экзамена по русскому языку, советуем вам просто запомнить склонение этих числительных.

ПадежОбаОбе
ИменительныйОба братаОбе сестры
РодительныйОбоих братьевОбеих сестер
ДательныйОбоим братьямОбеим сестрам
ВинительныйОбоих братьевОбеих сестер
ТворительныйОбоими братьямиОбеими сестрами
ПредложныйОб обоих братьяхОб обеих сестрах

грамматические ошибки глагола в образовании формы. грамматические ошибки глагола в образовании формы фото. картинка грамматические ошибки глагола в образовании формы. смотреть фото грамматические ошибки глагола в образовании формы. смотреть картинку грамматические ошибки глагола в образовании формы.

Слова, в употреблении которых часто допускают ошибки

Есть несколько слов в русском языке, которые довольно часто употребляют неверно.

Источник

Основные грамматические ошибки, обусловленные нарушением норм употребления глагольных форм

1. Неправильное образование форм настоящего времени

дремет, сыпет, трепаешь, щипают

колышет, машу, плещется, полощет

дремлет, сыплет, треплешь, щиплют

2. Неправильное образование форм настоящего времени разноспрягаемых глаголов

3. Неправильное образование форм прошедшего времени глаголов с суффиксом -ну-

4. Неправильное образование форм повелительного наклонения

5. Неправильное образование видовых пар

6. Неправильное образование форм 1 лица единственного числа

Основные грамматические ошибки, обусловленные нарушением норм образования и употребления причастий

1. Неправильное образование причастий настоящего времени

2. Образование причастий с суффиксами настоящего времени от глаголов совершенного вида

Студенты, примущие участие в конференции, будут премированы.

Студенты, которые примут участие в конференции, будут премированы.

3. Неправильное образование причастий прошедшего времени

4. Употребление причастий с частицей бы

Студенты, пожелавшие бы сдать экзамен досрочно, должны будут написать заявление.

Студенты, которые пожелают сдать экзамен досрочно, должны будут написать заявление.

Основные грамматические ошибки, обусловленные нарушением норм образования и употребления деепричастий

Подобные глаголы не имеют деепричастных форм

2. Образование при помощи суффикса -вши- деепричастий, не имеющих постфикса -ся

Охарактеризуйте понятие “вид”.

Глаголы каких видов существуют в русском языке?

Как определить вид глагола?

Назовите основные причины, по которым от некоторых глаголов нельзя образовать форму 1-го лица настоящего и будущего простого времени.

Как образуются формы повелительного наклонения глаголов?

Как образуются формы причастий и деепричастий?

Задание 1. Образуйте формы повелительного наклонения от приведённых глаголов. Разграничьте нормативные литературные, разговорные и просторечные варианты. Отметьте глаголы, не имеющие формы повелительного наклонения.

Клеить _____________, слышать _____________, ездить _____________, лечь _____________, лежать _____________, клянчить _____________, лететь _____________, ехать _____________, нянчить _____________, трогать _____________, бежать _____________, хотеть _____________, бегать _____________, летать _____________, жаждать _____________, чтить _____________, гнить _____________, составить _____________, мочь _____________.

Задание 2. Образуйте от приведённых ниже глаголов форму настоящего (будущего) времени 1-го лица единственного числа. Объясните случаи, когда нельзя образовать данную форму.

ОБРАЗЕЦ: читать – читаю, прочитать – прочитаю.

Ездить _____________, угораздить _____________, победить _____________, досадить _____________, чудить _____________, молотить _____________, умилосердить _____________, пригвоздить _____________, сбрендить _____________, нашкодить _____________, убедиться _____________, учредить _____________, прекратить _____________, позолотить _____________, светить _____________, тяготиться _____________, испестрить _____________.

Задание 3. Образуйте, если это возможно, формы 1-го лица единственного числа настоящего (будущего) времени от приведённых ниже глаголов.

Задание 4. Образуйте от приведеёных ниже глаголов причастия.

действительное причастие настоящего времени

действительное причастие прошедшего времени

страдательное причастие настоящего времени

страдательное причастие прошедшего времени

Задание 5. Подберите к глаголам видовую пару и образуйте от приведенных ниже глаголов деепричастия.

Деепричастия несов. в. образуются от основ глаголов несов. в. настоящего времени

Деепричастия сов. в. образуются от основ неопределённой формы глаголов

Задание 6. Поставьте глаголы в форме настоящего времени.

1. По лесу (рыскать) ___________________ волк голодный. 2. Всю ночь в окна (хлестать) __________________ дождь. 3. Природа словно (дремать) ______________. 4. Лёгкий ветерок (колыхать) ______________________ ветви берёз. 5. Малыши энергично (махать) ______________ руками. 6. Рыба (метать) __________________ икру. 7. Наверху целый день (двигать) ___________________ мебель. 8. Портниха (метать) __________________ платье. 9. Игорем (двигать) ______________________ чувство честолюбия.

Задание 7. Из слов, данных в скобках, выберите формы, соответствующие литературной норме.

1. Он часто (ложит, кладёт) вещи на стол. 2. Я (ощущу, смогу ощутить) это, когда сам испытаю нечто подобное. 3. Я (побежу, смогу победить, одержу победу). 4. Я (убежу, убеждю, смогу убедить, сумею убедить) всех в правильности моего решения. 5. Давай встретимся, когда я (выздоровею, выздоровлю) 6. Участники конференции активно (обсудили, обсуждали) доклады, (делились, поделись) с коллегами опытом и (брали, взяли) на себя новые обязательства. 7. Весь день (сыпет, сыплет) снежная крупа. 8. Меня (мучат, мучают) сомнения. 9. (Едь, ехай, езжай, поезжай) в деревню. 10. Котёнок тихонько (мурлыкает, мурлычет). 11. В комнату (проник, проникнул) лунный свет. 12. Двигатель внезапно (заглох, заглохнул). 13. (Зажгёшь, зажжёшь) спичку и сразу всё увидишь. 14. Зачем он (залазит, залезает) в машину, шофёра еще нет. 15. (Ляжь, ляг) и не (вылезай, вылазь) из кровати.

Задание 8. Какие глаголы могут иметь только форму прошедшего времени ед. ч. ср. р. и форму 3-го л. ед. ч. настоящего времени?

Источник

Синтаксические нормы. Ошибки, связанные с нарушением ВИДОВРЕМЕННОЙ СООТНЕСЁННОСТИ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ.

События могут проходить одновременно или последовательно, быть завершёнными или незавершёнными. Категорию времени и вида имеют глаголы и их формы, причастия и деепричастия.

Все формы глагола имеют категорию ВИДА:

-несовершенный, вопросы не имеют приставки С: что делать, что делая;

совершенный, вопросы имеют приставку С: что Сделать, что Сделав.

Формы глагола в изъявительном наклонении имеют категорию ВРЕМЕНИ:

-настоящее (у всех форм);

-будущее (только у глаголов);

-прошедшее (у всех форм).

Если в предложении встречаются несколько глагольных форм, будь-то два сказуемых, или деепричастие и сказуемое, или причастие и сказуемое — они в обязательном порядке должны соотноситься друг с другом по времени и виду. Если это условие нарушается, говорят о нарушении видовременной соотнесённости или рассогласовании времён.

грамматические ошибки глагола в образовании формы. грамматические ошибки глагола в образовании формы фото. картинка грамматические ошибки глагола в образовании формы. смотреть фото грамматические ошибки глагола в образовании формы. смотреть картинку грамматические ошибки глагола в образовании формы.

В предложении два однородных сказуемых, необоснованно имеющих разный ВИД.

Для однородных сказуемых действует правило:

Если оба действия происходят одновременно или время не определено, то вид должен быть одинаковый.

Например : Родители и дети должны научиться уважать и понять интересы друг друга. Что не так: уважать — несовершенный вид, понять — совершенный. Ставим обе части сказуемого в несовершенный вид:

Родители и дети должны научиться уважать и понИМАТЬ интересы друг друга.

В совершенный поставить не удаётся: от глагола «уважать» форма «уважить» имеет другое значение.

К сожалению, жёстких правил и условий здесь нет. Если действия происходят последовательно, то могут быть разные верные варианты: всё зависит от смысла предложения.

Я долго не работал из-за болезни, потом устраивался несколько раз в разные компании, но сейчас неплохо зарабатываю. Показателями действий, происходящих последовательно, являются слова потом, сейчас. Проанализируем виды глаголов: не работал (несов.), устраивался (несов.), зарабатываю (несов.).

Я долго не работал из-за болезни, но потом устроился в небольшую компанию и сейчас неплохо зарабатываю. Показателями действий, происходящих последовательно, являются слова потом, сейчас. Проанализируем виды глаголов: не работал (несов.), устроился (сов.), зарабатываю (несов.).

Я долго не работал из-за болезни, но потом устроился в небольшую компанию, заработал на квартиру. Показателями действий, происходящих последовательно, является слово потом. Проанализируем виды глаголов: не работал (несов.), устроился (сов.), заработал (сов.).

При этом нарушения в виде-времени нет ни в первом, ни втором, ни в третьем примере. А вот в этом примере есть ошибка:

Мама слушала меня внимательно, потом смёется и рассказала похожую историю.

Мама слушала меня внимательно, потом ЗАСМЕЯЛАСЬ и рассказала похожую историю.

Мама СЛУШАЕТ меня внимательно, смеётся и РАССКАЗЫВАЕТ похожую историю.

Мама слушала меня и СМЕЯЛАСЬ, а потом РАССКАЗАЛА похожую историю.

Между сказуемыми сложного предложения нарушена временно-видовая соотнесённость.

Поскольку две части сложного предложения всегда связаны грамматически, то соотношение по времени и виду и времени сказуемых является безусловным требованием.

пример с ошибкой:

Мы приложили так много усилий, а ничего не получается. «приложили» — сов., прошедшее; «не получается» — несов., настоящее.

Мы приложили так много усилий, а ничего не ПОЛУЧИЛОСЬ.

Мы ПРИКЛАДЫВАЕМ так много усилий, а ничего не получается.

Правило: время и вид деепричастие не должны по смыслу противоречить сказуемому.

Приготовив омлет, положите в него яйца. «приготовив» — сов., прошедшее; «положите» — глагол в повелительном наклонении. Ошибка возникла потому, что приготовив в предложении имеет совершенный вид, то есть обозначает законченное добавочное действие. Чтобы рецепт был грамматически правильным, изменим вид деепричастия на несовершенный.

Прочитав книгу, не забывайте делать в ней закладки. «прочитав» — сов., прошедшее; «не забывайте» — глагол в повелительном наклонении

Закладки делаются во время чтения, то есть верно будет:

Читая книгу, не забывайте делать в ней закладки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *