гуление как форма речи это

Гуление как форма речи это

Ожидайте

Перезвоните мне

гуление как форма речи это. гуление как форма речи это фото. картинка гуление как форма речи это. смотреть фото гуление как форма речи это. смотреть картинку гуление как форма речи это.

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

гуление как форма речи это. гуление как форма речи это фото. картинка гуление как форма речи это. смотреть фото гуление как форма речи это. смотреть картинку гуление как форма речи это.

Аннотация: Все родители очень ждут момент, когда их малыш начнет агукать и гулить.

Статья:

Свершилось чудо – у вас родился ребенок. Следовательно, у вас появилось множество забот, переживаний и счастья от его успехов. В данной статье мы изучим с вами вопрос: «Во сколько месяцев малыш начинает агукать?». Конечно долгожданное слово «мама», еще очень далеко, однако первые звуки, которые начинает издавать ваше чадо, можно услышать уже очень скоро. Все родители очень ждут момент, когда их малыш начнет агукать и гулить.

Первые звуки малыша

Первые звуки или когда малыш начинает агукать? Отметим, что примерно пять первых недель от грудничка можно услышать исключительно плач или кряхтение. И только ко второму месяцу своей жизни детки могут начать издавать самые первые звуки. Обычно первыми издаваемыми звуками становятся несложные по произношению гласные: а, у, о, е. В момент произношения этих гласных, родители и слышат долгожданное «агу».

Малыш начинает агукать в 1-2 месяца, в этот период они общаются сами с собой, то есть происходит ознакомление с новыми для себя навыками. Детки очень долго наблюдают за источником звучания, а также пробуют воспроизвести его все чаще и чаще. Далее они стараются применять свои навыки в общении с родными или игрушками. Довольно часто они начинают агукать под мелодию, которая и очень нравится. Со стороны кажется, что малыш подпевает.

Примерно на четвертом месяце, детки начинают пытаться произносить первые согласные звуки. В первое время от них можно услышать: м, п, б. А далее все чаще вы будете слышать отдельные слоги, из которых и начинает постепенно формироваться лепет малыша. К концу первого года, детки уже начинают произносить свои первые слова, которые состоят из одинаковых слогов.

Учимся агукать

Агуканье – довольно значимый процесс в дальнейшем формировании речи. Специально научить малыша гулить, совершенно невозможно. Но некоторые действия со стороны родителей, обязательно помогут ребеночку быстрее начать общаться с миром, который его окружает.

Итак, во сколько месяцев малыш начинает агукать, мы практически разобрались. Поэтому теперь, следует выделить некие моменты, которые способны ускорить данный процесс. Что стоит предпринимать родителям:

При общении с новорожденным нельзя коверкать слова, так как они не будут слышать правильного произношения, что в свою очередь может навредить дальнейшему развитию речи. Старайтесь как можно чаще читать малышу небольшие стишки, народные шутки и т.д. Такие действия будут способствовать активному развитию.

Малышу месяц, а он все еще молчит

Не следует волноваться, если новорожденный не агукает к концу первого месяца, ведь они не механические приспособления, в которых задан темп развития. То есть каждый малыш развивается так, как ему необходимо. Во сколько месяцев малыш начинает агукать – вопрос очень индивидуальный. Один ребеночек уже в три недели начинает стараться произносить «агу», а другой до сих пор молчит, однако приятными звуками он начнет радовать окружающих немного позже. Молчание может быть связанно с тем, что ребеночек и по природе будет молчуном.

Бывают и такие случаи, что малыш начал агукать довольно рано, однако потом резко замолчал. Не стоит накручивать себя и переживать, так как малыш просто начинает период подготовки к следующей порции речевых навыков. Через определенный промежуток времени агуканье вернется, но в сопровождении смеха, пищания и визжания. Бывает и такое, что резкое молчание, может быть вызвано рядом неких факторов, например, из-за перенесенного стресса или плохого самочувствия.

Если ваш ребеночек молчит продолжительное время, стоит обратиться за помощью к педиатру. Начинать переживать стоит начать после восьми месяцев. Возможно, у малыша развились какие-либо проблемы с неврологией или со слуховым аппаратом. Педиатр должен направить малыша к узкому специалисту, например, к неврологу или отоларингологу, чтобы установить причины задержки развития речи и их лечения.

Чем агуканье отличается от гуления

Когда малыши начинают агукать и гулить, родители испытывают массу радостных ощущений. Агуканье – это звучание гласных звуков из уст ребенка, а гуление – речевая форма, которая является более сложной.

В звуках начинают появляться согласные, например: г, к, х в сочетании с гласными. Тогда в ы можете услышать: агу, кы, кхы, гу. Этап гуления способен продлиться до четырех или пяти месяцев. Иногда данные звуки возникают у малыша в спонтанном порядке, например, при изучении игрушки. Однако постепенно малыш начнет использовать гуление и агуканье в ответ на общение или же улыбку родного человека.

В период, когда малыш начинает общаться, родители должны понимать, что это довольно важный этап в своевременном и правильном развитии ребенка. Самым пиком гуления принято считать три месяца. Это именно тот возраст, когда у вас под рукой должны находиться камера и фотоаппарат, чтобы у вас постоянно была возможность снять своеобразные песни малыша. Очень часто новорожденные начинают гулить под некоторые песни, получается так, как будто малыш подпевает.

Развитие речи малыша до полугода

В каком возрасте малыш начинает агукать, мы с вами уже изучили, однако теперь стоит обратить внимание на то, какая должна быть помощь от родителей:

До полугода малыш научится осознанно улыбаться и агукать, данные навыки у ребенка развиваются благодаря занятим с родителями. Уделяйте малышу как можно больше внимания.

Вывод

В данной статье мы рассмотрели с вами вопрос: «Во сколько месяцев малыш начинает агукать?». Мы постарались донести до вас всю важность периода развития до полугода, а также предоставили вам подсказки, которые помогут малышу развиваться на должном уровне. Родителям обязательно нужно запомнить период, когда малыш начал агукать и улыбаться, ведь вы получите массу положительных эмоций.

Источник

Гуление как форма речи это

гуление как форма речи это. гуление как форма речи это фото. картинка гуление как форма речи это. смотреть фото гуление как форма речи это. смотреть картинку гуление как форма речи это.

Аннотация: Каждый малыш – особенный, так же как индивидуальны его окружение и члены семьи.

Статья:

Каждый малыш – особенный, так же как индивидуальны его окружение и члены семьи. Поэтому и развитие речи детей раннего возраста, коммуникативных навыков также будет индивидуальным, не стоит полностью равняться на строгие предписания педиатров, на примеры других детей. Малыш, который растет в любви, чувствует семейное тепло, обязательно порадует и милым лепетом, и сложными философскими вопросами.

О чем кричим?

С криком приходит в наш мир практически каждый ребенок. Именно криком новорожденный оповещает весь мир: «Я появился, я теперь буду рядом с вами!» В первые минуты жизни малыш испытывает яркие ощущения, ведь до этого он находился в уютной материнской утробе, вес его потребности удовлетворял материнский организм. Теперь кроха должен более настойчиво оповещать о том, что ему дискомфортно или хочется есть. И именно крик на первом этапе жизни является самым эффективным способом напомнить о себе. Но не стоит воспринимать плач только как требование, возможно, малыш просто хочет пообщаться, хочет, чтобы кто-то был рядом, поговорил с ним, спел колыбельную.

Чтобы убедиться в этом, стоит всего лишь понаблюдать: иногда младенец закричит и ждет, пока придет кто-то, возьмет его на руки. Если желание не исполняется сразу, следующий крик будет намного громче и настойчивее. В конце концов дети все равно добиваются своего.
Возможно, такой своеобразный способ общения выбран еще неосознанно, на уровне рефлекса, но он на определенное время является единственно возможным.

Спустя несколько недель после появления крохи на свет можно заметить, что его крик имеет разные интонации и тональность. По-разному малыш требует внимания, сообщает о боли или о голоде. Внимательные родители постепенно постигают все нюансы плача ребенка, и им легче догадаться, что он требует. О том, что крик — это не просто громкие и бессмысленные звуки, а первый способ общения, и говорит смена тональности, интонации.

Гуление ребенка

Гуление малыша всегда вызывает у взрослых восторг, приятные эмоции, желание вторить ему с помощью таких же звуков. В составе самых простых слогов обычно присутствует звук «г» и различные гласные. Гулить ребенок начинает в большинстве случаев где-то в полтора-два месяца. Это своеобразный международный язык детей, ведь если записать гуление деток из самых разных стран, можно понять, что делают они это одинаково.

Интересно, что такие разговоры детки могут вести и наедине с собой, когда у них особенно хорошее настроение, сон был сладким, обед вкусным и ничего в данную минуту не беспокоит.
В гулении также присутствуют самые разные интонации, громкость звучания также может быть различной. Количество простых слогов со временем увеличивается.

Возможно, дети начинают чувствовать, что именно «ма-ма», «па-па» привлекают больше всего внимание родителей, заставляют их улыбнуться, наклонить лицо.
Поэтому они и повторяют их чаще. Это предположение, но кто знает, быть может, это на самом деле так?

На таком уровне и родители с удовольствием общаются с детками, стараются вторить ребенку, улыбаются в ответ на произнесенные слоги. Это одни из самых приятных минут общения. Мамы и папы могут уже отметить, что любимое чадо активно «говорит», обращается именно к ним. Часто гуление предназначено только родным людям, перед чуткими малыш может просто молчать. Во время гуления ребенок ждет ответной реакции, ведь недаром он смотрит в глаза маме, протягивает к ней ручки, старается коснуться лица. Очень важно находить время для таких «разговоров», поддерживать общение, отвечать своему маленькому собеседнику. Ведь дети слышат голос, запоминают его, привыкают к определенным словам.

Гуление станет очень важным этапом формирования речи, если родители будут активными, будут поддерживать маленьких учеников. Такая работа совсем не сложная для родителей, все происходит естественно. Говорить с новорожденным можно и в процессе купания, и при пеленании, во время прогулки. И вскоре ребенок при виде знакомого лица и звуке теплого родного голоса начнет проявлять радость. А в такой атмосфере ему легче учиться и более сложным навыкам.

Лепет ребенка

Полугодовалые дети переходят к более сложным способам самовыражения, и начальное гуление сменяется милым лепетом. Это уже четкие слоги, в которых хорошо слышны и согласные, и гласные. Слоги произносятся сначала редко, потом становятся привычными. И сердце окружающих тает, когда они слышат «ба-ба» или «ма-ма-ма».

На стадии лепета малыша уже можно учить тому как говорят различные животные, птички, как гудит машина. О таких звуках можно рассказывать во время прогулки, показывая соответствующие игрушки.

Очень важно поддержать своего малыша и на этой стадии, стать его «собеседником». Активизация этих речевых навыков положительно скажется на дальнейшем развитии ребенка. Важно, чтобы он видел лицо мамы или папы, бабушки, видел артикуляцию, выражение лица. Для деток взрослая речь — это один из способов обучения, поэтому очень важно говорить выразительно, четко, сопровождать свою речь соответствующей мимикой. Обязательно следует обращаться именно к ребенку, а не просто разговаривать между собой в присутствии детей.

Специалисты рекомендуют постоянно заниматься развитием ребенка, его речи, активно реагировать на его лепет, четко разговаривать с ним. Но такие занятия — не самое главное. Важно, чтобы малыш чувствовал любовь, заботу, знал, что он дарит удивительное счастье.

И вот — первые слова!

Ближе к году детки начинают произносить первые осознанные слова. И на этой стадии любовь и внимание родителей особенно важны: именно в такой атмосфере учиться детям намного легче.
В 11-12 месяцев дети прекрасно воспринимают чтение книжек с красивыми картинками и понятными историями. Естественно, показывать картинки можно и раньше, но в этот период чтение будет иметь больший эффект.

Ошибкой родителей является использование неестественных слов, с которыми они стараются опуститься на уровень ребенка. Чем правильнее будет речь родителей, тем грамотнее будет говорить их малыш. Никаких «ляли», «бо-бо» и других «сладеньких» выражений. Но одновременно нужно спокойно относиться к тому, что дети будут использовать придуманные самостоятельно слова — ведь им сложно сразу выговорить правильно.

Необходимо также проводить манипуляции, направленные на тренировку мышц гy6 и щек малыша.
В них нет ничего сложного. Например, можно купить для ребенка симпатичную свистульку, дудочку или губную гармошку, в которую будет дуть «юный музыкант». Полезно выдувать мыльные пузыри или воздушные шары. Такие занятия улучшат артикуляцию и, следовательно, сделают более четкой детскую речь. К тому же малышу будет весело, а что может быть лучше довольного ребенка?

Как и в первые месяцы, в первые годы важными являются в общении жесты, мимика. Нужно активно использовать эти приемы, именно они делают речь экспрессивной, богатой. Многие слова сопровождаются жестами: например, когда малыша учат говорить «пока», обязательно машут прощально рукой.
Так слово быстрее запоминается.

Если ребенок долго молчит

Большинство родителей переживают и с нетерпением ждут, когда же их ребенок произнесет первые слова. Они внимательно прислушиваются к рассказам знакомых или коллег, хвастающихся достижениями своих деток.
Если с первых дней малыш кричит с различными интонациями, если спустя время он гулит, потом переходит на лепет, волноваться не о чем. В свое время кроха порадует первыми словами, а потом и вовсе замучает родителей беспрерывным «почему, когда, где?».

Очень часто родители понимают ребенка без слов, и тогда у него просто нет необходимости что-нибудь произносить, говорить. Что можно посоветовать в этой ситуации? Делаем вид, что мы не понимаем, чего от нас хочет ребенок, пока он не попытается сказать нам об этом.

Источник

Что такое гуление ребенка?

Гуление можно определить как этап развития речи малыша, сменяющий крик и предшествующий лепету. Данный тип коммуникации возникает у ребенка с 2 месяцев, заканчиваясь к 7 месяцу жизни. Гуление выражается в негромком протягивании вслух отдельных звуков, преимущественно гласных.

Разновидности гуления

гуление как форма речи это. гуление как форма речи это фото. картинка гуление как форма речи это. смотреть фото гуление как форма речи это. смотреть картинку гуление как форма речи это.

В педиатрии и логопедии принято выделять два типа гуления:

Межнационального или международного разграничения в гулении нет – дети любого языкового и этнического окружения агукают одинаково. Только на заключительной стадии развития этого вида коммуникации (ближе к полугоду жизни) в произношении могут появиться черты, присущие конкретному народу.

Гуление характерно также и для слабослышащих или глухих детей.

Когда у детей начинается гуление

Часто родители не замечают изменений произношения крохи, пропуская момент, когда у ребенка появляется способность проговаривать отдельные гласные звуки. Тогда их речь может казаться причудливой, необычной, так как звуки имеют растянутую структуру.

гуление как форма речи это. гуление как форма речи это фото. картинка гуление как форма речи это. смотреть фото гуление как форма речи это. смотреть картинку гуление как форма речи это.

Подобные изменения заметны уже на второй или третий месяц жизни. В таком возрасте формируются первые навыки коммуникации, когда ребенок пытается общаться посредством произношения слогов, а также простых звуковых конструкций. Проговаривание цельных слов не характерно.

Период агуканья длится от 2 до 4 месяцев, после чего малыш начинает лепетать, учиться произносить отдельные слоги, даже слова. К третьему или четвертому месяцу жизни малыш может гулить постоянно, даже по несколько часов в день без перерывов. Более подробно можно почитать в нашей статье — когда ребенок начинает гулить и агукать.

Структура агуканья с течением времени изменяется – сначала это могут быть сольные обрывочные звуки, впоследствии становящиеся более плавными, мелодичными и непрерывными.

Помимо гласных, когда ребенок гулит, он может учиться говорить длительные согласные вроде «м», «с», а также буквы «б», «п». Это делает речь более разнообразной.

Как могут помочь родители при гулении

гуление как форма речи это. гуление как форма речи это фото. картинка гуление как форма речи это. смотреть фото гуление как форма речи это. смотреть картинку гуление как форма речи это.

Гуление и лепет можно рассматривать как способы поиска новых путей общения. Родителям стоит это учитывать, поддерживать кроху, разговаривая с ним. Это можно сделать так:

Нужно также следить, чтобы процесс развития речи происходил в спокойной обстановке, когда отсутствуют неприятные или отвлекающие факторы.

Обычно агукать малыш начинает не для того, чтобы сообщить родителю о своих потребностях или желаниях. Гуление воспринимается как игра, поэтому чтобы познание речи было эффективным, нужно создать благоприятные для этого условия – малыш должен быть чистым, здоровым и сытым.

Что можно сделать, если гуления нет

Не нужно беспокоиться, если к 2-х месячному возрасту гулить кроха не начал – при нормальном развитии процесс познания структуры речи является индивидуальным, поэтому у некоторых может происходить очень быстро, а у других – с опозданием. Имеет значение темперамент – одни дети начинают гулить очень рано, а остальные без видимых причин молчат.

Обратиться за консультацией к специалисту нужно, если ребенок совсем не может гулить к 4-х месячному возрасту. В такой ситуации полностью отсутствует произношение отрывочных или плавных гласных звуков. Тогда вероятны какие-либо нарушения развития.

Существует мнение, что гулению можно научить посредством простых задач и упражнений, когда молчание не вызвано сбоями или отклонениями в интеллектуальном и физическом росте. Отсутствие агуканья может быть вызвано недостатком общения. Для начала матери следует чаще разговаривать с крохой, петь ему детские спокойные песни и колыбельные. При пении желательно вытягивать гласные звуки, чтобы их можно было расслышать и запомнить.

гуление как форма речи это. гуление как форма речи это фото. картинка гуление как форма речи это. смотреть фото гуление как форма речи это. смотреть картинку гуление как форма речи это.

Нужно создать правильную обстановку в семье – обеспечить спокойствие и благополучие. Ни при каких обстоятельствах нельзя ссориться вблизи ребенка, так как это может испортить настроение крохе и сказаться на процессе развития его коммуникационных навыков. Познание звуков начинается в процессе игры, а при неблагоприятной обстановке вокруг малыш этого сделать не сможет. Если отношения внутри семьи наладятся, ребенок быстро научится гулить.

Некоторые врачи и родители рекомендуют начать развитие тонкой моторики рук уже в двух- или трехмесячном возрасте. Речевые умения могут зависеть от степени физической развитости, поэтому следует уделить внимание прикосновениям к рукам и ногам малыша. Можно также давать ему подержать небольшие предметы.

Важно не кричать на ребенка за провинности и не заставлять его гулить силой, так как это дает обратный эффект – из-за страха перед родителями навыки речи не развиваются.

Нужно обращать внимание на интонацию общения и корректировать ее, так как дети к третьему месяцу способны различать оттенки настроения и улавливать тон беседы.
Если гуление ребенка началось, оно плавно перейдет в этап лепета, на котором формируются слоги и простые слова.

Как можно развить навыки гуления

Если гуление у малыша не слишком выражено, можно попытаться ускорить становление навыка. Для этого следует:

Нельзя искажать слова и сюсюкать с детьми – неправильное произношение родителей становится причиной некорректного воспроизведения звуков при гулении, а в будущем – слогов и слов.

Что делать, если ребенок перестал гулить

гуление как форма речи это. гуление как форма речи это фото. картинка гуление как форма речи это. смотреть фото гуление как форма речи это. смотреть картинку гуление как форма речи это.

Внезапное прекращение гуления, если оно не перешло в лепет, должно вызвать беспокойство у родителей. Лучше показать малыша специалисту при такой ситуации, чтобы исключить возможность появления отклонений в развитии. Особенно это актуально, если кроха не только перестал гулить, но и стал вялым, беспокойным.

Самостоятельно родители могут помочь, продолжая с ребенком разговаривать (выразительно, эмоционально, активно), копировать звуки гуления и агуканья даже в том случае, если малыш произвольно больше их не произносит. Нужно всегда поддерживать благоприятную психологическую обстановку вокруг крохи. Это помогает, если состояние не вызвано нарушениями в интеллектуальном или физическом плане.

Что такое гуление должен знать каждый родитель грудничка, так как это важный процесс становления детской речи, при котором происходит процесс познания правильного произношения отдельных гласных и иногда согласных звуков. Появляется в возрасте 2-3 месяцев. Обратиться к специалисту следует, если ребенок вял, грустен, у него внезапно прекратилось гуление или оно отсутствовало изначально к возрасту 7 месяцев. Но если малыш веселый, жизнерадостный, а также активный, наиболее вероятно, что гуление еще не началось вследствие индивидуальных особенностей развития.

Источник

Психолингвистика детской речи

Лекция 2. Основные этапы онтогенеза речевой деятельности

Лекция 2. Основные этапы онтогенеза речевой деятельности

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: язык, гуление, лепет, эхолалия, аутоэхолалия, псевдослова, звукоподражания, звуковые жесты, квазислова, сверхгенерализация, двусловные предложения, эгоцентрическая речь.

1. Доречевой этап. Развитие голоса в дословесный период.

2. Развитие звуковой стороны речи ребенка. Связь звучания со смыслом.

3. Становление лексико-семантической системы.

4. Овладение морфологией.

5. Овладение синтаксисом.

6. Теории формирования языкового сознания в онтогенезе.

Развитие голоса в дословесный период

Стадии голосового развития ребенка

Одновременно с процессом формирования протоязыковой системы коммуникации и параллельно с ним протекает формиро­вание голоса. Начинается он с первого крика, который ребенок издает, появляясь на белый свет. Вместе с этим начинается первая стадия голосового развития, которая длится первые два месяца его жизни. Про­цесс этот есть реализация врожденной программы психо-физиологического развития ребенка.

Стадия крика (0 — 2 мес.).

В книге Возрастная фонетика, изданной в 2005 году, авторы Винарская и Богомазов отмечают: «Первый крик появляется как «компонент стволово-подкорковой оборонительной реакции, обусловленной прекращением пла­центарного кровообращения, охлаждением тела во внешней атмо­сфере и резко возросшим воздействием на тело гравитационным полем Земли» [Винарская, Богомазов 2005, 19].

С развитием организма ребенка и первичным накоплением со­циального опыта крик ребенка приобретает и коммуникативные функции. Постепенно на уровне условнорефлекторного научения ребенок устанавливает связь между криком и последующим уст­ранением какого-либо дискомфорта, будь то голод, жажда, боль, мокрые пеленки и т.д. Впоследствии крик начинает дифференци­роваться по характеру испытываемой потребности: любящая мать по характеру крика может определить причину, его вызывающую.

Стадия крика имеет важное значение для координации дыха­тельного и голосового аппаратов; она готовит почву для после­дующего развития интонации голоса, для активизации артикуляторного аппарата.

Стадия гуления и гуканья (2 мес. 4-5 мес.).

В начале третьего месяца у ребенка обычно возникает гуканье и гуление.

Гуление представляет собой певучую фонацию дослогового типа, монотонную вокализацию вокалического типа. Иногда оно напоминает воркование голубя.

Как и крик, гуление и гукание суть реализация наследственной программы голосового развития: они не предполагают «обратной связи» и характерны даже для глухонемых от рождения детей. И гуление и гукание развиваются на базе генетических предпосылок, которые связаны с рефлексами дыхания, сосания, глотания. Под­черкнем эту особенность рассматриваемой стадии развития голо­са: слуховой анализатор здесь пока еще не играет роли пускового механизма для изменения звукового состава вокализаций.

В речевом развитии ребенка гуление (и гуканье) выполняют роль тренировки (разминки) речевого аппарата, необходимого для последующей речевой деятельности.

Лепет представляет несловесные вокализации, представляю­щие собой слоговые фонации.

На ранней стадии лепетного развития ребенок произносит зву­ки, которые есть в самых разных языках, и даже звуки, которые не свойственны человеческой речи: щелканье, бульканье, фырчание, птичий щебет и т. п. При этом в лепете нет некоторых речевых звуков, например, шипящих.

«Работа» механизма эхолалии протекает в согласии с общим имитативным рефлексом: посторонние, чуждые для данной рече­вой среды звуки «отсекаются», собственные же вокализации «подгоняются» под слышимую речь. К шести-семимесячному воз­расту в лепете младенцев уже хорошо представлены фонетические особенности языка, на котором говорят окружающие ребенка взрослые. Об этом свидетельствуют опыты американских ученых, записавших на магнитофон лепет шестимесячных детей: амери­канцев и китайцев. Запись предлагалась для прослушивания аме­риканским и китайским студентам, которые безошибочно узнали вокализации своих соплеменников.

В развитии лепета слуховой и речедвигательный анализаторы работают во взаимосвязи. Важнейшую роль приобретает слух, ко­торый позволяет ребенку воспринимать звучащую речь окружаю­щих и сличать (на бессознательном уровне) с ней собственное звукопроизношение.

Роль лепета в развитии речи «заключается в общей упражняемости артикуляционного аппарата ребенка. Кроме того, значение лепета сводится к тому, что на основе эхолалии и аутоэхолалии вырабатываются определенные моторно-акустические связи» [Бельтюков 1977, 43]. В ходе развития этой стадии голоса проис­ходит постепенное овладение ребенком артикуляторными прие­мами, которые понадобятся ему при усвоении произносительных норм родного языка. Такое артикулирование готовит почву для последующей речевой деятельности.

Несмотря на бессознательный характер развития голоса в рам­ках лепетной стадии, она существенно облегчает вхождение ре­бенка в звуковую коммуникацию. Ненормальное протекание этой стадии голосового развития может стать причиной необратимых или трудно устранимых дефектов речевого становления.

Поэтому необходимо знать и соблюдать несколько педагогиче­ских условий, создающих нормальные предпосылки овладения нормами произношения.

1. Важно, чтобы родители обращали внимание на состояние
органов не только речи, но и слуха, начиная особенно где-то с 3-х
месячного возраста. Недостатки слуха (например, серные пробки в
ушах) могут оказать негативное воздействие на характер развития
голоса.

В рамках лепетной стадии голосового развития многие иссле­дователи отмечают особый тип вокализаций, который доктор психол.наук, профессор Т.Н. Уша­кова [2004] назвала младенческим разговором-пением. Как пра­вило, это явление возникает в конце младенческого периода развития ребенка (8-12 месяцев). Выглядит такой «разговор» как набор мелодичных более или менее длительных вокализаций разной эф­фективной окраски. Малыш как будто о чем-то певуче повествует, разумеется, не используя в своем «квазирассказе» слов.

Подобная песня-рассказ либо сопровождает игровые занятия ребенка, являя прототип его будущей эгоцентрической речи. В других случаях он адресован к взрослым и содержит какие-то во­леизъявления (получение каких-либо предметов, выполнение ка­ких-либо действий и т.п.) (подробнее см.: [Ушакова Т.Н. Речь: истоки и принципы развития. М., 2004, 33]).

К концу 1 года жизни дети делают попытки повторять отдельные слова вслед за взрослыми.

Дальнейшее развитие речи ребенка выглядит так.

Естественно, что разные дети по-разному продвигаются в своем языковом развитии. Это зависит как от их врожденных способностей, так и от того, в какой среде и с какой интенсивностью происходит овладение языком.

Освоение звуковой формы

Усвоение ребенком последовательности звуков в слове есть результат выработки системы условных связей. Ребенок подражательным путем заимствует определенные звукосочетания из речи окружающих людей. При этом, осваивая язык, ребенок осваивает сразу фонемы. Напр. Р можно произнести по–разному – грассирующее, резко или картаво. Ребенок не обращает внимания на различные варианты произнесения фонем, он очень быстро схватывает существенные признаки звуков своего языка.

Согласно исследованиям, фонематический слух формируется в очень раннем возрасте. Сначала ребенок учится отделять звуки окружающего мира (скрип двери, шум дождя) от звуков обращенной к нему речи. Ребенок активно ищет звуковое обозначение элементов окружающего мира, как бы ловит их из уст взрослого. Однако использует он заимствованные от взрослых средства по-своему. Можно утверждать, что дети образуют свою строго упорядоченную систему. Эксперименты, поставленные еще в 1943 г. американской исследовательницей Элен Велтен показал, что ребенок в процессе освоения языка создает собственную промежуточную языковую систему. (НАПРИМЕР, В НАЧАЛЕ СЛОВА ПРОИЗНОСИТЬ ТОЛЬКО ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ, А В КОНЦЕ ТОЛЬКО ГЛУХИЕ). Впоследствии он свою систему корректирует, доводит до системы языка взрослого.

Когда речь идет о фонологии, ясно, что ребенку даже необязательно уметь произносить звук, чтобы воспринимать необходимые контрасты. Примером может служить такой разговор лингвиста с ребенком:

— Как тебя, девочка, зовут?

— Может быть, тебя Мариной зовут.

Совершенно ясно, что ребенок различает л и р. Он отвергает взрослую имитацию своего произношения, хотя сам еще не умеет выразить различие в воем произношении.

Итак, сначала ребенок овладевает чисто внешней (т.е. звуковой) структурой знака, которая впоследствии, в процессе оперирования знаками, приводит ребенка к правильному функциональному его употреблении. В целом же говорить о сформированности артикуляционного аппарата можно только при достижении ребенком 6 лет.

Связь звучания со смыслом

Становление лексико-семантической системы

Описанные номинации (псевдослова, звукоизобразительные элементы и квазислова) образуют коммуникативную систему, ко­торая получила не очень научное обозначение нянькин язык, или язык нянь. Они, как правило, составляют ядро первой детской лексической системы. Системой эту сумму обозначений еще назвать трудно. Слова не связаны друг с другом, не имеют грамма­тической парадигмы. Они способны менять свое смысловое на­полнение в зависимости от ситуации общения или особенностей эмоционального состояния ребенка.

В дополнение к словам нянькиного языка в словаре ребенка первыми появляются односложные слова (типа: дай, на, нет, да) и слова, состоящие из повторяющихся слогов (ляля, папа).

В этот период речевого развития (чуть позже года) пассив­ный словарь намного опережает активный. Про­ще говоря, ребенок гораздо больше понимает, нежели может ска­зать сам. По данным американских исследователей, пассивный словарь годовалого ребенка (в среднем) насчитывает 50-70 единиц.

Уже в раннем детстве проявляются неодинаковые способы (стратегии) построения лексикона. Как установила американская исследовательница детской речи К.Нельсон, дети, которые в сво­ем коммуникативном становлении находятся на стадии однослов­ных предложений, подразделяются на две категории: референциальные и экспрессивные.

Референциальные дети в своих номинациях стремятся ис­пользовать незвукоизобразительные (немотивированные) слова; они тяготеют к нарицательным существительным, которые упот­ребляют в оторванном от ситуации (контекстном) и эмоциональ­ного состояния смысле. При этом в их речи больше повествова­тельных, нежели повелительных предложений.

Экспрессивные дети больше тяготеют к звукоизобразительным словам, словам, меняющим свое значение в зависимости от ситуации и эмоционального состояния говорящего. Они, напротив, тяготеют к высказываниям императивного характера.

Еще: первый путь формирования словаря обычно наблюдается в семьях интеллигентных родителей, где есть только один ребенок. Экспрессивные стратегии наблюдаются в многодетных семьях с малым достатком.

Вопрос об индивидуальных путях формирования лексикона пока еще относится к числу недостаточно решенных. Последую­щие исследования должны внести ясность в эту проблему.

Подобный тип номинации дольше всего сохраняется в отноше­нии близких родственников. Уже в детском саду 3-летние дети, слыша слова воспитателя «Коля, к тебе мама пришла», все выбе­гают в раздевалку: мама, по их мнению, это слово, обозначающее только мою, единственную маму.

гуление как форма речи это. гуление как форма речи это фото. картинка гуление как форма речи это. смотреть фото гуление как форма речи это. смотреть картинку гуление как форма речи это.

Способ обобщения на основе случайного признака Л.С. Выгот­ский называл «коллекцией предметов». Расширение социального опыта, развитие мышление позволяет ему перейти в первых номи­нациях к протопонятийным принципам формирования лексико-семантической системы.

Так в сознании малыша рождается открытие: слово птичка обо­значает разные виды птиц, которые имеют свои словарные обозна­чения: воробей, синица, ворона, орел, курица, гусь. В этом случае понятийная система формируется от общего к частному, путем сужения объема понятия.

Большие трудности ожидают ребенка в овладении так назы­ваемыми относительными словами, которые не несут в себе про­стого вещественного смысла. В качестве примера возьмем лексему «брат». Значение этого слова открывается по отношению к кому-то (брат может быть только чьим-то братом). Маленький ребенок может использовать в своей речи эту лексему. Однако понимает и применяет он ее иначе, чем взрослый или школьник. Если ребенка спросить: «У тебя есть брат?», он может ответить отрицательно. Однако если ему указать на его брата, ребенок скажет: «Это Ко­ля». На следующем этапе развития мышления и речи на тот же вопрос («У тебя, есть брат?») он будет отвечать положительно («Это Коля»). Но если спросить дошкольника: «А у Коли есть брат?», он ответит: «Нет, у Коли нет брата». Сам себя ребенок еще не считает братом Коли, потому что слово «брат» имеет для него не относительное, а абсолютное значение. Чтобы овладеть относительным значением слов ребенок должен в своем речемыслительном развитии подняться на достаточно высокий уровень обобщения.

Еще более высокий уровень абстракции предполагает усвоение словосочетаний с относительным значением. Ребенок свободно усваивает словосочетания «горящий дом», «красный карандаш», но если сказать «брат отца» или «отец брата», то общее значе­ние такого словосочетания не вытекает из суммы конкретных значений входящих в него слов. Предметная отнесенность здесь не совпадает со значением, а выводится из отношения двух слов друг с другом. Эти значения оказываются особо сложными для ребенка и усваиваются уже в школьном возрасте.

Приведенные примеры убеждают нас в том, что значение слова в речи ребенка развивается. Становление лексико-семантической системы идет одновременно с развитием сознания, которое меняет свое смысловое и системное строение. Как справедливо отмечает А.Р. Лурия в своей известной работе «Язык и сознание», «на раннем этапе развития ребенка сознание носит аффективный характер, оно аффективно отражает мир. На сле­дующем этапе сознание начинает носить наглядно-действенный характер, и слова, через посредство которых отражается мир, воз­буждают систему практических, наглядно-действенных связей. Только на завершающем этапе сознание приобретает вербально-логический характер, отличный от предшествующих этапов как по своему смысловому, так и по своему системному строению, хотя и на этом этапе связи, характеризующие прежние этапы развития, в скрытом виде сохраняются» [Лурия 1979, 123].

Многие ученые посвятили свои усилия тому, чтобы понять, в каком возрасте и по каким схемам у ребенка формируется операция обобщения, какую роль в этом играет речь. В этой связи можно привести эксперименты, проводимые Джеромом Брунером, и его учениками.(Брунер. За пределами непосредственно данной информации, 1977). Ребенок в непосредственном восприятии не имеет дела с классами и категориями объектов. В комнате у нас стоит не вообще телевизор или вообще холодильник, а наш собственный Сони на вполне конкретной тумбочке; наш слегка поцарапанный стинол с магнитным держателем в виде Микки-мауса на дверце. Для ребенка огромным шагом в умственном развитии является приобретение навыка обобщения, когда, овладев свойствами конкретного предмета, он затем может осуществить перенос этого понимания на объекты, с которыми он сталкивается впервые. Чашкой с некоторого момента будет называться не только его детская чашка, но и чашка, из которой пьет мама или папа, т.е. чашка вообще. Выражаясь терминологически, с помощью слова ребенок переходит от перцепта к концепту, от чувственного образа экземпляра к понятию о всех экземплярах, в определенном отношении эквивалентных данному.

В школьном возрасте продолжается развитие лексико-семантической системы языка ребенка. Это находит выражение не только в увеличении объема словаря, но и в качественном совер­шенствовании его системы. На уроках ребенок сталкивается с элементами научной терминологии, абстрактной лексикой, не связан­ной напрямую с конкретными предметами. Развитие дискурсивно­го мышления, овладение вербально-логическими операциями вы­вода нового знания побуждают школьника к оперированию систе­мой понятий, в которой конкретная лексема воспринимается в ие­рархических отношениях.

Состав словаря младшего школьника стремительно увеличива­ется. Однако многие из новых слов ребенок употребляет не вполне осмысленно, механически. Подобное явление в науке получило название вербализм. Употребляя слова, передающие абстрактные (типа: страсть, добро, зло и т.д.) или терминологические (импульс, эмоции, ощущения и т.п.) понятия, дети часто не четко представ­ляют себе их смысловое наполнение. В школе продолжается про­цесс развития в сознании ребенка обобщающей функции слова, которая становится важной приметой формирования его лексиче­ской системы.

Простой иллюстрацией приведенного положения будет описа­ние эксперимента с использованием метода определения понятия. Опыты такого рода заключаются в задании дать описание значе­ния какого-либо слова, например, «собака» или «стол». Существу­ет два типа ответов при выполнении опытов.

1. «Собака — она кусается и лает», «Собака дом охраняет», «Стол, за ним писать можно», «Стол, бывает письменный стол» и т. п.

Как пишет А.Р. Лурия, «мы можем сделать вывод, что значе­ние слова развивается даже и после того, как предметная отнесенность слова достигла своей устойчивости, и что оно меняет не только свою смысловую структуру, но и свое системное строение» [Лурия 1979, 64].

В заключении отметим, что семантика в целом более сложная система, чем фонология или синтаксис, это система, элементы которой мы добавляем в течение всей нашей жизни. И в этом один из ресурсов развития личности.

С момента освоения морфологического механизма языка и начинается большой скачок в развитии словаря ребенка. Обогащение словаря идет не только за счет отдельных слов, но и за счет овладевания конструированием слов. Важно, что по мере развития ребенок обнаруживает нормативное чувства правила: он научается определять, является ли высказывание правильным относительно некоторого языкового стандарта. То, что лингвисты называют «Чувством грамматичности», связано и с таким явлением как самокоррекция: В реке было много рыбов, рыбей, много рыбы.

Чтобы познать правила языка, нужно все время совершать мыслительную работу по анализу, систематизации и обобщению этих правил. Получается, как образно писала С.Н.Цейтлин, что ребенок в какой-то степени похож на лингвиста. Интуитивный, НЕОСОЗНАННЫЙ ХАРАКТЕР ЭТОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕ СНИЖАЕТ ЕЕ ОГРОМНОЙ ЦЕННОСТИ ДЛЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.

Ошибки в речи детей

В речи детей существуют ошибки, которые настолько распро­странены, что закономерно повторяются у всех правильно развива­ющихся детей.

В частности, наиболее частой ошибкой является построение глагольных форм по образцу одной, более лёгкой для ребёнка. На­пример, все русские дети в определённом возрасте неправильно употребляют глагольные формы (53). Но такие формы не изобре­тены ребёнком: он опознаёт в словах, которые говорят взрослые, некоторые модели и берёт их за образец. Объяснение тут простое: ребёнку проще использовать одну стандартную форму глагола, чем несколько (54). Нередко такое подражание происходит по образцу только что услышанной формы глагола (55).

гуление как форма речи это. гуление как форма речи это фото. картинка гуление как форма речи это. смотреть фото гуление как форма речи это. смотреть картинку гуление как форма речи это.

Сверхгенерализация. Наличие ошибок не подтверждает тео­рию, согласно которой говорящий действует по модели «стимул – реакция». Замечено, что ребенок может долгое время говорить правильно, а затем вдруг начинает образовывать слова неправильно, но по распространенной модели. Это явление называется сверхгенерализацией.

Большое количество ошибок русский ребёнок делает, пытаясь постичь правила образования глагольных форм (56-59) и осваивая образование числа русских существительных. Он не знает ещё обо всех исключениях в морфологии и действует по аналогии.

гуление как форма речи это. гуление как форма речи это фото. картинка гуление как форма речи это. смотреть фото гуление как форма речи это. смотреть картинку гуление как форма речи это.

Типичной ошибкой русских детей является также употребле­ние прошедшего времени глаголов только в женском роде (с окон­чанием на -а). Причем, так (60, 61) говорят и мальчики, поскольку они слышат эту форму от мам и бабушек, и, кроме того, произносить открытые слоги (которые оканчиваются на гласные) легче, чем за­крытые (оканчивающиеся на согласные).

Ошибаются русские дети и в изменении имен существительных по падежам (62).

Образование творительного падежа также может происходить ошибочно путем присоединения к корню существительного окон­чания -ом независимо от рода существительного (63-65). Кроме того, в речи детей возникают ошибки в образовании сравнительной степени имён прилагательных (66-69); встречаются даже образова­ния сравнительной степени от имен существительных (70).

гуление как форма речи это. гуление как форма речи это фото. картинка гуление как форма речи это. смотреть фото гуление как форма речи это. смотреть картинку гуление как форма речи это.

Встречаются и ошибки в родовых окончаниях имен существи­тельных (71-74).

гуление как форма речи это. гуление как форма речи это фото. картинка гуление как форма речи это. смотреть фото гуление как форма речи это. смотреть картинку гуление как форма речи это.

Отметим в этой связи, что «детские анекдоты» отражают реаль­ные процессы языкового становления ребёнка (75). (75) Гена и Чебурашка сидят на крыше.

Ой, Гена, смотри, ещё один *людъ в яму упал.

Попутно отметим, что и иностранцы, изучающие русский язык, допускают подобные ошибки (76-78)

гуление как форма речи это. гуление как форма речи это фото. картинка гуление как форма речи это. смотреть фото гуление как форма речи это. смотреть картинку гуление как форма речи это.

Исправление ошибок. Ошибки, которые являются типичными, нужно обязательно поправлять. Если на них не обращать внима­ния, речь ребёнка надолго останется неправильной. Педагоги также советуют не пересказывать детские слова и фразы с ошибкой как анекдот в присутствии самих детей. Дети очень гордятся тем, что им удалось рассмешить взрослых, и они начинают говорить неправиль­но уже умышленно.

Работы Н.О. Рыбникова, А.Н. Гвоздева, Т.Н. Ушаковой и других исследователей детской речи показали, что первые годы жизни ребёнка являются периодом усиленного словотворче­ства. При этом оказывается, что некоторые «новые» слова наблюда­ются в речи почти у всех детей (79), другие же встречаются только у отдельных (80).

(80)- Какой ты *диктун, папа!

Т.Н. Ушакова выделила несколько принципов, по которым дети с трёх до шести лет образуют новые слова:

а) Часть какого-нибудь слова используется как целое слово. Возникают слова-осколки (81-84)

гуление как форма речи это. гуление как форма речи это фото. картинка гуление как форма речи это. смотреть фото гуление как форма речи это. смотреть картинку гуление как форма речи это.

гуление как форма речи это. гуление как форма речи это фото. картинка гуление как форма речи это. смотреть фото гуление как форма речи это. смотреть картинку гуление как форма речи это.

в) Одно слово составляется из двух («синтетические слова»). При создании «синтетических» слов происходит сцепление тех ча­стей слова, которые звучат сходно (93-97).

гуление как форма речи это. гуление как форма речи это фото. картинка гуление как форма речи это. смотреть фото гуление как форма речи это. смотреть картинку гуление как форма речи это.

гуление как форма речи это. гуление как форма речи это фото. картинка гуление как форма речи это. смотреть фото гуление как форма речи это. смотреть картинку гуление как форма речи это.

Говоря о местоимениях, отметим любопытный момент. Дело в том, что важным этапом в развитии самосознания ребенка является процесс осознания себя как субъекта, который появляется вместе с употреблением местоимения «я». У близнецов наблюдается запаздывание в сравнении с одиночно рожденными детьми в правильном использовании местоимения я. Предпочтительное употребление мы вместо я характерно для монозиготных близнецов не только тогда, когда один из партнёров говорит от имени пары, но и от себя лично.

Подобные факты свидетельствуют о том, что речевое развитие отдельных детей может обладать своими особенностями. И все же дети, не имеющие ярко выраженных физических недостатков, несмотря на индивидуальные различия, усваивают родной язык примерно в одно и то же время, вне зависимости от целенаправленных усилий родителей.

По мнению известного специалиста по раннему онтогенезу Н.И.Лепской, «к началу третьего года жизни мы можем обнаружить в языке ребенка всю систему значений, передающихся в русском языке падежными формами: субъектные, объектные, обстоятельственные, определительные. Однако из-за отсутствия предлогов и смешения флексий способы их передачи остаются весьма несовершенными» [Лепская 1997, 45].

После двух лет ребенок уже соединяет два двухсловных предложения, образуя из них трехсловные.

Затем появляются иерархические конструкции. Ребенок в одной фразе начинает говорить с группы сказуемого, а потом тут же меняет ее на группу подлежащее-сказуемое: хочу это. Алеша хочет это. Строит дом. Катя строит дом.

В овладении синтаксисом простого предложения когнитивное развитие опережает языковое. Ребенок больше понимает, нежели может выразить в своей речи.

Когда Л.В.Щерба писал об эксперименте в психолингвистике, он ввел понятие отрицательного языкового материала как всякого речевого высказывания, которое не понимается или понимается с трудом. А потому не достигает своей цели. По его мнению, ребенок производит отрицательный языковой материал, но научается правильно просить что-нибудь, так как его непонятные просьбы не выполняются.

К 4-летнему возрасту становящаяся личность усваивает грамматические нормы употребления окончаний различных падежей. Овладев этой грамматической системой, ребенок усваивает основные модели построения простого предложения. Параллельно с синтаксисом простого предложения он делает попытки передать информацию о двух и более ситуациях, т.е. начинает использовать в своей речи сложные предложения.

Собачка лает, которая с бантиком. Давай играть там, где песочек. Найдем лопатку, сделаем куличики.

Уже к 5-6 летнему возрасту обычно ребенок усваивает всю грамматику родного языка в его элементарных формах и говорит в основном правильно. Однако книжные синтаксические конструкции (напр. причастные и деепричастные обороты) представляют для него трудность даже в младшем школьном возрасте.

Овладение синтаксисом связано и с овладением интонацией, в которую входят мелодика, ритм, темп, тембр и т.д.

Развитие синтаксиса детской речи связано с включенностью ребенка в общение с взрослыми, которое обусловлено возможностью удовлетворения потребностей ребенка. Именно это и стимулирует развитие речи.

Теории формирования языкового сознания в онтогенезе

Самая простая модель онтогенеза принадлежит отечественному педагогу П.П.Блонскому, который выделял 4 стадии процесса освоения слова: 1) за словом следует слово; 2) за действием следует слово; 3) за словом следует действие; 4) слово заменяет действие. Сходную теорию выдвигал и Л.Блумфилд.

1 стадия (дооперациональная) заканчивается примерно к 6 годам (у
европейских детей). Умственная деятельность ребенка в этом возрасте
состоит в основном в установлении соответствий между опытом и
действием: интерес ребенка сводится к манипулированию предметами. У
ребенка нет понятии «обратимости» (например, ему недоступно, что масса и
вес предмета при изменении его формы остаются неизменными).

2 Стадия (стадия конкретных операций) начинается с поступления
ребенка в школу. Теперь это не просто действия, а операции, т.е. приемы, с
помощью которых данные о реальном мире вводятся в сознание. Операция
отличается от простого действия двумя признаками: она может быть
проделана мысленно и она обратима. Иногда обретенная им на этой стадии
наивная вера в обратимость заходит у ребенка так далеко, что он полагает
возможность восстановления сгоревшего листа бумаги. Ребенок уже
способен классифицировать конкретные и знакомые ему предметы, но он
еще не может анализировать ситуации, которые не видит непосредственно
или с которыми он не встречался ранее. Иными словами, он еще не имеет
способности к экстраполяции.

3 стадия (формальных операций) наступает примерно к 10-14 годам. На
этой стадии ребенок способен оперировать гипотетическими утверждениями,
он приобретает способность к формальному и аксиоматическому мышлению.
Но еще не способен понять законы науки, смысл обобщенных понятий.

Согласно Ж.Пиаже, существует такой феномен детской речи, который в научной литературе известен под названием эгоцентрическая речь. Особенности коммуникативной стороны эгоцентрической речи состоят в том, что дети 3-7 лет в некоторых ситуациях (во время игры или рисования) не испытывают необходимости в собеседнике, когда они говорят. Ребенок говорит, ни к кому не обращаясь, как бы думает вслух. По Пиаже, в 3-4 года доля эгоцентрической речи составляет более 40%, затем эта речь постепенно угасает, практически исчезая к школьному возрасту.

Вопрос о том, является ли языковая способность человека врожденной и нейрофизиологически отдельной от других когнитивных функций, продолжает оставаться в центре мультидисциплинарных дискуссий уже десятки лет. Новейшие исследования показывают, что существуют нейроанатомические корреляты специфически речевых расстройств, и даже появилась надежда на возможность идентификации гена, прямо ассоциирующегося с языковыми и речевыми нарушениями.

Полагая, что ребенок обладает врожденными языковыми структурами, которые словно просыпаются, когда ребенок слышит вокруг себя речь, Н.Хомский выдвинул теорию «врожденных знаний». Согласно концепции «врожденных знаний», ребенок формулирует гипотезы относительно правил лингвистического описания языка, когда слышит произносимые взрослыми фразы. Далее, на основе этих гипотез он предсказывает лингвистическую структуру будущих предложений, сравнивает эти предсказания с реально появляющимися предложениями, отказывается от гипотез, не оправдавших себя, и развивает те, которые оказались приемлемыми. Чтобы ребенок мог все это делать, у него должно быть, по словам Н.Хомского, «врожденное предрасположение выучить язык определенного типа» и способность сравнивать конкретную систему с первичными лингвистическими данными.

Если школа Хомского постулирует врожденность языковой способности, то говоря о развитии сознания ребенка, отечественные ученые говорят о высокой организованности мозга и его неспециализированности. Именно исходная неопределенность функционирования мозга, создаваемая отсутствием жесткого генетического программирования, и открывает перед индивидуальным развитием огромные возможности.

Ребенок, усваивая значения, интериоризирует их, делает их внутренними символами своего мышления. Ребенок, обучаясь принятым в данном обществе способам действия с социально-функционирующими предметами, усваивает познавательные нормы и эталоны, объективированные в этих процессах, и через деятельность с этими предметами формируются его психика и языковое сознание.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *