и царевича венчают что значит
470 лет назад на царство венчался Иоанн IV
25 января 1547 года (470 лет назад) состоялось венчание на царство Иоанна IV (Грозного) – де-юре предпоследнего представителя московской ветви династии Рюриковичей. Факт в том, что на Руси это было ещё и первым венчанием на царство. Само же царство Иоанна продлилось до 1584 года с перерывом на весьма странный период правления Русью Симеоном Бекбулатовичем (1575-1576), необходимость которого для царя Всея Руси историки никак не могут однозначно объяснить даже при ссылках на исторические источники.
На момент венчания на царство Иоанну IV не исполнилось и 17-ти. При этом он уже в течение 13 лет являлся, как бы сейчас сказали, легитимным правителем Руси при наличии института регентства. Великим князем Московским.
Историография, особенно та, которая стала публиковаться в годы перестройки, была по-настоящему беспощадна к личности царя Иоанна. Складывается впечатление, что лица, взявшиеся за жизнеописание русского монарха, решили выпячивать наружу исключительно негативные стороны, причём, ещё и стараясь раздуть негатив настолько, насколько это вообще возможно. Добавляли таким «историкам» энтузиазма и отдельные западные «специалисты». Так, в одном из британских фильмов об истории России автор всерьёз заявляет, что Иоанн Грозный за время своего правления «с помощью опричников» казнил и замучил в застенках (внимание!) 10 миллионов человек. 10 миллионов! Это при учёте того, что историки оценивают общее население государства на тот момент не более чем в 12 миллионов человек. Видимо, у западной публики вопросов по поводу адекватности фильма «Би-Би-Си» не возникает.
Иоанн IV провёл ряд важнейших для государства реформ, включая реформу военной службы и судебной системы. При нём начали созываться Земские соборы. Были присоединены огромные территории: Казанское и Астраханское ханства, область Войска Донского, часть Сибири, земли ногайцев и территория Урала и Приуралья. Общая площадь государства выросла почти вдвое.
Церемониал венчания Иоанна IV на царство в последующие годы во многом заимствовали и другие русские самодержцы.
И царевича венчают что значит
В русской истории в конце XVII века сложился уникальный прецедент, когда на престол венчали сразу двух царевичей. После смерти царя Алексея Михайловича, старший сын Федор Алексеевич царствовал недолго и неожиданно в 1682 году умер. По закону о престолонаследии царем должен был стать следующий по старшинству пятнадцатилетний Иван, но он не отличался не умом, ни здоровьем. Тогда решено было венчать на престол одновременно двух братьев: Ивана и десятилетнего Петра, будущего Петра I. Так как старший брат по немощи своей, а младший по малолетству неспособны были самостоятельно управляться с государственными делами, то до совершеннолетия Петра правительницей государства стала их старшая сестра царевна Софья.
Эта ситуация наложила своеобразный отпечаток на церемонию венчания на царство, которая состоялась 25 мая 1682 года. Все необходимо было удвоить: и проводимые обряды, и тронные места в Успенском соборе, и конечно царские регалии. Обряд венчания по древнему чину совершал патриарх Иоаким, причем первенство отдавалось старшему брату — Ивану. Для Ивана Алексеевича использовали прежние регалии, а для Петра, причем непосредственно к церемонии его венчания были сделаны новые: скипетр, аналогичный по форме скипетру царя Михаила Федоровича и явно сделанный в подражание ему, и парадный венец, получивший в описях название «Шапки Мономаха второго наряда».
С раннего утра звонили колокола на Успенской звоннице и колокольне Ивана Великого. Цари в парадных царских одеждах, сопровождаемые боярами и думными людьми и охраняемые стрельцами, вышли из Грановитой палаты через Красное крыльцо на заполненную народом Соборную площадь. Приложившись к святыням храма, они вступили на «чертожное место» и воссели на троны. Непосредственно перед венчанием юные государи прочитали Символ веры.
Начался молебен, в ходе которого патриарх и оба царя сидели под царским чертогом посереди храма. После молебна, патриарх указал облачить Ивана и Петра в царские одежды, после чего с молитвой надел на царей кресты и бармы. На головы царей патриарх торжественно возложил венцы, вручил им державы и скипетры. Боговенчанным государям пропели многолетие. Затем патриарх произнес поучение царям: призвал их свято хранить православную веру, подданных своих любить и жаловать, делать все по суду правому и помнить о суде Божьем.
Перед церемонией миропомазания на них надели золотые цепи. У царских врат перед иконостасом патриарх Иоаким, после того как с них сняли шапки-венцы и бармы, помазывал каждого из них «святым миром на челе и на затылке и на ланитах и на руках и на сердце». Затем на царевичей вновь надели Шапки и бармы и, «облача их, препоясали лентием».
По совершении миропомазания ризничие ввели царей под руки в алтарь, и там перед престолом Всевышнего, они приняла святое причастие. По окончании литургии Иван и Петр вышли на площадь и прошли в Архангельский собор, где поклонились праху предков. В Благовещенском соборе – домовом храме московских государей – братья целовали святые иконы. На выходе из храмов царей осыпали золотыми монетами. Торжественный пир для духовенства, бояр и окольничих завершал церемонию. Москва праздновала, не зная о том, что венчание на царство по старинному обряду свершается последний раз в истории Руси.
Портрет царевича Петра Алексеевича (?)
Россия, конец XVII – XVIII в.
Неизвестный художник.
Холст; масло.
Изображение царевича является самым ранним из дошедших до нашего времени детских портретов в русском искусстве. Во второй половине XVIII в. портрет входил в состав династической серии изображений членов дома Романовых, собранной по заказу графа Г.Г. Орлова в подаренном ему императрицей Екатериной II Мраморном дворце в Санкт-Петербурге. В описи Мраморного дворца 1786 г. изображенное лицо определяется как Петр I, что соответствует имеющейся на обороте холста надписи «Петр I в малолетстве». Однако восходящие к данному иконографическому типу многочисленные детские царские портреты, создававшиеся в XVIII–XIX вв., бытовали не только с именем будущего императора Петра I, но и другого наследника престола – рано умершего старшего сына царя Алексея Михайловича от его первого брака с Марией Ильиничной Милославской, царевича Алексея Алексеевича.
Шапка Мономаха второго наряда
Москва, мастерские Кремля, 1682
Золото, рубин, сапфиры, изумруды, турмалины, сердолик, жемчуг, бархат; чеканка, литье, резьба
Торжественное венчание на царство Ивана и Петра Алексеевичей прошло в Успенском соборе Московского Кремля 25 июня 1682 г. Во время церемонии среди прочих регалий на братьев были возложены царские венцы: на Ивана – старинная Шапка Мономаха, на Петра – специально сделанный по этому поводу новый венец, получивший название Шапки Мономаха второго наряда.
Как и древняя Шапка Мономаха, новый венец состоит из тульи и округлого навершия, увенчанного четырехконечным крестом с жемчужинами. Сходство венцов прослеживается также в одинаковом оформлении их наверший. Однако на Шапке Мономаха второго наряда пластины тульи оставлены гладкими, в отличие от древнего памятника, тулья которого декорирована золотой филигранью.
Крест наперсный царя Петра Алексеевича
Москва, мастерские Кремля, 1672–1689; накладной крест – Западная Европа, конец XVI в.
Золото, алмазы, изумруды; литье, чеканка, эмаль, резьба.
Драгоценные наперсные кресты являлись необходимой принадлежностью царского облачения. Представленный золотой крест принадлежал царю Петру Алексеевичу. В центре его лицевой стороны помещен четырехконечный накладной крест, украшенный изумрудами. Форма и характер оформления изумрудного креста позволяют отнести его к работе западноевропейских ювелиров конца XVI в. При этом резное Распятие на одном из изумрудов и резная надпись «ника» на другом выдают руку русского мастера и могут быть датированы последними десятилетиями XVII столетия.
Крест наперсный царя Петра Алексеевича
Москва, мастерские Кремля, 1672–1689; накладной крест – Западная Европа, конец XVI в.
Золото, алмазы, изумруды; литье, чеканка, эмаль, резьба. (Оборотная сторона).
В центре оборотной стороны креста в обрамлении пышного цветочного эмалевого орнамента цветными эмалями выполнено фронтальное изображение апостола Петра с традиционными атрибутами в руках – свитком и ключом. Апостол Петр был небесным покровителем царя Петра Алексеевича, которого крестили спустя месяц после его рождения, 29 июня 1672 г., в день памяти святого.
В архивных документах этот крест впервые упоминается в Описи царского наряда и платья царя Петра Алексеевича 1689 г. Таким образом, крест мог быть создан между 1672 и 1689 гг., возможно, в 1682 г. ко дню венчания на царство Петра Алексеевича.
Скипетр царя Петра Алексеевича
Москва, мастерские Кремля, 1680-е гг.
Золото, камни драгоценные, жемчуг; литье, чеканка, резьба.
Трон двойной
Мастерские Московского Кремля, 1682-1684 гг.
Серебро; дерево; литье, чеканка, резьба, гравировка, золочение.
Принадлежал царям Ивану Алексеевичу и Петру Алексеевичу.
Двойной трон был изготовлен в придворных кремлевских мастерских по случаю венчания на царство братьев-соправителей Ивана и Петра. На его изготовление пошло более двухсот килограммов серебра. Трон своей конструкцией и размерами вызывает ассоциации с архитектурным сооружением.
Изощренной форме трона соответствует сложное декоративное оформление, позволяющее говорить о нем как об исключительном памятнике искусства барокко. Братья лишь номинально считались царями. Фактической правительницей страны и всевластной регентшей при них была их старшая сестра, царевна Софья Алексеевна. Двойной по названию, на самом деле, трон был тройным. Не вполне доверяя государственному уму малолетних монархов, бояре предусмотрели за спинкой трона тайное место – для наставников царей. Чаше всего его занимала Софья, которая помогала, а то и просто руководила своими царственными братьями во время официальных церемоний. Необходимые наставления и советы передавались через оконце, прорезанное в спинке трона над местом Петра Алексеевича и драпировавшееся бархатом.
Платно царя Петра Алексеевича
Москва, мастерские Кремля, 1691; аксамит – Венеция, XVII в.; кружево золотное – Западная Европа, XVII в.
Аксамит, объярь, кружево; ткачество, плетение.
Платно являлось парадным царским одеянием, предназначавшимся для торжественных официальных церемоний: венчания на царство, больших праздничных выходов, придворных приемов и встреч иностранных послов. В таком качестве оно впервые упоминается в Описи царского платья 1628 г. и до конца XVII в. сохраняет это значение. В основных чертах кроя – отсутствии воротника, широких рукавах, длине до щиколотки – платно имеет прямые аналогии с далматиком, выходным одеянием византийских императоров. Это не было случайностью: объявив себя наследниками византийского православия, московские цари перенесли на русскую почву многое из официальной византийской обрядности, в том числе и форму самого торжественного одеяния правителя.
Возрождение власти православных кесарей: «Венчан бысть на Царство Русское»
16 января 1547 года 16-летний первый русский царь Иоанн IV Васильевич (1530-1584) был венчан на Царство. Событие мирового масштаба для Православной цивилизации.
Для всего тогдашнего Православного мира венчание на Царство царя Иоанна Васильевича было возрождением власти православных кесарей. Восточные патриархи, оставшиеся сиротами под властью исламских османов, именно под таким углом зрения и восприняли этот священный акт.
Несмотря на то что над Иоанном Грозным не совершался чин миропомазания (традиционная часть священного коронования), на Руси царь стал уподобляться даже не ветхозаветным израильским царям, а самому Спасителю.
В священном обряде на царя возлагались царские регалии: бармы (широкое оплечье, расшитое драгоценными камнями и имеющее церковные изображения), шапка Мономаха и «крест честной животворящий» с частичкой Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос.
В конце чина уже венчанный царь причащался Святых Христовых Тайн у Царских врат, сразу после ведшего службу митрополита Макария, что символически сближало его служение с архиерейским.
В каноническом византийском праве царь даже именовался «внешним епископом Церкви», её ктитором, защитником Православной веры.
Внешнеполитический рост самосознания русского царя
Новый титул позволял Иоанну IV возродить в Московском государстве и шире на Православном Востоке власть, равную Императорской, и требовать себе братских отношений с западноевропейской Священной Римской Империей германской нации, претендовавшей на наследование Ромеев.
Характерен, для понимания самоощущения русского царя, гордый ответ царя Иоанна Грозного польскому королю Стефану Баторию, в сложной обстановке осады Пскова:
Мы, смиренный Иоанн, царь и великий князь всея Руси, по Божиему изволению, а не по многомятежному человеческому хотению.
Ответ намекал на избрание Стефана польскими вельможами, на ненаследственность его власти, небожественную природу власти этого государя.
После того как бежал Генрих Валуа, Иоанн Грозный в 1574 году выдвигался православными подданными в Речи Посполитой на польский престол, но католическая шляхта выбрала трансильванского князя Стефана Батория, вассала турецкого султана Селима II. И тот, казнив молдавского православного господаря, начал воевать с Московским государством.
Иоанн Грозный вообще считал большинство европейских монархов сродни старостам в своих волостях, избираемым крестьянами, власть которых руководится не божественными повелениями, а чисто человеческими прагматическими соображениями. И отказывался их считать себе ровней. Так послов шведского короля он отправлял общаться со своим наместником в Новгороде.
Идеология Царской власти по Иоанну Грозному
Чтобы понять суть изменений, которые произошли для русской власти после этого венчания на Царство, послушаем знаменитого русского историка С.М. Соловьёва:
Иоанн IV был первым царём не потому только, что первый принял царский титул, но потому, что первый сознал вполне всё значение Царской власти, первый составил сам… её теорию, тогда как отец и дед его усиливали свою власть только практически.
Действительно, первый русский царь одновременно явился и глубоким идеологом своей Царской власти. Его переписка с идеологом аристократического начала князем Андреем Курбским – яркий документ, раскрывающий философию власти Грозного царя.
Личные доблести боярства, на которые напирает князь Курбский, для Иоанна не главное, о чём должна заботиться и что должна поощрять его власть. Он прямо обвиняет князя в политической незрелости, в непонимании сути служения Царской власти.
В ответных письмах царь Иоанн указывает Курбскому, что именно Верховная власть и государственные учреждения должны находиться в правильном порядке, тогда и доблести военные во время войн будут проявляться как следует.
Обвинения в жестокости или несправедливости царя Иван Грозный относит к его личным грехам. Грехам царя, которые не дают права или оправдания в неповиновении ему. В глазах Иоанна Грозного неповиновение царю – это бунт и неповиновение самому Божественному закону. Преступление не только против Царя земного, но и против Царя Небесного.
Если бы в русском обществе не выработался и со временем не окреп третейский, примеряющий институт Царской власти, то противоположные интересы разных групп русского общества и разных национальностей разорвали бы единство России. Погубили бы русскую государственность, в море многомятежных, многонациональных страстей.
Именно власть Царская, как особое властное выражение единства русского народа, сохранила страну, «душу нации» и стала его объединяющим знаменем.
Главная мысль Иоанна Грозного и состоит в том, что, не будучи избранной народом, Царская власть по отношению к самому народу является институтом волевым, объединяющим и организующим на дела государственные. Не человеческим хотением, а Божьим управлением цари царствуют и не должны угождать народным слабостям…
Венчание на Царство первого царя – акт величайший в русской истории. А потому, зная дальнейшие прегрешения Иоанновы, будем всё же молиться за душу грешного и каявшегося Государя, много сделавшего для будущего нашей страны.
Венчание на царство
Венча́ние на ца́рство торжественное, носившее сакральный характер принятие монархом символов принадлежащей ему власти. Государственный акт Венчания на царство декларировал территориальную целостность Русского государства, политический суверенитет и единство русской нации, гарантом чему служила самодержавная власть царя. Этот акт детально регламентировал чин Венчания на царство (первоначальный чин поставления на великое княжение), характерной чертой которого являлось сочетание светского и духовного обрядов. Последний заключался в таинстве миропомазания чрезвычайного дарования Святого Духа, сообщаемого лишь пророкам, апостолам и государям. Этим обрядом утверждалась сакральность особы государя («помазанника Божьего») как земного наместника Бога, которому присущи божественные атрибуты: престол (трон) и посох. «Посажение на стол» являлось на Руси ритуальной церемонией принятия великокняжеской власти и совершалось в Успенском соборе Московского Кремля. Среди древнейших атрибутов государева «чина» «шапка золотая» с меховой опушкой (её появление связано с влиянием тюркских традиций, где подобный головной убор служил символом вассалитета). По мере освобождения Московского государства от зависимости со стороны Золотой Орды великокняжеская шапка утрачивала прежний статус; своё название «Мономахова наследственная шапка золотая» получила при Иване IV Грозном. В чине поставления на великое княжение фигурировали также великокняжеские бармы и пояс «золотой великий», при великом князе Василии I к ним присоединён так называемый животворящий крест, на котором русские государи давали крестное целование при Венчании на царство.
Обряд Венчания на царство впервые был введён Иваном III, считавшим себя правопреемником византийских императоров; 4 февраля 1489 Иван III венчал на «великое княжение Владимирское и Московское, и Новгородское» своего внука Дмитрия, возложив на него бармы и шапку Мономаха. Венчание сопровождалось пышным пиром у великого князя. Венчание на царство Ивана IV Грозного произошло 16 января 1547 по чину венчания Дмитрия. В официально закреплённой при Иване IV доктрине божественного происхождения царской власти монарх был назван наследственным государем от «прародителей» своих, продолжателем древней династии, восходящей к римским и византийским «цесарям». Окончательно преемство русским государем византийской короны было закреплено соборной грамотой духовенства восточной православной церкви, присланной с благословением патриарха Константинопольского царю Ивану IV в 1561 вместе с книгой царского венчания византийских императоров. В соборной («Утвердительной») грамоте 1561 был утверждён сан царя на Руси, а также изложен весь порядок священного действа («чин венчания на царство»). Впервые обряд Венчания на царство в целостном виде по чину венчания византийских императоров был совершён 31 мая 1584 при Венчании на царство Фёдора Ивановича. Главной составной частью церемонии был «великий» выход государя со свитой в кафедральный Успенский собор Московского Кремля (для «великих» выходов при венчании предназначалось Золотое, позднее Красное крыльцо Грановитой палаты). Внутри Успенского собора было устроено со стороны западных дверей специальное царское место («чертог о 12 ступенях») для возложения митрополитом Дионисием царского венца на голову царя. Тогда же впервые в качестве коронационной регалии русскому государю была присвоена держава («яблоко державное») с навершием в виде креста как символ власти над всеми землями православного мира. После миропомазания и причащения в алтаре состоялось шествие государя из Успенского в Архангельский собор. Венчание на царство сопровождалось военным празднеством на Девичьем поле. 3 сентября 1598 состоялось Венчание на царство Бориса Годунова (обряд совершил патриарх Иов). Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Фёдором Борисовичем Годуновым не были совершены из-за кратковременности его царствования. Венчание на царство Лжедмитрия I проходило 22 июля 1605 (сначала в Успенском соборе на него был возложен венец патриархом Игнатием и вручены скипетр и держава, затем в Архангельском соборе архиепископ Арсений венчал его шапкой Мономаха). 8 мая 1606 патриарх Игнатий вопреки протесту архиепископа Гермогена совершил миропомазание и Венчание на царство Марины Мнишек, которая отказалась от крещения и причащения. 1 июня 1606 митрополит Новгородский Исидор венчал на царство Василия Ивановича Шуйского. Из-за отсутствия патриарха обряд Венчания на царство Михаила Фёдоровича Романова (11 июля 1613) совершил митрополит Казанский Ефрем. 28 сентября 1645 патриарх Иосиф венчал на царство Алексея Михайловича, для которого в Константинополе были изготовлены новые регалии: в 1658 золотой скипетр «второго наряда», в 1662 держава, в 1665 «диадима» (бармы). При Венчании на царство (16 июня 1676) Фёдора Алексеевича вновь был тщательно регламентирован обряд венчания в соответствии с чином венчания византийских императоров. 25 июня 1682 состоялось Венчание на царство двух братьев-соправителей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича. Для этого обряда был специально изготовлен двойной серебрянный трон, для Петра Алексеевича сделана по образцу шапки Мономаха так называемая шапка Мономаха «второго наряда».
С принятием Петром I титула «Императора Всероссийского» обряд Венчания на царство был заменён коронацией, что повлекло существенные изменения как в церковной церемонии, так и в составе регалий.
Литература: при статье коронация.
Полезное
Смотреть что такое «Венчание на царство» в других словарях:
венчание на царство — коронование, воцарение, вступление на престол, восшествие на престол, коронация, возведение на престол Словарь русских синонимов. венчание на царство сущ., кол во синонимов: 6 • возведение на престол … Словарь синонимов
ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО — (чин коронации) торжественное вручение Царю символов его власти, сопровождаемое Таинством Миропомазания и другими церковными обрядами … Юридическая энциклопедия
Венчание на царство — Красные ворота, через которые традиционно следовал коронационный кортеж Венчание на царство церемония коронации российских монархов, известная со времён Ивана III, проводника идеи пра … Википедия
Венчание на царство — торжественный обряд, возникший первоначально на Востоке, отсюда перешедший в Византию и из последней заимствованный Россией. Первые более точные сведения о В. государей не восходят далее половины V века. По описанию византийских историков, В.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО — (чин коронации), торжественное вручение Царю символов его власти, сопровождаемое Таинством Миропомазания и другими церковными обрядами. Чин коронации православных монархов известен с древнейших времен. Первое литературное упоминание о нем дошло… … Русская история
ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО — см. ст. Царь … Православная энциклопедия
Венчание на царство Лжедмитрия I — состоялось в 1605 году. В отличие от всех остальных коронационных церемоний в Московском Царстве, порядок коронации Лжедмитрия I был тройной: традиционные шапку Мономаха и бармы в Успенском соборе возложил Патриарх Игнатий, затем он же возложил… … Википедия
ВЕНЧАНИЕ — христианский обряд возложения венца (короны) на головы верующих при вступлении их в церковный брак, а также при коронации монархов (венчание на царство) … Большой Энциклопедический словарь
венчание — я; ср. к Венчаться (1 2 зн.). ◁ Венчальный, ая, ое (2 зн.). В. обряд. В ое платье. В ые свечи. * * * венчание 1) христианский обряд возложения венца (короны) на головы вступающих в церковный брак. 2) Торжественное, носившее сакральный характер… … Энциклопедический словарь
Венчание — церк. обряд бракосочетания. Назван так потому, что над головами брачующихся держат венцы (короны). В обряде В. в самом факте увенчания молодых пересеклись чисто церк. и рус. фольклорные обрядовые традиции. Фольклорный характер носят мн. приметы,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь