играть на клиросе что это

Юлия Назаренко (хор «Древняя Русь»): «Живая традиция создаётся на клиросе» (+ВИДЕО)

Знаменный распев – это как Иисусова молитва

Хор «Древняя Русь» – единственный в Краснодарском крае, который занимается древнерусским церковным пением – существует уже 15 лет и базируется в станице Новодонецкая. За эти годы благодаря хору старинными распевами прониклись не только прихожане тамошнего Свято-Троицкого храма. Появление этого коллектива – ещё одно подтверждение, что порой и для начала большого дела оказывается достаточно одного энтузиаста. Хор «Древняя Русь» был создан уроженкой Краснодара и выпускницей Санкт-Петербургской консерватории Юлией Назаренко. Главное дело для хора – пение на клиросе в родном храме. Тем не менее участники коллектива выезжают и в другие города нашей страны – так, в нынешнем году хор в рамках II Всероссийского фестиваля православных певческих традиций «Истоки» выступал в Санкт-Петербурге и в Тихвине. Именно в городе на Неве Юлия когда-то и увлеклась древнерусским пением. А мы разговариваем с ней по пути из Тихвина в Петербург.

Рождение хора

– Как вы узнали про древнее пение?

– В 16 лет я воцерковилась в Краснодаре, будучи студенткой музыкального колледжа, – училась я тогда на историко-теоретическом отделении. Сама я из семьи музыкантов – когда-то мой папа закончил дирижёрско-хоровое отделение Санкт-Петербургской консерватории. А древнее пение мне пришлось по сердцу благодаря моему воцерковлению. Правда, в краснодарских храмах пели обычный партес. Но я захотела поступить в регентское училище в Троице-Сергиевой лавре или в Санкт-Петербурге. Когда мои родители об этом узнали, они были категорически против – считали, что мне нужно получить классическое консерваторское образование. И тут я узнаю, что в консерватории есть кафедра «Древнерусское певческое искусство»! Я ухватилась за эту возможность. И, учась там, прониклась древним пением. Мне было очень интересно учиться, заниматься рукописями, петь в вокальных ансамблях. Это отделение уникально тем, что Альбине Никандровне Кручининой, нашей замечательной учительнице, основательнице этого отделения, ревнительнице церковного пения, удалось соединить очень мощную теоретическую базу и вокальную практику. У нас были все обычные для консерватории дисциплины – плюс ещё некоторые предметы, которые больше нигде не изучаются: певческие книги, история и теория древнерусской музыки, строчное многоголосие, разные певческие стили. То есть на этом отделении мне открылся целый мир. Говорят, консерватория повторяет музыкальное училище. Но только не кафедра «Древнерусское певческое искусство» – ни в каких музыкальных училищах этому не учат.

– Пока вы учились, вокруг вас была среда – люди, которых интересует то же, что и вас. Не было ли у вас желания остаться в Петербурге?

Я уезжала из Петербурга, не расставаясь со средой и с пением, я ехала создавать эту среду

– Хороший вопрос. Он был для меня актуален. Когда я училась, много думала о том, что делать дальше, и даже поступила на заочное отделение в аспирантуру, но закончить ее мне не удалось. Все-таки у меня было очень большое желание вернуться на родину – я южная девочка. Несмотря на то, что люблю Петербург, жить в этом городе постоянно для меня было немыслимо. Я была уверена, что когда вернусь домой, то буду продолжать заниматься своим любимым пением, что у меня все получится. То есть я уезжала из Петербурга, не расставаясь со средой и с пением, я ехала создавать эту среду дома по мере своих сил. И буквально через полгода после возвращения домой я набрала людей, которым это было интересно. Так образовался наш хор «Древняя Русь». Это произошло в январе 2006 года. С тех пор мы не прекращали петь. Составы менялись, дети рождались, но хор я никогда не оставляла.

Семья и клирос

– Многие ли из тех, кто пришёл на ваше объявление, имели хоть какое-то представление о древнем пении?

– Нет. До сих пор для меня загадка, почему эти люди пришли. Во-первых, они были намного старше меня, им было за 40. Я была девчонкой – 24 года. Ни у кого из них не было музыкального образования, кроме Ирины Михайловны Поплавской, которая до сих пор со мной (она закончила в детстве музыкальную школу). Мы с ними пели в своё удовольствие древние мелодии, то есть не были ограничены ни временем, ни богослужебными рамками, так как у нас не было своего клироса – мы не были к этому готовы, только учились. И, видимо, когда мы окрепли, Господь дал нам возможность петь на клиросе – в 2009-м году мы стали петь в Свято-Троицком храме станицы Новодонецкая. Мы ездили в эту станицу, которая находится в 100 километрах от Краснодара, регулярно – по субботам, воскресеньям и на двунадесятые праздники. Мы приезжаем, ночуем – на территории храма есть дом. Так мы обрели очень мощную поддержку, в том числе и материальную – хор привозят из Краснодара и увозят обратно, то есть мы не пользуемся общественным транспортом. Мы с мужем ездили на своей машине. Мой муж вынянчил пятерых наших детей, пока я на клиросе. Мне приносили детвору на кормление, но в декрете я не сидела. То есть 40 дней после рождения ребёнка проходит, и я снова на клиросе. Потом наша семья переехала в Новодонецкую. Конечно, всё это возможно благодаря настоятелю храма иерею Александру Ефименко.

– А как ваши дети воспринимают ваше занятие?

– Для детей это родное пение. Старшей дочери 14 лет – к сожалению, она не стала петь у меня в хоре, она рисует. Относится, скажем так, снисходительно к маминому творчеству (улыбается). Старшие мальчишки любят это – им 11 и 9 лет, они пономари в нашем храме, что мне очень радостно. Пятилетний ребёнок пока просто маленький. А самая маленькая, двухлетняя, очень любит пение. Вижу это и даже беру ее на съемки: есть ролики с участием моей доченьки – я ее просто держу на руках, она внимательно слушает, как я пою. Как только замолкаю, она из рук вырывается. Сама она комментирует: «Я маму слушаю». Думаю, когда-нибудь она запоёт.

Люди приходят и уходят

– У вас меняются составы. Почему люди покидают хор?

– Например, студентки музыкального колледжа рано или поздно уезжают учиться дальше, приходят новые и тоже уезжают (улыбается). Надо сказать, что у студенток, которые ко мне приезжают, улучшается успеваемость на уроках сольфеджио, в хоровых коллективах – они себя уже по-другому чувствуют. То есть у меня они проходят серьёзную музыкальную школу. Само пение на службах тоже очень сильно двигает вперёд, потому что нужно быстро соображать: вовремя вступить, вовремя закончить, спеть правильно – с первого «выстрела».

В первые годы у нас все было стабильно. Мы занимались три раза в неделю по вечерам. Но когда стали петь на клиросе, естественно, многое поменялось – появился распорядок, обязательное посещение богослужений, то есть нагрузка увеличилась в разы. И у меня уже не было возможности репетировать с певчими так долго, как раньше, так как я переехала в станицу из города. К тому времени у меня уже было двое детей. Так что до города мне было физически непросто добираться. И мы решили встречаться в Новодонецкой, проводить спевки. А в старом составе были люди семейные. Год они ездили, но потом им стало физически тяжело это делать.

играть на клиросе что это. играть на клиросе что это фото. картинка играть на клиросе что это. смотреть фото играть на клиросе что это. смотреть картинку играть на клиросе что это.

Был мужчина, который 5 лет с нами пропел, но, вероятно, ожидал чего-то большего. Мы поём не по крюкам, а по нотам. А он хотел, чтоб мы пели по крюкам. Но петь по крюкам сложно даже для специалистов. Если петь одно и то же, тогда проще. Люди обычно выучивают наизусть мелодии и подсматривают в крюки. У нас же репертуар постоянно меняется в зависимости от разных богослужебных дней. То есть надо быть высоким профессионалом, чтобы петь по крюкам, – для нашего хора это нереально. Это даже не все преподаватели древнерусского певческого искусства могут.

Вовне и вглубь

– Какой был поначалу репертуар у вашего хора и как он расширяется?

– Начали мы со знаменного распева. Я считаю его самым лучшим для обучения пению, потому что он обладает свойствами, которые очень развивают мышление – такие нейронные связи образуются, что не соскучишься! Никакой квадратности, нестандартный ритм, нет чётких начала и конца, в плане тонической опоры, всегда изменчивая мелодия – конечно, она организована по строгим законам, но тем не менее. То есть постоянно происходит что-то необычное – мозг не может отдохнуть. И сама одноголосная мелодия – идеальная платформа для начинающих, они поют вместе с учителем одно и то же, подстраиваясь под него. Поэтому даже те, у кого слух не скоординирован с голосом, эта координация происходит, и они начинают петь чисто.

Потом, когда мы уже могли спеть мелодию чисто, стали добавлять исон – как развитие гармонического слуха. Когда я почувствовала, что люди держат исон, мы взяли простое двухголосие – это были или ранний партес, или более мелодичное строчное двухголосие, благо у нас были образцы из книги Николая Дмитриевича Успенского «Древнерусское певческое искусство». То есть репертуар хора расширялся по мере роста нашего профессионализма. Когда ко мне пришли студентки музыкального училища с дирижёрско-хорового отделения, они могли петь любую партию, так как они будущие специалисты. И тогда я взяла строчное многоголосие, выделила партии. Не скажу, что им было очень легко. Было непросто выстроить вертикаль – кварто-квинтово-секундные отношения.

Церковный репертуар очень долго входит в плоть и кровь

Вообще, хочу сказать, что церковный репертуар очень долго входит в плоть и кровь. Если ты много лет его поёшь, с одними и теми же людьми, тогда уже можешь петь с закрытыми глазами. Но стоит появиться кому-то новому, будут и ошибки, долго не получится без ошибок. Надо быть очень талантливым музыкантом, чтобы схватить это на лету.

Сейчас мы увлеклись грузинским пением, его я считаю родственным нашему. Там соблюдаются каноны церковного пения: нет повторов слов, трёхголосие у грузин тоже каноничное, как и строчное, – потому что это символ Святой Троицы. Мелодическое сходство тоже есть. Да, в грузинском пении есть опора на лады, но есть что-то родственное в осмыслении текста, нет любования музыкой – слово на первом месте. Вообще, грузины – уникальный народ. Они сохранили удивительную певческую культуру, там церковное и народное пение очень тесно связаны.

– Можно ли заниматься только русским пением, не переходя к другим традициям?

– Конечно. Это личный выбор каждого. Вот, мы живём на Кубани, совсем недалеко от нас Кавказ. Мы находимся на особой территории, очень космополитичной. Естественно, это отражается и на выборе песнопений. Очень может быть, что если бы мы жили в том же Тихвине, я бы чего-то и не брала из того, что мы поём сейчас. Многое зависит от того, как чувствует регент и как благословляет священник. Есть очень строгие священники, которые благословляют только знаменный распев. Я бы, наверное, так не смогла. То, что я делаю, отражает и меня – чувствую, что так надо делать, и имею на это благословение настоятеля.

Конечно, наше древнерусское пение несёт особую благодать. Знаменный распев – это вообще как Иисусова молитва или «Отче наш».

Наше древнерусское пение несёт особую благодать

Но строчное многоголосие – это как другой уровень ангельских чинов, когда голоса сливаются, образуя невероятные созвучия, – у меня до сих пор это не укладывается в голосе. Особенно когда поёшь на службе «Херувимскую», «Милость мира». Литургия строчная – это что-то невероятное. При этом чувствуется связь с предками, с древней нашей культурой. Но каждая традиция самобытна и интересна. Грузинское пение более энергетически заряженное, что ли. А уж византийская традиция – это совсем особая отрасль. Я не специалист в этом, поэтому стараюсь брать оттуда немного. Хотя у нас есть любимые песнопения, скажем так, в византийском стиле, но русифицированные. Греческий хор, который реконструирует настоящее византийское пение, спел бы их по-другому.

– У вас на родине древнее пение воспринимается как экзотика?

– Прихожане нашего храма древнее пение любят. Многие из них воцерковились, когда уже мы пели на клиросе, то есть они другого пения и не знали раньше – потом, когда приезжали в другие храмы, очень удивлялись и говорили, что у нас лучше (улыбается), что у нас молитва, там как концерт. Живая традиция создается на клиросе. Концерт существует для того, чтобы просто послушать музыку, и для концертов я, как правило, выбираю более доступные, мелодичные песнопения.

Наш епископ Тихорецкий и Кореновский Стефан недавно сказал, что долго привыкал к нашему пению, но пение наше ему нравится. В самом Краснодаре мы, к сожалению, мало участвуем в фестивалях и других концертах, но я хочу эту ситуацию исправить.

играть на клиросе что это. играть на клиросе что это фото. картинка играть на клиросе что это. смотреть фото играть на клиросе что это. смотреть картинку играть на клиросе что это.

В последнее время я активно выкладываю видеозаписи в TikTok, в Instagram, в Youtube и получаю отзывы, комментарии. И вот, наибольшее количество просмотров, как ни странно, в TikTok. До этого я относилась к этой социальной сети, как к чему-то не очень серьёзному, но увидела такую поддержку! Может быть, эти люди даже не ходят в храм, но им нравится. И я стараюсь не акцентировать внимание на том, что это наша история и так далее, подаю это просто как церковное пение. Эта платформа – тоже поле для проповеди. И здесь можно вспомнить слова Христа: «Не вливают также вина молодого в мехи ветхие» (Мф. 9, 17).

Источник

Голоса на клиросе

играть на клиросе что это. играть на клиросе что это фото. картинка играть на клиросе что это. смотреть фото играть на клиросе что это. смотреть картинку играть на клиросе что это.

Они возвышают и просветляют наши души, уносят наши сердца и мысли к небу. Церковное пение называют богословием в звуке, крыльями молитвы, учебником истин православной веры. Святые отцы и учителя Церкви видели в нем средство Богопознания.

Донести до верующих бесценное богатство поэтических творений, которые оставили Церкви ее святые, создать молитвенное настроение — в этом состоит нелегкая задача регента, его служение Богу, Церкви, людям. От профессионализма, мастерства руководителя церковного хора зависит очень многое, в том числе желание людей приходить в тот или иной храм. А если таких специалистов дефицит? Храмов сегодня открывается много, и потребность в церковнослужителях достаточно большая. В решении этой кадровой проблемы должны помочь и уже помогают курсы повышения квалификации для регентов, работающие в Покровском епархиальном образовательном центре.

Слушателями курсов стали не только регенты, но и певчие храмов. Некоторые из них, по благословению батюшек, выполняют роль регента по причине отсутствия такового. У большинства за плечами опыт работы на клиросе, музыкальное образование — у единиц, многие из них «слухачи».

— Раньше мы работали по старинке, как бабушки научили, и в каждом храме пели по-своему. На курсах нас учат петь правильно, — делились слушатели и отмечали, что музыкальное образование — это хорошо, но его недостаточно. — У церковного пения свои музыкальные законы и особенности. Здесь все идет от текста, он главенствует, здесь петь необходимо душой, не только профессионально. Бывает, приходит человек с музыкальным образованием, поет чисто, по нотам, но у него ничего не получается. А другой не знает нот, у него есть только слух и голос, он идет за регентом, как ведомый, и прекрасно поет. В церковном хоре все должны друг друга слышать, чтобы не терялась гармония песнопений. Эти курсы нужны как тем, у кого нет музыкального образования, так и тем, у кого оно есть.

У каждого из них была своя дорога к храму. Кто-то рос в православной семье, кого-то привела туда работа. И для всех это служение стало образом и делом жизни, которое, по их собственным словам, дарит великую роскошь общения с Богом и благодать. «Случайных людей на клиросе не бывает. Если человек сюда приходит, значит, привел его Господь», — говорили они. И достаточно примера только одной из слушательниц (самой старшей по возрасту), чтобы понять это. Она не захотела себя называть, но рассказала, что поет на клиросе с детства, в Свято-Троицком храме — с момента его открытия после передачи Церкви. Вместе с другими прихожанами принимала участие в восстановлении храма, а потом даже поменяла свою саратовскую квартиру, переехав в Покровск (Энгельс).

В учебном кабинете на учительском столе — синтезатор, на стене — доска с нотным станом. Преподаватель — регент архиерейского хора Светлана Владимировна Хахалина — разучивает со своими взрослыми ученицами стихиры, гласы, отрабатывает с ними технику дирижирования, стараясь донести до них все нюансы церковного пения.

— В церковном пении не должно быть динамических перепадов — то громко, то тихо. Оно должно не отвлекать, а помогать людям молиться, помогать настроиться на молитвенный лад. Оно подчинено службе, — сказала Светлана Владимировна в разговоре, который состоялся у нас после занятия. — Все мои ученики уже имеют опыт работы в церковном хоре, им просто нужно помочь, направить их в нужное русло, что мы и делаем на курсах. Для тех, у кого нет музыкального образования, проводится еще занятие по музыкальной грамоте.

В следующем году исполнится двадцать лет, как Светлана Владимировна служит регентом. Будучи студенткой Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова (училась на дирижерско-хоровом отделении), она пела в Саратовском губернском театре хоровой музыки под управлением Людмилы Алексеевны Лицовой. После завершения учебы проблем с трудоустройством не возникло. А через два года судьба сделала крутой поворот, предначертав ей служение Богу. Неожиданно для себя самой она стала регентом в Свято-Троицком соборе г. Саратова, куда однажды привели ее друзья.

— Я поняла, что это то, чем я хотела бы заниматься всю свою жизнь, — призналась Светлана Владимировна.

Уже несколько лет С. В. Хахалина совмещает свою службу регента с преподавательской деятельностью в регентском училище и Саратовской православной духовной семинарии, она руководит архиерейским и любительским хорами. И вот теперь еще повышает квалификацию коллег на курсах, передавая им свои знания и опыт. Хорошо помнит, как когда-то сама находилась в роли ученицы, с чистого листа постигая науку церковного пения. С благодарностью вспоминает всех, кто ей тогда помогал, говорит, что и сейчас продолжает учиться.

Регент (в пер. с лат. «правящий, управляющий») — больше, чем просто дирижер. Он должен знать Устав Церкви, контролировать общность и согласованность звучания, следить за чистотой пения. Как выразилась Светлана Владимировна, он должен уметь заставить и убедить всех пойти за собой и при этом не брать на себя роль паровоза. И главное — найти бесценному богатству песнопений подобающую форму исполнения, которая сделает церковное пение выразительным, строгим и в то же время музыкальным. Чтобы через музыку лилась искренняя молитва к Богу, и людям хотелось идти в храм.

Выбор репертуара — тоже задача регента.

— Существует очень много вариантов одного и того же песнопения. И каждый регент выбирает их по своему вкусу, — рассказывала Светлана Владимировна. — У себя в хоре мы стараемся постоянно обновлять репертуар и всегда придерживаемся церковных традиций, отдаем предпочтение произведениям наших известных композиторов, живших на рубеже XIX–XX веков, — А. Т. Гречанинова, П. Г. Чеснокова, А. Д. Кастальского, Б. М. Ледковского, С. В. Рахманинова. Они писали для хоров такого высокого уровня, что, к сожалению, сегодня не в каждом храме это могут исполнить. Чтобы исполнять такую музыку, нужен хороший хоровой состав.

«Ничто так не возвышает и не окрыляет душу, не отрешает от земли, не избавляет от уз тела, не располагает любомудрствовать и презирать все житейское, как согласное пение и стройно составленная божественная песнь». Эти возвышенно-поэтические строки святителя Иоанна Златоуста для каждого регента как путеводная звезда, указующая дорогу к той высоте, к которой он должен стремиться в своем творчестве. Путь нелегкий, но почетный, дело это угодное Богу, достойное занятие для всех христиан.

«Бог повелевает, чтобы твоя жизнь была псалмом, который слагался бы не из земных звуков (звуками я именую помышления), но получал бы сверху, из небесных высот, свое чистое и внятное звучание. Слушатели этого псалма суть в иносказании те, кому ты подаешь пример достойной жизни».

Святитель Григорий Нисский

«Облеки свою жизнь в песню. Прошу тебя, облеки жизнь в песню: тогда ты сможешь ощутить гармонию жизни и свою связь с гармонией…»

Святитель Николай Сербский

«Почему псалмы поются мерным тактом и на распев. Господь, желая, чтобы мелодия слов была символом духовной гармонии души, назначил петь псалмы мерно и читать их на распев… Сопровождать псалмы пением означает не заботливость о благозвучии, а знак гармонического состояния душевных помыслов… Хорошо поющий настраивает свою душу и как бы из неровности приводит ее в ровность…»

Святитель Афанасий Александрийский

«Пение искусное приятно людям на краткое время, а пение благоговейное угодно Богу и людям полезно, вводя в них дух, которым оно дышит».

Святитель Филарет Московский

«Надлежит всегда помнить и сознавать, что церковное пение есть молитва и что пение молитв должно совершаться благоговейно, для возбуждения к молитве стоящих в Церкви… Вместе с тем поведение поющих должно быть благоговейным и соответственным высокому званию церковных певцов, соединяющих голоса свои с голосами Ангелов».

Святитель Иоанн Сан-Францисский

«Можно петь и без голоса, когда душа внутри издает звуки, потому что мы поем не для людей, но для Бога, Который может слышать сердца и проникать в сокровенную глубину нашей души… При таком песнопении, будет ли кто стар или молод, или с грубым голосом, или совершенно не знаком со стройностью пения, в том не будет никакой вины. Здесь требуется целомудренная душа, бодрый ум, сердце сокрушенное, помысл твердый, совесть чистая. Если с такими качествами ты вступишь в святый хор Божий, то можешь стать наряду с самим Давидом».

Святитель Иоанн Златоуст

«Горе и тебе, регент, великое горе, если в деле твоем ты даешь место лени, холодности, рассеянности, если не вникаешь в божественный смысл песнопений, не трепещешь пред величием его; если, воспевая Бога, витаешь мыслями в местах сутолоки житейской. Если так, вспомни слова писаний: «Проклят всяк, творящ дело Божие с небрежением» (Иерем. 48, 10). Горе тому хору, который мешает молиться либо чересчур сладкой чувственной музыкой, либо враньем, способным возмутить даже необученный слух простолюдина, природным чутьем постигающего фальшивое звучание. Горе и тому хору, который подает дурной пример молящимся своим поведением: разговаривает, хохочет, возится на клиросе, спевается во время чтения псалмов и, вообще, будто не в церкви себя чувствует, совершенно не вникая в смысл службы. В таком поведении певчих, производящем соблазн в молящихся и невольно кладущем особый нецерковный колорит на все пение хора, больше всего виноват бывает регент, ибо ему поручено не только руководство музыкальной стороной дела, но и соблюдение порядка возможно строгого, и даже, отчасти, религиозно-нравственное воспитание певцов».

Источник

Что такое клирос в храме?

Клирос – это особое место в православном храме, где размещаются певцы церковного хора. Как правило, клирос размещается на солее – это небольшое возвышение, на котором находится алтарь, священник стоит во время проповеди.

Клирос находится по левую и правую руку от алтаря. На правом клиросе принято ставить самых опытных певцов (их еще называют «праздничными»), а на левом тех, которое исполняют простые песнопения («обиходные» певцы). Это богослужебное место, куда не разрешается подниматься любому верующему. Чтобы посетить клирос, как и колокольню, требуется получить специальное благословение от настоятеля храма.

Также клиросом называют сам церковный хор, исполняющий песнопения в храме.

Из истории

Петь в церкви начали еще в раннем христианстве. Однако в те времена разделения на молящихся и поющих не было: песнопения могли исполнять все, кто находился в храме. Это было важно для дополнительного сплочения собравшихся.

Постепенно началось разделение, из верующих стали формировать первые церковные хоры, называемые клиросом.

Когда христианская вера разделилась на католическую и православную, стала особенно заметной разница в манере церковного пения. Если католики отдавали предпочтения хоралам, исполнявшимся под аккомпанемент какого-нибудь инструмента (чаще, органа), то в православии преимущественно было крюковое или знаменное пение.

Современные песнопения в церкви

Сейчас церковный хор размещают по традиции на солее или на специально построенном возвышении над собравшимися верующими. Это стали делать, чтобы повысить качество звука участников хора: когда они поют сверху, звук становится объемнее и лучше. Особенно хорошо это заметно в камерных уютных храмах, где хорошая акустика.

В современных церквях хор преимущественно исполняет партесное (многоголосное хоровое исполнение) пение. Произведения конкретных композиторов исполняются крайне редко, так как большинство настоятелей убеждены, что таким песнопениям не место в церкви, они должны исполняться только в концертных залах.

В последнее время набирает популярность знаменное (одноголосное хоровое исполнение) пение. Священники отдают ему предпочтение, так как песнопение в этом случае становится молитвеннее и строже. Исполнять его значительно сложнее, так как требуются специфические певческие навыки и абсолютный слух.

Кому разрешается петь на клиросе?

На клирос певчие имеют право подняться, только получив благословение настоятеля. Также во время службы считается нежелательным, если хору начинает подпевать кто-то из присутствующих.

На клиросе собирают певчих с хорошим голосом и слухом, приветствуется наличие музыкального образования. При этом до сих пор в церквях встречаются так называемые «народные хоры», состоящие из людей без голоса и слуха, как правило, пожилых женщин. Слушать их труднее, молиться под подобное пение крайне проблематично, но сохранять его приходится, так как люди поют со всей душой, для многих очень важно, выступать каждую неделю на службах.

Руководит такими народными хорами псаломщик, а к профессиональному хору приставляют регента.

Бытует мнение, что певчие в церкви получает как бы прямой пропуск в Царствие Небесное. По этой причине многие так желают получить место в хоре. В действительности это не так. Более того, оказавшись на клиросе, следует быть особенно осторожным, так как человека может погубить гордость и тщеславие. С этими чувствами нередко приходится сталкиваться многим верующим.

Каждый певец должен помнить, что цель его пения – помочь верующим настроиться на молитвенный лад. Создать для них соответствующую атмосферу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *