иисус с мечом что означает
«Купи меч…»
Удивляет слово «довольно», сказанное вслед за тем, как апостолы указали на два имеющихся меча. Создается впечатление, что Христос говорил о чем-то ином, а не о холодном оружии. Подобных случаев непонимания в Евангелии достаточно. Например, Христос говорит ученикам беречься закваски фарисейской и саддукейской, а они думают, что Господь говорит о простом хлебе, тогда как они никакой еды с собой не имеют. «Хлеб» и «меч» есть не только обычные хлеб и меч, но также и имена таких родовых, общих понятий, как «пища» и «оружие». Достаточно сказать, что, принося благодарение перед едой, еврею достаточно произнести благодарение только над хлебом. В этом случае вся пища, сколько бы ее ни было на столе, будет благословлена. Хлеб в полном смысле слова – всему голова, не просто один из видов пищи, а пища вообще.
Христос, очевидно, повелевает апостолам вооружиться, используя это слово. Но они, видимо, не понимают Его слова глубоко и полностью, относя сказанное к обычному оружию. То, что Христос не имеет в виду воинские доспехи, становится понятно по Его реакции: «Довольно», – что похоже на слова: «Хватит об этом». Этими мечами, которых «довольно», Он запретил пользоваться в Гефсимании, что еще более заставляет искать духовный смысл слов об оружии.
Во-первых, все сказанное на тайной вечери, выходит далеко за рамки слов, обращенных только к конкретным участникам прощальной беседы. Христос видит перед Собой будущий ход истории, он знает, что Его ждет, что ждет Его учеников. Он обращается к ним, но знает, что слово Его не затихнет в веках, а будет звучать столетиями в сознании миллионов верующих. Некоторые из слов, прозвучавших на тайной вечери, такие как «Приимите, ядите. Сие есть Тело Мое», звучат на каждой литургии. Покуда совершается Евхаристия, эти слова более чем историчны. Они всеисторичны. На слова о мече можно смотреть под таким же углом зрения.
Меч – это слово Божие. Об этом говорит неоднократно апостол язычников – Павел. «И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6: 17). И еще: «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» (Евр. 4: 12).
Если мы согласимся с тем, что Господь смотрел на апостолов и говорил с ними, а видел всех нас и обращался к нам тоже; если мы примем ту мысль, что под мечом понимается слово, то выводы придут сами собой.
Это, собственно, один единственный вывод, который звучит примерно так: не жалея сил и средств, вооружайтесь правильным пониманием Писаний. И это занятие должно занимать нас тем более, чем большее сходство с Гефсиманской ночью мы усматриваем в нашей земной реальности. Ведь эти слова Господь сказал накануне страданий. Не только ночь тогда чернела за окнами, но сам воздух истории потемнел в предчувствии немыслимого злодеяния – убийства Праведника.
Слова «продай одежду свою и купи меч» могут означать то, что приобретение духовных знаний сопряжено с издержками и сложностями. Их не стоит бояться, даже если речь идет о продаже верхней одежды! Вновь высота евангельских требований ужасает и зовет в гору.
Давид в псалмах неоднократно воспевал закон Господень. Слова Бога он называл более сладкими, чем мед, и более драгоценными, чем золото и отборные драгоценные камни. Стремиться к подобной любви предстоит и нам. Если слова Господа для человека не дороги, то вряд ли он сможет снять с себя рубаху ради постижения их смысла. Он именно должен ощущать себя человеком, приобретающим посредством Писаний нечто более дорогое, чем рубины или сапфиры.
Но вернемся к «мечу». Слово Божие сладко и драгоценно, как мед и золото. Но оно же и остро и убийственно для врагов и опасно для тех, кто не умеет им пользоваться. Оно, то есть, характеризуется всем тем, что можно сказать об оружии. Поскольку Христос есть не только Новый Законодатель, но и единственный совершенный Исполнитель Закона, то Он и показывает нам, как пользоваться мечом слова.
Полюбить Писание и открыть в нем для себя источник силы и смысла предстоит нам. И эта жажда живой воды должна быть столь сильна, что даже продажа одежды ради достижения цели не должна выглядеть непреодолимым препятствием.
Христос принёс меч и разделение? Что это значит?
«Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение» (от Луки 12:51).
«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (от Матфея 10:34).
Святой Иоанн Богослов в Откровении видел Сына Человеческого, сидящего посреди семи светильников, а из уст Его выходил острый с обеих сторон меч.
«Он держал в деснице Своей семь звёзд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лицо Его, как солнце, сияющее в силе своей» (Откровение 1:16).
Меч, исходящий из уст, что иное, как не слово Божие, слово истины? Этот меч и принес Иисус Христос на землю, принес ради спасения мира, но не ради мира добра со злом. И ныне, и присно, и во веки веков.
Правильность этого толкования подтверждают дальнейшие слова Христа:»ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее», и, если сын пойдет за Христом, а отец останется во тьме лжи, меч истины Христовой разделит их.
Но не пойми это так, что тот, кто познает и возлюбит Христа, должен сейчас же телесно отделиться от своих родных. Это неправильно. Об этом не говорится. Достаточно отделиться душою и не принимать в нее помыслов и дел неверующих. Ибо, если верующие немедленно отделились бы от неверующих, в мире образовалось бы два враждебных лагеря. Кто бы тогда учил и исправлял неверующих? Сам Господь три года терпел рядом с Собой неверного Иуду.
Мудрый апостол Павел пишет: неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим.
«Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы»(1Кор.7:14).
В заключение приведу тебе духовное толкование этих слов Христа Феофилактом Охридским: “Под отцом, матерью и свекровью подразумевай все ветхое, а под сыном и дочерью — все новое. Господь же хочет, чтобы Его новые Божественные заповеди победили наши старые греховные привычки и обычаи”».
Св. Николай Сербский.
Итак, меч ХРИСТОВ есть меч духовный, Слово БОЖИЕ.
ХРИСТОС не мир принёс, а меч,
чтоб в мiре и в душе отсечь
от правды – ложь, от света – тьму,
се – шаг к спасенью твоему.
«Не мир пришел Я принести, но меч»
Следующая часть наставления касается того, как вера в Иисуса может сказаться на взаимоотношениях человека с его близкими:
Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его ( Мф. 10:34–36 ).
В Евангелии от Луки мы находим похожие слова: Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей ( Лк. 12:51–53 ).
Современный исследователь, автор одной из «революционных биографий» Иисуса, считает, что Иисус здесь восстает против «патриархального шовинизма», характерного для Средиземноморья Его времени. Стандартная семья включала пять членов: отца и мать, их сына с женой и незамужнюю дочь; все они жили под одной крышей. Линия разделения, отмечает исследователь, проходит между поколениями: Иисус обрушивается на семейный уклад, предполагающий власть старшего поколения над младшим, родителей над детьми. Его идеал – то Царство Божие, в котором нет места злоупотреблению властью.
В этом толковании заслуживает внимания лишь один момент: если читать текст буквально, то линия разделения в самом деле проходит между поколениями. Иисус не говорит, что Он пришел разделить мужа с женой, брата с сестрой; Он не говорит, что муж, любящий жену больше, чем Его, или жена, любящая мужа больше, чем Его, недостойны Его. Но действительно ли слова Иисуса означают, что водораздел будет проходить только и исключительно между поколениями?
Прежде всего мы должны отметить, что эти слова являются парафразой слов пророка Михея: Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка – против свекрови своей; враги человеку – домашние его ( Мих.7:6 ). Именно в этом тексте сын противопоставлен отцу, дочь – матери, невестка – свекрови. Отсутствием в цитате упоминаний о других родственных связях можно объяснить отсутствие таковых и в речи Иисуса. Кроме того, мы можем вновь вспомнить слова Иисуса, обращенные к ученикам: Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную ( Мф. 19:29 ). Здесь, помимо представителей старшего и младшего поколений, присутствуют представители одного поколения (братья, сестры, жена).
Общий контекст наставления, адресованного ученикам, которых Иисус посылает на миссионерское служение, однозначно говорит в пользу того, что центральным пунктом этого наставления является вера в Него, готовность преодолевать препятствия ради проповеди Его учения.
К числу этих препятствий относится возможное неприятие проповеди апостолов их ближайшими родственниками. Как мы видели, родственники Иисуса, во всяком случае поначалу, крайне негативно восприняли Его проповедь и избранный Им образ жизни. Поскольку ученик не выше учителя ( Мф. 10:24 ), то и апостолы могут ожидать аналогичную реакцию на свою проповедь от родственников и домашних.
Слова о том, что Иисус принес на землю не мир, но меч, на первый взгляд резко контрастируют с тем, что Он выше говорил ученикам о мире, который они должны приносить с собой в дом. Учитывая то огромное значение, которое понятие мира имело в семитской традиции, данное изречение Иисуса могло восприниматься его слушателями как провокационное. Могло создаться впечатление, что Он покушается на одну из основополагающих ценностей человеческого бытия, имеющих источник в Самом Боге. Семья тоже воспринималась как абсолютная ценность, и вторжение в семейный быт, результатом которого становится конфликт между поколениями, не могло оцениваться положительно.
Между тем речь здесь идет о другом, и слово «мир» употребляется не в бытовом смысле. Речь вообще не идет о семейном быте, семейной жизни, взаимоотношениях между родственниками. Мечом, рассекающим в том числе и семейные связи, является вера в Иисуса, готовность следовать за Ним. Иисус говорит о тех случаях, когда эта вера оказывается не объединяющим, а разделяющим фактором, то есть когда одни члены семьи принимают Его учение, а другие ему агрессивно сопротивляются.
Образ меча будет использован в Послании к Евреям применительно к слову Божию: Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные ( Евр. 4:12 ). Здесь меч слова Божия представлен как вносящий разделение в естество одного человека. В проповеди Иисуса меч веры разделяет членов одной семьи.
из уст Его выходил острый с обеих сторон меч | Имеющий острый с обеих сторон меч | мечом уст Моих | Из уст же Его исходит острый меч
В этом выражении используется греческое слово ρομφαια, обозначающее длинный одноручный или двуручный меч. В Ветхом Завете еврейское слово חרב – “хереб” (меч), встречается около 400 раз, причем в Септуагинте (греческом переводе) примерно в 200 случаях оно переводится как ρομφαια, а другие 200 мест предлагают в качестве перевода другое греческое слово – μάχαιρα, которое в античности широко применялось к обозначению всяких режущих предметов, от бытовых ножей до мечей.
Из Ветхого Завета становится понятным образ, в котором слово или язык представлен в качестве оружия:
Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы–копья и стрелы, и у которых язык–острый меч (μάχαιρα) ( Пс.56:5 ).
Вот они изрыгают хулу языком своим; в устах их мечи (ῥομφαία): `ибо’, [думают они], `кто слышит?’ ( Пс.58:8 ).
Укрой меня от замысла коварных, от мятежа злодеев, которые изострили язык свой, как меч (ῥομφαία); напрягли лук свой–язвительное слово ( Пс.63:3-4 ).
Ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч (μάχαιρα) обоюдоострый (δίστομος, в еврейском тексте такого слова нет) ( Прит.5:4 ).
Исайя пророчествует о пришествии Иисуса Христа такими словами:
Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние: Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое; и соделал уста Мои как острый меч (μάχαιρα); тенью руки Своей покрывал Меня, и соделал Меня стрелою изостренною; в колчане Своем хранил Меня ( Ис.49:1-2 ).
Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого ( Ис.11:4 ).
На это пророчество, впоследствии, ссылается апостол Павел:
И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего ( 2Фес.2 ;8)
Также апостол Павел сравнивает слово Божие с мечём:
Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча (μάχαιρα) обоюдоострого (δίστομος): оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные ( Евр.4:12 ).
А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч (μάχαιρα) духовный, который есть Слово Божие ( Ефес.6:16-17 ).
Выражение ῥομφαία δίστομος (“меч обоюдоострый” т.е. острый с обеих сторон) в Ветхом Завете встречается всего один раз в 149 псалме:
Да торжествуют святые во славе, да радуются на ложах своих. Да будут славословия Богу в устах их, и меч обоюдоострый (חרב פיפיות – хереб пифийот) в руке их, для того, чтобы совершать мщение над народами, наказание над племенами, заключать царей их в узы и вельмож их в оковы железные, производить над ними суд писанный. Честь сия – всем святым Его. Аллилуия ( Пс.149:5-9 ).
В Откровении образ Иисуса, который имеет в устах меч встречается 5 раз:
Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч (ῥομφαία δίστομος); и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей ( Откр.1:16 ).
И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч (ῥομφαία δίστομος) ( Откр.2:12 ).
Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом (ῥομφαία) уст Моих ( Откр.2:16 ).
Из уст же Его исходит острый меч (ῥομφαία), чтобы им поражать народы ( Откр.19:15 ).
А прочие убиты мечом (ῥομφαία) Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами ( Откр.19:21 ).
Интересно, что в Откровении слово ρομφαια используется во всех случаях, касающихся описания Иисуса Христа и один раз при описании всадника на бледном коне ( Откр.6:8 ). В случаях же упоминания раны зверя ( Откр.13:14 ), описания всадника на рыжем коне ( Откр.6:4 ) и в выражении: “кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом” ( Откр.13:10 ), используется слово μάχαιρα. Кроме того слово ρομφαια, помимо Откровения, встречается в Новом Завете всего один раз, в Евангелии от Луки:
Далее рассмотрим толкования образа Иисуса, который имеет в устах обоюдоострый меч.
Священномученик Викторин Петавийский (230-303/4):
Посредством острого с обеих сторон меча, выходящего из уст Его, указывается, что это – Он Сам, сейчас принесший всему миру блага Евангелия, а раньше, через Моисея, знание законов. Но поскольку весь род человеческий – как Ветхого, так и Нового Завета – будет судиться тем же самым Словом, то поэтому Он назван мечом. Меч вооружает воина, меч убивает врага, меч карает дезертира. Чтобы показать апостолам, что Он возвестил правосудие, Он говорит: не мир пришел Я принести, но меч ( Мф.10:34 ). И после того, как завершил притчи, Он говорит им:поняли ли вы все это? Они говорят: так. Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое ( Мф.13:51-52 ). Новое – слова Евангелия, старое – [слова] закона и пророков. Что это вышло из Его уст, [открывается в том, что] Он сказал Петру: пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир, – то есть два динария, – за Меня и за себя ( Мф.17:27 ). И Давид схожим образом говорит через Духа: Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это ( Пс.61:12 ), ибо однажды постановил Господь от начала [то], что будет до самого конца. Таким образом, это – два Завета, которые, в зависимости от восприятия времени, называются или двумя динариями, или Новым и Ветхим, или мечом, острым с обеих сторон. Наконец, поскольку сам Судья поставлен Отцом, желая указать на это, – ибо люди будут судиться словом [Его] проповеди, – Он говорит: вы думаете, что Я буду судить вас в последний день? Слово, которое Я говорил, оно будет судить в последний день ( Ин.12:48 ). И Павел говорит фессалоникийцам об антихристе:которого Господь убьет духом уст Своих ( 2Фес.2:8 ). Следовательно, [дух] этот – меч, острый с обеих сторон, выходящий из ус т Его[1].
Острый меч означает или два Завета, или то, что мы читаем о Премудрости: закон и кротость на языке у нее ( Притч.31:26 ), то есть суд и мил ость[4].
Блаженный Иероним Стридонский (ок. 347 — 30.09.419/20):
Эти, ликующие на постелях своих, – говорится о святых, говорится о мужах совершенных, – что еще есть у них? И мечи обоюдоострые в руках их ( Пс.149:6 ). Мечи обоюдоострые, мечи святых остры с обеих сторон. Мы читаем в Иоанновом Откровении, что читается и принимается в Церкви – ибо находится не среди апокрифов, но среди церковных писаний, о Господе Спасителе: И из уст его выходил острый с обеих сторон меч. Таким образом, видишь, святые приняли эти обоюдоострые мечи, которые они держат в руках, из уст Господа. То есть Господь подает ученикам Своим меч из уст Своих, меч обоюдоострый, то есть слово учения Своего. Меч обоюдоострый – и исторически, и аллегорически, и по букве, и по духу. Меч обоюдоострый, поражающий противников и защищающий Своих. Меч обоюдоострый – этот обоюдоострый меч заточен с двух сторон: Иоанн говорит и о настоящем веке, и о будущем; и здесь поражает противников, и в вышних открывает Царство Небесное[1].
Латинский христианский писатель Фульгенций, епископ Руспийский (467-533):
Так, Исаия говорит о Сыне: жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого ( Ис.11:4 ). О котором и апостол говорит: которого Господь Иисус убьет духом уст Своих ( 2Фес.2:8 ). Также Сам единственный Сын Божий обозначает этого Духа уст Своих, вдыхая после Своего воскресения в учеников, говорит: примите Духа Святого ( Ин.20:22 ). Действительно, из уст Самого Господа Иисуса, говорит Иоанн в Апокалипсисе, потому что выходил острый с обеих сторон меч. Следовательно, Дух уст Его – это сам меч, выходящий из Его уст[1].
Святитель Андрей, архиепископ Кесарии Каппадокийской (ок. VII в.):
Обоюдуострым мечем называет или нечестивых отлучение, «острейшее паче всякого меча обоюдуостра» ( Евр. 4:12 ), или меч духовный, поражающий нашего внутреннего человека[5].
Мечем обоюдуострым называет или Евангельское учение, образующее сердце и отделяющее верных от нечестивых, или же осуждение, отсекающе е нечестивых[2].
Оружием называется наказание, которое будет послано на нечестивых и грешников по праведному суду и повелению, произнесенному из уст Божиих[4].
Епископ Примасий Карфагенский (VI век):
Ромфея (ῥομφαία) же – ниспосланные заповеди, каковыми побеждаются по Божьей воле высокомерные – а те, которые под законом согрешили, по закон у осудятся ( Рим.2:12 )[3].
Церковный писатель Апрингий († сер. VI в.):
Сказано, что из уст Его исходит острый меч, который есть власть закона и строгость Судящего. Он сохраняет острие для правосудия, чтобы все разделять и полагать предел деяниям каждого[4].
Византийский богослов Экумений, епископ Триккский (†. ок. 945 г.):
Видение, давая точнейшее описание, помещает [меч] в уста. Этим обозначено, что все имеет бытие по Слову Божию и тот, кто в чем-либо преступает Его веления, не останется безнаказанным[4].
Кесарий, митрополит Арелатский (470 – 543):
Под обоюдоострым мечом понимается власть Христа, которой защищаются праведные и наказываются неправедные[4].
Каждое из семи посланий Асийским церквам начинается одним из описаний Иисуса Христа, содержащимся в первой главе. Образ Иисуса, который имеет в устах обоюдоострый меч, также присутствует среди этих упоминаний:
[1] Толкование Священного Писания. Введенский мужской ставропигиальный
монастырь Оптина Пустынь https://bible.optina.ru/new:otkr:01:16
[2] Толкование Священного Писания. Введенский мужской ставропигиальный
монастырь Оптина Пустынь https://bible.optina.ru/new:otkr:02:12
[3] Толкование Священного Писания. Введенский мужской ставропигиальный
монастырь Оптина Пустынь https://bible.optina.ru/new:otkr:02:16
[4] Толкование Священного Писания. Введенский мужской ставропигиальный
монастырь Оптина Пустынь https://bible.optina.ru/new:otkr:19:15
[5] Толкование Священного Писания. Введенский мужской ставропигиальный
монастырь Оптина Пустынь https://bible.optina.ru/new:otkr:01:15
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Не мир пришел я принести, но меч: 3 смысла фразы
Есть в Библии жуткая фраза «не мир пришёл я принести, но меч» (Мф. 10:36). Что за странное утверждение? Быть может, его прояснит правильное толкование? Или в любом случае здесь говорится о неком агрессивном настрое христианства. Давайте разбираться.
Фразу «не мир пришёл я принести, но меч» Иисус Христос произносит в Евангелии от Матфея
Эту фразу Спаситель произносит в Евангелии от Матфея. Полностью она выглядит так:
«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее ».
Это часть наставлений, которые Иисус Христос обратил к своим 12 ученикам.
Пожалуй, Новый Завет содержит всего несколько столь же странных фраз. У многих людей, которым христианство симпатично, такое высказывание вызывает множество вопросов и возражений.
Как так? Иисус Христос учит любви, и вдруг мы видим, что говорит Господь столь ужасающие вещи.
3 смысла этой фразы: перекличка с Писанием, новые ценности, преувеличение
Очень подробный разбор этой фразы сделал Игумен Пётр (Мещеринов). Он выделил 3 смысла:
Спаситель был очень образованным в богословском плане человеком. Обращаясь к слушателям, он явно надеялся на то, что они поймут, на какие слова пророка ссылается Иисус Христос. А речь вот об этом фрагменте:
«Горе мне! ибо со мною теперь — как по собрании летних плодов, как по уборке винограда: ни одной ягоды для еды, ни спелого плода, которого желает душа моя. Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми; все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть. Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело. Лучший из них — как терн, и справедливый – хуже колючей изгороди, день провозвестников Твоих, посещение Твое наступает; ныне постигнет их смятение. Не верьте другу, не полагайтесь на приятеля; от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих. Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка – против свекрови своей; враги человеку — домашние его. А я буду взирать на Господа, уповать на Бога спасения моего: Бог мой услышит меня».
Иисус Христос хорошо знал Писание и ссылался на него в Своих высказываниях.
Мы видим здесь дословные цитаты из книги ветхозаветного автора. Это важный фундамент для тех наставлений, которые даёт Иисус Христос ученикам. В 10-ой главе Евангелия от Матфея он посылает их на проповедь. Не ясно, осознают ли до конца апостолы те риски, которые им предстоят.
Но в любом случае им требуются слова ободрения. Спаситель напоминает о пророчестве, показывая, что ученика предстоит великая миссия. В то же время Он предупреждает о грядущих опасностях этого сложного пути.
Можно подумать, что Иисус Христос науськивает учеников против их семей. Это не так. Спаситель не пытается сказать, что семья — это плохо. Он просто говорит о том, что важно правильно расставить приоритеты.
Сегодня мы живём не в том мире, в котором выросли апостолы. Они жили в обществе с ветхозаветным строем. Тогда особым предметом гордости людей была принадлежность их к роду Израиля. Евреи — избранный народ. Кровь, род — всё это очень важно для их современников.
Вспомним начало одного из Евангелий, где подробно приводится родословная Иисуса Христа. Видно, что для автора важно происхождение Спасителя. Но Иисус говорит, что личность куда важнее семейных и родовых уз. Мы не должны держаться за прошлое, если хотим привнести нечто прошлое. Конечно, нет нужды бежать от семьи. Но если она препятствует твоей великой цели, нужно делать выбор. Иногда он бывает тяжёлым.
Да, не всегда человек может точно знать, что его цель достойна. Но в данном случае он полагается на авторитет Христа.
Иисус Христос использует особую фигуру речи — гиперболу, то есть преувеличение. Игумен Пётр (Мещеринов) пишет:
«Слово ”возненавидит” здесь не выступает в собственном своём смысле, а показывает как бы максимальность дистанции до своего противоположения — то есть до понятия «любовь». Смысл здесь тот, что любить Христа нужно несравненно больше, чем отца, мать, жену, детей, братьев, сестёр и саму свою жизнь. Это не значит напрямую ненавидеть всё это; да у нас и не получится это сделать, потому что Сам же Бог, сказавший такие жёсткие слова, вложил в нас естественную любовь к жизни, к родителям, к родственникам, Сам дал заповедь о любви к людям. Это значит, что любовь к Богу должна быть настолько больше, принципиально, качественно значимее и сильнее, насколько ”ненависть” отстоит от ”приязни”».
Иисус Христос не призывает бросать семью ради веры
В религиозной жизни нередки случаи, когда молодые люди, чьи взгляды не приняли родители, рвут с семьями. Это не христианский путь.
Не забываем, что Священное Писание — это не одна цитата, а богатейший контекст. Призывы Христа из рассматриваемой фразы существуют в окружении фундаментальных понятий: сострадания, любви, доброты, заботы. Всё это верные способны духовной жизни.
Христиане должны не бежать от ближних, а прощать их, стремиться к ним. Отличный пример — это евангельская притча о возвращении блудного сына. Она показывает истинно христианское отношение к людям, поэтому и фразу об отсечении родственных связей не стоит понимать буквально. Фото: upload.wikimedia.org
Только эгоист ради своего благо может порвать с семьёй. В действительности же христианин должен пытаться наладить отношения до последнего. Лишь в крайних случаях есть смысл говорить о том, что вражда преодолела критическую отметку и дороги назад нет. В конце концов, жизнь не бесконечна, чтобы стучаться в закрытую дверь.
Но в то же время христианин должен оставаться готовым простить родного человека, как любящий отец из притчи прощает блудного сына.
В толковании говорит, что удаляться от родных можно, только если они препятствуют в вере
Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский в «Толковании на Евангелие от Матфея» писал:
«Не всегда хорошо согласие: бывают случаи, когда хорошо и разделение. Меч означает слово веры, которое отсекает нас от настроения домашних и родственников, если они мешают нам в деле благочестия. Господь не говорит здесь, что должно удаляться или отделяться от них без особенной причины, — удаляться должно только в том случае, если они не соглашаются с нами, а скорее препятствуют нам в вере».
Это толкование перекликается с идеями многих других христианских комментаторов. Нигде меч у Иисуса Христа не рассматривают, как орудие убийства или кары. Меч — это образ слова, но не войны. Соответственно и сам отрывок следует интерпретировать в мирном контексте.
Святитель Николай Сербский утверждал, что это метафорическое выражение о том, чтобы отбросить всё лишнее
Святитель Николай Сербский предостерегал от буквального понимания этой фразы:
Святитель говорил, что меч — это фигуральное понятие:
Меч, родные и т.д. — это только образы, их не надо понимать прямо
«Чем же отсечешь, Господи? Мечом истины. Или мечом слова Божия, так как это одно. Апостол Павел советует нам: возьмите меч духовный, который есть Слово Божие. Святой Иоанн Богослов в Откровении видел Сына Человеческого, сидящего посреди семи светильников, а из уст Его выходил острый с обеих сторон меч. Меч, исходящий из уст, что иное, как не слово Божие, слово истины? Этот меч и принес Иисус Христос на землю, принес ради спасения мира, но не ради мира добра со злом. И ныне, и присно, и во веки веков.
Правильность этого толкования подтверждают дальнейшие слова Христа: ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее, и, если сын пойдет за Христом, а отец останется во тьме лжи, меч истины Христовой разделит их. Истина не дороже ли отца? И если дочь пойдет за Христом, а мать будет упорствовать в отрицании Христа, что общего может быть у них? Христос не слаще ли матери. То же самое между невесткой и свекровью ее».
А вот отделяться от родных — это неправильно. Такое понимание приводит человека к ошибке. Отделение происходит на другом уровне — умственном:
«Но не пойми это так, что тот, кто познает и возлюбит Христа, должен сейчас же телесно отделиться от своих родных. Это неправильно. Об этом не говорится. Достаточно отделиться душою и не принимать в нее помыслов и дел неверующих. Ибо, если верующие немедленно отделились бы от неверующих, в мире образовалось бы два враждебных лагеря. Кто бы тогда учил и исправлял неверующих? Сам Господь три года терпел рядом с Собой неверного Иуду. Мудрый апостол Павел пишет: неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим».
Святитель Николай Сербский — самый проницательный толкователь этого отрывка. Он понял, что здесь речь идёт об образах, так что понимать слова Спасителя прямо нельзя. Фото: azbyka.ru
То есть семья была и остаётся важной христианской ценностью. В конце святитель делал такое резюме:
«В заключение приведу тебе духовное толкование этих слов Христа Феофилактом Охридским: «Под отцом, матерью и свекровью подразумевай все ветхое, а под сыном и дочерью – все новое. Господь же хочет, чтобы Его новые Божественные заповеди победили наши старые греховные привычки и обычаи».
Таким образом, слова о мече, принесенном на землю, вполне соответствуют Христу Миротворцу и Миродавцу. Он дает Свой небесный елей всем, кто искренне верует в Него».
По глубине толкования святитель Николай Сербский явно превзошёл других комментаторов и ближе всего, убедительнее остальных раскрыл идею Иисуса Христа.