импринт птица что это
Половой импринтинг у птиц
Снегири относятся к птицам, которые всегда выучивают песню отца. Потому что снегиренку, в отличие от многих других птенцов, нужно не только слышать, как поет отец, но и обязательно видеть его, общаться с ним.
В нормальных условиях, в природе, отец птенца — снегирь. А поскольку снегиренка воспитывали канарейки, он и выучил песню отчима.
Ничего страшного в этом нет. Если в клетке появится самочка, снегирь будет вести себя как положено, обзаведется семьей. Правда, сыновья его будут петь канареечную песню. И даже внуки этого снегиря станут исполнять эту же песню.
Есть еще одни птицы, поступающие аналогичным образом. Это зебровые амадины. Если их птенцов выращивает пара бронзовых амадин, то они копируют песню своих родителей. Молодые зебровые амадины, как и снегири, выучивают песню воспитателей и тогда, когда возле них звучат песни птиц их собственного вида.
Однако в отличие от снегиря самец зебровой амадины, став взрослым, все свои ухаживания будет адресовать птицам другого вида, того, что воспитали его, — бронзовым амадинам. Даже если рядом находится самка его вида, которая приветствует его криками, самец не обращает на нее внимания. Он приближается к бронзовой амадине, а она чаще всего старается убежать от него.
Если самца заставить выращивать потомство с самкой своего вида, а через несколько лет перед ним кроме нее снова окажется бронзовая амадина, самец опять остановит свой выбор на ней, начнет ухаживать за ней.
Сестры этого самца тоже будут считать самцов бронзовых амадин лучшими, будут стараться выбрать место на жердочке рядом с ними, а не с самцами своего вида.
Такое аномальное половое поведение развивается в результате импринтинга — неосознанного запечатления — одной из самых ранних форм общения.
Импринтинг оказывает огромное влияние на поведение взрослого животного, и том числе на его выбор полового партнера.
Человек — вроде бы самый неподходящий сексуальный партнер для птицы. Однако галка-самец, выращенный с самого раннего детства человеком, став взрослым, утрачивает способность интересоваться своими соплеменниками. А когда настает пора выбирать невесту, ухаживать за ней, кормить ее при сватовстве, самец приносит мучных червей человеку, воспитавшему его. Человек, естественно, не хочет есть мучных червей, даже взять их в рот отказывается, и тогда птица старается засунуть ему их в нос или в ухо.
Как бы анекдотично это ни выглядело, сейчас известно больше двадцати пяти видов птиц, выросших в домашних условиях, которые считают своим суженым человека.
Половой импринтинг у галок, зебровых амадин и дубоносов происходит относительно рано: когда эти птицы еще сидят в гнезде. У снегирей, ворон, воронов выбор делается позже. Кто будет их половым партнером, окончательно определяется перед тем, как они становятся взрослыми. У некоторых видов птиц аномальное половое поведение сохраняется всю жизнь.
Проблемы птенцов-выкормышей попугаев
Распространено мнение, что выкормленные человеком птенцы попугаев более контактные и ласковые, быстрее привыкают к новым хозяевам, способнее к обучению, меньше подвержены стрессу, чем те, которых выкормили биологические родители. Об этом твердят многие заводчики и зоомагазины. Хорошая реклама, удобная покупателям и выгодная продавцам. Но так ли всё просто и удобно для будущих хозяев попугаев-выкормышей и самих птиц?
источник фото
Кто такие попугаи-выкормыши и откуда они берутся?
Птенцы выкормыши попугаев – это птенцы, которых забирают от птиц родителей на искусственное выкармливание человеком. На это бывает несколько оснований:
1. Птицы-родители не способны выкормить своё потомство. Это происходит по разным причинам:
Из-за нездоровья птиц-родителей.
Из-за неподходящих условий содержания птиц-родителей.
Пара больных попугаев жако в гнездовом домике. Такие больные попугаи не могут выкормить птенцов. источник фото
Так же, попугаи могут выбирать более сильных птенцов, или же совсем бросить кладку при каких-либо рисках. Специальное оборудование – инкубаторы, брудеры, специальные смеси и работа человека снижают риск гибели любых птенцов, помогая вырасти и изначально слабым особям.
2. Как гласит реклама заводчиков и зоомагазинов, такие птенцы изначально становятся ручными и ласковыми, воспринимают человека как родителя и друга.
“Милые и ласковые, как котята птенцы, адаптированные к нашему климату, без экзотических инфекций, быстрее учатся говорить” привлекают покупателей, что естественно, очень удобно заводчикам.
Ручное выкармливание птенцов попугаев – распространённая практика по всему миру, особенно в странах с развитым рынком попугаев, как домашних питомцев.
Каким образом происходит выращивание птенцов, забранных от биологических родителей: яйца забирают в инкубатор, и человек полностью заменяют птенцам родителей, кормя с первых дней вылупления. Птенцов забирают после вылупления. Или же птенцов забирают через время, обычно это возраст 2-5 недель.
В природе же птицы-родители, естественно, не только полностью выкармливают птенцов, но и проводят с ним ещё какое-то время после выхода из гнезда (у некоторых видов попугаев до нескольких лет), занимаясь обучением потомства поведению и жизни на воле. Вот пример докармливания уже взрослого птенца желтохохого какаду родительскими птицами в природе.
Рассмотрим искусственно выкормленных человеком птенцов, именно тех, кого называют выкормышами, т.е. птенцов забранных на искусственное выкармливание до возраста 5 недель.
Физиологические и психологические проблемы птенцов-выкормышей.
Существующие исследования, например опубликованное в журнале Applied Animal Behaviour Science, в 2005 году, показывают, что попугаи, выкормленные человеком, имеют в дальнейшей жизни множество проблем и сложностей, намного больше, чем попугаи, выкормленные своими биологическими родителями, и это ставит главную проблему таких птиц – они болеют, имеют психические проблемы, и как следствие, часто меняют хозяев.
Скачать статью The influence of the breeding method on the behaviour of adult African grey parrots (Psittacus erithacus). Авторы: Rachel Schmid, Marcus Georg Doherr, Andreas Steiger.
Выкармливание человеком не способно заменить птенцам природное, естественное выкармливание биологическими родителями, птицами. Люди, а особенно без специального образования, которыми являются большинство домашних заводчиков и владельцев питомников, не способны даже интуитивно знать как кормить птенца, соблюдать графики и нормы кормления. Птенцы могут получить ожоги зоба и проблемы с пищеварением от неправильной температуры корма, получить слишком много корма, что даёт большую нагрузку, или наоборот, недоедать. Птенцам, особенно в первые недели, так же очень сложно искусственно подселить нужную микрофлору, которую могут дать только птицы-родители. Часто не соблюдаются элементарные правила санитарии, что ведёт к росту патогенных бактерий и заболеваний.
Скриншот из поисковой системы по запросу птенцы жако. Антисанитария, признаки рахита и болезней птенцов попугаев.
В результате, птенцы имеют деформацияю скелета, проблемы с весом (недовес или перевес мышечной массы) из-за чего и внутренние органы развиваются не правильно. Это даёт огромную нагрузку на весь организм в целом.
Больной птенец выкормыш эклектуса (самец). Источник.
Самое главное, что способствует желанию человека завести птенца-выкормыша – это абсолютно ручное поведение птенца. Его не нужно приручать, добиваться ласки и интереса, его можно гладить, чесать и тискать сразу – человек его родитель, сородич и пара одновременно. Т.е., такие птенцы являются импринтами.
Импринтинг – форма запечатления, научения, которому подвержены многие животные, птицы, а высокоразвитые и социальные как попугаи – особенно.
“Запечатление – особая форма научения у животных и птиц, характерная для ранних периодов их жизни. Основной смысл данного инстинктивного запечатления заключается в запоминании определенных признаков объектов, вызывающих в дальнейшей жизни какие-либо поведенческие реакции, в частности образ родителя, полового партнера. Происходит такое запечатление в первые дни и недели жизни. Особенностями импринтинга является то, что запечатление происходит в очень краткий период времени, без какого-либо подкрепления, сохраняется на протяжении всей жизни и данное запечатление необратимо. Образ запомнившегося объекта невозможно изменить.”
Выкормыши имеют в дальнейшем большие проблемы с поведением (в т.ч. и сексуальным), агрессией, криками, фобиями.
Попугаи, в большинстве своём, моногамны. И в человеческом доме они так же выбирают себе партнёра. В случае с импринтами – это может превратиться в настоящий кошмар для человеческой семьи. Выбрав себе партнёра, попугай будет его всячески оберегать и ревновать к остальным членам семьи, детям, гостям и другим животным. Крупные попугаи действительно опасны, они могут оставлять серьёзные травмы. И такое поведение очень сложно контролировать, это требует большой работы хозяина.
Укус попугая какаду. Альбом с фото укусов попугаями.
Истинных импринтов не исправит появление сородича или потенциального партнёра их вида. Попугай-импринт считает себя человеком, и в пару конечно выбирает себе человека. И никакие инстинкты к размножению с партнёром своего вида, если попугай в раннем возрасте совсем не общался с сородичами, не сработают. На этом видео Дениса Романова, самка желтохохлого какаду, импринтированная на человека, проявляет половое поведение, воспринимая человека как самца.
Долго ли задержится в доме неконтролируемое летающее существо с таким серьёзным клювом и острыми когтями?
И, естественно, так же как следствие, мы получаем существо, не редко вымирающего в природе вида, не способное к размножению и выкармливанию потомства.
Важнейший аспект о здоровье и психике, которые, как уже понятно, являются главными проблемами выкормышей, это недополучение физических и умственных нагрузок. Попугаи в природе пролетают до 50 км в день, их тело и мозг постоянно работают и развиваются. Птенцы с момента вылупления познают мир и учатся на протяжении всей жизни. В условиях неволи, не смотря на свои способности к обучению, мало кто из хозяев серьёзно занимается с попугаями. В отсутствии движения и умственных нагрузок, мозг и тело птицы недоразвиваются. Птенцы, выведенные в неволе, которых заводят как питомцев, чтобы те просто говорили и были ручными, не развиваются, постоянно сидя в клетке и/или не видя мир за пределами дома.
Источник
Естественно, когда птица не знает природных движений, вокализации, поведения, в условиях тотальной гиподинамии, это ведёт к нарушениям работы всего организма, появляются боли, психозы, фобии, агрессия, неконтролируемое поведение, самоощипывание как синдром совокупности всех этих аспектов нездоровья. Именно поэтому, распространено мнение, что попугаи – не стрессоустойчивые существа.
Источник
Из-за свойственного человеку, антропоморфизма (мировоззренческая концепция, согласно которой животные и объекты неживой природы наделяются человеческими свойствами), многим действиям попугаев, придаются ошибочные обозначения. Однотипные движения не редко являются не весёлыми танцами смешного попугая, а ни чем оным как стереотипией,
Стереотипия: Функционально автономные патологические движения, которые группируются в ритмическую или сложную последовательность нецеленаправленных движений. У животных и у людей появляются в состоянии физического ограничения, социальной и сенсорной депривации
обсессивно-компульсивным расстройством и прочим анормальным поведением. Люди, в частности, те кто покупаются на ручного говорящего птенца) мало изучают поведение птиц в природе, не понимая, что является нормой или нет. У попугаев много специфичных движений, жестов, звуков. Вот пример типичного стереотипного поведения какаду в стрессе.
Незнание природной речи, вокализации, движений, свойственных своему виду, создает проблему общения выкормыша с сородичами.
Пример как выкормыш синелобого амазона не понимает что от него хочет самка.
Как итог, что мы получаем из милого ручного птенца, содержащегося как питомца – агрессивную, опасную, не стрессоустойчивую, больную птицу. Птица нападает, кричит, боится любых незначительных перемен. Часто болеет.
Таких птиц очень сложно содержать в человечком доме, в человеческой семье. Поэтому, по всему миру появляются приюты для попугаев, и их кол-во растёт, в связи с рекламой этих милых ручных птенцов. Когда же птенцы вырастают, они становятся неудобны, и либо меняют хозяев, либо оказываются в приютах, в странах где такие существуют.
Приюты для попугаев
Общемировая практика попугайских приютов, где в подавляющем большинстве, конечно же, птицы выкормленные человеком (т.к. это основная практика выращивания птенцов попугаев в последние десятилетия) содержат птиц в помещениях большими стаями. Считается, что это один из немногих способов взыграть к социальности попугаев, чтобы они меньше зависели от человека, могли найти себе партнёра, занимались своими делами в стае, как собственно и в природе. К сожалению, это не всегда работает.
В некоторых случаях истинные выкормыши категорически не приемлют других птиц в своём окружении. Они не понимают язык друг-друга, звуки, движения. Им просто не нужны сородичи в близком окружении, таким птицам нужен только человек. В стайном содержании это снова приводит к агрессии, фобиям, ещё более плачевным результатам состояния этих птиц.
Общение в приюте. Попугаи ара не понимают язык друг-друга, проявляют стереотипию и агрессию.
Однако, именно попугаи, по своей природе, высокоадаптивные существа, и некоторые особи способны приспособиться и к такой жизни. Не сразу, на это могут уйти многие годы постоянной работы сотрудников приютов, но птицы начинают воспринимать сородичей и даже создавать пары. Это зависит и от стадий импринтинга в том числе.
В этом есть и плюс и минус приютов – стайное содержание, а оно в большинстве единственно возможное в такие организациях, из-за масштабов кол-ва не нужных хозяевам бывших милых ручных птенцов, может быть и счастьем для проблемных птиц, и стать настоящим кошмаром. Сейчас забирание на докорм уже не всегда считается хорошей практикой.
В некоторых странах, например в Германии, Нидерландах, где давно практикуется искусственное выкармливание птенцов попугаев, запрещено заводить социальных существ, таких как попугаи, в одиночном содержании. Только парами или партнёрами. И такое существование в человеческой семье снижает риски выкормышей – даже выкормленный человеком попугай, знакомый, и содержащийся с другими птицами с раннего возраста, способен не стать полноценным импринтом, страдающим от сексуальной нереализации, инстинктов выбирать партнёра средь отсутствия выбора и т.д.
Запрет на выкармливание птенцов попугаев в Нидерландах.
При стайном содержании, при минимальном вмешательстве человека, попугаи способны адаптироваться к себе подобным. Это снижает нагрузку на человека как партнёра. Попугаям в парах и стаях незачем ревновать и защищать человека, незачем постоянно требовать человеческого партнёра быть рядом, приглашать спариваться, ревновать, защищать от других особей.
нормальное поведение двух зеленокрылых ара.
Методы решения проблем птенцов-выкормышей
Все птицы, содержащиеся в неволе, и в частности выкомыши, которые как мы видим, находятся на первых местах, в зоне риска стать и быть нездоровыми физически и психически особями, должны получать соответствующую нагрузку.
Стало очень популярно такое движение как Free flight – это свободные полёты с птицами на природе. Попугаи очень умные существа, и прекрасно обучаются командам и трюкам, что все мы могли видеть в различных цирковых представлениях или на шоу различных зоопарков. При должном подходе, при регулярных занятиях, специальной подготовке, попугаи обучаются свободным полётам. И это даёт нужную нагрузку как на тело птицы, так и на мозг. Т.е., содержа попугая в неволе, это великолепный способ держать птицу в должной форме, иметь с ней прекрасную коммуникацию, избегая любых последствий гиподинамии и деградации в отсутствии движения и занятий.
http://www.libertywings.com/
Выводы:
Содержание птиц родителей, способных выкормить своё потомство, чтобы то имело максимальное отсутствие вышеописанных проблем, намного сложнее, чем содержание для забирания птенцов на искусственное выкармливание. Именно поэтому, птенцов-выкормышей всегда будет больше, чем птенцов, выведенных в неволе, но выкормленных своими родителями.
Птенцы попугаев, полностью выкормленные биологическими родителями, в неволе, так или иначе с раннего возраста знакомы с человеком. Они не сложно приручаются, однако имеют куда более крепкую психику и здоровье.
Примеры выкармливания птенцов попугаев совместно с родительскими птицами:
В общем и целом, главный вывод о содержании попугаев в неволе, который относится и к выкормышам в первую очередь, ответственность за которых полностью ложится в руки человека – попугаи не домашние животные. Это дикие птицы, и несоблюдение их природных особенностей – стайного и парного содержания, полётов, питания, занятий, при любом исключении хоть одного из этих главных пунктов, никогда не даст здоровую и беспроблемную птицу. Всегда нужно брать за основу поведение этих птиц в природе, и уже это пытаться адаптировать для неволи.
Краснохвостый жако в природе.
Статья сделана по материалам доклада на 3-ей всероссийской конференции “Зоопсихология-2018“.
Список используемой и рекомендуемой литературы и материалов:
– Б. Р. Мандель – “Современная зоопсихология”
Клуб Людей и Птиц. ФОРУМЫ ptic.ru
Птицы. Содержание, приручение, лечение. Попугаи, врановые, певчие, хищные птицы, совы, голуби.
Объявление
Страниц: 1 2 3 Все
#1 2008-04-17 00:23:36
Свободные полеты
При выноске на перчатке опутенки просто крепятся к карабину через прорези. Если птицу необходимо привязать к присаде, к присаде крепится должик, на другом конце которого закрепляется вертлюг, уже к которому крепятся опутенки.
ВАЖНО: В случае врановых птиц не рекомендуется крепить должик при помощи «сокольничьего» узла. Врановые умудряются его легко развязывать. Если птицы отцепит крепление должика, и отлетит с ним, велик риск гибели птицы, «повесившейся» на должике.
ВАЖНО: Привязывая птицу, убедитесь, что в радиусе должика нет преград, за которые птица может зацепиться. Птицу ни в коем случае нельзя привязывать на высокую присаду, на которую она не сможет запрыгнуть без помощи крыльев.
Как только птенец начал проявлять интерес к самостоятельному поиску пищи, перед кормлением выставляйте вперед руку с перчаткой, соровождая это действие свистом. Птица прилетит ради интереса. Как только она сядет на руку, предложите лакомство. Если птица села на другую часть тела, пересадите на перчатку и дайте лакомство.
Обычно уже после 10 подкреплений врановые прилетают по свистку. В дальнейшем важно не дать угаснуть сформированному рефлексу и подкреплять его не менее 3 раз в день. Подкреплять нужно и прилеты на руку по собственно инициативе, для этого всегда носите с собой лакомства.
ВАЖНО: В городе нельзя выходить на улицу с непривязанной птицей.
Обычно к середине лета слетки уже уверенно чувствуют себя в воздухе. С этого времени возможны отлеты. Перед прогулкой всегда кормите птицу, чтобы в случае отлета у нее было время отойти от шока и попытаться самостоятельно найти еду.
Следование за хозяином
После того, как птица научится стабильно прилетать по зову с большого расстояния, можно начать прогулки в лесу.
ВАЖНО: Не гуляйте в парках. Ваша птица не боится людей, поэтому будет приставать к прохожим. Вполне может сдернуть очки или отобрать у ребенка булку.
Практические аспекты импринтинга
Для решения этих проблем существует несколько способов, все они основываются на минимизации имиджа сокольник-родитель-сибс и максимизацию самостоятельности в охоте на дичь. Эти вопросы рассматриваются в разделе 5.3.
Смена сокольника часто вызывает изменения в поведении, особенно у ястребов, которые, похоже, идентифицируют людей лучше соколов. Но новые отношения, которые ловчая птица строит с сокольником, обычно базируются на старых, запечатленных в результате импринтинга образах сокольника-родителя, и очень скоро птица снова начинает кричать, теперь уже на нового «родителя».
Рисунок 4.13.1 Различные способы выработки импринтинга.
Многие сокольники считают, что нужно держать птенцов вместе до полного оперения без контакта с человеком. Потом они придут в ужас от того, что птицы начнут кричать. Это происходит потому что у птенцов выработался импринтинг друг на друга как на сибсов, но у них не было объекта, на которого мог бы выработаться импринтинг как родителя. В подобных условиях лишения возможности удовлетворить эту потребность период повышенной восприимчивости, похоже, растягивается и продолжается, когда птицы уже оперятся. Таким образом, у них может выработаться импринтинг на сокольника, т.к. это первый объект, с которым у них сложились отношения как с родителем и, следовательно, они начнут кричать, требуя пищи. Обычно, такие связи не столь прочны, как при нормальном импринтинге на родителей, но они постоянны и укрепляются последующим зовом на руку на тренировках. Если молодых птиц впервые поместили в вольер когда они почти полностью оперились (слетки), то они уже будут иметь импринтинг на свою натуральную мать, при условии, что он параллельно не накладывался на человека, и останутся натуральными импринтами. Некоторые сокольники предпочитают, чтобы молодая птица выходила из репродукционного вольера «готовой и дикой». Дикость показывает, что реакция страха не была подавлена вмешательством человека, а значит, другие аспекты импринтинга тоже происходили нормально. Но сама по себе реакция страха не является желательной для соколиной охоты или для птицы-производителя, ее можно селективно исключить при развитии, не влияя на другие аспекты импринтинга.
Закрытые вольеры со световым люком хороши для размножения нервных птиц вроде ястребов, т.к. они не позволяют птицам видеть то, что происходит снаружи и может их напугать. Но такие вольеры не годятся для выращивания птенцов. В идеале вольер должен иметь высоко установленное окно. Оно не обязательно должно быть большим; окно нужно только для того, чтобы птицы могли видеть, что происходит снаружи, а не для того, чтобы вы заглядывали внутрь. Достаточно по одному окну для каждой птицы с присадой под ним, размером с ладонь вашей руки. Когда все тихо, даже нервные птицы будут подлетать к окну и смотреть наружу, отступая в недра вольера, если их что-то встревожит. В начале сезона размножения окна можно заблокировать. Но когда птенцы начнут оперяться, важно, чтобы они могли видеть окружающий мир. Иначе, когда их возьмут обучать, они получат слишком большой стресс и могут стать слишком нервными для продуктивной работы.
Другой способ выработки нормального импринтинга без реакции страха не столь хорош, как первый и подразумевает использование копии родителя, обычно это управляемый рукой манекен. По возможности все делается так же, как и при первом методе, но роль матери играет надеваемый на руку манекен, похожий на естественного родителя. Здесь преимуществом является отсутствие необходимости в приемной матери, которая может быть неуправляема. Однако здесь сложнее предотвратить возникновение у птенцов ассоциации между человеком и процессом кормления. Этот метод следует проводить очень осторожно и аккуратно, иначе птенец поймет, что все это лукавая затея. Я отношусь к этому методу как к последнему средству.
Третьим методом выращивания является «ясельное» выращивание, при котором человек выращивает сразу группу птенцов. В результате вырастают очень уравновешенные птицы, подходящие для нормального спаривания. Но некоторые виды, особенно ястреб Харриса, обычно становятся слишком фамильярными, и если их немного урезонить для соколиной охоты, они быстро дегенерируют в отвратительных крикунов.
Если вы покупаете птицу, то очень важная часть ее развития будет вне вашего контроля. Определение заводчиков «выращенный родителями» фактически может означать ручное выкармливание до 10-14 дневного возраста. Обычно это делают, чтобы повысить выживаемость птенцов и дождаться, пока будут держаться неразъемные кольца. Но соколы начинают узнавать и формировать импринтинг на кормильцев с пятого дня жизни, и если их поместить к натуральным родителям на десятый день, то эти первые несколько дней общения с человеком, часто накладывают отпечаток на поведении молодых птиц, который сохранится даже после облета по обычной методике. Если вы цените свою птицу, вам следует подробнее расспросить заводчика о том, как именно ее выращивали, и заблаговременно навести справки об этом человеке.
Де-импринтинг
Как я уже говорил, импринтинг необратим. Однако, есть примеры того, что он, похоже, реверсируется. Вспоминаются примеры слетков, а иногда даже дикопойманных взрослых птиц, которые становились «крикунами». И наоборот, птиц импринтированных на человека, которые нормально размножались в природе и в неволе. В случае диких птиц с нормальным импринтингом, у которых вдруг обнаружился «псевдоимпринтинг», это может быть результатом выработки условного рефлекса (см. раздел 4.17) и часто связано с ранением. Раненые птицы сильнее зависят от человека и могут вернуться к птенцовому выпрашиванию пищи. Поскольку здесь замешан условный рефлекс, а не импринтинг, это легко исправить.
Когда псевдоимпринты размножаются естественным путем, что можно видеть из таблицы импринтинга, могут иметь место различные виды псевдоимпринтинга, включая двойной импринтинг. Двойной импринтинг происходит, когда оба объекта импринтинга присутствуют одновременно (синхронно), или когда один появляется следом за другим (асинхронно). Это происходит, когда полуоперенную птицу берут из гнезда (у нее «наполовину» сформировался естественный импринтинг) и оставшееся для формирования импринтинга время выращивают вручную. При этом обычно кажется, что у птицы полностью выработался импринтинг на человека (конечно, в зависимости от степени вмешательства человека), но при достижении половой зрелости, если есть естественный партнер, птица может нормально размножаться или, по меньшей мере, проявлять нормальное поведение при спаривании. Синхронный двойной импринтинг формируется, когда оба, натуральный и искусственный родитель/партнер присутствуют одновременно в течение всего периода формирования импринтинга. Такие птицы могут размножаться естественным путем и дополнительно стимулироваться искусственным «партнером».
В основе большинства проблем и недоразумений у домашних хищных птиц обычно лежит асинхронный двойной импринтинг.
Ястребы, в отличие от соколов, имеют обратимую реакцию страха. Естественно, что некоторые ястребы, являющиеся агрессивно прирученными (сломанными) псевдоимпринтами, становятся абсолютно дикими, когда линяют без контакта с человеком. С началом работы они опять становятся ручными. Соколы и сарычи с импринтингом на человека, даже ожиревшие и оставленные без внимания, обычно остаются относительно смелыми (хотя могут активно проявлять территориальное поведение). Каким образом у ястребов связаны страх, импринтинг, физическое и психическое состояние и стресс, еще необходимо изучать; мы лишь начинаем это понимать. Возможно, у ястребов реакция страха не так сильно связана с другими формами импринтного поведения, как у соколов и сарычей. Возможно, у ястребов это вообще невозможно понять.
На волю можно выпускать только тех птиц, у которых естественный импринтинг полностью сформирован во всех пяти аспектах. Если вы взяли для реабилитации осиротевшую хищную птицу и вам не удалось сформировать у нее естественный импринтинг, не отпускайте ее на волю. Отпуская такую птицу вы никому не сделаете ничего хорошего. Вам следует проверить свои способности как реабилитатора и скорректировать свою работу, чтобы предотвратить подобные случаи в будущем.
Приобретенное поведение
Этот раздел трудно писать, потому что здесь пересекаются области этологии, физиологии животных и эмпирических технологий тренинга. Каждая область имеет своих специалистов с собственной терминологией и скептицизмом в отношении других подходов. Каждая область вносит свой вклад в понимание общей проблемы, и в то же время сама по себе каждая область слишком специализирована или слишком поверхностна. Я приведу лишь упрощенное резюме того, что является чрезвычайно сложным, взаимосвязанным, частично понятым предметом, который на самом деле недоступен научному исследованию.
Я считаю, что существует два аспекта обучения: непроизвольное и произвольное.
Непроизвольное обучение вырабатывает непроизвольную реакцию или отсутствие реакции через автономную нервную систему, которая не имеет отношения к сознательной деятельности. Выработанное поведение предсказуемо, автоматично и не требует мыслительной деятельности. Сюда входит привыкание, классический условный рефлекс, оперантное обучение, ассоциативное обучение и травматическое обучение.
В главе 5 мы приступим к рассмотрению практических элементов обучения и мотивации хищных птиц. Здесь в главе 4 мы обсуждаем теорию и принципы, лежащие в основе поведения и обучения. Понимание этих принципов сделает очевидным решение многих практических проблем, а также поможет сделать весь процесс обучения эффективным и отлаженным, требующим гораздо меньше усилий.
Привыкание
Привыкание это процесс при котором частое воздействие стимула на птицу вызывает отсутствие реакции на него. Она «привыкает» к нему. Это происходит при традиционной выноске. Птицу просто привязывают к руке, и носят круглые сутки, пока она физически и психически не устанет реагировать. После этого дикий ястреб спокойно сидит на руке, несмотря на все окружающие стимулы, которые вначале его пугали.
Одна из основных проблем птиц, содержащихся в открытых вольерах, их «постоянная выноска» или привыкание, но правильное размещение окон вольера часто позволяет сохранять птицу достаточно прирученной без риска и ущерба, которые имеют традиционные открытые вольеры.
Привыкание очень помогает в обучении тетеревятника не реагировать на белых хорьков. После того, как в течение нескольких дней птица видит хорьков в клетках, она перестает обращать на них внимание. Привыкание можно использовать для борьбы с «перманентными страхами». Мой старый тетеревятник очень нервно реагировал на пластиковые контейнеры, такие как ведра, птичьи ванночки и клетки для хорей. После того, как все эти предметы были подвешены на резинках в его комнате для линьки на весь ее период, причем они двигались и постукивали на ветру, птица полностью «излечилась». Если причиной нервозности является травматическое обучение (см. раздел 4.18), привыкание часто способствует долговременному, почти перманентному излечению. Конечно, эффект длится дольше, когда привыкание используется против каждодневных стрессирующих стимулов.
Вот пример непреднамеренного злоупотребления привыканием: мой друг позвонил и спросил, почему его сокол настойчиво игнорирует вабило. Он приучал сокола к вабилу, привязывая к нему мясо и бросая рядом с соколом, сидящим на присаде. Так рекомендовали его книги. Сокол прыгал на вабило, съедал мясо, проверял вабило на наличие спрятанного мяса и возвращался обратно на присаду. Сокольник оставлял вабило там на весь день, пока она был на работе. На следующий день, и позже, сокол игнорировал вабило и шел только на руку. Сокольник успешно выработал у птицы привыкание, она стала игнорировать вабило. Чтобы исправить ситуацию, пришлось начинать работать с другим вабилом, которое выглядело иначе, и переманивать сокола с вабила на кусочек мяса в перчатке сразу после того, как он съест мясо на вабиле.
В общем, привыкание более эффективно и более устойчиво у молодых птиц, чем у старых. Молодые птицы продолжают вырабатывать привычки. Старые птицы, как и собаки, лошади, люди, часто уже имеют сформировавшееся эго, которое сложно изменить. Если процесс привыкания останавливается, например, в конце сезона, когда ловчую птицу отправляют на линьку, в следующий раз он идет проще. С каждым годом ловчей птице для восстановления забытого требуется намного меньше выноски.
Привыкание на один стимул часто приглушает ответ и на другие сходные стимулы. Например, тетеревятник, который не реагирует на белых хорей, может не реагировать и на белых кроликов. С другой стороны тетеревятник может быть очень разборчивым и хорошо ладить с одной собакой, сильно шокируясь присутствием другой, даже если обе собаки одной породы.
Чтобы ускорить и усилить эффект привыкания, можно использовать какие-нибудь позитивные подкрепления, например, класть пищу в клобучок для птиц, которые его боятся, или кормить птицу в процессе выноски. Следует обращать пристальное внимание, чтобы птица не билась в процессе носки, иначе у нее может возникнуть ассоциация между рукой и неприятными ощущениями, а это приведет к тому, что она станет еще более дикой. Здесь основную роль играет чуткость сокольника, а не его терпение.
Условный рефлекс
За условные рефлексы отвечает автономная часть нервной системы, не связанная с сознанием, при этом реакция на раздражитель возникает быстро и машинально. Примером является ситуация, когда вы видите, как кто-то зевает, и прежде чем он закончит зевать, начинаете зевать сами. Понаблюдайте за этим, когда будете поздно вечером ехать в поезде или машине. Таким же образом звук льющейся в жестяную банку воды вызывает очень быстрый смущающий рефлекс! Рефлекс запускается менее чем через секунду после предъявления стимула и не требует мыслительного процесса вообще. Часто именно рефлекторные реакции привлекают наше осмысленное внимание к чему-нибудь.
Раздражитель может быть очень слабым и кратковременным. Если учесть, что хищные птицы лучше нас слышат и видят, они могут заметить раздражитель, недоступный для нашего восприятия. Если вы заметили, что ловчая птица делает что-то непонятное, внимательно изучите ситуацию, возможно, птица реагирует на раздражитель, которого вы не замечаете. Помню, однажды я принес свою самку тетеревятника в жилую комнату, чтобы она пообсохла после вечерней охоты на кроликов. Дело было ранней весной. Я посадил ее на спинку стула в алькове. Она почистила перья и успокоилась, а затем начала делать странные вещи: она стала бросать взгляды на кусок провода, висевший у стены. Я подумал: «Ее интересует шнур. Она, должно быть, думает, что это ветка. Может, она хочет устроить гнездо». Я вышел на улицу, принес несколько веток и свалил их на стул. Естественно, она спрыгнула и провела прекрасный вечер, строя гнездо на стуле! Если вы смотрели видео Стива Мартина, вы видели, как его попугаи четко реагируют на слабые раздражители, которые мы обычно даже не замечаем. На соколиной охоте мы используем большое количество раздражителей, например, свист или зов, сигналы, подаваемые рукой и кручение вабила. Фактически мы используем больше раздражителей, чем на самом деле хотим, и ловчая птица часто реагирует на них, когда мы этого не осознаем. Обычно это не проблема, ловчая птица научается понимать наши индивидуальные привычки. Когда это становится неуместным, это называется «суеверное» поведение (реакции, закреплённые при их случайном совпадении с подкреплением). У нас есть самец Харриса. Его тренировали лишь пару недель, пользуясь темно-коричневой перчаткой. Мы пошли с ним охотиться в тростники и обнаружили, что он летит к любому, кто поднимет темно-коричневую перчатку, перчатки другого цвета его не интересовали. Нам пришлось избавляться от этого случайно выработавшегося суеверного поведения!
Пока вы вырабатываете и формируете нужное поведение, лучше давать положительное подкрепление каждый раз при правильном выполнении. Но затем, если поведение не подкрепляется, оно может ослабеть. Если вы не будете поощрять птицу, когда она к вам прилетает, то со временем она будет приходить все медленнее, а затем перестанет прилетать вообще. С другой стороны, если вы поощряете ее каждый раз, она начнет принимать поощрение как само собой разумеющееся и станет самодовольной. Лучше давать подкрепление по разным схемам, на практике это означает поощрять примерно на каждый пятый раз. Но схема поощрения должна быть непредсказуемой, нерегулярной. Другими словами, на десять приходов вы можете поощрить всего 2-3 раза, эти поощрения должны быть произвольно разделены в течение этих десяти подзывов. Вы можете дать подкрепление два раза подряд, а затем 6-8 раз не давать ничего. Контролировать систему поощрений должны вы, а не птица. То же происходит, когда ловчая птица преследует дичь. Вы можете подумать, что птица была бы менее озадачена, если бы вы поощряли ее каждый раз, но это не так. Представьте выключатель света. Всякий раз, когда вы его включаете, загорается свет. Затем, однажды, ничего не происходит. Вы пробуете еще пару раз. Опять ничего. Вы отказываетесь от затеи. Или, например, фонарь. Вы его включаете, ничего не происходит. Это необычно для фонаря! Поэтому вы пробуете еще несколько раз, начинаете проверять контакты, батарейки, лампу и т.д., уверенные, что в конце концов он загорится.