инклюзивное образование ориентировано на то что тест
Тест с ответами на тему «Инклюзивное образование»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Инструкция: прочитайте высказывания и отметьте один вариант ответа.
1. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – это:
а) дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности вследствие заболевания или травм, приводящих к социальной дезадаптации, нарушению способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю над своим поведением, обучению, общению;
б) физические лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, препятствующие получению образования без создания специальных условий;
в) физические лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;
г) физические лица, нуждающиеся в создании специальных образовательных условий при освоении образовательной программы.
2. Образование обучающихся с ОВЗ:
а) должно быть организовано совместно с другими обучающимися или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии;
б) может быть организовано как в отдельных классах, группах, так и в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
в) может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
г) должно быть организовано в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимается:
а) использование специальных образовательных программ, методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
б) использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
в) проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
г) обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
д) все вышеперечисленное.
4. В соответствии с СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 10.07.2015 № 26, учебные занятия для обучающихся с ОВЗ организуются:
а) в первой смене, по 5-дневной учебной неделе и не превышают 40 минут, за исключением первого класса;
б) в первой смене, по 6-дневной учебной неделе и не превышают 40 минут, за исключением первого класса;
в) в две смены, по 6-дневной учебной неделе и не превышают 45 минут, за исключением первого класса.
5. Максимальное количество учащихся с ОВЗ в одном классе (группе) определяется:
а) образовательной организацией самостоятельно;
б) в соответствии с рекомендациями СанПиН;
в) в соответствии с имеющимися кадровыми и материально-техническими условиями ОО.
6. Инклюзивное образование – это:
а) обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
б) обучение детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях;
в) обучение ребенка с особыми образовательными потребностями в специальной школе;
г) обучение детей с ОВЗ по адаптированным образовательным программам.
7. Оцените уровень своих знаний и представлений об инклюзивном образовании:
а) хорошо понимаю и объясняю особенности инклюзивного образования;
б) имею ограниченные представления об инклюзивном образовании;
в) не имею представлений и не понимаю сути такого образования.
8. Оцените уровень своих знаний об индивидуальных особенностях детей с ОВЗ:
а) знаю об особенностях физического и психического развития детей с ОВЗ;
б) имею ограниченные представления об особенностях физического и психического развития детей с ОВЗ;
в) фактически не имею представлений об особенностях физического и психического развития детей с ОВЗ.
9. Оцените уровень своих специальных знаний, необходимых для организации работы с детьми с ОВЗ:
а) специальные знания отсутствуют;
б) имеются минимальные специальные знания;
в) специальные знания достаточны для осуществления работы с детьми с ОВЗ.
10. Как вы считаете, необходимо ли вам повышение квалификации в области коррекционной педагогики и коррекционной психологии для работы с детьми с ОВЗ?
а) нет необходимости повышать квалификацию;
б) хотелось бы повысить квалификацию по некоторым вопросам коррекционной педагогики и коррекционной психологии;
в) считаю необходимым получить дополнительное образование по коррекционной педагогике и коррекционной психологии.
11. Как вы относитесь к детям с ОВЗ?
а) считаю, что детям с ОВЗ лучше обучаться в условиях специального образования (коррекционные школы);
б) считаю, что детей с ОВЗ надо обучать в общеобразовательной школе со всеми детьми при условии адекватной организации для них специальных образовательных условий;
в) считаю, что детей с ОВЗ надо обучать в специализированных классах общеобразовательных школ.
12. Что вы думаете об инклюзивном образовании?
а) положительно отношусь к идее инклюзивного образования;
б) хотелось бы принять позицию инклюзивного образования, но обнаруживаю неуверенность в правильности этого обучения;
в) отрицательно отношусь к идее инклюзивного образования.
13. Как вы относитесь к комплектованию классов (групп) детей с различными особенностями состояния здоровья и психического развития?
а) считаю, что классы (группы) детей следует комплектовать с учетом их состояния здоровья и психического развития;
б) не исключаю возможности совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ, но придерживаюсь идеи комплектования классов (групп) с учетом состояния здоровья;
в) считаю возможным совместное пребывание детей с различным состоянием здоровья и психическим развитием.
14. Вам предложили работать в классе (группе), где дети с ОВЗ будут обучаться вместе со сверстниками, вы:
б) согласитесь на условиях достаточной профессиональной переподготовки;
в) постараетесь аргументировать свой отказ, но если директор будет настаивать, согласитесь на условиях достаточной доплаты;
г) категорически откажетесь.
15. Насколько у вас сформирована психологическая готовность к работе с детьми с ОВЗ?
а) готовность полностью сформирована;
б) постепенно формируется, но не в полной мере;
в) такая готовность не сформирована.
16. Вам предложили взять класс (группу), где дети с ОВЗ будут обучаться вместе со сверстниками, вы согласитесь так как:
а) вы понимаете, что дети с ОВЗ нуждаются в вашей помощи и сделаете все возможное для их успешного обучения;
б) по объективным причинам не можете оспаривать решение директора;
в) это приоритетное направление в образовании, это престижно, предоставляет возможность профессионального роста;
г) работа в таких классах (группах) оплачивается выше.
17. Как вы считаете, влияет ли присутствие детей с ОВЗ на одноклассников без ограничений возможностей здоровья в условиях инклюзивного образования:
а) нет никакого влияния присутствия детей с ОВЗ на одноклассников без ограничений возможностей здоровья в условиях инклюзивного образования;
б) возможно положительное влияние детей с ОВЗ на одноклассников без ограничений возможностей здоровья в плане развития эмпатии, толерантности и пр.
в) возможно негативное влияние детей с ОВЗ на одноклассников без ограничений возможностей здоровья в плане развития у здоровых детей нетерпимости, антипатии и непринятия детей с ОВЗ.
18. Оцените свое желание работать по программам для детей с ОВЗ:
а) занимаюсь и совершенствуюсь в освоении программ по работе с детьми с ОВЗ;
б) иногда интересуюсь программами по работе с детьми с ОВЗ;
в) не интересуюсь программами по работе с детьми с ОВЗ.
19. Беседы, которые проводит педагог с учениками в инклюзивном классе (группе) должны:
а) обращать внимание учащихся на то, что у какого-то ребенка есть проблемы, и его надо опекать и жалеть;
б) быть организованы так, чтобы у каждого ребенка были выделены сильные стороны, в т. ч. и у ребенка с ОВЗ;
в) обращать внимание на то, что все дети разные, и формировать уважительное отношение друг к другу.
20. Мне кажется, что главным препятствием для включения детей с ОВЗ в инклюзивное образование является:
а) страх и брезгливость педагогов;
б) опасение педагогов, что ученики без ограничений возможностей здоровья будут ущемлены в правах, и им будет уделяться меньше времени на усвоение программы;
в) опасение педагогов, что дети с ОВЗ не усвоят то, что могли бы усвоить в условиях специального учреждения.
21. Сформирована ли у вас профессиональная установка на готовность работать с любым ребенком, вне зависимости от его реальных возможностей, особенностей поведения, состояния физического и психического здоровья?
а) такая установка не сформирована;
б) постепенно формируется, но не в полной мере;
в) установка полностью сформирована.
22. Оцените свою готовность к работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования:
а) владею методами и приемами работы с детьми с ОВЗ, и знаю пути их интеграции в коллектив здоровых детей;
б) имею ограниченные навыки работы с детьми с ОВЗ, и испытываю трудности в их интеграции в коллектив здоровых детей;
в) не имею навыков работы и не знаю, каким образом помочь детям с ОВЗ в интеграции их в коллектив школьников без ограничений возможностей здоровья.
23. Оцените ваш уровень владения программами по работе с детьми с ОВЗ:
а) владею программами по работе с детьми с ОВЗ;
б) владею лишь некоторыми приемами и программами по работе с детьми с ОВЗ;
в) не владею программами по работе с детьми с ОВЗ.
24. Готовы ли вы принять участие в разработке образовательных программ для обучения детей с ОВЗ?
в) затрудняюсь ответить.
25. Имеете ли вы опыт использования инновационных технологий в работе с детьми с ОВЗ:
а) широко использую инновационные игровые, здоровьесберегающие технологии;
б) иногда использую инновационные технологии, больше работаю по старинке;
в) не считаю возможным использование инновационных технологий.
26. Оцените свою готовность к взаимодействию со специалистами социально-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ:
а) выражаю полную готовность к взаимодействию;
б) считаю возможным частичное взаимодействие с данными специалистами;
в) нет необходимости в таком взаимодействии.
27. Если бы у вас в классе (группе) был ребенок с ОВЗ, то вы:
а) справились, у вас не будет с ним проблем;
б) попросили бы перевести его в другой класс (группу), потому что у вас нет опыта для работы с ребенком с ОВЗ;
в) обратились бы за помощью к специалистам, коллегам, имеющим опыт работы с ребенком с ОВЗ.
28. С какими детьми с ОВЗ вы готовы работать в вашем классе (группе)?
а) готов работать с любыми детьми;
б) все зависит от особенностей ребенка;
в) не готов к работе с детьми с ОВЗ.
29. Как вы думаете, что нужно будет изменить в вашей работе, если в классе (группе) появятся дети с ОВЗ?
а) использовать особые дидактические материалы, а так же специальное оборудование;
б) применять специальные технологии и методы обучения;
в) ничего менять не стал бы.
30. Считаете ли вы себя психологически и профессионально готовыми к работе с детьми с ОВЗ?
а) да, моей профессиональной подготовки и психологических способностей достаточно для перехода к инклюзивному образованию;
б) обладаю определенным уровнем профессиональных навыков, однако не готов психологически;
в) готов психологически, но не обладаю достаточными профессиональными навыками;
г) нет, не готов к работе с детьми с ОВЗ ни психологически, ни профессионально.
Подсчитайте количество баллов по таблице.
Обработка результатов: сопоставьте полученное количество баллов с критериями оценки:
– 51 – 60 баллов – высокий уровень;
– 50 – 30 баллов – средний уровень;
– 29 – 0 баллов – низкий уровень.
Вы можете интерпретировать результаты количественно (подсчитать баллы) и качественно (проанализировать ответы педагогов на каждый вопрос).
КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Ответы на высказывания с 1-го по 10-й характеризуют уровень информационной готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ. Ответы на высказывания с 11-го по 20-й характеризуют уровень психологической (личностной) готовности. Ответы на высказывания с 21-го по 30-й характеризуют уровень профессиональной (деятельностной) готовности.
Высокий уровень готовности – у педагога имеются необходимые знания для организации инклюзивного образования, а также знания об индивидуальных особенностях и образовательных потребностях детей с ОВЗ. Педагог принимает ценности инклюзивного образования, имеет положительное отношение как с самим детям с ОВЗ, так и к необходимости организации инклюзивного образования. Педагог умеет отбирать оптимальные способы организации инклюзивного образования, владеет педагогическими технологиями для обеспечения условий организации инклюзивного образования. Педагог готов к сотрудничеству и взаимодействию со всеми участниками образовательных отношений.
Средний уровень готовности – у педагога имеются ограниченные знания в области инклюзивного образования, недостаточно знаний о формах и методах работы с детьми с нарушениями в развитии. Педагог психологически может быть не готов к работе с детьми с ОВЗ. Недостаточно уверен в своих умениях и навыках по организации совместного образования детей возрастной нормы и детей с ОВЗ, хотя готов к освоению новых педагогических технологий для обеспечения условий организации инклюзивного образования.
Низкий уровень готовности – педагог не готов к работе с учащимся с ОВЗ ни психологически, ни профессионально. У педагога наблюдается сопротивление при реализации инклюзивного образования. Он не разделяет ценностей инклюзивного образования. Не готов обеспечить необходимые условия для организации обучения детей с ОВЗ. У него нет желания осваивать новые формы и методы работы, проявлять гибкость, использовать в учебном процессе индивидуальный и дифференцированный подходы, участвовать в создании специальных условий образования для обучающихся с ОВЗ.
Готовность педагогов к реализации инклюзивной практики складывается поэтапно: сначала должна сформироваться информационная готовность, затем психологическая готовность, а потом уже профессиональная.
Основными показателями информационной готовности педагога является знание основных положений инклюзивного образования и реализации его идей в практике работы, нормативной базы, индивидуальных особенностей и образовательных потребностей детей с различными нарушениями в развитии, основ психологии и коррекционной педагогики, форм и методов в работе с детьми с нарушениями в развитии.
Показатели психологической готовности педагога: принимает основные ценности инклюзивного образования, проявляет эмпатию по отношению к детям с различными типами нарушений в развитии, проявляет социально-психологическую толерантность, понимает необходимость и условия организации инклюзивного образования, обеспечивает или готов обеспечить необходимые условия для организации обучения детей с ОВЗ.
Основные показатели профессиональной готовности педагога: умеет отбирать оптимальные способы организации инклюзивного образования, проявлять гибкость, использовать в образовательной деятельности индивидуальный и дифференцированный подходы, владеет педагогическими технологиями, которые обеспечивают условия организации инклюзивного образования, организует совместное образование учеников с ОВЗ и учеников без ограничений возможностей здоровья, создает специальные условия образования для обучающихся с ОВЗ, участвует в разработке адаптированных образовательных программ, в т. ч. разработке и проектировании индивидуальных учебных планов, взаимодействует с педагогами, специалистами в ОО и родителями учащихся, умеет применять различные способы педагогического взаимодействия
Тест по теме «Инклюзивное образование»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тест для итоговой аттестации (зачет) по курсу «Инклюзивное образование»
1. Выберите правильный ответ: Совместное обучение и воспитание детей, имеющих ОВЗ, с их нормально развивающимися сверстниками подразумевает:
A) инклюзия Б) нтеракция,
2. Выберите правильный ответ: Инклюзия представляет собой:
A) форму сотрудничества;
Б) частный случай интеграции;
3. Выберите правильный ответ: Различают два вида интеграции:
A) внутреннюю и внешнюю,
Б) пассивную и творческую,
B) образовательную и социальную.
4. Выберите правильный ответ: Инклюзия, то есть «включённое образование», предусматривающее вкль
A) групповая интеграция,
Б) образовательная интеграция,
5. Выберите правильный ответ: Социальная интеграция должна быть обеспечена:
A) всем без исключения детям с нарушениями в развитии,
Б) только детям с нарушениями развития в младшем школьном возрасте,
B) детям, обучающимся только в специальных учреждениях.
6. Выберите правильный ответ: Впервые теоретическое обоснование интегрированного обучения было а
трудах отечественного учёного:
A) А.Н, Леонтьева, Б) С.Л Рубинштейна,
7. Выберите правильный ответ: Первой страной в сфере внедрения в педагогическую практику Инте (инклюзивного) образования стала:
A) Великобритания, Б) Россия,
8. Выберите правильный ответ: В 70-е г.г. XX в. в странах зап. и восточной Европы отмечаются первые преце, закрытия коррекционных учреждений, из-за:
A) отсутствия детей с ОВЗ,
Б) перевода детей с ОВЗ в детские сады и школы общего типа,
B) обучения детей с ОВЗ на дому.
9. Выберите правильный ответ: В России первый экспериментальный опыт совместного обучения детей и нарушенным развитием появляется в:
10. Выберите правильный ответ: В России в первом экспериментальном опыте совместного обучения дет нормальным и нарушенным развитием принимали участие дети дошкольного возраста с нарушением:
A) зрительного анализатора,
B) слухового анализатора.
11. Выберите правильный ответ: В условиях «включённого образования» ребёнок с ОВЗ поставлен перед необходимостью овладеть гос. образовательным стандартом наравне с нормально развивающимися поэтому:
А) инклюзия не может носить массовый характер,
Б) инклюзия должна носить массовый характер,
12. Выберите правильный ответ: В соответствии с принципами отечественной концепции интегрированного (обучения можно утверждать, что инклюзивное образование наиболее приемлемо для:
A) детей с ндрушением опорно-двигательного аппарата,
Б) детей с нарушением интеллекта,
B) детей с ОВЗ, с которыми была рано начата коррекционно-педагогическая работа.
13. Выберите правильный ответ: Какой из следующих принципов не относится к принципам отечественной (инклюзивного) обучения:
A) интеграция через раннюю коррекцию;
Б) интеграция через обязательную коррекционную помощь каждому интегрированному ребёнку;
B) интеграция через обоснованный отбор детей для интегрированного обучения;
Г) диагностическая информация должна быть представлена наглядно, в виде графиков, рисунков.
13. Выберите правильный ответ: построение между образовательными учреждениями разных уровней, типов и в взаимодействия, при котором обеспечивается выбор и предсказуемость индивидуального образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, строится взаимодополняемая система психолого-педагогического
сопровождения образования ребенка и его семьи, называется:
A) инклюзивная образовательная вертикаль,
Б) инклюзивная образовательная горизонталь,
B) инклюзивная образовательная параллель.
14. Выберите правильный ответ: На второй ступени инклюзивной вертикали воспитание и социализация ребенка
ограниченными возможностями здоровья осуществляются в рамках:
A) общеобразовательной средней школы,
Б) дошкольных учреждений,
15. Выберите правильный ответ: Завершающим уровнем инклюзивной вертикали становится этап:
A) профориентации выпускников школ с ограниченными возможностями здоровья в сфере возкновение профессиональных интересов и выборов,
Б) сопровождения комплексными психолого-педагогической диагностикой и коррекционной помощи для адаптации в среде здоровых сверстников,
B) ранней интеграции детей с нарушениями в развитии в детские дошкольные учреждения.
16. Выберите правильный ответ: Создание системы полисубъектного взаимодействия предполагает создание:
А) инклюзивной горизонтали,
Б) инклюзивной вертикали.
17. Выберите правильный ответ: Начальным уровнем инклюзивной вертикали становится период:
B) младшего школьного возраста.
18. Выберите правильный ответ: Непрерывная вертикаль инклюзивного образования реализуется при соблюдет условий: ребенок, попавший в интегративную среду в раннем возрасте, не должен быть лишён общества обычных сверстников ни на каком этапе своего взросления. Выберите название условия:
A) комплексность непрерывность,
Б) шаговой доступности,
19. Выберите правильный ответ: Определите, о каком условии непрерывной вертикали инклюзивного образования идет речь: все инклюзивные учреждения должны быть открыты к сотрудничеству и обмену опытом, как внутри своей вертикали, так и по видовому многообразию; информация о развитии ребенка на каждой ступени образовательной
вертикали будет фиксироваться в его индивидуальной карте («карта развития»).
Б) профессиональной компетентности,
B) шаговой доступности.
20. Выберите правильный ответ: Подход предполагающий, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах, называется:
A) расширение доступа к образованию;
21. Выберите правильный ответ: Согласно концепции СФГОС, какой из компонентов рассматривается в структуре образования обучающихся с ОВЗ как накопление отенциальных возможностей для их активной реализа! настоящем и будущем.
А) компонент «жизненной компетенции»,
Б) «академический» компонент.
22. Выберите правильный ответ: В СФГОС выделено _____ образовательных областей:
23. Выберите правильный ответ: Определите, о какой из образовательных областей СФГОС идет речь: знания о человеке в социуме и практика осмысления происходящего с самим ребёнком и другими людьми, взаимодействия с близким и дальним социальным окружением:
Задания по инклюзивному образованию с ответами
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
1. Перечислите преимущества инклюзивного образования:
1-я группа — преимущества для «особых» детей:
· Дети с особенностями развития демонстрируют более высокий уровень социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками в инклюзивной среде по сравнению с детьми, находящимися в специальных школах. Это становится особенно очевидным, если взрослые в школе целенаправленно поддерживают социализацию, и если количество детей с особенностями находится в естественной пропорции по отношению к остальным ученикам в целом.
· В инклюзивной среде улучшается социальная компетенция и навыки коммуникации детей с инвалидностью. Это в значительной мере связано с тем, что у детей-инвалидов появляется больше возможностей для социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками, которые выступают в качестве носителей модели социальной и коммуникативной компетенции, свойственной этому возрасту.
· В инклюзивной среде дети с особенностями развития имеют более насыщенные учебные программы. Результатом этого становится улучшение навыков и академических достижений.
· Социальное принятие детей с особенностями развития улучшается за счёт характерного для инклюзивных классов обучения в малых группах. Дети «переступают» за черту инвалидности другого ученика, работая с ним над заданием в малой группе. Постепенно, обычные дети начинают осознавать, что у них с детьми-инвалидами много общего.
· В инклюзивных классах дружба между детьми с особенностями и без особенностей становится более обычным делом. Особенно явно это в тех случаях, когда дети-инвалиды посещают школу неподалёку от своего места жительства, и, следовательно, имеют больше возможностей встречаться со своими одноклассниками вне школы. Учителя играют ведущую роль в установлении и укреплении такой дружбы.
· Способствует максимальному уровню развития навыков – подготовка окружения детей с особенностями развития к принятию и создание специальных условий, стимулирует к развитию различных навыков.
· Способствует социализации личности – общаясь со сверстниками в инклюзивной среде, дети с ограниченными возможностями показывают лучшие результаты социального взаимодействия, нежели в специальных интернатах.
· Инвалиды чувствуют себя частью общества – у детей-инвалидов появляется возможность заводить друзей среди сверстников, перенимать общественные модели поведения.
· Социальное принятие – здоровые дети, работая с детьми-инвалидами, учатся принимать их, дружить с ними. Так подрастающее поколение становится толерантным и терпимым в обществе.
· Появляется возможность посещать музеи, выставки, театры, кинотеатры, которые адаптированы для людей с ОВЗ и инвалидностью (где есть специальное оборудование для неслышащих в кинотеатрах, таблички со шрифтом Брайля в музеях и другие элементы доступной безбарьерной среды).
2-я — преимущества для обычных детей:
· помогает повышать и поддерживать уровень успеваемости;
· создает подходящую среду для воспитания уважения к различиям и разнообразию;
· расширяет возможности для налаживания новых дружеских отношений;
· предоставляет стимулы к сотрудничеству;
· помогает развить в себе такие качества, как творчество и изобретательность;
· позволяет приобретать лидерские навыки;
· обеспечивает возможность учиться на основе широкого набора форм и методов работы.
· развивает понимание того, что каждый имеет уникальные характеристики и способности
· развивает уважение к другим людям с различными характеристиками
· развивает чувствительность к ограничениям других
· развивает желание помочь другим
· развивает способность к сопереживанию
· учит детей работать в команде, не смотря на недостатки и ограничения по здоровью членов команды.
3-я — преимущества для родителей обычных детей:
· развивает понимание того, что каждый имеет уникальные характеристики и способности
· развивает уважение к другим людям с различными характеристиками
· развивает чувствительность к ограничениям других
· развивает желание помочь другим
· развивает способность к сопереживанию
4-я — преимущества для родителей «особых» детей;
· предоставляет возможности для сотрудничества и активного привлечения к жизни школьной общины;
· обеспечивает возможность выбора в их стремлении обеспечить качественное образование своему ребенку;
· помогает лучше осознать разнообразие школьного и совместного общества;
· предоставляет стимулы и поощряет к общению с другими родителями для получения поддержки и информации;
· помогает сформулировать цель и создать реальное будущее для своего ребенка.
5-я — преимущества для педагогов;
· помогает наладить сотрудничество и применять командный подход к решению проблем и пути преодоления трудностей;
· обеспечивает возможности для профессионального развития;
· помогает осознать важность разработки программ обучения для детей с различными потребностями;
· позволяет обогатить палитру методов и приемов преподавания и учебных стратегий.
6-я — преимущества для социального сообщества.
· позволяет понять потребности и способности всех учащихся;
· обеспечивает отображение школой истинного разнообразия общины;
· демонстрирует социальную ценность равенства;
· способствует утверждению гражданских прав всех людей.
Типичные затруднения педагога, возникающие на занятии (НОД, уроке):
1. Учитель не сосредоточен, не внимателен.
2. Учитель не умеет сбалансировать обучающие задачи с развивающими и воспитывающими, допуская упущение воспитательных задач;
3. Учитель видит каждую педагогическую задачу отдельно, как не связанную с другими;
4. Не видит отсроченного результата решения педагогических задач, вследствие чего плохо планирует учебно-воспитательный процесс;
5. Не может изучить ученика, попытки ограничиваться рассмотрением отдельных психических функций;
6. Не умеет видеть ученика как целостную личность, находящуюся в процессе становления и развития;
7. Недостаточная полнота и системность психологических знаний,
8. Недостаточная рефлексия и низкая критичность по отношению к себе, когда учитель не видит в самом себе причин,
9. Не умеет связать пробелы в воспитании и обучении учащихся с недостатками своей собственной работы.
10. Не проявляет инициативу,
11. Не знает возрастных и индивидуальных особенностей детей, мероприятия проводят шаблонно;
12. В воспитательной работе предпочтение отдает массовым формам работы, отдельным направлениям и эпизодическим мероприятиям в ущерб комплексному подходу.
13. Учитель больше внимания обращает на внешнюю сторону поведения и дисциплину, а не на мотивы поступков;
14. Стремится навязать способы поведения в готовом виде;
15. Оценивает отдельные поступки ребенка вне контекста его общего поведения.
Возможные способы выхода из затруднительных ситуаций:
1. При чтении необходимо помочь ребенку открыть учебник, найти нужную страницу, показать, где мы будем читать, во время чтения показать, где мы читаем (дети не могут удерживать внимание).
2.В ходе урока, приходится сокращать время на выполнение заданий (если это вопросы к тексту – то обсудить можно 3, 4 вопроса, текст тоже целесообразно прочитать не в полном объеме, так как дети очень быстро устают).
3.При ответах на вопросы, отвечающему необходимо дать немного больше времени на обдумывание (реакция детей может быть замедленна)
4.Письменные работы, тесты занимают гораздо больше времени (необходима помощь учителя – найти тетрадь, открыть тетрадь, найти ручку и т.д.)
5.Задание должно быть сформулировано как в устном, так и в письменном виде.
6.Задание должно быть кратким, конкретным, одним глаголом.
7.При формулировании заданий покажите конечный продукт (законченный текст, решение математической задачи…)
8.Формулировать задание, стойте ряжом с ребенком.
9.Давайте возможность ребенку закончить начатое дело.
10.Старайтесь отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое.
11.Не обращайте внимание на не очень серьезные нарушения дисциплины.
12.Будьте готовы к тому, что поведение ребенка может быть связано с приемом медикаментов.
13.Придумайте какое-то «особое» слово, после произнесения вами которого ребенок поймет, что поступает не должным образом.
14.Используйте промежуточную оценку, чтобы отразить прогресс.
15.Разрешайте ребенку переписывать работу, чтобы получить лучшую отметку (в дальнейшем учитывать отметку за переделанную работу).
16.Используйте систему оценки: зачет-незачет, когда речь идет об оценке роста и развития ребенка.
17.Поэтапное разъяснение заданий и последовательное (по плану) их выполнение.
18.Подготовка (предупреждение) учащихся к перемене вида деятельности.
19.Чередование занятий и физкультурных пауз.
20.Предоставление дополнительного времени для завершения задания, для сдачи домашнего задания.
21.Письменные задания (при овладении соответствующими навыками) предпочтительны для обучающихся, испытывающих трудности в обучении. Таким ученикам (по их желанию) можно предоставить возможность представить выполненное задание сначала в малой группе, прежде чем выступить перед всем классом.
22.Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске. Разрешение использовать диктофон для записи ответов учащимися.
23.Распределение учащихся по парам для выполнения проектов, чтобы один из учеников мог подать пример другому, помочь в выполнении заданий
Формы проявления дискриминации в образовании. Методы, способы, приёмы противостояния дискриминационным проявлениям и борьбы с ними.
Под дискриминацией в области образования понимается « всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения, которое имеет целью или следствием уничтожение или нарушение равенства отношения в области образования».
Проявлениями дискриминации в области образования считаются:
— закрытие доступа к образованию любой ступени или типа;
— ограничение образования для какого-либо лица или группы лиц низшим уровнем образования;
— создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для каких-либо лиц или группы лиц;
— положение, несовместимое с достоинством человека, в которое ставится какое-либо лицо или группа лиц.
Родители должны на собственном примере показать, что не нужно бояться кого-то другого. Часто взрослые действуют не очень конструктивно, не осознавая этого; но дети впитывают всю информацию из своего окружения и на ее основе создают свое видение мира.
Таким образом, лучший способ предотвратить школьную дискриминацию – это для родителей каждого ребенка хорошо знать, как они действуют, когда находятся перед кем-то другим. Маленькие усвоят эту информацию и будут вести себя точно так же в образовании. В самой школе можно поощрять открытость и инклюзивность детей. Для этого очень эффективный способ – познакомить их напрямую с коллегами с разными характеристиками, пытаясь помочь им поставить себя на свое место. Если эта работа будет выполнена правильно, дети смогут развить в себе эмпатию и начнут понимать, что различия, которые отделяют их от других, являются лишь поверхностными. Когда эта точка зрения проникнет в них, школьная дискриминация обречена на исчезновение.
При общении с родителями учитель должен так строить беседу, чтобы родители убедились, что они имеют дело с профессионалом, любящим и умеющим учить и воспитывать детей.
Объясните родителям, как ведется коррекционная работа с детьми с ОВЗ. Обратите их внимание на то, что специализированные классы для детей с ОВЗ не нужны. Но перед этим важно рассказать, как могут проявляться те или иные особенности развития, какие специалисты будут оказывать поддержку ребенку и всему классу, как будут решаться возможные конфликтные ситуации.
Так же, можно предложить родителям присутствовать на некоторых уроках, чтобы развеять их страхи и сомнения.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.