инсертный кабель что это
Путеводитель по аудиокабелям и переходникам
Содержание
Содержание
Количество разъемов даже на бытовом ресивере может шокировать, а звуковые карты, синтезаторы, DJ-пульты и другое музыкальное оборудование прибавляет к списку еще дюжину профессиональных портов. К любому разъему нужен свой кабель. От каких зависит качество звука, какие нужно выбирать с мультиметром, а какие не имеют значения?
Аналоговые кабели
Аналоговые кабели бывают балансными и небалансными:
Всем известные колокольчики постоянно встречаются как в бытовой аудиотехнике, так и в диджей-пультах, усилителях и другом профессиональном оборудовании.
Разъемы RCA легко узнать — они маркируются белым и красным, как в Denon AVR-X250BT
Уровень линейного сигнала сертифицирован:
Существует множество переходников для линейных разъемов. Самый популярный — с RCA на 3,5 мм TRS, например, для подключения плеера к усилителю. Но при подключении CD-плеера в студийный микшер нужно помнить, что сигнал будет тихим из-за разницы в сертификациях.
Сам акроним RCA означает Radio Corporation of America — эта компания в сороковых годах прошлого века применило их в фонографах. Это позволило проигрывателям подключаться к усилителям. На старой технике такие разъемы назывались Phono. В некоторых виниловых проигрывателях до сих пор встречается маркировка Phono Out.
RCA представляет собой небалансное моно соединение. Из-за этого они очень уязвимы к качеству провода. Его следует выбирать таким коротким, каким это возможно. Требования к любым кабелям довольно просты: чем толще сигнальная жила — тем лучше. Производители не всегда пишут сечение жилы, поэтому понять качество шнура обычно можно по его толщине и жесткости.
Кабели с разъемом XLR всегда балансные. Они разрабатывались для подключения микрофонов и успешно с этим справляются и поныне. Второй популярный способ использования — передача линейного симметричного сигнала между профессиональной или Hi-End аудиотехникой. Иногда переходники XLR/TS используются для подключения звуковой карты к активным колонкам.
Разъемы XLR бывают двух типов: «мама» и «папа», для гнезд противоположного пола в подключаемом устройстве. Неверно их не подключишь. Благодаря балансному подключению в сигнале нет шумов, а у кабеля — ограничений по длине. Защищенность от помех снижает требования к качеству кабеля, но рекомендуется выбирать шнур с максимально широким сечением и надежными разъемами во избежание скрипов и шуршаний.
Tip-Sleeve — всегда небалансные кабели для инструментального моно сигнала. Обычно оснащаются джеками диаметром 6,5 мм, бывают линейными и инструментальными. Первые часто применяются для передачи сигнала от выходов звуковой карты к активной аудиосистеме. Вторые используются для подключения гитар, басов, синтезаторов и цифровых пианино к усилителю, DI-Box или звуковой карте. Инструментальный кабель экранируют, чтобы он не ловил помехи.
Низкий уровень сигнала и специфическая область применения предъявляют высокие требования к качеству кабеля. Ключевые параметры для определения качественного шнура — емкость и индуктивность. Чем провод длиннее, тем его емкость выше. Чем выше емкость, тем больше кабель становится похожим на конденсатор, который превращает электрическую цепь в фильтр высоких частот. На практике это означает, что инструментальный кабель длиннее 10 метров будет делать сигнал глуше. Поэтому следует выбирать инструментальный кабель с минимальной емкостью и хорошим экранированием, надежными джеками и минимально возможной длиной.
Tip-Ring-Sleeve — кабели из трех проводов, широко применяемые в профессиональной и бытовой технике. TRS встречается в трех исполнениях:
● 6,3 мм — для студийной и старой бытовой техники: наушников, микшеров, звуковых карт, микрофонов для караоке и т.п.
● 3,5 мм — самый привычный стереоджек для бытовой аудиотехники: наушников, плееров и смартфонов, акустических систем и т.д.
● 2,5 мм — миниатюрный разъем для портативной техники: гарнитур, сменных шнуров для наушников и т.п.
Существуют десятки переходников с одного калибра на другой, разветвителей и хабов для разъемов TRS. В некоторые встроен ЦАП, позволяющий заменить собой аудиокарту, если в ноутбуке сломался 3,5 мм джек.
Конструкция из трех проводов дает возможность превратить кабель в балансный. При моно подключении к приборам с балансным подключением, это позволяет устранить шумы. При стерео подключении это небалансный кабель, поэтому его качество влияет на качество звука. Слишком длинный (более 10 метров) кабель может привести к потерям высоких частот, рекомендуется обращать внимание на минимально возможную длину. TRS постепенно исчезают из современной техники, стремящейся избавиться от проводов в пользу Bluetooth, Lightning и USB type C. Чтобы подключить любимые наушники к современному смартфону, все чаще используется специальный переходник.
SpeakON
Спикерный кабель передает сигнал от усилителя к колонкам. Это уязвимая часть аудиосистемы, и от качества кабеля зависит качество аудио. Чем меньше сопротивление жилы, тем меньше будет потерь сигнала. Чтобы уменьшить сопротивление, производители увеличивают сечение кабеля, используют проводники из бескислородной меди и доходят до абсурдных аудиофильских решений, разбираемых на мемы. Однако на практике серьезно навредить звуку можно только при использовании шнура длиной в десятки и более метров.
Спикерные кабели делают без экранирования.
Цифровые кабели
AES/EBU
Audio Engineering Society/European Broadcast Union — цифровой формат передачи данных на скорости до 3 мегабит в секунду. Разработан в восьмидесятых для профессиональной техники и мультиканальной передачи звука, поэтому его редко можно найти в бытовой аппаратуре. Определенную популярность получил только в устройствах класса Hi-End. В качестве интерфейса используется разъем XLR, но для передачи данных на большие расстояния применяются специализированные кабели, чтобы избежать потерь данных. Микрофонные кабели обладают слишком большой емкостью, поэтому портят сигнал и не годятся для AES/EBU.
S/PDIF
Sony-Philips Digital Interconnection Format — бытовая инкарнация AES/EBU, разработанный в конце восьмидесятых цифровой формат передачи звука со скоростью до 3 мегабит в секунду. Это намного больше необходимой для передачи стерео с CD скорости, поэтому по S/PDIF можно передавать и многоканальный звук форматов 5.1 и 7.1 со сжатием. Такой порт встречается во многих DVD-проигрывателях, ресиверах, ТВ и других бытовых устройствах.
Интерфейс S/PDIF может быть цифровой и оптический Toslink (о нем ниже). В первом случае используются привычные RCA-кабели, во втором — оптоволокно.
Все RCA-кабели — коаксиальные (сигнальный провод у них запечатан в экранный, все кабели такой конструкции называются коаксиальными), но сложилось так, что именно напротив цифрового разъема S/PDIF на бытовой технике пишут «coaxial».
Коаксиальный вход на усилителе Denon PMA-800NE
Формат очень требователен к качеству кабеля, по которому течет как сам цифровой поток, так и синхронизирующая информация. Последняя необходима, чтобы принимающее устройство опознало и привязалось к передающему, иначе будут появляться артефакты, именуемые джиттером — треск, гудение, шум и т.п. Как правило, в джиттере виноват именно некачественный кабель. Однако это имеет значение только при больших расстояниях. Обычный качественный RCA в пределах двух метров отлично справится и с цифровой передачей данных. Если же нужен более длинный шнур, тогда по стандарту его сопротивление должно быть 75 Ом.
Когда-то с помощью S\PDIF даже подключался CD-привод к аудиокарте. Современная техника переходит на HDMI, но часто телевизоры имеют только цифровой S/PDIF для вывода звука.
Чтобы подключить к такому ТВ внешнюю акустику, понадобится преобразователь цифрового сигнала в аналоговый с обычными RCA выходами.
Toslink
Toshiba Optical Link — оптический интерфейс для S/PDIF. По своей сути представляет собой коаксиальный кабель, в котором вместо сигнального провода используется оптоволокно.
Это дает кабелю полную защиту от электромагнитных помех и некоторых других проблем, но прибавляет больше требований к кабелю.
Toslink часто носит маркировку Optical, как на DENON DCD-600NE
Из-за хрупкой оптоволоконной сердцевины дешевые кабели легко ломаются, а дорогие оказываются очень жесткими и не подходят, если нужно проложить шнур с перегибами. При передаче данных на большие расстояния сигнал легко теряется, появляется джиттер, поэтому кабель Toslink длиннее пары метров должен быть максимально качественным.
Alesis Digital Audio Tape — разработанный в девяностых годах формат передачи многоканального звука. В то время он умел передавать 8 каналов в разрешении 48 кГц по одному проводу для записи на кассету S-VHS. Современная версия S/MUX умеет также передавать 4 канала с частотой семплирования 96 кГц, или 2 канала для аудио в 192 кГц.
ADAT в варианте S/MUX на звуковой карте Tascam SERIES 102i
В качестве интерфейса применяется оптический разъем TosLink, иногда промаркированный как ADAT Lightpipe. ADAT, наряду с S/PDIF, часто встречается в современной профессиональной технике — звуковых картах, ЦАПах, микшерах.
Word Clock
Иногда на профессиональных звуковых картах или ЦАП класса Hi-End (а также в ресиверах, усилителях и проигрывателях, оснащенных таким ЦАП) можно найти разъемы Word Clock просто Word, похожие на колокольчики. Этот порт используют цифровые подключения S/PDIF, AES/EBU и ADAT для более точной синхронизации между устройствами. По Word Clock передается синхронизирующий сигнал, позволяющий избежать джиттера и эффекта рассинхронизации звука с изображением в домашних кинотеатрах. В качестве интерфейса используется разъем BNC и коаксиальные кабели, требования к ним такие же, как к S/PDIF.
Такие кабели передают MIDI информацию от синтезаторов, миди-клавиатур, процессоров эффектов и другой музыкальной техники к звуковой карте или контроллеру. Состоят из двух сигнальных кабелей в экране и 5-контактного разъема DIN (используется только 3 контакта). Управляющей информации передается не очень много, поэтому особых требований к MIDI-кабелям не предъявляется, любой исправный шнур длиной до 15 метров будет передавать сигнал без потерь и ошибок.
Современный цифровой стандарт для бытовой техники передает видео и многоканальный звук. Есть два типа сертификации кабелей HDMI: Standard (разрешение видео до 1080i) и High Speed (видео до 4K с 3D и Deep Colour). Оба поддерживают передачу многоканального звука до 7.1 с частотой дискретизации до 192 кГц.
Любой исправный кабель длиной до 5 метров не будет портить качество изображения и ловить помехи. Для больших расстояний следует выбирать качественные кабели, здесь следует общее правило: чем более толстый и более жесткий — тем лучше.
Множество аудиокарт, ЦАП, наушников, микрофонов, усилителей и ресиверов подключаются к компьютеру с помощью интерфейса USB. Самая популярная версия все еще остается 2.0, обеспечивающая скорость до 480 Мбит/с (хотя где-то 300 мбит\с будут ближе к реальности). На практике этого хватает для одновременной записи около 50 треков в разрешении 48 кГц\24 бит.
При увеличении частоты дискретизации вдвое, количество возможных треков уменьшается в два раза, поэтому для записи аудио в высоком разрешении лучше подойдет аудиокарта с интерфейсом USB-C. Он по характеристикам соответствует USB 3.1 (скорость до 10 Гбит\с, в 20 раз быстрее). Также USB-C умеет работать в альтернативных режимах, заменяя, в частности, Thunderbolt и HDMI при наличии маркировки совместимости и соответствующего переходника.
Аудиофилия добралась и до USB кабелей, в Сети можно найти сравнения звучания дорогих шнуров. Такое случилось из-за того, что USB передает данные без проверок сумм на предмет утраты пакетов, как в HDMI. Однако на практике это не критично, и для небольших расстояний достаточно обычного качественного USB кабеля, чтобы получить четкий сигнал без потерь.
Firewire (IEEE 1394)
Уходящий в закат разъем Firewire когда-то широко применялся в звуковых картах, ЦАП класса Hi-Fi и в студийной технике. Хотя первая инкарнация 1394a даже уступала USB 2 по теоретической скорости (до 400 Мбит\с). На практике она могла похвастаться более стабильным подключением, меньшими потерями данных и меньшей задержкой при записи.
Главная проблема с Firewire не в качестве шнура, а в качестве контроллера: для стабильной работы нужны контроллеры сертифицированных для конкретной аудиокарты производителей. Встроенный в материнскую плату дешевый чип часто оказывается бесполезен.
Thunderbolt
Хорошо известный владельцам Mac разъем обладает скоростью до 40 Гб\с в актуальной инкарнации Thunderbolt 3. Сегодня разъем используется в студийных звуковых картах и пытается пробраться на рынок пользователей Windows, появляясь в материнских платах.
Thunderbolt является продолжением и заменой Firewire, поэтому к ПК с современным разъемом можно подключить звуковую карту с 1394 с помощью переходника.
Заключение
Беспроводное подключение постепенно вытесняет кабели в бытовой технике, Bluetooth колонки заменяют аудиосистемы, а саундбары уже научились передавать по воздуху многоканальный звук и конкурируют с домашними кинотеатрами. Современные кодеки позволяют передавать сигнал в высоком разрешении без каких-либо потерь. Но пока старая техника еще работает, в продаже всегда можно будет найти соответствующие шнуры и переходники.
Как выбрать кабель? Добавлено: Авг 31, 2016
Мы знаем, что выбор нужного кабеля для устройства (аппаратуры, инструмента) может запутать. Внешне одинаковые кабели и разъёмы могут совершенно по-разному реагировать на подключение: фонить, звучать в одном канале или не звучать в принципе. Наш гид по выбору призван снять многие вопросы, касающиеся кабелей, как они работают, и какой к чему подключают.
Для достижения максимального качества и минимизации шумов, важно отчетливо понимать, какой кабель подходит к определенной ситуации. Если после прочтения гида у Вас остаются сомнения, и Вы не знаете, что именно Вам нужно, то смело обращайтесь к нашим менеджерам. Вам достаточно будет сообщить, что и куда необходимо подключить, а мы найдем для Вас оптимальный вариант!
Балансный и небалансный кабель
Балансный электрический сигнал проходит по 3 проводам: земля, прямой и инвертированный проводник. Каждый из проводников передает тот же сигнал, только с противоположной полярностью. Когда сигнал достигает цели, принимающее устройство вычитает из прямого инверсный и возвращает оба сигнала в единую полярность. Таким образом убирается шум, возникший на разных амплитудах, а полезный сигнал – увеличивается в 2 раза. Именно поэтому балансный кабель лучше для длинных кабельных трасс. Кабели с разъёмами XLR и TRS используются для передачи аудио от одного балансного устройства к другому.
Небалансые кабели проще по строению, но значительно более подвержены воздействию шумов. В идеале, небалансные линии должны быть короткими, на сколько это возможно (не более 5 метров) для минимизации потенциальных шумов, которые могут «подмешаться» в сигнал.
Основные разъёмы
В мире профессионального аудио можно выделить 5 основных разъёмов, с которыми Вы будете сталкиваться чаще всего: TRS и XLR для балансного подключения и TS, RCA и SpeakON для небалансного.
Рассмотрим подробнее каждый из них.
TRS – аббревиатура “Tip, Ring, Sleeve”, что можно перевести как «Наконечник, кольцо, гильза». Он выглядит как стандартный разъём Jack на 1/4 или 1/8 дюйма, только с дополнительным «кольцом» на стержне. Кабели с разъёмом TRS имеют 2 проводника (левый и правый канал) + заземление. Они обычно используются для подключения балансного оборудования или для передачи сигнала в стерео наушники. Также их можно найти на спаренных Y-кабелях, которые используются с инсертными входами микшерных пультов, где сигнал отправляется на обработку по одному каналу и возвращается – по-другому.
Разъёмы XLR имеют три контакта (пина) – прямой, инвертированный и заземление. Они обычно используются для передачи микрофонного и балансного сигнала с линейным уровнем. Как правило, Вам понадобятся кабели с разъёмами XLR для подключения микрофонов к микшерным консолям и звуковым картам, а также от различных источников – к активным акустическим системам и студийным мониторам.
TS – также аббревиатура, от “Tip, Sleeve” (наконечник, гильза). Они относятся к определенному типу разъёмов Jack на 1/4 и 1/8 дюйма и устанавливаются для 2-жильной небалансной передачи сигнала (моно). Изоляционное кольцо разделяет наконечник от гильзы. Кабели с разъёмами TS обычно используются с гитарами и инструментами с линейным уровнем сигнала.
RCA – общее название для фоно-разъёмов, используемых в большинстве потребительской аудиотехники. Обычно, вы встретите их на входах и выходах для CD-проигрывателей, телевизоров и т.д. В сфере цифрового аудио, коннекторы RCA также используются для подключения по S/PDIF, несмотря на то, что оригинальные кабели S/PDIF имеют совершенно другие параметры.
SpeakON
Разъёмы speakON используются для подключения усилителей мощности к пассивным акустическим системам и сценическим мониторам. Они более предпочтительны перед разъёмами TS на ¼ дюйма по причине их системе фиксации. Плюс, они помогают избежать путаницы в кабелях. И да, НИКОГДА не подключайте усилитель к колонкам через инструментальный кабель.
Male/Female
Аналог в русском языке – Папа/Мама. Здесь речь идет о способе подключения разъемов: Male – тот разъём, который вставляется (включается), Female – в который вставляется. Male-разъём также называют штекером иле джеком (Jack, Plug), а Female – гнездом. Не смотря на кажущейся очевидной логику, оба коннектора могут быть как входными, так и выходными.
Экранирование кабеля
Сетчатая оплетка
Это тип защиты кабеля, состоящей из плетеных пучков медного провода. Они покрывают изолированный центральный проводник. Площадь покрытия в такой изоляции составляет от 50 до 97%, в зависимости от угла, количества и частоты расположения пучков. Сетчатая оплетка обеспечивает равномерное покрытие проводника, даже при сгибах или обходе углов.
Спиральная оплетка
Такой тип наносится путем наматывания слоя из медных нитей вокруг центра кабеля в одном направлении (или по часовой, или против неё). Спиральная оплетка очень гибкая, что придает такое же свойство самому кабелю. Несмотря на то, что её предел прочности значительно ниже, чем у сетчатой оплетки, её предпочитают сценические музыканты за счёт все той же гибкости.
Экранирование фольгой
Экран состоит из тонкого слоя алюминиевой фольги, покрывающего изоляцию центрального проводника. Чаще всего используется вместе с оплеткой из меди. Комбинация довольно дешевая, но она ограничена по гибкости и легко повреждается при постоянном использовании. Преимущество со 100%-покрытием серьезно подрывается из-за высокого импеданса (алюминий – более слабый проводник электричества, чем медь), особенно на низких частотах.
Словарь дополнительных терминов
1/8″ (мини) — Разъём (Джек) диаметром 1/8 дюйма, используемый в компактных устройствах. Может быть как TRS, так и TS. Этот разъем используется в большинстве наушников для мобильных устройств.
AES (AES/EBU) – стандарт передачи сигнала, более профессиональная и наиболее распространенная альтернатива стандарту S/PDIF. Основной тип– балансный AES Type I – 3-проводниковая, 110-Омная витая пара с разъёмом XLR.
BNC — тип коаксиального соединения, обычно устанавливаемого на видео и цифровом аудио оборудовании. Разъёмы BNC обычно используются для синхронизации сигналов часов (word-clock) между устройствами. Они обладают байонетным (поворотным) соединением, иногда – прямым или резьбовым.
DB25 — тип разъёма D-Sub. DB25 обычно располагаются на компьютерной технике (например, цифровых микшерных пультах) для подключения к периферийным устройствам. Но, TASCAM и некоторые другие компании используют разъёмы DB25 и для аналоговых входов/выходов их продукции.
Elco (или Edac) — бренд и тип мульти-пинового разъёма, используемый в аудиосистемах и оборудовании для подключения большого количества пар кабелей через 1 разъём. И Elco и Edac бывают с конфигурацией на 20, 38, 56, 90 и 120 пинов.
Инсертный / Y-кабель — кабель, используемый для разделения сигнала на 2 части, иди объединения двух сигналов в один. Термин «Y-кабель» используется потому что выглядит как английская буква Y, с двумя полосками, которые объединяются в одну.
Оптический – оптические кабеля, используемые в стандартах S/PDIF и ADAT. Оптические подключения ADAT разработаны для передачи 8 треков цифрового аудио одновременно. Является промышленным стандартом и используется в самом различном оборудовании от многих производителей.
S/PDIF — формат для подключения различного цифрового аудио оборудования вместе. S/PDIF (Sony/Philips Digital Interface Format или Формат цифрового подключения Sony/Philips) считается потребительским форматом и во многом основан на стандарте AES/EBU. Зачастую они совместимы. Для S/PDIF используются небалансные коаксиальные кабели с высоким импедансом или оптоволокно.
FireWire (IEEE 1394) — протокол, изначально разработанный для видео. По причине высокой скорости передачи данных, FireWire широко используется в цифровых аудиоинтерфейсах (звуковых картах). Он доступен в конфигурациях с 4, 6 пинами (FireWire 400) и 9 пинами (FIreWire 800). 6- и 9-пиновые версии также поддерживают электропитание.
TDIF — аббревиатура от TASCAM Digital InterFace. Этот протокол был разработан TASCAM для использования в их модульных микшерных консолях и рекордерах для цифровой передачи аудио. TDIF реализован на 25-пиновых коннекторах D-Sub, передача данных осуществляется по экранированному кабелю. TDIF – один из основных конкурентов оптического ADAT в сфере одновременной передачи более 2 треков с использованием одного кабеля.
TT (Tiny Telephone) — миниатюрная версия того, что нам более известно, как телефонный кабель.