инспектор в аэропорту что делает
Инспектор по авиационной безопасности
Ответственность за безопасные, спокойные и своевременные авиаперелеты несет инспектор по авиационной безопасности. Он досматривает грузы, пассажиров, воздушные суда, предупреждая перевозку запрещенных веществ, террористические акты. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Краткое описание
Инспекторы по досмотру являются очень важными специалистами, от которых зависит безопасность каждого авиаперелета. Они предупреждают попадание на борт опасных грузов и веществ, могут не допустить любого человека к полету в случае, если он нарушает правила. К работе в службе безопасности аэропорта привлекаются сотрудники, имеющие стаж работы в рассматриваемой сфере, составляющий не менее 1 года. Важно высшее или среднее техническое, военное образование.
Особенности профессии
Инспектор, специализирующийся на авиационной безопасности, большую часть рабочего времени проводит на территории аэропорта. Работа очень интересная, ведь ежедневно специалисты сталкиваются с разными видами грузов – от экзотических животных до элитных автомобилей. Их деятельность не всегда столь радужная, ведь некоторые пассажиры ведут себя некорректно, пытаются провезти запрещенные грузы. Часто случаются нештатные ситуации, требующие быстрой реакции и коммуникабельности. У этих специалистов много обязанностей, рассмотрим основные из них:
Инспекторы, выбравшие это направление, входят в состав комиссии, которая занимается анализом, учетом, предупреждением и расследованием инцидентов, произошедших в аэропорту. Специалисты могут работать в сфере гражданской или военной авиации, они получают достойный оклад, имеют хорошую подготовку, знают один или несколько иностранных языков.
Должностная инструкция инспектора службы авиационной безопасности
«______» _______________ 20___ г.
Инспектора службы авиационной безопасности
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность инспектора службы авиационной безопасности [Наименование организации в родительном падеже] (далее – Компания).
1.2. Инспектор службы авиационной безопасности назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.
1.3. Инспектор службы авиационной безопасности подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.
1.4. Инспектор службы авиационной безопасности относится к категории специалистов и имеет в подчинении [наименование должностей подчиненных в дательном падеже].
1.5. На должность инспектора службы авиационной безопасности назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое или военное) образование и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 1 года.
1.6. Инспектор службы авиационной безопасности отвечает за:
1.7. Инспектор службы авиационной безопасности должен знать:
1.8. Инспектор службы авиационной безопасности в своей деятельности руководствуется:
1.9. В период временного отсутствия инспектора службы авиационной безопасности, его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].
2. Должностные обязанности
Инспектор службы авиационной безопасности осуществляет следующие трудовые функции:
2.1. Осуществляет надзор за соблюдением требований авиационной безопасности работниками авиационного предприятия, выполнением мер авиационной безопасности, направленных на защиту гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.
2.2. Производит досмотр пассажиров, членов экипажей воздушных судов, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, груза, почты, бортовых запасов и воздушных судов.
2.3. Контролирует соблюдение работниками и посетителями авиационного предприятия требований пропускного и внутриобъектового режима.
2.4. Анализирует результаты проверок исполнения норм, правил и процедур по авиационной безопасности в аэропортах базирования и транзита, информирует руководство службы авиационной безопасности о качестве их выполнения.
2.5. Участвует в работе комиссий по расследованию инцидентов (чрезвычайных ситуаций) в аэропорту, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.
2.6. Составляет установленную отчетность.
В случае служебной необходимости инспектор службы авиационной безопасности может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.
3. Права
Инспектор службы авиационной безопасности имеет право:
3.1. Давать подчиненным ему сотрудникам и службам поручения, задания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности.
3.2. Контролировать выполнение производственных заданий, своевременное выполнение отдельных поручений и заданий подчиненными ему службами.
3.3. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности инспектора службы авиационной безопасности, подчиненных ему служб и подразделений.
3.4. Взаимодействовать с другими предприятиями, организациями и учреждениями по производственным и другим вопросам, относящимся к компетенции инспектора службы авиационной безопасности.
4. Ответственность и оценка деятельности
4.1. Инспектор службы авиационной безопасности несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, – и уголовную) ответственность за:
4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.
4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.
4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.
4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.
4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.
4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.
4.2. Оценка работы инспектора службы авиационной безопасности осуществляется:
4.2.1. Непосредственным руководителем – регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.
4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия – периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.
4.3. Основным критерием оценки работы инспектора службы авиационной безопасности является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.
5. Условия работы
5.1. Режим работы инспектора службы авиационной безопасности определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.
5.2. В связи с производственной необходимостью инспектор службы авиационной безопасности обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).
5.3. В связи с производственной необходимостью инспектору службы авиационной безопасности для осуществления его трудовых функций может предоставляться служебный автотранспорт.
6. Право подписи
6.1. Инспектору службы авиационной безопасности для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, входящим в его функциональные обязанности.
С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ “____” _______ 20__ г.
Как пройти контроль в аэропорту, чтобы не остаться дома
Я работаю в аэропорту и знаю все о видах предполетного контроля.
Если человек летит по России, ему достаточно сдать багаж, зарегистрироваться на рейс и пройти предполетный досмотр. Для международных рейсов список больше: дополнительно нужно пройти таможенный и пограничный контроль, а при необходимости — ветеринарный и фитосанитарный.
Типовая схема организации пропуска через границу есть в приказе Министерства транспорта, но каждый аэропорт дополняет или меняет ее: например, переставляет пункты контроля местами или утверждает дополнительные посты безопасности. При этом аэропорт не вправе отменять уровни государственного контроля.
Расскажу, как пройти контроль и спокойно улететь.
О чем расскажем
Контроль при входе в аэропорт
Кто проводит: служба авиационной безопасности — САБ. На входе в аэропорт ее сотрудники осматривают пассажиров при помощи металлоискателей и интроскопов — рентгенов для багажа. Еще сотрудники САБ дежурят на выходах из аэропорта: их задача — не пропустить недосмотренного человека. Даже если пассажир только что вышел из этих дверей и никуда не отходил, его все равно не впустят и отправят ко входу.
Некоторые пассажиры считают, что сотрудники безопасности не имеют права проводить личный досмотр и досмотр вещей. Но это ошибка: федеральное законодательство позволяет им это делать. В большинстве случаев все проходит корректно, но иногда безопасникам приходится использовать специальные средства, задерживать людей и передавать их в полицию. Такое случается, например, если они прошли в аэропорт в обход досмотра.
Зачем: чтобы в здание аэропорта не прошел человек с опасными предметами и веществами.
Как проходит. Пассажиры должны сложить все электронные приборы и гаджеты в пластиковый контейнер, вынуть из карманов верхней одежды все металлические предметы, сложить все в интроскоп. Куртки лучше расстегнуть, а шапки — снять.
Металлоискатель может среагировать на титановую пластину или повлиять на работу кардиостимулятора. Если у пассажира есть эти приспособления, следует предупредить сотрудника САБ и показать ему справку. После этого человека досмотрят ручным контактным методом — просто ощупают. При этом сотрудники должны соблюдать принцип половой принадлежности, но так бывает не всегда.
Людей на инвалидных колясках досматривают ручным металлоискателем, а также применяют детектор паров взрывчатых веществ — газоанализатор. Пассажиры, которых переносят только на носилках, проходят процедуру досмотра в медицинском пункте аэропорта.
Как победить выгорание
Ветеринарный контроль
Кто проводит: сотрудники федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Зачем: чтобы защитить людей от болезней, общих для человека и животных, и не дать им распространиться по миру.
Как проходит. На ветеринарный контроль предоставляют живых животных, птиц и рыб, свежее, охлажденное или замороженное мясо, морепродукты, моллюсков, молоко, мед и многое другое. Полный перечень есть в решении комиссии Таможенного союза.
Чтобы оформить животное на рейс, необходимо предоставить в пункте ветеринарного контроля следующие документы:
Сотрудники проверят документы, осмотрят животное и заменят ветеринарное свидетельство на международный ветеринарный сертификат формы 5а, который придется показать при регистрации на рейс.
Тонкости. Перед тем как взять животное на рейс, рекомендую уточнить в авиакомпании, подходит ли питомец для перевозки. Например, «Аэрофлот» принимает для перевозки прирученных комнатных животных: кошек, птиц и собак, кроме бульдогов, мопсов и пекинесов. Еще не возьмут морскую свинку и крысу. Авиакомпания KLM перевозит кошек и собак, только если они старше 10 недель.
Авиакомпания сама определяет способ перевозки — в салоне или багажном отсеке, — тариф, ограничения видов и пород животных. Рептилий, пауков и диких животных, скорее всего, придется перевозить как груз и оформлять в грузовом терминале аэропорта.
Собак-поводырей, которые сопровождают пассажиров с отсутствием зрения или слуха, перевозят бесплатно при наличии соответствующей дрессировки — ее придется подтвердить сертификатом. Питомец должен быть в наморднике и ошейнике, его привязывают к креслу у ног владельца.
Важно знать, разрешает ли страна назначения ввозить определенный вид животных, — это можно уточнить в консульствах. Например, в Австрию нельзя ввозить птиц, а в Японию — некоторых грызунов. В Японии на каждое животное требуют предоставить сертификат Approval of Import Inspection of Animals от службы карантинного контроля.
Ответственность. Если у животного нет необходимых документов, его могут просто не пустить на рейс. О другой ответственности перед вылетом я не слышал. Но если что-то пойдет не так, питомца могут не впустить в страну назначения. Например, в Англии животных сажают на карантин или отправляют обратно. Все расходы оплачивает владелец. В Израиле животных без документов возвращают на родину за счет хозяина, а в некоторых случаях могут даже уничтожить.
Фитосанитарный контроль
Кто проводит: сотрудники Россельхознадзора.
Зачем: чтобы не допустить ввоза в страну карантинных растений. Для этой службы не так важно, какие растения вывозят из страны, если их не относят к редким.
Как проходит. Этот вид контроля редко проводят в аэропортах России перед вылетом. Пройти его — задача пассажира. Растения, которые он вывозит, должны отвечать условиям страны назначения. Все это необходимо подтвердить фитосанитарными сертификатами. Пассажир обязан получить их заранее.
В Москве сертификат выдают в управлении по ветеринарному и фитосанитарному контролю на проспекте Маршала Жукова. Необходимо приехать туда заранее с растением. У него возьмут материал для анализа и по итогу выдадут сертификат или откажут в нем. Сертификат предъявляют при прибытии за рубеж.
Тонкости. Фитосанитарные требования не распространяются на бананы, финики, дуриан, ананас, кокос. Все остальные растения можно провозить только с фитосанитарным сертификатом.
Регистрация на рейс
Кто проводит: за регистрацию отвечают сотрудники авиакомпании и аэропорта.
Зачем. На регистрации пассажиру выделяют место в салоне самолета, принимают багаж и взвешивают его, выдают посадочный талон, а иногда могут проверить визу.
Как проходит. Пассажиры проходят регистрацию в аэропорту или на сайте авиакомпании.
Самый популярный способ — подойти на стойку регистрации в аэропорту. У каждой стойки есть свой номер, его указывают на табло с информацией о рейсе. Если прийти не на свою стойку, человека просто не смогут зарегистрировать.
По итогу регистрации пассажир получает именной посадочный талон с указанием времени начала посадки, на который приклеят именную багажную бирку. Такая же будет на его багаже. Если человек летит с ребенком до двух лет, у него будет одно место на двоих, но два посадочных талона.
Тонкости. На стойках регистрации проходит первичный визовый контроль — в тех случаях, когда этого требует страна назначения. Авиакомпанию могут привлечь к ответственности, если она пустит на борт человека без визы, а его потом депортируют. Помимо визы, можно подтвердить свое право на пребывание с помощью дипломатического паспорта, вида на жительство или заграничного паспорта этой страны.
Ограничения. Авиакомпания имеет право не допускать на рейс пассажира с просроченными или недействительными документами, при отсутствии визы в другую страну или без теста на ковид.
Ответственность. Если человек не приходит или опаздывает на регистрацию, но не предупреждает об этом авиакомпанию, в большинстве случаев билет сгорает. С ним же пассажир теряет все остальные билеты на стыковочные рейсы и на обратную дорогу. Именно поэтому всем опаздывающим рекомендуют звонить в службу поддержки. Самолет из-за них не задержат, но расскажут, как максимально выгодно обменять билет.
Таможенный контроль
Кто проводит: сотрудники таможенной службы. В работе они руководствуются Таможенным кодексом Евразийского экономического союза.
Зачем: для контроля вывоза культурных ценностей, драгоценностей, дорогих и редких животных, рыбы, морепродуктов, икры, валюты за пределы России. По сути, он защищает ресурсы и ценности от нелегального вывоза за границу.
Россия, Армения, Беларусь, Казахстан и Киргизия входят в список стран — участниц Евразийского экономического союза. Это означает, что в рамках союза нет таможенного контроля. Другими словами, если из России лететь в Казахстан, пункта досмотра не будет. Для людей, которые отправляются в страны союза, существует отдельный вход.
Правила прохождения таможенного контроля одинаковы для таможенных органов всех государств союза. Например, если из России нельзя вывозить картины, которые относят к объектам культурного наследия, без особого разрешения, то этого нельзя будет сделать и из Киргизии.
Как проходит. Чтобы пройти таможенный контроль, необходимо отправиться в зеленый или красный коридор.
Через зеленый проходят пассажиры, которые как бы заявляют, что у них нет с собой вещей, которые нужно декларировать. Однако сотрудники таможенного органа имеют право выборочно досмотреть путешественников и их багаж.
Через красный коридор проходят пассажиры, которым необходимо декларировать вещи. Они должны предоставить инспектору заполненную таможенную декларацию. На ней поставят печать. Если вы собираетесь проходить через красный коридор, заложите на это дополнительные полчаса или час.
Бланк декларации есть на сайте Федеральной таможенной службы — советую рассмотреть его и заполнить заранее. Впрочем, в аэропорту тоже будут лежать чистые бланки. В декларации пассажир указывает данные о себе и товарах, способах перевозки. Подробнее о том, как заполнять документ, что можно и нельзя вывозить из страны, Т—Ж уже писал в отдельной статье.
Таможенный инспектор проверит декларацию, поставит в ней служебные отметки и зарегистрирует в базе ФТС. Теоретически сейчас можно отправить электронную декларацию через личный кабинет на сайте ФТС. Но на деле система не до конца отлажена и не ускоряет процесс прохождения таможенного контроля. Инспектор все равно будет сверять данные декларации с вывозимыми вещами. Если поставить галочку не туда, придется переписывать весь документ.
Ограничения. ФТС запрещает вывозить из России:
Ответственность. Если попытаться скрыть вещи, которые нужно декларировать, то их конфискуют, а таможенники выпишут штраф в размере от половины до тройной стоимости этих товаров.
Если не указать вещи из списка обязательных, то их тоже конфискуют. Штраф — от половины до двойной стоимости товаров.
За недекларирование наличных выпишут штраф от половины до двойного размера незадекларированной суммы.
Пограничный контроль
Зачем: чтобы контролировать выезд граждан России за рубеж.
Как проходит. Выехать можно по действующему заграничному, дипломатическому и служебному паспорту. Пограничник попросит предъявить один из этих документов и посадочный талон на рейс. Затем таможенник сверит пассажира по фотографии в паспорте, проверит документ и поставит в него оттиск штампа.
В аэропорту пограничный контроль проходят в специальных кабинах — в них пускают по одному человеку. На расстоянии 1,5 метра до кабин есть цветная линия — через нее нельзя переступать, пока пограничник не отпустит впереди стоящего человека. Такие строгие правила ввели, чтобы люди не могли бесконтрольно проходить через кабину, де-юре — через государственную границу. Исключения делают только для тех пассажиров, которые сопровождают людей с инвалидностью или летят с несовершеннолетними детьми.
Если ребенок до 18 лет едет с родителями, пограничники не спрашивают свидетельство о рождении. Но я рекомендую на всякий случай взять его с собой. Если ребенок едет с другим человеком, понадобится нотариально оформленное согласие от родителей. В документе важно указать сроки выезда и названия стран.
Ограничения. Пограничная служба не выпустит пассажира, если он числится в базе людей, которым ограничили выезд. К ним относят:
Перед вылетом советую проверить себя в базе должников на сайте судебных приставов. Если есть долг, его придется оплатить. После этого фамилию должника удалят из базы пограничников, но на это потребуется время — от нескольких дней до месяца и более. Все будет зависеть от того, как быстро приставы отправят в пограничную службу документы о снятии ограничения на выезд. На границе сотрудники службы смотрят только на базу — даже если у пассажира будет справка от приставов или решение суда о снятии ограничений, его все равно не выпустят.
Если пассажиру отказали в выезде, советую поступить так:
Если вы пришли попрощаться с родственниками и дошли с ними до паспортного контроля, вам выпишут штраф от 300 до 1000 Р или вынесут предупреждение. Провожать вылетающих можно только до территории пограничных кабин.
Предполетный досмотр
Кто проводит: сотрудники службы авиационной безопасности. Он схож с тем контролем, который пассажиры проходят при входе в аэропорт, однако требования к предполетному досмотру более жесткие во всех международных аэропортах мира.
Затем человек проходит к интроскопам и кладет все вещи в специальные лотки. Просветить придется абсолютно все, даже детские коляски. Для них предназначен более крупный интроскоп.
Пассажиры обязаны снять обувь с подошвой более 1 см и каблуком более 2,5 см и ремень шириной более 4 см. Вместо обуви в аэропорту должны предложить бесплатные бахилы.
Люди проходят через металлоискатель по одному. Исключение делают только для маленьких детей — родители берут их с собой. Если у вас есть кардиостимулятор или титановые пластины, следует сообщить об этом инспектору и предъявить справку — тогда досмотр проведут ручным способом.
После досмотра пассажир забирает свои вещи и проходит в чистую зону. Если у него нашли запрещенные вещи, их придется выкинуть, сдать в багаж или отнести в камеру хранения. Советую заранее проверять ручную кладь на наличие запрещенных предметов вроде перочинных ножиков, маникюрных наборов или солнцезащитного спрея-аэрозоля.
Багаж перед полетом досматривают при помощи высокоскоростных рентгенотелевизионных интроскопов. Если сотрудник аэропорта заподозрит неладное, багажу присвоят статус потенциально опасного и отнесут в комнату для ручного досмотра.
После этого пассажира по громкоговорящей связи вызовут для досмотра багажа в его присутствии. Если он не появится в течение 10 минут, чемодан проверят без него: правила проведения предполетного и послеполетного досмотра это разрешают. Затем сотрудники САБ составят акт, а копию положат в багаж пассажира.
Тонкости. Перед посадкой в самолет сотрудники иногда еще раз проверяют визу или другие документы вместе с посадочным талоном. Это делают, чтобы поймать нарушителей: например, тех, кто хочет незаконно выехать в визовую страну и для этого покупает два билета на разные направления. Такие пассажиры проходят все виды контроля и как будто отправляются в Молдову, куда не нужна виза, а на самом деле уже прошли регистрацию на рейс онлайн и пытаются улететь в одну из европейских стран.
Из-за пандемии перед посадкой в самолет иногда требуют предъявить отрицательный ПЦР-тест на коронавирус — тут все зависит от требований страны назначения.
Ответственность. Избегать досмотра нет смысла. Пассажира просто не пустят на борт без штампа о том, что он его прошел.
Интроскоп и томограф, профайлинг и биодетектор о четырех ногах: как работает служба авиационной безопасности
Всем бортам удачного полета
Под присмотром
К встречам с таможенниками и пограничниками в аэропорту все привыкли. А вот работу большинства сотрудников, отвечающих за безопасность, обнаружит не каждый — и это при том, что со стадии покупки билета и до взлета борта мы и наши вещи становимся объектами пристального внимания и человеческих глаз, и хитроумной техники. Чем же они занимаются и как умудряются оставаться практически незамеченными?
— Авиационная безопасность — это состояние защищенности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, — приводит международное определение Владимир Дранников, начальник службы авиационной безопасности Национального аэропорта Минск. — Обеспечение авиабезопасности — это весьма обширный комплекс задач, решением которых в аэропорту занимается несколько служб общей численностью около 500 человек. Это и отряд военизированной охраны, и центр видеонаблюдения, и, конечно же, служба авиационной безопасности. Основная задача нашей службы заключается в том, чтобы на борт самолета не попало ничего, что может создать угрозу безопасности полета, жизни и здоровью пассажиров и членов экипажа. Начинается все с предполетного осмотра пустого воздушного судна, которое готовится к вылету, чтобы убедиться, что там нет ничего постороннего. Затем осуществляются досмотр, охрана и сопровождение буквально всего, что поступает на борт: пассажиров и их багажа, ручной клади, почты, груза, бортового питания и припасов — подголовников, пледов, журналов и прочего.
Владимир Дранников.
В службе авиационной безопасности два подразделения: досмотра и кинологическое. На службе состоят различные породы собак: бельгийские и немецкие овчарки, лабрадоры и даже кокер-спаниель, обученные поиску взрывчатых веществ. Пассажиры иногда могут видеть их в здании аэровокзала во время патрулирования. Хотя кинологи со служебными собаками редко появляются в большом потоке людей, где много отвлекающих факторов. Наравне с детекторами следов взрывчатых веществ эти хвостатые биодетекторы привлекаются к работе по исследованию предметов, вызывающих обоснованное подозрение. Они же помогают определить, не таят ли опасность бесхозные предметы.
Бельгийская овчарка Крис проверяет бесхозную сумку в поисках взрывчатых веществ.
— Это головная боль любого транспортного узла, — заверяет Владимир Александрович. — В течение года здесь бывает до 500 случаев обнаружения таких вещей. Люди просто оставляют сумки и уходят, скажем, покурить, уповая на честность окружающих и свою непогрешимость. Между тем подобное безответственное поведение создает массу проблем для служб безопасности, отвлекая большое число сотрудников от решения других, более важных, задач. Ведь любой оставленный без присмотра предмет рассматривается нами как потенциально опасный. Неоценимую помощь в таких ситуациях оказывает разветвленная система видеонаблюдения аэропорта, включая камеры с функциями видеоаналитики, настроенные на поиск бесхозных предметов. Если некий объект определенное время не шевелится и не передвигается, он выделяется тревожным сигналом. Оператор сразу принимает меры: хозяина ищут, к оставленным предметам прибывают сотрудники милиции и службы авиабезопасности.
Вылетающий из Национального аэропорта пассажир проходит шесть видов контроля: авиационной безопасности, пограничный, таможенный, санитарно-карантинный, ветеринарный — если путешествует с четвероногим питомцем, фитосанитарный, если не может расстаться с любимой геранью. А его багаж пройдет целых пять уровней безопасности!
Аппарат измерит температуру тем, кто проходит посадку.
Теоретически каждого пассажира можно досмотреть вручную: ощупать карманы, заставить разуться, открыть чемодан и переворошить вещи. Однако на это уйдет слишком много времени. К тому же подобная процедура вряд ли оставит приятные воспоминания. Службе авиабезопасности приходится решать две практически взаимоисключающие задачи: при высоком уровне безопасности обеспечивать большую пропускную способность, создавая при этом максимально возможный комфорт для пассажиров.
— Национальный аэропорт Минск оснащен по последнему слову техники. Воздушные гавани, где имеется такой перечень типов разнообразного современного досмотрового оборудования, во всем мире на пальцах сосчитать можно! — не скрывает гордости Владимир Дранников. — Все процедуры досмотра на авиационную безопасность построены на каскадном последовательном использовании технических средств, основанных на различных физических принципах. Недостатки одной техники компенсируются преимуществами другой.
Наше взаимодействие со службой авиабезопасности начинается еще на этапе приобретения билета. В кассы сейчас ездят немногие, гораздо проще обзавестись им через интернет. Сведения же о пассажире сразу поступают в соответствующую информационную систему аэропорта. В качестве подтверждения покупки он получает двухмерный штрихкод, в котором содержится информация о рейсе, времени, направлении вылета. Его можно использовать для саморегистрации, сдачи багажа и даже прохода на борт самолета. Распечатывать не обязательно — достаточно хранить в памяти мобильного телефона. Ошибки при этом практически полностью исключаются. Если вы перепутали, например, дату, время вылета, пункт досмотра или выход на посадку, система просто не разрешит вам ошибиться. Это позволяет избежать инцидентов, подобных тому, когда два человека с похожими фамилиями чуть не улетели в Варшаву не своими рейсами. Ничего страшного, конечно, не произошло, но оба рейса были задержаны, пока оба пассажира не заняли свои места в своих самолетах. Ведь путешествие багажа без своего владельца строго запрещено! Если вы зарегистрировались и сдали багаж, но не явились на посадку, самолет никуда не улетит, пока ваши вещи не снимут. Таково одно из требований международной авиационной безопасности.
— Все требования и ограничения, касающиеся авиабезопасности, возникли на основании реальных или потенциальных террористических угроз, на основе опыта, иногда горького, — заверяет Владимир Александрович. — Например, почему сейчас досматривают обувь? Потому что в 2004 году была предпринята реальная попытка взрыва самолета с помощью взрывного устройства, спрятанного в ботинке. Люди не очень любят снимать обувь, это достаточно интимная процедура, которая к тому же отнимает много времени. Так для обеспечения должного уровня безопасности и создания комфорта для пассажиров у нас появились автоматические сканеры обуви.
Специальные лотки выполняют еще и функции рамки шаблона для проверки габаритных параметров ручной клади.
По последнему слову техники
Следующий инспектор ждет пассажира на модулях, где происходит выкладка вещей, рассказывает, что следует положить в специальные лотки. Размер их не случаен: они выполняют еще и функции рамки-шаблона для проверки габаритных параметров ручной клади. Если чемоданчик, который вы выбрали в качестве ручной клади, туда не поместится, значит, придется сдать его в багаж. Часы, ремни, шляпы, электронные устройства — все это следует снять для быстрого и максимально комфортного прохождения процедуры, а также минимизации тактильных контактов между инспектором и пассажиром, что по нашим пандемическим временам тоже важно.
Рентгено-телевизионная установка «видит» сквозь оболочку багажа все, а особое внимание обращает на органические предметы.
По пути в вожделенный Duty free пассажиры проходят как минимум через два устройства: арочный 60-зонный металлодетектор колонного типа и сканер персонального досмотра. Информация для тех, кто боится всяческих излучений: сканер в тысячи раз безобиднее обычного мобильного телефона. Длина его волны близка к длине волны инфракрасного излучения, источником которого являются и наши с вами тела, на чем, собственно, весьма упрощенно и основан принцип его действия. Миллиметровые радиоволны сканера проникают сквозь одежду и поглощаются телом, отражаясь от иных предметов. На экране монитора сканер показывает все «лишние» предметы на теле человека независимо от их физической природы.
Сканер персонального досмотра показывает все «лишние» предметы на теле человека.
В некоторых случаях пассажира могут пригласить и на сканер обуви. Если тот не усмотрит ничего интересного, можно забирать вещи и двигаться дальше. Если подозрения не исчезнут, придется возвратиться, снять обувь, положить ее в лоток и отправить в интроскоп.
К слову, изображение с него транслируется одновременно и на мониторы сотрудников таможни, что значительно экономит время и избавляет от повторного досмотра. Красный и зеленый коридоры уже ждут…
— Если не знаете точно законов страны — выбирайте красный коридор, — наставляет Владимир Александрович. — Там вам подскажут, нужно ли декларировать то, по поводу чего у вас есть сомнения, или отправят в зеленый коридор. Это лучше, чем нарушение таможенного законодательства, которое вы можете совершить, ступив по незнанию в зеленый коридор с предметом, подлежащим декларированию…
После прохождения паспортного контроля пассажиры попадают в так называемые гейты, где и ждут посадки на свой рейс. Согласно требованиям авиационной безопасности, на борт их пропускают те же агенты, которые регистрировали на рейс. Как правило, у них хорошая зрительная память, помогающая исключить подмену пассажира. В роли агентов выступают также автоматизированные посадочные ворота, к считывателю которых следует поднести штрихкод посадочного талона в любом виде — хоть бумажном, хоть электронном.
Осторожнее с сувенирами!
Запрещенные вещи в ручной клади попадаются из-за рассеянности или невнимательности пассажиров: например, завалившиеся за подкладку сумочки маникюрные ножницы или пилочка для ногтей. Хотя с недавнего времени, к большой радости путешественниц, эти предметы уже не являются запрещенными для проноса в салон самолета. Но встречаются и позагадочнее, в учебном центре для инспекторов впору устраивать экспозицию из изъятых объектов. Например, 20-сантиметровый клинок, извлеченный из трости престарелой бабушки. Она клятвенно заверяла, что купила такую палочку в аптеке…
Кстати, о багаже… Пока хозяева проходят разные виды контроля, чемоданы по наклонному конвейеру едут в багажное отделение, где работает автоматическая система обработки багажа. Там они обязательно проходят через томограф, который строит 3D-изображение их богатого внутреннего мира. Специальный лазерный считыватель штрихкода определяет, каким рейсом летит багаж, «привязывает» к нему изображение томографа и сбрасывает в нужный склиз — наклонный контейнер, куда поступает багаж одного определенного рейса. Оттуда его загружают на тележки и отвозят к самолету.
Каждое 3D-изображение, которое формирует томограф, просматривает несколько пар внимательных глаз. Несколько групп инспекторов службы авиабезопасности за ограниченное время анализирует разные характеристики багажа, чтобы определить, нужен ли чемодану дополнительный досмотр со вскрытием. В подобном случае он по конвейеру, а затем и на лифте отправится в специальную комнату в зоне вылета, где эту процедуру проведут в присутствии владельца. В багажном отделении имеют дело исключительно с закрытым багажом!
Линии с прилетевшими чемоданами стоят отдельно. Для службы безопасности они уже не представляют интереса, ведь рейс благополучно завершился. А вот для транзитного и трансферного багажа путешествие еще не закончилось. Эти чемоданы ждет дорога по транзитной линии к другому самолету, но только после обязательного повторного досмотра.
И еще кое-что об авиации: самолеты — один из наиболее безопасных видов транспорта.